Несколько предварительных слов

Литература

  • Авдеенко С. И. Александр Тышлер и Мелитополь. — Мелитополь: МГТ, 2012. — 86 с. — ISBN 978-966-197-155-3.
  • Авдеенко С. И. Александр Тышлер и Украина. — Мелитополь: МГТ, 2014. — 65 с. — ISBN 978-966-197-328-1.
  • Авдеенко С. И. Память. Рассказы о знаменитых мелитопольцах. — Мелитополь: «Мелитополь», 2014. — С. 249—282. — 288 с. — ISBN 978-966-197-292-5.
  • Козинцев Г. Театральные работы А. Г. Тышлера // Нева. — 1956. — № 7.
  • Александр Тышлер: Выставка произведений: Живопись, скульптура, графика, театральные эскизы: Каталог выставки / Сост. Ф. Сыркина. М., 1966.
  • Александр Тышлер: Живопись, графика, скульптура: Каталог выставки / Сост. Ф. Сыркина. (Первая публикация очерка А. Тышлера «Моя краткая биография»). М., 1978.
  • Александр Тышлер: Живопись, графика, скульптура, театр: Каталог выставки к 85-летию со дня рождения / Сост. Ф. Сыркина; вступ. ст. Д. В. Сарабьянова. М., 1983.
  • Александр Тышлер. Живопись, графика, скульптура из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . — М.: Кучково поле, 2017. — ISBN 978-5-9950-0825-5.
  • Александр Тышлер и мир его фантазий. — М.: Галарт, 1998. — 96 с. — ISBN 5-269-000950-1 (ошибоч.).
  • Кумок В. Н, Воловник С. В. Евреи Мелитополя. — Т. 1. — Мелитополь: ООО «Издательский дом МГТ», 2012. — С. 668—670.
  • Кумок В. Н, Карабач И. К. Семья Тышлер. Судьбы на фоне эпохи //Мелитопольский краеведческий журнал, 2018, № 12, с. 76-81.
  • Орлова М. Театральность как способ выживания и робкого протеста // Коммерсантъ. — 1998. — 3 апр.
  • Светляков К. А. Александр Тышлер. — М.: Арт-Родник, 2007. — 96 с — ISBN 978-5-9794-0006-8.

Комментарии

Микеланджело Буонарроти

великий мастер эпохи Ренессанса, скульптор, живописец, архитектор

Николай Васильевич Ясиненко

народный художник Украины, донецкий художник и скульптор

Тео Янсен

нидерландский художник и кинетический скульптор

Идл

бельгийский и французский скульптор и график

Христо Явашев

американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Жийебон своими работами, в которых «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья

Валерий Юрлов

российский художник, живописец, график, художник книги, скульптор, автор коллажей и объектов

Марисоль Эскобар

американский и венесуэльский скульптор

Ганс Эрни

швейцарский художник и скульптор

Как Тышлер умудрился не стать соцреалистом?

,,,,портретПортрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет — во французском прочтении — portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше

,,,,,,«Жизнь моих братьев и сестер была недлинная. Брат Илья — наборщик-большевик,был повешен врангелевским генералом Слащевым в Симферополе. Другой брат был убит махновцами. Третий был расстрелян фашистами в Мариуполе в 1942 году,»(,,,

171 ЖИВОПИСЬ

1920-е – 1950-е годы

«Семейные портреты». Серия
картин. («Богатая семья», 1929; «Семейный портрет», или «Соседи моего детства»,
1930; «Бедная невеста», 1943).

1920-е – 1960-е годы

«Махновщина». Серия картин
(«Махно перед зеркалом», 1933; «Махно и его штаб», 1937; «Махно на коне», 1950;
«Ждут», «Махновщина» и другие).

«Гражданская война». Серия
картин. («Расстрел», 1931; «Иисусовы полки», 1936; «Смерть командира», 1937;
«Свидание», 1938; «Расстрел голубя», 1959; «Всадник со знаменем», 1955 и
другие).

«Народный театр». Серия
картин. («Фокусник», 1928; «Мистерия-Буфф», «Народный театр», 1961 и другие).

«Материнство». Серия картин.

«Цыганы». Серия картин.

«Монах и девушка».

«Советское шампанское».

1950-е годы

«Слуги». Серия картин.
(«Утюг», 1952; «Завтрак», 1952; «Фрукты», «Несут стол» и другие).

«Всадник с красным знаменем». Серия картин. 1955.

1950-е – 1960-е годы

Пейзажи Вереи.

«Америка». Серия картин.

(«Женщина на фоне
небоскреба», «Модницы», «Иностранные туристы», «Республиканская и
демократическая партии»).

172 1961 –
1962 годы

«Обнаженная». Серия картин.

«Похищение Европы» («Кармен»). Серия картин.

«Махно». Серия картин.

Женские портреты.

«Цыганы». Серия картин.

День рождения. Триптих.

Женские портреты.

Женщина с домиком.

Продавец палок.

«Модницы». Серия картин.

1964год

Продавец часов.

Махно.

«Расстрел голубя». Серия
картин.

Казненный ангел.

«Девушка с цветами». Серия
картин.

Пейзажи Коктебеля.

1965 – 1966 годы

Обнаженная.

Реквием.

«Балаганчик». Серия картин.

«Соседи моего детства».
Серия картин.

Похищение Европы.

«Аэлита».

«Петрушка. Кукольный театр».
Серия картин.

«Ад и рай». Серия картин.

Творчество Александра Тышлера

 

Художественный мир великолеп­ного мастера театральной декора­ции Александра Григорьевича Тышлера необычен, он увлекает нас верой во всякие чудеса, в нем торжествуют фантазия и высокая поэзия. Творческий путь Тышлера отличается удивительной цельно­стью и ясностью, хотя, конечно, художник многое менял в своей манере.

Тышлер был восьмым ребенком в семье столяра-краснодеревщика в Мелитополе. В 1912 году он по­ступил в художественное училище в Киеве, находящееся на нынешней улице Воровского (где оно находится вы можете посмотреть по поиску на карте Киева: maplos.com ). Киевское художественное училище Тышлер окончил  в 1917 году. Затем Тышлер стал посещать сту­дию замечательного живописца и театрального мастера Александры Экстер. Примечательно, что из этой киевской студии вышли многие впоследствии крупнейшие советские художники театра: Н. Шифрин, И. Рабинович, С. Вишневецкая. В мастерскую Экстер приходили поэты и художники. Здесь впервые молодой Тышлер почувствовал атмосферу современного искусства. Но в 1919 году творческие занятия прекратились: Тышлер вступил в Красную Армию.

 В 1921 году Тышлер приезжает в Москву. Он живет очень интенсивной л напряженной жизнью, много пишет и рисует, стараясь понять смысл ряда новых живописных систем.

 Стиль «настоящего» Тышлера рождается в середине 1920-х годов. В его живописи равнозначны два начала — романтика и фантазия. Между ними трудно провести четкую границу. Он импровизирует, и нас убеждает его виртуозность и мастерство. Если поначалу такие картины, как «Директор погоды» или «Продавец палок», могут показаться эксцентрической игрой воображения, то на поверку они оказываются очень убедительными поэтическими образами. Иногда Тышлер ироничен, но мы ощущаем его добрую усмешку (серия «Соседи моего детства»). Иные из его картин звучат символически («Женщина и аэроплан», 1927). Одна из центральных тем живописи Тышлера — гражданская воина, махновщина, дикая стихия. В своих произведениях, посвященных этой теме, он может быть и патетичен, и трагичен.

 Книги, оформленные художником, несут на своих полях легкие перовые рисунки, напоминающие импровизации, рожденные живыми, непосредственными впечатлениями от прочитанного.

 И в живописи, и в графике мастера очевидно игровое, театральное начало. Оно- уже было замечено критиками до того, как он стал знаменитым театральным художником. Тышлер работал в разных театрах, с разными режиссерами и всегда целиком отдавал свой талант спектаклю. В его декорациях театр сродни балагану, народному площадному театру, где все ра­зыгрывается прямо на глазах и зритель верит в чудеса и тайны. Декорации Тышлера сложны и красивы по цвету. Это — живо­пись большого мастера, органично существующая в пространстве сцены. Но театр Тышлера это и театр трагедии, театр, полный страсти, театр шекспировского «Короля Лира» (1936, 1964*) и «Ричарда» (1934). Картины художника и живопись для театра существуют в единстве. Он не изобретает себя заново для сцены, а в живопись приходят мо­тивы театральных постановок. По поводу отдельных спектаклей воз­никали н прекрасные графические серии, портреты актеров («Порт­рет С. Миоюаиса», 1935). Гышлер, художник темперамент­ный, страстный, он постоянно про­бует свои силы в разных жанрах и видах искусства. Своеобразным он остался и в деревянной скульп­туре, создав прекрасную серию обнаженных.

В 1960-е — 1970-е годы Тышлер в основном работает как график и живописец. Он пишет картины, в которых запечатлевает воспомина­ния о детстве или создает причуд­ливые, фантасмагорические порт­реты и композиции (циклы «День рождения», «Девушки с цветами», «Модницы», «Маскарад», «Бала­ганчик»).

У Тышлера были кумиры? Ведь вокруг него — сплошь легендарные личности!

,,,,,«Так и бывает — живет рядом с нами веселый добрый человек,покупает дыню,покупает краски,моет кисти,а потом оказывается,он-то и есть великий художник,гордость своих современников,»Осипа МандельштамаРоберта Фалька«Пишет,что вы — милый сказочник и что ваша графикаМонотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше

,которую он видел,доведена до совершенства японской каллиграфии».Анне Ахматовойкарандашные портреты,Марком Шагалом,,,,(«Москва 1973Дорогой Алек. ТышлерМилый художник,мы передаем Вам — спасибо.

Биография

Александр Тышлер родился в Мелитополе (ныне — Запорожская область Украины) в семье потомственного еврейского ремесленника (Тышлер на идише значит «столяр»). В 1912—1917 годах учился в Киевском художественном училище, в 1917—1918 годах — в студии Александры Экстер.

В 1919 году Тышлер добровольцем вступил в РККА; служа при управлении Южного фронта, делал плакаты для окон РОСТА, иллюстрировал первые буквари на калмыцком, мордовском, татарском языках, а также на идиш. В 1921 году, после демобилизации из армии, поступил во ВХУТЕМАС, учился в мастерской Владимира Фаворского. До 1924 г. увлекался беспредметной живописью; в 1925 г. вступил в Общество станковистов.

В 1927 году Александр Тышлер дебютировал как театральный художник, оформив ряд спектаклей в Белорусском еврейском театре в Минске. Среди спектаклей, оформленных А. Тышлером, числится драматический памфлет в 11 картинах Самуила Годинера «Джим Куперкоп». Премьера состоялась 15.02.1930. В 1930-х годах работал в Москве, сотрудничал со многими столичными и ленинградскими театрами; с 1935 года оформлял спектакли Московского еврейского театра. В «Лирическом цикле» 1928 г. и других полотнах того времени создавал, по словам Эфроса, непроницаемые для рационального истолкования «композиции из плетёных корзин, женских тел и звериных голов».

В первые годы театральным работам Тышлера были присущи черты экспрессионизма, вообще характерные для его творчества этого периода: подчёркнутая причудливость, нередко произвольность сценических образов, — в дальнейшем стиль художника менялся. С середины 30-х годов, начиная с «Короля Лира» в ГОСЕТе и «Ричарда III» в Ленинградском БДТ (оба — 1935 год), центральное место в театральном творчестве Тышлера занял Шекспир. Многие его работы внесли вклад в мировую «шекспириану»; Тышлер создавал сценические образы, пронизанные экспрессией и напряжённой эмоциональностью, легко трансформирующиеся конструкции, основанные на принципе устройства народного площадного театра. В году осуществил постановку оперы «Семён Котко» С. С. Прокофьева.

В послевоенные годы эти черты зрелого Тышлера по-разному трансформировались в постановках советской и современной зарубежной драматургии, в том числе в спектаклях «Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского в «Театре сатиры» (1957), «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского в Московском театре драмы и комедии (1956), «Святая Жанна» Б. Шоу в «Ленкоме» (1958), оперы «Не только любовь» Р. К. Щедрина в ГАБТ (1962). Как художник так и не примкнул к господствующему направлению социалистического реализма, по этой причине до 1960-х гг. его живописные работы практически не экспонировались.

В военные годы эвакуировался с театром в Ташкент, где ему не раз позировала Анна Ахматова. По возвращении в Москву жил с супругой Анастасией Степановной (урожд. Гроздова) в квартире на Мясницкой, а с 1950-х — на Верхней Масловке. Вторая жена — искусствовед Флора Яковлевна Сыркина (04.08.1920 — 19.08.2000), дочь академика Я. К. Сыркина; шурин — востоковед, византинист, индолог, филолог-санскритолог, переводчик А. Я. Сыркин. В 1950-е гг. увлёкся созданием сказочных скульптурных образов из веток, найденных в лесу. В последние годы жизни создавал повторения своих ранних абстрактных работ. Умер в 81 год и был похоронен на Кунцевском кладбище.

ГРАФИКА

1917 – 1918 годы

Цикл рисунков. «Руфь». Б.,
ит. кар.

Цикл рисунков к
стихотворениям Жуковского. Б., ит. кар.

Иллюстрации к стихам
Н. Венгрова «Петух». Изд. Всеукраинского литературного комитета.

1925 год

Иллюстрации и оформление
букварей:

                   Калмыцкий
букварь.

                   Мордовский
букварь.

                   Татарский
букварь.

                   Татарская
рабочая книжка.

173 «Геометрия»
на еврейском языке. Гос. литературный музей. Москва.

Иллюстрации к иронической
трагедии А. Мариенгофа «Джек Потрошитель».

Горный пейзаж в Крыму. Б.,
акв. Гос. Третьяковская галерея. Москва.

Расстрел 26 комиссаров.
Б., акв. Гос. Третьяковская галерея. Москва.

Бойня. Б., тушь, перо. Гос.
Третьяковская галерея. Москва.

«Крым». Серия акварелей.
Гос. Русский музей. Ленинград. Частные собрания.

1926 год

Женский портрет. Б., кар.
Гос. Третьяковская галерея. Москва.

Махно в роли невесты. Б., цв. кар., тушь, акв., перо. Гос.
Третьяковская галерея. Москва.

1928год

Иллюстрации к рассказу
А. Грина «Легенда о Фергго Фергюсоне».

(«Смена», 1928, № 7,
стр. 6 – 7).

Иллюстрации к рассказу Джона
Рида «Мак-Американец». («Смена», 1928, № 6, стр. 1 – 3).

1929год

Еврей бедняк. Б., акв. Гос.
Третьяковская галерея. Москва.

Иллюстрации к рассказу
Д. Бергельсона «Пинке Вайль». («Красная нива», 1929, № 40,
стр. 2 – 3).

1930год

«Постановили снять чадру». Цикл.
Б., акв. Гос. Третьяковская галерея. Москва.

Махновщина. Б., кар. Гос. Третьяковская галерея. Москва.

«Бой быков». Серия. Б., кар., акв.

1932год

Иллюстрации к стихотворению
В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Б., тушь.

Плакат «Антисемитизм —
сознательная контрреволюция, антисемит — наш классовый враг».

174 1934 год

Иллюстрации к рассказу
К. Паустовского «Колхида». («Тридцать дней», 1934, № 9,
стр. 12 – 21).

Иллюстрации к якутской
сказке «Богатырь Мегюлю-Беге». («Пионер», 1934, № 19, стр. 12 –
13).

1936год

Иллюстрации к роману
И. Эренбурга «Не переводя дыхания». Изд-во «Советский писатель». Москва.

Иллюстрации к поэме
С. Кирсанова «Золушка». Гос. изд-во «Художественная литература». Москва.

«Пейзажи Оки. Поленово».
Серия акварелей.

Иллюстрации к поэме
В. Маяковского «Про это». («Новое о Маяковском». — «Литературное
наследство», 1936).

1937год

Иллюстрации к поэме
Э. Багрицкого «Дума про Опанаса». Гос. изд-во «Художественная литература».
Москва. Гос. Литературный музей. Москва.

Портрет
С. М. Михоэлса.

1939 год

Иллюстрации к обложкам
книжек В. Маяковского. Под ред. В. Катаняна. Изд-во «Советский
писатель», Москва.

Иллюстрации к рассказам
Шолом-Алейхема. («International Literature», 1939, № 2, с. 10, 23, 40).

Лилии. Натюрморт. Б., акв.

Портрет жены. В., акв.

В гамаке. Б., акв.

Интерьер. В., акв.

1964 год

Серии рисунков фломастером

                   Бондари.

                   
«Сказочный город».

                   
«Цветочные полки».

                   
«Модницы».

                   
«Океаницы».

                   Женщины
деревни.

                   Флюгера.

                   Головы
стариков.

                   Головы
женщин.

Серия литографий

                   Расстрел
голубя.

                   Казненный
ангел.

                   Коровий
бал.

Серии рисунков фломастером

                   
«Театральное представление».

                   
«Карнавал».

                   Клоуны.

                   Кариатиды.

                   Океаниды.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: