О картине из Пушкинского музея
Дата создания: 1645-1647
Размеры: 77 х 67 см
Техника: холст, масло
Где расположена картина: Пушкинский музей (ГМИИ имени Пушкина) – Волхонка, 12
Главное здание. 1 этаж. Зал #10 “Рембрандт и его школа”
Провенанс картины: Передана в Пушкинский музей из Румянцевского музея Москвы
Карел Фабрициус. “Гера, скрывающаяся у Океана и Тефии” 1645-47. Пушкинский музей Москвы (ГМИИ)
В Пушкинском музее картина Карела Фабрициуса расположена в постоянной экспозиции на первом этаже Главного здания, в зале Голландской живописи.
На картине изображена молодая женщина, которая прилегла на берегу водоема. Рядом с ней брошен соломенный зонт… Не подумайте, что картина изображает обычную сцену из жизни – это иллюстрация одного из древнегреческих мифов. Женщина, изображенная на картине — богиня Гера, жена Зевса-громовержца.
Когда Зевс вступил в борьбу со своим отцом Кроносом за власть над миром, Гера спряталась у титана по имени Океан и его жены Тефии — именно этот момент и запечатлел художник. Одержав победу, Зевс забрал Геру с собой на Олимп, а благодарная богиня считала Океана и Тефию своими вторыми родителями и нередко мирила супругов, которые то и дело ссорились в своем дворце, расположенном на самом краю света.
“Агарь и ангел”. Карел Фабрициус. Выставка Лейденской коллекции в ГМИИ и Эрмитаж. 2020 год
В 2020 году одна из работ Карела Фабрициуса была представлена в Москве и Санкт-Петербурге в рамках выставки знаменитой частной Лейденской коллекции – . Посетителям представили полотно «Явление ангела Агари»
Трагическая гибель Фабрициуса
Фабрициус трагически погиб в 32 года. Это произошло по совершенно независящим от него причинам.
На случай внезапного вторжения в каждом голландском городе находился пороховой склад. В октябре 1654 года произошёл несчастный случай. Этот склад взлетел на воздух. А вместе с ним и треть города.
Фабрициус в это время работал над портретом в своей мастерской. Там же находилось много других его работ. Он был ещё молод, и работы не так активно продавались.
Лишь 10 работ уцелели, так как были на тот момент в частных коллекциях. В том числе и «Щегол».
Эгберт Ван дер Пул. Вид Делфта после взрыва. 1654 г. Национальная лондонская галерея
Если бы не внезапная смерть, уверена, что Фабрициус сделал бы ещё немало открытий в живописи. Может, он бы ускорил развитие искусства. А может, оно пошло бы немного другим путем. Но не сложилось…
А «Щегла» Фабрициуса никогда не крали из музея, как описано в книге Донны Тартт. Он благополучно висит в галерее Гааги. Рядом с работами Рембрандта и Вермеера.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Ян Вермеер и его «Женщина»
Полотен Фабрициуса в Метрополитен нет. Зато там есть работы его ученика — Яна Вермеера. Вермееру судьбой уготовано было стать художником — его отец занимался торговлей шелками и картинами. Вермеер и сам стал отменным художником и ткани на всех своих картинах выписывал с особой любовью. Взгляните на его «Молодую женщину с кувшином воды». Сюжет невероятно прост. Но как выписаны детали! Можно разглядывать и шляпки гвоздей в спинке стула, и сложную фактуру покрывала на столе (покрывало вместо обычной полотняной скатерти — признак зажиточности семьи), и горящую медь кухонной утвари. И даже стена не белая — в ней художник соединил множество оттенков, до миллиметра выверив каждый штрих и нюансы падения света.
Ян Вермеер, «Молодая женщина с кувшином воды», 1660-1662 гг.
Ян Вермеер. Картины и биография →
Трагическая гибель Фабрициуса
Фабрициус трагически погиб в 32 года. Это произошло совершенно по независящим от него причинам.
На случай внезапного вторжения в каждом голландском городе находился пороховой склад. И вот в октябре 1654 года произошёл несчастный случай. Этот склад взлетел на воздух. А вместе с ним и треть города.
Фабрициус в это время работал над портретом в своей мастерской. Там же находилось много других его работ. Он был ещё молод, и работы ещё не так активно продавались.
Лишь 10 работ уцелели, так как были на тот момент в коллекциях их владельцев. В том числе «Щегол».
А «Щегла» Фабрициуса никогда не крали из музея, как описано в книге Донны Тартт. Он благополучно висит в музее Гааги. Рядом с работами Рембрандта и Вермеера.
Жан Луи Давид и его Сократ
Жан Луи Давид — тот самый случай, когда политика и искусство оказываются вещами совместимыми. Сперва он стал соратником Робеспьера и Марата, без колебаний отдал свой голос за казнь Людовика XIV. Что не помешало ему через некоторое время так же пылко поддерживать ставшим императором Наполеона и заслужить звание «первого художника Франции». Его полотна играли ту же роль, что агитплакаты Маяковского после революции. Вроде, искусство, однако очень идеологизированное. И сюжет для полотна «Смерть Сократа» он выбрал неслучайно. Несправедливо осужденный Сократ предпочел выпить чашу с ядом, а не оправдываться перед врагами. Он обращается к ученикам с прощальным словом, а рука уже тянется к чаше. Но — застыла в нескольких миллиметрах. Увлеченный общением с учениками, он будто забыл о смерти. По замыслу Давида, французы, глядя на это полотно, должны были укреплять свой дух и идти до конца в борьбе, не страшась смерти.
Жак Луи Давид, «Смерть Сократа». 1787 г.
Описание [ править ]
До реставрации 2003 г.
Щегол — это картина маслом на панели размером 33,5 на 22,8 см (13,2 на 9,0 дюйма), которая сейчас находится в коллекции Маурицхёйса в Гааге , Нидерланды. Детали его физической структуры стали известны, когда он был восстановлен в 2003 году. Поскольку краска на основе свинца ограничивала эффективность традиционных рентгеновских лучей и инфракрасного излучения , главный консерватор Йорген Вадум использовал компьютерный томограф для цифрового удаления слоя краски. и посмотрите, что было внизу. Панель, на которой она нарисована, имеет толщину 8–10 миллиметров (0,31–0,39 дюйма), что нетипично для небольшой картины и указывает на то, что раньше она могла быть частью большего куска дерева. Доказательством этого являются остатки деревянной булавки, свидетельствующие о том, что оригинальные доски были соединены дюбелями и клеем. До того, как картина была обрамлена, у картины была 2-сантиметровая черная рамка, на которой располагалась позолоченнаяпозже рама была закреплена десятью гвоздями, расположенными на одинаковом расстоянии. Гвозди не доходили до задней части панели, поэтому нет никаких доказательств обратной стороны изображения. Рамку впоследствии удалили, оставив только остаточную полосу зеленоватого соединения меди. Затем Фабрициус расширил белый фоновый пигмент до правого края, перекрасил подпись и добавил нижний окунь. Наконец, оставшиеся черные края были закрашены белым.
На задней стороне панели есть четыре отверстия для гвоздей и шесть других отверстий в верхней части, что предполагает два различных метода подвешивания панели в разное время. Историк искусства Линда Стоун-Ферье предположил , что панель может быть либо прикреплена к внутренному косяку окна или была шарнирным защитным чехлом для другого настенным картины.
Во время консервации было обнаружено, что на поверхности картины были многочисленные небольшие вмятины, которые, должно быть, образовались, когда краска еще не была полностью высохла, поскольку не было трещин. Не исключено, что легкие повреждения были нанесены взрывом, убившим его создателя. Реставрация удалила старый желтый лак и сохранила оригинальные тона, описанные искусствоведом Теофилем Торе-Бюргером в 1859 году как mur blême и lumineuse couleur («бледная стена» и «яркий цвет»).
Анализ
Карел Фабрициус был одним из самых талантливых учеников Рембрандта . Следуя наставлению своего хозяина «следовать природе», он попытался создать как можно более яркую иллюзию. Этот удивительно реалистичный щегол является примером такой попытки иллюзионистской живописи.
Побеленная, залитая светом стена, окружающая птицу, — это отход от темного фона, который голландские художники, такие как Рембрандт и Хальс, использовали для драматизации персонажа на переднем плане. Краски Fabritius вдохновлены тем, как свет определяет цвета и формы. Он пытается приблизиться к способу формирования поля зрения человека с помощью крошечных градаций оптических стимулов. Свет подчеркивается на полукруглой планке окуня, на лапках птицы и кольцах металлической цепочки благодаря очень тонким линиям белого пигмента. Чтобы воспроизвести тень от птичьего крыла, художник провел круглым концом кисти по еще влажной краске. Смесь цветов , используемых для смутного и завуалированного тени , отбрасываемой на стене Птица предвосхищает восприятие света и некоторых технических французских художников импрессионистов и постимпрессионистов в XIX — го века.
Угол обзора предполагает, что он был нарисован так, чтобы его было видно снизу, как птичья клетка, висящая высоко на стене.
Рубенс и его «Венера»
Питер Пауль Рубенс творил, как бы теперь сказали, в стиле «бодипозитива». На сюжет из «Метаморфоз» Овидия он написал несколько полотен. Одно из них хранится у нас в Эрмитаже. Версия, представленная в Метрополитен, достаточно сильно отличается. Венера такая же пышнотелая и так же жаждет отдать себя простому смертному, в которого влюбилась без памяти. Но Адонис — нет, его явно больше манит охота. И собаки уже устремлены вперед, вытянулись, будто чуют добычу. Кажется: залают — и оттолкнет Адонис богиню, к бедру которой протянул было руку.
Питер Пауль Рубенс, «Венера и Адонис». 1630 г.
Где прятали Рубенса? Российские музеи находят у себя редкие шедевры →
В чем необычность «Щегла»
К светлой, голой стене прикреплен птичий насест. На верхней перекладине сидит щегленок. Он — птичка невольная. К его лапке прикреплена цепочка, которая не даёт ему как следует взлететь.
Щеглы были излюбленными питомцами в Голландии в XVII веке. Так как их можно было обучить пить воду, которую они зачерпывали маленьким ковшиком. Это развлекало скучающих хозяев.
«Щегол» Фабрициуса принадлежит к так называемым картинам-обманкам. Они были очень популярны в то время в Голландии. Это было тоже развлечением для владельцев картины. Поражать ее 3D-эффектом своих гостей.
Но в отличие от многих других обманок того времени, у работы Фабрициуса есть одно существенное отличие.
Посмотрите на птичку в приближении. Что необычного вы в ней видите?
Широкие, небрежные мазки. Они как бы не до конца прорисованы, что создаёт иллюзию оперения.
В некоторых местах краска слегка растушевана пальцем, а на головке и грудке лежат еле различимые пятна сиреневатой краски. Все это создаёт эффект расфокусировки.
Ведь птичка по идее живая, и почему-то Фабрициус решил написать ее не в фокусе. Как будто птичка шевелится, и от этого изображение слегка размазывается. Чем Вам не импрессионизм?
Но о фотокамере тогда не знали и о таком эффекте снимка тоже. Однако художник интуитивно почувствовал, что это сделает изображение более живым.
Это очень отличает Фабрициуса от его современников. Особенно специализировавшихся на обманках. Они, наоборот, были уверены, что реалистичное — значит четкое.
Посмотрите на типичную обманку художника Ван Хогстратена.
Если мы приблизим изображение, четкость останется. Все мазки спрятаны, все предметы выписаны тонко и очень аккуратно.
В чем необычность «Щегла»
К светлой, голой стене прикреплен птичий насест. На верхней перекладине сидит щегленок. Он – птичка невольная. К его лапке прикреплена цепочка, которая не даёт ему как следует взлететь.
Щеглы были излюбленными питомцами в Голландии в 17 веке. Так как их можно было обучить пить воду, которую они зачерпывали маленьким ковшиком. Это развлекало скучающих хозяев.
«Щегол» Фабрициуса принадлежит к так называемым картинам-обманкам. Они были очень популярны в то время в Голландии. Это было тоже развлечением для владельцев картины. Поражать ее 3D-эффектом своих гостей.
Но в отличие от многих других обманок того времени, у работы Фабрициуса есть одно существенное отличие.
Посмотрите на птичку в приближении. Что необычного вы в ней видите?
Широкие, небрежные мазки. Они как бы не до конца прорисованы, что создаёт иллюзию оперения.
В некоторых местах краска слегка растушевана пальцем, а на головке и грудке лежат еле различимые пятна сиреневатой краски. Все это создаёт эффект расфокусировки.
Ведь птичка по идее живая, и почему-то Фабрициус решил написать ее не «в фокусе». Как будто птичка шевелится и от этого изображение слегка размазывается. Чем Вам не импрессионизм?
Но о фотокамере тогда не знали и о таком эффекте снимка тоже. Однако художник интуитивно почувствовал, что это сделает изображение более живым.
Это очень отличает Фабрициуса от его современников. Особенно специализировавшихся на обманках. Они, наоборот, были уверены, что реалистичное – значит четкое.
Посмотрите на типичную обманку художника Ван Хогстратена.
Если мы приблизим изображение, то четкость останется. Все мазки спрятаны, все предметы выписаны тонко и очень аккуратно.
Эль Греко и его «Толедо»
Эль Греко — прозвище, ставшее узнаваемее имени. «Грек» — потому что родился на греческом острове Крит. Но всю жизнь прожил в испанском Толедо. И прославил его тоже на всю жизнь. Потому что «Вид на Толедо», во-первых, один из двух сохранившихся пейзажей Эль Греко. А во-вторых — чуть ли не первый в истории живописи пейзаж как самостоятельное произведение (до этого считалось, что пейзаж может быть лишь фоном для основного сюжета). Правда, точностью расположения объектов Эль Греко особо себя не утруждал — так, дворец Алькасар и Толедский собор видны одинаково хорошо, тогда как в реальности колокольня собора скрывается за замком. Но такую вольность зрители ему простили, зачарованные невероятным сочетанием свинцовых, зеленоватых и синих тонов.
«Вид Толедо», Эль Греко, 1596-1600 гг.
Обратите внимание:
→Некоторые недобросовестные интернет-галереи или мастерские, выкладывают фото наших художников, а также выполненных работ, выдавая их за свои, вводя тем самым в заблуждения заказчиков. Проверяйте информацию о художниках. →В большинстве предложений, «мастерские» печатают живопись на холсте и подкрашивают красками, выдавая такой «шедевр» за ручной труд. Чтобы этого избежать, требуйте фотофиксацию поэтапного ведения работы. →Небольшая цена за огромный формат, короткие сроки исполнения, явно указывают это раскрашенный «принт»! →Анонимность художника, отсутствие портфолио выполненных картин, с обещаниями работы «музейного качества», гарантирует одно, что это будет печать под видом «настоящей ручной работы». →Если вы заказали копию ручной работы в мастерской, где есть услуга печать на холсте, ожидая что вам её напишет художник, результат будет один, её распечатают и поверх печати распишут красками, а заплатите как за «настоящую живопись» ручной работы. →Низкая цена копии картины, указывает на исполнение непрофессиональным художником.
Художник [ править ]
Автопортрет Фабрициуса ок. 1645
Карел Питерс Фабрициус родился в 1622 году в Мидденбемстере в Голландской республике . Сначала он работал плотником. Его отец и его братья Барент и Йоханнес были художниками, и, хотя формально не было художественного образования, способности Фабрициуса позволили ему занять место в студии Рембрандта в Амстердаме . Переезд в Амстердам произошел в 1641 году, в том же году Фабрициус женился на своей первой жене, происходившей из обеспеченной семьи. После ее смерти в 1643 году он вернулся в Мидденбимстер, где жил до начала 1650-х годов, а затем в Делфт , где он вступил в Гильдию Святого Луки в 1652 году.
Фабрициус умер в возрасте 32 лет, пойманный в результате взрыва порохового магазина в Делфте 12 октября 1654 года, в результате которого погибло не менее 100 человек и разрушена четверть города , включая его студию и многие из его картин. Известно, что немногие из его работ сохранились. По словам его биографа, Арнольда Хубракена , ученик Фабрициуса Маттиас Спурс и церковный дьякон Саймон Декер также погибли в результате взрыва. Щегол был нарисован в год смерти Фабриция.
Работы Фабрициуса были хорошо оценены его современниками , а его стиль оказал влияние на других известных голландских художников того периода, включая Питера де Хоха , Эмануэля де Витте и Йоханнеса Вермеера . Вермеер, который также жил в Делфте, в частности, использовал похожие бледные, изношенные стены, освещенные ярким солнечным светом, и было высказано предположение, что он был учеником Фабрициуса, хотя реальных доказательств этого утверждения нет.
Картина щегол карела фабрициуса история
«Тут только биениекрошечного сердечка…» (Донна Тартт «Щегол»)
Современная американская писательница Донна Тартт выпускает по одному роману в 10 лет. Когда ей было 30 лет – вышла «Тайная история», в 40 лет она написала «Маленького друга», а в 50 – роман «Щегол».
Карел Фабрициус был одним из самых талантливых учеников Рембрандта и учителем Вермеера. Из всего творческого наследия Карела Фабрициуса сохранилось чуть более десяти работ.
Картина «Щегол» была написана К.Фабрициусом в 1654 году, и в этом же году 32-летний художник погиб при взрыве пороховых складов, разрушившем целый квартал города Делфт. Погибли при этом и почти все работы художника, а вот «Щегол», находящийся в одной из частных коллекций, сохранился.
Почему писательница обратилась к данной картине, нам неведомо. Но название ее она вынесла в заглавие своей книги, тем самым подогрев интерес к Карелу Фабрициусу и его «Щеглу».
Вот так Донна Тартт, сделав полноправным героем своего романа малоизвестную картину голландского художника, вдохнула в нее новую жизнь.
«Все сложилось бы куда лучше, останься она жива…»
Во время взрыва в нью-йоркском музее погибает единственный близкий человек 13-летнего Теодора – мама. Оглушенный взрывом, испуганный подросток выносит из музея случайно оказавшуюся у него в руках картину К. Фабрициуса «Щегол», а потом у него не хватает смелости в этом признаться. И на долгие 14 лет картина К.Фабрициуса «Щегол» станет постоянным спутником Тео и немым свидетелем его одиночества, неприкаянности, взросления, попыток найти себе семью и друзей.
«…хотя в том, что произошло со мной после этого, виноват только я, все же, потеряв ее, я потерял и всякий ориентир, который мог бы вывести меня в какую-то более счастливую … жизнь»
Подросток вынужден жить в чужих домах и чужих семьях.
В богатой и титулованной семье одноклассника Энди Барбура, «где хоть в целом все были ко мне добры, но я вечно то терялся в толчее, то становился мишенью для неловких церемонных вопросов».
В семье беспутного отца: «жить с ними было все равно, что жить с соседями, с которыми не особенно ладишь».
Уютнее всего Тео чувствовал себя у антиквара Хоби: « я мог иногда ускользнуть прямиком в 1850-е, в мир, где тикают часы и скрипят половицы…»
Картина все время с Тео, а власти считают ее уничтоженной взрывом. И вот уже в голову ребенка закрадывается мысль о возможности, если понадобиться, ее продать.
Но у Судьбы картины и взрослеющего мальчишки другие планы. И завертит Тео Декера жизнь не по-детски: дружба с неблагополучным Борисом, пьянки, наркотики, мошенничество… И вдруг оказывается, что «Щегла» выкрали и его нужно спасать. И снова приключения, перестрелки, убийство, и как результат – наш герой в канун Рождества прячется в отеле Амстердама и от полиции, и от бандитов…
Роман «Щегол» Донны Тартт сравнивают с романами Диккенса. Действительно, и по накалу страстей, и по любовно выписанным персонажам, и по счастливой рождественской концовке, и даже по объему, он очень напоминает Диккенса.
Тартт не скрывает своей любви к Диккенсу, говорит о жадном, счастливом чтении его романов. О ее книгах можно сказать то же самое.
В романе «Щегол» много интересной информации о картинах, художниках, размышлений об искусстве живописи и искусстве реставрации. Возникает желание расширить границы своих знаний в этих областях, почитать что-то еще на заданную тему, увидеть воочию шедевры голландской живописи.
«Щегол» Фабрициуса. Картина забытого гения
«Он (Фабрициус) был учеником Рембрандта и учителем Вермеера… И это крошечное полотно (картина «Щегол») — то самое недостающее звено между ними».
Цитата из романа Донны Тартт «Щегол» (2013 г.)
До выхода в свет романа Донны Тартт мало, кто знал такого художника, как Фабрициус (1622-1654 гг.) А тем более его маленькую картину «Щегол» (33 х 23 см).
Но именно благодаря писательнице мир вспомнил его. И заинтересовался его картиной.
Фабрициус жил в Нидерландах в 17 веке. В Золотой Век голландской живописи. При этом был очень талантлив.
Но о нем забыли
Это искусствоведы считают его важной вехой в развитии искусства и пылинки сдувают с «Щегла». А обычные люди, и даже любители живописи мало, что о нем знают
Так почему же так произошло? И что особенно в этом маленьком «Щегле»?
Художник
Автопортрет Фабрициуса ок. 1645
Карел Питерс Фабрициус родился в 1622 году в Мидденбемстере в Голландской республике . Сначала работал плотником. Его отец и его братья Барент и Йоханнес были художниками, и, хотя формально не было художественного образования, способности Фабрициуса позволили ему занять место в студии Рембрандта в Амстердаме . Переезд в Амстердам произошел в 1641 году, в том же году Фабрициус женился на своей первой жене, происходившей из обеспеченной семьи. После ее смерти в 1643 году он вернулся в Мидденбимстер, где жил до начала 1650-х годов, а затем в Делфт , где он вступил в Гильдию Святого Луки в 1652 году.
Фабрициус умер в возрасте 32 лет, застигнутый 12 октября 1654 года, в результате которого погибло не менее 100 человек и разрушена четверть города, включая его студию и многие из его картин. Известно, что немногие из его работ сохранились. По словам его биографа, Арнольда Хубракена , ученик Фабрициуса Маттиас Спурс и церковный дьякон Саймон Деккер также погибли в результате взрыва. Щегол был написан в год смерти Фабрициуса.
Работы Фабрициуса были хорошо оценены его современниками, и его стиль оказал влияние на других известных голландских художников того периода, включая Питера де Хоха , Эмануэля де Витте и Йоханнеса Вермеера . Вермеер, который также жил в Делфте, в частности, использовал похожие бледные изношенные стены, освещенные ярким солнечным светом, и было высказано предположение, что он был учеником Фабрициуса, хотя реальных доказательств этого утверждения нет.
Описание
До реставрации 2003 г.
Щегол является картина маслом на панель размером 33,5 на 22,8 см (13,2 на 9,0 дюйма), сейчас в коллекции Маурицхейс в Гаага, Нидерланды. Детали его физического строения стали известны, когда он был восстановлен в 2003 г. Поскольку краска на основе свинца ограничивала эффективность традиционных Рентгеновские лучи и инфракрасный, главный консерватор Йорген Вадум использовал Компьютерный томограф чтобы в цифровом виде удалить слой краски и посмотреть, что находится под ним.Панель, на которой она нарисована, имеет толщину 8–10 миллиметров (0,31–0,39 дюйма), что нетипично для небольшой картины и указывает на то, что раньше она могла быть частью большего куска дерева. Доказательством этого являются остатки деревянной булавки, свидетельствующие о том, что оригинальные доски были соединены дюбеля и клей. До того, как картина была обрамлена, у картины была черная рамка шириной 2 см (0,79 дюйма), на которой позолоченный позже рама была закреплена десятью гвоздями, расположенными на одинаковом расстоянии. Гвозди не доходили до задней части панели, поэтому нет никаких доказательств обратной стороны изображения. Рамку впоследствии удалили, оставив только остаточную полосу зеленоватого соединения меди. Затем Фабрициус расширил белый фоновый пигмент до правого края, перекрасил подпись и добавил нижний окунь. Наконец, оставшиеся черные края были закрашены белым.
На задней стороне панели есть четыре отверстия для гвоздей и шесть других отверстий в верхней части, что позволяет предположить два различных метода подвешивания панели в разное время. В историк искусства Линда Стоун-Феррье предположила, что панель могла быть прикреплена либо к внутренней косяк окна или были навесной защитной крышкой для другой настенной картины.
Во время консервации было обнаружено, что на поверхности картины были многочисленные небольшие вмятины, которые, должно быть, образовались, когда краска еще не была полностью высохла, так как не было трещин. Не исключено, что легкие повреждения были нанесены взрывом, убившим его создателя. Реставрация удалила старый желтый лак и показала первоначальные тона, описанный искусствовед Теофиль Торе-Бюргер в 1859 г. Mur Blême и lumineuse couleur («бледная стена» и «яркий цвет»).
Происхождение [ править ]
Теофиль Торе-Бюргер, Надар, между 1853 и 1869 годами.
Щегол был утерян и неизвестен более двух столетий, прежде чем он впервые обнаружился в 1859 году. Теофиль Торе-Бюргер , который помог восстановить репутацию Вермеера , нашел его в коллекции бывшего голландского армейского офицера и коллекционера. Шевалье Жозеф-Гийом-Жан Камберлин в Брюсселе. Впоследствии он был передан Торе-Бюргеру наследниками шевалье в 1865 году, а он, в свою очередь, завещал его вместе с остальной частью своей коллекции своей компаньонке Аполлин Лакруа в 1869 году три лет спустя после его первой публичной выставки в Париже в 1866 году.
Он был продан Этьену-Франсуа Аро, художнику, реставратору и торговцу произведениями искусства за 5500 франков на аукционе Hôtel Drouot в Париже 5 декабря 1892 года, а затем приобретен для Маурицхёйс его куратором и коллекционером Абрахамом Бредиусом. за 6200 франков на продаже коллекции Эмиля Мартине, также в Hôtel Drouot, 27 февраля 1896 года. Помимо «Щегла» , коллекция Мартине включала работы, приписываемые другим известным художникам, таким как Рембрандт, Гойя , Стин , Коро и Ла Пифонисс, работа, предположительно приписываемая брату Фабриция, Баренту.
Картина сейчас находится в коллекции Маурицхёйса в Гааге.
Описание
До реставрации 2003 г.
Щегол — это картина маслом на панели размером 33,5 на 22,8 см (13,2 на 9,0 дюйма), которая сейчас находится в коллекции Маурицхёйса в Гааге , Нидерланды. Детали его физической структуры стали известны, когда он был восстановлен в 2003 году. Поскольку краска на основе свинца ограничивала эффективность традиционных рентгеновских лучей и инфракрасного излучения , главный реставратор Йорген Вадум использовал компьютерный томограф, чтобы в цифровом виде удалить слой краски и посмотреть, что находится под ним. Панель, на которой она нарисована, имеет толщину 8–10 миллиметров (0,31–0,39 дюйма), что нетипично для небольшой картины и указывает на то, что раньше она могла быть частью большего куска дерева. Доказательством этого являются остатки деревянной булавки, свидетельствующие о том, что оригинальные доски были соединены дюбелями и клеем. До того, как картина была обрамлена, у картины была 2-сантиметровая черная рамка, к которой позже была прикреплена позолоченная рамка с помощью десяти гвоздей, расположенных на одинаковом расстоянии. Гвозди не доходили до задней части панели, поэтому нет никаких доказательств обратной стороны изображения. Рамку впоследствии удалили, оставив только остаточную полосу зеленоватого соединения меди. Затем Фабрициус расширил белый фоновый пигмент до правого края, перекрасил подпись и добавил нижний окунь. Наконец, оставшиеся черные края были закрашены белым.
На задней стороне панели есть четыре отверстия для гвоздей и шесть других отверстий в верхней части, что предполагает два различных метода подвешивания панели в разное время. Историк искусства Линда Стоун-Ферье предположил , что панель может быть либо прикреплена к внутренному косяку окна или была шарнирным защитным чехлом для другого настенным картины.
Во время консервации было обнаружено, что на поверхности картины были многочисленные небольшие вмятины, которые, должно быть, образовались, когда краска еще не была полностью высохла, поскольку не было трещин. Не исключено, что легкие повреждения были нанесены взрывом, убившим его создателя. Во время реставрации был удален старый желтый лак и сохранены исходные тона, описанные искусствоведом Теофилем Торе-Бюргером в 1859 году как mur blême и lumineuse couleur («бледная стена» и «яркий цвет»).
Предмет
А Европейский щегол (Carduelis carduelis)
На картине изображен в натуральную величину. Европейский щегол (Carduelis carduelis) на кормушке — контейнер синего цвета с крышкой, заключенный в два деревянных полукольца, прикрепленных к стене. Птица сидит на верхнем кольце, к которому ее лапа привязана тонкой цепочкой. Картина подписана и датирована «С фабритивс 1654» внизу.
Щегол — широко распространенная и обычная птица, питающаяся семенами, в Европе, Северной Африке, а также в Западной и Центральной Азии. Как красочный вид с приятной щебечущей песней и связанной с ней верой в то, что она приносит здоровье и удачу, он был одомашнен не менее 2000 лет.Плиний записал, что его можно научить трюкам, а в 17 веке стало модным обучать щеглов черпать воду из миски с миниатюрным ведром на цепи. Голландское название картины — прозвище птицы. путтертье, который относится к этому обычаю и является уменьшительным эквивалентом слова «черпать воду», старого Норфолк название для птицы.
Щегол часто появляется на картинах не только из-за его красочного внешнего вида, но и из-за его символического значения. Плиний связывал птицу с плодородием, а присутствие гигантского щегла рядом с обнаженной парой в Сад земных наслаждений триптих более ранним голландским мастером Иероним Босх возможно, относится к этой вере.
Около 500 эпоха Возрождения На религиозных картинах, в основном итальянских художников, изображена птица, в том числе Леонардо да Винчи Мадонна Литта (1490–1491), Рафаэля Мадонна Щегла (1506) и Пьеро делла Франческа Рождество (1470–1475) В Средневековый Христианство, ассоциация щегла со здоровьем символизирует Искупление, и его привычка питаться семенами колючего чертополохвместе с его красным лицом предвещали распятие Иисуса, где птица предположительно была забрызгана кровью при попытке удалить терновый венец. Многие из этих религиозных картин были созданы в середине четырнадцатого века, в то время как Черная смерть пандемия охватили Европу.