Реакция протеста против нормативности
Как уже говорилось ранее, представители романтизма писали свои произведения для несогласия с эстетикой классицизма, которой было подвержено искусство в тот период.
Все дело в том, что всю предыдущую эпоху (с культурологической точки зрения) в мире наблюдалась отчетливая тенденция к нормализации, сведению к образцу. В отношении жанровой системы действовали чрезвычайно строгие каноны, а содержание произведений определялось исключительно проблемой выбора между сердцем и долгом. Такого рода рамки в существенной мере ограничивали как творческий потенциал, так и проблематику. К тому же общество этого периода сделало существенный скачок вперед, что потребовало глобальных перемен в эстетической системе и сформировало отличительные черты романтизма.
Человечество внезапно осознало свою хрупкость, беззащитность перед универсумом и мгновенно отреагировало на это открытие совершенно новым, революционным творчеством. Основная черта романтизма и состоит в этом самом протесте укладу, нормативности и полнейшему подавлению личности писателя, поэта, художника или композитора.
Жорж Сёра и другие пуантилисты
Увлеченный теорией цвета, изучавший труды Ш. Блана, О. Руда и Э. Шеврёля, молодой художник Жорж-Пьер Сёра решил применить свои знания на практике, создав полотно, состоящее из точек и при этом не смешивая. Согласно теории цвета, находящиеся рядом точки разных цветов человеческий глаз смешивает в один цвет. К примеру, стоящие рядом желтая и синяя точки с определенного расстояния будут казаться человеку зеленым пятном. В этом можно убедиться на примере знаменитой картины Ж-П. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», ввергшей в шок критиков на выставке работ импрессионистов в 1886 году. Картина получилась невероятно живой, многомерной. Контрастные точки создают эффект колеблющегося воздуха. Сёра достиг нужного эффекта – ему удалось передать красоту и естественность световоздушной среды.
Идею Ж-П. Сёра поддержали такие художники, как Поль Синьяк, Анри Кросс. И даже один из основателей импрессионизма – Камиль Писарро – 5 лет работал в стиле пуантилизма.
Henri-Edmond Cross Beach on the Mediterranian 1891
Camille Pissarro Railroad to Dieppe 1886
Пуантилизм Сёра открыл множество возможностей для экспериментов. К примеру, Поль Синьяк экспериментировал с расстоянием между точками. Если у Ж-П. Сёра мазки были примерно на равном расстоянии друг от друга, создавая эффект плавного движения, то на картинах Синьяка точки то сближались, то удалялись друг от друга, благодаря чему достигался эффект энергичного движения и объемности отдельных элементов.
Paul Signac Houses in the Port, Saint-Tropez 1892
Архитектурные стили классицизма
На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма. Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей.
Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия. Классический стиль в архитектуре
Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются
- правильностью планировки,
- чёткими формами,
- симметричными композициями и
- сдержанным убранством.
Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек.
В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:
- Палладианизм или ранний классицизм,
- Георгианская архитектура,
- Ампир,
- Регентство,
- Бидермейер,
- Федеральная архитектура.
Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон
В статье Архитекторы Классицизма в Англии можно проследить эволюцию архитектурных стилей на примере этой страны.
Классицизм — значит «образцовый». Рациональная методология европейского философа Рене Декарта (1596 -1650 гг) «от простого — к сложному» нашла выражение в строений 17—19 веков.
Архитектурные стили данного направления более подробно описаны в статье «Классицизм в архитектуре«.
В детском творчестве
Стиль часто применяется для развития детского творчества. У малышей вызывает восторг преобразование изображения, на которое смотрят издалека и с близкого расстояния.
Психологи считают живопись и творчество необходимыми для гармоничного развития личности, но традиционное рисование дается не всем детям, поэтому стоит использовать другие техники. Пуантилизм для развития детского творчества – одна из наиболее удачных методик приобщения ребенка к рисованию.
Благодаря использованию стиля, у детей развиваются память, воображение, мышление, внимание. Пальчиковое рисование, как одна из техники пуантилизма, не только интересный, но и веселый рисовальный прием
Пуантилизм – необычная веха в развитии живописи конца 19 века, ставшая не только направлением и техникой создания изображений, но и научной методикой. Стиль активно применяется для развития творчества у детей на современном этапе.
Барокко
Барочный стиль рождён итальянскими зодчими Борромини и Бернини. Его появление в конце 16 века знаменует эпоху Позднего Возрождения. Ещё называют витиеватым развитием Ренессанса.
Этот стиль был противостоянием рационализму и классике. Его задачей было создание впечатления состоятельности и могущества. Узнайте, какие созданы зодчими.
Характеризуется большими колоннадами, обилием различных скульптур и пилястрами, наличием теламонов (атлантов), кариатид и маскарон (анфас головы человека или животного). Отмечен многоярусными сложными куполами (собор Св. Петра, Рим).
Любимый католической церковью (), cтиль барокко быстро становиться популярным у испанцев и французов, у немцев и нидерландцев, у русских и поляков. Также его принимают и в странах Южной Америки.
Стиль барокко в архитектуре Рима, Италия
Основные черты и признаки
Реализм возник как противоположность романтизму – многие деятели искусства «перешли» из одного направления в другое. Они отошли от идеалистического и упрощенного изображения мира, от возвышения обыденности. Для реализма характерны следующие черты:
отображение мира таким, какой он есть;
соблюдение принципов народности, историзма, психологизма;
зависимость героев от социальных условий;
внимание к деталям: описанию быта, условий жизни, одежды и т.д.;
типизация героев;
в основном изображение простых людей (в романтизме все внимание было уделено представителям знати).
Своеобразие реализма заключается в том, что его объектом стала жизнь без прикрас и помпы. Во многих странах (например, в царской России) искусство говорило то, что не могла позволить себе сказать журналистика. Одна картина Репина «Бурлаки на Волге» выражала то, что не мог передать правозащитник (которого в ту пору не было). Это направление было вызвано социальной необходимостью в справедливости, которую ощущали мыслящие люди. Они хотели правды, которую никто не мог сказать. Традиции реализма определили его развитие: он стал критическим, затем социалистическим, словом, он показывал подноготную, суть, изнанку жизни. Поэтому многие читатели и зрители изначально воспринимали его в штыки.
Основные черты сентиментализма
Зарождение новой школы, проповедовавшей отказ от рассудочного взгляда на мир, стало ответом на гражданственные образцы разума эпохи классицизма. Среди основных признаков можно выделить следующие особенности сентиментализма:
- Природа используется как фон, оттеняющий и дополняющий внутренние переживания и состояния человека.
- Закладываются основы психологизма, авторы ставят на первое место внутренние чувства отдельно взятого человека, его размышления и терзания.
- Одной из ведущих тем сентиментальных произведений становится тема смерти. Часто возникает мотив самоубийства по причине невозможности разрешить внутренний конфликт героя.
- Среда, которая окружает героя, второстепенна. Она не имеет особого влияния на развитие конфликта.
- Пропаганда изначальной духовной красоты простого человека, богатства его внутреннего мира.
- Разумный и практичный подход к жизни уступает место чувственному восприятию.
Важно! Прямолинейный классицизм порождает совершенно противоположное себе по духу течение, в котором на первый план выходят внутренние состояния личности, вне зависимости от низости ее сословного происхождения
Пуантилизм в живописи для детей
Изучение цвета играет очень важную роль в обучении ребенка
Цветоведение развивает память, внимание, восприятие у детей. А точечное рисование способствует развитию усидчивости, мелкой моторики, к тому же такое занятие способно увлечь на несколько часов
Материалы при этом можно использовать разные, фломастеры или краски, а вместо кистей краску наносить допускается прямо пальцами. Для этого есть специальные детские пальчиковые краски, совершенно нетоксичные. Рисовать точками детям гораздо проще, чем традиционным способом, это доставляет массу веселья. Даже самый простой предмет, нарисованный ребенком в этом стиле, будет выглядеть живописно.
Русские писатели-романтики
Некоторые произведения русских поэтов, которые были выпущены в последнем десятилетии XVIII века, относят к раннему романтизму. Писатели отказались от сложившихся в обществе установок и использовали новые черты и элементы в своих произведениях. Главным отличием русского романтизма было то, что он развивался параллельно с классицизмом, причём эти направления противоречили друг другу не так резко, как это было в других странах. Романтики создали много баллад и романтических драм, которые способствовали появлению драматургического стиля в литературе.
В русском романтизме писатели утвердили новую сущность и значение поэзии, которая стала самостоятельной областью искусства. В произведениях выражались высшие стремления и идеалы личности. Поэзия уже не казалась простым и забавляющим развлечением. Этот вид искусства начали воспринимать серьёзно, когда русские поэты начали писать об одиночестве и страданиях главных героев.
Основоположником романтизма в России стал В. А. Жуковский. В этом направлении также писали К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский. Нотки романтизма характерны для ранней поэзии А. С. Пушкина и трудов Н. В. Гоголя. Вершиной этого направления в России считались работы М. Ю. Лермонтова, которого называли «русский Байрон». Философские лирические произведения Ф. И. Тютчева завершили романтическую эпоху в русской литературе.
Романтизм захватил практически все виды искусства, включая архитектуру. Интерес писателей к природе, историческому прошлому своей страны и традициям помог разнообразить мировую литературу новыми жанрами и интересными произведениями. Работы писателей-романтиков заставили общество признать чувства и мысли отдельного человека высшей ценностью жизни.
В середине XIX века романтизм уступил место реализму. Однако до конца этого столетия многие литераторы продолжали писать в жанрах этого направления. К началу XX века сформировался неоромантизм. Это течение в искусстве стало реакцией на реализм и натуралистические тенденции. Неоромантизм продолжил традиции романтической эпохи, отрицая обыденность и обращаясь к иррациональному, но уже на новых, глубоко личных основаниях.
Галереи
- Кодекс Эгберта (Кодекс Трира, Молитвенник Гертруды)
- Босуортская Псалтирь
- Древнерусское искусство — атрибуция
- Остромирово Евангелие
- Раннехристианское искусство. Архитектура
- Эллинизм
- Неолит и ранняя бронза Эгейского бассейна
- Эгейское искусство
- Атрибуция памятников Передней Азии — Месопотамия
- Атрибуция памятников Древнего Египта
- Греция. Древняя
- Онежские петроглифы
- Пещера Ласко
- Пещера Альтамира
- История искусств зарубежных стран в картинках
- Вавилон
- Хетты и хурриты
- Шумер-Аккад
- Раннее Двуречье
- Архитектура Древнего царства
- Раннее царство
- Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
- Изборник Святослава
Историзм и правдивость
Основой мировоззрения и художественным методом писателей-реалистов стал историзм. В прошлом они искали ответы на актуальные вопросы настоящего времени и осмысливали будущее воздействие современных событий на дальнейшее историческое развитие.
Критическое изображение действительности отразилось в правдивом описании жизненных условий, особенно их отрицательных проявлений и недостатков существующего мироустройства. Однако авторы не рассматривают действительность как бы в разрезе реальности, а показывают свое видение ее. Достоверность и точность в описании деталей иногда превалируют настолько, что по ним можно изучать эпоху, во время которой происходит действие реалистичного произведения.
Реализму не чужды и оптимистические идеалы — мечты о светлом будущем своей страны, сочувствие к представителям простого народа, вера в появление положительного героя и разум человека, поэтому в современном литературоведении понятие «критический реализм», введенное Н. Г. Чернышевским, заменяют на «классический реализм».
Философская основа
Как и любое явление в мировой культуре, романтизм опирался на определенные взгляды в философии. В Германии, откуда направление распространилось по всему земному шару, в качестве такого фундамента выступили работы Готлиба Фихте и Иммануила Канта. Во главе основных учений этого периода стояла проблема творческих возможностей разума. Несмотря на то что вышеназванные труды легли в основу эстетики, с ними постоянно велась полемика, благодаря которой романтическое искусство открывало перед собой все больше возможностей.
Занимавшие прежде ведущие места концепции Бенедикта Спинозы, Джона Локка и Рене Декарта практически сразу отошли на второй план и подверглись жесткой критике. Всепоглощающий рационализм и обожествление человека как существа разумного стали для развивающегося направления неприемлемыми и уступили место воспеванию человека чувствующего.
Столь удачное немецкое направление заметил Кольридж, благодаря которому стиль романтизм проник в Англию и дальше во Францию.
Литература Барокко
Литературные произведения, созданные в XVII в. Объединение черт прекрасной эпохи античности и мрачного средневековья.
Для трудов этого времени характерны:
- восприятие всего мира как произведения искусства;
- воссоздание новой действительности в причудливой, усложненной форме;
- противостояние между личностью и обществом, идеальным и реальным (романтизм);
- внутренние противоречия человека;
- патетичность, пышность, метафоричность.
В эпоху Барокко расцветает театр, широко ставятся драмы Тирсо де Моли, У.Уэбстера, П. Кальдерона, общество зачитывается поэзией Т. Тассо и Дж. Марино.
Барокко просуществовало вплоть до середины 18 века и в национальных литературах проявилось по-разному:
- гонгоризм (Испания);
- маринизм (Италия);
- прециозная литература (Франция).
Примеры: П. Кальдерон «Жизнь есть сон», Г. Гриммельсгаузен «Симплициссимус», Луис де Гонгора-и-Арготе «Поэмы уединения», Я. Пасек «Мемуары», Ф. Прокопович «Владимир».
Техника
Этот метод основан на способности глаза и ума зрителя смешивать цветные пятна в более полный диапазон тонов. Это связано с Дивизионизм, более технический вариант метода. Дивизионизм связан с теорией цвета, тогда как пуантилизм больше ориентирован на конкретный стиль кисти, используемый для нанесения краски. Этой техникой сегодня пользуются несколько серьезных практиков, и она особенно заметна в работах Сёра, Синьяк и Пересекать. Однако см. Также Энди Уорхолранние работы и Поп-арт.
Поль Синьяк, Femmes au Puits, 1892, показывая деталь с составляющими цветами. Musée d’Orsay, Париж
Анри-Эдмон Кросс, L’air du soir, c.1893, Musée d’Orsay
С 1905 по 1907 год Роберт Делоне и Жан Метцингер нарисован в стиле Дивизиона с большими квадратами или «кубиками» цвета: размер и направление каждого придавали картине чувство ритма, но цвет менялся независимо от размера и расположения. Эта форма дивизионизма была значительным шагом за пределы забот Синьяка и Креста. В 1906 году искусствовед Луи Шассен признал разницу и, как историк искусства, Дэниел Роббинс указал, использовал слово «куб», которое позже будет использовано Луи Воксель крестить кубизм. Chassevent пишет:
- «М. Метцингер — мозаичист, как и М. Синьяк, но он привносит больше точности в вырезание своих цветных кубиков, которые, похоже, были сделаны механически ».
Авторы-представители литературных направлений
В зарубежной литературе
Литературное направление | Основные представители |
Классицизм | Мольер, Вольтер, Пьер Корнель, Жан Расин, Жан де Лафонтен, Витторио Альфьери |
Сентиментализм | Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн, Жан-Жак Руссо |
Романтизм | Фридрих Шлегель, Вильгельм и Якоб Гримм, Эрнст Гофман, Генрих Гейне, Самюэль Тэйлор Кольридж, Уильям Вордсворт, Джордж Байрон, Перси Биши Шелли, Уильям Блейк, Джон Китс, Виктор Гюго, Александр Дюма |
Реализм | Томас Манн, Стефан Цвейг, Стендаль, Оноре де Бальзак, Чарльз Диккенс, Джек Лондон, Марк Твен, Уильям Теккерей, Гюстав Флобер |
Импрессионизм | Марсель Пруст, Поль Верлен |
Символизм | Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Генрик Ибсен, Морис Метерлинк, Жорис Гюисманс |
Акмеизм | — |
Имажизм | Томас Хьюм, Эзра Паунд, Томас Элиот, Ричард Олдингтон |
Футуризм | Филиппо Маринетти, Луиджи Руссоло, Коррадо Говони, Паоло Буцци |
Экзистенциализм | Жан-Поль Сартр, Альбер Камю |
Экспрессионизм | Георг Гейм, Франц Кафка, Георг Тракль, Герман Гессе, Джеймс Джойс |
Сюрреализм | Поль Элюар, Луи Арагон, Андре Бретон, Робер Деснос, Рене Кревель |
Постмодернизм | Джек Керуак, Курт Воннегут, Джон Фаулз, Джон Эшбери, Джозеф Хеллер и др. |
В русской литературе
Литературное направление | Основные представители |
Классицизм | Михаил Ломоносов, Александр Сумароков, Денис Фонвизин, Гавриил Державин |
Сентиментализм | Василий Жуковский, Николай Карамзин, Александр Радищев |
Романтизм | Василий Жуковский, Константин Батюшков, Евгений Баратынский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Иван Тургенев |
Реализм | Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Лев Толстой, Николай Некрасов, Федор Достоевский, Иван Бунин, Александр Куприн |
Импрессионизм | Константин Бальмонт (раннее творчество) |
Символизм | Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Иннокентий Анненский, Федор Сологуб |
Акмеизм | Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Анна Ахматова (раннее творчество), Михаил Кузмин, Михаил Зенкевич |
Имажизм | Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков |
Футуризм | Игорь Северянин, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский |
Экзистенциализм | Василь Быков, Юрий Бондарев, Варлам Шаламов, Фридрих Горенштейн |
Экспрессионизм | Леонид Андреев, Борис Лапин (раннее творчество) |
Сюрреализм | Черты сюрреализма проявляются в творчестве Андрея Белого, Федора Сологуба, Николая Гумилева, Владислава Ходасевича |
Постмодернизм | Венедикт Ерофеев, Виктор Пелевин, Андрей Битов, Дмитрий Пригов, Эдуард Лимонов, Владимир Сорокин |
Временные рамки
Прежде чем определять основные черты романтизма, следует разобраться в том, когда же он был основным направлением в искусстве. Эстетика, характерная для этого периода, возникла в результате реакции на строго нормированный классицизм. Если говорить о временных рамках, стиль романтизм возник и утвердился во второй половине 18-го века. Как и другие направления, рассматриваемое нами начало формироваться в Европе, а именно в Германии, откуда распространилось на Англию, Францию, Италию и в конце концов Америку. После того как эстетика романтизма сформировалась окончательно, направление распространилось практически по всему миру.
Техника
Этот метод основан на способности глаза и разума зрителя смешивать цветовые пятна в более широкий диапазон тонов. Это связано с дивизионизмом, более техническим вариантом метода. Это стиль рисования, в котором для создания художественного произведения используются точки вместо мазков. Дивизионизм занимается теорией цвета, в то время как пуантилизм больше фокусируется на конкретном стиле кисти, используемой для нанесения краски. Это техника, которую сегодня серьезно практикуют немногие, и она особенно хорошо видна в работах Сера, Синьяка и Кросса.
Пуантилизм достигается за счет последовательности точек, изображения или художественного произведения, сильно отличающихся от мазков. Упомянутое изображение или конечная цель, видимая с близкого расстояния, представляет собой не что иное, как набор точек с определенными оттенками и в определенных положениях, но если смотреть с расстояния или с определенного расстояния, достигается впечатляющий визуальный эффект.
Несмотря на кажущуюся простоту техники, на самом деле она требует большого мастерства, поскольку расположение и цвет каждой из точек имеет решающее значение для создания текстур. Каждый набор точек должен быть стратегически расположен, чтобы придать форму, объем и освещение, с другой стороны, расположение, размер и расстояние между точками будут ключевыми факторами для достижения глубины.
Направления искусства
Художественная эпоха культуры проявилась в просветительском классицизме и романтизме. О том, в чем это воплотилось, кратко информируется в таблице:
Направление художественной культуры | Краткая характеристика |
Живопись | Появление разнообразных стилей |
Театр | Театральная деятельность переживала золотой век развития |
Художественная литература | Наступило торжество буржуазной культуры |
Музыка | Произошел толчок к появлению будущей современной музыки |
Развитие живописи
С наступлением XVIII века в живописи начал развиваться стиль рококо. В его основе лежала асимметричность, насмешливость и игривость. Персонажами для авторов являлись представители античной мифологии. К ним относились Венера, нимфы, Диана.
Подобным творчеством занимался француз Франсуа Буше. Он являлся художником короля. В своем творчестве он брался за создание театральных декораций и картин. Примером может служить полотно «Триумф Венеры».
Англичанин Томас Гейнсборо занимался написанием портретов, которые отличались поэтичностью и утонченностью.
Среди итальянцев выделялся Джованни Тьеполо, который занимался изготовлением гравюр и фресок.
Франческо Гварди и Антонио Каналетто оставили после себя множество картин с изображением городских пейзажей.
Театральная деятельность
Театральное искусство в этот период достигло пика своего расцвета. В Англии стали знаменитыми произведения драматурга Ричарда Шеридана «Соперники» и «Школа злословия».
В Венеции работало одновременно 7 театров. Здесь писал свои работы Карло Гольдони, которых у него насчитывалось 267 единиц. Высокую оценку его творчества давал Вольтер.
Однако наиболее известным произведением в Эпоху Просвещения была комедия «Женитьба Фигаро», написанная французом Бомарше. В ней звучала критика царствующей во Франции династии Бурбонов. Буквально сразу после первых постановок пьесы во Франции произошла революция, и старый режим, был свергнут.
По сообщениям из Германии выдающимися драматургами эпохи были Иоганн Гёте и Фридрих Шиллер. Первого из них называли универсальным гением. Среди его произведений были пьесы «Фауст» и «Эгмонт». Шиллер тоже оставил множество сочинений.
Художественная литература
В литературе Эпохи Просвещения появился новый литературный жанр — роман. Феодальную идеологию сменила буржуазная культура. Стали издаваться работы философов и экономистов. Этот жанр вышел из просветительской публицистики.
К писателям Эпохи Просвещения относятся:
- Джонатан Свифт. В числе его работ присутствует знаменитое произведение «Приключение Гулливера». В нем идет вскрытие пороков существующего общества.
- Монтескье. Среди его произведений стоит отметить «Персидские письма».
Новый музыкальный язык
Именно в эту эпоху сложился современный музыкальный язык. Его основоположником стал композитор Иоганн Бах, который умел писать произведения практически во всех жанрах. Единственным исключением для него была опера. Множество сонат и сюит написал Георг Гендель. При этом ему давалась и оперная музыка.
В XVIII веке развитие получила венская школа. Ее представителями были Моцарт, Гайдн, Бетховен. Их произведения в настоящее время исполняются академическими оркестрами. Многие из этих работ основываются на песнях и танцах.
При этом великий классик Бетховен часто работал над героическими сюжетами. Он писал произведения для скрипки и фортепиано. В его жизни присутствовал серьезный кризис, когда он лишился слуха. Однако композитор пережил эту потерю и в будущем написал еще множество симфонических трудов.
Уникальность русского варианта
В России данный метод сохранил свои основные принципы, но в нем выделилось две группы. Одна представляла собой реакционный взгляд на крепостничество. Повести авторов, входящих в нее, изображали крепостных крестьян очень счастливыми и довольными своей судьбой. Представители этого направления – П.И. Шаликов и Н.И. Ильин.
Вторая группа имела более прогрессивный взгляд на проблему крепостнического рабства крестьян. Именно она стала основной движущей силой в развитии литературы. Главные представители сентиментализма в России – Н. Карамзин, М. Муравьев и Н. Кутузов.
Сентиментальное направление в русских произведениях прославляло патриархальный уклад жизни, резко критиковал буржуазный слой и подчеркивал высокий уровень духовности у представителей низшего класса. Он пытался через воздействие на духовность и внутренние чувства научить читателя чему-то. Русский вариант этого направления выполнял просветительскую функцию.
Примеры и тематика произведений
Новое литературное течение предопределило новое отношение к природе: она становится не просто местом действия, на фоне которого развиваются события, а приобретает очень важную функцию – оттенять чувства, эмоции и внутренние переживания персонажей.
Основная тематика произведений заключалась в изображении прекрасного и гармоничного существования личности в мире природы и противоестественности испорченного поведения аристократического слоя.
Примеры произведений сентименталистов в России:
- «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина,
- «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина,
- «Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина,
- «Марьина роща» В. А. Жуковского,
- «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева,
- «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова,
- «Генриетта» И. Свечинского.
«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев
Практика
Практика пуантилизма резко контрастирует с традиционными методами смешивания пигментов на палитра. Пуантилизм аналогичен четырехцветному CMYK процесс печати, используемый некоторыми цветными принтерами и большими печатными машинами, которые размещают точки голубой, пурпурный, желтый и ключевой (черный). Телевизоры и компьютерные мониторы используют аналогичную технику для представления цветов изображения с помощью Красный, зеленый и синий (RGB) цвета.
Если красный, синий и зеленый свет ( ) смешиваются, получается что-то близкое к белому свету (см. Призма (оптика)). Живопись по своей сути , но цвета пуантилистов часто кажутся ярче, чем типичные смешанные субтрактивные цвета. Частично это может быть связано с тем, что избегается субтрактивное смешивание пигментов, а также потому, что часть белого полотна может просвечивать между нанесенными точками.
Техника рисования, используемая для смешивания цветов пуантилистов, осуществляется за счет традиционных мазков, используемых для очерчивания. текстура.
Большая часть пуантилизма выполнена масляными красками. Вместо него можно использовать все, что угодно, но масла предпочтительнее из-за их густоты и тенденции не растекаться и не истекать.
Последователи постимпрессионизма
Постимпрессионизм оказал серьезное влияние на живопись в 20 веке. В искусстве выделяют следующие направления, которые развились под его воздействием:
Направление Ван Гога. Художник отражает собственные чувства, а не бездумно срисовывает окружающие предметы. Для точной передачи палитры эмоций используются нестандартные цветовые решения и экспрессивные мазки.
Пуантилизм. Изображение формируется в сознании зрителей благодаря специальным оптическим эффектам.
Скандинавский постимпрессионизм. Это направление отличается несвойственным постимпрессионистам жизнелюбием, на полотнах преобладают яркие краски.
Британский постимпрессионизм. Объектом творчества становятся зарисовки из будничной жизни, характерные для этого направления. Однако используются современные методы передачи эмоций.
Канадское направление (другое название – группа семи)
Художники писали пейзажи, уделяя большое внимание символам.
«Ночное кафе в Арле», Ван Гог
Постимпрессионисты воспользовались открытиями предшественников, но не остановились на их достижениях. Живописцы увлеченно продолжили поиски и эксперименты в искусстве. Каждая линия, форма и цвет служили для одной цели – все детали передавали чувства постимпрессионистов и их восприятие действительности.
Читайте далее:
Импрессионизм и магические трюки художников-импрессионистов
Магия и геометрия: как в живописи 20 века появился кубизм
Что такое сюрреализм?
Художница Марселла Каспар
Изящество в серебре – украшения дизайнера Юли Диди
Художник Владимир Любаров и его «Деревенский астрал»
Пуантилизм в живописи: история стиля и фото. Исследовательская работа на тему техника «пуантилизм»
Пуантилизм рассматривается как часть движения постимпрессионизма. Стиль был основан художниками Джорджем Сера и Полем Синьяком. В отличие от импрессионизма, пуантилисты использовали для создания изображений только точки чистого цвета.
Скопление точек составляло цельное изображение. Пуантилизм – это не только направление искусства и живописи, это специфическая техника написания картин. Пиком развития направления считаются 1880 – 90-е годы.
Происхождение
Искусствоведы считают, что пуантилизм, как направление искусства, был порождением неоимпрессионизма. Годом рождения стиля является 1885, страна – Франция, где учились и развивались основатели направления.
Наиболее известное полотно, представляющее стиль – «Воскресный день на острове» Дж.Сера. это признанный шедевр: полотно имеет более 6 футов высоту и 10 футов в ширину. Сера работал над ней около двух лет – кропотливая работа требовала точного рисования маленьких точек разного цвета, которые составили пейзаж. Увидеть полотно сегодня можно в Художественном институте в Чикаго.
Символизм как стиль в живописи
Представители направления
Синьяк не только стал наследником стиля Сера, но и экспериментатором – он работал с расстоянием между точками, изучая особенности его влияния на восприятие мозаичного изображения глазом. На полотнах Сера точки расположены на одном расстоянии, у Синьяка – они приближаются и отдаляются друг от друга.
Результат экспериментов художника – создание динамичных, объемных изображений путем рисования точек на разном расстоянии.
Другие известные представители стиля:
Теория цвета
В создании стиля, Сера использовал общее положение теории цвета – человеческий глаз смешивает цвета точек, расположенных рядом.
В изображении предметов на полотне используют точки контрастных оттенков – синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и синий. Благодаря этому приему объекты выразительны. Соседние цвета не смешиваются друг с другом.
Оптический эффект точек рассчитан на то, что цветовые соединения и превращения выполнит наш глаз.
Картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Сера, стала шоком и открытием выставки импрессионистов в 1886 году. Благодаря эффекту теории цвета, изображение получилось живым и многомерным с расстояния. Если подойти ближе – картина распадалась на точки. Цель художника достигнута – он передал колебание воздушной среды и красоту природы.