Отличительные особенности этапов Возрождения
Эпоху культуры Ренессанса обычно подразделяют на следующие временные отрезки:
- Проторенессанс – вторая половина 13 века – 14 век;
- Ранняя эпоха Возрождение – 15 век;
- Высокое Возрождение – конец 15 – первые десятилетия 16 века;
- Позднее Возрождение – с середины 16 до 90-х 16-го столетия.
Проторенессанс еще крепко связан со средневековьем и является как бы предвестником приближающегося Возрождения.
Самые яркие примеры периода Предвозрождения можно увидеть в скульптуре — в работах таких виртуозов, как Никколо, Джовани и Андре Пизано, Арнольфо ди Камбио. Особое влияние на живопись оказал Джотто, он стал прародителем перспективы, объемной трактовки изображения, его реалистичности и светскости.
В Италии Ренессанс продолжался с 1420-го по 1500 год. В момент зарождения искусство еще не полностью освободилось от средневекового влияния, а новые веяния постепенно заставляют художников все чаще прибегать к использованию античных образцов.
Страны-соседки гораздо дольше сопротивлялись пришествию нового стиля, бережно сохраняя прежний – готический. К ним Возрождение приходит только в конце 15 века, и его ранний период длится фактически 50 лет.
Третий этап Возрождения и реформации именуют Высоким Возрождением, ведь именно в этот период данный стиль проявляется в полной мере и во всем своем великолепии. В Италии (и особенно в Риме) это продолжалось с 1500 по 1527 год, искусство отличалось масштабностью – в это время возводятся величественные здания, создаются неподражаемые скульптуры, пишутся полотна, вызывающие всеобщее восхищение и по сей день. Античные традиции изучаются все более тщательно, воспроизводятся еще точнее, но в то же время скульптурные и художественные произведения того времени не лишаются индивидуальности, неповторимости.
В этот период плодотворно творили такие итальянские мастера и титаны, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. В центре их творений образ идеального, как внешне, так и внутренне, человека, преклонение перед красотой и существующей гармонией.
Апофеозом эры Ренессанса стало Позднее Возрождение, проявившееся во второй части 16 века. Наступление феодализма привело к глубокому кризису в искусстве Возрождения, работы мастеров становятся более сложными, драматическими, напряженными, их очень сложно объединить в одну группу. В южной части Европы утверждается Контрреформация, не принимающая никакого вольнодумства, а заодно и основополагающих моментов Возрождения.
Леонардо да Винчи
Рафаэль Санти
Микеланджело Буонарроти
Сандро Боттичелли
Эразм Роттердамский
Известные художники эпохи Ренессанса
Знаменитые художники Возрождения подарили миру произведения, которые стали частью «Золотого фонда» живописи. На холстах отражена эволюция в мире искусства, выраженная в смелых и ярких образах, точности линий.
Тинторетто (1518-1594)
Итальянский художник, творивший в Венеции. Созданная ранее перспектива иллюзии трехмерного пространства была усовершенствована им до предела. Для этой цели Тинторетто применял длинные и широкие перспективы.
Выбранный им стиль отражает новаторские технологии, яркость и насыщенность красок и нескрываемую драматичность.
Тициан (1488/1490-1576)
Итальянский художник, который экспериментировал с различными стилями и направлениями в живописи. В основе его работ были портреты, ландшафты, религиозные и мифологические тематики. Особенность техники – свободные мазки и тонкость тона.
Ему удалось успешно внедрить смелые образы обнаженных тел в живопись, сочетать их с религиозными сюжетами.
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Немецкий художник начал свой путь в творчестве в качестве успешного мастера гравюр на дереве. Печатное производство под его влиянием достигло невероятных масштабов и стало самостоятельной художественной формой.
Дюрер совершенствовал свое мастерство художника, общаясь с Рафаэлем и Леонардо да Винчи. Он ввел итальянское искусство в северные традиции живописи.
Иероним Босх (1450-1516)
Голландский художник, известный тем, что первым стал изображать на холстах миры необычные, скрытые от глаз людей, загробный мир и мифические существа также появлялись в его работах в числе первых, чем вызвали неподдельный интерес к произведениям.
Сад земных наслажденийИероним Босх
Его образы гротескны, в основе творчества лежат библейские сюжеты, в центре – сравнение жизни земной и небесной, Рая и Ада. Мастер понимал глубинные и подсознательные страхи людей, умело переносил их на холсты, заставляя задуматься.
Джотто (1267-1337)
Итальянский художник периода Раннего Ренессанса. Его творчество положило конец преобладанию в живописи влияния Византийского стиля. Смелые новации, необычный взгляд на техники письма позволили внести революционные изменения и открыть дорогу Ренессансу. Мастер изображал лица, жесты и эмоции максимально приближенными к естественным.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Изобразительное искусство эпохи Ренессанса стало расцветом для просветителей. Многие гуманисты воспринимают Боттичелли, как основоположника жанра. Художник выбирал для себя мифологические и религиозные сюжеты, идеально писал портреты людей. Он стремился запечатлеть на холсте доброту и нежность, искренность и позитив.
Донателло (1386-1466)
Итальянский мастер совершил поездку в Рим и изучил там древние руины. Художник стал постепенно уводить живопись из-под влияния готики, привнося в изображение плавность линий и детальный реализм. Лица, изображаемые на холстах, получили эмоции, стали более живыми, настоящими.
Бронзовый ДавидДонателло
Основным направлением в работе была скульптура, но работы мастера оказали огромное влияние и на мир изобразительного искусства, вдохнув в образы жизнь.
Рафаэль (1483-1520)
Итальянский художник, творивший на этапе Высокого Ренессанса. Его основным направлением в творчестве стала реалистичность образов. Многие художники эпохи Возрождения старались подражать и ровняться на творчество мастера. Эмоции и чувства – особенность всех полотен.
Микеланджело (1475-1564)
Изобразительное искусство эпохи Возрождения во многом равнялось на произведения гениального итальянского мастера. Он был также одним из величайших скульпторов своего времени. Стиль мастера был своеобразным и очень личным, в ним преобладает естественность и натуральность, благодаря которым при взгляде на произведения полностью проникаешься сюжетом.
Леонардо да Винчи
Великое искусство эпохи Ренессанса нельзя представить без работ этого мастера. Да Винчи был не только талантливым художником, но и непревзойденным инженером, математиком, ботаником и скульптором. Для своего времени он создал много величайших открытий, которыми пользовались многие ученые и исследователи в будущем.
Витрувианский человекЛеонардо да Винчи
Глубокие познания в анатомии, геологии, физике позволили разработать ему уникальный метод, плавный переход от света к тени. На холстах можно видеть переход, выраженный контраст, который позволяет добиться трехмерного объема. Основные стили в работе: религиозная живопись, художественные образы.
«Вознесение Богородицы» Антонио Аллегри (Корреджо)
В этой фреске Корреджо проявил себя как создатель нового типа купольной росписи храма. Секрет ее в необычном, однако правдивом ракурсе: вихрь из облаков, фигур святых и Богородицы, направленный вверх, к свету.
Современники не сразу поняли новаторство художника. Купол сравнивали с блюдом лягушачьих ног, а Дева Мария казалась попросту неприличной. Ясность внес несколько лет спустя Тициан. Он говорил, что купол собора можно перевернуть и доверху наполнить золотыми монетами — такова была бы истинная цена шедевра.
Фреска «Вознесение Богородицы» входит в список главных сокровищ Пармы.
Посмотреть можно: Кафедральный собор, Парма.
«Любовь небесная и Любовь земная» Тициан
Аллегорическая картина задумана как подарок знатного венецианца своей невесте. Девушка в брачном наряде сидит с рукоделием, позади нее — богатый дом и пара кроликов, как пожелание плодотворного брачного союза. Рядом обнаженная Венера держит чашу с огнем — символ вечной и страстной любви.
Детали мастерски написанной картины искусствоведы трактуют по-разному, а современное название полотно получило лишь через 200 лет после создания.
Посмотреть можно: галерея Боргезе, Рим. В галерее собрано огромное количество образцов итальянского искусства, поэтому посещать ее лучше всего с интересной экскурсией.
Эстетические принципы
В дополнение к священным изображениям многие из произведений художников эпохи Возрождения были посвящены таким вопросам, как брак, рождение или семейная повседневная жизнь..
Средний класс Италии стремился подражать аристократии, чтобы поднять социальный статус, и одним из способов была покупка произведений искусства для их домов..
Хотя архитектурные работы и скульптуры были тесно связаны с древнегреческой и римской культурой, картина эпохи Возрождения представила ряд особых характеристик, которые сделали ее уникальной.
Одним из них является пропорция как основной инструмент искусства. Раньше при составлении картины часто игнорировали реальные пропорции людей, потому что другие аспекты были более актуальными. Однако, это изменилось с включением гуманизма в философию художников.
Техника перспективы также сопровождалась ракурсом. Эта техника состоит в том, чтобы нарисовать объект намного ближе, чем он есть на самом деле, чтобы изменить визуальный фокус того, кто ценит работу.
Да Винчи был первым итальянским художником, который назвал термин, известный сегодня как сфумато. Эта техника была применена, чтобы дать трехмерную перспективу живописи эпохи Возрождения. Это было достигнуто путем создания тонкого цветового перехода между краями каждого объекта и фоновым ландшафтом.
Последней символической техникой эпохи Возрождения был кьяроскуро, в котором сочетались сильные светлые тона и слабые тона, чтобы создать трехмерную перспективу, как сфумато.
Импрессионизм (фр. impression — впечатление)
Импрессионисты отказались от идеи, что картина должна нести в себе какой-то философский, нравственный или иной смысл. Они сосредоточились на цвете и свете, стремясь передать окружающий мир в его изменчивости, зафиксировать мгновения, определенные ракурсы, точки зрения. Они отказались от темных и сложных оттенков (получаемых смешением цветов) в пользу чистой палитры.
Представители этого стиля часто создавали изображение в виде отдельных мазков, точек, цвета которых смешивались в глазу человека. Благодаря таким приемам удавалось передать живость объектов, их красоту или нежность. Например, в «Желтом трамвае» А. Арапова с помощью особых мазков художник передает стремительный темп городской жизни, словно бы мы сами ехали в трамвае и видели окружающий мир чуть смазанным из-за быстрого движения. У Ю. Пименова так вырастают целые городские кварталы с их кипучей жизнью. Параллельно с этим чистые краски в картинах А. Арапова, Ю. Пименова, С. Виноградова, К. Юона, П. Петровичева, Б. Анисфельда, К. Коровина и других импрессионистов передают их огромный оптимизм, радость от созерцания происходящего.
Неоимпрессионисты опирались на аналогичные принципы, но строили изображения только с помощью раздельных точек, получая совершенно новые эффекты. Среди русских художников это, например, А. Богомазов или И. Грабарь.
Постимпрессионисты (А. Моргунов, К. Петров-Водкин и др.) использовали техники импрессионистов, но отказались от основной идеи передавать сиюминутное впечатление, а сосредоточились на изображении сущностного состояния жизни.
Деятели эпохи Возрождения: кратко о главных творцах Ренессанса
Эпоха Возрождения — это расцвет искусств и науки, и время выдающихся личностей. Вот лишь некоторые из них:
Франческо Петрарка (1304 — 1374) — родоначальник гуманизма, поэт, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения. Он считал, что расцвету литературы, искусства и науки способствует не слепое подражание древним авторам, а стремление переосмыслить традицию и превзойти ее.
Данте Алигьери (1265 — 1321) — один из столпов Проторенессанса. Поэт и мыслитель, создатель «Божественной комедии». Данте совершил революцию в средневековой литературе, поставив себя в центр повествования и тем самым превратившись в зрителя.
Джотто ди Бондоне (1266 — 1337) — художник, архитектор, теоретик искусства. Так же как Данте в искусстве слова, Джотто стал первым, кто отбросил символичность иконописной школы и начал изображать мир таким, как его видит человек. Его кисти принадлежат росписи в Капелле дель Арена в Падуе, где особое место занимает фреска «Поцелуй Иуды».
Филиппо Брунеллески (1377 — 1446) — родоначальник архитектуры эпохи Возрождения. Брунеллески, используя основы античной архитектуры и свои многолетние исследования, смог добиться гармоничной, прочной и математически выверенной конструкции купола собора Санта Мария дель Фьоре, который стал символом торжества нового искусства. Знаменитый теоретик искусства Джорджо Вазари так писал об этом знаменитом архитекторе:
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции
Донателло (1386 — 1466) — художник, скульптор, архитектор, сыгравший решающую роль в становлении искусства Ренессанса. Именно Донателло вернул статуе самостоятельность как в античности, при этом наделил образы яркой индивидуальностью и человечностью. Самыми знаменитыми его работами являются статуя Давида (первая совершенно обнаженная фигура в искусстве того времени); статуя Гаттамелаты на соборной площади в Падуе — первый конный монумент эпохи Возрождения.
Леонардо да Винчи (1452 — 1519) — гений эпохи Возрождения, художник, исследователь, инженер и реформатор искусства. В основе его метода лежал принцип идеального максимума. Именно Леонардо да Винчи впервые применил воздушную перспективу, ввел в искусство принцип золотого сечения, использовал в своей живописи принцип дымчатой светотени — «сфумато». Научные открытия и инженерные изобретения да Винчи опередили время. В основе его научного подхода он утверждал опыт. Наиболее известными произведениями художника считаются «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Мадонна с цветком», «Мадонна в Гроте».
Микеланджело Буонаротти (1475 — 1564) — один из столпов Высокого Возрождения. Художник, архитектор, скульптор, поэт. Микеланджело считал, что человека человек может создавать образ ярче и выразительнее, чем было создано природой. Главным стремлением в произведениях Микеланджело стала идея превзойти природу, на опыте познать и завершить в искусстве дело природы и возвыситься над ней.
Рафаэль Санти (1483 — 1520) — великий художник эпохи Возрождения. В своей жизни и творчестве он воплотил идеал эпохи гуманизма о гармонии между совершенным миром и прекрасным человеком. Благодаря особому утонченному стилю Рафаэль смог добиться расположения в Ватикане. В ряду выдающихся произведений художника наиболее известной считается «Сикстинская Мадонна».
Николай Кузанский (1401 — 1464) — философ, церковный деятель, математик и естествоиспытатель. Создал теорию, по которой Бог не существует за пределами созданного им мира, а находится в нем, пребывает в единстве с ним и содержит мир в себе. Такая теория получила название натуралистический пантеизм.
Никколо Макиавелли (1469 — 1527) — итальянский дипломат, государственный деятель, писатель, философ. В трактате «Государь» Макиавелли впервые описывает новую политическую теорию, согласно которой люди по природе своей эгоистичны и преследуют корыстные цели. Чтобы управлять таким обществом требуется сильный лидер — государь, который ради общего блага народа готов совершать злодеяния.
Галилео Галилей (1564 — 1642) — знаменитый итальянский физик, астроном, философ, совершивший множество открытий, повлиявших на развитие науки. Он был одним из главных приверженцев гелиоцентрической системы. В 1609 г. Галилей изобрел телескоп, благодаря которому совершил ряд открытий в астрономии и смог опровергнуть устоявшуюся систему вращения планет вокруг Земли, предложенную Аристотелем.
Итальянский учёный Галилео Галилей (Galileo Galilei)
Основные фламандские художники
Фландрия, на 4 фламандских примитивов ( Ян ван Эйк , Ганс Мемлинг , имени Иронимуса Bosch , Брейгеля Den Oude), первые два живых XV — го века, то есть сказать , в течение 1 — го Возрождения:
- Ян ван Эйк (1390–1441): Ян ван Эйк — изобретатель долговечной техники живописи на холсте. Несомненно, в контакте с алхимиками он разработал технику соединения различных растительных смол с маслом, которая, образуя гибкую, прочную, прозрачную и прочную пленку, позволяет создавать холсты большого формата, способные противостоять времени. Ян ван Эйк был виртуозом зрения с центральной точки схода, как можно видеть в портрете Супруги Arnolfini , которые он писал в 1434 году , таким образом , до написания от Альберти де Pictura . Диссертация Альберти, опубликованная в 1511 году, распространила первый метод оптической перспективы. На иконографическом уровне супруги Арнольфини провозглашают конец феодального общества в пользу политической организации, знати которой станут преуспевающими буржуа. Наследие Ван Эйка необъятно: совершенство техники масляной живописи, благодаря связующему на олифе, точность и реалистичность деталей, создание современного представления о портрете, в частности, взглядом, направленным на зрителя.
- Ганс Мемлинг (ок. 1435 — 1494). Относительно портрета у Ганса Мемлинга Жан-Пьер Строобанц, корреспондент газеты «Le Monde» в Бельгии, уточняет: «Он вводил новшества, вводя украшения (пейзажи, интерьеры, фоны), которые, несмотря на обилие деталей, не приняли ничто иное как сдержанность картин и странность персонажей. Изучение лица, рук, тела придает большинству этих работ завораживающий характер и позволяет Тиллю-Хольгеру Борхерту, куратору музея Грёнинге, « утверждают, что именно Мемлинг передал всей южной Европе характеристики и нововведения примитивного фламандского портрета, оказавшего влияние, в частности, на флорентийских, венецианских и ломбардских художников ».
Исторические и социокультурные изменения
В 16 веке Европа претерпела важные изменения в своем обществе, которые явились результатом исторической эволюции, начавшейся в 13 веке.
В политической сфере произошло исчезновение феодализма и централизация власти монархий. Это означало полное изменение экономической, военной и административной сфер стран континента.
С другой стороны, открытие Америки и различные экспедиции на другие континенты расширили ожидания как человека как отдельного человека, так и общества в целом.
Торговля начала расти, и предприниматели, посвятившие себя этой деятельности, приобрели значение и богатство.
В религиозном отношении церковь потеряла влияние на королей, а государство стало сильнее.Это также повлияло на мир искусства и культуры, поскольку раньше он почти полностью контролировался церковью. Более того, протестантская Реформация стала большим потрясением в католической Европе.
Многие из этих изменений были связаны с развитием нового социального класса: буржуазии, купцов и ремесленников, живших в бургах (городах). Дворянство потеряло власть, а буржуазия смогла навязать новый менталитет.
Микеланджело (1475—1564).
Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Микеланджело считал себя скульптором. Но был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.
Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Он изображал совершенного человека, в котором физическая красота означает красоту духовную.
Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.
Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.
Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.
Потолок Сикстинской капеллы он расписывал в одиночку. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был нелюдимым. Обладал крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.
Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511. Сикстинская капелла, Ватикан.
Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережил угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.
Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы — это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях Древней Греции. Как его Давид.
В последние годы жизни — это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма XX века. Посмотрите на его “Пьету”.
Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции . Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г.
Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до XX века. Что же делать последующим поколениям? Идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.
«Форнарина» Рафаэль Санти
Перед нами полуобнаженная нимфа, стыдливо прижимающая к груди прозрачное одеяние. Ее можно узнать во многих образах Рафаэля, но только дважды он изобразил возлюбленную в собственном обличье и с кольцом на пальце. Художник умер, и картину завершил его ученик, почему-то закрасив кольцо.
Тайна отношений художника и модели породила немало легенд, большинство из которых — выдумки. Тем не менее, «Форнарина» стала идеалом ренессансной красоты и источником вдохновения для учеников и последователей Рафаэля.
Не упустите возможность увидеть картину своими глазами, а также другие великие шедевры Рима, бесплатно открытые для туристов.
Посмотреть можно: палаццо Барберини, Рим.
«Мадонна в кресле» Рафаэль Санти
Не зря рафаэлевские Мадонны считаются самыми прекрасными женскими образами из когда-либо созданных. В них есть редкое сочетание внешней красоты и неземной одухотворенности.
Но «Мадонна дела Седия» несколько выделяется из этой галереи. Одетая в праздничный наряд горожанки, она сидит близко-близко к зрителю и крепко прижимает к себе сына.
Облик Мадонны наполнен необычной для Рафаэля жизненной силой, яркими и теплыми красками. Может быть, потому что моделью для картины стала земная женщина, а не идеальный образ?
Посмотреть можно: в галерее Палатина, Флоренция. Билеты с приоритетным входом приобретайте только заранее на сайте.
Мазаччо
Мазаччо оставил неизгладимый след на мире живописи, хотя его жизнь была короткой – он умер в 26 лет. Родившийся в 1401, он сделал существенный вклад в живопись благодаря его умению создания динамичных образов и движений, а также его научному подходу к перспективе. На самом деле он, как полагают многие, является первым великим живописцем Итальянского Ренессанса и новатором современной эры живописи. На творчество Мазаччо повлияли произведения скульптора Донателло и архитектора Брунеллеши. К сожалению, в наше время сохранились всего четыре работы, авторство которых не вызывает вопросов, другие же произведения написаны в соавторстве с другими художниками
Фреска «Чудо со статиром»
Микеланджело Буоанарроти (1475-1564)
Долгий 70-летний жизненный путь этого человека был ярким, он оставил потомкам нетленные творения не только живописи, но и скульптуры. Как и другие великие художники эпохи Возрождения, Микеланджело жил во времена, полные исторических событий и потрясений. Его искусство – это прекрасная завершающая нота всего Ренессанса.
Мастер ставил скульптуру выше всех остальных искусств, но по воле судьбы стал выдающимся живописцем и архитектором. Самой масштабной и необыкновенной его работой является роспись Сикстинской капеллы (на фото) во дворце в Ватикане. Площадь фрески превышает 600 квадратных метров и содержит 300 фигур людей. Самая впечатляющая и знакомая – это сцена Страшного Суда.
Итальянские художники эпохи Возрождения обладали многогранными талантами. Так, мало кто знает, что Микеланджело был также прекрасным поэтом. Эта грань его гениальности в полной мере проявилась уже под конец жизни. Около 300 стихотворений сохранились до наших дней.