Скандальный художник барокко микеланджело караваджо

Ранний период

Файл:The Fortune Teller by Carvaggio.jpg

Гадание

Бурная и драматическая жизнь Караваджо соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. 1593, там же), «Вакх» (ок. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. 1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Своим героем он делает человека из уличной толпы — римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха.

Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

The Sacrifice of Isaac by Caravaggio.jpg
Жертвоприношение Авраама

Judith Beheading Holofernes by Caravaggio.jpg
Юдифь и Олоферн

Maria Magdalene by Caravaggio.jpg
Кающаяся Мария Магдалина

David and Goliath by Caravaggio.jpg
Давид и Голиаф

Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости («Жертвоприношение Авраама», ок. 1596, Уффици; «Юдифь и Олоферн», ок. 1596, собрание Коппи, Рим), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок. 1595 и «Кающаяся Мария Магдалина», ок. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим).

Личная жизнь

Художник никогда не состоял в браке. Мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. При этом большая часть его ранних работ изображала пухленьких симпатичных мальчиков в образе ангелов или лютнистов. Большинство юношей рисовались полуголыми, их чресла едва прикрывала красиво задрапированная ткань.

Святой Матфей и Ангел

А позы, которые принимали модели, дышали чувственностью и гедонизмом. В ряде работ художника фигурирует его помощник по имени Чекко. Людская молва причисляла мастера к приверженцам однополой любви. А в XX веке художника даже назвали гей-иконой. Хотя официальных доказательств того, что Караваджо предпочитал мужчин, не было.

Караваджо – биография и картины художника в жанре Барокко – Art Challenge

Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Итальянский живописец. Родился 28 сентября 1573 года. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609).

Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.

Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (“Отдых на пути в Египет”, галерея Дориа-Памфили, Рим). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (“Гадалка”, Лувр, Париж и другие).

Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (“Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме; “Положение во гроб”, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан; “Смерть Марии”, около 1605-1606, Лувр, Париж).

Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита – приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств.

В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (“Погребение Святой Лючии”, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).

Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером.

Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду.

После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден.

Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. Прожив на Сицилии некоторое время, художник в 1609 возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в портовой таверне и был изуродован. В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года.

Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях, и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц.

Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма – самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века.

Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов.

В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.

Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др.), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур.

Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие)

Герои картин и забота покровителей

В 1593 году Караваджо, вечно плохо одетый и дурно питающийся, с нездоровым увлечением горячительными напитками и часто пренебрегающий гигиеной, тяжело заболел, и около полугода жизнь его висела на волоске. Оправившись от изматывающей лихорадки, он пишет картину «Больной Вакх» (1593) – первый автопортрет Караваджо. Затем ему позируют простые обитатели Рима: уличные торговцы, цыганки, проститутки, бродяги, его дружки по шумным вечеринкам. Он уже пишет многофигурные полотна «Шулеры», «Гадалка» (1594).

Осень 1594 года принесла ему возможность упорядочить свою жизнь – кардинал Франческо дель Монте, известный ценитель живописи, предоставляет Караваджо свою виллу для жизни и творчества и обеспечивает всем необходимым. В том числе серьёзной работой, заказами от своей семьи и других богатых людей. Этот промежуток времени очень плодотворен: здесь, на вилле кардинала, было написано много прекрасных произведений, большинство из которых сохранилось и экспонируется в музеях.

Жизнь Караваджо

Караваджо родился в семье архитектора. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. В поисках своего пути в жизни и живописи Караваджо покидает Ломбардию и, посетив все города северной Италии, приезжает в Рим, где у него нет покровителей

С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Трудно судить о Караваджо как о человеке веры

Тому нет документальных подтверждений. Как человека, его волновало предстояние перед вечностью.

Такие картины Караваджо, как «Мученичество св. Матфея», «Положение во гроб», «Саломея с головой Иоанна Крестителя», – этому подтверждение. Тема бренности (vanitas) проходит через все творчество живописца с юных лет до его кончины.

Техника и стиль

Живописный язык Микеланджело Меризи да Караваджо — это резкие светотеневые контрасты, грубая натура, скульптурность форм, эффектные ракурсы. Персонажи полотен взяты непосредственно из жизни: даже когда мастер кисти рисовал религиозные сцены, он изображал обычных мужчин и женщин с морщинистыми лицами и одетых в лохмотья.


Давид с головой Голиафа

Творческий подход к библейским сюжетам, а также гиперреалистичный стиль внесли Караваджо в список наиболее общепризнанных европейских мастеров. Без сомнения, художник был гением и намного опередил свое время, впервые применив технику «кьяроскуро» (в переводе с итальянского «светотень»)

«Караваджистское тенебросо» позволяет акцентировать внимание на тех частях картины, которые мастер считал главными

Он презирал других художников и писал исключительно с натуры. Однако пристальный взгляд на картины гениального бунтаря показывает, что он не был застрахован от стилистического влияния других мастеров. Даже этот скандалист и драчун не смог устоять перед соблазном почерпнуть вдохновение из уроков великих живописцев.


Усекновение главы Иоанна Крестителя

Особенности его творчества выдают влияние итальянских мастеров, в том числе Джованни Джироламо Савольдо, Моретто да Брешиа, Тициана и Леонардо да Винчи, а также уроженца Германии Дюрера. Влияние гения эпохи Возрождения Микеланджело ясно прослеживается в картине «Призвание апостола Матфея».

С его беспрецедентным натурализмом и безошибочным талантом передавать игру света и тьмы бунтарь произвел революцию в искусстве. Сегодня он считается одним из самых поразительно современных мастеров.


Джудит обезглавливает Олоферна

Караваджо написал себя в ряде своих работ, но наиболее выразительно он выглядит на картине 1594 года «Больной Вакх». Художник создал автопортрет сразу после тяжелой болезни, предположительно малярии. Молодой бог виноделия, внешне очень похожий на автора, кажется худым, бледным измождённым.

Залы галереи Боргезе

Залы первого этажа, и что в них стоит посмотреть:

  1. Зал Паолины («Sala della Paolina»). Центральная композиция зала – скульптура Антонио Кановы «Полина Боргезе Бонапарт в образе Венеры».
  2. Зал солнца («Sala del Sole»). В этой комнате начинается знакомство с творчеством Лоренцо Бернини – скульптура «Давид».
  3. Зал Аполлона и Дафны («Sala di Appollo e Dafne»). Название зала приобретено от скульптурного произведения Бернини – «Аполлон и Дафна». Рядом висит картина Пьетро Анджелетти – «Превращение Дафны в лавр».
  4. Зал императоров («Sala degli Imperatori»). Скульптура «Двенадцать цезарей» — центральная достопримечательность комнаты. В зале расположена знаменитая работа Бернини – «Похищение Прозерпины».
  5. Зал Гермафродита («Sala dell’Ermafrodito»). Копия скульптурной композиции спящего Гермафродита подарила название данной комнате. Оригинал скульптуры расположен в Лувре.
  6. Зал гладиатора («Sala del Gradiatore»). Шедевр Бернини «Эней, Анхис и Асканий» украшает центр комнаты. Здесь хранится неоконченная работа скульптора – «Истина».
  7. Египетский зал («Sala Egizia»). Главная скульптурная композиция – «Сатир на дельфине». Автор – неизвестен, датируется работа II веком нашей эры.
  8. Зал Силены («Sala del Sileno»). Комнату украшают плоды творчества Караваджо. Главная скульптура – «Танцующий сатир».


Зал Паолины скульптура Антонио Кановы «Полина Боргезе Бонапарт в образе Венеры». Залы второго этажа:

Зал Дидоны («Sala di Didone»). Изображения эпизодов из истории великой любви троянского героя Энея и царицы Карфагена Дидоны дали название этому залу. Картины Рафаэля, Пинтуриккьо и Фра Бартоломео также заслуживают внимания.

Зал Геракла («Sala di Ercole»). Знаменитые работы: «Венера с Купидоном» (Лукас Кранах Старший), «Пейзаж с волшебным шествием» (Джироламо ди Карпи), «Даная» (Корреджо).

Зал Феррарской живописи («Sala della Pittura Ferrarese»). Комната знаменита благодаря шедеврам художников школы Феррары.

Зал Бакканти («Salla delle Baccanti»). Впечатляет фреска Феличе Джани на потолке зала – три танцовщицы в окружении гирлянд, цветов и музыкальных инструментов. Работы Лоренцо Лотто и копия картины «Леды и лебедя» Леонардо да Винчи – знаменитые произведения комнаты.

Зал славы («Salla della Fama»). Среди коллекций этой комнаты выделяются – картины Баккьякка и Алонсо Берругете.

Лоджия Ланфранко («Loggia di Lanfranco»). Помещение приобрело название от фрески Джованни Ланфранко. Известные полотна: Франческо Альбани и Геррита ван Хонтхорса. В лоджии увидите скульптуры Бернини «Портрет мальчика», «Амалфея», «Павел V», бюсты Шипионе Боргезе и два автопортрета.

Зал Авроры («Sala dell’Aurora»). Главная скульптура — «Аллегория сна» Аллесандро Алгарди.

Зал Флоры («Sala della Flora»). Центральные картины: «Поклонение младенцу» (Пеллегрино Тибальди) и «Пьета» (Марчелло Венусти).

Зал графа Анже («Sala del Conte di Anges»). Назван в честь картины Джузеппе Кадеса «Опознание графа Анже»

Стоит обратить внимание на картины Помпео Батони и Гаспаре Ланди.

Зал Юпитера и Антиопы («Sala di Giove e Antiope»). Главная картина зала – Бенинье Ганьеро «Юпитер и Антиопа»

Творчество Рубенса и Бенинье Ганьеро украшают стены и потолок помещения.

Зал Елены и Париса («Sala di Elena e Paride»). Комната известна картинами Доменикино: «Охота Дианы» и «Кумейская сивилла».

Зал Психеи («Sala di Psiche»). В зале восхищает ряд картин Тициана, Веронезе, Антонелло да Мессина и Джованни Беллини. На сегодняшний момент в галерее хранятся около 500 картин и сотни скульптур.


Зал гладиатора.

Как начинался путь к искусству

По документальным свидетельствам в 1584 году начинается биография Караваджо как художника – он поступает на учёбу к миланскому мастеру северного маньеризма, модного тогда течения в западноевропейском искусстве, Симоне Петерцано. В историю итальянской живописи и в художественную панораму эпохи Возрождения этот авторитетный мастер, ученик Тициана, внёс в своё время ценнейший вклад.

Схватывая уроки мастера на лету, Микеланджело Меризи тут же стремился применить полученные знания, опробовать кисть. Скоро он пришёл к выводу, что живопись и стилистика маньеристов и параллельно существующих академистов слишком ограниченная, односторонняя и искусственная. Застывшие имитации великих художников Рима и Венеции вызывали ропот неудовлетворённости и у других живописцев. Стали появляться работы в так называемом ломбардском стиле, характеризуемом стремлением к реалистичности в отображении жизни. Новые идеи захватили и Микеланджело Меризи.

Первые пробы кисти в Милане нам не известны. Молодой художник изучал великих мастеров эпохи Возрождения, знаменитых венецианцев, и его самые ранние произведения, которые дошли до нас, свидетельствуют о влиянии учителя Петерцано, Леонардо да Винчи, Тициана, Грегори, Джорджоне. Изучение творчества мастера перспективы Андрея Мантеньи и произведений живописца Высокого Возрождения Джованни Савальдо подвели начинающего и жаждущего открытий и славы художника к эффекту светотени

Акцентируя внимание ученика на технике живописи, педагог Петерцано закладывал основу пути к вершинам мастерства. По достижении 18 лет Микеланджело Меризи, окрылённый страстным желанием самостоятельно творить и жить, решительно направляется в Рим

Влияние Караваджо на мир искусства

Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.

Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др.), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).

Трудный характер

Горячность и несдержанность Меризи ещё с подросткового возраста стали создавать ему проблемы. Необузданный нрав заставлял вспыльчивого юношу бросаться чуть что с кулаками, ни спокойствия, ни рассудительности в его характере не было и следа. В конце 1580-х, в самую пору гормональных всплесков молодого мужчины, его жизнь скандалами ещё более осложняется. В 1589 году он, испытывая нужду в деньгах, приехал домой, чтобы продать принадлежащий ему земельный надел. Последний его приезд – в 1590 году, после смерти матери. Осенью следующего года в компании картёжников, где был и Меризи, любитель шумных попоек и веселья, произошла ссора, которая быстро переросла в драку. Во время буйной потасовки погиб один её участник. Это событие ускорило отъезд из Милана, пришлось бежать. Путь лежал через Венецию в Рим.

Ранние годы

Микеланджело Меризи родился 29 сентября 1571 года в деревне Караваджо (отсюда пошло его прозвище). Художник вырос между тихим поселением в Ломбардии и шумным городом Миланом, где работал его отец, каменщик Фермо Меризи. Несмотря на низкий социальный статус, семья будущего мастера кисти была вхожа в дом влиятельного сеньора Франческо Сфорца да Караваджо.

Гадалка

В августе 1576 года Микеланджело Меризи было пять лет. В это время бубонная чума опустошила большую часть Европы. Милан также пострадал от вспышки болезни. Хотя художник и его семья пытались спастись от эпидемии в сельской местности, уже к октябрю 1577 года отец Микеланджело, его дедушка с бабушкой, дядя умерли от чумы. Мать будущего художника угасла от этой же болезни четыре года спустя.

Показать таблицу

Историческая справка
Годы жизни 29 сентября 1571 — 18 июля 1610
Страна Италия
Жанр Портреты, жанровая живопись
Стиль Барокко
Сюжеты Портреты, история, мифология, религия, натюрморты

В возрасте двенадцати лет Микеланджело Меризи переезжает в Милан и начинает обучение в мастерской старого живописца Симоне Петерцано. Этот период стал для живописца хорошей жизненной школой. Микеланджело Меризи научился здесь не только уверенно владеть кистью, но и ловко орудовать ножом и шпагой.

Вакх

Предположительно в 1588 году юноша без гроша в кармане попадает в Рим. Там, чтобы прокормиться, живописец перебивается случайными заработками, помогая другим гораздо менее талантливым художникам. Совершенно нищий Меризи писал небольшие жанровые сцены, портреты и натюрморты, чтобы заработать хоть какие-нибудь деньги. Первые его известные картины датируются 1592 годом. Композиции художника становились все более сложными.

Полотна Караваджо вскоре привлекли внимание кардинала Франческо дель Монте. Влиятельный господин пригласил его ко двору и даже поселил в собственном доме

С этого момента карьера живописца в Вечном городе быстро пошла в гору. Молодой художник в полной мере пользовался благосклонностью кардинала и его связями, чтобы получить заказы от самых щедрых покровителей и коллекционеров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: