Примеры сентиментализма в русской литературе

А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву»

Писатель родился в зажиточной дворянской семье, но, несмотря на это, его интересовала проблема неравенства социальных классов. Его известное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» в жанровом направлении можно отнести к популярным в то время путешествиям, однако разделение на главы не было простой формальностью: в каждой из них рассматривалась отдельная сторона действительности.

Изначально книга была воспринята как путевые заметки и успешно прошла через цензоров, однако Екатерина Вторая, ознакомившись с ее содержанием лично, назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева». В главе «Новгород» описываются развратные нравы общества, в «Любани» — проблема крестьянства, в «Чудово» речь идет о равнодушии и жестокости чиновников.

Зарождение сентиментализма

Сентиментализм как литературное направление зародилось на Западе, родиной его считается Англия. Именно в английской литературе уже в 10-20-х годах XVIII века возникает сентиментальная традиция.

Ее появление связано не с прозой, как произошло в нашей литературе, а с поэзией. В начале века английские поэты-сентименталисты уже сформировали свою школу, но в основном национальном литературном процессе не играли практически никакой роли.

Произошло это по той причине, что в первую половину XVIII века в Англии процветал просветительский роман и классическая поэзия. Эти процессы отодвинули триумф сентиментализма на более поздние годы.

На расцвет сентиментализма повлияли исторические процессы.

В 1850-60-е годы происходит кризис английской просветительской идеологии, как следствие аграрно-промышленного переворота.

В этих условиях просветительская литература отходит на задний план, теряет своего читателя, в то время как сентиментализм выходит на ведущее место среди литературных направлений.

Основные черты сентиментализма

Во главу угла ставится не разум, а чувство

Умение сочувствовать, сопереживать рассматривалось писателями как важнейшее достоинство человеческой личности.
Главные герои – не вельможи и цари, как в классицизме, а обычные люди, незнатные и небогатые.
Прославлялся культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности.
Основное внимание писателей направлено на богатый внутренний мир человека, его чувства и эмоции. А также на то, что душевные качества человека не зависят от его происхождения

Таким образом, в литературе появились новые герои – простые люди, которые по своим нравственным качествам зачастую превосходили героев-дворян.
Прославление в произведениях писателей сентименталистов вечных ценностей – любви, дружбы, природы.
Природа у сентименталистов – не просто фон, а живая сущность со всеми ее мелочами и особенностями, как бы заново открытая и прочувствованная автором.
Свою главную цель сентименталисты видели в том, чтобы утешить человека в его жизни, полной горестей и страданий, обратить его сердце к добру и красоте.

Авторы и произведения русского сентиментализма

Наиболее ярко черты русского дворянского сентиментализма проявились в драматургии, поэзии и лирике. К литераторам — приверженцам этого направления можно отнести таких авторов как:

✓      Н.И. Новиков, отошедший после пугачевского бунта от идеи классицизма и либерализма и отдавший себя служению идеалам масонства, мистическая направленность которого отразилось в его литературном творчестве в 1780-е гг.;

✓      М. М. Херасков, создавший следующие произведения, относимые к сентиментализму:

•        поэма «Владимир Возрожденный»;

•        драмы «Друг несчастных», «Гонимые», «Милана», »Школа добродетели», «Извинительная ревность»;

•        комическая опера «Добрые солдаты»;

•        поэмы-сказки «Пилигримы, или искатели счастья», «Бахариана»;

✓      М. Н. Муравьев, который писал лирические стихотворения, статьи и очерки, а также произведения в прозе, крупнейшими из которых являются » Обитель предместья» и «Эмилиевы письма»;

✓      Ю.А. Нелединский-Мелецкий, создавший на основе фольклора, к которому он обратился в целях поиска светлых, чистых сентиментальных форм и сюжетов, множество стихотворных песен;

✓      Н.А. Львов, не только обратившийся к русскому фольклору в своих стихах-песнях, но и собиравший и обрабатывавший непосредственно народные песни;

✓      И.Ф. Богданович, являвшийся представителем группы Сумарокова, но после пугачевского бунта сделавшийся официальным поэтом — служителем деспотии, а его центральным произведением является поэма «Душенька» (вторая половина 1770-х гг.), в которой еще сохранились некоторые традиции классицизма и школы Сумарокова, но при этом наблюдаются и черты сентиментализма, среди которых можно выделить следующие:

•        использование поэтической системы классицизма, выработанной в школе Сумарокова, не для политических, а для эстетических целей;

•        стремление к изяществу и изысканности салонной игривости;

•        использование мифологических образов;

•        стремление автора с помощью сказки увести читателя и уйти самому от политических и социальных проблем реальной жизни в веселый и светлый мир шутки;

•        стремление к замене эстетизмом и веселостью пропасти в душе и, таким образом, отход от печальных и жестких реалий жизни;

•        создание особого поэтического языка, благодаря которому передавались весьма тонкие оттенки темы. Этот поэтический язык впоследствии был воспринят многими поэтами и имел следующие особенности:

—        изящность и поэтичность;

—        эмоциональную обаятельность;

—   «приятность», создаваемую через использование таких слов, как «прелестный», «нежный», «благоприятный», «сладкий» и т. п.

Семейная жизнь

Личная история и биография Карамзина очень непростая. В 1801 году писатель женился на своей давней возлюбленной Елизавете Ивановне Протасовой. Она была образованной девушкой, интересной собеседницей для писателя.

Через год у них родилась дочь Софья. Но, к сожалению, супруге не хватило здоровья пережить роды. Именно образ любимой жены лег в основу образа героини «Бедной Лизы».

Через некоторое время Карамзин познакомился с Екатериной Андреевной Колывановой. Вторая жена родила ему девять детей. Трое умерли в совсем юном возрасте, а сын Николай ушел из жизни в 16 лет.

Судьба других детей сложилась достаточно интересно.

Дочь Екатерина вышла замуж за князя Петра Мещерского, а их сын Владимир стал знаменитым публицистом.

Сын Владимир, любимец и гордость отца, построил головокружительную карьеру и стал сенатором. Личная жизнь тоже сложилась весьма удачно, он женился на генеральской дочке Александре Дука.

Дочка Елизавета стала фрейлиной и была, как и отец, высоконравственной и великодушной особой. Сам Лев Николаевич Толстой считал ее примером для многих.

Главное открытие сентиментализма

Границы сентиментализма трудно определить — это течение еще сильно привязано к традициям классицизма, но уже стремится слиться с романтизмом (его иногда так и называют — предромантизм).

Более того, сентиментализм оказал огромное влияние на реализм (что это?), особенно на творчество Диккенса, Флобера, Достоевского. Даже Пушкин в сентиментальных романах Лоренса Стерна отбраковывал лишнюю, на его взгляд, вычурную чувствительность и восхищался реалистичной наблюдательностью автора «Сентиментального путешествия».

Философский фундамент сентиментализма — идеи Жан-Жака Руссо о «естественном человеке» и сенсуализм английского мыслителя Джона Локка (1632–1704).

*Джон Локк

В человеке природой заложено нравственное чувство, с помощью которого он различает добро и зло и стремится к добродетели, но сохранить нравственную чистоту можно только вдали от цивилизации.

Открытие сентиментализма в том, что он переосмысливает человека и его связи с другими людьми. Чувствительность становится критерием нравственной ценности героя.

Сентименталистам не интересны ни героическое прошлое, ни яростная борьба страстей и пороков с добродетелью — все то, что так любили классицисты.

Круг интересов сентиментализма — частная жизнь простого человека.

Причем простого в самом демократическом смысле — героями сентиментальных произведений становятся представители низших сословий, но богатство внутреннего мира возвышает их над высшими слоями общества. Все это немыслимо для классицизма.

https://youtube.com/watch?v=m0u77olb7Qw

Америка

Американский романтизм – это набор образов, которые оседали после заселение разных слоев общества. Пришельцы из других миров приносили с собой искусство, от которого никто пока что не зависел духовно

Страна только формировалась, и художники были ей не так нужны, как ремесленники, или банкиры. Основная идея романтизма сошла с освещения знаковых событий, которые происходили со страной. Лишь позже течение получит иные проявления, но они уже будут преследовать иные цели, чем ранние работы прерафаэлитов.

«Смерть генерала Монтгомери в Квебеке»

«Смерть генерала Монтгомери в Квебеке» — картина Джона Трамбулла, выполненная в темных тонах. В центре находится военная баталия, которая не может закончится по многим причинам. Даже небо серчает на бой, и вся, работа выполнена редкими мазками кисточки, с минимальной обводкой гуашью.

«Договор между мистером Пенном и американскими индейцами» — картина Бенджамина Уэста, который старался изобразить процесс обмена максимально честно. Индейцы не понимают, что белые люди от них хотят, и какую силу будет иметь их подпись на документе. Лица белых людей специально растянуты, чтобы показать их некий дьяволизм во плоти. Картина выполнена в размытых тонах, но фигуры индейцев прописаны детально, в плоть до мускулатуры тела.

Свод Екатерины Великой

В 60-70-е годы в России начинается бурное развитие капиталистических отношений, следствием чего становится возрастающее явление буржуазии. Усилился рост городов, что повлекло за собой появление третьего сословия, интересы которого отражает русский сентиментализм в литературе. В это время начинает формироваться и та прослойка общества, которая сейчас называется интеллигенцией. Рост промышленности превращает Россию в сильную державу, а многочисленные военные победы способствуют подъему национального самосознания. В 1762 году, во время царствования Екатерины Второй, дворяне и крестьяне получили множество привилегий. Императрица тем самым пыталась создать миф о своем правлении, показывая себя в Европе просвещенным монархом.

Политика Екатерины Второй во многом препятствовала прогрессивным явлениям в обществе. Так, в 1767 году была созвана специальная комиссия по состоянию нового уложения. В своем труде императрица утверждала, что абсолютная монархия необходима не для отнятия свободы у людей, а для достижения благой цели. Однако сентиментализм в литературе подразумевал изображение жизни именно простого народа, поэтому ни один писатель не упомянул Екатерину Великую в своих произведениях.

Важнейшим событием этого периода стала крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева, после которой многие дворяне встали на сторону крестьян. Уже в 70-е годы в России начали появляться массовые общества, чьи идеи свободы и равенства повлияли на становление нового течения. В таких условиях начал формироваться русский сентиментализм в литературе.

Романтизм. Бунт индивидуальности

В 1820–1830-х годах на смену сентиментализму с его пристрастием к покою, меланхолии и «скрытым чувствам» пришел романтизм — искусство, полное бурного выражения эмоций, прославления силы, страсти и неудержимых душевных порывов. Словно все то, о чем художники-сентименталисты только намекали, внезапно освободилось от оков сдержанности и вырвалось из глубины на первый план. И природа, и люди на полотнах романтиков живут полной, яркой, одухотворенной жизнью, у этих картин словно есть обнаженный нерв. Благодаря романтизму в изобразительном искусстве утвердились новые, более яркие краски и новые сюжеты: человек, преодолевающий опасность, спорящий с судьбой и природой, бросающий вызов. Романтики начинают смелее изображать обнаженную натуру, в отличие от «классиков», уже не боясь «несовершенств» и лишней откровенности.

Образец романтизма — картины испанца Франсиско Гойи (1746–1828). В том же стиле творили француз Эжен Делакруа (1798–1863), англичанин Уильям Тёрнер (1775–1851) и немец Каспар Давид Фридрих (1774–1840).

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830) Эту картину называли «Марсельезой в красках»

Сентиментализм в русской литературе

Первая волна сентиментальных романов началась в России в 1790 году с «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.

После него к жанру романа-путешествия обращались многие писатели: Карамзин, Сумароков, Измайлов, Шаликов и др

Такая форма открывала новые возможности для свободного выражения своих мыслей — это было важно для писателей-сентименталистов

В романе-путешествии постоянно меняется картинка, чувства автора зависят от пейзажа за окном и от общения с простыми людьми.

Маленький человек приходит в русскую литературу именно в эпоху сентиментализма. Оказывается, что честь — это удел не только высших сословий. Доброе имя может быть у всякого человека, если у него чистая совесть.

В русской литературе сентиментализм расходится на два крыла:

  1. Одних авторов интересует социальный конфликт (это что?), они ищут причины несчастий человека в несправедливом устройстве общества, уж где-где, а в России с ее крепостным правом проблема маленького человека перед лицом социальной несправедливости была очевидна. Флагман этого направления А.Н.Радищев.
  2. Другие авторы обходили острые социальные конфликты стороной, сосредотачиваясь на чувствах и богатом духовном мире героев, пусть даже и низшего сословия. Здесь главную роль сыграл Н.М.Карамзин.

*А.Г.Венецианов, Портрет Н.М.Карамзина, 1828 г.

История сентиментализма в живописи

Сентиментализм зародился в 1720-е годы в Англии и обрёл силу в середине XVIII столетия. Он поспособствовал развитию английского пейзажа, а также оказал влияние на развитие искусства акварели.

Из Великобритании сентиментальная живопись пришла и в другие страны Европы, достигнув пика популярности в 1760-х годах. А вот в Россию этот стиль явился чуть позже, к концу XVIII века.

Сентиментализм отчасти напоминает другой камерный стиль, развивавшийся в этот же период, — рококо, адепты которого также противопоставляли себя классицизму и воспевали идиллические радости. Но рококо был более аристократичен, игрив, фриволен и чувственен. А вот у живописцев-сентименталистов вместо эротической чувственности доминируют сердечные порывы, настроение у картин более спокойное, персонажи — более естественны. Кроме того, сентименталисты порой вносили в свои работы дидактичность и назидательность.

Впрочем, были и примеры совмещения этих стилей в одном произведении, например — у Жана-Батиста Симеона Шардена (Jean Baptiste Siméon Chardin).

Часто сентиментализм сочетался с классицизмом или романтизмом. Иногда — вплетался в симфонию из нескольких стилей.

Угасание сентиментального искусства пришлось на 1780-е годы (в России — на начало XIX столетия), хотя некоторые авторы творили в этом стиле и позже — например, Луи-Леопольд Буальи (Буайи) (Louis-Léopold Boilly). Живописцев-сентименталистов критиковали за излишнюю «слащавость» и давление на чувства зрителя, за наигранные эмоции героев, за «выжимание слезы» простейшими живописными методами.

Тем не менее, художники-сентименталисты внесли немалый вклад в развитие живописи. Сентиментализм, обратившись к душе человека и его переживаниям, выступил предтечей романтизма, в котором психологические мотивы стали более глубокими.

«Бедная Лиза» Н. М. Карамзина

В повести автор рассказывает об истории любви крестьянки и барина. Лиза – бедная девушка, ставшая жертвой измены богатого юноши Эраста. Бедняжка жила и дышала только своим возлюбленным, но не забывала простой истины – свадьба между представителями разных социальных классов не может состояться. К Лизе сватается богатый крестьянин, но она отказывает ему, ожидая подвигов со стороны своего возлюбленного. Однако Эраст обманывает девушку, сказав, что отправляется на службу, а сам в этот момент подыскивает себе богатую овдовевшую невесту. Душевные переживания, порывы страстей, верность и предательство — чувства, которые часто изображал сентиментализм в литературе. Во время последней встречи юноша предлагает Лизе сто рублей в знак благодарности за любовь, которую она ему подарила в дни свиданий. Не выдержав разрыва, девушка накладывает на себя руки.

Особенности сентиментализма в живописи

О характерных особенностях этого течения в литературе мы уже поговорили ранее. Теперь настал черёд живописи.

Наиболее ярко сентиментализм в живописи представлен в нашей стране. Прежде всего, он связан с одним из самых известных художников Владимиром Боровиковским (1757 ‑ 1825 гг.). В его творчестве преобладают портреты. При изображении женского образа художник старался показать её природную красоту и богатый внутренний мир. Наиболее известными работами считаются: «Лизонька и Дашенька», «Портрет М.И. Лопухиной» и «Портрет Е.Н. Арсеньевой». Также стоит отметить и Николая Ивановича Аргунова, который был известен своими портретами четы Шереметьевых. Помимо картин, русские сентименталисты отличились и в технике Джона Флаксамана, а именно его росписи на посуде. Самым известным считается «Сервиз с зелёной лягушкой», увидеть который можно в петербургском Эрмитаже.

Из зарубежных художников известны лишь трое ‑ Ричард Бромптон (3 года работал в Петербурге, значимая работа ‑ «Портреты князя Александра и Константина Павловичей» и «Портрет принца Георга Уэльского»), Этьен Морис Фальконе (специализировался на пейзажах) и Антонис Ван Дейк (специализировался на костюмированных портретах).

Реализм в России

Россия тоже подарила миру живописцев, работавших в реалистическом направлении. Это И. Е. Репин, В. И. Суриков и В. А. Серов и др.

Сам термин «реализм» появился в России немного позднее, благодаря Павлу Анненкову, биографу Пушкина. Белинский новое направление в искусстве называл натуральной школой. Но это определение не прижилось в искусствоведении. Тем более, что в передвижничестве, как еще называли русский реализм, эстетика картин гармонично переплетена с реальной жизнью.

В картинах русских живописцев не встретишь грубой физиологии, присущей картине Гюстава Курбе «Сотворение мира» или «Купальщицы». Даже в изможденных лицах репинских бурлаков в картине «Бурлаки на Волге» больше духовности, чем в лицах врачей, из картины Икинса «Клиника Глосса».

Художники-сентименталисты

Одним из основных представителей сентиментализма в живописи являлся французский художник Жан-Батист Грез. Его работы отличаются наигранной эмоциональностью персонажей, а также излишним морализаторством. Излюбленным сюжетом художника был портрет девушки, страдающей по мертвым птицам. Для того чтобы подчеркнуть назидательную роль сюжета, Грез сопровождал свои картины пояснительными комментариями.

Другими представителями сентиментализма в живописи являются С. Дэлон, Т. Джонс, Р. Уилсон. В их работах также наблюдаются основные черты данного направления искусства.

Художник из Франции Жан-Батист Шарден также выполнял некоторые из своих работ в названном стиле, при этом дополняя имеющуюся типологию собственными нововведениями. Таким образом, он ввел элементы социальных мотивов в творчество направления.

Его работа «Молитва перед обедом», помимо черт сентиментализма, имеет особенности стиля рококо и несет собой поучительный подтекст

Она показывает важность женского воспитания для формирования у детей возвышенных эмоций. При помощи картины художник преследует цель вызвать у наблюдателя различные чувства, что характерно для сентиментального стиля живописи

Но, кроме того, полотно изобилует большим количеством мелких деталей, яркими и многочисленными цветами, а также в наличии имеется сложная композиция. Особым изяществом отличается все изображенное: интерьер помещения, позы персонажей, одежда. Все перечисленное является важными элементами стиля рококо.

Путешествие в Европу

В 1789-1790 гг. Карамзин путешествовал по Европе, посетил Германию, Англию, Швейцарию, Францию, где познакомился и общался с влиятельными масонами, а также великими философами и просветителями И. Кантом, И. Гердером, Ш. Бонне и другими. За это время Николай Карамзин глубоко проникся европейской культурой и искусством, посетил много театров, музеев, участвовал во всевозможных светских встречах.

Его сильно поразил уровень жизни и цивилизации в этих странах. Особенно Карамзин впечатлился революционной Францией. Народ был вовлечен в политические полемики, дискуссии, заинтересован чтением и изданием газет, листовок, подготовкой и слушанием революционных ораторских выступлений. Все это в то время было недоступно для нашей страны.

Зарубежный сентиментализм

Традиционно местом возникновения сентиментализма называют Англию. Первым созданным в данном течении творением считается поэтический сборник «Времена года» (Джеймс Томпсон), воспевающий великолепие природных пейзажей.

Продолжателем традиции явился Томас Грей, начавший писать очень схоже. Огромное значение Грей придавал детальному описанию красоты природы, рассуждал о тяготах существования обыкновенных людей.

Хотя сентименталисты за достаточно короткое время утратили популярность, созданные ими произведения открыли дорогу новым литературным тенденциям в России и Европе.

Особенности лексики

Для языка сентиментального направления является характерным наличие распространенных лирических отступлений, в которых автор дает свою оценку описанному на страницах произведения

Риторические вопросы, обращения и восклицания помогают ему расставить правильные акценты и обратить внимание читателя на важные моменты. Чаще всего в таких произведениях преобладает экспрессивная лексика с использованием просторечных выражений

Знакомство с литературой становится возможным для всех слоев общества. Это выводит ее на новый уровень.

Сентиментализм как литературное направление

Сентиментализм

Сентиментализм в России

В России представителями сентиментализма являлись М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин со своим наиболее известным произведением «Бедная Лиза», молодой В. А. Жуковский. Просветительские традиции сентиментализма ярче всего проявились в произведениях А. Радищева.


М. Н. Муравьев


И. И. Дмитриев


Н. М. Карамзин


В. А. Жуковский


А. Радищев

В России существовало два направления сентиментализма:

Дворянский

Направление, которое не выступало за отмену крепостного права. Николай Карамзин, автор повести «Бедная Лиза» в конфликте между сословиями выдвинул на первое место не социальный фактор, а моральный. Он считал: «и крестьянки умеют любить…».

Революционный

В литературе это направление выступало за отмену крепостного права. Основой всей культуры, как и основой общественного бытия, считал Радищев, является личность, которая заявляет о своем праве на жизнь, свободу, счастье, творчество.

Сентименталисты создали множество новых жанров в литературе. Это бытовой роман, повесть, дневник, роман в письмах, очерк, путешествие и другие, в поэзии это элегия, послание. Так как в противовес классицизму не было четких правил и ограничений, очень часто жанры смешивались.

Поскольку героями произведений сентименталистов стали простые люди, получил значительное упрощение и язык произведений, в нём появилось даже просторечие.

Отличительные черты русского сентиментализма

  • Проповедь консервативных взглядов: если все люди, независимо от их положения в обществе, способны на высокие чувства, значит, путь к всеобщему счастью лежит не в изменении государственного устройства, а в нравственном самосовершенствовании, нравственном воспитании людей.
  • Ярко выражены просветительские традиции, поучение, наставление, морализаторство.
  • Совершенствование литературного языка путём введения разговорных форм.

Сентиментализм сыграл важную роль в литературе обращением к внутреннему миру человека, в этом плане он стал предвестником психологической, исповедальной прозы.

Русский сентиментализм

Значительными русскими писателями-сентименталистами являются Карамзин, Жуковский, Радищев, Дмитриев и Муравьёв.

Выделяют 2 разновидности:

Революционный — в основе лежит пропаганда борьбы с крепостничеством. Передний план произведений занимает простой человек, борющийся за полноценное и свободное существование.
Дворянский — отличается меньшей радикальностью

Авторы говорят о внеклассовом характере чувств, обращают внимание в первую очередь на личность, а затем на социальную прослойку. Однако открытого протеста в подобных произведениях не наблюдается.

Главным отличием от классицизма можно считать отсутствие точных указаний, которых следовало бы придерживаться в процессе написания. По этой причине авторы стремятся к созданию новаторских жанров путём смешивания существующих.

Важными фигурами у сентименталистов становятся обычные люди, поэтому язык написания упрощается, возникают просторечные выражения. Русский сентиментализм имеет некоторые различия с европейским в силу особых культурно-исторических черт России: превалируют консервативные позиции, просветительные тенденции, дидактизм (стремление к нравственному наставлению).

↑ Традиции сентиментализма в литературе XIX—XX веков

  • Пушкин. Южные поэмы (1820—1824); стихотворение «К морю». 
  • Лермонтов. Стихотворение «Дума», поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени». 
  • Тургенев. Повесть «Ася». 
  • Лев Толстой. Традиции руссоизма на протяжении всего творчества. 
  • Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». 
  • Солженицын. Рассказ «Матренин двор». 
  • Астафьев. Повесть «Пастух и пастушка». 
  • Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». 

Список литературы:

  1. Аверинцев С.С. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994;
  2. Андреев Л.Г., Козлов Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М., 1987;
  3. Аникст A.A. Творческий путь Гете. М., 1986;
  4. Атарова К.Н. Лор’енс Стерн и его ≪Сентиментальное путешествие≫. М., 1988;
  5. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. ЭСТ. М., 1979;
  6. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. .ВЛЭ;
  7. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001;
  8. Верцман И. Руссо. М., 1970; Веселовский A.H B.A. Жуковский: Поэзия чувства и ≪сердечного воображения≫. М., 1999;
  9. Елистратова A.A. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966; История всемирной литературы: В 9 т. Т. 5. М., 1988;
  10. История западноевропейского театра. Т. 2. М., 1957;
  11. Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1958;
  12. Соловьева H.A. У истоков английского романтизма. М., 1988;
  13. Тройская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л., 1965;
  14. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2000.

Сентиментализм в зарубежной литературе

Англия

Начало сентиментализму положили английские поэты Джеймс Томсон (1700–1748), Эдвард Юнг (1683–1765), Роберт Блэр (1699–1746), Томас Грей (1716–1771).

Их лирика (что это за жанр?) полна описаний природы, пронизана печальными мотивами, именно эти авторы продвигали жанр «кладбищенской поэзии», которая декларирует идею всеобщего равенства перед смертью.

Лоуренс Стерн (1713–1768), анонимно напечатавший первую часть своего романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», взорвал общественность. Необычная манера повествования, множество авторских лирических отступлений, юмор, вольное обращение с временными рамками сюжета — все это позже возьмут на вооружение писатели XIX века.

*Лоуренс Стерн

«Сентиментальное путешествие» Стерна дало не только название течению сентиментализма, но и задало тон последующей литературе этого стиля — эмоциональную непринужденность, свободу выражения авторских мыслей и глубокий интерес к духовному миру и чувствам человека.

Франция

Первая скрипка французского сентиментализма — мыслитель, предвестник Французской революции, писатель Жан-Жак Руссо (1712–1778).

Философ утверждает, что человеческий разум пассивен, и именно чувства вдохновляют человека на деятельность.

«Вечно рассуждать — это мания мелких умов». Жан-Жак Руссо

Особенности сентиментализма Руссо:

Культ природы — естественный человек живет в гармонии (это как?) с природой, перед лицом которой все равны. Неравенство и несправедливость спровоцированы прогрессом (это что?), поэтому цивилизация — это зло.
Обращение к нравственности как силе, способной перестроить несправедливое мироустройство. Нравственность (что это?) и совесть (это как?) — то, что отличает человека от животного.

Духовное преобладает над материальным.
Интерес не только к личной жизни, но и к принципам гражданской морали героев

Руссо важно, как человек воспринимает общественное устройство, готов ли бороться за свои идеалы.
Художественное произведение — это способ выразить свое Я для автора.

У Руссо было множество последователей как во Франции, так и в других странах.

Германия

В Германии сентиментализм начался в 1740–х годах со споров о праве поэта на фантазию. В классицизме с этим были явные проблемы.

Вылились эти споры в громкое течение 70–80-х годов, известное под названием «Буря и натиск» по одноименной драме Клингера «Sturm und Drang». Штюрмеры считали, что творчество должно отображать отношение автора к описываемой им действительности.

Их взгляды на искусство опирались на идеи Руссо, традиции Шекспира.

Своеобразие «Бури и натиска» заключается в сплаве традиций сентиментализма с реалистической манерой изображения действительности.

Сентиментальный герой штюрмеров стремится к природе, признает начальное равенство людей, стремится к справедливости, но находится в тесном взаимодействии с обществом, часто выводится из узкого семейного круга на историческую арену, становится деятельным борцом за справедливость.

*Страдания, как они есть. Иллюстрация к роману «Страдания юного Вертера» художника Жана-Батиста Симоне

Раннее творчество Шиллера и Гете стало наиболее ярким образцом движения «Бури и натиска». А лирический роман Гете «Страдания юного Вертера» (1774) выводит немецкую литературу из разряда местечковой на невиданные доселе высоты, заодно вводя моду на самоубийства.

Главное открытие сентиментализма

Границы сентиментализма трудно определить — это течение еще сильно привязано к традициям классицизма, но уже стремится слиться с романтизмом (его иногда так и называют — предромантизм).

Более того, сентиментализм оказал огромное влияние на реализм (что это?), особенно на творчество Диккенса, Флобера, Достоевского. Даже Пушкин в сентиментальных романах Лоренса Стерна отбраковывал лишнюю, на его взгляд, вычурную чувствительность и восхищался реалистичной наблюдательностью автора «Сентиментального путешествия».

Философский фундамент сентиментализма — идеи Жан-Жака Руссо о «естественном человеке» и сенсуализм английского мыслителя Джона Локка (1632–1704).

*Джон Локк

В человеке природой заложено нравственное чувство, с помощью которого он различает добро и зло и стремится к добродетели, но сохранить нравственную чистоту можно только вдали от цивилизации.

Открытие сентиментализма в том, что он переосмысливает человека и его связи с другими людьми. Чувствительность становится критерием нравственной ценности героя.

Сентименталистам не интересны ни героическое прошлое, ни яростная борьба страстей и пороков с добродетелью — все то, что так любили классицисты.

Круг интересов сентиментализма — частная жизнь простого человека.

Причем простого в самом демократическом смысле — героями сентиментальных произведений становятся представители низших сословий, но богатство внутреннего мира возвышает их над высшими слоями общества. Все это немыслимо для классицизма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: