Олимпиада по литературе для 5, 6, 7, 8 и 9 классов октябрь 2021

Задержки на подъеме

Планировалось, что два старших шерпа (сирдара) Лапсанг и Роба выйдут на штурм на два часа раньше всех остальных и провесят веревочные перила у основания Южной Вершины. Но у Лапсанга проявились признаки горной болезни, и он никак не мог прийти в себя. Работой пришлось заняться гидам Бейдлману и Букрееву. Это вызвало сильную задержку.

Но даже если бы весь путь был должным образом подготовлен, это не уберегло бы восходителей от неизбежных задержек: в тот день к вершине Эвереста рвались сразу 34 альпиниста, что вызвало настоящие пробки на подъеме. Восхождение сразу трех больших групп альпинистов в один день – это еще одна ошибка. Вы бы точно не хотели ждать своей очереди на подъем на высоте 8500 метров, дрожа от усталости и пронизывающего ветра. Но руководители групп решили, что большой толпой из гидов и шерпов им легче будет справиться с глубоким снегом и сложным маршрутом.

Спасение Бека Уизерса.

Роб Холл, Даг Хансен, Энди Харрис. Гибель

Последними с вершины спускались Роб Холл со своим старым клиентом Дагом Хансеном. Во время спуска Холл связался по рации со своим лагерем и попросил помощи, сообщив, что Хансен потерял сознание на высоте 8780 метров, но все еще жив. С Южной вершины им навстречу выходит гид «Консультантов по приключениям» Энди Харрис, чтобы доставить кислород и помочь на спуске.

Утром 11 мая упорный Роб Холл все еще боролся за свою жизнь. В 4:43 утра он связался с базовым лагерем и сообщил, что находится около Южной вершины. Он сказал, что Харрису удалось добраться до них, но Хансен очень плох, а у самого Холла обледенел регулятор кислородного баллона, и он не может подсоединить его к маске.

В 5:31 Холл снова выходит на связь и говорит, что «Дага уже нет», а Харрис куда-то пропал, и ему по-прежнему не удается совладать со своей маской. Роб Холл постоянно интересуется, где его клиенты Уизерз и Намба, и почему их до сих пор нет в лагере. К 9:00 утра Холлу удалось наладить подачу кислорода, но он уже страдал от крайней степени обморожения. Он снова вышел на связь и попросил соединить его со своей женой Джэн Арнольд в Новой Зеландии. Это был последний человек, с кем он разговаривал, больше на связь Холл не выходил.

Его тело нашли через двенадцать дней участники экспедиции IMAX. Но тела Харриса и Хансена найти не удалось. Их судьба так и осталась неизвестной.

В экспедиции Скотта Фишера «Горное безумие» остались в живых все, кроме самого Фишера, который подорвал здоровье из-за сильной нагрузки во время экспедиции и погиб во время спуска с вершины. Шесть клиентов, два инструктора — Бейдлман и Букреев — и четыре шерпа взошли на вершину и вернулись живыми.

Экспедиция Роба Холла «Консультанты по приключениям» понесла большие потери: погибли сам Холл и его старый клиент Даг Хансен, замерзшие при спуске, инструктор Энди Харрис, вышедший им на помощь снизу, и японка Ясуко Намба, которая потерялась вместе с другими альпинистами на подходе к четвертому лагерю. Через год Букреев нашел ее тело и извинился перед мужем за то, что ему не удалось спасти ее. Такие истории заставляют нас помнить, что не все можно купить, и для того, чтобы делать действительно стоящие вещи, нужно усердно готовиться и тщательно продумывать все мелочи. Но даже в таком случае матушка-природа легко может нарушить ваши планы и в пять минут низвергнуть вас с вершины мира в пучину небытия.

Личная жизнь Георгия Юматова

На момент знакомства со своей первой и единственной любовью Юматов был начинающим актёром. Личная жизнь Георгия Александровича всегда крутилась вокруг одной женщины. С Музой Крепкогорской актёр познакомился во время съёмок в картине «Молодая гвардия». Весёлая, обаятельная и общительная блондинка навсегда покорила сердце Юматова. Молодые люди поженились в 1947 году. При этом их свадьба была довольно шикарной. На торжестве присутствовало 40 гостей.

С Музой Крепкогорской в фильме «Пути и судьбы»

У Музы были дворянские корни: её отец когда-то аккомпанировал великому Шаляпину. Когда наступили 30-е годы, музыкант ждал, что за ним непременно придут сотрудники НКВД. Эти мысли настолько пожирали отца Музы изнутри, что он совершил суицид. Семья Крепкогорских оказалась в сложной ситуации. Муза пошла работать лаборанткой. В те времена она мечтала, что станет знаменитой и востребованной актрисой. В погоне за мечтой девушка поступила во ВГИК.

Муза Крепкогорская навсегда покорила сердце Георгия Юматова

Будучи студенткой, она получила предложение сняться в картине «Молодая гвардия». По мнению режиссёра Муза отлично подходила на роль предательницы Лазаренко. Как потом призналась Крепкогорская, она считала, что её биография пошла под откос именно после этой роли. Девушка хотела сыграть Любку Шевцову, но на это место утвердили Инну Макарову.

Кадр из фильма «Молодая гвардия»

Георгий был без памяти влюблён в свою молодую супругу. Он потакал всем её прихотям, исполнял любые желания. Режиссёры часто приглашали Юматова в своих картины, но он снимался только с женой. Девушка любила дорогую одежду, коллекционировала антиквариат. Взаимностью мужу Крепкогорская не отвечала. Она часто срывалась на супруге, любила закатывать вечеринки и совершенно не выполняла домашние обязанности. Георгий сам убирал в доме, готовил и стирал.

Переломный момент

Узнав о случившемся, Юматов сломался и крепко запил. А Муза, которая частенько попрекала супруга низким происхождением, решила, что пора бы найти себе нового возлюбленного. Идеальным кандидатом стал Сергей Столяров, известный актер и друг Георгия. Известие о романе Крепкогорской и Столярова еще больше ударило по Юматову, и тот окончательно ушел в отрыв: романы на стороне, случайные компании, обильные возлияния…

Спустя некоторое время отношения Музы и Сергея развалились. Столяров дал женщине понять, что боготворить ее как Юматов не будет, да и жениться на ней не намерен. Крепкогорская вернулась к Юматову, который ее принял, но с тех пор верность супруге больше никогда не хранил. Впрочем, Муза тоже была вольна развлекаться на стороне, коль того хотела: муж ее не держал.

Цитатная характеристика

«В пяти верстах от Красногорья,Деревни Ленского, живетИ здравствует еще донынеВ философической пустынеЗарецкий, некогда буян,Картежной шайки атаман,Глава повес, трибун трактирный»— Глава 6, строфа IV

Бывало, льстивый голос светаВ нем злую храбрость выхвалял:Он, правда, в туз из пистолетаВ пяти саженях попадал,И то сказать, что и в сраженьеРаз в настоящем упоеньеОн отличился, смело в грязьС коня калмыцкого свалясь,Как зюзя пьяный, и французамДостался в плен: драгой залог!Новейший Регул, чести бог,Готовый вновь предаться узам,Чтоб каждым утром у ВериВ долг осушать бутылки три.— Глава 6, строфа V

«Sed alia tempora! Удалость(Как сон любви, другая шалость)Проходит с юностью живой.Как я сказал, Зарецкий мой,Под сень черемух и акацийОт бурь укрывшись наконец,Живет, как истинный мудрец,Капусту садит, как Гораций,Разводит уток и гусейИ учит азбуке детей.»— Глава 6, строфа VII

«Меж тем, механик деревенский,Зарецкий жернов осуждал.»— Глава 6, строфа XXVI

«Теперь же добрый и простойОтец семейства холостой,Надежный друг, помещик мирныйИ даже честный человек:Так исправляется наш век!»— Глава 6, строфа IV

Онегин
«Он был не глуп; и мой Евгений,Не уважая сердца в нем,Любил и дух его суждений,И здравый толк о том о сем.»— Глава 6, строфа VIII

Воздействие высоты

На больших высотах организм человека испытывает мощное негативное воздействие. Пониженное атмосферное давление, недостаток кислорода, низкие температуры, усугубляемые невероятной усталостью от длительного подъема – все это неблагоприятно влияет на физические кондиции альпинистов. Учащается пульс и дыхание, наступает гипотермия, гипоксия – организм проверяется горой на прочность.

Частые причины смерти на таких высотах:

  • отек мозга (паралич, кома, смерть) из-за недостатка кислорода,
  • отек легких (воспаление, бронхит, перелом ребер) из-за недостатка кислорода и низких температур,
  • сердечные приступы из-за недостатка кислорода и высоких нагрузок, слепота от снега,
  • обморожения. Температура на таких высотах опускается до -75, физическое истощение от непомерных нагрузок при полной неспособности организма к восстановлению.

Но страдает не только тело, страдают и мыслительные способности. Краткосрочная и долгосрочная память, способность правильно оценивать обстановку, сохранять ясность ума и, как следствие, принимать верные решения – все это ухудшается на таких больших высотах.

Единственный способ свести к минимуму негативное воздействие высоты – правильная акклиматизация. Но и в случае с группами Холла и Фишера график акклиматизации для клиентов выдержать не удалось из-за задержек с установкой высотных лагерей и слабой подготовки некоторых клиентов, которые или берегли силы для финального штурма или же, напротив, бездумно их растрачивали (например, Сэнди Питтмен вместо отдыха в базовом лагере накануне восхождения отправилась на встречу со своими подругами в селение в предгорьях Эвереста).

Описание картины «Боярыня Морозова»

Центральным и поистине магнетическим образом картины является сама боярыня. Одна из самых богатых людей Руси, она едет на простых санях, покрытых соломой. Это – символ предстоящих пыток, мучений и голодной смерти. На момент ареста ей исполнилось всего 43 года, однако на полотне изображена едва ли не старуха.

Измождённая и осунувшаяся, она не теряет силы духа, готова в любой момент дать отпор врагам. В этом образе невероятно сплетаются физическая слабость и духовная сила. Она знает, что обречена погибнуть, но никогда не отступит от своих идеалов.

Боярыня. Этюд для картины «Боярыня Морозова», 1886 годМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва, Россия

Не менее ярко изображена и толпа. Художник находил образцы костюмов XVII века, чтобы максимально правдиво отразить события того времени. Разношерстную толпу можно рассматривать очень долго, и самое удивительное – эмоции людей. Они крайне противоречивы, ведь кто-то искренне жалеет Морозову, кто-то вдохновляется её смелостью, кто-то глядит осуждающе или вовсе смеётся.

Обратите внимание, что двуперстием боярыне отвечает лишь юродивый, сидящий на снегу. Прочие, даже её сторонники, боятся оказаться неугодными царю, а потому не решаются на смелый шаг

Сани с Морозовой словно раскалывают людей – так же, как идеи и принципы старообрядцев и реформаторов раскололи общество.

Василий Суриков «Юродивый, сидящий на снегу», этюд к картине, 1885 годМестонахождение: Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров, Россия

«Боярыня Морозова« – поразительная картина, наполненная динамикой и эмоциями, которые мастерски удалось передать Василию Сурикову. Полотно было написано в 1884-1887 годах, однако события второй половины XVII века в ней показаны совершенно точно, а все детали реалистичны и правдивы. Как отметила искусствовед Галина Чурак, глядя на творение Сурикова:

И в этом – поистине мистическое притяжение «Боярыни Морозовой».

Роль в сюжете

Ленский
«Уж поздно; время улетело…К тому ж — он мыслит — в это делоВмешался старый дуэлист;Он зол, он сплетник, он речист…Конечно, быть должно презреньеЦеной его забавных слов,Но шепот, хохотня глупцов…»И вот общественное мненье!Пружина чести, наш кумир!И вот на чем вертится мир!— Глава 6, строфа XI

«Умел он весело поспорить,Остро и тупо отвечать,Порой расчетливо смолчать,Порой расчетливо повздорить,Друзей поссорить молодыхИ на барьер поставить их,Иль помириться их заставить,Дабы позавтракать втроем,И после тайно обесславитьВеселой шуткою, враньем.»— Глава 6, строфы VI–VII

«Опершись на плотину, ЛенскийДавно нетерпеливо ждал;Меж тем, механик деревенский,Зарецкий жернов осуждал.Идет Онегин с извиненьем.„Но где же, — молвил с изумленьемЗарецкий, — где ваш секундант?“В дуэлях классик и педант,Любил методу он из чувства,И человека растянуть»— Глава 6, строфа XXVI

Онегин после дуэли с ЛенскимХудожник: Д. Белюкин.

«Сражен, Онегин с содроганьемОтходит и людей зовет.Зарецкий бережно кладетНа сани труп оледенелый;Домой везет он страшный клад.»— Глава 6, строфа XXXV

Достижения

Живописец, обладая выдающимся талантом, чуткой душой и трудолюбием, безусловно добился признания. В 1982 году ему было присвоено почётное звание «Заслуженный художник РСФСР». В 1984 году в Москве и Ленинграде были организованы масштабные персональные выставки работ мастера, а в 1990 году он принял участие в выставке советской живописи в Париже под эгидой ЮНЕСКО.

Наиболее яркие работы Андрея Горского:

  1. «Воскресенский собор Московского Кремля»;
  2. «Храм Василия Блаженного»;
  3. цикл из 6 картин на тему русской истории, навеянные оперой М. Мусоргского «Хованщина»;
  4. «Без вести пропавший. 1946 год»;
  5. «Солдат»;
  6. «Среди хлебов спелых»;
  7. серия картин «Последние жители деревни Мартус», посвященная теме пустеющей деревни;
  8. портреты М. И. Курилко, М. Н.Пожарской, Н. Рериха и др.

Работы мастера хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и других крупнейших музеях нашей страны, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Актер с даром свыше

Моряк и солдат Юматов стал актером по чистой случайности. Красавца с военной выправкой заприметил режиссер Григорий Александров, муж Любови Орловой. Мэтр советского кино пригласил мужчину на съемки фильма «Весна», предложив Юматову эпизодическую роль. Незнакомец так лихо справился с задачей, что восхищенный Александров привел Георгия прямиком во ВГИК, где легендарный Сергей Герасимов как раз набирал новый курс!

Слова Герасимова потрясли режиссера. Когда Юматов прошел прослушивание, маститый экзаменатор сообщил Александрову: это дарование он к себе на курс не возьмет. Но не потому, что солдат был бесталанный, совсем наоборот. Герасимов сказал: Юматов в дополнительном обучении не нуждается, ему нужно не за партой штаны просиживать, а идти прямиком на сцену. С этими словами преподаватель ВГИКа определил моряка в Театр киноактера.

Ясуко Намба. Гибель

В это время группа «Горного безумия» под руководством гида Нила Бейдлмана (Клев Шенинг, Шарлотта Фокс, Тимоти Мадсен, Сэнди Питтман и Лин Гаммельгард), вместе с членами «Консультантов по приключениям» гидом Майком Грумом, Беком Уизерсом и японкой Ясуко Намбой – всего 9 человек – потерялась в районе Южной вершины и не могла найти дорогу к лагерю в снежном буране, который ограничивал видимость буквально расстоянием вытянутой руки. Они блуждали в белом снежном месиве вплоть до полуночи, пока не свалились без сил у самого края обрыва стены Каншунг. Все они страдали от горной болезни, кислород давно подошел к концу, и в таких условиях в самое ближайшее время их ждала неминуемая смерть. Но на их счастье вскоре буря немного поутихла, и им удалось разглядеть палатки Лагеря IV всего в каких-нибудь двухстах метрах от них. Наиболее опытный Бейдлман вместе с тремя другими альпинистами отправился за подмогой. Тогда Букреев, ожидающий их в лагере, узнал о масштабе разворачивающейся трагедии и поспешил на помощь.

Истоки творения картины

Конец XIX века для русского искусства знаменуется повышением интереса к собственным корням – как культуре, так и истории. Если прежде господствовали некие “западные” тенденции, то теперь писатели и поэты, скульпторы и художники стараются раскрыть суть русской души и, конечно, прошлое России. Особенно ярко это отразилось в живописи, и пример тому – картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова».

Как считают учёные, интерес Сурикова к истории старообрядцев появился ещё в юности. Ранние годы будущего художника прошли в Сибири, где было немало сторонников “старой” веры, что составляли жития. Предполагается, что с текстом «Повести о боярыне Морозовой», описывающей жизнь и гибель Феодосии Прокопьевны, юного Сурикова познакомила крёстная мать.

Илья Ефимович Репин «Портрет Сурикова Василия Ивановича», 1877 годПортрет находится в Третьяковской галерее, Москва, Россия

Недостаток баллонов с кислородом

Некоторые клиенты обеих групп плохо переносили высоту, им приходилось спать с кислородом во время акклиматизационных выходов. Львиную долю кислорода также съело спасение шерпа «Горного безумия» Нгаванга Топше, которого срочно пришлось эвакуировать с высоты, используя мешок Гамова*. Все это сократило запасы кислорода на восхождение до критического минимума, которого не хватило клиентам и гидам на спуск с вершины, как только дела пошли не по плану.

*Мешок Гамова — это специальная камера, в которую помещается пострадавший. Затем мешок надувается, тем самым в нем повышается давление и увеличивается концентрация кислорода, что создает эффект понижения высоты.

Исторические факты о боярыне Морозовой

В ноябре 1671 года боярыня Морозова была арестована вместе с сестрой Евдокией. Несколько раз предпринимались попытки призвать женщин отказаться от прежних убеждений. Старые религиозные принципы и их сторонники вызвали раскол в обществе, а сам царь всецело поддерживал новые церковные реформы.

Менялась не сама вера, а некоторые важные её аспекты и даже символы. Так, к примеру, реформаторы требовали отказаться от использования двух перстов при крещении, поскольку в Европе крестились тремя. Многие церковные книги имели немало описок и ошибок, а потому их необходимо было переписать.

Фрагмент картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова», изображающий Феодосию Морозову, арестованную царскими властями в 1671 году.Она держит два поднятых пальца, намек на старый “правильный” способ креститься: двумя пальцами, а не тремя.

И если патриарх вместе с царём настаивали на использовании в качестве основы греческих текстов, то боярыня Морозова и другие старообрядцы выступали за работу с древнерусскими книгами.

Сёстры Феодосия и Евдокия подвергались пыткам. Одни считали Морозову святой, другие – отступницей. Неугодную боярыню народ даже хотел сжечь, однако совет шестнадцати бояр вступился за представительницу знатного рода. Это не спасло Морозову – она умерла в монастырской земляной тюрьме от истощения.

Первый эскиз композиции, 1884-1887 годНаходится в Третьяковской галерее, Москва

Недостаточный уровень подготовки клиентов

В начале 1990-х стали появляться первые коммерческие экспедиции, ориентированные исключительно на извлечение прибыли, в них могли принять участие все желающие. Профессиональные гиды-проводники брали на себя все обязанности: доставку клиентов к базовому лагерю, организацию проживания и питания, обеспечение снаряжением, сопровождение на саму вершину со страховкой

Капитализм – жестокая вещь, поэтому в стремлении набить карманы большинство организаторов таких экспедиций не склонны обращать пристальное внимание на физические кондиции и высотный опыт своих клиентов. Если ты готов заплатить 65 тысяч долларов США за негарантированную попытку восхождения, то ты автоматически становишься широк в плечах, как Шварценеггер, вынослив, как эфиопский марафонец, и опытен, как сам Эдмунд Хиллари (Впервые покорил Эверест в 1953 году), по крайней мере, в глазах того, кому ты платишь деньги

Из-за такого подхода в коммерческие экспедиции зачастую принимают людей, заведомо неспособных взойти на вершину. Нил Бейдлман, гид группы «Горное безумие», еще до начала восхождения признался Анатолию Букрееву, что «…у половины клиентов нет никаких шансов на вершину; для большинства из них восхождение закончится уже на Южной Седловине (7.900 м)». Такой подход ставит под угрозу не только жизнь самих клиентов, но и успех всей экспедиции — на высоте нет права на ошибку, и расплачиваться за нее будет весь коллектив. Так отчасти и произошло с «Консультантами по приключениям» и «Горным безумием», когда некоторые их клиенты расходовали непомерное количество кислорода, задерживали остальных на маршруте, отвлекали гидов от серьезной работы и, в конечном счете, не смогли самостоятельно организовать собственное спасение.

Генштаб ВСУ заявил о 1228 потерянных русских танках

По данным Генерального штаба Вооруженных сил Украины, общие боевые потери российских войск с 24.02 по 16.05 ориентировочно составили:

  • личного состава / personnel — около/ about 27700 (+300);
  • танков / tanks ‒ 1228 (+8);
  • боевых бронированных машин —  2974 (+16);
  • артиллерийских систем / artillery systems – 577 (+22);
  • РСЗО — 195 (+0);
  • средства ПВО — 89 (+0);
  • самолетов — 200 (+0);
  • вертолетов — 165 (+1);
  • БПЛА оперативно-тактического уровня — 427 (+11);
  • крылатые ракеты — 97 (+2);
  • корабли /катера — 13 (+0);
  • автомобильной техники и автоцистерн — 2101 (+14);
  • специальная техника — 42 (+0).

Также украинские военные заявили, что «наибольшие потери противника (за прошедшие сутки) наблюдались на Бахмутском и Запорожском направлениях».

Дети Георгия Юматова

Актёр мечтал стать отцом. Он всячески уговаривал супругу, чтобы она подарила ему наследников, дети и внуки были целью его жизни. Но Муза всегда отвечала категорическим отказом. Она боялась, что беременность и воспитание малышей помешает ей строить звёздную карьеру:

Крепкогорская несколько раз беременела, но каждый раз бежала на аборт. В результате все дети Георгия Юматова оказались нерождёнными. Последнюю беременность Муза заметила слишком поздно, поэтому аборт прошёл с осложнениями. Женщина потеряла возможность когда-либо иметь детей. Когда Георгий осознал, что дети и внуки для него навсегда останутся мечтой, это его подкосило. Он не смог сдержаться и ушёл в запой.

Муза Крепкогорская в фильме «Москва слезам не верит»

Хоть семья и не распалась, несколько лет супруги жили порознь. Юматов в те год «пошёл в отрыв». Он крутил романы с различными женщинами, постоянно веселился в больших компаниях, попадал в неприятные ситуации.

Супруги прожили долгую, но несчастливую совместную жизнь

Спустя время в жизнь актёра вновь вернулась Муза. Казалось бы, личная жизнь наладилась. Супруги переехали в просторную квартиру, находившуюся недалеко от метро «Аэропорт». Однако жена Георгия Юматова регулярно закатывала вечеринки, приглашала в квартиру много актёров, накрывала шикарный стол. Крепкогорская превратилась в настоящую светскую львицу, помешанную на дорогих вещах.

«Чувство катастрофы»

Тем временем газета The New York Times написала, что потери армии РФ при попытки форсирования рике Северский Донец под Белогоровкой стали «одним из самых смертоносных столкновений» с начала войны. По данным издания, более 400 российских солдат были убиты или ранены.

Уничтоженная российская техника в районе понтонной переправы в результате неудачного прорыва.Подробнее про ситуацию на Северском Донце можно почитать по ссылкам: здесь и здесь.

The New York Times также отметила, что потери войск России при форсировании Донца «порождает в РФ чувство катастрофы». В том числе потому, что о провале России на поле боя начинают заявлять пророссийские военные блогеры.

Жатва смерти

Помимо трагедии с группами «Горного безумия» и «Консультантов по приключениям» 10 мая Эверест собрал еще одну жатву смерти. В тот же день по северному склону горы совершала восхождение экспедиция Индо-Тибетской пограничной службы из 6 человек под руководством подполковника Мохиндера Синха. Эта группа первой в сезоне поднималась с Северного склона, поэтому альпинисты сами должны были крепить веревочные перила к вершине и протаптывать дорогу в глубоком снегу. Порядком уставшие участники попали в буран 10 мая, находясь чуть выше Лагеря IV (последний лагерь перед штурмом вершины). Трое из них решили повернуть обратно, а сержант Цеванг Саманла, ефрейтор Дордже Моруп и старший констебль Цеванг Палджор приняли решение продолжить восхождение. Около 15:45 трое альпинистов связались по рации с руководителем экспедиции и сообщили, что им удалось покорить Эверест (скорее всего это было ошибкой). На вершине альпинисты установили молитвенные флажки, и сержант Саманла принялся за религиозные обряды, отправив двоих товарищей вниз. Больше на связь он не выходил.

Находившиеся в четвертом лагере индийцы видели медленно спускающиеся вниз огоньки фонарей в темноте (скорее всего, это были Моруп и Палджор) — примерно на высоте 8570 м. Но ни один из трех альпинистов так и не спустился к промежуточному лагерю на высоте 8320 м. Найденный позднее труп Цеванга Палджора так и не был вывезен с Эвереста и до сих пор отмечает высоту 8500 м на северном склоне Эвереста. Альпинисты зовут его «Зеленые ботинки».

Но и этих жертв было мало для мая 1996 года на Эвересте.

Утром 9 мая один из членов тайваньской экспедиции, которая поднималась вместе с Фишером и Холлом, вылез из палатки, чтобы сходить в туалет. Прохладное солнечное утро, пейзажи невероятной красоты вокруг, легкий мандраж перед предстоящим восхождением – ничего удивительного в том, что Чэй Юйнань забыл надеть ботинки с кошками. Только он присел на корточки чуть поодаль от палатки, как тут же поскользнулся и, кувыркаясь, полетел вниз по склону прямо в трещину ледника. Шерпам удалось спасти его и довести до палатки. Он испытывал глубокий шок, но каких-то критических повреждений его товарищи не заметили и оставили его в палатке одного, а сами отправились наверх, следуя своему графику. Когда через несколько часов руководителю тайваньской экспедиции Мин Хо Гау сообщили по рации о том, что Чэй Юйнань внезапно умер, он отвечает лишь: «Спасибо за информацию» и, как ни в чем не бывало, продолжает восхождение.

24 сентября на российские экраны вышел фильм «Эверест», рассказывающий историю трагедии 1996 года. Теперь вам будет легко разобраться, где правда, а где художественный вымысел в этой истории.

За несколько недель перед трагической гибелью Букреева Американский альпийский клуб присудил ему престижную премию Дэвида Соулса, вручаемую альпинистам, спасшим в горах людей с риском для собственной жизни, а Сенат США предложил ему принять американское гражданство. Несмотря на попытки Джона Кракауэра выставить его в плохом свете в своих статьях и книге, Анатолий Букреев остался в памяти людей настоящим героем, великим альпинистом, человеком, способным жертвовать собой ради других.

Детство и юность

Андрей Петрович Горский появился на свет 17 апреля 1926 года в Москве. С 10 лет будущий художник посещает изостудию Дома культуры Бауманского района, а в 1939 году он поступает во 2-й класс Московской средней художественной школы при Государственном художественном институте имени В. И. Сурикова.

В 1941 году, когда начинается Великая Отечественная война, Горский, вместе с другими учащимися МСХШ, эвакуируется сначала в город Пермь, а затем в село Воскресенское Башкирской АССР. Вернувшись в Москву в 1942 году, он некоторое время преподавал в Доме пионеров Красногвардейского района, а в 1943 году продолжил собственное обучение.

В 1946 году юноша стал выпускником школы и поступил в Московский государственный художественный институт им. И. Сурикова, который с отличием окончил в 1952 году. Одновременно с получением образования живописец добывал деньги на жизнь, работая в деревне Проскурниково Московской области.

Жизненный путь

Еще во время обучения в институте, в 1951 году, Горский вступил в Московское Товарищество Художников и начал активно принимать участие в выставках, а в 1956 – стал членом Союза художников СССР.

Живописец часто отправлялся в поездки, на поиски подходящей натуры и вдохновения. Его интересовала тяжелая жизнь русской деревни и величие исторических мест, повседневность простых людей и интересные судьбы известных личностей. Количество городов и поселков необъятной Родины, которые посетил мастер за годы творческой деятельности, исчисляется десятками. Кроме того, он бывал в Киеве, Англии, Австрии, Испании, Египте.

Супругой Андрея Горского стала потомственная художница Екатерина Николаевна Чернышева, а в 1964 году на свет появился наследник Николай. Юноша впоследствии избрал живопись своей профессией и преуспел, пополнив богатое культурное наследие семьи

Андрей Петрович Горский прожил долгую жизнь и умер 22 сентября 2020 года, в возрасте 94 лет. Похоронен художник в родной Москве, на Миусском кладбище.

Смерть актёра

Пагубная привычка сильно сказалась на здоровье актёра. У него диагностировали аневризму брюшной аорты. Юматов перенёс операцию, но это не особо помогло. После произошедшего Георгий стал часто молиться, посещать храм.

Последний раз Георгий Александрович появился на экранах в 1997 году в качестве участника программы «Поле чудес».

Через год болезнь опять дала о себе знать, но актёр отказался от ещё одной операции. Народного артиста не стало 4 октября 1997 года. Он умер от разрыва брюшной аорты.

Супруга была рядом с Юматовым до последнего его вздоха. Лишь после смерти мужа Крепкогорская поняла, как много он для неё делал. Она осознала, что семья – это главное в жизни. Муза постепенно распродала все вещи, начала выпивать, быстро опустилась на социальное дно. А спустя два года последовала за супругом.

Супруги похоронены вместе

Их похоронили рядом на Ваганьковском кладбище. На могилу советского актёра сегодня часто приходят коллеги по сцене, близкие друзья и поклонники.

Что такое торжественная ода

Представьте себе одну из первых сцен фильма «Властелин колец». Начинается эпичная битва. От лиц воинов обеих сторон камера взмывает ввысь и проно­сится над полем сражения без конца и края, где у каждого свое дело, где можно было бы рассмотреть сотни малых поединков и тысячи смертей, но благодаря стреми­тельному движению и взгляду сверху все они теряют свои индиви­ду­альные черты и сливаются в единую картину, которая одна только и может передать подлинный масштаб и значение события — не здесь и сейчас, но в истории вне времени и на все века. Не Элендил и Элронд бьются против Саурона, но Добро против Зла; не Исилдур отрубает палец с кольцом у врага, но Порядок и Истина полу­чают шанс установиться на Земле. Чтобы показать значение этого момента, камера взлетает еще выше и показывает беспомощно валящиеся орочьи войска до самого гори­зонта. Скорее всего, у тех, кто смотрит этот эпизод сейчас, так же захватывает дух, как и у первых зрителей 15 лет назад: общие планы потря­сающих воображение городов и великих битв стали фирменной маркой режиссера Питера Джексона, и не случайно.

Подняться над землей и обозреть события, которые изменят историю, — идеальный аттракцион. В наше время этого достигают с помощью 3D-моделей и кино. Но и люди прошедших веков могли пережить те же ощущения — благодаря поэтическому слову. Жанром, дававшим такую возможность, стала торжественная (или пиндарическая  По имени древнегреческого поэта Пиндара (V век до н. э.). Его стихотворения послужили образцом для французских поэтов, разработавших этот жанр, — П. Ронсара, Ф. Малерба, Н. Буало, Ж. Б. Руссо и др

Из Франции внимание к оде пришло в Германию и Россию.) ода, основной жанр русской лирики середины XVIII века, в котором писали Василий Тредиаковский, Михаил Ломоносов, Александр Сумароков, Василий Петров, Михаил Херасков и множество других, менее одаренных поэтов

В основе торжественной оды лежит идея поэтического восторга. Мысленный взор поэта покидает свою бренную оболочку и воспаряет над землей. Сделать это ему позволяет вмешательство каких-то высших сил — например, музы, духа, божественного вдохновения. Они и движут его устами и пером — в мире оды поэт не говорит сам.

Воспарив над миром, поэт обозревает бескрайние просторы — одновременно и в самом общем плане, и в мельчайших подробностях. Так же одновременно он видит события, которые в действительности далеко отстояли друг от друга по времени; говоря о современности, он может ввести в повествование давно умерших правителей, героев мифологии, христианского Бога и персонажей, оли­цетворяющих абстрактные понятия (Истина, Неправда, Милосердие и т. д.) — при этом действовать они будут наравне с подлинными участниками событий. Все эти персонажи, события, идеи и планы возникают в оде в свобод­ном порядке, взгляд автора как бы перемещается от одной картины к другой.

Все это имеет несколько следствий.

1. Читатель (слушатель) оды пассивен. Поэт не оставляет ему пространства для собственных мыслей или оценок, задача читателя — только следовать за планом и картинами оды, поскольку через нее с ним говорит высшее существо, и говорит Истину.

2. Ода описывает только выдающиеся события (даже если читателю XXI века они могут показаться незначительными).

3. Взгляд сверху, охватывающий пространство от горизонта до горизонта, делает оду идеальным средством для прославления страны и ее правителя.

4. Тематика оды сводится к ограниченному и заранее заданному набору идей: 
— величие страны и ее светлое будущее обеспечивает монарх, действиями которого руководят благие высшие силы;
— этот монарх наделен всеми добродетелями;
— благодаря этому страна в состоянии мира является средоточием всех возможных земных благ;
— любой конфликт, связанный со страной, — это на самом деле конфликт Абсолютного Добра и Абсолютного Зла;
— исход этого конфликта известен заранее: Добро победит благодаря абсолютно доброде­тельному монарху и поддержке высших сил.

5. Ограниченность тем закономерно приводит и к тому, что в одах появляются повторяющиеся формулы и образы: 
— общая радость многих объединенных народов;
— ликование природы (радостные реки, рукоплещущие берега);
— обширность страны;
— удивленный взгляд на нее со стороны соседних государств;
— исполинские фигуры героев и т. д.

Трагический случай в доме Юматова

В 1994 году произошёл трагический случай, испортивший биографию актёра. Он убил дворника, застрелив его из охотничьего ружья. Накануне у Георгия умерла любимая собака Фрося. К слову, артист всегда испытывал нежные чувства к четвероногим животным. Юматов попросил дворника, чтобы тот помог похоронить верного питомца, прожившего с Георгием 11 лет.

Предав тело животного земле, актёр пригласил дворника в гости, чтобы помянуть Фросю. Точных данных, как разворачивались события, уже не найти.

По словам Юматова, дворник как-то негативно высказался о ветеранах Великой Отечественной войны. Будучи в подпитии, актёр не смог сдержаться, схватил ружьё, висевшее на стене, и выстрелил в мужчину.

Народное признание и любовь зрителей помогли Георгию Александровичу не попасть за решётку. Адвокаты актёра постарались и через два месяца Юматов вышел из СИЗО. Изначально ему запрещалось покидать пределы города, однако через время актёра амнистировали.

Тем не менее, трагический случай отразился на жизни артиста. Он искал утешения на дне бутылки, потерял многих друзей, стал реже появляться на экранах. Последняя его кинороль была в сериале «Транзит для дьявола». Естественно, вместе с ним снималась и Муза.

Интересные факты

  • Георгий Юматов, тогда еще просто Жора учился в московской школе № 613 (в то время она была школой № 657), расположенной на улице Чаплыгина.
  • В годы войны молодой моряк Юматов был представлен к званию Героя Советского Союза, однако из-за какого-то незначительного нарушения в присвоении награды ему было отказано.
  • В эпизоде фильма «Офицеры», где жена Алексея Трофимова (роль Георгия Юматова) замечает след от ранения на его спине, шрам был настоящим. Это было одно из напоминаний о боевой юности актера.
  • Георгий Юматов был одним из кандидатов на роль красноармейца Сухова в фильме «Белое солнце пустыни». Однако во время съемок, выпив лишнего, актер устроил потасовку. В ходе драки ему разбили лицо, и режиссер предпочел заменить актера.
  • После убийства дворника некоторые близкие к семье люди говорили о том, что Юматов оговорил себя, взяв на себя вину Музы.
  • В 2013 году на Фрунзенской набережной в Москве была установлена скульптурная композиция с героями фильма «Офицеры». Автор скульптуры запечатлел сцену, в которой главные герои встречаются после долгой разлуки и Иван Варрава знакомится со своим тезкой – юным Иваном Трофимовым.
  • В 2021 году в Главном управлении кадров Минобороны России установили скульптуры героев фильма «Офицеры» Алексея Трофимова и командира эскадрона Георгия Петровича, в беседе которых впервые прозвучала ставшая знаменитой фраза: «Есть такая профессия – Родину защищать».

В фильме «Офицеры»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: