Победа (картина моисеенко)

Долгожданные встречи

Эта тема в военной живописи, пожалуй, самая эмоциональная, ведь каждый может представить себе разлуку с близким человеком. Владимир Костецкий написал «Возвращение» в 1948 г., вспоминая собственную встречу с семьей во время отпуска с фронта. Картина получилась очень личной, а потому убедительной. Она претендовала на получение Сталинской премии, но не получила ее. Работу упрекнули в отсутствии героического пафоса. Но в народе ее полюбили, она часто воспроизводилась на открытках и марках.

Рассматривая живопись военной тематики, нельзя не вспомнить братьев Ткачевых. Старший из них воевал и был тяжело ранен. В творчестве художников много прекрасных работ, посвященных войне, семье и деревенской жизни, знакомой им с детства. Эти темы нашли отражение в полотне «Май сорок пятого». На нем мы видим солдата, которого встречает жена и двое детей-подростков. Семейная сцена среди цветущих деревьев написана светло и радостно. Невольно хочется улыбнуться в ответ на улыбку обнимающей отца девочки.

В 1962 г. совсем еще молодой на тот момент Андрей Горский изобразил возвращение без вести пропавшего солдата. Эта картина представляла нашу страну на биеннале в Италии.

Усталость от войны

Не все художники представляли завершение войны пышным праздником. Кто-то пытался глубже понять, что чувствовали измученные солдаты. Они прошли тяжелейшие испытания, постоянно видели смерть — оставались ли у них силы для радостного ликования? На картине Юрия Бондаренко «Победа» изможденные герои слишком устали, чтобы улыбаться. Они могут лишь перевести дыхание и расслабиться впервые за долгое время.

Похожее настроение в работе «Первый день мира» Бориса Окорокова. На ней герои встречают победу лежа на траве, наслаждаясь тишиной и покоем. Женщина улыбается, но на лице мужчины читается скорее потрясение. А ружье в верхней части полотна напоминает, что тень войны еще долго будет висеть над всеми свидетелями и участниками.

Дождь хорошо заметен на картине

Хмелько в своей картине сфокусировал внимание на одном из самых знаменательных моментов Парада Победы — бойцы бросают вражеские знамена к подножию Мавзолея. Оркестр уже замолк, не слышно резкой дроби барабанов

К трибунам подходит колонна бойцов со знамёнами воинских подразделений повергнутой фашистской армии. Поравнявшись с трибуной, они презрительным жестом, с силой бросают штандарты на землю…

Иосиф Сталин наблюдает за парадом с трибуны Мавзолея Ленина. Рядом с ним Вячеслав Молотов, Михаил Калинин, Клим Ворошилов и другие члены Политбюро. На переднем плане у Кремлевской стены тщательно выписаны советские военачальники маршалы Победы Иван Конев, Василий Чуйков, Николай Кузнецов, Леонид Говоров, Иван Баграмян…

Ближе к Историческому музею (в те годы он назывался — Музей Революции) стоят депутаты Верховного Совета СССР и РСФСР, работники наркоматов, деятели культуры, труженики московских заводов и фабрик, иерархи Русской православной церкви, иностранные дипломаты и многочисленные зарубежные гости. На полотне заметно выделяется оперативно-войсковой наряд от 3-го МСП дивизии им. Ф. Э. Дзержинского. Бойцы обеспечивали охрану членов правительства непосредственно у Мавзолея.

Во время Парада Победы шёл проливной дождь, он хорошо заметен на картине: площадь отмыта дождём до блеска, водяной туман слегка приглушает краски. В лёгкой дымке предстаёт здание Исторического музея, на котором виден символ флага с портретами вождей — Ленина и Сталина. Из-за дождя в 1945-м, кстати, были отменены воздушная часть парада и прохождение колонн трудящихся столицы.

Примечания

  1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. — Л.: Художник РСФСР, 1987. — С. 88.
  2. Герман, М. Вселенная живописца // Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. — С. 15.
  3. 12 Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. — С. 28.
  4. 12 Дмитренко, А. Чтобы помнили… // Петербургские искусствоведческие тетради. — СПб, 2007, вып. 9. — С. 198.
  5. Выставка произведений художников Ленинграда «По родной стране». Каталог. Л., Художник РСФСР, 1974. — С.18.
  6. Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. — С. 20.
  7. Новожилова, Л. И., авт. вступ. ст. // Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. — С. 7.
  8. Кекушева-Новосадюк, Г. В. Евсей Евсеевич Моисеенко. — Л., 1977. — C. 53.
  9. 12 [museum.gomel-region.by/ru/list/buda-koshelevo/moiseenko/bio-hud Картинная галерея им. Е. Е. Моисеенко]. Музеи Гомельской области.
  10. Евсей Евсеевич Моисеенко. Каталог выставки. — Л., Художник РСФСР, 1982. — С. 18.
  11. 12 Кекушева-Новосадюк, Г. В. Евсей Евсеевич Моисеенко. — Л., 1977. — C. 51.
  12. 12 Литовченко, Е. Н. Евсей Евсеевич Моисеенко. 1916—1988. Живопись. Графика. Каталог выставки. — СПб.: НИМРАХ, 2006. — С. 14
  13. Герман, М. Евсей Моисеенко // Искусство Советского Союза. Альбом. — Л.: Аврора, 1985. — С. 523
  14. Кекушева-Новосадюк, Г. В. Евсей Евсеевич Моисеенко. — Л., 1977. — C. 51
  15. Леняшин В. А. …Художников друг и советник. Л.,Художник РСФСР, 1985. С.139, 177—178
  16. Герман, М. Евсей Моисеенко // Искусство Советского Союза. Альбом. — Л.: Аврора, 1985. — С. 524
  17. Леняшин В. А. …Художников друг и советник. Л.,Художник РСФСР, 1985. С.184

Вспоминают ветераны

Знаменитый особый сводный батальон из 200 человек, бросавший к подножию Мавзолея регалии побежденного врага, наполовину состоял из военнослужащих дивизии Дзержинского. Фронтовикам никак не удавалось пройти красивым строевым маршем. Оно и понятно, солдаты привыкли воевать, а не маршировать по площадям. Тогда к ним для обучения направили отличного строевика, командира дивизионной роты почётного караула старшего лейтенанта Дмитрия Вовка.

Ветеран дивизии имени Дзержинского генерал-майор в отставке Иван Беликов вспоминал: «12 мая ни о чём не подозревавшего старшего лейтенанта Дмитрия Вовка вызвал командир полка полковник Н.И. Яковлев. Вошедшего в кабинет офицера смутило то, что там собрались несколько генералов… Полковник Яковлев объявил Вовку, что он назначается командиром особого батальона трофейных знамен на предстоящем Параде Победы».

Другой участник Парада фронтовик Иван Назаров рассказывал: «Для тренировок на поле Центрального аэродрома был сооружён макет Мавзолея. Один надзирающий генерал выразил неудовольствие: «Что это вы знамёна фашистские складываете перед Мавзолеем? Их швырять надо!» Стали швырять…»

Следует сказать, что гитлеровские знамена были тяжелее, чем советские. Нацисты скрепляли древки металлом и увенчивали их навершием из литой стали. Швырять такую штуковину было непросто…

В канун парада, 21 июня, маршал Георгий Жуков уже на Красной площади лично экзаменовал подготовку и остался доволен.

День Победы в наше время

В картинах художников XXI века можно увидеть тот праздник 9 Мая, каким знаем его мы. На них изображают постаревших ветеранов с медалями, объединяющие несколько поколений семейные застолья и весна — вечный символ победы добра над злом. Хороший пример — «Песня» Сергея Ишкова. В 2018 году она принесла автору диплом победителя на Всероссийском конкурсе в Москве.

Молодой художник из Тольятти Денис Елисеенко в 2010 г. написал «Портрет ветерана», где изображена пожилая чета в деревенском доме. Картина радует глаз по-весеннему яркими красками, создающими праздничное и жизнеутверждающее настроение.

Нет сомнений, что и в последующие годы победа над жестокими захватчиками будет осмысляться новыми поколениями художников. Картина с таким сюжетом — отличный подарок на 9 Мая ветерану, военнослужащему и просто патриотично настроенному человеку.

Сюжет. Художественные особенности

: неверное или отсутствующее изображение Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности.
В этой статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.

Последние часы войны. Рейхстаг. Лестничный проём и сквозь провал, внизу, бегущие солдаты со знаменем. В композиции только два героя: один, как святой, заплативший жизнью за победу и второй, отчаянно сознающий неизмеримость этой потери.. Радость и горе — вечные спутники окончания войны. Рядом — ликование, тяжесть утраты и торжество как итог непомерных усилий в борьбе. «„Победа“ — это почти реквием, — пишет известный арт-критик Михаил Герман. — Почти, потому что она лишена внешнего покоя и сосредоточенности. Остановлено мгновение, когда умирает, может быть, последний солдат, из тех, кого ждала смерть в эту войну…». «„Победа“ — это воспоминания о самых мучительных днях войны … когда невыносимо трудно, нелепо умирать. Когда солдат солдату вручает как память свою уходящую жизнь», — отмечает известная исследовательница творчества мастера Галина Кекушева-Новосадюк.. По определению искусствоведа и исследователя творчества художника Е. Н. Литовченко, «картина написана вдохновенно и беспощадно».. А. Ф. Дмитренко указывает на мощную пластику полотна, экспрессию её трагических ритмов, контраст выраженных полярных чувств — радости достижения цели и боль утраты. Профессор уверен, что совершенство формы и глубокий психологизм образов утверждают высокую этическую значимость картины.. Лицо солдата, поддерживающего тело друга, написано с такой огромной исповедальной силой, что это прикосновение художника к самым глубоким и тайным душевным струнам, обнажение его его любви и страдания было бы нестерпимым, если бы не было искусством, как заключил петербургский искусствовед профессор ИЖСА им. И. Е. Репина В. А. Леняшин. Очень убедительно также охарактеризовал живописное и пластическое решение произведения М. Ю. Герман : «Мощный контраст скупого, холодного света и глухих, текучих, будто напитанных пороховой гарью теней, налитая непреодолимой тяжестью тянущаяся к земле умирающего и уверенная сильная рука живого. Алые вспышки в дымном сумраке становятся составными частями сложного, богатого ассоциациями образа, бесконечно далёкого как от расхожих парадных, так и от не менее расхожих однозначно трагичных представлений о войне». Впечатляющая сила этой картины велика. Моисеенко обладает способностью «ударить по сердцу», способностью, обусловленной искренностью чувства и мастерством.

Салют победы

Грандиозный фейерверк у стен Кремля — воплощение народной радости и торжества. Столь яркое и праздничное событие изображали многие. Особенно знаменита работа Владимир Штраниха, написанная в 1946 г. Небо на ней расцвечено залпами салюта и устремленными вверх прожекторами. Старшее поколение относится к картине с ностальгией так как, ее репродукция была в учебнике «Родная речь».

Праздничный салют писали и другие художники. Например, Виктор Дмитриевский в 1982 г. закончил полотно «В день победы». Этот мастер прошел войну, а в 80-е помогал создавать панораму «Сталинградская битва».

Первые впечатления

Начать обзор картин, посвященных великому празднику, стоит с творчества Петра Кривоногова. Еще в 1939 г. молодой художник был призван в армию, а затем в составе действующих войск прошел войну от Москвы до Берлина. Между сражениями он делал наброски батальных сцен и портреты сослуживцев. А в послевоенные годы стал мастером эпичных полотен, посвященных Второй Мировой.

Картина «Капитуляция фашистских войск в Берлине» была написана уже в 1946 году. На ней мы видим отобранную у врагов груду оружия и советских солдат, втаптывающих в землю фашистские знамена. Через 2 года была завершена следующая работа — «Победа». Ее сюжет автор задумал во время победоносного штурма Рейхстага. Картина принесла автору Сталинскую премию и постоянно печаталась в книгах, журналах и на открытках.

1. Биография и творчество

Е. Е. Моисеенко родился 15 (28) августа 1916 года в селе Уваровичи (ныне посёлок городского типа в Гомельской области Белоруссии).

После окончания 7 классов он отправился в Москву, где в 1931 году поступил в Художественно-промышленное училище им М. И. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. В 1931—1935 учился в этомучилище у Ланге, Филимонова, Николаева. Закончил училище по отделению росписи по папье-маше. Дипломная работа — папка-адрес «Чапаев».

В 1935 Моисеенко поступил в ИНЖСА (быв. Академию художеств) в Ленинграде. В числе педагогов были И. И. Бродский и В. Н. Яковлев. Большое влияние оказал на формирование художника А. А. Осмёркин, в мастерской которого обучался Моисеенко.

Занятия Моисеенко прервала Великая Отечественная война: 5 июля 1941 года Моисеенко ушёл добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен. До апреля 1945 года он находился в концентрационном лагере в Альтенграбове. Когда узники были освобождены союзными войсками, Е. Е. Моисеенко по его желанию переправили на родину. Войну он закончил, сражаясь в 3-м гвардейском кавалерийском корпусе.

После демобилизации в 1945 году возвратился в институт и в 1947 окончил его по мастерской А. А. Осмеркина с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «Генерал Доватор».

Мастер пейзажа, натюрморта. Известность принесли художнику станковые картины на темы Гражданской и Отечественной войн «Красные пришли»(1961), «Матери, сестры» (1967), «Черешня»(1969). В этих работах он философски переосмысливает тему войны.

За картины «Первая конная», «Красные пришли», «Вестники», «Черешня» удостоен звания Народный художник СССР (1970).

В последние годы жизни обращается к евангельским сюжетам («Распятие», 1988).

Руководя мастерской в Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, воспитал несколько поколений художников.

Для манеры Моисеенко характерна острая графичность, доходящая порой до экспрессии в сочетании со свободной работой кистью, мастерская композиция, яркие, чистые цвета.

Евсей Евсеевич Моисеенко скончался 29 ноября 1988 года. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: