Глава 6. Старый дом
От мысли, что Никита может делать всё что хочет целых две недели, ему даже стало скучно. В этот же день, после чая, Никита оделся и отправился на прогулку. Перед тем как выйти на улицу, он прошёл по коридору через нежилые помещения. Мальчик дошёл до «крайней угловой комнаты», где над очагом висел портрет красивой дамы «в чёрной бархатной амазонке». Никита стал рассматривать портрет, сидя на диване. Он мог подолгу смотреть на эту женщину. Видя её, Никита испытывал волнение, он был полон любопытства.
От матушки он много раз слышал, что с прадедом приключилась загадочная история, связанная с этой дамой. Портрет прадеда висел в этой же комнате над шкафом с книгами. На портрете был изображён «тощий востроносый старичок с запавшими глазами». Материальное положение прадеда было плохим: дворовые разбежались, все комнаты, кроме той, в которой он жил, были заколочены. Однажды прадед пропал и больше не появлялся у себя дома. Спустя пять лет от него пришло письмо из Сибири, в котором сообщалось, что он «нашёл забвение среди природы». Причиной всего случившегося с ним была дама, изображённая напортрете.
За окном на ветвь дерева села ворона. Никита почувствовал страх и, выйдя из пустой комнаты, побежал во двор.
Были ли картины в реставрации?
Перед началом реставрационных работ в Иерусалиме мне довелось читать в местной прессе, что некоторое время тому назад произведения Николая Кошелева были
сняты со стен храма и отреставрированы в США. Я полагал, что передо мной стояла задача дать заключение по поводу качества проведенной реставрации.
Но когда картины были распакованы, оказалось, что прочитанное не соответствовало действительности. Картины являли собой печальное зрелище. Они стояли в
грязных рамах, полотна на подрамниках провисли. С лицевой стороны картины были покрыты пылью, а на некоторых из них на оборотной стороне висела старая
паутина. Беглый первичный осмотр убедил меня в том, что красочный слой в большинстве своем не был поврежден. Лишь осыпи красочного слоя на картине «Не
плачьте дщери Иерусалимские» говорили о травмах механического характера, которые могли произойти во время снятия картины со стены. Состояние сохранности
картин указывало на то, что они долгое время находились в неблагоприятных условиях для их сохранности, но следов какой-либо реставрации нигде обнаружено не
было.
Поначалу казалось, что картины сохранились нетронутыми с тех пор, как были созданы художником и развешаны на стенах храма. Однако при более внимательном
осмотре обнаружилось, что холст некоторых произведений по нижнему или верхнему краю имел заломы с регулярными рядами гвоздевых отверстий. Такие заломы
остаются на местах сгибах холста при натягивании его на подрамник. Это указывает на то, что картины когда-то снимались с подрамника, а затем были натянуты
вновь с изменением их экспозиционного пространства. Такие заломы оказались на холсте в самом низу картины “Взятие Иисуса стражей” Похоже, что он
перетягивался. На это указывает 17 гвоздевых отверстий, вдоль нижней планки подрамника с регулярностью интервалов между ними ≈15 см.
Залом холста без гвоздевых отверстий проходит на 15 см ниже верхней планки подрамника
Дальше я столкнулся с новым, более интересным обстоятельством. Оказалось, что некоторые из полотен имели подобные заломы, но без гвоздевых отверстий. Они
проходят параллельной линией на 14-15 см ниже верхней планки подрамника, и лишь в некоторых случаях над ними было по 2‑3 гвоздевых отверстия. Однако
предположить, что картины когда-то были натянуты на подрамники меньшего размера с загибом холста с живописью на тыльную сторону, невозможно. Тем не менее,
у картин «Моление о чаше», «Пеленание», «Пилат умывает руки», «Распятие», «Положении во гроб» обнаружились такие заломы.
Это обстоятельство обернулось другой загадкой. Было ли это сделано по воле художника, или холст был перетянут позднее, но, по неизвестной причине, не по
следам прежних заломов.
Двойной залом холста на левой стороне картины «Сошествие во Ад»
Подобную загадку задает и картина «Сошествие во Ад». Она имела явные следы того, что в течение какого-то времени была натянута на подрамник с большим
перекосом. Под острым углом к левой стороне картины на всю ее высоту до низа проходил двойной залом двумя параллельными линиями, соответствующими толщине
подрамника. Образованная заломом гипотенуза у основания отстояла от угла картины на 10,2 см. Гвоздевые отверстия проходили не по всей длине полосы залома,
что заставило усомниться, что картина была натянута на подрамник именно таким образом. Создавалось впечатление, что в таком состоянии картина находилась
довольно долго. На это указывало повреждение красочного слоя сыростью в той части картины, которая была подвернута на ее тыльную сторону к стене. Но
представить себе, что картина была в экспозиции с таким перекосом, довольно трудно. Более того, невольно возникает другой вопрос, была ли она натянута на
подрамник? Если бы картина перетягивалась, то у нижнего ее края должна была бы быть подобная деформация холста под таким же углом. Но ее нет. У других
граней подрамника также заломов нет. Об их природе на полотнах остается только гадать. Очевидно, что с картиной что-то происходило, однако сведений о том,
кто и когда сделал перетяжку холста, нет. Можно лишь отметить, что эта работа была сделана профессионально.
Таким образом, судьба произведений Кошелева в XX в. требует дальнейшего изучения.
Общая характеристика «Деревни»
Замысел «Деревни» появился у Бунина в 1908 году. Первую часть Иван Алексеевич написал в короткий срок в сентябре 1909 года. Жизненные обстоятельства вынудили его забросить на год работу над повестью. Писатель вернулся к ней в августе 1910-го, работал исступлённо. Его тревожили недавние события революции, размышления писателя о судьбе России и русском характере требовали выхода.
«Деревня» — не только повесть о крестьянской жизни, в ней содержится размышление о русском народе, о судьбе страны. Писатель охватил всю русскую жизнь. Показан неприглядный быт, безрадостные будни разбогатевшего крестьянина. Автор поднимает проблемы экономики, политики, философии, религии, нравственности, семейных отношений. Злободневность повести (упоминание о русско-японской войне, конституции, реформе) сочетается с эпичностью: национальные особенности выводятся из многовекового рабства крестьян и времён князя Владимира, в произведении множество персонажей, представляющих Русь во всей её многоликости.
Анализ повести «Деревня» Бунина
Писатель хотел показать русский народ таким, какой он был, без прикрас. Бунин правдиво анализирует жизнь деревни, быт простых людей, а также показывает мотивы их поступков.
Лейтмотив произведения
Лейтмотив повести — безалаберное состояние русской жизни: «чернозём на полтора аршина», а сытых мало. Усадьбы везде оскудели, мужики разорились. Неустроенный быт писатель отмечает даже в богатых крестьянских домах: грязь по колено во дворах, зимой в доме телята, ягнята, в избах сыро и угарно.
Лейтмотивом звучит и слово «каторга», которое Тихон часто повторяет, имея в виду жизнь. Ещё один удручающий мотив, который возникает постоянно — живодёрство: освежёванная скотина, шкуры кошек. Мужик по прозвищу Серый — мастер резать жилы лошадям и сдирать шкуры. Тихона шорник называет «кошкодёром», всех обитателей Дурновки автор именует «живорезами».
Тема
Ведущая тема повести: Русская деревня как образ всей России и самосознание народа, от которого зависит будущее страны.
Главный вопрос, который ставит Бунин: способен ли русский народ распорядиться своей судьбой? Революция 1905–1907 гг. показала активность народных масс на исторической арене. Судьба России стала зависеть от простого народа, в том числе — крестьянства, которое составляло большую часть населения аграрной страны.
Идея
Ответ на вопрос автор даёт отрицательный.
Основная мысль произведения: народ, который меньше полувека назад был юридическим рабом, в сущности им остался: сохранились рабские привычки, рабская психология, скотские условия жизни.
Писатель называет русский народ несчастным, но в своих несчастьях он повинен сам. После освобождения от крепостной зависимости многие крестьяне живут в нужде из-за лени и глупости. Образ Серого раскрывает эту мысль. Он самый нищий мужик в деревне, не желает пахать, сдаёт землю. Сидит дома с семьёй в голоде и холоде и ждёт «настоящего» выгодного дела. Зарабатывал в основном на забое скотины, а потом всё пропивал.
Братья Тихон и Кузьма, предприимчивый делец и самоучка-правдоискатель, — натуры сильные, но и они пришли к неутешительному итогу. Бессмысленным оказалось накопительство Тихона, а жизнь Кузьмы прошла в беспредметных ожиданиях и мечтах, как часто случалось с русскими сколько-нибудь образованными людьми.
Проблематика
В повести писатель затрагивает много проблем, но главные — две: уклад жизни (быт) и национальный характер (психология). Эти явления неразрывно связаны между собой. Характер определяет быт, который, в свою очередь, влияет на характер. Бунин видит причины народных бед в страшной отсталости быта, унаследованного от предков, и в невоспитанности русского характера: несколько веков рабства мешали его выработать.
Композиция произведения
Повесть делится на три части. В первых двух повествуется о жизни братьев — Тихона и Кузьмы, а в третьей части подводится итог их жизни. Чёткого разделения на части нет, автор просто разрывает его тем, что включает в повесть других персонажей. Так создаётся более обширная картина деревни. Сквозного сюжета нет: чередуются сцены деревенской жизни со стычками простых мужиков и богачей. Сюда же стоит добавить многочисленные отступления, которые показывают красоту деревенских пейзажей. Им противопоставляется бедность и нищета. Такой контраст помогает читателю остро почувствовать и понять, в каких условиях жили простые люди в начале прошлого века.
Глава 28. Желтухин
Никита нашёл возле дома выпавшего из гнезда скворца, принёс его домой. Назвали его Желтухин. Посадили его на подоконник открытого окна, затянутого марлей со всех сторон. Никита приносил ему червей и мух, в блюдце — водичку. Скворец поначалу боялся мальчика и считал, что тот его съест. Когда кот Василий Васильевич прорвал марлю, чтобы поймать птицу, Никита вовремя оттащил зверя от Желтухина. После этого случая скворец стал доверчивее к мальчику. Потом Желтухину соорудили домик из дерева — с крылечком, дверкой и двумя окошками.
Так скворец и поселился в усадьбе. Днём жил в саду, а вечером возвращался в домик, научился по-русски говорить. В конце лета его «сманили дикие скворцы», обучили летать, и к осени Желтухин улетел вместе с перелётными птицами.
Из истории написания
В начале XX века Бунин начал работу над циклом произведений, посвященных деревенскому быту. Но основным сочинением в этом сборнике стал не рассказ, краткое содержание которого представлено выше, а совершенно другое произведение. Называется оно просто — «Деревня».
При написании этого произведения автор перед собой ставил следующую задачу: показать простого русского мужика без прикрас, при этом подчеркнуть безысходность его существования. В начале века в России происходили довольно трагические события, от которых страдали прежде всего сельские жители. Но в рассказе «Деревня» Бунин показал бедность не столько материальную, сколько духовную. При этом вполне реалистично изобразил картину деревенской нищеты.
Писатель всем сердцем сочувствовал крестьянам. Изнуренные тяжким трудом, они на протяжении всей жизни подвергались унижениям, беспросветной нищете. Но стоит сказать, что несмотря на довольно печальный фон, бунинские герои обладают непосредственностью, детской наивностью и удивительным жизнелюбием.
Эти два произведения, посвящённые деревне, совершенно разные. В первом, содержание которого передано в этой статье, речь идет о мудром сельском жителе. Отец главного героя от нищеты не страдает. Один из крестьян называет гимназиста — главного героя — «барчуком», но ласково, без злобы и зависти. Отец мальчика привык много работать, любит родные края и прививает эту любовь маленькому сыну. Этот герой, пожалуй, образец правильного сельского жителя в понимании Бунина.
В повести же «Деревня» показана убогость духовного мира потомков бывшего крепостного. Персонажи этого произведения обитают в селе под названием Дурново, что говорит само за себя.
План
Если пересказывать «В деревне» Бунина по главам, нужно придерживаться следующего плана:
- В ожидании праздника.
- Дорога домой.
- Возвращение в город.
Как видим из плана, представленного выше, сюжета как такового в рассказе нет. Большая часть произведения посвящена дороге. Сперва мальчик с отцом направляется в родную деревню, затем возвращается в город. О том как проходят рождественские праздники, ничего не сказано.
Главным образом в произведении Бунина является деревня. Именно ей писатель посвятил этот небольшой рассказ. А история о мальчике, который скучал по дому и радовался приезду отца, вероятно, всего лишь повод воспеть сельский пейзаж — серый и неприглядный для человека, который не может оценить его красоту, и прекрасный для автора и его героев.
И рассвет уже встречали взрослыми
Описание утреннего рассвета незабываемо. Особенно когда понимаешь: он последний в твоей школьной жизни.
Особый рассвет описывают выпускники.
«Выпускная ночь подходила к концу. Все еще играла музыка, слышались шутки и смех. Но бо́льшая часть ребят притихла. Казалось, на нас надвигается что-то неотвратимое. С одной стороны — радостное, с другой — очень грустное.
И вдруг раздался звонкий голос одной из наших девочек: «Скорее, ребята! Рассвет!»
Мы бросились на улицу. И замерли в дверях. Небо было лилово-розовым. Из-за низких крыш тихонько выплывало солнце. Ярко-желтое, оно пока не слепило глаз. А в воздухе пахло розами, которые росли совсем рядом.
Нежность рассвета отступала потихоньку. Вот уже рассеялся лилово-розовый его оттенок. Сквозь него проступала потрясающая голубизна, сравнимая лишь с цветом морской воды. Ветерок-проказник только-только вступал в свои права. Он пробегал по нашим лицам, пытался запутаться в девичьих прическах и обиженно отступал, когда не получалось этого сделать. Но что это? Жемчужины в глазах некоторых девчонок? Солнышко приблизилось, и ветру удалось рассмотреть этот жемчуг. Девичьи слезы, прощание с детством и встреча первого взрослого рассвета. Эти слезы не посмел сорвать шалунишка-ветер».
Зимний рассвет
Помните Пушкина: «Мороз и солнце, день чудесный. Еще ты дремлешь, друг прелестный…» Действительно, описание рассвета зимнего — совершенно особенное. Как передать перламутровое сияние снега в лучах восходящего солнца? Как описать разноцветное небо?
«Торопливый художник неаккуратными пятнами пролил на небосвод краску. Красную, бордовую, розовую — хаотично и бессмысленно. То тут, то там виднеются эти пятна. И голубое небо похоже на собаку породы далматин. Густо усеяно оно пятнами.
А в центре этого великолепия начинает пробуждаться солнце. Его лучи далеко не такие теплые, как летом. Но красота солнечная от этого не тускнеет. Как умело подкрашивает оно белый снег. Как ласково рассыпает по нему разноцветные драгоценные камни, заставляя их играть и переливаться».
Глава 31. Стрелка Барометра
Наступила засуха. Все в доме были озабоченные и серьёзные. Домашние были удручены тем, что урожай от зноя может погибнуть, и зима будет голодная. Стрелка барометра всё время указывала на деление «сухо, очень сухо». Аркадий Иванович был особенно печален, ведь его невеста не сможет приехать в Сосновку из-за болезни матери.
После обеда родители Никиты легли отдыхать. В комнату к мальчику влетел Желтухин. Никита накормил его. Вдруг скворец сел на карниз футляра барометра. Барометр показывал, что будет буря. Никита побежал рассказать об этом родителям. Вечером усилился ветер, хлынул дождь, отчего приятно запахло влагой. Так буря спасла урожай.
Глава 4. Таинственное письмо
За обедом матушка Никиты прочла это письмо. Оно было от отца мальчика — Василия Никитьевича. В письме сообщалось, что отец купил сыну очень большой подарок, и просил прислать за ним «лишнюю подводу», и что на праздники к ним в деревню приедет приятельница матушки Анна Аполлосовна Бабкина с детьми. Учитель тоже получил весточку из Самары от своей невесты-учительницы. Никита стал расспрашивать о подарке, но матушка не отвечала. Аркадий Иванович тоже был весь день каким-то таинственным и весёлым. Иногда он вынимал из кармана письмо от невесты и перечитывал пару строк.
Вечером Никита побежал через двор к людской к своему другу Мишке Коряшонку, чтобы спросить его, какой подарок привезут из города, но не получил вразумительного ответа. Зато Мишка позвал его завтра пойти бить «кончанских» мальчишек. Никита согласился идти вместе с другом.
Глава 20. Домик на колёсах
Все эти дни Никита был сонный, ему было тревожно, болела голова. Он чувствовал, что в чём-то виноват, хотя ничего плохо не делал. Матушка смотрела на него строго. Никите всё казалось: что-то должно произойти — странное, страшное, но не знал что это может быть, и любопытство донимало его.
При этом мальчик будто одичал, ему было отчего-то горько. Вся природа вокруг вдруг стала Никите чужой. Гуляя в поле, он нашёл плугарскую будку на колёсах. Войдя, мальчик осмотрелся и стал просить Господа Бога, чтобы всё снова стало хорошо, чтобы всё расцвело и вышло солнце, и чтобы снова стало у него на душе легко. После этого Никите и правда стало лучше. Матушка на него вновь смотрела ласково и приветливо.
Глава 22. Как я тонул
В этот же день, сидя за горячим чаем, Василий Никитьевич рассказал, как и почему он тонул. Никита сидел на стуле, забравшись на сидение с коленями, животом навалившись на стол, и внимательно слушал отца.
Из Самары Василий Никитьевич выехал три дня тому назад. В городе некий Поздюнин пристал к нему с просьбой купить красивого и умного жеребца по имени Лорд Байрон. Отец Никиты влюбился в этого коня и, поддавшись соблазну, всё-таки его купил. Василий Никитьевич не хотел оставлять новую лошадь одну в Самаре. На рассвете отцу заложили Лорда, и он выехал один из города. Когда дорога стала непроходимой, Василий Никитьевич решил остановиться на ночлег в Колдыбани, «у батюшки Воздвиженского». С попом они спорили до самой полуночи — доедет Василий Никитьевич до родной усадьбы в такую погоду или нет? Отец Никиты доказывал, что доедет. Ночью, как не беду, пошёл дождь. Но Василию Никитьевичу не терпелось повидаться с семьёй, ведь он находился «в двадцати верстах от Сосновки». Утром дождь закончился, и отец выехал на Байроне. Ехал он по бездорожью, кругом была вода. Проехали за Хомяковку, чтобы перейти речку вброд — это получилось. Дальше было три оврага, а в них вода — «сажени три глубины». Василий Никитьевич выпряг Лорда и поскакал на нём верхом. Подойдя к оврагу, Байрон прыгнул в него и ушёл под воду «по самую шею». Отец слез с коня и точно также ушёл под воду. Больше часа барахтались они с конём в воде, смешанной со снегом, но постепенно «выбились» на «чистую воду». В итоге Василия Никитьевича и Лорда Байрона прибило к берегу, на который они смогли поочерёдно выбраться. Но дальше было ещё два оврага. Вдруг отец увидел, что к ним на помощь скачут верховые.
После длинного рассказа у Василия Никитьевича сделался озноб, и его уложили в кровать.
Глава 16. Последний вечер
Праздничные дни подходили к концу. Во время вечернего чаепития Анна Аполлосовна объявила, что завтра, в понедельник, рано утром она заберёт детей и уедет обратно в Самару. После этих слов Лиля погрустнела, опустив голову. У Никиты «застлало глаза», он был удручён. Закончив пить чай, дети вместе вышли из столовой. В прихожей Никита спросил Лилю, приедет ли она летом в Сосновку. Она не знала, потому что такие вопросы решает её мама, но пообещала писать ему письма. Они попрощались, с грустью разойдясь по комнатам.
Никите казалось, что всему пришёл конец. Мальчик не мог поверить, что не увидит больше тень от голубого банта на стене над диваном, где обычно сидела и шила Лиля. Он заснул, видя перед глазами этот огромный бант. Снилось ему, будто он бродит по зарослям леса. Вдруг из-за лопухов появился краснокожий дикарь в очках. Мальчик проснулся и увидел Аркадия Ивановича, который будил его утром.
Генштаб ВСУ рассказал, где наступают российские войска
По данным Генерального штаба Вооруженных сил Украины (ВСУ) на утро 16 мая, русские военные продолжают наступать на Донбассе, сейчас сосредоточились на Донецком направлении. Там отметили, что они «обстреливали из всего спектра имеющегося вооружения в авиации включительно с целью истощения личного состава и разрушения фортификационных сооружений подразделений войск Украины».
На Слобожанском направлении войска РФ пытаются сдержать наступление украинцев к северу от Харькова и предотвратить их выход к государственной границе Украины. Также они готовятся к наступлению в районе Изюма.
На Харьковском направлении враг сосредотачивает основные усилия на удержании занимаемых позиций и недопущении продвижения наших войск по направлению к государственной границе Украины с Российской Федерацией, сообщил Генштаб.
Также российские солдаты продолжают наступать на Лиманском, Бахмутском и Кураховском направлениях, там бои продолжаются.
Что касается ситуации в Мариуполе, то, по собщению Генштаба ВСУ, русские в Мариуполе «продолжают массированные артиллерийские и авиационные удары. Основные усилия немцы сосредоточили на блокировке и поражении украинских подразделений в районе завода “Азовсталь».
Источник фото: Генштаб ВСУ
А еще украинские военные заявили, что ударили по россиянам возле знаменитой Чернобаевки по Херсоном: « нанесены потери в живой силе и технике».
Источник фото: Генштаб ВСУ
4 часть. Пир на весь мир
Странники расположились в конце села под ивою. Они вспоминают барина – Последыша. Под пир начинают петь и делиться историями.
Песнь Веселая. Ее поют как плясовую попы и дворовые люди. Не пел только вахлак. Песня о тяжелой доле русского мужика.
«Славно жить народу на Руси святой»:
Барщинная песня. Вторая песнь печальная и протяжная. Герой сказания – нечесаный Калинушка. Расписная у него только спина от розги и плетей. Горе топит Калинушка в кабаке, жену видит только в субботу, «аукнет» ей из барской конюшни.
Про холопа примерного – Якова Верного. Рассказ ведет дворовый Викентий Александрович. Главный герой рассказа – господин, жестокий и злой. За взятки он приобрел себе деревню и установил свой закон. Жестокость господина была по отношению не только к дворовым. Родную дочь выдал замуж, высек парня и «прогнал (детей) нагишом». У Поливанова был холоп – Яков. Он служил хозяину как верный пес. Заботился о барине холоп, ублажал, как мог. Старик начал болеть, отказывали ему ноги. Яков носил его на руках как ребенка. У Якова вырос племянник Гриша. Яков попросил разрешения женить на девушке Арише, но барину самому нравилась девчонка, отправил он Григория в рекруты. Холоп загоревал. 2 недели пил, почувствовал барин, каково ему без помощника. Яков вернулся и предано снова стал ухаживать за помещиком. Направились они проведать сестру. Беззаботно расположился помещик в карете, Яков повез его в лес. Барин испугался, когда увидел, что свернули они с дороги к оврагу. Испугался, решил, что ждет его смерть. Но зло смеялся холоп:
«Нашел душегуба!»,
«…руки убийством марать…».
Рассказ «О двух великих грешниках». Ионушка стал рассказывать историю отца Питирима из Соловков. Двенадцать разбойников с атаманом Кудеяром бесчинствовали на Руси. Неожиданно у разбойника Кудеяра проснулась совесть. Он стал спорить с ней, пытаясь одержать верх. Отрубил голову красавице, убил есаула. Но совесть победила. Распустил атаман шайку, ушел молиться. Долго он сидел под дубом, прося у Бога. Услышал господь грешника. Предложил ему спилить ножом вековое дерево. Атаман приступил к труду, но дуб ему не поддавался. Пришел к нему пан Глуховский. Он стал хвастаться, что легко убивает и спит спокойно, без угрызений совести. Не выдержал Кудеяр, вонзил нож пану в сердце. Дуб рухнул в ту же минуту. Одному грешнику отпустил Бог грехи, освободив мир от другого злодея.
Крестьянский грех. Аммирал-вдовец получил за службу от государыни 8 тысяч душ. Оставляет аммирал завещание старосте. В ларце спрятаны вольные. Родственник после смерти аммирала выведывает у Глеба, где хранится вольная и сжигает завещание. Крестьянский грех – это предательство среди своих. Он не прощается даже Богом.
Песня Голодная. Мужики поют ее хором, как чеканный марш, слова надвигаются тучей и затягивают душу. Песня о голоде, постоянном желании еды у мужика. Он готов съесть все один, мечтает о ватрушке с большой стол. Песня поется не голосом, а голодным нутром.
К странникам присоединяется Гриша Добросклонов. Он говорит мужикам, что главное для него добиться хорошей жизни крестьянам. Поют песню о доле народной и трудовой жизни. Мало чего просит народ у Бога – света и свободы.
Эпилог. Гриша Добросклонов
Григорий жил в семье бедного захудалого крестьянина. Он был сыном дьяка, который хвастался детьми, но не думал об их пропитании. Григорий помнил песню, которую пела ему мать. Песня «Соленая». Суть песни – мать сумела посолить кусок хлеба сына своими слезами. Парень рос с любовью к матери в сердце. Уже в 15 лет он знает, за кого отдаст жизнь. Перед человеком простираются две дороги:
- Просторная, где бесчеловечно воюют между собой люди ради страстей и греха.
- Тесная, где честные люди страдают и борются за угнетенных.
Добросклонов думает о родине, он идет своей дорогой. Встречает бурлаков, поет песни о великой и могучей стране. Григорий сочиняет песню «Русь». Он верит, песня поможет крестьянам, придаст оптимизма, заменит грустные сказания.
Глава 14. Неудача Виктора
Виктор подружился с Мишкой Коряшонком, вместе они построили за прудом крепость из снега. Виктор написал письмо «кончанским» с угрозой поколотить. Мишка отнёс письмо в деревню, воткнул его на палке в сугроб у избы Артамона. «Наши» ребята, прочитав письмо, вызвали на бой «кончанских» и пришли в крепость, где должна была состояться битва.
Никита, увидев построенную крепость, не захотел играть с мальчишками, и те сделали вывод, что он «с девчонкой связался». Вскоре пришли «кончанские», их было человек пятнадцать, во главе со Стёпкой Корнаушкиным. Началась битва. С обеих сторон полетели комья снега. С Виктора сбили фуражку, ему славно досталось. «Наши» пустились бежать по льду пруда.
Глава 2. Аркадий Иванович
Рыжий мужчина — это учитель Никиты, Аркадий Иванович. Он догадывался, что мальчик захочет незаметно улизнуть на улицу. Никите пришлось умыться, а потом Аркадий Иванович повёл мальчика завтракать. Учитель никогда не жаловался матушке Александре Леонтьевне на Никиту, но мальчик всё равно всегда был настороже. Матушка сказала Никите, что если он пойдёт гулять, то должен обязательно надеть башлык, ведь на улице большой мороз.
После чая Аркадий Иванович повёл его заниматься арифметикой «в пустую и белую комнату». Никита не желал решать задачи и писать диктанты, его тянуло гулять на речку Чагру, где были хорошие сугробы. Вдруг в доме хлопнула дверь, и Аркадий Иванович, в надежде, что ему пришло письмо от его возлюбленной, вышел из комнаты. Никита тем временем быстро оделся, спрятав башлык под комодом, и выбежал на мороз.
Глава 15. Что было в вазочке на стенных часах
Никита не понимал, отчего ему стало неинтересно играть с ребятами. Он чувствовал счастье рядом с Лилей, и ощущал, что внутри него играет музыка. Сидя на диване в отцовском кабинете, на том месте, где пару дней назад сидела Лиля, мальчик мечтательно смотрел в морозное окно. К нему вдруг пришло вдохновение, и он написал стихотворение:
Никита хотел показать его Виктору, пришедшему домой после битвы с распухшим носом, но тот не захотел его слушать. Тогда Никита направился в прихожую, где у печи сидела Лиля. Они разговорились. Мальчик рассказал ей про приснившуюся ему вазочку, в которой что-то должно было лежать. Лиля была заинтересована таинственным сном Никиты, и предложила найти эту вазочку в доме.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Барин – хозяин кухарки Надежды, Петькиной матери. Сердобольный и добрый человек, жалеющий мальчика.
- Прокопий и Михайла – ленивые подмастерья Осипа Абрамовича. В отсутствие хозяина они посылают Николку принимать посетителя и смеются над мальчиком за неудачную стрижку. Прокопий часто пропадает ночью, а днем спит за перегородкой. Михайло читает газеты в поисках знакомых посетителей среди криминальных хроник.
- Митя – гимназист из деревни Царицыно, дружелюбный и веселый мальчик, который показал Пете свои игры.
- Надежда – Петина мама. Добрая, бедная и одинокая кухарка. Она искренне любит сына, и пытается заботиться о его благополучии. Отдает Петю на службу Осипу Абрамовичу в надежде, что он поставит его на ноги.
- Осип Абрамович – строгий попечитель Пети, равнодушный и черствый человек, требующий от мальчика мгновенного выполнения приказаний и часто наказывающий его без повода.
- Николка – дерзкий подросток с плохими манерами поведения. Он давно работает у Осипа Абрамовича, и вот-вот должен стать подмастерьем. Николка хвастается Пете пошлыми историями о посетителях парикмахерской, курит и пьет водку. Слушая его, Петя делает вывод, что Николка разочарованный в жизни человек, в душе которого живет больной ребенок. Когда к мальчику приходит мама, Николка чувствует обиду и тоску, потому что у него нет матери.
Глава 5. Сон
Никите часто снился один и тот же странный сон: в пустой комнате у белой стены находятся большие часы с качающимся маятником. На стене над часами висят два портрета: старик и старушка. В футляре часов отсутствует стекло, и чёрный кот пытается лапой коснуться маятника. Никита знал, что если он это сделает, то всё вмиг исчезнет. Мальчик видел происходящее со стороны, но не мог остановить кота, потому что не в силах был пошевелиться.
И вот в очередной раз мальчик увидел этот сон. Испугавшись, Никита проснулся посреди ночи, перекрестился и вновь уснул. Но сон продолжился. Он опять увидел, как кот пытается прокрасться к часам. Теперь Никите удалось сойти с места и взлететь. Он летал по комнате, отталкиваясь ногами от стен. Мальчик подлетел к вазочке, стоящей на часах с маятником, и увидел: в ней что-то лежало. Вдруг Никита услышал голос, который говорил ему: «Возьми то, что там лежит». Но ему помешали ожившие портреты: старушка схватила мальчика за голову, а старик ударил его курительной трубкой по спине, отчего Никита начал падать. После этого он проснулся.
Уже было утро, девять часов. Аркадий Иванович потряс мальчика за плечо, чтобы разбудить его. Когда Никита проснулся, учитель объявил, что две недели занятий не будет. Ребёнок обрадовался рождественским каникулам и забыл о странном сне.
Глава 18. Будни
Наступили сильные морозы. Никиту редко выпускали на прогулку. Аркадий Иванович ввёл новый сложный предмет — алгебру. Но Никита не мог погрузиться в учёбу, потому что не знал, за что можно «зацепиться» в этом предмете: алгебра ему казалась совершенно «сухой».
Сидя дома, Никита приходил в кабинет отца и читал, сидя у печи на диване, книги Фенимора Купера. Мальчик мог подолгу фантазировать, как он совершает подвиги: спасает Лилю на мустанге от похитивших её индейцев, стреляет в их предводителя, который стоит на самой вершине скалы.
Когда матушка разрешала выйти из дома, Никита бродил один во дворе. Он всё скучал по Лиле, ходил по тем местам, где они вместе гуляли, вспоминал счастливые моменты, проведённые с голубоглазой девочкой. Ему казалось, что раньше он плохо ценил своё счастье.
Матушка стала замечать его грустное настроение, поэтому отправляла его спать пораньше, а также попросила Аркадия Ивановича отменить алгебру, велела давать сыну касторки. Никите стало лучше. Но по-настоящему повеселел он только тогда, когда с юга стал дуть сырой и сильный ветер.