Презентация на тему «кузнецов павел варфоломеевич»

Выставки

Участник выставок: республиканских (1947–1998); зональных – «Большая Волга» (Куйбышев, 1964; Волгоград, 1967; Ульяновск, 1969; Горький, 1974; Казань, 1980); всероссийских – «Произведения художников РСФСР», посвященная 40-летию Октябрьской революции (Москва, 1957), «Советская Россия» (Москва, 1960, 1970, 1975); всесоюзных (Москва, 1951, 1955, 1957, 1958); международных – выставки произведений изобразительного и прикладного искусства (к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, 1957), советского искусства в Монголии, Германии, Чехословакии, Польше (1971–1972).

Персональные выставки в Казани (1963–1964, 1971, 1973), Альметьевске (1974).

Кузнецов Н.Д. Казань – порт пяти морей. 1959

Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Художник Павел Кузнецов. Биография.

В Саратове, на пересечении Октябрьской и Валовой улиц, находится интересный деревянный дом. Здание, с двухэтажной каменной пристройкой, флигелем и мансардой, было построено в XIX веке у самого края Глебучева оврага (исторического места, вокруг которого развивался Саратов). С окон дома открывался замечательный вид на Соколовую гору и яблоневый сад. Скорее всего, до наших дней дом вряд ли бы сохранился, если бы здесь в 1878 году не родился Павел Варфоломеевич Кузнецов — известный русский художник. Детство и юность будущего живописца прошли в стенах этого уютного дома. Отец занимался писанием и реставрацией икон: холсты, деревянные доски, масло, краски всё время заполняли комнаты. Мать воспитывала троих сыновей, увлекая их музыкой, живописью и рукоделием. Любовь к природе юному Павлу и его братьям старшему Михаилу и младшему Виктору привил дед — Илларион, с которым мальчики жил весной, летом и осенью в садах за Соколовой горой.

Вид с мансардного этажа на Соколовую гору

«Мою душу переполняли восторг и радость, хотелось это состояние как то передать другим людям», — писал Павел Кузнецов о моментах своих первых порывах к творчеству. В мастерской отца он наблюдал за кропотливой работой: как обрабатывают деревянные доски, натягивают холсты, разводят и смешивают краски. И к 13 годам юный Павел твёрдо решил, что станет живописцем. Родительская поддержка, наличие в городе крупного художественного музея, знакомство и дружба с Виктором Борисовым-Мусатовым, обучение в профессиональной рисовальной школе у Василия Коновалова и Гектора Баракки полностью располагало к данному решению.

… «Тенистая, мощеная булыжником улица. Большой заросший овраг. Соколовая гора, самая высокая в окрестностях Саратова. Сюда тянуться художники с мольбертами запечатлеть течение великой реки. Склоны — «Берендеево царство» — маленькие лепящиеся друг к другу домики ремесленников, фруктовые сады, Волга и степной манящий левый берег, Собор, и колокольный завод… А по утрам звонят колокола…»

Дом Павла Кузнецова

В сентябре 1897 году Павел Кузнецов поступил в Московское училище ваяния и зодчества. В 1900 году С. Дягилев пригласил Кузнецова принять участие в выставке «Мира искусства». Его картины сразу заметили и высоко оценили. В 1902 году художник сблизился с В.Я. Брюсовым и символистами. Он начал сотрудничество с изданиями символисткого толка: журналами «Искусство», «Золотое руно», вступил в объединение «Мир искусства». В 1902 году Кузнецов совместно с К.С. Петровым-Водкиным и П.С. Уткиным взялись за роспись саратовской церкви Казанской Божьей Матери. Находясь на острие художественной мысли того времени, талантливая молодёжь и в церкви попыталась вольно обойтись с канонами, что вызвало взрыв общественного негодования и их росписи были уничтожены. В 1904 году Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая Роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая Роза», окончательно определившимся после одноимённой выставки в 1907 году.

Вид на дом со двора

В 1906 году он поехал в Париж, где его привлекли творческие искания не только импрессионистов, но и их преемников — П. Гогена, П. Боннара, А. Матисса. Он оставил родной дом, бывая здесь редко, только наездами. Путешествую по разным уголкам света он продолжал всё время писать письма отцу Варфоломею Федоровичу, матери Евдокии Илларионовне и младшему брату Виктору. Павел Кузнецов побывал на берегах Белого и Балтийского морей, в Москве и Париже, в Крыму и на Кавказе, в Средней Азии.

На фото Павел Кузнецов

Одному из молодых художников Павел Кузнецов сказал: «Определение темного и светлого, взаимоотношение средних тонов — как и в музыке: тона, полутона, высокие ноты, низкие. Холст должен жить в насыщенности присущих характеристик, изобразительного внимания«. Это было его художественным кредо на протяжении всей жизни.

Галерея

  • Голубой фонтан (темпера, 1905, ГТГ).
  • Утро (темпера, 1905, ГТГ).
  • Рождение (1906)
  • Спящая в кошаре (1911)
  • Мираж в степи (темпера, 1912, ГТГ)
  • Вечер в степи (темпера, 1912, ГТГ)
  • Стрижка овец (1912)
  • Дождь в степи (1912)
  • Чайхана (1912)
  • Натюрморт с японской гравюрой (1912)
  • Гадание (1912)
  • Птичий базар (1913)
  • В храме буддистов (1913)
  • Сбор плодов, Азиатский базар (эскизы росписи Казанского вокзала, 1913—1914 гг., неосуществены)
  • У источника (1919—1920)
  • Узбечка (1920 г.)
  • Птичница (начало 1920-х гг.),
  • Горная Бухара (серия автолитографий, 1923)
  • Туркестан (серия автолитографий, 1923)
  • Парижские комедианты (1924—1925)
  • Отдых пастухов (секко, 1927, Русский музей)
  • Сбор винограда (панно, 1928)
  • Крымский колхоз (панно, 1928)
  • Портрет скульптора А.Т.Матвеева (1928)
  • Мост через реку Зангу (1930)
  • Мать (секко, 1930, ГТГ)
  • Сортировка хлопка (1931, ГТГ)
  • Обработка артикского туфа (1929, ГТГ)
  • Пушбол (1931; ГТГ)
  • Стрижка баранов (77,5 х 81,5, пастель, темпера, холст, Русский музей)

Биография

Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом). Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891—1896 гг.) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его однокашника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь.

Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897, мальчик легко и страстно учился: сначала у А. Е. Архипова, потом у К. А. Коровина и В. А. Серова. Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза».

Художественный дар сочетался в Кузнецове с неиссякаемой энергией души, в конце концов выразившимися в поразительном творческом долголетии мастера мирового уровня.

В 1902 году сблизился с В. Я. Брюсовым и символистами. Сотрудничал с изданиями символисткого толка: журналами «Искусство», «Золотое руно», входит в объединение «Мир искусства».

В 1902 году Кузнецов совместно с К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным взялись за роспись саратовской церкви Казанской Божьей Матери. Находясь на острие художественной мысли того времени (участвуя в деятельности «Мира искусства»), талантливая молодёжь и в церкви попыталась вольно обойтись с канонами, что вызвало взрыв общественного негодования и их росписи были уничтожены.

В 1904 году Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая Роза», а также принял деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая Роза», окончательно определившимся после одноимённой выставки в 1907 году.

В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии и его работы приняли участие в выставке русского искусства, по результатам которой Кузнецов был избран членом Осеннего Салона (пожизненно).

Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства».

В конце 1900-х в творчестве художника наступил кризис. Начались повторы, казалось, что мастер исчерпал себя. Но предприняв поездки в Заволжские степи (1911—1912) и Среднюю Азию (1912—1913), творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в «голуборозовский» период. Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, привозит дыхание тысячелетней истории восточных народов. Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и всё та же ирреальность сюжета — его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича в ряд художников мирового уровня.

В годы революции работал с огромным подъёмом, принимал участие в издании журнала «Путь освобождения», вёл педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса (1919—1924). Создаёт новые вариации восточных мотивов, в которых заметно влияние древнерусской живописи, пишет прекрасные портреты жены Е. М. Бебутовой (1921—1922 гг.), оформляет литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922—1923 гг.).

В 1923 году по командировке Наркомпроса побывал с персональной выставкой в Париже (ездил совместно с Е. М. Бебутовой), после чего появляются знаменитые «Парижские комедианты».

Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925—1929 гг.). Светом и движение дало глубину его композициям, например, широко известно его панно «Сбор винограда» (1928). Живописец стремится расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам труда и спорта. По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, в которых «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и природа сливаются в один мощный аккорд». Работы конца 1920 — начала 1930-х были последним, третьим пиком взлёта творчества Павла Варфоломеевича.

Организатор и председатель художественного общества «Четыре искусства» (1924—1931).

1928 — заслуженный деятель искусств РСФСР.

В 1917—37, 1945—48 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском институте изобразительных искусств и других институтах.

Скончался в Москве 21 февраля 1968 года.

Миссия «Товарищества М.С. Кузнецова»

За большой предпринимательской хваткой промышленника Кузнецова просматривалась и светлая идея. Она заключалась в том, что бы все производство было в «русских» руках. Иностранные предприниматели и промышленники, которые занимались фарфором, практически «выдавливались» магнатом Кузнецовым с российского рынка.

На это указывают и те факты, что все новинки в области «фарфорового» дела промышленник сразу применял на своих фабриках, что бы иметь конкурентные преимущества. Для этого он не жалел ни денег, ни времени, ни сил. Завозилось французское оборудование, применялась новая технология росписи – деколь, нанимались известные художники с мировыми именами и многое другое. Безусловно, за этим стояла не только цель наживы, но и большая любовь к России, желание ей служить и быть лучшими в фарфоровом деле.

Каменный храм Иоанна Богослова в г. Ликино-Дулево, православный храм в честь Святого Благоверного князя Александра Невского в Кузнецово, храм во Имя Тихвинской иконы Божьей Матери были построены на деньги этого православного, русского человека.

Творческое содружество

В годы учебы в МУЖВиЗ Кузнецов с группой студентов создали творческое содружество «Голубая роза».

Две малые серебряные медали Павел Кузнецов получил в 1900–1902 годы за рисунки и живописные этюды. Основное направление художника Павла Варфоломеевича Кузнецова в раннем периоде творчества — движение от импрессионизма (искусства наблюдения реальной действительности) к символизму (стремлению к новаторству, использованию символики). Он стремится в живописи выразить состояние души, что сближает его с музыкой и поэзией. Павел сотрудничает с журналами и принимает участие в оформлении сцен в театрах. Этот период творчества связан с символизмом.

В 1902 году отец Павла Кузнецова уступил подряд по росписи Казанской церкви сыну и его двум товарищам по московскому училищу, не предполагая, чем обернется для молодых художников их высокое искусство, далекое от церковных канонов. В биографии Павла Варфоломеевича Кузнецова есть факт громкого скандала и тяжбы с епархиальными властями по поводу еретической росписи храма. В итоге росписи были уничтожены.

Тема пары в картинах Кузнецова

Но самым поистине чарующим сюжетом в творческих работах Евгения Кузнецова есть тема мужчины и женщины. Каждая его работа – это пик совершенства и красоты подлинных чувств, которые только могут быть между Женщиной и Мужчиной!

А какие глубокие и в то же время простые, как мир, эти названия его картин:

  • «Трогательная мелодия»;
  • «Шаг»;
  • «Трель»;
  • «Цветы и травы»;
  • «Утренние звезды»;
  • «Луч»;
  • «Добрый садовник»;
  • «Окно» и другие.

Все это никак иначе не назовешь, только лишь настоящим романтизмом в живописи Евгения Кузнецова.

Тема женщины для Евгения Кузнецова особенная и трепетная. Он с величайшим почитанием, нежностью и уважением относится к своей любимой супруге и музе! И потому каждая героиня его картин выписана с особой тщательностью и наделена волшебной легкостью, мягкостью, почти эфемерностью, но все они глубоко любимы и почитаемы художником, потому что образы их взяты с его любимой жены. Хотя сам художник утверждает, что старается и здесь сохранять золотую середину.

Творчество[ | код]

Основные работы | код

  • Голубой фонтан (темпера, 1905, ГТГ)
  • Утро (темпера, 1905, ГТГ)
  • Рождение (1906)
  • Спящая в кошаре (1911)
  • Мираж в степи (темпера, 1912, ГТГ)
  • Вечер в степи (темпера, 1912, ГТГ)
  • Стрижка овец (1912)
  • Дождь в степи (1912)
  • Чайхана (1912)
  • Натюрморт с японской гравюрой (1912)
  • Гадание (1912)
  • Птичий базар (1913)
  • В храме буддистов (1913)
  • Сбор плодов, Азиатский базар (эскизы росписи Казанского вокзала, 1913—1914 гг., неосуществлены)
  • У источника (1919—1920)
  • Узбечка (1920 г.)
  • Птичница (начало 1920-х гг.),
  • Горная Бухара (серия автолитографий, 1923)
  • Туркестан (серия автолитографий, 1923)
  • Парижские комедианты (1924—1925)
  • Табачницы (1926, Краснодарский краевой художественный музей)
  • Отдых пастухов (секко, 1927, Русский музей)
  • Сбор винограда (панно, 1928)
  • Крымский колхоз (панно, 1928)
  • Портрет скульптора А. Т. Матвеева (1928)
  • Мост через реку Зангу (1930)
  • Мать (секко, 1930, ГТГ)
  • Сортировка хлопка (1931, ГТГ)
  • Обработка артикского туфа (1929, ГТГ)
  • Пушбол (1931; ГТГ)
  • Стрижка баранов (77,5 х 81,5, пастель, темпера, холст, Русский музей)

Театральные работы | код

«Сакунтала». Сцена пролога 1914 год, Москва

Работал в области театральной декорации. Зарекомендовал себя как самобытный художник театра («Сакунтала» Калидасы в Камерном театре, 1914, постановка А. Я. Таирова).

Выставки | код

  • Париж (1906)
  • «Голубая роза» (1907)
  • «Мир искусства (1913)
  • Париж (1923)

В 1974 году была проведена выставка работ П. В. Кузнецова в Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева. Для неё было отреставрировано 36 полотен художника. В работах участвовало много известных реставраторов, среди них саратовские реставраторы В. А. Солянов, В. В. Лопатин и группа московских реставраторов под руководством П. И. Баранова.

Крым в творчестве Павла Кузнецова | код

Часть произведений П. В. Кузнецова написана в Крыму. Посмотреть работы Павла Кузнецова из коллекций художественных музеев России, а также произведения других художников, работавших в Крыму, можно на виртуальной выставке «Памятники архитектуры и природные заповедники Крыма в отечественном изобразительном искусстве», объединившей более 500 произведений.

Краткая биография

Вам будет интересно:Холуйская миниатюра: особенности, история и фото

Кузнецов Павел Варфоломеевич родился в семье иконописца Кузнецова Варфоломея Федоровича в 1878 году в городе Саратове. Отец владел живописной мастерской и занимался росписью храмов, писал царские портреты и церковные образа по заказу государственных учреждений. Евдокия Илларионовна, его мать, прекрасно вышивала, любила живопись и музыку. Павел был окружен заботой бабушки Марины и деда Иллариона, живя в их доме с самого рождения. На фото ниже можно увидеть Павла на руках у деда.

В возрасте семи лет будущий художник вместе с мамой впервые сходили в открывшийся в Саратове Радищевский музей. Будучи ребенком, Павел мог часами наблюдать за работой отца. Уже в детском возрасте он приобщился к изобразительному ремеслу.

Вам будет интересно:Чистяков Павел Петрович: биография и творчество художника

Повзрослев, Павел поступил в студию живописи в Саратове, где с 1891 по 1896 годы занимался под руководством художников Г.П. Баракки и В.В. Коновалова.

Известность

Известность пришла к русскому художнику Кузнецову Павлу Варфоломеевичу рано. Ему не было 30 лет, когда его работы были представлены в 1906 году в Париже на знаменитой экспозиции русского искусства, устроенной С.П. Дягилевым. Именно после этой выставки Кузнецов был удостоен чести быть избранным в члены Осеннего Салона. Немногим художникам была предоставлена такая возможность.

Весной 1907 года в Москве проходит выставка символистов «Голубая роза», ее непосредственным инициатором является Кузнецов. На ней были продемонстрированы его работы одноименного толка. Среди 16 участников выставки Кузнецов был законодателем моды вкусов.

Художник сотрудничает в области журнальной графики с известными журналами «Искусство» и «Золотое руно». Совместно с художниками Уткиным, Матвеевым и Лансере Кузнецов оформляет известную виллу Я.Е. Жуковского в в Крыму. На фото Кузнецов Павел Варфоломеевич (слева) и А. Т. Матвеев (1909).

Литература[ | код]

  • Эфрос А. Юбилейный эпилог. П. Кузнецов М.: Русское искусство, 1923. — № 2-3, с. 6.
  • Кузнецов П. Туркестан. 1-я серия рисунков Павла Кузнецова со вступительной статьей художника. — М.: Государственное издательство ГУ, 1923. — 14 листов автолитографий. Тираж 2000 экз.
  • Павел Кузнецов Автолитографии в красках. Горная Бухара. М. Государственное издательство. 1923. 16 с.
  • Выставка картин заслуженного деятеля искусства проф. живописи Павла Кузнецова. Вступительная статья А. Луначарского. М. Изд-во Государственной Третьяковской галереи. 1929. 48 с.
  • Ромм А. Г. П. В. Кузнецов. — М., 1960.
  • Алпатов М. В. П. В. Кузнецов. — М., 1972.
  • Сарабьянов Д. П. Кузнецов. — М.: Советский художник, 1975, с. 19.
  • Мочалов Л. В. Павел Кузнецов: 1878—1968. — Л.: Художник РСФСР, 1979.

Миражи Павла Кузнецова

Елена КНЯЗЕВА

Этот мир — эти горы, долины, моря — Как волшебный фонарь. Словно лампа — заря. Жизнь твоя — на стекло нанесенный рисунок,

Неподвижно застывший внутри фонаря.

Картины киргизского, или степного, цикла «Спящая в кошаре», «Стрижка овец», «Дождь в степи», «Вечер в степи» и другие реалистичны только по названиям. Но на самом деле…

Все, что мы видим, — видимость только одна. Далеко от поверхности мира до дна. Полагай несущественным явное в мире,

Ибо тайная сущность вещей — не видна.

Вероятно, тайную сущность и пытаются увидеть зрители, надолго останавливаясь у лучшего полотна этого цикла «Мираж в степи».

Туманная даль с низким горизонтом, причудливые облака на небе, несколько призрачные женские фигуры — предметные качества «вещей», по словам искусствоведа Д. Сарабьянова, целиком переходят в живописные.

Автор добивается этого, экспериментируя в образной сфере и области художественной выразительности, попросту создает новый язык.

Художник, написавший «Мираж в степи» и другие полотна, — Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878–1968), уроженец Саратова, внук садовника и сын иконописца.

Обратившись к изображению восточного быта, П. Кузнецов сделал его свободным и загадочным, как сама природа.

Мы уйдем без следа — ни имен, ни примет. Этот мир простоит еще тысячи лет. Нас и раньше тут не было — после не будет.

Ни ущерба, ни пользы от этого нет.

Для того чтобы в образах зримого мира передать состояние души, П. Кузнецову и другим членам творческой группы «Голубая роза» нужно было освоить мастерство пленэрной живописи, вкусить плоды импрессионизма и углубиться в зыбкий мир символов. Это было в духе времени. «Перед своим мольбертом, — писал Поль Гоген, — художник не раб ни прошлого, ни настоящего, ни природы, ни своего соседа».

Художники получили право на деформацию изображения природы, чтобы освободить творчество от копирования окружающего мира. Искусство в это время все больше становилось независимым, а художник — шаманом, пользующимся магией природы и повергающим зрителя в транс.

Именно музыка, с ее текучестью, переменчивостью, не застывающими значениями слов, была близка мастерам авангарда, которые стремились уподобить ей свое творчество. По словам французского композитора Клода Дебюсси, только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию.

Художник Э. Делакруа первым заговорил о «музыке картины» и о «магическом аккорде», создаваемом красками. Позже Поль Гоген напишет: «Подумайте также о музыкальном аспекте, который в современной живописи отныне будет принадлежать цвету.

Цвет, имеющий такие же вибрации, как музыка, обладает способностью достигнуть того самого общего и, стало быть, самого смутного, что заложено в природе, — ее внутренней силы». Есть размышления поэта Бодлера о «мелодичности картины».

Симптоматичным можно считать обозначение живописи музыкальными терминами.

В восточных картинах Павла Кузнецова гармония цветовых форм и интервалов создает своеобразную певучесть, чистое звучание волшебно играющих и переливающихся красок.

Музыка живописи П. Кузнецова родственна музыке Клода Дебюсси. Общее в них — сонорное (от лат. sonorus — звучный, шумный) мышление, которое дает возможность изобразить звуки внешнего мира, создает новую звуковую реальность.

Главным выразительным средством в фортепианных прелюдиях Дебюсси «Шаги на снегу», «Туманы», «Паруса», «Затонувший собор», «Ветер на равнине», «Вереск», музыкальном портрете «Девушка с волосами цвета льна» становится не академическое сочетание мелодии и гармонии, а окраска звучания, звучание без определенной высоты, или, говоря музыкальным языком, — тембр. Так рождается магический звук первоистоков музыки. Со времени Дебюсси звуки складываются не в традиционные аккорды и интервалы, а становятся созвучиями.

На полотнах Павла Кузнецова художественный язык, очищенный от схематизма и риторики, также передает ощущение ирреальности. Кажется, если долго смотреть на его картины, можно услышать шорох травы, шум дождя, легкие шаги, тихие хлопоты по хозяйству и другие вечные звуки.

И художник, и композитор незаметно для зрителя балансируют между природой и человеком, не позволяя никому взять верх. В их творчестве нет необузданной стихии, приливов и отливов страстей, как будто природа, выпущенная на волю романтиками, теперь вошла в новое русло.

Конечно, не такое великое и мощное, как микеланджеловское, но если опять-таки прибегнуть к сравнению с музыкой, то здесь звучит не симфонический оркестр, а небольшой камерный ансамбль, который вдохновенно играет музыку будущего.

Стихи Омара Хайяма

Творчество после окончания училища

Окончив в 1904 году МУЖВиЗ, Кузнецов Павел Варфоломеевич определился с символистской ориентацией в творчестве. Зримый мир растворяется в картинах художника, его работы светятся образами-тенями, отражающих неуловимые колебания души. В его трудах особое место занимает круговорот воды, происходящий в излюбленном с детства фонтане. Он переносит свои детские воспоминания на холсты, показывая тему вечного движения жизни. Картины пленят своими красками, настроением грусти и чего-то невысказанного.

Оригинальные приемы работы с темперой позволяют художнику делать разбавленные оттенки цветов, окутывающие образы картины в цветной туман. Наглядная демонстрация этих приемов — в таких картинах, как «Утро» и «Голубой фонтан» (на фото выше), написанные в 1905 году. Это мечты, перелитые в краски. Фигуры без четких очертаний размыты в пространстве картин настолько, что, кажется, они в какой-то миг способны воспарить…

От картин веет романтизмом и волшебством…

Если внимательно присмотреться к картинам выдающегося художника, то можно отметить его оригинальную технику, удивительную композицию и какую-то неземную красоту.

Порою кажется, что изображена полная абстракция, но у Евгения Кузнецова она очень органично и естественно сочетается с реальными образами, что в итоге видна единая целостная композиция, которая имеет свою завершенность! И от нее веет романтизмом и волшебством…

Художник утверждает, что замысел его картин появляется спонтанно: нечто абстрактное и до конца непонятное вдруг соединяется в голове в единую целостную картину, в которой видна сюжетная линия, и в итоге на полотне появляется настоящий шедевр!

Например, как говорит сам Кузнецов, художник, о картине «Дороги пастухов» в интервью, полотно это начиналось с написания вечернего поля. А потом на этом поле как-то сам собой появился пастух… Люди, видевшие эту работу Евгения Кузнецова, утверждают, что слышат звуки флейты пастуха.

И так со многими его работами…

Художник смело экспериментирует, и у него всегда присутствует своя точка зрения на то, чтобы изображать только то, что он сам хочет изобразить, что чувствует его душа в конкретный момент, но не то, что ожидают от него другие. И это здорово!

Творчество

Основные работы

  • Голубой фонтан (темпера, 1905, ГТГ)
  • Утро (темпера, 1905, ГТГ)
  • Рождение (1906)
  • Спящая в кошаре (1911)
  • Мираж в степи (темпера, 1912, ГТГ)
  • Вечер в степи (темпера, 1912, ГТГ)
  • Стрижка овец (1912)
  • Дождь в степи (1912)
  • Чайхана (1912)
  • Натюрморт с японской гравюрой (1912)
  • Гадание (1912)
  • Птичий базар (1913)
  • В храме буддистов (1913)
  • Сбор плодов, Азиатский базар (эскизы росписи Казанского вокзала, 1913—1914 гг., неосуществлены)
  • У источника (1919—1920)
  • Узбечка (1920 г.)
  • Птичница (начало 1920-х гг.),
  • Горная Бухара (серия автолитографий, 1923)
  • Туркестан (серия автолитографий, 1923)
  • Парижские комедианты (1924—1925)
  • Табачницы (1926, Краснодарский краевой художественный музей)
  • Отдых пастухов (секко, 1927, Русский музей)
  • Сбор винограда (панно, 1928)
  • Крымский колхоз (панно, 1928)
  • Портрет скульптора А. Т. Матвеева (1928)
  • Мост через реку Зангу (1930)
  • Мать (секко, 1930, ГТГ)
  • Сортировка хлопка (1931, ГТГ)
  • Обработка артикского туфа (1929, ГТГ)
  • Пушбол (1931; ГТГ)
  • Стрижка баранов (77,5 х 81,5, пастель, темпера, холст, Русский музей)

Театральные работы

«Сакунтала». Сцена пролога 1914 год, Москва

Работал в области театральной декорации. Зарекомендовал себя как самобытный художник театра («Сакунтала» Калидасы в Камерном театре, 1914, постановка А. Я. Таирова).

Выставки

  • Париж (1906)
  • «Голубая роза» (1907)
  • «Мир искусства (1913)
  • Париж (1923)

В 1974 году была проведена выставка работ П. В. Кузнецова в Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева. Для неё было отреставрировано 36 полотен художника. В работах участвовало много известных реставраторов, среди них саратовские реставраторы В. А. Солянов, В. В. Лопатин и группа московских реставраторов под руководством П. И. Баранова.

Крым в творчестве Павла Кузнецова

Часть произведений П. В. Кузнецова написана в Крыму. Посмотреть работы Павла Кузнецова из коллекций художественных музеев России, а также произведения других художников, работавших в Крыму, можно на виртуальной выставке «Памятники архитектуры и природные заповедники Крыма в отечественном изобразительном искусстве», объединившей более 500 произведений.

Новый расцвет таланта

Расцвет его таланта знаменует цикл картин «Киргизской сюиты». Это «Спящая в кошаре», «Стрижка овец», «Вечер в степи» и другие. Колорит красок, сила контрастов, узор композиций картин приобретает выразительную простоту.

Картины степного цикла наделены лирически-проникновенным, поэтическим звучанием. Картины «Чайхана», «В храме буддистов» вызывают у зрителя театральные ассоциации. Кузнецов пишет натюрморты, среди которых выделяется «Натюрморт с японской гравюрой».

Кузнецов Павел Варфоломеевич принимает участие в создании эскизов для декоративного панно «Азиатский базар» и «Сбор плодов», которые украшают Казанский вокзал в Москве. Кузнецов-декоратор работает в стилистике монументального искусства.

Краткая биография

Начал обучение в Саратовском Обществе Изящных искусств в 1891 году. В 1896 покинул студию и поступил в Боголюбовское рисовальное училище, после поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Участвовал в выставках, которые организовывало Московское общество любителей художеств и Московское товарищество любителей художеств, а также организованных Ассоциацией художников революционной России, Союзом русских художников и такими организациями, как «Голубая Роза», «Венок», «Золотое руно». Был преподавателем Московского института изобразительных искусств, Вхутемаса и Вхутеина. В 1928 году стал заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Самые известные работы:

  • «Утро» и «Голубой фонтан» -1905;
  • «Рождение» – 1906;
  • «Дождь в степи», «Вечер в степи», «Мираж в степи», «Чайхана», «Гадание», «Натюрморт с японской гравюрой», «Стрижка овец» -1912;
  • Роспись Казанского вокзала (Эскизы), «В храме буддистов», «Птичий базар» – 1913;
  • «Узбечка», «У источника» — 1920;
  • «Птичница»;
  • «Туркестан», «Горная Бухара» (автолитографии) – 1923;
  • «Парижские комедианты» — 1925;
  • «Отдых пастухов» -1927;
  • «Крымский колхоз», «Сбор винограда», «Обработка артикского туфа» — 1929;
  • Стрижка баранов;
  • 1930 – «Мать», «Мост через реку Зангу»;
  • «Пушбол», «Сортировка хлопка» — 1931.

Чем живет сам художник?

Евгений Кузнецов очень много путешествует по миру. Кроме того что его выставки практически регулярно проходят в разных странах, он еще и просто, так сказать, для вдохновения может съездить в какую-нибудь экзотическую или просто интересную для него страну. Это для того ему необходимо, как утверждает сам художник, чтобы кругозор становился шире и полнее видна была картина мира, что затем, естественно, имеет свое отражение на его полотнах.

А еще Кузнецов, кроме живописи и путешествий, очень большой любитель музыки и умеет даже играть на музыкальных инструментах. В его домашней коллекции есть некоторые из них.

Но подлинное отражение его внутреннего мира — это живописные работы художника Кузнецова! Именно они, как ничто другое, отражают всю его глубокую суть как человека и творца, его отношение к жизни и к людям, к бытию человеческому в целом!

Литература

  • Эфрос А. Юбилейный эпилог. П. Кузнецов М.: Русское искусство, 1923. — № 2-3, с. 6.
  • Кузнецов П. Туркестан. 1-я серия рисунков Павла Кузнецова со вступительной статьей художника. — М.: Государственное издательство ГУ, 1923. — 14 листов автолитографий. Тираж 2000 экз.
  • Павел Кузнецов Автолитографии в красках. Горная Бухара. М. Государственное издательство. 1923. 16 с.
  • Выставка картин заслуженного деятеля искусства проф. живописи Павла Кузнецова. Вступительная статья А. Луначарского. М. Изд-во Государственной Третьяковской галереи. 1929. 48 с.
  • Ромм А. Г. П. В. Кузнецов. — М., 1960.
  • Алпатов М. В. П. В. Кузнецов. — М., 1972.
  • Сарабьянов Д. П. Кузнецов. — М.: Советский художник, 1975, с. 19.
  • Мочалов Л. В. Павел Кузнецов: 1878—1968. — Л.: Художник РСФСР, 1979.

Несколько слов о его жизни

Биография художника Кузнецова началась в городе Ставрополе, который расположен на Севере Кавказа. Это прекрасное и очень живописное место на территории России. А также сам город имеет очень интересную историю своего основания и дальнейшего развития.

Скорее всего, и место рождения также сыграло большую роль в становлении Евгения Кузнецова как художника! Ведь говорят же, что все, что окружает человека с младенческих лет, – и люди, и природа, и атмосфера местности, в которой живет и развивается человек, – все это имеет потом огромнейшее влияние на становление его личности, развитие его индивидуальности, на его творчество.

Итак, родился Евгений Кузнецов в 1960 году, 1 января.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: