«Венера с зеркалом», Диего Веласкес (1647-1651 гг.)
Безобидная, на первый взгляд, «Венера с зеркалом» тоже не приносила ничего хорошего тем, кто решался приобрести ее. Первый хозяин картины, которым стал испанский купец, потерял все свое имущество. Не лучшая судьба ждала и владельца портовых складов, который решил связаться с коварным полотном: все его добро сгорело во время пожара, начавшегося из-за попавшей молнии, кроме работы Веласкеса, естественно. Не повезло и третьему хозяину: в его дом ночью проникли воры и убили его.
Считается, что проклятие «Венеры…» потеряло свою силу, когда в 1906 году одна посетительница Лондонской галереи, где был выставлен экспонат, изрезала картину ножом. Полотно отреставрировали, но свою грозную силу оно утратило.
Сюжет на века
В знаменитом библейском сюжете про Сусанну и старцев, суть, конечно, не в сексуальной истории. И это не про вожделение или безумную страсть, не о целомудрии и коварстве клеветы. А больше о торжестве правды над ложью.
В Средневековье живописцы в центр своих картин обычно ставили Даниила, совершившего правосудие. Более пикантно сюжет стал изображаться, начиная с эпохи развитого Возрождения, когда обнаженная женская фигура перестала восприниматься как вместилище греха и пороков.
Сусанна и старцы, Жирардо делла Нотте, 1655 , Галерея Боргезе, Рим. Здесь Сусанна похожа на симпатичного Юношу.
Истрия Сусанны и старцев запечатлена во многих полотнах итальянских живописцев: Доменико ди Микелино, Тинторетто, Алессандро Аллори, Гвидо Рени, Артемизии Джентилески, Себастьяно Риччи, Помпео Батони. Одной из лучших работ считается картина голландца Рембрандта, написанная в 1636 году, которая хранится в настоящее время в Берлинской картинной галерее.
Ну и сравните как красиво писали итальянские мастера своих «Сусанн» и как получилось не у итальянцев.
Якоб Джорданос, Сусанна и старики, 1690: Государственный музей Кинста, Копенгаген
У Рубенса: впрочем, Сусанна не лучше получилась. Я, когда не знала еще произведений Галереи Боргезе пришла в нее первый раз подумала, что Рубенс проститутку написал. Вот посмотрите сами…
Сусанна и Старики, Питер Пауль Рубенс, 1607, Галерея Боргезе, Рим
В историю православной церкви праведная Сусанна вошла как святая под именем Сусанна Вавилонская.
Ну а теперь, вишенка на торте, как говорится. Сусанна и старцы в современном искусстве!
Томас Харт Бертон
Бруно Чеккобелли, Сусанна и старцы
Владимир Верещагин
Не знаю Сусанну ли изображал Лев Котляров, но видно, что сюжет актуален и сейчас. Старичков уже трое. Наверно, собрались сообразить на троих, а тут Сусанна….
Лев Котляров
На одном форуме читатели насчитали 239 художников, писавших свои произведения на эту тему. Некоторые художники по два-три произведения создали на эту Сусанны и стариков.
Александр Гуревич
Ложное обвинение в грехе
В VI веке до нашей эры проживала в Вавилоне молодая, красивая и очень добродетельная женщина Сусанна, жена Иоакима. Есть версия, что ее муж был не абы кем, а сыном самого царя иудейского, которого тоже звали Иоакимом. Власть в Вавилоне в те годы принадлежала старейшинам и судьям – это были самые влиятельные люди.
Пинтуриккьо, Сусанна и старцы, Апартаменты Борджиа в музеях Ватикана, Рим, 1492
Двое высокопоставленных иудеев, которые как раз и были власть предержащими старейшинами (судьями), к несчастью Сусанны, так пленились ее красотой и молодостью, что не могли обуздать свои вспыхнувшие страсти. Они стали тайно и постоянно подглядывать за гуляющей в саду женщиной.
Рембрандт Ван Рейн, Сусанна и старики, 1647, Галерея живописи, Берлин
Однажды им «повезло» увидеть женщину нагой, купающейся у источника в ванной в саду в полном одиночестве: служанок она отослала закрыть ворота, принести ей масел и мыла. Похоть и вожделение так овладели почтенными старцами, что они стали в открытую домогаться красавицы.
Рембрандт, Сусанна и старцы, фрагмент
Старики стали шантажировать ее тем, что, если она откажет и начнет кричать, они расскажут всем, что застали ее в обнаженном виде с молодым мужчиной, якобы сбежавшим при их появлении. Старики поставили Сусанну в безвыходное положение. За прелюбодеяние в то время замужним женщинам грозила мучительная казнь: их забивали насмерть камнями.
Гвидо Рени, Сусанна и старики, 1629, Национальная галерея, Лондон
Богобоязненная и целомудренная Сусанна, поставленная старцами в безвыходное положение, все же делает выбор — лучше смерть, чем согрешить перед богом, изменив мужу со старцами. Для нее грехопадение страшнее людского осуждения и наказания. Она начинает кричать, звать слуг, сбегаются люди.
Пьетро Делла Велья, Сусанна и старцы, Национальный музей, Будапешт
За отказ Сусанны оскорбленные похотливые старцы осуществляют свою угрозу. Перед собравшимися людьми они оклеветали честную женщину, обвинив ее в греховной связи с чужим мужчиной.
П.Рубенс картина «Сусанна и старцы»
Украшение коллекции фламандского искусства в Ростовском музее — большое полотно мастерской Питера Пауля Рубенса (1577 — 1640) «Сусанна и старцы». Сюжет ее восходит к Ветхому Завету, Книге пророка Даниила. Красивую и набожную Сусанну решили соблазнить двое старцев. Они спрятались возле купальни в саду у Сусанны и, когда она осталась одна, набросились на нее. Старцы пригрозили, что если она не отдастся им, они обвинят ее в прелюбодеянии с молодым человеком — преступлении, каравшемся смертью. Сусанна вырвалась и стала кричать, моля о помощи. Тогда старцы заявили публично, что видели Сусанну с молодым человеком под деревом. Сусанну обвинили и приговорили к смерти. Однако явился пророк Даниил и спросил у каждого из старцев под каким деревом они видели Сусанну, совершающей грех. Получив разные ответы, он уличил их в лжесвидетельстве. Сусанна была оправдана, развратные старцы казнены.
Тема преследования невинной Сусанны была любимым сюжетом художников, начиная с эпохи Возрождения. Они воспевали прекрасное тело женщины в контрасте с безобразными фигурами стариков. Наша картина — гимн обнаженной цветущей фламандке, с золотыми волосами и нежной розовой кожей. Этот тип женской красоты не уставал прославлять великий живописец.
Сусанны изображена сидящей у края бассейна с фонтаном. Композиция выдержана в строгом, недвижно-пластическом стиле, характерном для творчества Рубенса около 1615 г. С большим искусством включены в узкое пространство три фигуры, четко и ясно выражено значение каждой из них.
Один из стариков срывает с женщины покрывало, другой, нагнувшись, уговаривает ее. Застигнутая врасплох, Сусанна слабо сопротивляется движениям и увещеваниям настойчивых старцев. Поза и выражение лица живо передают испытываемые Сусанной стыд и страх.
Так, монументальные и декоративные качества композиции наполняются убедительной жизненной конкретностью.
Эта картина была гравирована Лукой Ворстерманом, работавшим в ателье Рубенса. Виртуозно владевший техникой резцовой гравюры, Ворстерман в 1617 — 1622 гг. воспроизвел главные полотна своего учителя. Эта же композиция украшает интерьер к картине голландского художника Яна Стена «Больной старик», хранящейся в музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Знаменитый художник Рубенс, «король живописи и живописец королей», как величали его современники, следовал традиции Ренессанса, считающей, что главное — идея, замысел, а исполнение — это ремесленная сторона искусства.
Рубенс сочинял композицию будущей картины, делал эскиз, а по нему ученики мастера писали ее на большом холсте, который он потом проходил кистью или сам дописывал наиболее важные места. Наша картина — работа ученика по эскизу мастера.
В мастерской Рубенса работали и учились много замечательных художников, ставших впоследствии знаменитыми. Творчество Рубенса оказало влияние на все фламандское искусство. Картина находилась в коллекции князей Юсуповых во Дворце на реке Мойке в С.-Петербурге. После Октябрьской революции 1917 г.
картина была передана в Эрмитаж. В 1940 г. она поступила в Ростовский областной музей изобразительных искусств.
В РОМИИ (пр.Чехова, 60) на постоянной выставке «Западноевропейское искусство» можно увидеть картину знаменитого художника Питера Пауля Рубенса «Сусанна и старцы».
«Сусанна и старцы»: как библейская легенда стала вызывающим произведением искусства
Книга пророка Даниила, являющаяся частью Ветхого Завета, содержит захватывающую историю о женщине по имени Сусанна и двух старцах возжелавших ее. Сама история известна еще с древнейших времен, но лишь в эпоху Возрождения приобрела особую популярность став сюжетом для весьма вызывающих произведений искусства.
Но что же это за история и почему она стала столь популярна?
«Сусанна и старцы». Гвидо Рени, конец XV — начало XVI века.
Согласно Книге пророка Даниила, в Вавилоне жил богатый человек Иоаким, с красивой и благочестивой женой по имени Сусанна, ставшей объектом вожделения двух старцев (по всей видимости, являвшихся не только весьма уважаемыми людьми, но и местными старейшинами).
Возбудилось в них желание……их мысли сбились с пути, глаза их сбились с пути… «Сусанна и старцы». Массимо Станционе, начало XVII века.
В один из дней они тайно спрятались в саду Сусанны, когда она пошла искупаться, и стали подглядывать.
Ибо …им было стыдно сообщить о вожделении своем… «Сусанна и старцы». Якопо Тинторетто, 1557 год.
Примечательно, что по Библии подобное происходило уже неоднократно
…и старцы прилежно наблюдали за ней каждый день…
Но в этот раз, после того, как Сусанна искупалась и уже собралась возвращаться домой, старцы остановили ее и принялись домогаться, шантажируя, что в случаи если она не даст им то, что они хотят.., то будет обвинена в прелюбодеянии.
«Сусанна и старцы» Артемизия Джентилески, 1610 год.
Но Сусанна осталась непоколебимой, отказалась и закричала.
Старцы схватили Сусанну, отвели в город и объясняли людям, что застали ее за прелюбодеянием с неизвестным человеком.
«Сусанна и старцы». Геррит ван Хонтхорст, 1655 год.
- После этого они публично осудили женщину и приговорили ее к смерти.
- Но когда решение суда уже должно было быть приведено в исполнение, появился пророк Даниил, получивший послание от Святого Духа, и решил сам допросить свидетелей.
- Он спросил старцев независимо друг от друга, под каким деревом Сусанна обманула мужа.
«Сусанна, старцы и пророк Даниил».
- Один из них заявили, что под кедром, другой сказал, будто то дуб был.
- Когда и еврейские власти, и народ услышали обоих лжецов, оба они были уличены в лжесвидетельствовании и казнены по закону Моисея.
- С христианской точки зрения, спасение Сусанны наиболее известно как явление Даниила в качестве пророка и судии.
«Сусанна и старцы» Бартоломео Джузеппе Кьяри, 1654 год.
Но многие художники эпохи Возрождения использовали эту библейскую историю лишь как хороший и вполне богоугодный повод, чтобы изобразить обнаженное женское тело обосновав это ветхозаветным сюжетом.
Творчество Рени
Одним из первых произведений, написанных в Вечном городе, была картина «Мучения апостола Петра» (1605, музеи Ватикана).
Прием контрастного освещения, который использовал в ней Гвидо Рени, свидетельствует о влиянии на него живописной системы Караваджо. Но, в отличие от него, «выпускник» Болонской Академии смягчает контрасты светотени, стремится к большей композиционной уравновешенности. Воздействие Караваджо, которое просматривается в ряде вещей Рени («Распятие», музеи Ватикана; «Вакх», галерея Питти, Флоренция), не было длительным и доминирующим.
Вскоре Гвидо вырабатывает, не без влияния еще одного «болонца» — Доменикино, с которым вместе работал, свой собственный художественный язык. Значительным произведением этого периода явилось «Избиение младенцев» (1611, Пинакотека, Болонья).
Многочисленные картины и монументальные росписи исполнялись Рени с восхищавшей современников легкостью и артистизмом. Он изображал в них традиционный для раннего барокко круг эпизодов и персонажей из священной истории, мифологии и житий святых с преимущественным интересом к эффектным и ярко зрелищным мотивам, в частности, к сценам апофеозов и мученичеств. При этом художнику не были чужды и более интимные, лиричные трактовки образов. Так, в эрмитажной картине «Юность девы Марии» (1610) он изображает Марию среди занятых шитьем миловидных девушек. Введение живописцем реальных мотивов в общую идеальную природу художественного образа делает лучшие из них более естественными и выразительными.
С 1519 года, после смерти Лодовико Карраччи, Гвидо Рени становится главой Болонской Академии. А в 1529 избирается руководителем Академии св. Луки. После 1522 года он живет и работает преимущественно в Болонье.
Его поздние мифологические и религиозные композиции приобретают мягкий серебристый тон, в образах усиливаются черты идеализации. К изнеженной и экзальтированной грации добавляется оттенок сентиментального благочестия. Он словно испытывает «ненасытную жажду античной красоты, подчиненной, однако, христианской морали» (Р. Лонги). В многочисленных полуфигурных композициях с Христом, или Мадонной, или святыми он пишет сладкоприятные и жеманно-красивые лица с характерно устремленным к небу экстатично-расслабленным взором.
Еще при жизни Гвидо Рени имел большой успех, но еще более громкую славу он получил впоследствии, когда его ставили на художественном Олимпе рядом с божественным Рафаэлем.
При чем здесь лошадь? Разбираем странности полотен Тициана, Тинторетто и Веронезе
В Пушкинский музей в очередной раз привезли титанов мирового искусства: Тициана, Тинторетто и Веронезе. 25 полотен мастеров Возрождения показывают в рамках выставки «Венеция Ренессанса». Порой понять задумку художника сложнее, чем кажется. Bazaar.ru отыскал символы, спрятанные на картинах ренессансной троицы.
Кого напоминает отрубленная голова?
Тициан, «Саломея». Около 1515 г.
Перед нами «хедлайнер» выставки — ранняя работа Тициана. Несмотря на название, отсылающее к вполне конкретной библейской истории, искусствоведы не могут сойтись во мнении, кто же изображен на картине: Саломея, которой царь Ирод преподнес на блюде голову Иоанна Крестителя, или Юдифь, обезглавившая вражеского полководца Олоферна.
Обычно Юдифь изображают с саблей, а голову покойника героиня несет в мешке. Сабли на полотне Тициана нет, зато есть служанка, в которой сторонники версии о Юдифи признают кормилицу Абру. У полотна есть еще один секрет: кому бы из библейских героев ни принадлежала отрубленная голова, она один в один повторяет черты самого Тициана.
Зачем художнику понадобилось изображать самого себя в таком неприглядном виде, неясно.
Что значит перевернутый сосуд?
Тициан, «Венера и Адонис». Середина 1540-х
В центре сюжета другого полотна Тициана — классический сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия. Пораженная стрелой Амура богиня Венера влюбляется в смертного юношу Адониса. Однажды тот отправляется на охоту и его убивает разъяренный вепрь.
Тициан изобразил промежуточную стадию «отношений» героев. Амур, сделав свое дело, дремлет в тени деревьев, а охотничьи собаки уже почуяли роковую добычу.
Один из самых символичных элементов картины — перевернутый сосуд, традиционно символизирующий любовное опьянение.
Что за женщины сопровождают Деву Марию?
Тинторетто, «Встреча Марии и Елизаветы». 1550—1560 гг.
Сюжет картины Тинторетто был вполне понятен религиозно подкованной общественности XVI века: Богоматерь приходит навестить свою родственницу, святую Елизавету, чудесным образом зачавшую ребенка уже в преклонных летах вскоре после Благовещения (вести о скором рождении Христа).
Предположительно картина предназначалась для алтаря церкви Сан-Пьетро Мартире в Болонье. Тинторетто дотошно следует букве Библии. Неясным и по сей день остается лишь одно — кого воплощают две женские фигуры. Одна сдвинута к левому краю полотна, другая выглядывает из-за фигуры Елизаветы.
Но композиционно их появление на картине вполне объяснимо: их фигуры образуют диагональ, проходящую по животам чудом зачавших святых.
При чем здесь лошадь?
Веронезе, «Венера и Марс с Амуром и лошадью». Около 1570 г.
Пожалуй, самый странный сюжет на выставке в ГМИИ мы встретим на полотне Веронезе «Венера и Марс с Амуром и лошадью». Любовная история, разворачивающаяся между Венерой и Марсом, изъезжена мастерами Возрождения до дыр. И не только ими.
Любопытно одно — зачем Веронезе понадобилась лошадь? С одной стороны, конь — один из символов Марса, бога войны.
С другой — художник вводит непарнокопытное ради комического эффекта — таким образом страсти олимпийских богов становятся в глазах зрителя более приземленными и человечными.
Зачем Веронезе лающая собачка?
Веронезе, «Сусанна и старцы». 1580—1585 гг.
Млекопитающее появляется и на другом полотне Веронезе — «Сусанна и старцы». На этот раз — маленькая собачка. Для начала разберемся с сюжетом.
Перед нами очередная библейская история: двое уважаемых старейшин народа застают целомудренную красавицу Сусанну за купанием и домогаются ее, сраженные красотой.
Обычно художники изображают этот сюжет в двух вариантах: либо Сусанна ничего не подозревает, либо пытается сопротивляться. В работе над этой картиной Веронезе выбирает второй. Ну а собачка, лающая на обидчиков, символизирует беспомощные попытки помочь.
Работы художника
- Святой Франциск и ангел, 1605-1607, Пинакотека, Болонья
- Аталанта и Гиппоменей, 1611, Музей Прадо, Мадрид
- Самсон-Победитель, 1611-1612, Пинакотека, Болонья
- Фортуна, дарующая любовь, 1622, Картинная галерея, Ватикан
- Избиение младенцев, 1611, Пинакотека, Болонья
- Смерть Екатерины Александрийской, 1607, Музей Диочезано, Албенья
- Похищение Деяниры, 1621
- Похищение Деяниры, 1621
- Портрет дамы в образе сивиллы, 1640
- Апостол Матфей и ангел, 1635
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: art-100.ru,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Гвидо Рени: жизнь и творчество художникаПроголосуйте
«Руки сопротивляются ему», Билл Стоунэм (1972)
Один вид этой картины уже вызывает непонятные ощущения и, по мнению многих людей, чувство страха: странные дети, больше похожие на кукол с каменными лицами, страшные руки, то ли желающие унести с собой ребят, то ли пытающиеся выбраться из тьмы, окно, назначение которого вообще непонятно. Хотя сам художник утверждал, что не хотел никого пугать, а срисовал мальчика и девочку с детской фотографии, где изображены он сам и его сестренка. Окно всего лишь является дверью в мир снов, а кукла служит проводником в него.
Ладно бы люди испытывали только ужас при виде картины. Но несчастья, которые начали происходить со всеми теми, кто так или иначе имел дело с творением Стоунэма, позволили приобрести шедевру сомнительный статус «проклятого». Первой жертвой «Рук…» стал некий искусствовед, который первым увидел работу художника и сразу после этого внезапно скончался. Не стало и певца Джона Марли, который приобрел картину – он умер во время операции.
Новый хозяин оставил «Руки сопротивляются ему» в собственной галерее, однако тут же получил жалобы от посетителей, которые утверждали, что странные дети внушают им страх, преследуют их и стали причиной появления панических атак.
В 2000 году картину выставили на eBay, и новым ее владельцем стал некий Ким Смит. По его словам, «неуемным детям» иногда бывает тесно в рамке, и они могут позволить себе прогуляться по дому.
Легенда о Сусанне. Взгляд Рембрандта
Сусанна и старцы — очень популярный в живописи сюжет из библейских апокрифов.
В то время как Сусанна обнажённая купалась в своём саду, за ней подглядывали два старика (уважаемые старейшины, которые евреями были избраны судьями), а затем, угрожая обвинить её в прелюбодеянии, пытались уговорить её отдаться им.
Сусанна отказалась удовлетворить желание старейшин, была ими ложно обвинена и приговорена за это к смерти, но в последнюю минуту была спасена благодаря пророку Даниилу, который допросил старцев раздельно. Лжесвидетели были уличены во лжи и казнены.
На эту тему написано множество работ — в том числе великолепных, кисти, например, Тинторетто или Рубенса. Ими можно любоваться бесконечно:
Якопо Тинторетто
Питер Пауль Рубенс
Гвидо Рени
Себастьяно Риччи
Мы видим, что художники активно использовали сюжет легенды, чтобы показать красоту и соблазнительность женского тела, причём часто сюжет о целомудрии приобретал откровенно эротическую трактовку:
Алессандро Аллори
- Джентилески Артемизия
- Теперь посмотрим, какова Сусанна на взгляд великого голландца.
- Рембрандт «Купание Сусанны»
На примере этой картины можно видеть, насколько его трактовка сюжета могла отличаться от большинства работ на ту же тему.
Юная Сусанна, почувствовав чьё-то недоброе присутствие, испуганно сжалась, судорожно пытаясь прикрыться первой подвернувшейся под руку тряпкой и не попадая ногой в туфлю. Она смотрит прямо в глаза зрителю.
Этот тревожный взгляд больших тёмных глаз превращает нас в участников происходящего, вызывая смущение, сочувствие и желание защитить.
Пожалуй, никто до Рембрандта не переносил на холст простые человеческие чувства так честно, глубоко и нежно. Ему великолепно удавалось передать внутренний мир модели и драматизм события.
Рембрандт писал на исторические, библейские, бытовые темы, выполнил множество портретов и автопортретов. При жизни он познал и славу, и признание, но хватило на его долю также непонимания, зависти и забвения.
Современные ему модные художники, имена которых теперь ничего нам не скажут, даже обвиняли Мастера в том, что он не умеет рисовать, поскольку манера его письма была далека от салонной живописи, и в то же время он не следовал слепо классическим эталонам.
Рембрандт своенравно не желал потакать модным тенденциям, он следовал своим путём в искусстве. Главной темой его творчества был человек и его жизнь без приукрашенности и прилизанности — человек, как он есть. Благодаря любви к жизни и человечности, Рембрандт своим мастерством выводит нас за пределы внешней красивости.
Даже самые некрасивые тела он любит так же, как любит жизнь, и возвышает их своим искусством. Скульптор Огюст Роден говорил: «Красоту у Рембрандта рождают контрасты между обыденностью физической оболочки и внутренней одухотворённостью».
Умер Мастер в бедности, и даже место его захоронения затерялось (в Амстердаме есть его «символическая могила»), но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Рембрандт Харменс ван Рейн в полной мере воплощает слова, сказанные Леонардо да Винчи: «Хороший художник должен уметь писать две вещи — человека и душу».
«Плачущий мальчик», Джованни Браголин (Бруно Амадио) (1950-е годы)
На эту картину невозможно смотреть спокойно, ведь все, кто лицезрел ее, утверждают, что так натурально плачет мальчик, так жалобно и при этом зло он смотрит. Действительно, зрелище не для слабонервных. Хотя и история создания репродукции весьма странная.
По одной легенде, художник изобразил собственного сына. По другой, натурщиком стал бездомный нищий мальчик, над которым Браголин мог ставить любые жестокие опыты, остававшись безнаказанным.
Как бы там ни было, редкий ребенок может плакать «по заказу», а Джованни хотел, чтобы портрет получился натуралистическим. Поэтому зная, что мальчик боится огня, художник подносил к его лицу зажженную спичку. Сын или же беспризорник плакал – Барголин довольный задумкой продолжал работу. Однажды несчастный натурщик не выдержал и крикнул: «Чтоб ты сам сгорел!»
Мы не знаем, насколько эта история соответствует действительности, как и то, что через две недели после того, как картина была закончена, ребенок слег с пневмонией и умер. Вскоре не стало и самого художника, который буквально сгорел в своей же мастерской вместе со всеми картинами. Хотя биографы склонны считать, что легенду с мальчиком придумал сам Барголин, чтобы вызвать интерес к своей работе, а сам он до сих пор жив и здоров. Но, как ни странно, «Плачущий мальчик» начал приносить несчастья всем тем, кто осмеливался его приобрести: стоило ему оказаться в каком-либо доме, как тут же начинался пожар. При этом в огне погибало все, кроме самой картины, которая оставалась целой и невредимой.
В конце 80-х годов газета The Sun устроила своеобразную акцию, собрала копии репродукции (сам художник создал 65 портретов плачущих детей) и сожгла их. С тех пор, по утверждению редакции, проклятие сошло на нет. Но в глобальной сети то и дело появляются сообщения с разных уголков мира о том, что не все экземпляры картины были уничтожены и продолжают творить свои черные дела.
«Водяные лилии», Клод Моне (1916)
Свойством выбираться из любой передряги, при этом сея зло, обладала и картина Моне «Водяные лилии». И свой мрачный путь она начала после рождения: сразу после окончания работы над полотном у художника сгорела мастерская. Причину возгорания не нашли, а пламя пощадило лишь последнюю работу.
«Водяные лилии» купили для одного кабаре, которое тоже вскоре было уничтожено огнем. И снова картине удалось «спастись». Но после того, как и у третьего владельца – немецкого коллекционера – сгорел дом, а полотно осталось целым, то слухи о проклятии не стали казаться выдуманными. И даже в Нью-Йоркском музее современного искусства, где оказался опасный экспонат, случился пожар, в котором погиб человек.
Биография Гвидо Рени
Гвидо Рени родился в 1575 году в Кальвенциано, расположенном недалеко от Болоньи, в семье музыканта Даниэле Рени.
Его первым учителем стал Денис Кальварта. Затем Гвидо оказывается в Болонской Академии, и это событие становится определяющим для его творческой биографии.
Возникшее в Болонье художественное заведение было организованно около 1585 года братьями Карраччи — Аннибале, Агостино и их старшим кузеном Лодовико.
После завершения обучения в Академии у Лодовико Карраччи молодой художник довольно быстро получил известность: для выполнения заказных работ его приглашают в Рим.