Парадный портрет: костюмы и атрибуты
Вместе с психологическим портретом появляется и портрет парадный. Он рождается из той же потребности утверждения себя в мире и из потребности защититься от него тоже: уйти в себя, нарастить непроницаемый панцирь. Такая защита, броня может быть броней и буквальной (портреты людей в латах создаются во множестве), а может быть сложносочиненным костюмом — и здесь мужские наряды ничем не уступают женским. Разного рода гуманистические атрибуты — книги, письма, статуэтки — обустраивают личное пространство вокруг героев (в отсутствие утерянного пространства общего). И зеркала — еще один популярный мотив — не только позволяют художникам проявить композиционную виртуозность, но косвенно свидетельствуют о проблеме поисков своего бытийного места: кто я и всегда ли я похож на самого себя?
Религиозная живопись: «облачные» сюжеты и взлетающие герои
С усилением живописного начала отчасти связано распространение сюжетов, чье действие происходит в двух мирах — на земле и на небе: небо обозначено облаками, в которых порхают ангелы. Облако — самый очевидный пример «тела без контуров»; конечно, сцены вознесений и воспарений и прежде входили в сакральный репертуар, но теперь они обретают гораздо большую популярность — и в плафонах и купольных росписях, где небо как бы представлено впрямую, и в станковых картинах. Это связано еще и с акцентированием мотивов чудесного: сверхъестественное, мистическое побуждает к изображению пространства, где земное тяготение теряет власть. У Тинторетто в «Сошествии во ад» Христос не сходит в ад, но стремительно влетает; так же влетает в комнату Девы Марии архангел Гавриил в «Благовещениях» того же Тинторетто или Веронезе.
3. Маньеризм в архитектуре
Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. В маньеристском духе выдержана фланкирующая здание Галереи Уффици во Флоренции лоджия Джорджо Вазари.
Джорджо Вазари. Лоджия Галереи Уффици. Вид на Палаццо Веккьо. Флоренция
Психологический портрет: характеры и реакции
Портреты XVI века в сравнении с портретами века предыдущего выглядят более представительно. Наряду с привычными погрудными много поясных, поколенных и в рост; вместо нейтрального или пейзажного фона — предметная среда, говорящие атрибуты, сложно организованное пространство, а если пейзаж, то он виден лишь краешком за драпировкой или за обрывом глухой стены. Расширился возрастной спектр, стало больше женских портретов, появились групповые и портреты с аллегорическими или сюжетными программами. И главное, возникло разнообразие индивидуальных интонаций, которых не было прежде. Если на портретах XV века человек по-хозяйски ощущал себя в гармоническом мире и ему не требовались дополнительные усилия для самоутверждения, то теперь эта владельческая уверенность исчезла. Новые герои — задумчивые, погруженные в себя или высокомерные, глядящие отчужденно и настороженно, с выражением «не тронь меня»: теперь у них есть отчетливые характеры. Так рождается психологический портрет.
Влияние маньеризма.
В силу отмеченной внутренней противоречивости стиля влияние маньеризма было разнонаправленным. С одной стороны, он породил рафинированную прециозную культуру и предвосхитил стиль рококо; с другой — открыл в полном объёме эротизм; спиритуальное начало в маньеризме было поддержано и развито в рамках сакрального барокко. Наконец, существуют определённые переклички между произведениями маньеризма и феноменами постмодернистской культуры. Это касается и программной вторичности, подчёркнутой зависимости от «культурного багажа» предшествующих эпох.
Афина, Венера и Юнона.Ханс фон Аахен, 1593 г. |
Вакх, Церера и Купидон.Ханс фон Аахен. |
Неверие Святого Фомы.Ф. Сальвиати. Париж, Лувр.Ок. 1543—1547 г. |
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | R | S | T | U | VА | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я
Мода
Мужские наряды времен марьенизма
Направление модных тенденций маньеризма в корни отличались от ренессансного идеализирования фигуры человека. Теперь мода находится под мощным влиянием геометрических фигур, которые превалируют над плавными и естественными линиями человеческого тела.
Одежда мужчин имеет преимущественно конусообразную форму, с основанием на уровне бедер. Ближе к плечам конус значительно сужается, а ноги плотно перетягиваются вязаными чулками. Наряд представителей сильного пола напоминал доспехи рыцарей, выполненные из ткани. Он состоял из батистовой белой рубашки, хубона, коротких штанов шаровидной формы (они надевались поверх длинных чулок), головного убора и длинного плаща. Мужчины носили туфли из атласа или бархата, а также мягкие невысокие сапоги.
Идеалы женской красоты также подверглись изменениям – под платьями затягиваются тугие корсеты, создавая эффект узкой и тонкой талии. С ранних лет девочкам приходится носить свинцовые пластины, чтобы не допустить развития груди крупных форм. Но уже в 17-м веке женское тело перестали прятать под высокими корсетами: широкое декольте открывало плечи и грудь.
Костюмы женщин напоминали силуэт двух конусов, которые соединялись вершинами в области талии. Юбки изготавливались на основе металлического воронкообразного каркаса (вертюгаден), по поверхности которого тонкий, но плотный слой конского волоса. Далее на каркас тщательно натягивалась тафта черного цвета, а уже после этого ткань самого платья.
Элегантные наряды из шелка, бархата и парчи дополнялись броскими и дорогостоящими украшениями.
Женские наряды времен маньеризма
Исторические предпосылки
Идеалистические представления, которые развивались в эпоху Высокого Возрождения, выражали идеалы человека, натуралистичность. Крушение этих идей стало одним из последствий начала периода Реформации. Католицизм оказался под ударами осуждения. В первую очередь, за продажу индульгенций. Религиозные войны велись по всей Европе более 100 лет. Авторитет церкви был под ударом.
Абстракционизм как стиль в живописи
Развитию общественных идей способствовали научные открытия. Было установлено, что Солнце – центр вселенной, а не Земля. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана и открытия Х. Колумбом Америки подтвердили теорию о том, что планета круглая. Таким образом, Европа перестала быть центром мира.
Художники также отказались от уверенности в упорядоченности мира и гармонии, в которые верили до Реформации. Они высказали мнение о том, что рациональные законы искусства, основанные на равновесии, больше не могут существовать. Искусство маньеризма – это последствие радикальных перемен в философии, социуме, науке. Стиль показал неопределенность, в которой пребывали деятели искусства.
использованная литература
- Апель, Вилли. 1946–47. «Французская светская музыка конца четырнадцатого века». Acta Musicologica 18: 17–29.
- Разбойники, Джулиано. 1962. Итальянский маньеризм , перевод с итальянского Маргарет Кунцле. Лондон: Темза и Гудзон; Принстон: Ван Ностранд; Лейпциг: Издание ВЭБ. (Первоначально опубликовано на итальянском языке как «Итальянский путь », итальянская живопись 10. Рим: Editori Riuniti, 1961).
- Чейни, Лиана де Джиролами (ред.). 2004. Чтения по итальянскому маньеризму , 2-е издание, с предисловием Крейга Хью Смита. Нью-Йорк: Питер Лэнг. ISBN 0-8204-7063-5 . (Предыдущее издание, без предисловия Смита, Нью-Йорк: Питер Лэнг, 1997. ISBN 0-8204-2483-8 ).
- Фридберг, Сидней Дж. 1971. Живопись в Италии, 1500–1600 гг., 1.ª издание. Пеликан История искусства. Хармондсворт и Балтимор: Penguin Books. ISBN 0-14-056035-1
- Фридберг, Сидни Дж. 1993. Живопись в Италии, 1500–1600 гг. , 3.ª издание, Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета . ISBN 0-300-05586-2 и ISBN 0-300-05587-0
- Фридлендер, Вальтер . 1965. Маньеризм и антиманьеризм в итальянской живописи . Нью-Йорк: Шокен. LOC 578295 (1-е издание, Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета , 1958 г.)
- Холл, Марсия Б. 2001. «После Рафаэля: живопись в Центральной Италии в шестнадцатом веке» Cambridge University Press . ISBN 0-521-48397-2 .
- Перес Санчес, Альфонсо Эмилио: «Картина «Чинквеченто». Маньеризм в Италии», в « Истории искусств» , стр. 385-406, Мадрид, Эд Анайя, 1986, ISBN 84-207-1408-9
- Ширман, Джон К.Г. 1967. Маньеризм . Стиль и цивилизация. Хармондсворт: Пингвин. Рид Лондрес и Нуэва-Йорк: Пингвин, 1990. ISBN 0-14-013759-9
- Смит, Крейг Хью. 1992. Маньеризм и маньера , с введением Элизабет Кроппер. Вена: IRSA. ISBN 3-900731-33-0
- Саммерсон, Джон. 1983. Архитектура в Великобритании 1530–1830 гг. , 7-е исправленное издание (3-е интегрированное). История искусства пеликанов, Хармондсворт и Нью-Йорк: Пингвин. ISBN 0-14-056003-3 , ISBN 0-14-056103-X [Рид. с исправлениями, 1986; 8-е издание, Хармондсворт и Нью-Йорк: Пингвин, 1991.]
Оценки
- Фридберг 1971, 483.
- ↑ Фридлендер 1965.
- ↑ Фридберг 1993, 175–77.
- Манфред Вундрам, «Маньеризм», Grove Art Online. Издательство Оксфордского университета , .
- Сидней Фридберг, «Наблюдения за картиной Маньеры», 1965. Reeditado en Cheney 2004, 116–23.
- Ширман 1967.
- Бриганти 1961, 32-33.
- Бриганти 1961, 13.
- Фридлендер, 1957.
- Саммерсон 1983, 157–72.
Преувеличение
Стилистические примеры маньеризма почти одновременно появились в Риме и Флоренции. Одним из любимых объектов маньеристов стала обнаженная натура. Они копировали фигуры из работ великих мастеров Высокого Возрождения, которыми восхищались, гипертрофируя отдельные детали. Наиболее часто подчеркивали такие элементы, как узкие плечи, широкие бедра, удлиненные кисти рук и стопы. Сами фигуры художники изображали в причудливых позах, совершенно не похожих на расслабленные contrapposto раннего Возрождения.
Вместо реалистичных цветов использовали либо мягкие пастельные тона, либо резкие неестественные оттенки. И скульпторы, и живописцы были на редкость изобретательны не только в поиске стиля, но и в разработке сюжетов. Если мастера Высокого Возрождения стремились к гармонии и уравновешенности, маньеристы создавали нестабильность и напряжение. Самые популярные сюжеты представляли собой смешение античной классики, христианства и мифологии.
Маньеризм был отчасти модным течением, а отчасти стилем, в котором художники вовсе не имели целью превзойти мастеров Высокого Возрождения. Основной целью было создание искусства более зрелищного и яркого, пробуждающего мысль и демонстрирующего, насколько уверенно художник манипулирует классическими пропорциями и канонами. Задача не в том, чтобы точно копировать жизнь, но показать ее зрителю в авторской интерпретации и тем способом, который сам художник считает изящным и разумным.
Представители и предшественники маньеризма
Важным предшественником маньеризма было влияние классической римской статуи Лаокоона и его сыновей (40-30 до н.э.), найденной в Риме в 1506 году во время обширной реконструкции. Статуя драматически изображает время, когда боги послали гигантских змей, чтобы убить пророка и двух его сыновей за то, что они пытались предупредить своих собратьев-троянцев от входа греческого деревянного коня в город. Статуя предложила новый взгляд на классическое искусство, олицетворяя эллинистический стиль с его акцентом на драматическое движение и сильные эмоции, а не на идеализированную гармонию, ранее ассоциировавшуюся с греками и римлянами. Змеиный образ или «змеиная фигура», ставший заметным элементом маньеризма, как полагают, был взят из потрепанных форм этого шедевра.
Два флорентийских художника, Россо Фьорентино и Якопо Понтормо, были пионерами маньеризма. Оба прошли обучение в мастерской Андреа дель Сарто, который использовал принципы Высокого Возрождения, приняв все более яркую цветовую палитру и широкий спектр фигуративных поз. Его адаптации повлияли как на Понтормо, так и на Россо, на развитие художественного стиля, который отверг классическую интерпретацию пространства и человеческой фигуры.
Кроме того, и Микеланджело, и Альбрехт Дюрер оказали влияние на Понтормо. Он обнаружил, что Дюрер подчеркивал сильные эмоции, когда попадал в переполненное поле фигур, настроенных на его художественные цели.
Понтормо также отправился в Рим, чтобы изучать работы Микеланджело, и в 1515 году он начал развивать свой стиль маньеризма, как это видно в его Джузеппе в Египте (1515-1518), создав замысловатое, но неестественное пространство, где бродят толпы, одетые в кружащиеся красочные одежды вокруг, а их фигуры в преувеличенных позах.
Диана-охотница
Похищение Прозерпины
«Снятие с креста»
Это типичный образец маньеризма. Хотя стиль начал развиваться еще при жизни Микеланджело, эта работа демонстрирует разницу между его собственным творчеством, где фигуры выглядят массивными и очень «плотскими», и маньеристской интерпретацией того же самого сюжета. Фигуры гораздо менее мускулисты, порой почти невесомы, с трудом балансируют на длинных тонких конечностях, а голова кажется крошечной по сравнению с пышными складками одежд.
Композиция словно стиснута рамой картины, ограничивающей движения персонажей, фон и одежды выполнены в пастельных тонах, придающих оттенок ирреальности, — явное отклонение от канонов Возрождения. Все вместе создает впечатление потустороннего мира; эти люди не могут жить в реальной действительности, они похожи на создания иной природы. Фантастический аспект маньеризма овладевал воображением современников.
«Снятие с креста», Понтормо, около 1526–1528, масло, дерево
Особенности
Маньеризм итальянской живописи заложил основу всего движения в целом. Молодые авторы стремились преодолеть характерную для мастеров эпохи Возрождения гармонию и гармонию. Вместо плавных и ровных очертаний стали изображать ломаные линии, вместо спокойных и уравновешенных поз стремительность и динамика движения фигур и величественные монументальные образы сменились довольно сложными композициями.
Художники часто пытались передать внутреннее напряжение героев. И для этого прибегли к нарушению гармонии света. Фигуры намеренно делали удлиненными, вытянутыми, что нарушало пропорции изображения. Авторы использовали холодные тона, в отличие от своих предшественников, которые, пытаясь передать внутреннее спокойствие и гармонию, рисовали в теплых тонах.
В других странах
Новое течение получило широкое распространение в европейских странах во многом благодаря тому, что итальянские художники работали в ряде культурных центров на континенте. Но и местные мастера также проявляли немалый интерес к новому художественному языку, приемам, средствам изобразительности. Особенности живописи художников-маньеристов нашли отражение в творчестве Э. Греко.
Причина популярности рассматриваемого стиля заключается в том, что он отличался особенной изящностью и куртуазностью. Не зря в рамках данного направления вновь возродились идеалы рыцарской романтики, темы которой как бы получили вторую жизнь в трудах художников раннего нового времени.
Вместе с тем, этот стиль был понятен и доступен только ограниченным лицам. Он развивался в замкнутых кругах придворной и дворцовой интеллигенции. И не получил такого широкого размаха, как идеи гуманизма, воплощенные в полотнах. Техника исполнения отличалась замысловатостью и вычурностью, которая делала произведения сложными для восприятия. Маньеризм в живописи, особенности которого сильно отличались от почерка представителей Возрождения, хотя и получил широкое распространение, тем не менее не стал таким знаковым явлением в культуре. Творчество знаменитых титанов, значение которых было столь велико, вышло за границы изобразительного искусства и получило широкий общественный резонанс.
Феномен гуманистических идеалов заключается в том, что они имели не только культурное, но общественно-политическое значение. Чего нельзя сказать о маньеризме. Вместе с тем его следует рассматривать как знаковое явление в искусстве, поскольку он знаменовал переход от классического античного стиля к барокко.
Главные художники
Художники
Арчимбольдо , неортодоксальный миланский маньерист.
Основные представители течения маньеристов:
- Кристоф Амбергер (~ 1505- ~ 1562)
- Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593)
- Франческо Ксанто Авелли (~ 1487- ~ 1542)
- Доменико Беккафуми (1486-1551)
- Бернардо Битти (1548-1610)
- Авраам Блумарт (1564–1651)
- Бронзино (1503-1572)
- Антуан Карон (1521-1599)
- Ле Корреджо (1489-1534)
- Андреа дель Сарто (1486-1530)
- Туссен Дюбрей (~ 1560-1602)
- Россо Фиорентино (1494-1540)
- Хендрик Гольциус (1558-1617)
- Эль Греко (~ 1541-1614)
- Николас Хиллиард (~ 1547-1619)
- Пармиджанино , известный как пармезан (1503-1540)
- Понтормо (1494-1557)
- Жюль Ромен (1499-1546)
- Франческо Сальвиати (1510-1563)
- Бартоломей Шпрангер (1546-1611)
- Тинторетто (1518–1594)
- Ян Ван дер Стрет , известный как Страдан (1523-1605)
- Корнелис Ван Харлем (1562-1638)
- Джорджо Вазари (1511-1574)
- Веронезе (1528-1588)
- Иоахим Втевал (1566-1638)
- Федерико Зуккари (~ 1542-1609)
- Таддео Зуккари (1529-1566)
Скульпторы и архитекторы
- Бенвенуто Челлини (1500–1571 гг.)
- Бартоломео Амманати (1511–1591)
- Иоанн Болонский ( Джамболонья ) (1529-1608)
- Адриан де Фрис (1545-1626)
- Виньоль (1507-1573)
- Микеланджело (1475-1564)
Черты стиля Маньеризм как искусства
На смену стилю Ренессанса в Италии 16-го столетия возникает стиль маньеризма, сразу после готического стиля в архитектуре средневековья, но широкое распространение он получил лишь в начале 17-го века. Направление, порожденное общественно-политическим кризисом в Европе, активно развивалось на территории Мантуи, Рима и Флоренции. Хотя маньеризм историками, как отдельный стиль не признан. Его более относят к раннему барокко. Позднее маньеризм в искусстве охватил Францию, Германию, Испанию и множество других европейских стран.
Интерьер
В интерьере превалируют яркие орнаменты насыщенного гротеска, невообразимо утонченные образы и фантастические композиции. Для оформления декора использовались художественные работы современников, на картинах которых представлялись образы аллегорической направленности.
В светском интерьере используются настенные росписи – огромные картины полностью покрывают стены. Кроме того, стены и полотки украшаются псевдолепниной, псевдорельефами, а порой и псевдоскульптурами. Мода на такой дизайн помещений продержалась относительно недолго – всего пять лет. Однако за это время дворцы и палаццо стали походить на дорогостоящие шкатулки.
Мебель, инкрустированная серебром, золотом и бронзой, подчеркивала вычурность общего интерьера и дорого выглядела в общей композиции залов.
Архитектура
Для архитектуры маньеризма свойственно использование необычных решений структурного характера. Наблюдается нарушение сбалансированных идей периода Ренессанса: утрата гармонии во взаимодействии человека с природой, уравновешенности между телесным и духовным состоянием. Яркими представителями нового стиля стали примеры архитектуры:
- Палаццо дель Те – площадь в Мантуя, спроектированная архитектором по имени Джулио Романо.
- Библиотека Лауренциана, возведенная Микеланджело во Флоренции.
- Лоджия Галерии Уффици.
Палаццо дель Те
Сейчас же отблески маньеризма можно заметить в нарышкинском барокко, которое очень развито на территории России.
Скульптура
Маньеризм в искусстве создания скульптурных композиций ярко выражен в работах Челлини Бенвенуто – ведущего скульптора того времени.
Наиболее известные скульптурные творения, сохранившиеся во Флоренции:
- Статуэтка «Борзая», «Козимо Медичи», «Нарцисс», «Аполлон и Гиацинт» (Барджелло).
- «Персей» (Лоджия деи Ланци).
- «Распятие» (Эскориал).
Козимо Медичи
Маньеризм в литературе.
Маньеризмом в литературе считается произведение, написанное в «заумной» форме, при которой используются сложные конструкции предложений, вычурные словосочетания, чрезмерно изысканный и напыщенный слог. Наиболее яркий пример — роман «Эвфуес» (1580) Джон Лили. Именно этот автор создал понятие «эвфуизм», что значит, «слишком вычурный стиль» — нереальные образы, искусственные выражения. К маньеризму можно полностью или частично причислить произведения Донн, Марло, Шекспира, Сервантеса, Кальдерона, Малерба, Спонда, Монтеня. Смешанные жанры литературы также имеют отношение к маньеризму (например, трагикомедия, ироикомическая поэма). Проза, поэзия и живопись имеют общее с эзотерической традицией (Ф. Бероальд де Вервиль).
Живопись: картины и художники
Неоценимый вклад в развитие живописи тантрического маньеризма внес испанский художник по имени Эль Греко. К сожалению, он не имел последователей и только через три столетия его гениальные творения возвели в ранг важнейших для европейского изобразительного искусства работ. Самые известные картины мастера:
- «Поклонение волхвов» (1568 г). Находится в музее Сомания (Мехико).
- «Кающаяся Мария Магдалина» (1589 г.) – В будапештском Музее Изящных искусств.
- «Вид Толедо» (1604-14 гг.) – Нью-Йорк, Музей Метрополитэн.
На картинах маньеристов человек изображался беспомощным существом, чья судьба зависит только от него самого. Внезапные контрасты и светотеневые решения подчеркивают колоритность изображений. Человеческое тело соразмерно растянуто, а позы на полотнах выглядят неестественно.
Видение нелогичного и катастрофического мира отображалось в работах художников маньеризма:
- Пармиджано Франческо.
- Фьорентино Россо.
- Лавиния Фантано.
Коррадо Джаквинто
Многофигурность: чрезмерное и безмерное
Бурное движение в маньеристических картинах и особенно в плафонах и фресках (там ему есть где развернуться), естественно, множит число его участников. Вместо отдельных людей мы часто видим сгустки человеческой материи, сплавленные воедино. Если прежде было невозможно обрезать фигуру краем холста, то теперь это происходит сплошь и рядом: пространство изображения уже не подразумевает целостности мира в каждом эпизоде. Характерный признак многих композиций — перенасыщенность форм, охваченных беспокойством, скоплений фигур, пребывающих в состоянии экстаза или сумятицы и стресса. Популярны сюжеты массовых казней или битв — от гигантомахии до эпизодов Троянской войны или библейских сцен насилия, и нередко такие сюжеты — с апологией ужасного и чрезмерного — украшали дворцовые залы: вкусы заказчиков совпадали с вкусами художников.