Реализм в русской литературе XX века
(Николай Петрович Богданов-Бельский «Вечер»)
Переломным моментом в судьбе русского реализма стал рубеж 19 и 20 веков, когда данное направление переживало кризис и о себе громко заявило новое явление в культуре — символизм. Тогда и возникла новая обновленная эстетика русского реализма, в котором главной средой, формирующей личность человека, теперь считалась сама История и её глобальные процессы. Реализм начала 20-го века раскрывал всю сложность формирования личности человека, она складывалась под влиянием не только социальных факторов, сама история выступала как создатель типических обстоятельств, под агрессивное воздействие которых и попадал главный герой.
(Борис Кустодиев «Портрет Д.Ф.Богословского»)
Выделяют четыре основных течения в реализме начала ХХ века:
- Критический: продолжает традиции классического реализма середины 19 века. В произведениях делается акцент на социальную природу явлений (творчество А.П. Чехова и Л.Н. Толстого);
- Социалистический: отображение историко-революционного развития реальной жизни, проведение анализа конфликтов в условиях классовой борьбы, раскрытие сущности характеров главных персонажей и их поступков, совершенных на благо окружающих. (М. Горький «Мать», «Жизнь Клима Самгина», большинство произведений советских авторов).
- Мифологический: отображение и переосмысление событий реальной жизни сквозь призму сюжетов знаменитых мифов и легенд (Л.Н. Андреев «Иуда Искариот»);
- Натурализм: предельно правдивое, зачастую неприглядное, детальное изображение действительности (А.И. Куприн «Яма», В.В. Вересаев «Записки врача»).
Хуан Миро
Продолжительность жизни: 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка
Национальность: каталонец
Хуан Миро
Хуан Миро был влиятельным испанским художником, наиболее тесно связанным с сюрреализмом. Однако, он также написал несколько абстрактных шедевров, которые считаются предшественниками абстрактного экспрессионизма. Его самая известная абстрактная работа — Триптих Голубой I, II, III, состоящий из трех огромных картин размером 355 х 270 см. Все три картины состоят из простых линий и фигур на мечтательном синем фоне. В Голубой II, Миро включает динамическую красную линию на левой стороне картины на спокойном синем фоне. Голубой Триптих считается виртуозным достижением в абстрактном искусстве, а Голубой II — самая известная из трех картин.
Шедевр: Голубой II
Год: 1961
Голубой II (1961) — Хуан Миро
Рене Магритт «Вероломство образов»
«Это не трубка», 1928, Рене Магритт. Находится в музее Лос Анджелеса LACMA
Картина «Вероломство образов», написанная во второй половине 1920-х годов, изображает курительную трубку, кажущуюся чересчур реальной — тонкие линии изгиба, блики и тени. Вероятно, произведение не вызвало бы бурного обсуждения в художественном мире, если бы не одна деталь: выведенная словно детским аккуратным почерком надпись «Ceci n’est pas une pipe», что в переводе с французского означает «Это не трубка».
В этом весь : наше видение (в данном случае воплощенное на холсте) и реальный объект не тождественны. Как можно быть уверенным, что мы видим действительно то, что видим? Вспомните, как однажды ошиблись, приняв в темноте предмет за то, чем он не является — вдруг мы допускаем эту оплошность постоянно?
В 1966 году Магритт создаёт работу под названием «Две загадки», где вновь фигурирует курительная трубка. Художник предлагает развитие своих ранних идей: если мы не уверены, что наше восприятие соответствует действительности, то как мы можем подтвердить истинность этого суждения, не попадая в свою же ловушку?
«Две тайны», 1966, Рене Магритт. Находится в частной коллекции
Подобная концепция оказала влияние на дальнейшее развитие искусства и литературы. Например, известный философ Мишель Фуко написал эссе «Это не трубка», где подробно анализировал и дополнял идеи Магритта. Более того, формулировка «Это не…» была взята на вооружение маркетологами. Самой оригинальной является рекламная кампания страховой фирмы Allianz, где на плакатах с изображениями курительной трубки, молотка, и банановой кожуры, соответственно, находятся надписи «Это не трубка — Это загрязнитель бронхов», «Это не молоток — Это вечный расплющиватель пальцев», «Это не кожура банана — Это злостный вредитель спине».
Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта — «Это не банановая кожура» Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта — «Это не молоток» Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта — «Это не черепица»
Герой того времени
Реалисты описывают в своих работах будни обычного человека. Салтыков-Щедрин, Чехов не боятся показать того, как жизнь может обретать трагические обороты, испытывая главных героев.
Для реалистов 19 века в России было характерным показывать все конфликты и противоречия общества. Точно так же, как действительность постоянно двигалась, а не была константой, эволюционировали и герои.
После расцвета в период романтики поэзия начала уходить в небытие. На ее место пришли драматургия и народный эпос.
Жанр комедии перестал принадлежать к романтике, а начал освещать и социальные аспекты. Новую жизнь вдохнул в него Гоголь с романом «Ревизор». Любовная тема в нем практически не показана, зато нелепость устаревших социальных норм и правил становится основной линией. Главная тема – весь ужас распространенной на то время системы взяточничества и казнокрадства.
Русский критический реализм в стране того времени становится народным. Интеллигенция борется за права и свободы бедных.
Литература новейшего времени или постмодернизма
С конца Первой мировой войны по наши дни все литературные произведения относят к постмодернизму и его разновидностям: натурализм, постреализм, пост-постреализм, пост-постмоденизм.
В философии постмодернизма отмечается сближение с искусством, глобализация общественных и социальных со сходными жанрами: антиутопия, фантастический роман, детективная литература, триллеры, женский роман и т.д.
Постмодернизм с трудом поддается определению — нет однозначности мнений относительно его точных признаков феномена и границ.
Для литературы данного периода характерны следующие черты:
- фрагментарность, ирония, чёрный юмор;
- реакция на идеи Просвещения;
- автор избегает саму возможность смысла, а его роман часто является пародией этого поиска;
- доктрина конструктивизма и отрицание структуры;
- мир – есть текст, человек есть текст;
- «смерть» Я, Бога, автора;
- случайность выше таланта.
Под сомнение также ставится существование границ между высоким и массовым искусством, размывая границы, комбинируя темы и жанры.
Примеры: Дж. Хоукс «Каннибал», В. Набоков «Бледное пламя», Дж. Фаулз «Червь», В. Пелевин «Чапаев и Пустота», В. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени».
Таким образом, разные национальные литературы в своем развитии проходят одни и те же этапы, что свидетельствует об общих путях развития человеческого духа в форме словесности. Хронология развития литературы объединяет все произведения мира в единое искусство.
Что такое сюрреализм
Сюрреализм как направление в искусстве сформировался в 20-х годах XX века. Сюрреализм в живописи исследует подсознание человеческого разума и, соответственно, утверждает, что познать правду мира можно именно через подсознание, а не через логическое восприятие действительности.
Большое влияние на развитие этого стиля живописи имела теория психоанализа Зигмунда Фрейда. Очень часто художники-сюрреалисты используют в создании картин образы из собственных сновидений. Среди особенностей стиля сюрреализм выделяют следующие:
- алогизм;
- иррациональность;
- переменчивость образов;
- фантасмагоричность сюжетов;
- парадоксальность сочетаний и форм;
- использование символов.
О пяти художниках-сюрреалистах, ставших самыми яркими представителями этого стиля, об их самых главных работах мы и поговорим далее.
Критический реализм
В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.
Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.
Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.
Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.
Характерные черты критического реализма:
достоверное воспроизведение действительности
особый интерес к социальной тематике
субъективность в работах данного направления
стремление героев к правде и улучшению мира
Особенности
Реализм в литературе 20 века выявил свою преемственность в сравнении с классическим и одновременно обнаружил новые черты. В первой половине столетия он существует в размежевании, противостоянии и частичном взаимодействии с модернизмом.
На протяжении столетий в литературе именно реализм обнаружил свою последовательную способность к выживанию. Он пережил и модернизм. Это особенно удивительно, учитывая сильнейшие тенденции к отчуждению людей друг от друга, проявившиеся в XX веке, под действием разобщающих мировых сил, запущенных в действие технизацией и империализмом.
Горечь отчуждения сквозит в названиях романов ведущих представителей литературного реализма XX века. «Все люди враги» (Р. Олдингтон), «Каждый умирает в одиночку» (Г. Фаллада), «Домой возврата нет» (Т. Вулф).
Реализм XX века сохранил в неизменности ряд основополагающих черт, присущих классическому. И более того — выявил приверженность к реалистичным тенденциям практически всех предсуществующих эпох, которые впитал наряду с веяниями современности.
В литературном реализме 20 века усилился и обрел программность принцип ответственности за прошлое, воплощенное во всей истории человечества, тезис о его неразрывности с настоящим и будущим. Мы находим эту особенность практически у всех представителей этого течения.
Все, что имеет отношение к человеку вызывает глубокую заинтересованность реалиста.
Томас Манн определяет реализм как «глубокое преклонение перед тайной человека». Правда, как оно было и раньше, критический пафос в реализме XX века, доминирует над категорией идеального. Победа героя над жизнью видится преимущественно в поражении.
Все победы одинаковы, а поражения неповторимы, утверждает У. Фолкнер. Поэтому в поражении раскрывается подлинное величие человека.
Литературный реализм XX века ставит болезненные и самые насущные вопросы перед читателем. Ответ на них может быть скрыт от нас, но постановка опыта корректна и глубоко насущна.
Картины Джексона Поллока
После Второй мировой войны появился новый художественный авангард. Война и ее последствия были подкреплены движением, которое стало известно как абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок, с тревогой осознавая человеческую иррациональность и уязвимость, выразил свою озабоченность абстрактным искусством, в котором рассказывается о пытках и страданиях. К середине 1940-х годов он представил свои знаменитые «капельные картины», которые представляют собой одни из самых оригинальных произведений.
Джексон разбрызгивал и лил краску на холст. Он не любил мольберты и кисти, а предпочитал палочки и лопатки. Сам художник назвал свой метод льющейся техникой, за которую получил прозвище Джек Разбрызгиватель. Эта форма живописи имела связь с сюрреалистическим движением, поскольку она напрямую относилась к выражению эмоций и настроения создателя.
1 of 2
Во многом Поллоку помогала его жена Ли Краснер. Вместе они купили домик в Спрингсе, где новатор основал свою мастерскую. Есть несколько самых важных работ, которые позволяют проследить годы творчества и жизни художника.
«На Запад» 1934-35 года характеризуется темным, почти мистическим качеством. Закрученные формы, которые структурируют изображение, вызывают эмоциональную напряженность, как у Эль Греко и Ван Гога.
На запад
«Хранители тайн» 1943 года часто интерпретируется, как метафора возникновения бессознательных импульсов в сознательную мысль, представляя собой синтез источников вдохновения Поллока. Образы привлекают африканцев, коренных американцев, а также доисторическое искусство. Абстрактные мужские и женские «хранители» были интерпретированы множеством способов: как тотемы северо-западных индейцев, египетские боги, даже как сочетания игральных карт и шахматных фигур в африканских масках.
«Фреска» 1943 года отражает переход Джексона к «капельному искусству». Техника «all over» представляла собой вдохновение из различных источников, включая Пикассо, Бентона и Сикейроса. Картина стала первой крупномасштабной работой, которая была заказана для квартиры известной галеристки и коллекционера Пегги Гуггенхайм. Среди культовых работ также значатся картина «Мерцающая субстанция», «№ 5, 1948», «Свободная форма» и многие другие.
№ 5, 1948
В 1951 году, в разгар карьеры художника, журнал Vogue опубликовал фотографии моделей, созданные Сесил Битон на фоне картин Поллока. Хотя это общественное признание и было симптомом неизбежной популяризации культуры авангарда, художник постоянно сомневался в направлении своего искусства. На вершине своей славы он внезапно отказался от фирменного стиля. Работа Джексона после 1951 года была более темной по цвету, включая коллекцию, окрашенную в черный цвет на несвязанных полотнах. Эти картины были названы «Черной заливкой», и на выставке в галерее Бетти Парсонс в Нью-Йорке их никто не купил. Однако позже Поллок перешел в более коммерческую галерею, вернувшись к использованию цветных элементов.
Самые дорогие картины известных русских художников в стиле абстракционизма
Посмотрим, насколько высоко оценивается сегодня беспредметное искусство русских художников на международных аукционах. Для этого рассмотрим несколько самых дорогих продаж за период с 2000 по 2020 годы.
Хотя далеко не каждый человек воспринимает абстрактную картину как нечто ценное в искусстве, тройку лидеров по продажам заняли именно работы абстракционистов. Самой дорогой картиной русских художников, ушедшей с торгов за последние двадцать лет, стала работа Марка Ротко «Оранжевый, красный, желтый». Это холст внушительных размеров более двух метров в высоту и ширину, созданный мастером в 1961 году. Картины этой серии художник писал с целью пережить глубокие эмоции при их создании и вызвать такие же переживания у зрителей. Надо сказать, что своей цели он достигал сполна, возможно, поэтому его полотна сегодня столь высоко ценятся. Работа была представлена в торговом доме Christieʼs в 2012 году и ушла с молотка за 87 миллионов долларов.
М. Ротко. «Оранжевый, красный, желтый». 236×206. 1961 г.
Второй по стоимости ухода является «Супрематическая композиция» Казимира Малевича. Интересно, что мы могли никогда не увидеть эту работу, так как общество не всегда готово принимать такие вещи. Автор возил ее на выставку в Германию, где картина застряла и могла быть уничтожена представителями нацистского режима. Как известно, последние абстракционизм не признавали и отнесли его к так называемому дегенеративному искусству. Тем не менее, картину удалось спасти в музее, а позже она попала в руки наследников и за последние десятилетия уже дважды появлялась на аукционах. В 2008 году она ушла с торгов на Sothebyʼs за 60 млн долларов, еще через десять лет ее выставили на торгах Christieʼs и продали за 85,8 млн долларов.
К. Малевич. Супрематическая композиция. 1916 г.
Замыкает тройку еще одна абстрактная работа — «Картина с белыми линиями» Василия Кандинского. Эту картину художник создал в Мюнхене в 1913 году, который стал фактически революционным в искусстве. Именно в этом году в Нью-Йорке прошла Арсенальная выставка, организованная с целью преодоления косных требований традиционной школы. На выставке были в том числе представлены абстрактные работы, вызвавшие большой общественный резонанс. Именно в этом году Кандинский написал свою известную серию абстрактных полотен, признанных одной из самых значительных в искусстве ХХ века
Наиболее важной работой этой серии является «Картина с белыми линиями». Вполне ожидаемо, что при попадании такой масштабной работы на аукцион, она имела большой успех и была продана на Sotheby’s в 2017 году за 41,8 млн долларов.
В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.
Из других уходов известных абстракционистов отметим такие. Картина «Стадион “Парк де Пренс”» Никола де Сталя продана за 22 млн долларов, картина «Цветы» Натальи Гончаровой ушла за 10,9 млн долларов, а работу Spherical suprematism Ивана Клюна продали за 6,2 млн долларов. Это примеры самых крупных продаж, помимо которых есть множество уходов по меньшим ценам.
Русские идеологи
Это течение приобрело различные формы и знаменитых последователей. Главным представителем реализма, который находился у его истоков, был Александр Сергеевич Пушкин. Именно он впервые начал писать о крестьянских судьбах, жизни различных сословий.
Пушкин стал революционером. Он преобразил собой некогда отстающую литературу. После Александра Сергеевича был Гоголь, сочетавший мистицизм и критический реализм с большим умением. Благодаря этим двум видным литературным фигурам появилось целое направление под названием “Натуральная школа”.
На мировую сцену вышли два самых известных представителя данного стиля. Лев Николаевич Толстой, который прославил свое имя остросоциальными романами, и Федор Михайлович Достоевский с психологическими драмами. Последним восхищался Ницше, создав модель «сверхчеловека» под впечатлением от произведения «Братья Карамазовы».
Оба писателя делали акцент на уникальности человеческой души. Они искали причины поступков собственных героев, и с особым эстетизмом изображали их.
Последними реалистами в России можно назвать Бунина и Куприна. После них, на смену им, пришел социальный реализм. Наступила новая эпоха. На Западе стиль развивался и дальше. Он подвергался влиянию других течений, видоизменялся.
Главные темы стиля
Литература начала тесно взаимодействовать с обычной жизнью. Многие реалисты начали упиваться безобразным, прославляя его.
Нравы, царившие в то время, стали поддаваться отчаянной критике. На поверхности оказывается ужасные условия жизни крепостных, нищих, складывая главные черты реализма.
Одним из главных, характерных для этого стиля образом стал богатый пресытившийся аристократ. У него всегда есть все, что он хочет, и достает он это любым путем.
Острой критике поддаются и религиозные фанатики. Схоластическое воспитание отбрасывается далеко назад. Прогресс становится главной идеей, основным стремлением героев.
Яркие представители заграничной литературы того времени — Шиллер и Гете — поддерживают идеи буржуазии в борьбе за собственные права, а также наций за независимость.
Макс Эрнст «Слон Целебеса»
«Слон Целебеса», 1921, Макс Эрнст. Находится в Современной галерее Тейт
«Слон Целебеса» — первое масштабное произведение Макса Эрнста, ставшее одним из ключевых для сюрреализма. Созданная после Первой мировой войны работа стремится выразить весь ужас милитаризма. Сам художник писал: «1 августа 1914 года Макс Эрнст умер. Он воскрес 11 ноября 1918 года молодым человеком, который стремился обнаружить мифы своего времени». Вероятно, здесь он пытается разрушить веру в человеческую рациональность — как можно полагаться на разум, если он привёл к войне?
Целебес — остров в Индонезии (сейчас Сулавеси), который своими очертаниями напоминает слона. Эрнст также говорил, что название ему навеяла неприличная считалка немецких школьников, где есть фраза «слон с Целебеса, похожий на беса».
Эрнст рассказывал, что композиция картины пришла ему в голову, когда он увидел в антропологическом журнале фотографию большой корзины для зерна, используемой племенами в Южном Судане. Это объясняет и ритуальные столбы, изображённые на картине. Возможно, художник хотел сказать, что божества, перед которыми благоговели и которым поклонялись люди на заре человечества, никуда не ушли, а лишь переродились в другие, милитаристско-технические, формы.
Механический слон, вызывающий в памяти образы танка, противогаза, печи, кажется огромным по сравнению со светлой женской фигурой на первом плане, которая словно зовёт его за собой неестественно повёрнутой рукой. У женщины нет головы — означает ли это, что творение может погубить своего же творца?
Читайте материалы о других художниках, работавших в стиле магического реализма, на Losko. Например, об и его архитектуре одиночества или и его картинах-загадках.
Литература эпохи Просвещения
Вслед за Барокко в XVIII веке появились произведения нового периода – эпохи Просвещения, которые стирают прежние жесткие границы между философскими, публицистическими и художественными жанрами. Возросло значение мемуаров и эпистолярного жанра.
Литературные тексты разделились на пять направлений:
- классицизм – личность человека как высшая ценность бытия (М. Ломоносов);
- рококо – о личной и интимной жизни человека (А. Прево);
- просветительский реализм – отражение желаемой действительности (Д. Фонвизин)
- сентиментализм – главный акцент на чувственность (Н. Карамзин);
- предромантизм – критика основных идей Просвещения (Т. Чаттертон).
Для произведений Просвещения характерно утверждение норм, раскрытие определенных философских и этических взглядов и отрицание всего несоответствующего нормам. Создан новый тип деятельного и уверенного в своих силах героя.
Примеры: Дж. Локк «Опыт о человеческом разуме», Д. Дефо «Робинзон Крузо», А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско», Гёте «Фауст», П. Бомарше «Фигаро», Д. Фонвизин «Недоросль».
Модернизм или рубеж веков
Охватывает период от 1890‑х до Первой мировой войны и 1930 гг. Это «Серебряный век» – в России, «поворот веков» – в немецкоязычной литературе, «конец века» – во французский сочинениях.
Для модернизма характерен отход от классического романа, радикальный пересмотр литературных форм, поиск новых стилей, стремление к решительному обновлению мироощущения и поэтики, возникновение декаданса (неприятие реальности, безнадежность, безысходность, индивидуализм).
Важное место в произведениях модернизма занимает тема потерянного поколения и осмысления войны. Литература периода модернизма становится чистым отражением реальности или ее полной противоположностью
Автор ставит под сомнение абсолютные истины. В результате целостность мира рушится: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое через нескольких героев с разными взглядами на события и факты
Литература периода модернизма становится чистым отражением реальности или ее полной противоположностью. Автор ставит под сомнение абсолютные истины. В результате целостность мира рушится: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое через нескольких героев с разными взглядами на события и факты.
Формируется «новая драма», представителями которой являются Г. Ибсен (Норвегия), А. Чехов и М. Горький (Россия), М. Метерлинк (Бельгия), Э. Золя и А. Бек (Франция), Б. Шоу (Англия).
Модернизм проявляется в новых направлениях: символизме, акмеизме, футуризме, экспрессионизме, сюрреализме, но существует и вне их. Появился стиль «поток сознания», который характеризуется глубоким проникновением во внутренний мир героев.
Период модернизма завершился к концу 1930‑х годов, на смену ему пришли тексты постмодернизм.
Примеры: Э. Хемингуэй «И восходит солнце (Фиеста)», творчество А. Ахматовой, В. Маяковского, Ф. Фицджеральд «Великий Гэтсби», А. Платонов «Котлован», С. Беккет ««Мечты о женщинах, красивых и так себе».
Пабло Пикассо «Сон»
«Сон», 1932, Пабло Пикассо. Находится в частной коллекции Стивена Коэна
Как и многие художники вдохновлялся любовными переживаниями, воплощая их в творчестве. На картине «Сон» он изобразил своё новое увлечение — Мари-Терез Вальтер, которую ласково называл валькирией.
Мари-Терез Вальтер было 17 лет, когда она встретила Пабло Пикассо, который был старше её на 28 лет и к тому же женат. Тем не менее, их отношения развивались очень стремительно и страстно, спровоцировав целую серию сюрреалистических портретов, нарисованных Пикассо в 1932 году.
В картине «Сон», нарисованной всего за один день, Пикассо использует любопытный приём, разделив изображенное в анфас лицо на две половинки так, что можно наблюдать и линию профиля. Подобное сочетание несовместимых ракурсов положило начало новому направлению в портретной живописи. Пикассо отказывается от реалистичного изображения спящей девушки, используя форму и цвета так, чтобы вызвать эмоции и передать общее ощущение покоя и умиротворения.
В 2006 году владелец решил продать картину и уже договорился с покупателем о сумме сделки в 139 миллионов долларов, но случайно проткнул полотно локтём. Далее произведение ждали ремонт, который обошёлся незадачливому владельцу в $90,000, установление экспертами новой цены и несколько судебных процессов по страховым вопросам. В 2013 году покупатель всё же получил «Сон» Пикассо, заплатив за него 155 миллионов долларов, что на тот момент сделало картину самым дорогим произведением искусства в истории.