Абстракционизм: язык пятна, линии и цвета

Кубизм

Говоря об абстракционизме, нельзя не упомянуть кубизм, на почве которого и возник абстракционизм, став его логическим продолжением.

Это новое модернистское направление предполагало полный разрыв с реалистическим изображением.  Кубисты воспринимали мир через геометрические формы, они стремились «раздробить» реальные объекты на геометрические схемы и кубы. Основателями и крупнейшими представителями кубизма принято считать Пабло Пикассо и Жоржа Брака, в частности картину Пикассо «Авиньонские девицы».

Именно это полотно ознаменовало рождение кубизма.  Сама картина представляет собой психологический вызов: презирая все основы академической школы со времен Ренессанса, Пикассо специально использовал для изображения девушек резкие формы, которые едва напоминают реальных людей. Мы видим угловатые колени и груди девушек, особо выделяются носы и тяжелые подбородки. Напрочь отсутствуют перспектива, светотени, задний фон раздроблен на осколки разной формы. Именно с этой работы начинается сам Пикассо, и именно эта картина утвердила новую эстетику, новое течение в искусстве, название которой – кубизм.

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907г.

Супрематизм Малевича

Абстракционизм в искусстве Казимира Малевича характеризуется определенным приемом наложения двух красочных слоев для получения цветового пятна особого рода. С именем художника связано появление супрематизма – направления, в котором сочетаются самые простые геометрические фигуры разного цвета.

Малевич создал свою уникальную систему абстрактного изобразительного искусства. Его знаменитый «Черный квадрат», написанный на белом фоне, до сих пор является одной из самых обсуждаемых картин художников-абстракционистов.

В конце жизни Малевич от беспредметной вернулся к фигуративной живописи. Правда, в некоторых полотнах художник все-таки пытался соединить приемы реализма и супрематизма, как это можно наблюдать в картине «Девушка с древком».

Начало абстракционизма. Василий Кандинский

Одним из основоположников абстракционизма считают выдающегося русского живописца Василия Кандинского (1866–1944). К этому стилю художник пришел еще в начале 1910-х годов в результате долгих творческих и духовных исканий.

Василий Кандинский «Точки» (1920). Художник разработал концепцию «ритмического» использования цвета

Он обращался к экспрессионизму, интересовался синтезом цвета и музыки и даже написал книгу «О духовном в искусстве», где много рассуждал о важности познания не внешней формы, а внутреннего содержания вещей. В результате этих размышлений художник отказался от изображения реальных объектов и решил, что гораздо важнее язык ассоциации

Многое Кандинский взял и от символистов: к этому стилю, в частности, восходит его понимание черного как символа смерти, белого — как рождения, красного — как мужества. Горизонтальная линия на его абстрактных полотнах означает пассивность, вертикальная — напротив, активное начало.

картина

-Василий Кандинский

Для многих критиков абстрактное искусство начинается с работ Василия Кандинского; Однако следует отметить, что в 1910 году французские мраморные мраморы стали известными, что можно считать началом абстракции..

Однако, по мнению экспертов, значение Кандинского в истории искусства неоспоримо. У этого художника было наследие восточной крови, которое он использовал как вдохновение для своих работ.

Кроме того, тот же художник признался, что был вдохновлен мифическими соборами Москвы; По его словам, красочная архитектура города складывалась из художественных столкновений во внешнем облике, которые отражали гармоничный эстетический и культурный интерьер.

Во время своей художественной работы Кандинский отстаивал поиск первичной сущности формы. По этой причине его работа может быть обобщена в трех словах: цвет, восприятие и ощущение.

Следовательно, можно установить, что абстрактное искусство — это уступка, которая предполагает мистическое состояние абсолюта; то есть он делает ставку на непрерывную идеологическую и философскую эволюцию.

Первая абстрактная акварель

Чтобы достичь эстетической совокупности этих трех допущений, автор продвигал использование базовых пластиковых элементов, таких как точечный первичный элемент в графической работе, линия, плоскость и цвет.

Благодаря ассоциациям и связям между этими элементами я получил новые и различные ощущения или ощущения для человеческого глаза..

Имея это в виду, можно сказать, что абстрактное искусство родилось в 1910 году с первым Абстрактная акварель Кандинского. На этой картине вы можете видеть цветные формы, линии и пластические ценности без связи с реальностью; то есть это произведение, состоящее из нефигуративных элементов.

Кроме того, если зритель внимательно наблюдает за этой работой, вы можете почувствовать, что картина состоит в основном из первичных и вторичных цветов, выделяя в основном цвета синий и красный. Они также выделяют несколько штрихов сероватых тонов, что вызывает контраст с живостью других цветов..

-Пит Мондриан

Этот известный голландский художник не специализировался на своих начинаниях в абстракционизме, но сначала работал с другими стилями, такими как натурализм и символизм. Несмотря на множество стилей, его пластические искусства оставались под влиянием его философских и духовных исследований.

В поисках жизненной сущности вещей Мондриан играл определенным образом с геометрической абстракцией, чтобы найти базовую структуру вселенной в своих картинах..

По этой причине его работы в основном обозначаются белым цветом — который считается «нецветным» из-за общего присутствия света и всех цветов — и черным цветом, также считающимся «нецветным». цвет »из-за полного отсутствия света и наличия всех цветов.

Одна из его самых известных работ, также связанных с абстрактной архитектурой, — картина под названием Композиция в красном, желтом, синем и черном, который он сделал в 1921 году.

В этом вы можете увидеть серию прямоугольных фигур разных размеров и цветов; однако палитра довольно проста и первична: как следует из названия, это цвета красного, желтого, синего и черного, которые могут напоминать картины экспрессиониста Марка Ротко.

-Геррит Ритвельд

Геррит Ритвельд был признанным художником-пластиком, у которого были разные грани, поскольку он выделялся не только в архитектуре, но также в плотницких работах и ​​дизайне. Его предметы посуды, такие как Красно-синий стул 1918 года, обозначают современный и геометрический характер как элемент, характерный для того времени.

Его самое известное архитектурное произведение, наиболее похожее на абстрактную эстетику, называется Дом Ритвельда Шредера, который был построен в 1924 году. В настоящее время это место используется как музей.

Что касается его характеристик, как интерьер, так и экстерьер дома предполагают изменение всех предыдущих архитектурных параметров; отсюда важность работы. Внутри дома нет комнат, есть только широкая открытая площадка

Внешний фасад состоит из линий и плоскостей, разнесенных и окрашенных, чтобы создать что-то особенное

Внутри дома нет комнат, есть только широкая открытая площадка. Внешний фасад состоит из линий и плоскостей, разнесенных и окрашенных, чтобы создать что-то особенное.

Неоспоримый вклад

Отношение к беспредметной живописи самое разное: от категорического неприятия до искреннего восхищения. Тем не менее нельзя отрицать влияние, которое оказал на современное искусство жанр абстракционизм. Художники создавали новые направления, откуда черпали свежие идеи архитекторы, скульпторы, дизайнеры.

И эта тенденция продолжается. Например, в современной беспредметной живописи развивается сюжетное направление, для которого характерно построение изображения, вызывающего определенные ассоциации.

Порой мы даже не замечаем, сколько предметов, выполненных в этой технике, нас окружает: мебель и ее обивка, ювелирные украшения, обои для рабочего стола и т. д. В фотошопе и компьютерной графике тоже широко используются абстрактные приемы.

Таким образом, абстракционизм – это художественное явление в искусстве, которое, независимо от нашего отношения к нему, занимает важное место в современном обществе

Геометрический лиризм Кандинского

Как уже отмечалось, стиль абстракционизм обязан своим появлением В. Кандинскому. Готовившийся к карьере юриста, он впоследствии увлекся живописью и, пройдя стадии увлечения различными направлениями модернизма, создал собственный, неповторимый тип абстрактной живописи.

Провозгласив отход от природы к сущностям явлений, Кандинский занимался проблемами сближения цвета и музыки. Кроме того, в его творчестве отчетливо прослеживается влияние символизма в отношении цветовой интерпретации.

В разные периоды жизни художник увлекался то геометрическим, то лирическим направлением. В результате абстракционизм в живописи Кандинского, особенно позднего периода, совмещает принципы обоих течений.

Послевоенный абстракционизм

После Второй мировой войны в Америке пользовалась популярностью «школа Нью-Йорка», членами которой были создатели абстрактного экспрессионизма Д. Поллок, М. Ротко, Б. Ньюманн, А. Готтлиб.

Д. Поллок «Алхимия»Глядя на картину этого художника, понимаешь: серьёзное искусство не поддаётся лёгкой интерпретации.

М. Ротко «Без названия»В 1959 г. их произведения были выставлены в Москве на выставке национального искусства США в парке «Сокольники». Начало «оттепели» в России (1950-е годы) открыло новый этап в развитии отечественного абстракционизма. Открылась студия «Новая реальность», центром которой был Элий Михайлович Белютин.

Студия находилась в подмосковном Абрамцеве, на даче Белютина. Была установка на коллективную работу, к которой стремились футуристы начала XX в. «Новая реальность» объединила московских художников, которые придерживались различных взглядов на методику построения абстракции. Из студии «Новая реальность» вышли художники Л. Грибков, В. Зубарев, В. Преображенская, А. Сафохин.

Э. Белютин «Материнство»Новый этап в развитии русской абстракции начинается в 1970-е годы. Это время Малевича, супрематизма и конструктивизма, традиций русского авангарда. Картины Малевича вызвали интерес к геометризированной форме, линейным знакам, пластическим структурам. Современные авторы открывали для себя труды русских философов и теологов, богословов и мистиков, приобщались к неисчерпаемым интеллектуальным источникам, которые наполняли новым смыслом творчество М. Шварцмана, В. Юрлова, Э. Штейнберга.Середина 1980-х годов – завершение очередной стадии развития абстракции в России. Конец XX в. обозначил особенный «русский путь» беспредметного искусства. С точки зрения развития мировой культуры абстракционизм как стилевое направление завершился в 1958 г. Но только в постперестроечном российском обществе абстрактное искусство стало равноправным с другими направлениями. Художники получили возможность выражения в формах не только классических, но в формах геометрической абстракции.

Джексон Поллок

Продолжительность жизни: 28 января 1912 — 11 августа 1956

Национальность: американец


Джексон Поллак

Капельная роспись — это форма абстрактного искусства, в которой краска капает или выливается на холст, а не наносится аккуратно. Джексон Поллок — самый известный практик капельной живописи, поскольку он был назван журналом TIME «Джек-капельница». Его самая знаменитая работа — картина «Синие столбы» были приобретены Национальной галереей Австралии в 1973 году за 1,3 миллиона долларов, тогдашний мировой рекорд для современной американской живописи. Газеты в Австралии подвергли критике покупку с заголовками вроде «1,3 миллиона долларов за слякоть». Был политический скандал, который привел к большому общественному обсуждению, сделавшему картину популярной. Сегодня Синие столбы являются одной из главных картин в коллекции Национальной галереи Австралии, и ее приобретение считается мастерским.

Шедевр: Синие столбы

Год: 1952

Жанр капельная живопись


Синие столбы, 1952 — Джексон Поллок

Влияние кубизма, экспрессионизма и фовизма

С появлением работ Пабло Пикассо и Жоржа Брака был разрешен мощный выход на геометрические формы и плоские цвета. Точно так же Поль Сезанн рискнул создать альтернативную реальность; то есть работал над реконструкцией фигуратива.

В свою очередь, художники-экспрессионисты взяли на себя ответственность использовать — даже гротескно — интенсивность цветовой палитры и форм. Его картины оцениваются критиками как поток страстей, которые проявили себя в реакционной форме перед временем больших социальных потрясений.

Точно так же работа вроде Крик Эдварда Мунка имеет фундаментальное значение для развития того, что позже стало абстрактным или нефигуративным искусством 20-го века. Картина под названием Въезд Христа в Брюссель, пользователя Джеймс Энсор.

Другие великие представители авангарда, такие как Поль Гоген, Анри Матисс и Жорж Сёра, считаются ключевым источником вдохновения для Василия Кандинского, ставшего впоследствии величайшим представителем абстракционизма.

Это связано с тем, что язык чистого цвета вместе с его различными мазками сильно повлиял на известного пионера.

Металлургический завод

Он также известен изготовлением больших прямоугольных стальных конструкций. Один из самых известных — звонок Наклонная дуга, Его высота составляет 3,5 метра, а его кривизна наводит на размышления. Эту скульптуру можно увидеть сегодня на Федеральной площади в Нью-Йорке.

Еще одна абстрактная скульптура, получившая признание художественных критиков, известна какЗмея, который состоит из трех слоев стали, которые также имеют кривизну (кривые внутри геометрических фигур — наиболее характерные черты этого художника). Работа находится в Музее Гуггенхайма в Бильбао.

Одна из самых узнаваемых и лучших работ Серры — это призыв Вопрос времени который состоит из семи замечательных больших скульптур, сделанных из любимого материала художника — кортеновской стали.

Эти фигуры полностью состоят из круглых и наклонных форм, что напоминает формы природы и круглый и обманчивый характер времени как конструкции человека.

Абстрактный экспрессионизм

Абстракционизм не остановился в своем развитии.
В 40-50 годах ХХ века в США возникло новое направление в абстрактной живописи –
абстрактный экспрессионизм. Главный
принцип данного направления заключался в полном отказе от задуманного замысла и
построений формы. Художник свободно импровизировал на холсте.

Искусство действия – вот еще какая характеристика была у
данного направления. Именно в такой технике живописи работали художники Джексон Поллок, Марк Ротко, Жорж Матье и
другие.

Самым известным живописцем того времени
и ярым приверженцем абстрактного
экспрессионизма, считается Джексон
Поллок (1912-1956). На протяжении всей творческой жизни он пытался
выработать свою индивидуальную манеру абстрактной живописи, в чем и преуспел.
Поллок стал использовать дерзкие и революционные методы.

Вместо того, чтобы писать кистью, он
просто расплескивал краску на холсте а потом ударом веревки наносил удары по
нему. В результате получалась паутина линий, которая в скором времени принесла
ему славу оригинального живописца.

Абстракция и оформление

Феномен абстракции проявляется тогда, когда невозможно связать созданный элемент с каким-либо существующим элементом в реальности.

Например, если изображение дерева взято, и оно размыто или изменено, эта художественная игра не может считаться абстракцией, так как изображение все еще сохраняет сущность оригинальной фигуры; то есть оно все еще образно.

С другой стороны, изображения, которые не имеют реальной ссылки, могут быть взяты в качестве абстракции. В области абстрактного искусства существует несколько аспектов, таких как геометрическая абстракция, формализм и экспрессионистская абстракция. Тем не менее, все они связаны с отсутствием реальной ссылки.

Эти фигуры, связанные со сновидениями, нельзя рассматривать как абстракцию, потому что, хотя сны и ночные кошмары могут вызывать сюрреалистические образы (например, единорога), они все же сохраняют ссылки, которые можно найти в реальности (в случае единорога, это конь с рогом).

Дистанция с образным миром

Абстракционизм радикально изменил художественный мир, потому что до этого события искусство оставалось под опекой конфигурации, несмотря на тот факт, что в течение девятнадцатого и двадцатого веков форма начала размываться через другие движения, такие как импрессионизм , постимпрессионизм и кубизм.

Со времени, когда человек рисовал в пещерах, искусство оставалось поиском, чтобы представлять реальность.

До двадцатого века художник не мог отделить себя от своего окружения и своего контекста, поэтому абстрактное искусство позволило открыть в эпистеме исторического момента, который стремился к великим социальным изменениям и эстетическому обновлению.

Абстракция может быть связана с музыкой, поскольку звуки не могут быть образными (несмотря на музыкальную номенклатуру). Цвета и формы также абстрактны, так как он предлагает широкий спектр возможностей, которые не обязательно должны иметь настоящего отправителя.

-Василий Кандинский

Для многих критиков абстрактное искусство начинается с работ Василия Кандинского; Однако следует отметить, что в 1910 году стали известны некоторые французские прожилки мрамора, что можно рассматривать как начало абстракции.

Однако, по мнению знатоков, значение Кандинского в истории искусства неоспоримо. У этого художника было наследие восточной крови, которое он использовал в своих работах.

Кроме того, тот же художник признался, что его вдохновляли мифические соборы Москвы; По его словам, красочная архитектура города складывалась из художественных столкновений во внешнем облике, что отражало гармоничный эстетический и культурный интерьер.

В творчестве Кандинский пропагандировал поиск первозданной сущности формы. По этой причине его работу можно описать тремя словами: цвет, восприятие и ощущение.

Следовательно, можно установить, что абстрактное искусство — это уступка, предполагающая мистическое состояние абсолюта; иными словами, он стремится к непрерывной идеологической и философской эволюции.

Развитие абстракционизма во время и после войны

В военное и послевоенное время абстракционизм развивался в работах французских и американских художников. Расцветом данного направления в Америке называют середину 40-х годов прошлого века. Представителями абстракционизма того времени были Дж. Поллок, М. Тебей, У. Кунинг, Б. Ньюмен и др.

Замечание 1

Одним из самых первых послевоенных абстракционистов Франции стал П. Сулаж. В данном направлении также работали Ж. Матье, Ж. Базен и Р. Биссьер.

Таким образом, абстракционизм, который возник в начале прошлого века, продолжил свое развитие на протяжении всего XX столетия и сумел оказать значительное влияние на развитие современной культурной модели и искусства в целом.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Марк Ротко

Дата рождения: 25 сентября 1903, Двинск, Витебская губерния (сейчас Даугавпилс, Латвия)

Национальность: американец


Марк Ротко

Марк Ротко (настоящее имя Маркус Яковлевич Роткович) считается пионером живописи цветового поля, стиля в абстрактном экспрессионизме, в котором цвет является основным предметом. Среди его самых известных работ — холсты, в которых он использует симметричные прямоугольные блоки двух-трех контрастных, но дополняющих друг друга цветов. Оранжевый, красный, желтый — одна из таких работ, которая была названа «самой мощной из всех его картин». Известный шедевр живописи «Цветовое поле» был продан на Christie’s в мае 2012 года за 86,9 млн долларов, тем самым побив рекорд самой высокой цены, заплаченной за современное произведение искусства на публичных торгах.

Шедевр: Оранжевое, красное, желтое

Год: 1961

Жанр Цветовое поле живописи


Оранжевое, красное, желтое (1961), Марк Ротко

Как блестящий юрист стал неумелым художником

Ещё будучи студентом, он отправился в Вологодскую область познакомиться с необычными коми. Их ещё называли зырянами. Это было этнографическое исследование. Когда Кандинский прибыл в зырянскую деревню, одна семья пригласила его в свою избу. Он вошёл и поразился: вся мебель и утварь была покрыта причудливыми росписями.

Разноцветные круги, орнаменты, фигурки животных и людей. Хозяин дома пояснил, что это нарисованы… песни. И что они помогают в хозяйстве.

Предметы быта зырян. Музей Коми.

А потом научил его петь, стоя прямо перед расписной печью и… «входить» в картины. У будущего художника были странные галлюцинации, как будто он и вправду стоит внутри рисунка: вот впереди дикий зверь, а позади – дерево.

Это было что-то вроде самогипноза, искажающего восприятие действительности. Песня, мелодия соединились с изображениями.А через несколько лет Василий Кандинский попал на выставку Клода Моне в Москве (1895 г.)

Он подошёл к одной из картин и не мог понять, что на ней изображено. Ему стало не по себе: зачем художник так искажает форму! Зачем от заставляет зрителя напрягаться, дабы понять, что это.

Василий Васильевич посмотрел в каталог: это был «Стог сена».

Клод Моне. Стог сена на закате возле Живерни. 1891 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. wikiart.org

Значит, вот это нечто красно-сиренево-охристого цвета – стог сена? Его мозг отказывался эту «ерунду» воспринимать всерьёз. Но ощущения были невероятно интересными.

Ещё несколько дней после выставки он только и видел перед собой эту картину. Это было похоже на… влюбленность… в сочетание цветов.

Какая к черту юриспруденция! Он хочет быть художником. 2 года он проучился в частной студии. Прямо ему не говорили, что у него нет способностей: все-таки он платил деньги за учебу. Но тихо посмеивались: рисунок его был плох, фигуры людей никак не получались.

Так что постепенно он перешёл на одни пейзажи. Но и тут у более талантливых художников нашёлся повод посмеяться. Над его аляпистыми пятнами, из которых получался пейзаж.

Василий Кандинский. Зимний пейзаж. 1909 г. Эрмитаж.

Кандинскому все это было неприятно. Но не бросать же живопись из-за этого! Он решил поехать учиться в Мюнхен. В надежде, что там к его пейзажам отнесутся лучше.

Абстрактный экспрессионизм

В 1944 году Поллок женился на художнице-единомышленнице Ли Краснер и обосновался с супругой в городке под названием Спрингс, что в Ист Хэмптоне. Пара приобрела скромный двухэтажный фермерский дом с сараем, который художник преобразовал в мастерскую.

В 1947-м Пегги Гугенхейм решила уехать в Европу и направила Поллока к Бетти Парсонс, художнице, коллекционерке и арт-дилеру, известной своей любовью к новейшим авангардным веяниям.

В том же году после долгих исканий Поллок создаёт принципиально новую технику живописи, заключающуюся в кажущеся-хаотичном разбрызгивании красок. Он расстилал гигантские холсты прямо на полу и капал на них красками, не прикасаясь кистью к поверхности. Позднее арт-критики стали называть его метод попросту дриппингом («разбрызгиванием»), но художник употреблял собственное наименование – «льющая техника». В СМИ Поллока стали называть Джеком Разбрызгивателями (Jack the Dripper – игра слов и аллюзия на Джека Потрошителя (Jack the Ripper)).

По признанию Поллока, работа непосредственно на полу позволяла ему в прямом смысле этого слова окунаться в творчество: «На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, её частью, я могу ходить вокруг неё, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри неё». Он никогда не работал с мольбертами и подрамниками, редко прибегал к кистям – их ему очень скоро заменили палочки, шпатели, совки и просто льющаяся из банки краска. Он также использовал посторонние материалы – битое стекло и песок.

Несомненно, ему было известно о песчаной живописи Навахо. Коренные американцы сохранили ритуальный обычай, заключающийся в создании своеобразных картин из песка. Примеры таких картин экспонировались в Музее Современного Искусства ещё в 1940 году. Клемент Гринберг, подметивший родство работ навахо и Поллока, назвал последнего «очень американским» художником.

Принцип работы Поллока заключался в сочетании управляемого (движений его тела, выбираемого направления) и неуправляемого (свободно капающей краски). Многие критики, журналисты и искусствоведы полагали, что в его работе присутствует элемент случайности, те, кому довелось наблюдать за процессом работы, сравнивали его с шаманизмом, неким ритуальным действом. Но Поллок упорно отрицал подобные интерпретации. «Никакого хаоса, чёрт побери!» – возмутился он однажды после прочтения негативного отзыва молодого итальянского критика; это ругательство вошло в анналы истории и было процитировано в сотнях монографий и статей. В его картинах каждый жест выверен и продуман: «Техника – это средство достижения определенной цели. Когда я пишу, у меня есть ясная общая идея того, что я хочу сделать. Я контролирую распределение цветных пятен, здесь нет случайности…».

Начинающий фотограф Ханс Намут, ставший свидетелем создания одного из значительных полотен, так описывал этот загадочный процесс: «Влажный забрызганный холст застилал весь пол… Стояла полная тишина. (…) Поллок посмотрел на работу. Затем неожиданно поднял банку и кисть и начал передвигаться вокруг холста. Как будто он вдруг понял, что работа не завершена. Его движения, медленные в начале, постепенно становились быстрее и все более похожими на танец, он швырял чёрную, белую и ржавую краски на холст. Он совершенно забыл о том, что Ли и я присутствуем при этом, казалось, что он не слышит щелчков затвора объектива. Я снимал все это время, пока он увлеченно работал, возможно прошло полчаса. Все это время Поллок не останавливался. Как только у него хватало сил? После он сказал: «Вот и все.»

Порвав со станковой живописью и разработав свою неповторимую манеру письма, Поллок возглавил течение под названием абстрактный экспрессионизм. Впервые этот термин был применён Альфредом Барром по отношению к Кандинскому ещё в 1936 году. В американском искусствоведении понятие закрепил Роберт Коэтс в выставочном каталоге 1946 года.

Метод Поллока коренился в так называемой «живописи действия» (action painting), появившейся благодаря немецкому иммигранту Гансу Хофману в 1945 году, художнику и преподавателю, у которого училась Ли Краснер. В американском искусствоведении этот термин ввёл в обращение в 1952 году искусствовед Гарольд Розенберг – он приписывал возникновение action painting Поллоку как человеку, превратившему этот живописный метод в революционное авангардистское течение. «Поворотный момент наступил тогда, когда было решено рисовать ради того, чтобы рисовать, – писал Розенберг в ARTnews, – движение на холсте было жестом освобождения от ценностей – политических, эстетических, моральных». (The big moment came when it was decided to paint ‘just to paint.’ The gesture on the canvas was a gesture of liberation from value—political, aesthetic, moral).

Художники абстракционисты

Василий Кандинский, Иоганнес Иттен, Ли Юань Чиа, Павел Филонов, Франтишек Купка.

Несмотря на бытующие представления, абстракция не была стилистической категорией. Данная своеобразная форма изобразительного искусства распадается на несколько течений. Лирическая абстракция, геометрическая абстракция, аналитическая абстракция, жестикуляционная абстракция и более частные течения, например, аранформель, супрематизм, нюажизм и так далее.

Стили абстрактного искусства вырабатываются из тех же стилеобразующих частиц, как и стили фигуративного. Это подтверждает тот факт, что монохромная живопись – это холст, который закрашен одним тоном, – пребывает в таком же промежуточном отношении к стилю, как в полной мере натуралистическое фигуративное изображение. Абстрактная живопись – особый вид изобразительного творчества, у которого функции сравнивают с функциями музыки в аудиопространстве.

Нарастающая перемена эстетических установок в искусстве начинается в революционных реформированиях в науке, культуре и технике XX века. Уже в первой половине XIX века в искусстве новые тенденции начинают быть заметными. В тот период в живописи Европы можно увидеть одновременно нарастающую тенденцию к условности (Ф.Гойя, Э.Делакруа, К.Коро,) и совершенствование натуралистической техники (Т.Шассерио, Ж.-Л.Давид, Ж.Энгр). Первая особенно заострена в английской живописи – у Р.О.Бонингтона, а также У.Тернера. Его картины — «Солнце, восходящее в тумане…» (1806 г.), «Музыкальный вечер» (1829–1839 гг.) и некоторые другие работы передают самые смелые обобщения, которые граничат с абстракцией.

Сделаем акцент на форме, а также на сюжете, одной из его последних работ – «Дождь, пар, скорость», изображающая паровоз, который мчится через туман и пелену дождя. Данная картина написана в 1848году – высшая мера условности в искусстве первой половины XIX в.

Начиная с середины XIX века, скульптура, графика обратились к тому, что непонятно непосредственному изображению. Наиболее интенсивно разворачиваются исследования новых изобразительных средств, методов типизации, универсальных символов, повышенной экспрессии, сжатых пластических формул. С одной стороны, это обращено на изображение внутреннего мира человека, его эмоциональных психологических состояний, с другой же – на развитие видения предметного мира.


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Абстракционизм в живописи
2.8 (55%) 4 голос(ов)

Абстракционизм. Картины и художники

Абстракционизм

Одно из наиболее интересных направлений в живописи, с помощью которого реальность восприниматься по средствам полного отвлечения от видимых форм самой реальности. Данное направление возникло в начале 20 века. Элементы, отражающие реальность в произведениях, носят условный характер, точное изображение действительности не является самоцелью. Родоначальниками абстракционизма являются Казимир Малевич, Василий Кандинский, Пит Мондриан, Робер Делоне и другие. Основу сюжета абстракционистов составляют геометрические формы в разных цветовых сочетаниях, вызывающие всевозможные ассоциации.

Выделяют два четких направления в абстракциях:

  • геометрическая живопись
  • лирические формы

В основе геометрических абстракций лежат простые геометрические формы и элементы, четкие цвета. Примером могут служить картины К.Малевича «Черный квадрат» и С.Мерли «Жизнь». Лирическая абстракция – это прямое выражение эмоций и психического состояния художника. Картина В.Кандинского «Ретроспектива» — яркий пример направления. Произведение наполнено цветом, вызывает музыкальные ассоциации.

В начале 50 годов 20 века в Париже живописцы Ж.Девань и Э.Пиле открыли мастерскую и начали учить молодых художников выражать свои мысли, освобождаясь от событий реальности. Художники считали, что в картине не должно присутствовать более трех тонов, главное условие успешного произведения – правильный подбор цветов.

В США во второй половине 20 века зародился коллажный абстракционизм. Ярким представителем которого является Э.Уорхол. Художник прославился многократными дублями портретов Мэрилин Монро. Также в США появилось хроматический абстракционизм. Жесткие формы в сюжетах картин известных художников менялись на четкие геометрии и цвета.

Очень интересно направление абстрактный экспрессионизм. Оно отличается большим размером холстов, четкими штрихами или каплями красок. Здесь нет четких геометрических форм.

Современное развитие абстракционизма имеет все перечисленные тенденции. В творчестве ничего не может быть постоянного, иначе оно будет не интересным, не будет вызывать всплеск эмоций. В любой случае при всех изменениях основа остается постоянной. Абстракция позволяет выразить личное мнение, состояние, чувства, присущие автору в индивидуальной форме, которая резко отличается от привычного восприятия.

Абстрактная скульптура

Абстрактная скульптура появилась позже,
чем живопись с элементами абстракционизма. Кубизм и футуризм стали причиной
возникновения абстракций в данной области искусства. Скульпторы пытались
создать деформации человеческого тела. В конечном итоге для изображения человека
стали использовать объемные формы.

Натура становится
далека для скульпторов, работающих в данном стиле

Им было важно передать
динамичность человеческого тела. Примером в данном случае может служить
странное произведение Боччиони под названием «Шагающая
фигура»

Художник не стремится изобразить ни руки, ни голову. Самое главное –
передать движение, деформировав человеческие ноги.

Чуть
позже по аналогии с абстрактной живописью творчество многих абстракционистов ознаменовалось новым
периодом в их творчестве. Они стали применять для создания своих произведений
разные материалы: железо, стекло и
т.д. Используя свой творческий потенциал, приверженцы указанного стиля создавали
что-то наподобие картин, которые и состояли из данных элементов.

Абстракционизм

В начале XX века происходила глобальная революция во всех сферах. И изобразительное искусство не стало исключением. Новые арт-течения игнорировали условности классической школы, стремились освободить искусство от норм, догматов. Художники пытались экспериментировать с цветом, формой и другими выразительными средствами, давая волю неосознанному и хаотичному.

Возникший в 1910-х годах абстракционизм стал новым способом осмысления мироустройства, где точное отображение действительности не было самоцелью.Путем определенных цветовых сочетаний, геометрических фигур, художники создавали произведения, отрешенные от форм самой жизни, где поток сознания автора, его впечатления и движение мысли играли главную роль.

Основателями и вдохновителями этого течения по праву считаются Василий Кандинский, Казимир Малевич, Робер Делоне, Пит Мондриан и Франтишек Купка.  Несмотря на то, что принято выделять два основных направления в абстракционизме (геометрическая абстракция -Малевич, Делоне, Мондриан; лирическая абстракция – Кандинский), нельзя оставлять без внимания крупные самостоятельные течения в абстракционизме, которые сыграли большую роль в развитии искусства. Вот некоторые из них:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: