Модернизм

Интерьер

Модернизм предполагает использование самых передовых идей в разработках интерьеров зданий. Приветствуется применение стекла, пластика, металла. Основная черта – чёткая геометричность пространства.

Как уже было сказано, модернистский стиль не привязан к какой-либо истории или национальности. Он максимально демократичен и интернационален. Стремление к функциональности и минимализму – это основное в интерьере. Зато приветствуются разнообразные эксперименты с цветом и формой, а также игра с пространством. Тем не менее, практичность, удобство помещения ставится во главу угла.

Для стен в стиле модернизм характерны разнообразные конструктивные элементы: сборные и разборные, алюминиевые или железобетонные, арочные, балочные или винтовые

Важно, чтобы в основе их использования лежали логика и целесообразность

Потолок

Как правило, белый или светлых оттенков, зачастую с глянцевым эффектом. В большинстве случаев создаются многоуровневые несимметричные потолки для создания эффекта игры с пространством.

Напольное покрытие

Выбор обусловлен назначением комнаты. В остальном – ограничений нет. Орнамент, текстура – строгие и чёткие. Если выбирается ковёр, то он должен быть ярким, однотонным, геометрической формы. Ковролин – нейтрального цвета.

Мебель

В интерьере, предлагаемом модернистами, должна присутствовать мебель массового производства. Возможны и оригинальные конструкции с контрастным сочетанием цвета и фактуры. Для отделки мебели используются пластик, стекло, хромированные и никелированные материалы. Одна из особенных примет стиля – отделка мебели искусственной кожей.

Декор

В элементах декора ощущается постоянная борьба со старыми стилями. Если используются шторы на окнах, то они должны быть выполнены из необычных тканей

Или же совершенно нейтральные, практически незаметные, чтобы акцентировать внимание на интерьере в целом

Цветовая гамма

Предпочитаются нейтральные тона, часто в сочетании с перламутровым, серебристым или цветом «металлик». Уже ближе к постмодернизму добавляются яркие, насыщенные цвета.

Игра с пространством создаётся путём установки конструкций-трансформеров: разноуровневый пол, свободная планировка, акцентированные оконные и стенные ниши. Раздвижные или складчатые двери и многофункциональная мебель способствуют быстрому изменению пространства. Окна – важная часть интерьера: должны быть огромными, иногда на всю стену.

В модернизме акцентируется внимание на тех конструкциях, которые в обычном интерьере пытаются скрыть. Это лестницы, отопительные трубы, различные балки

Если эти элементы и декорируются, то с сохранением их естественности.

Если говорить в целом, то модернизм – это уход от условностей и канонов, поэтому, создавая подобный интерьер, хозяин подчёркивает тем самым аналогичный интерьеру образ жизни. Стиль идеально подходит молодым людям, пропагандирующим «new style», а также всем желающим получить динамику и практичность в общем интерьере дома.

Библиография

  • Валериано Бозал , Модернизм , в истории искусства в Испании от Гойи до наших дней , AKAL, 1991 ISBN 8470900277 , стр. от 75 до 104
  • Антонио Чека, Модернистский плакат в Европе , в Histotria de la Publicidad , Netbiblo, 2007, ISBN 8497451805 , стр. 64 и след.
  • Александр Чиричи и Хоаким Гомис , 1900 г. в Барселоне: стиль модерн, модерн, модернизм, югендстиль , Г. Виттенборн, 1967 г.
  • Мирейя Фрейша, Модернизм в Испании , Cátedra, 1986, ISBN 8437606047
  • Урсула Хатье, Модернизм , в истории художественных стилей , AKAL, 1973, ISBN 847090048X , стр. 207 и след.
  • Ханс Гельмут Хофштеттер , Франческ Фонтбона и Мария Тереза ​​Пиньоль Лопес, История европейской модернистской живописи. Модернистская живопись в Испании , Blume, 1981, ISBN 8470312863
  • Джереми Ховард, Ар-нуво: международные и национальные стили в Европе , Manchester University Press, 1996, ISBN 0719041619
  • Энрике Лафуэнте Феррари , испанская живопись и поколение 98 года, в Беседке , 194
  • Леонардо Беневоло. История современной архитектуры, том 1, Taurus Ediciones — Мадрид, 1963.
  • Лили Литвак, Испания, 1900: модернизм, анархизм и конец века , Anthropos, 1990, ISBN 8476582072
  • Кристина и Эдуардо Мендоса , Modernista Barcelona , Seix Barral, 2003, ISBN 8432211613
  • Рикардо Муньос, Модернистский Мадрид: руководство по архитектуре , Тебар, 2007 г., ISBN 8473602544
  • Энтони Гидденс, Последствия современности , Редакционный союз, 1994, ISBN 8420627607
  • Антонио Пицца, Модерн. Орта. Х. Гимар. CR Mackintosh , в Современном искусстве и архитектуре, 1851-1933 , UPC, 1999, ISBN 8483012898 , стр. с 56 по 58 (включая обширную библиографию)
  • Викторино Поло, Модернизм: страсть к живому искусству , Монтесинос, 1987, ISBN 8476390599
  • Ана Мария Преклер, Модернизм. Живопись , Модернистская живопись в Испании и Новый гуманизм и классицизм ноусентиста , в истории универсального искусства девятнадцатого и двадцатого веков , Editorial Complutense, 2003, ISBN 8474917077 , vol. 2, стр. с 48 по 64 и с. 550 и далее
  • Дж. Ф. Рафолс , Модернизм и модернисты , 1949 г.
  • Оскар да Роша, Модернизм в архитектуре Мадрида: генезис и развитие эклектичного варианта , Том 15 Библиотеки истории искусств , CSIC, 2009, ISBN 8400088891
  • Клаус-Юрген Зембах, модерн , Taschen, 2002, ISBN 3822820229
  • Дебора Л. Сильверман, Ар-нуво во Франции конца века: политика, психология и стиль , University of California Press , 1992, ISBN 0520080882
  • Стефан Чуди-Мадсен, Стиль ар-нуво: полное руководство с 264 иллюстрациями , Courier Dover Publications, 2002, ISBN 0486417948
  • Себастьян Кесада, Модернистское искусство и модернизм , в Словаре испанской цивилизации и культуры , стр. 54 и 303
  • Кармен Видаурре, Модернизм: архитектура конца 19-го и начала 20-го веков , UDG, 2002, ISBN 9702702178
  • ВВ. А.А., Традиция и современность: керамика в модернизме. IX Ежегодный конгресс Ассоциации керамологов , Барселонский университет, 2006 г., ISBN 8447530884

1- Рубен Дарио

Считается инициатором и величайшим представителем латиноамериканского модернизма, он родился 18 января 1867 года в Никарагуа.

Его работы открыли наружу литературные двери Испании и Латинской Америки, осыпая весь мир иной прозой, открытой, простой и полной символов и метафор.

Его главные модернистские работы, пользующиеся большой известностью: синий (1888), Нечестивая проза (1896), Песни жизни и надежды (1905) и Блуждающая песня (1907).

С красивой и культурной поэзией, синий Он классифицируется как первое великое модернистское произведение из-за постоянной критики буржуазных социальных структур. В этом произведении сочетаются американская и французская культуры в сочетании с живописным и тонким стилем.

Автор умер 6 февраля 1916 года в Никарагуа, оставив дорогу многим европейским модернистам, которые последуют за ним.

Архитектура


Сиднейский оперный театр

Архитектурный модернизм – переломное по содержанию движение в архитектуре XX столетия. Оно связано также с отрицанием прошлых форм, методов, конструкций и обновлением старого стиля. Охватывает период, начиная с самого начала века и до 70-80 г.г. (в Европе), когда на смену пришли новые тенденции в архитектуре(как Деконструктивизм). Общее модернистское движение включает в себя несколько архитектурных стилевых направлений:

  • европейский функционализм (20-30-е годы);
  • советский конструктивизм и рационализм 20-х годов;
  • «баухауз» в Германии;
  • стиль ар-деко;
  • интернациональный стиль;
  • брутализм;
  • органическая архитектура.

Всё это ветви одного дерева – архитектурного модернизма. Общее кредо – созидание нового, соответствующего сегодняшнему дню. Установка на новизну архитектурных сооружений является первостепенным принципом. Планируемые проекты должны содержать инновационные идеи, касающиеся внешних и внутренних форм конструкции.

Главные принципы архитектурного модернизма:

  • применение современных строительных материалов;
  • функциональный подход к решению внутреннего пространства сооружений;
  • отсутствие украшений в декоре;
  • отказ от исторических реминисценций в облике конструкций;
  • «интернациональный характер» сооружений.

Предшественниками архитектурного модернизма считаются так называемые «неостили»: отечественный модерн, югендстиль в Германии, австрийский сецессион, ар-нуво во Франции и неоклассицизм. Последующий стиль – постмодернизм – призывал архитекторов вернуться к традиционным истокам и не выдвигать на первый план функциональность сооружений.


Коттедж в Тбилиси – архитектура модернизма

Русский модернизм

Интересным явлением предстает модернизм в России. Здесь он был представлен в первую очередь в литературе и имеет ряд особенностей. В частности, как и все модернистские течения, имел интерес к древним мифологическим образам, но в русском варианте модернизма это отразилось особенно ярко, в нем появился четкий ориентир на мифологию и фольклор. Русский модернизм был присущ той части интеллигенции, которая была наиболее европеизирована. Точно так же, как и западный, модернизм в России был в определенной степени пронизан настроениями декаданса, что в особенности касается одного из наиболее крупных течений – символизма. И модернизм во всем мире был представлен приверженцами грядущей духовной революции.

Модернистская скульптура

Центральной темой модернистской скульптуры была женская фигура в разных позах.

Помимо хронологической последовательности между ар- нуво и ар- деко (до и после 1920 г.), нет четкого стилистического разделения между скульптурными разработками, которые можно идентифицировать с обоими ярлыками. В обоих случаях использовались самые разные материалы: мрамор для больших памятников и бронза, слоновая кость, драгоценные металлы (чаще всего хризоэлефантиновое сочетание слоновой кости и золота), керамика и стекло для небольших работ, тесно связанных с ювелирным делом. Среди основных скульпторов, связанных со стилем, примененным к этой минорной гамме, были Фердинанд Прейсс , Деметр Чипарус , Йозеф Лоренцль или Клэр-Жанна-Роберт Колине .

Модернизм, «средиземноморье» и «ноусентизм».

Несмотря на его оппозицию модернизму, против которого он прямо заявляет, что является реакцией в «гуманистическом» и «классическом» смысле, различие между «модернистской» скульптурой и « ноуцентистской » или «средиземноморской» скульптурой также не очень очевидно в формах. которая возникает в первом десятилетии 20-го века и эстетически определяется по отношению к Аристиду Майолю (его работа «Средиземноморье », 1905 г.) и эстетическому движению вокруг критика Эудженио Д’Орса ( Хосеп Клара , Маноло Хьюге , Энрик Казановас , Хулио Гонсалес , Пабло Гаргальо , Кристино Мальои др.), многие компоненты которого эволюционировали в сторону авангарда . Средиземноморизм или Noucentisme также имеет изобразительный аспект (сам Майоль, Хосе Мария Серт , Хоакин Суньер , Хоакин Торрес Гарсия ).

В разных европейских странах различные скульпторы конца девятнадцатого и начала двадцатого веков были идентифицированы как модернисты или модернисты: в Бельгии Фернан Дюбуа и Эгиде Ромбо , в Австрии Густав Гуршнер ; в Испании Венансио Вальмитхана , Агапито Вальмитхана , Хосе Ллимона , Энрике Кларасо , Эусебио Арнау ,Мигель Блей и Хосе Клара ; а в Польше Ксаверия Дуниковского .

Черты стиля

Ощущая дисгармонию мира, нестабильность положения художника в капиталистическом мире, несвободу, модернисты отрицают способность предшествующей культуры противостоять новому миру, полному хаоса и разрушений. По их мнению, искусство прошлого не может адекватно выразить и запечатлеть то, что происходит в современном им мире. Маньеризм остался далеко в прошлом.

Отсюда и главная черта модернизма – антитрадиционализм, порой даже воинствующий. Причём это сказывается во всём: в эстетике, в принципах, изложенных в программах и манифестах (к примеру, один из манифестов футуристов назывался «Идите к чёрту!»).

В их творениях мир зачастую предстаёт жестоким, абсурдным, противоречивым, а человек – одиноким, бессильным и обречённым. Мрачный колорит, пессимистическое настроение, тревожное предчувствие, сознание неизменности бесчеловечного мира – таков эмоциональный фон модернистских произведений в литературе (Ф. Кафка, А. Камю), театре (Э. Ионеско, Ж.П. Сартр), живописи (Сальвадор Дали, О. Цадкин), музыке (А. Шенберг, К. Пендерецкий). В их работах явно ощущается трагедия отчуждения личности, крушение гуманизма, исторического тупика.

История возникновения

В конце XIX века художники (особенно импрессионисты) стали устраивать свои выставки, а торговцы картин – популяризировать работы живописцев. Представление о том, что искусство должно правдиво отражать реальные предметы, уходило в прошлое. Гоген и Мунк окончательно подорвали в начале XX столетия теоретические основы реализма. Начинают бурно развиваться новые течения, в свою очередь, порождавшие другие модернистские движения. Особенно радикальным и влиятельным оказался кубизм, ставший прародителем абстракционизма.

Каждое из течений имело свою идейную, эстетическую, художественную и стилевую специфику, но их общей тенденцией стал протест против социально-деструктивных процессов, происходящих в буржуазном обществе и отказ от канонов реализма и романтизма.

Революции и войны, в которые втянуто большинство стран мира, способствуют пересмотру прежних представлений о цвете, форме, красоте и пространстве. Париж становится центром паломничества для художников со всего мира. Знаменем нового века становятся стремление к резкой, разрушительной деформации, поиск новых, экспериментальных форм выражения.

Модернизм в характеристике западной литературы ХХ века

Несмотря на то, что модернизм разделяется на большое количество течений, их общей чертой является поиск новых форм и определение места человека в мире. Литература модернизма, возникшая на стыке двух эпох и между двумя мировыми войнами, в обществе, уставшем и истощенным от старых идей, отличается космополитизмом и выражает чувства авторов, потерянных в постоянно развивающейся, растущей урбанистической среде.


(Альфредо Гауро Амбрози «Аэропортрет дуче»)

Писатели и поэты, работавшие в данном направлении, постоянно экспериментировали с новыми словами, формами, приемами и техниками, для того чтобы создать новое, свежее звучание, хотя темы оставались по-прежнему старыми и вечными. Обычно это была тема об одиночестве человека в огромном и пестром мире, о несовпадении ритмов его жизни с окружающей реальностью.

Модернизм это своеобразная литературная революция, в ней участвовали писатели и поэты, объявившие о своем полном отрицании реалистического правдоподобия и всех культурно-литературных традиций в целом. Им выпало жить и творить в непростое время, когда ценности традиционной гуманистической культуры устарели, когда понятие свободы в разных странах имело весьма неоднозначное значение, когда кровь и ужасы Первой мировой войны обесценили человеческую жизнь, и окружающий мир предстал перед человеком во всей своей жестокости и холодности. Ранний модернизм символизировал время, когда разрушилась вера в силу разума, настало время торжества иррациональности, мистицизма и абсурдности всего существования.

Становление модернистской литературы

Основоположниками модернизма принято считать М. Пруста «В поисках утраченного времени», Дж. Джойса «Улисс», Ф. Кафку «Процесс». Пика расцвета модернизм достиг в 1920 году. Этим термином обозначают экспериментальные и авангардистские течения в литературе начала двадцатого столетия.

Литература периода модернизма становится чистым отражением реальности или ее полной противоположностью. Автор ставит под сомнение абсолютные истины. В результате целостность мира рушится: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое через нескольких героев с разными взглядами на события и факты.

Перед модернизмом ставится задача проникновения в глубины человеческого сознания и подсознания, отражение особенностей работы памяти и восприятия окружающего мира в прошлом, настоящем и будущем. Главным приемом становится «поток сознания», который позволяет запечатлеть движение мысли, чувства, ощущения.

Модернистские произведения характеризует, в первую очередь, отвержение традиций XIX столетия, конвенций реализма, их консенсуса между автором и читателем. Писатели воспринимали себя в качестве авангард, который отказался от буржуазных ценностей, и используя новые сложные формы и стили, заставляли читателя задуматься.

Течение хронологического развития художественной литературы было полностью перевернуто, благодаря Дж. Конраду, М. Прусту и У. Фолкнеру. Формируется «новая драма», представителями которой являются Г. Ибсен (Норвегия), А. Чехов и М. Горький (Россия), М. Метерлинк (Бельгия), Э. Золя и А. Бек (Франция), Б. Шоу (Англия).

Декадентство и авангардизм рассматривают в качестве его ранних стадий. Писатели всей наций экспериментировали с формами, приемами, техниками, способами, чтобы наделить мир новым звучанием вечных тем: одиночество, несовпадение мироощущения с окружающей действительностью

Внимание акцентируется на человеке, его внутренней сущности, видоизменяя внешний антураж для подчеркивания основной идеи

У каждой страны был свой модернизм, но все течения и идеи объединены общим признаком того, что современный человек оторван от общества и окружающего мира, он замкнут, одинок, ощущает свою беспомощность и абсурдность своего существования (к примеру, в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота»).

Другая группа мотивов – не поиск гармонии в мире, а изображение его таким абсурдным, какой он есть. Активно развивается драматургия абсурда, в лице Э. Ионеско «Лысая певица» и С. Беккет «В ожидании Годо».

Аллегорическое изображение бессмысленности жизни современного человека представлено в рассказах и романах Ф. Кафки «Замок» и «Процесс», которые по жанру близки притчам.

Философские предпосылки модернизма связаны с экзистенциализмом и фрейдизмом. Писатели Ж.-П. Сартр и А. Камю наряду с М. Хайдеггером считаются яркими философами-экзистенциалистами. Они пропагандируют основную экзистенциальную идею – заброшенность человека в мире, его одиночество и тяжкое бремя ответственности за существование.

Фрейдизм открыл сферу подсознательного и бессознательного в человеке: поступки людей далеко не всегда имеют рациональное объяснение, даже наоборот, они в большинстве своем иррациональны. Истоки модернизма также можно наблюдать и в философских трудах Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля.

В позднем модернизме обрели популярность антижанры: антироман, антидрама – тексты, чья задача состоит в отрицании всех стереотипов романа или драмы, отрицании приемов, способов изображения и т. п.

Продолжение: 1920-е и 1930-е годы

Значительные модернистские работы продолжали создаваться в 1920-х и 1930-х годах, в том числе дальнейшие романы Марсель Пруст, Вирджиния Вульф, Роберт Мусил (Человек без качеств), и Дороти Ричардсон. В Американский модернист драматург Юджин О’НилЕго карьера началась в 1914 году, но его основные работы появились в 1920-1930-х и начале 1940-х годов. Два других значительных модернистских драматурга, писавшие в 1920-х и 1930-х годах, были Бертольт Брехт и Федерико Гарсиа Лорка. Д. Х

Лоуренсс Любовник леди Чаттерлей был опубликован в 1928 году, а еще одной важной вехой в истории современного романа стала публикация Уильям Фолкнерс Звук и ярость в 1929 году. 1920-е годы оказались переломными в модернистской поэзии

В этом периоде, Т. С. Элиот опубликовал некоторые из своих самых известных поэтических произведений, в том числе Пустошь, Полые люди, и Пепельная Среда.

В 1930-е годы помимо других крупных работ Уильям Фолкнер (Пока я умираю, Свет в августе), Сэмюэл Беккет опубликовал свое первое крупное произведение, роман Мерфи (1938), а в 1932 году Джон Каупер Поуис опубликовано Роман Гластонбери, в том же году, что и Германн Брохс Лунатики. Джуна Барнс опубликовала свой знаменитый лесбийский роман Nightwood в 1936 году. Одно из величайших достижений в модернистская поэзия затем следует Мирослав Крлежас Баллады о Петрице Керемпух в 1936 г. Затем в 1939 г. Джеймс Джойсс Поминки по Финнегану появившийся. Именно в этом году другой ирландский модернист, В. Б. Йейтс, умер. В поэзии Э. Э. Каммингс, и Уоллес Стивенс продолжал писать в 1950-е годы. Именно в этот период Т. С. Элиот начал писать то, что станет его последним крупным поэтическим произведением, Четыре квартета. Элиот сместил акцент в этот период, написав несколько пьес, в том числе Убийство в соборе.

Пока модернистская поэзия на английском языке часто рассматривается как американский феномен, среди ведущих представителей Эзра Паунд, Харт Крейн, Марианна Мур, Уильям Карлос Уильямс, H.D., и Луи Зукофски, были известные британские поэты-модернисты, в том числе Т. С. Элиот, Дэвид Джонс, Хью МакДиармид, Василий Бантинг, и У. Х. Оден. Европейские поэты-модернисты включают Федерико Гарсиа Лорка, Фернандо Песоа, Анна Ахматова, Константин Кавафи, и Поль Валери.

Модернизм в русской литературе ХХ века

Последнее десятилетие 19 века ознаменовалось появлением в русской литературе новых направлений, задачей которых было полное переосмысление старых средств выражения и возрождение поэтического искусства. Данный период (1982-1922 гг.) вошел в историю литературы под названием «Серебряный век» русской поэзии. Писатели и поэты объединялись в различные модернистские группы и направления, игравшие в художественной культуре того времени огромную роль.


(Кандинский Василий Васильевич «Зимний пейзаж»)

Русский символизм появился на стыке 19 и 20 века, его основоположниками были поэты Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, позже к ним присоединились Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов. Они выпускают художественный и публицистический орган символистов — журнал «Весы (1904-1909 гг.), поддерживают идеалистическую философию Владимира Соловьева о Третьем завете и пришествии Вечной женственности. Произведения поэтов-символистов наполнены сложными, мистическими образами и ассоциациями, таинственностью и недосказанностью, абстрактностью и иррациональностью.

На смену символизму приходит акмеизм, появившийся в русской литературе в 1910 году, зачинатели направления: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Сергей Городецкий, также в эту группу поэтов вошли О. Мандельштам, М. Зенкевич, М. Кузьмин, М. Волошин. Акмеисты в отличие от символистов провозглашали культ реальной земной жизни, ясный и уверенный взгляд на реальность, утверждение эстетико-гедонистической функции искусства, без затрагивания социальных проблем. Поэтический сборник «Гиперборей», выпущенный в 1912 году, заявил о появлении нового литературного направления под названием акмеизм (от «акме» – высшая степень чего-либо, пора расцвета). Акмеисты пытались сделать образы конкретными и предметными, избавиться от мистической запутанности, присущей движению символистов.


(Владимир Маяковский «Рулетка»)

Футуризм в русской литературе возник одновременное с акмеизмом в 1910-1912 годах, как и другие литературные направления в модернизме он был полон внутренних противоречий. В одну из самых значительных футуристических группировок под названием кубофутуристы входили такие выдающиеся поэты Серебряного века как В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин, А. Крученых, В. Каменский и др. Футуристы провозглашали революцию форм, абсолютно независимых от содержания, свободу поэтического слова и отказ от старых литературных традиций. Проводились интересные эксперименты в области слова, создавались новые формы и обличались устаревшие литературные нормы и правила. Первый сборник поэтов-футуристов «Пощечина общественному вкусу» декларировал основные понятия футуризма и утверждал его как единственного правдивого выразителя своей эпохи.


(Казимир Малевич «Дама на остановке трамвая»)

В начале 20-х годов ХХ века на основе футуризма формируется новое модернистское направление — имажинизм. Его основоположниками были поэты С. Есенин, А.Мариенгоф, В. Шершеневич, Р. Ивнев. В 1919 году они провели первый вечер имажинистов и создали декларацию, в которой провозглашались главные принципы имажинизма: главенство образа «как такового», поэтическое выражение посредством использования метафор и эпитетов, стихотворное произведение должно представлять собой «каталог образов», читающийся одинаково как с начала, так и с конца. Творческие разногласия между имажинистами привели к разделению направления на левое и правое крыло, после выхода из его рядов Сергея Есенина в 1924 году группа постепенно распалась.

Возрождение модерна

Переосмысление модерна началось спустя полстолетия. Благодаря большой исторической дистанции появилась возможность взглянуть на модерн свежим взглядом. На плакаты 1960-х возвращаются образы с афиш и из журналов начала века.


Постер, Элтон Келли. Изображение: Стэнли Маус / Элтон Келли / Культурный центр Банка Бразилии / Google Art & Culture
Постер, Бонни Маклин. Изображение: Wikimedia Commons
Постер, Джим Блэшфилд. Изображение: Wolfgang’s

Музыканты, конкурируя за внимание слушателя, используют эксцентричные формы, шрифты, узоры, женские образы. Психоделическая культура хиппи переосмысляет модерн ― главное отличие нового «модерна» от образцов прошлого в использовании насыщенных, контрастных цветов и образов, соответствующих духу нового времени

Модернизм в живописи (модерн)

Модерн в искусстве — Модерн в живописи

Стиль модерн является одним из ранних направлений такой общемировой художественной тенденции, как модернизм в искусстве. Благодаря модернизму художник вышел за рамки традиционного реализма, открыв что-то принципиально новое. Наша современная культура во многом обязана такому понятию, как модернизм в изобразительном искусстве. Художники эпохи модерна в большинстве своем, не побоюсь этого слова — гении, и, по праву заслуживают свое место в истории. Но обо всем по порядку…

Стиль модерн в искусстве возник в конце девятнадцатого века: тогда художники пытались из разрозненных, но общепринятых направлений создать нечто оригинальное, придать своим произведениям некоторую условность, отвлеченность. Стоит, однако упомянуть, что термин «модерн» (фр. modern — новый) присущ только русской культуре, поскольку в конце девятнадцатого века в России существовал свой модерн в искусстве. Во Франции этот стиль именовался ар-нуво, в Германии и Скандинавии — югендстиль. Принципы модернизма основаны на идее неспособности искусства предшествующих эпох бороться с несвободой, антигуманностью, социальной несправедливостью, неспособности запечатлеть все это. Основные черты модернизма заключаются в том, что художник направляет свою субъективную волю на борьбу с жестокой реальностью, этим стирая границы прежних идеалов.

Модернизм в изобразительном искусстве — это культурный пласт, охватывающий множество понятий, такие как: импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм. А так же некоторые поздние течения: сюрреализм, дадаизм и так далее. На этом поприще подвизались такие известные художники эпохи модерна, как: Альфонс Муха, Поль Гоген, Эдвард Мунк и другие. Все эти довольно известные люди не просто ассоциируются с понятием модерн в изобразительном искусстве, но являются, уже его синонимами.

Основные черты модернизма помогли становлению и других известных творцов, среди которых были и наши соотечественники: Иван Билибин, Николай Рерих, Михаил Врубель – все они ярчайшие представители модернизма. Русский модерн, художники модернизма, делали не похожим на западный, у нас преобладал панэстетизм — все во славу искусства. Рассмотрим это на примере картины в стиле модерн, написанной Михаилом Врубелем – «Летящий демон» – это полотно пронизана трагичностью… трагичностью неразрешимости противоречий. Автор великолепно передал безысходность и динамику противоположных чувств. В этой картине присутствуют основные черты модернизма — автор своим произведением, как бы заставляет зрителя «зависнуть» – сейчас поясню. В сюжете картины молодой демон, отказался от зла, но люди не захотели его принять, и так как он предал свои идеалы; мир демонов так же его не принимает, и он обречен до конца своих дней летать и сетовать на судьбу. Не все художники стиля модерн придерживались столь глубоких тем, но все же — большинство. Если рассматривать модернизм в живописи, как некоторое откровение, то очень многое можно почерпнуть из событий тех лет. Некоторые особенности модернизма, такие как – твердое убеждение познаваемости мира, и уверенности в беспредельных возможностях человеческого разума активно использовал в своих полотнах Николай Рерих.

Читайте:
  • Модернизм в русской живописи
  • СУДЬБЫ СТИЛЯ МОДЕРН В ИСКУССТВЕ XX ВЕКА
  • Модерн в изобразительном искусстве
  • Модернизм в изобразительном искусстве как продолжение импрессионизма

Заключение

Если бы пришлось составлять полный список художников-модернистов, тех, кто так или иначе связан с развитием стиля, то рамок данной статьи было бы явно недостаточно. Ибо он столь велик, что хватит на целую книгу.

Трудно переоценить поистине глобальный переворот в искусстве, который произвели художники-модернисты и их картины. Они заставили общество посмотреть на мир по-новому. Увидеть в нем другие краски, формы и содержание.

В начале 20-го века все ценности культурного наследия прошлых лет были пересмотрены, некоторые оставлены позади в прошедшем столетии. Мир захлестнули перемены. Этому способствовали и изящный венский модерн, и утонченный французский ар-нуво, и постмодернистские идеи в творческом самовыражении.

Благодаря творцам мир изобразительного искусства навсегда изменился, стал более открытым, свободным, новым. Теперь поклонники живописи столетиями могут наблюдать за художественным развитием прошлого.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: