Выразительность цвета
Иттен считал, что каждым цветом можно выразить эмоцию: ярость, очарование, восхищение, страсть. При этом одни и те же цвета в зависимости от контекста воспринимаются по-разному: голубая синева моря очаровывает нас, но если в этот цвет выкрасить помещение, оно будет казаться жутким.
В качестве примера Иттен приводит времена года. У художников каждое из них соотносится с определённым цветом:
Весна — жёлтый, светло-розовый, светло-голубой.
Лето — зелёный, синий, красный.
Осень — коричневый и фиолетовый.
Зима — холодные, глубокие и прозрачные цвета.
Суждение «приятный — неприятный» не может быть основой правильного и правдивого колористического решения. Более приемлемыми будут критерии, которые возникают в том случае, когда наши суждения относительно каждого отдельного цвета исходят из оценки общей цветовой гаммы. С позиции четырёх времён года это означает, что для каждого из них нам следует находить те цвета в цветовом шаре, которые в целом ясно выражают его характер.
Иоханнес Иттен
Также Иттен даёт эмоциональные определения основным цветам своего спектра:
Жёлтый — самый светлый из всех цветов, символизирует разум и познание. Если жёлтый начинает терять свою яркость, он начинает ассоциироваться с завистью, предательством, двуличием, безумием.
В зависимости от окружения жёлтый цвет меняет свой характер. Например, на фоне розового цвета он теряет выразительность. Иллюстрация: Skillbox Media
Сальвадор Дали. «Портрет Галы с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече», 1933 г. Изображение: Фонд «Гала — Сальвадор Дали»
Красный — обладает мощной яркостью, символизирует духовную любовь. В зависимости от оттенка и окружения легко меняет свой характер. Например, красно-оранжевый — войны и демонический мир, пурпурно-красный — светская и духовная власть.
Красный легко адаптируется под любое окружение и приобретает новые смыслы. На зелёном фоне он кажется банальным и шумным, а на сине-зелёном — разгоревшимся огнём. Иллюстрация: Skillbox Media
Анри Матисс. «Танец», 1910 г. Государственный Эрмитаж. Изображение: Государственный Эрмитаж
Синий — пассивный и всегда холодный, символизирует веру. Если он заметен, то вызывает ощущение страха и печали, но вместе с тем указывает путь к чему-то духовному. Синий на лиловом фоне кажется отчуждённым и слабым, а на красно-оранжевом — сохраняет свою чистоту.
На жёлтом фоне синий приобретает зеленоватый оттенок, а на чёрном — сияет в своей чистоте и силе. Иллюстрация: Skillbox Media
Натан Исаевич Альтман. Портрет Ахматовой, 1915 г. Изображение: Государственный Русский музей
Впечатления и душевные переживания художника могут быть очень интенсивны и велики, но если с самого начала работы над произведением он не выберет из всей цветовой гаммы основной, нужной для него группы, то конечный результат может оказаться сомнительным. Поэтому подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные.
Иоханнес Иттен
Больше о цвете
- Продающий красный: как цвет влияет на восприятие бренда
- Цветовые пространства: большой разбор
- Что такое цветовой круг Иттена и как дизайнеры подбирают цвета с его помощью
Символика синего цвета
Глубокий, холодный, нематериальный цвет, цвет правды: символизирует воду, которая очищает, питает и освежает. Синий цвет также символизирует внутреннюю жизнь, женственность, доброту, чувство долга, преданность, стабильность, стремление к идеалам. Это цвет личности, заслуживающей доверия, постоянной, собранной, спокойной.
Он соответствует божественной истине, вере, лояльности. Мечты, связанные с этим цветом, обеспечивают чувство самоуглубленности. Это цвет холода, лазури, неба и рая. Он настраивает на отдых, поскольку не отталкивает взгляд, а позволяет ему потеряться в себе. Синий придает строгость и достоинство, в нем кроется своеобразие и требовательность.
- Темно-синий цвет — это порядок, несгибаемость, власть, наущение, уважение, рассудительность, интуиция, одаренность.
- Светло-синий: творческий подход, мечтательность, чувствительность, нежность, чувство долга.
- Лавандовый: символ подчеркнутой женственности, утонченности. Это благородный, даже высокомерный цвет, который говорит о тонкой, обаятельной, коммуникабельной, артистичной личности.
- Пурпурный: духовность, уважение, божественная сила, могущество, духовная власть, загадка жизни, истина, мудрость, безмятежность, глубина, свежесть, скромность.
- Бирюзовый: символ красоты, спокойствия, доверия, преданности, идеализма. Этот цвет защищает от дурных мыслей. Он подчеркивает силу характера, мудрость тела и духа. Говорит о чувствительной, утонченной, умной, стабильной, настойчивой, но несколько оторванной от внешнего мира личности.
Синему цвету разных оттенков долгое время не придавалось значения. Лишь с XII века он приобрел благородные свойства благодаря прогрессу красильного ремесла и по более символической причине — благодаря культу Девы Марии. Он стал цветом королей, и Деву Марию традиционно изображали облаченную в плащ и накидку лазурного оттенка.
Камни: бирюза, гематит. Цвет 5-й чакры: голубой. Символ ума, стремления к чистоте и бесконечности. Он представляет собой могущество мысли, веру, остроту восприятия, сознание, глубину бытия, преданность. Цвет 6-й чакры: темно-синий. Символ общения, самовыражения, способности к творчеству, спокойствия. Камни: голубой агат, турмалин (индиголит).
Символика зелёного цвета
Когда зеленого слишком много, это утомительно и предсказуемо. Трава всегда зеленее на соседнем лугу… разве что дальтоники этого не видят. Зеленый крест — символ аптек, экологов. Зеленый цвет является естественным природным цветом. Он ассоциируется с водой и молодыми растениями. Это «женский» цвет, отражающий красоту, молодость, напор и жизненную силу. Зеленый — цвет возрождения природы, а также духовного возрождения в надежде на бессмертие. Зеленый — цвет тепла и приветливости, символ удачи, суеверия, долголетия.
Он представляет растительный мир, рост, плодородность. Он спокойный и умиротворяющий, толкает к терпимости, вызывает чувства гармонии, надежды, равновесия, доверия к себе, обостряет прозорливость. Светло-зеленый оттенок является успокаивающим, расслабляющим. Темно-зеленый означает доверие, солидность, серьезность. В мусульманском раю святые одеты в зеленое, как и сам пророк, поскольку они обладают Знанием.
В Индии зеленая вода в давние времена давала жизнь, а Вишну, который удерживал мир, изображается как черепаха с зеленым лицом. Богиня первовещества, которая рождается в молочном море, обладает зеленым телом. Зеленый выражает изнанку и лицевую сторону, удачу и невезение, судьбу и рок. Камни: нефрит, гелиотроп. Это цвет 4-й чакры: символ равновесия, обновления, Любви, принятия, сочувствия, гармонии.
Интересные факты о Демосфене
Демосфен был рождён в Древней Греции, в городе Афины. Несмотря на то, что в то время мастерство красноречия было известно и египтянам, и ассирийцам, и индусам, родиной ораторского искусства является именно Эллада.
Выступлениями ораторов была пропитана вся жизнь Древней Греции: перед войсками с зажигательными речами выступали полководцы, на собраниях совета и массовых сборищах выступали политики, провинившиеся в чём-либо граждане посредством своего умения говорить отстаивали свои права в суде, да и любой человек, того пожелая, мог выступить на дружеской встрече, поминках или торжестве. И по большому счёту умение красноречиво изъясняться для каждого человека было отнюдь не прихотью, а жизненной необходимостью.
Жанров публичных речей было достаточно много, однако наибольшей популярностью и значимостью обладал совещательный жанр речи, другими словами, особо ценилось красноречие политическое. Если оратор достигал успеха в своём деле, перед ним открывались перспективы получения хорошей должности в государственном аппарате и даже возможность поехать послом в другую страну. И в том, что Демосфен с детства мечтал стать оратором, нет ничего странного.
Отец Демосфена (к слову заметить, его тёзка) был представителем уважаемого буржуазного сословия и хозяином двух мастерских, где несколько десятков рабов изготовляли мебель и оружие. Когда Демосфену было семь лет, его отец умер, оставив в наследство его сестре и ему самому солидное состояние. Но люди, на которых была возложена ответственность по воспитанию юных сирот (сестре Демосфена в то время было всего пять лет), были не только корыстными и жадными натурами, но не принимали в их воспитании никакого участия, и, соответственно, об оплате учителей не могло быть и речи. Так, Демосфен был ребёнком слабым и отстающим в физическом развитии, а также серьёзно заикался и картавил.
Ещё в отрочестве Демосфен уговорил своего воспитателя, чтобы тот взял его на заседание суда, на котором выступал один из знаменитых ораторов. Аплодисменты и восторг покорённой оратором публики произвели тогда на Демосфена неизгладимое впечатление. Это, собственно говоря, и послужило для него мотивацией на занятия ораторским искусством самостоятельно.
Учитывая то, что людей, обучавших красноречию, в Афинах в те времена было хоть отбавляй, Демосфен смог найти наставника. В течение четырёх лет он был учеником Исея – человека, имевшего статус одного из лучших учителей по ораторскому искусству. Именно от Исея Демосфен впоследствии перенял манеру задавать риторические вопросы, строгую логику доказательства, содержательность, сжатость и простоту слога.
За время обучения Демосфен надлежащим образом познакомился с работами именитых философов и историков, таких как Платон и Фукидид. Демосфен собственной рукой переписал «Историю» Фукидида восемь раз, по причине чего успел выучить её наизусть.
В дальнейшем Демосфен, как и многие другие ораторы той эпохи, включая и Исея, изначально начал писать судебные речи для других выступающих, и только успешно справившись с этой задачей, перешёл к своим выступлениям на публике. Но здесь история становится ещё интереснее.
Круг Иттена и цветовые гармонии
Йохансен Иттен ввел цветовой круг, состоящий из 12 частей. Такой круг стал чрезвычайно полезен в работе художника, так как охватывает широкую комбинацию разных цветов. Он удобен и для работы дизайнера.
В самом центре круга Иттена находится треугольник, состоящий из базовых тонов, тех же, что у Ньютона — желтого, красного и синего. К каждой стороне треугольника примыкает еще треугольник – результат совмещения базовых цветов. Вокруг получившегося шестиугольника кольцо следующих смешений соседних оттенков.
С помощью круга Иттена можно находить цветовые гармонии. Они располагаются в углах любого равностороннего треугольника на круге. В книге Иттена «Искусство цвета» рассмотрен и цветовой шар, где показаны градации каждого цвета от светлого к темному. Эта книга будет полезна не только детям и начинающим художникам, но и состоявшимся мастерам.
Максим Максимыч
Максим Максимыч
Сослуживец Печорина, на момент повествования ему около 50 лет:
О внешности известно лишь, что Максим Максимыч носит усы, лицо его очень загорело:
Происходит из небогатой, незнатной семьи, малообразован:
Родных не имеет:
Имеет воинское звание штабс-капитана, служит в 3-м Кавказском Линейном батальоне уже более 10 лет:
Автор подчеркивает, что его герой – уважаемый человек:
Главными достоинствами старого солдата являются его доброта и скромность:
Совершенно не употребляет спиртное и вкусно готовит:
Гостеприимен, дружелюбен, легко налаживает общение с людьми, будь то его сослуживцы, будь они черкесские абреки:
Однако его простота и общительность не мешают ему быть наблюдательным и осторожным:
Не хватает Максиму Максимычу лишь опыта в общении с женщинами:
Он легко поддается эмоциям и довольно обидчив:
Грушницкий
Грушницкий
Молодой военнослужащий, юнкер, на момент повествования только что произведенный в офицеры:
Возраст — 21 год, хотя выглядит он старше:
Имеет привлекательную внешность:
На водах находится по причине ранения в бое, за который имеет награду:
Довольно хорошо воспитан и образован, а вот танцует плохо:
Не слишком умен:
Самолюбив и слабохарактерен:
В душе его кипят, однако, нешуточные страсти:
Любит напустить на себя трагический вид, чтобы произвести впечатление на дам:
Впрочем, больших успехов в общении с дамами не достигает:
Если ему не отвечают взаимностью, то становится мстительным:
Не останавливается он ни перед прямой клеветой, ни перед подлостью:
Не менее яркой отрицательной чертой характера Грушницкого является его самодовольство:
Молодой человек совершенно не считается с мнением других людей:
Любит острить, хотя часто делает это неуместно и неумело:
Молодой офицер труслив, хотя о нем говорят как о храбром воине:
Его жизнь заканчивается на дуэли с Печориным, на которую тот вызвал Грушницкого из-за клеветы:
Определение «герой нашего времени», сказанное М.Ю. Лермонтовым со злой иронией, постепенно стало нарицательным. Правда, у каждого времени свои герои.
Княжна Мери
Княжна Мери
Мария Лиговская, княжна, ее возраст в романе не указан:
Приехала из Москвы:
Единственная дочь у матери, богатая знатная наследница:
Обладает привлекательной внешностью, что охотно признается окружающими:
Одним из главных достоинств ее внешности являются большие выразительные глаза:
Грациозна:
Лицо ее очень выразительно:
Воспитана в соответствии с правилами высшего света, обладает хорошим вкусом:
Девушка довольно образована:
Имеет музыкальные способности, пусть и не слишком развитые:
Мери хорошо танцует:
Обладает чувством юмора:
В силу молодости неопытна и плохо разбирается в людях, предпочитая всех видеть в романтическом ореоле:
Вследствие красоты и богатства, имеет поклонников:
Знает о производимом на мужчин впечатлении, кокетничает с ними, стараясь попадать в образ томной барышни:
Однако, искренне полюбив Печорина, Мери меняет манеру поведения:
Символика серого цвета
Умеренный цвет, находящийся между черным и белым, всем и ничем. Серое вещество — мозг. «Напрягать серое вещество» в разговорном языке означает размышлять. «Серая жизнь» — жизнь без ярких событий. Цвет воплощает в себе пассивность. Он — символ уважения, равнодушия, скромности, нерешительности и нейтралитета.
В профессиональной жизни он отражает серьезность и эффективность, когда сочетается с другим. Если носить лишь серый, то он вызовет грусть, страх, приближение смерти, холода, монотонности, заставит думать о худших временах. Человек, носящий серое, как бы стирается в собственной тени: серое и тень отождествляются.
Оранжевый цвет
Оранжевый цвет – это теплый красный цвет, усиленный родственным желтым. Оранжевый – это сила, свободолюбие, волнение, неиссякаемая энергия. Такой цвет радует, имеет благотворное влияние, способствует хорошему настроению, а у индийских монахов в Тибете считается божественным цветом и символизирует просветление. А у нас оранжевый цвет прежде всего ассоциируется с огнем, с блеском заходящего солнца, летом и теплом.
Вносить оранжевый цвет в интерьер можно для поднятия настроения, этот цвет создаст ощущение благополучия, веселья и праздника. Картина в оранжевом цвете может стать не только хорошим антидепрессантом, но и поможет выйти из тупика, поверить в себя . Конечно это не волшебная таблетка, которая ликвидирует все проблемы и решает все трудности, но может стать одним из вспомогательных элементов. Оранжевый дает способность что-то делать и считается одним из лучших цветов в психотерапии.
Полезное! Музыка – это тоже творчество, как и живопись может вызывать различные эмоции. Хорошие наушники помогут Вам насладиться любимой музыкой, заходите на сайт www.pixelplus.com.ua и выбирайте свой цвет музыки, наушники любого цвета, а также множество другой техники для дома.
Из чего делают краски?
Масляная краска
В общем случае, масляная краска представляет собой комбинацию из цветового пигмента, льняного масла и скипидара. Оттенок обеспечивает пигмент, масло служит в качестве связующего компонента, а скипидар разжижает получившуюся смесь и помогает наносить получившуюся смесь на холст. Отличие от большинства других красок заключается в том, что масла не высыхают, а в результате окисления и реакции с кислородом превращаются в густой гель, впоследствии затвердевая.
Портрет четы Арнольфини Ван Эйка, значимой фигуры для масляной живописи
Акварель, гуашь
Акварельная краска состоит из пигмента и связующего водорастворимого гуммиарабика, к которому добавляют воду. Гуашь представляет собой непрозрачную акварель. К этой категории также можно отнести и темперные краски.
Парижские виды от Тьерри Дюваля
Работы гуашь Лю Йи
Акрил
Акриловая картина создается полностью синтетическими материалами на основе полимерной акриловой смолы. В простейшей комбинации эта краска представляет собой смесь пигмента, эмульсии акрилового полимера (пластика), смол (в качестве связующего вещества) и воды. За счет испарения воды (и некоторых растворителей) такая краска достаточно быстро сохнет, формируя прочную пленку.
Разница
Акриловая краска, благодаря своему составу, после быстрого высыхания незначительно меняет цвет. Акварель и гуашь после сравнительно небольшой сушки несколько изменяют цвет, в отличие от масляной краски, которая не изменяет цвет на протяжении продолжительного высыхания. Кроме того, после нанесения одного слоя на масло можно добавить еще краски, чтобы создать богатые и насыщенные цвета. В целом, изобретение масляной живописи (15-й век, Европа) стало значительным шагом в развитии цветовой насыщенности и яркости изображения.
Как создать цветовую гармонию. Основные приемы создания цветовых схем
Существует несколько цветовых сочетаний, знание которых помогает художнику применять их в качестве колористической гаммы в живописи. Специалисты выделяют 6 основных комбинаций: комплиментарную, прямоугольную и квадратную, а также 3 вида триад – классическую, аналоговую и контрастную.
Комплиментарные цвета находятся на противоположных сторонах круга и сильно контрастят друг с другом, например, как зеленый и красный. Менее выраженный контраст получается при использовании соседних к противоположным оттенков (например, желто-зеленый + красно-фиолетовый + красно-оранжевый – контрастная триада). Аналоговая триада предполагает использование трех ближайших оттенков и позволяет получать плавные переходы. В квадратном и треугольном сочетании применяются 4 «разбросанные» по окружности цвета – эти схемы применяют для создания насыщенных композиций.
В традиционных техниках живописи цветовой круг также используется для определения конечного оттенка при смешивании красок. Однако результат получатся не всегда удовлетворительным, так как основные цвета у разных производителей имеют различные температуру, светлоту, цветовой тон и насыщенность. Кроме того, смешиванием красок на палитре невероятно трудно точно попасть в цвет, от чего картина становится разрозненной и неестественной. Тончайшие полутона, не говоря уже о внутреннем свечении, таким методом и вовсе получить невозможно.
Качественной альтернативой современным методикам, включая смешивание красок на палитре, является технология оптических просветов (ТОП), при которой цвета появляются естественным образом благодаря сочетаниям лессировок, имприматуры, оптических смесей и тонкой проработке полотна наждачной бумагой. Этот механизм включает в себя опыт великих мастеров эпохи Высокого Возрождения, когда совершенство художественных решений приблизилось к идеалу, и лучших инструментов, техник современного искусства. С недавних пор технология оптических просветов стала доступна всем желающим, и в практической части мастер-класса, мы показываем механизм введения цвета. Подробнее о ТОП рассказывается в книге, скачать которую можно здесь.
Дальнейшая жизнь Демосфена
Важно заметить, что к тому времени как Демосфен стал совершеннолетним, от оставленного его отцом состояния уже практически ничего не осталось. Его опекуны позволили ему забрать только дом, полный рабов, а львиную долю имущества и денег оставили себе любимым
Демосфен предпринимал попытки вернуть то, что ему причитается, но результатов это не дало. В итоге добиваться похищенного он решил при помощи суда. Но чтобы иметь возможность выиграть в суде, нужно было, во-первых, отлично знать законы Афин, а во-вторых, уметь блестяще говорить.
И первым самостоятельным шагом для Демосфена стал именно этот судебный процесс, где он выступал с речами, обращёнными в сторону неблагонадёжных опекунов. Этот процесс продолжался в течение пяти лет, на протяжении которых воры старались уйти от ответственности, уничтожив завещание, написанное Демосфеном-отцом, а также ряд других значимых документов. Но, невзирая на все попытки избежать наказания, опекунов осудили. И, несмотря на то, что молодой мастер красноречия не смог вернуть всё, что ему причиталось, в процессе затяжного судебного разбирательства он смог закалить характер и стать настойчивым и упорным человеком.
К тридцатилетнему возрасту Демосфен уже принимал участие в государственных делах, а всю мощь своего ораторского потенциала направил против бича всех жителей Эллады – македонского правителя Филиппа. Демосфен сумел создать антимакедонскую коалицию греческих полисов, а также дважды получил статус первого стратега и был главой государства. Народное собрание даже наградило почётного афинянина венком, что было огромнейшей честью.
На протяжении последующих лет Демосфен держал речи в народном собрании, которыми пробуждал в согражданах истинный патриотизм (пламенные речи оратора против Филиппа, кстати говоря, назывались «Филиппиками»). Но конец жизни Демосфена был не радужным – его обвинили в ложном доносе, по причине чего приговорили к смерти. В результате Демосфен был вынужден скрываться в храме Посейдона, расположенном на острове Калаврии, а после захвата в Греции власти македонянами он отравился.
Форма и цвет
Как и цвет, форма обладает своей выразительностью. Поэтому Иттен соотнёс базовые цвета с основными геометрическими фигурами, у которых совпадают их выразительные характеристики.
Квадрат — неподвижная материя, красный цвет.
Треугольник — символ мысли, жёлтый цвет.
Круг — вечное движение духа, синий цвет.
Правила образования вторичных цветов можно применить и к форме. Например, форма оранжевого цвета — трапеция, а форма фиолетового цвета — овал. То же и с субъективностью — Иттен считал, что каждому человеку нравится какая-то своя форма.
Иллюстрация: Skillbox Media
Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна строиться на подчинении формы цвету, а картина, в которой художник придаёт главное значение форме, в своём цветовом решении должна идти от формы.
Иоханнес Иттен
В качестве примера работы с формой Иттен советует посмотреть на разных художников. Например — европейские:
Маттиас Грюневальд стремился к объективности в цвете и форме.
Маттиас Грюневальд. «Ашаффенбургский алтарь», 1519 г. Изображение: Приходская церковь Вознесения Богоматери, Штуппах / Wikimedia Commons
Конрад Витц объективен в цветах, но субъективен в форме.
Конрад Витц. «Святой Христофор», около 1435 г. Изображение: Художественный музей, Базель / Wikimedia Commons
Винсент ван Гог субъективно работал и с цветами, и с формой.
Символика красного цвета
Подчинение, соревнование, обольщение, эффективность, надежность — вот с чем ассоциируется этот цвет. Красный нейтрализует усталость, стимулирует, тонизирует; является цветом жизненной энергии. Красная расцветка — символ пылкой красоты, импульсивной силы, молодости и здоровья. Пышный (зрелый) красный цвет с нотой фиолетового (пурпурного) — знак власти.
Цвет огня и крови, красный считается основным символом жизни. Он говорит об увлечении, энергии, сексуальности… мощи, храбрости, оптимизме, амбициях. Красный нейтрализует усталость, стимулирует. Тонизирует; является цветом жизненной энергии. В Китае и Японии красный считается благоприятным цветом, он дает жизнь и защищает от злых духов, поэтому его можно видеть на воротах синтоистских храмов, на входных дверях домов и на паланкинах новобрачных.
Красная лента вокруг запястья приносит удачу и защищает от злых духов. Камни: рубин, гранат. Это цвет 1-й чакры, связанной с нашими корнями, нашим тяготением к Земле.
Цветовое воздействие
Цвет всегда используется в контексте. Иттен считает, что мозг может по-настоящему воспринимать цвета только с помощью сравнений и контрастов. Например, светло-серый квадрат на белом фоне кажется тёмным, а на чёрном — светлым. Этот эффект Иттен и называет цветовым воздействием:
Иллюстрация: Skillbox Media
Цвета не будут искажаться, если они обладают сильной контрастностью. Во всех остальных случаях они будут казаться ярче или тусклее.
Жёлтый цвет на белом фоне кажется темнее, производит впечатление нежного тепла. На чёрном фоне он кажется светлым и приобретает агрессивный характер. Иллюстрация: Skillbox Media
Символика чёрного цвета
Чёрный цвет представляет собой отсутствие всякого света и всякого цвета. Он символизирует: твердость убеждений, а также элегантность и утонченность. Он придает человеку умеренность, исключительность и загадочность. Черный часто ассоциируется с негативными либо сомнительными ценностями (черный юмор, черная дыра…).
Было бы несправедливо сводить его только к ним, но надо признать, что черный цвет означает отсутствие фантазии и радости. Черный является символом траура, тревоги, депрессии. Он топит вас в массе и может отталкивать других — часто он свидетельствует о непроницаемом характере, стремлении доминировать, жесткости. Если он носится слишком часто, то может означать непреходящую тревогу либо страх выйти из подросткового возраста.
Видеть ситуацию в черном цвете — значит преувеличивать ее негативные стороны. Предаваться черным мыслям — значит испытывать глубокую печаль… Во многих религиях черный цвет означает смерть. Римляне отмечали черными камнями «роковые» дни, и выражение «на черный день» пережило века. Английские школьники называют первый понедельник после рождественских каникул «черный понедельник».
Цветовой круг Гете
Гёте пошел дальше Ньютона и ввел еще один оттенок, пурпурный, который не входит в число цветов радуги, но замыкает круг от фиолетового к красному. Таким образом диаграмма Гете имеет 8 цветов. В этом большой прорыв теории Гете: он закруглил радугу пурпурным оттенком.
Во всем хроматическом ряду оранжевый, зеленый и фиолетовый Гете считал вторичными цветами, результатами смешивания базовых. С точки зрения современной науки это утверждение ошибочно: любые спектральные тона, охватывающие весь цветовой круг, можно назначить базовыми (те же оранжевый, зеленый и фиолетовый можно считать базовыми и получить из них любой другой оттенок).
Чрезвычайно важно для художника иметь понятие о дополнительных цветах. Это те, что расположены на круге против друг друга
Гете считал их сочетание наиболее гармоничным.
В действительности это наиболее контрастные сочетания, где один цвет усиливает другой: оранжевый — синий, желтый — фиолетовый, красный — зеленый. Для живописца это важный инструмент для работы. Там, где нужна экспрессия, агрессия, цветность – прибегают к дополнительным цветам. В других случаях работают «на сближенных тонах».
Заключение
Долгие годы упорной работы над собой позволили Демосфену достичь желаемого – он не только смог выступать перед публикой, но и добился небывалого успеха и стал великим оратором
Важно знать, что он всегда готовился к выступлениям и говорил строго по делу, никогда не позволяя себе болтать попусту. Ошеломляющая простота формы его речи всегда сопровождалась огромным чувством и смыслом; в один момент он мог говорить совершенно спокойно, проникая в сознание публики, а в другой – изъяснялся так чувственно, что не мог не покорить сердца людей
Учитесь, дорогие будущие ораторы, учитесь у Демосфена – тогда, быть может, умы и сердца слушателей будут покорены и вами!
Заключение
В изобразительном искусстве используется и цветовой круг Вильгельма Освальда. Его особенность в непрерывной градации цветовых оттенков. Эта модель используется также в компьютерных технологиях — так организованы картинки на дисплее. Вместо желтого в качестве основного цвета взят зеленый.
Известна также цветовая система Манселла. Она использует 5 базовых цветов и широкий спектр сочетаний по принципу теплохолодности. Применяется, в частности, для описания цветотипа человека.
Нельзя забывать о субъективности любых теорий цвета. Многие животные воспринимают цвет в других диапазонах или не различают его вовсе, как, например, кошки.
Тем не менее, цветовой круг — сильный инструмент колористики. Знание теории значительно упрощает написание больших полотен и выполнение росписей.