Скандальное современное искусство: «физическая невозможность смерти в сознании живущего»

Картины

  • Святой Себастьян под опекой Ирины (Хендрик тер Бругген), 1625 г.
  • Святой Себастьян под опекой Святой Ирен (Georges de La Tour, Gemäldegalerie), Берлин, ок. 1634–1643 гг.
  • Святой Себастьян, о котором заботится святая Ирина. Масло на панели размером 70,7 x 54,8  см, приписываемой Аренту де Гельдеру (1645-1727) в Эрмитаже в Санкт-Петербурге
  • Святой Себастьян, за которым ухаживает святая Ирен (Жорж де Ла Тур, Лувр) , ок. 1649 г. (более поздний вариант берлинского сочинения). Его приписывают другой картине, с другой композицией, в Сиэтле .

Тоже :

  • Джузепе де Рибера , Бильбао, ок. 1621 г. и Эрмитаж 1628 г. Он также написал несколько традиционных сцен «первого мученичества».
  • Бернардо Строцци , 1631-1636, Бостон.
  • Николя Ренье , Художественная галерея Ferens, Халл;
  • Феличе Фичерелли , 1650, Художественный музей Крокера
  • Людовико Лана (офорт, Модена , Италия, 1643 г.), Художественный музей Филадельфии .

Жизнь

Святой Себастьян (Себиан) в Нюрнбергская хроника

Первое сохранившееся свидетельство жизни и смерти Себастьяна — это Пассио Санкти Себастьяни, долгое время считалось написанным Амвросий Миланский в 4-м веке, но теперь считается отчетом 5-го века неизвестным автором. Это включает в себя «два мученичества» и заботу Ирэн между ними, а также другие детали, которые остались частью истории.

Согласно записи 18 века Себастьяна в Acta Sanctorum, все еще приписывается Амвросию к 17 веку агиограф Жан Болланд, и более короткий отчет в 14 веке Легенда Ауреа, он был человеком Галлия Нарбоненсис кого учили в Медиолан (Милан). В 283 году Себастьян поступил в армию в Риме при императоре. Каринус чтобы помочь мученики. Благодаря своей храбрости он стал одним из капитанов Преторианская гвардия при Диоклетиане и Максимиан, которые не знали, что он христианин.

Согласно традиции, Маркус и Марселлиан были братьями-близнецами из знатной семьи и дьяконы. Оба брата поженились, и они жили в Риме со своими женами и детьми. Братья отказались приносить жертвы римским богам и были арестованы. Их посетили в тюрьме их родители Транквилин и Мартия, которые пытались убедить их отказаться от христианства. Себастьяну удалось обратить Транквиллина и Мартию, а также Святой Тибуртий, сын Хроматия, местного префекта. Другой чиновник, Никострат, и его жена Зоя также были обращены. Было сказано, что Зоя была немой шесть лет; однако она дала понять Себастьяну о своем желании принять христианство. Как только она это сделала, ее речь вернулась к ней. Затем Никострат привел остальных пленников; эти 16 человек были обращены Себастьяном.

Хроматий и Тибуртий обратились; Хроматиус освободил всех своих заключенных из тюрьмы, оставил свой пост и удалился в деревню в Кампания. Маркус и Марселлиан после того, как их спрятал христианин по имени Castulus, позже были замучены, как Никострат, Зоя и Тибуртий.

Мученичество

Реликварий Святого Себастьяна, около 1497 г. (Музей Виктории и Альберта, Лондон)

Лодовико Карраччи нарисованный Святой Себастьян Брошен в Cloaca Maxima для церкви на том месте, где было найдено его тело (1612 г.). Тема практически уникальна.

Себастьян предусмотрительно скрывал свою веру, но в 286 году она была обнаружена. Диоклетиан упрекнул его в предполагаемом предательстве и приказал вывести его на поле и там привязать к столбу, чтобы некоторые лучники из Мавритания будет стрелять в него стрелами. «И стреляли в него лучники, пока он не был полон стрел, как еж полон уколов, и поэтому оставил его там умирать ». Чудом стрелы его не убили. Вдова Кастула, Ирина Римская, пошел забрать его тело, чтобы похоронить, и обнаружил, что он все еще жив. Она вернула его к себе домой и вылечила.

Позже Себастьян стоял у лестницы, по которой должен был пройти император, и хвалил Диоклетиана за его жестокость по отношению к христианам. Эта свобода слова и от человека, которого он считал мертвым, очень удивила императора; но оправившись от удивления, он приказал схватить Себастьяна и забить его до смерти дубинки, а его тело выбросили в общую канализацию. Благочестивая дама по имени Люцина, получившая наставление мученика в видении, в частном порядке извлекла тело и похоронила его в катакомбах у входа на кладбище Каликста, где сейчас стоит Базилика Святого Себастьяна.

Расположение останков

Святой Себастьян (деталь), Андреа Мантенья, 1480, Musée du Louvre, Париж

Останки, считающиеся останками Себастьяна, находятся в Риме в Базилика Апостолорум, построен Папа Дамас I в 367 г. на месте временного гроба Святых Питер и Павел. Церковь, называемая сегодня Сан-Себастьяно фуори-ле-мура, был перестроен в 1610-х годах под патронатом Сципионе Боргезе.

Сент-Адо, Эгинар, Сигеберт и другие современные авторы рассказывают, что во время правления Луи Дебоннера папа Евгений II передал тело святого Себастьяна Хильдуину, аббату Сен-Дени, который привез его во Францию. депонировано в Аббатство Сен-Медар, в Суассон8 декабря 826 г.

Себастьяна череп был доставлен в город Эберсберг (Германия) в 934 году. Здесь было основано бенедиктинское аббатство, которое стало одним из самых важных мест паломничества в южной Германии. Говорят, что череп в серебряной оболочке использовался в качестве чаши, в которой подавалось освященное вино Благословенное Таинство верующим во время праздника святого Себастьяна.

Антонелло да Мессина. «Святой Себастьян» (ок. 1478)

По-настоящему популярным образ святого Себастьяна становится в Италии XV века. На ренессансных картинах изображена первая казнь: Себастьян при­вязан к дереву, а тело его пронзают стрелы. Теперь святой выглядит молодо и у него нет бороды. Уменьшается и количество стрел, хотя Иаков Ворагинский писал, что во время первой казни святой напоминал ежа — так много стрел в него было выпущено. Но художники эпохи Возрождения сосредоточены на красоте тела Себастьяна, а не на количестве ран — боль редко искажает лицо святого.

Дерево, к которому привязан святой, растет у канала на одной из венецианских площадей. Сцена казни не нарушает праздного спокойствия города, его жители продолжают прогуливаться, а стражник — единственный персонаж, связанный с Себастьяном, — уснул. Балконы дворца украшены турецкими коврами: они напоминают о процветании Венеции, случившемся благодаря торговле с Отто­манской империей.

Почитание святого Себастьяна усилилось в XIV и XV веке вместе с пришедшей в середине XIV века черной смертью: считалось, что Себастьян помогает защи­титься от чумы. С приходом чумы в Венецию в 1477 году связывают и картину да Мессины. Впрочем, художник умер всего через год в своей родной Сицилии, так что неизвестно, мог ли он успеть получить и выполнить такой заказ.

История написания картины

Полотно Тициана Вечеллио «Святой Себастьян» — результат творческого скитания художника в качестве великого колориста. Мастер размышляет не массой, не объемом, не линий, не пропорцией или светотенью, как большинство других творцов. Тициан Вечеллио предлагает мир и формы, созданные только красками, используя цветовые оттенки и сопоставляя тона в картине «Святой Себастьян».

Основные характеристики работы «Святой Себастьян»:

  1. Работа выполнена Тицианом Вечеллио в 1570 году.
  2. «Святой Себастьян» — картина, выполненная на холсте масляными красками.
  3. Картина «Святой Себастьян» относится к религиозно-мифологической тематике.
  4. Сегодня «Святой Себастьян» находится в Эрмитаже.

Покровительство

Святой Себастьян к Питер Пауль Рубенс (1604), холст, масло, 120 х 100 см, Антверпен

Святой Себастьян Глин Филпот (1932), холст, масло, 36 x 28½

в Римская католическая церковь, 20 января Себастьян увековечивает необязательный мемориал. в Церковь Греции, Праздник Себастьяна — 18 декабря. бубонная чума, Себастьян раньше был одним из Четырнадцать Святых Помощников. В католицизме Себастьян — покровитель лучников, мастеров булавок, спортсменов (современная ассоциация) и святой смерти.

Святой Себастьян к Эль Греко (1578) в Собор Сан-Антолин, Паленсия

Себастьян — один из святые покровители города Корми в Мальта вместе со Святым Георгием. Себастьян — это покровитель Ачиреале, Казерта и Петилия Поликастро в Италия, Мелилли в Сицилия, и Сан-Себастьян а также Пальма де Майорка, Любрин и Уэльва в Испании. Он покровитель Негомбо, Шри-Ланка и Рио де Жанейро, Бразилия. Неформально, в традициях Афро-бразильский синкретическая религия Умбанда, Себастьян часто ассоциируется с Oxossi, особенно в самом штате Рио-де-Жанейро.

В Любрин, ежегодно 20 января проводится фестиваль в честь Святого Себастьяна. Статуя святого Себастьяна возглавляет процессию вокруг деревни, и люди швыряют булочки со своих балконов в толпу, идущую за святым на улицах внизу. Булочки имеют отверстие посередине, и некоторые люди нанизывают их на веревку вокруг своего тела. Считается, что фестиваль возник в 14 веке после эпидемии чумы. холера ударил по площади. В то время, как говорили, богатые бросали хлеб и деньги бедным на улицах внизу, чтобы не подхватить болезнь. «Праздник хлеба» в Сан-Себастьяне настолько необычен, что был объявлен Фиестой национального туристического интереса в Андалусия.

Праздник Святого Себастьяна отмечается среди Католик сообщества Керала в Индии, с большим количеством элегантности и цвета. Церкви грандиозно освещены и украшены, а фейерверк является главным событием в каждом католическом доме в память о святом. В каждом приходе своя дата празднования, особенно в районах г. Триссур, Эрнакулам, Базилика Святого Андрея, Артункал и Коттаям. В церкви Канджур Сиро Малабар праздник отмечается самым большим в Азии процессией Золотых Крестов и Украшенных зонтиков. Кроме того, многие паломнические центры, церкви, святыни и многие учебные заведения по всей Керале носят имя святого.

Он является покровителем колледжа Сан-Себастьян-Реколетос в Манила, Филиппины который находится рядом с Малой базиликой Сан-Себастьяна, цельностальной церковью на Филиппинах и в Азии, находящейся в ведении Ордена Августинских воспоминаний (OAR). В католической общине Ньюмана в Университет Рочестера, Общество Святого Себастьяна — это организация христианских спортсменов на территории кампуса, работающая на благо общества. Рочестер, Нью-Йорк области с помощью методов восстановительное правосудие, особые потребности сбор средств и общественные работы.

Себастьян — покровитель Римско-католическая епархия Баколода, в Negros Occidental, Филиппины и Lipa City в Батангас, Филиппины. Также святой Себастьян является покровителем Леон Город Мексика. Изображение святого в его мученической кончине находится в левом верхнем углу герба города.

Святой Себастьян — покровитель Рыцари Колумба Совет № 4926 в г. Римско-католическая епархия Сан-Хосе в Калифорнии, обслуживая города вид на горы и Лос Альтос. Святой Себастьян — покровитель Католические ветераны войны Соединенных Штатов Америки. Высшая награда, присуждаемая CWV — Почетный легион ордена Святого Себастьяна.

В его 1906 г. Воспоминания, Карл Шурц вспоминает ежегодное театрализованное представление «птичьего полета» Рейнский город Библиотекарь (де), спонсируемый Обществом Святого Себастьяна, клубом снайперы и их спонсоры, к которым принадлежал почти каждый взрослый житель города.

В Река Святого Себастьяна в американском штате Флорида назван в его честь. Река является притоком Индийская речная лагуна и составляет часть границы между Indian River County и Округ Бревард. Соседний город Себастьян, Флорида и Государственный заповедник реки Себастьян также названы в честь Святого Себастьяна.

Хусепе Рибера. «Святой Себастьян и святая Ирина» (1628)

После того как Диоклетиан приказал лучникам расстрелять Себастьяна, свято­го оставили умирать привязанным к дереву. Ночью к месту казни пришла свя­тая Ирина. Она вытащила стрелы из тела Себастьяна, отнесла его к себе домой и вылечила. Эта история появляется в середине XVII века в сборнике «Деяния святых», составленном иезуитом Жаном Болландом. В его основе — более ранние средневековые тексты. В искусстве же линия о святой Ирине возникает еще раньше — в XV веке.

Исцеление Себастьяна от ран и его способность останавливать чуму считались чудом: чума обойдет молящегося, как Себастьяна миновали стрелы палачей. В конце XVI — XVII веке, в эпоху Контрреформации, на изображениях казни святого все чаще появляется святая Ирина — и церковь всячески поддерживает этот сюжет, пытаясь восстановить доверие католиков. Образ Ирины являл хри­стианам, и в особенности христианкам, пример сострадания и заботы о ближ­нем, а также рационально объяснял, каким образом Себастьян остался жив. К этой сцене часто обращались художники, находившиеся под влиянием Кара­ваджо, в том числе Хусепе Рибера. Большую часть жизни он провел в Неаполе, где видел работы Караваджо.

На этой картине в теле святого осталась всего одна стрела

Внимание зрителя приковано к Себастьяну, тогда как женские лица остаются в полумраке. В отли­чие от большинства художников, изображавших Ирину и ее помощницу осво­бождающими Себастьяна от веревок, Рибера оставляет святого привязанным к дереву

Запрокинутая голова, голая шея, отведенная рука подчеркивают его беззащитность.

Андреа Мантенья. «Святой Себастьян» (1457–1459)

На картине Андреа Мантеньи тело святого напряжено, и привязан он не к дере­ву, а к колонне триумфальной арки, напоминая скорее мраморную статую, нежели человека. Фон картины символичен: языческий мир уходит в прошлое, арка разрушена, у ног святого разбросаны обломки античных статуй. Ступня в сандалии и голова могли принадлежать одному из 200 каменных идолов, которых, согласно «Золотой легенде», разрушил Себастьян. Чуть дальше лежит другой обломок — кусок рельефа с амурами, собирающими виноград, с антич­ного саркофага: сбор винограда мог символизировать жертву Иисуса и евхаристию.

В облаке в верхней части картины, слева, видна фигура всадника. Возможно, Ман­тенья снова вспоминает «Золотую легенду», где приведена версия, соглас­но которой имя Себастьян происходит от слова basto — «седло», а значит, свя­той — седло Иисуса, где церковь — это конь, а сам Иисус — всадник.

Страдающий Ренессанс: рождение боли

На фреске «Оплакивание Христа» Джотто, которого называют первым живописцем Ренессанса, с невиданной в византийском искусстве экспрессией изобразил душевное страдание. Ангелы над телом Спасителя мечутся в воздухе, как стая перепуганных ласточек. Это художественная вольность: духовным сущностям надлежало быть возвышенными и бесстрастными. Согласно схоластическим представлениям, ангелы не ощущают боли, но Джотто написал их такими человечными, как если бы они горевали по любимому другу.

Под влиянием античной культуры нарастает интерес к телесности и возрождается традиция реалистичного изображения физического мира. На картинах появляется перспектива, фигуры людей обретают анатомически верные пропорции и очертания. Сюжет о страданиях Христа прочно входит в живопись, раны и орудия истязаний изображаются очень тщательно — как и в драматичных сценах из жизни мучеников. «В эпоху Возрождения и последующий период, в атмосфере повышенного интереса к человеческому телу и его красоте, наблюдается тенденция „приукрашивать“ физическую боль, так что в центре внимания оказывается не столько мучение, сколько мужество, с которым святой его переносит», — отмечает Умберто Эко.

Пьетро Перуджино. Святой Себастьян. Фреска. 1458. Источник

Под воздействием идеала калокагатии страдания эстетизируются — тело в момент боли не выглядит слишком натуралистично и наводит на возвышенные мысли.

Источники [ править ]

  • Баркер, Шейла, Создание чумного святого , гл. 4 в книге «Благочестие и чума: от Византии до барокко» , под ред. Франко Мормандо, Государственный университет Томаса Вустера Трумэна, 2007, ISBN 1-931112-73-8 , ISBN 978-1-931112-73-4 , Google Книги  
  • Бёкль, Кристина М (2000). Образы чумы и эпидемии: иконография и иконология . Государственный университет Трумэна. С. 76–80. ISBN 978-0-943549-85-9.
  • Хедквист, Валери, «Святой Себастьян Тер Браггена, которого заботит Ирэн», Журнал историков нидерландского искусства 9: 2 (лето 2017) DOI: 10.5092 / jhna.2017.9.2.3, полностью онлайн
  • Митчелл, Питер, «Политика заболеваемости: символизм чумы в мученичестве и медицинской анатомии», в «Искусство науки 17-го века: представления природного мира в европейской и североамериканской культуре» , ред. Клэр Джовитт, Дайан Уотт, 2002, Рутледж, ISBN 9781351894449 , книги Google 

Героические мучения древности

Судя по всему, современный концепт физической боли сформировался относительно недавно. На старинных изображениях раненые участники батальных сюжетов словно вовсе не испытывают страданий. Пространство мифа было чуждо личного драматизма, а боль осмыслялась в героическом модусе.

В представлении викингов одно из лучших мест Вальгаллы — ристалище, на котором воины-эйнхерии рубят друг друга топорами, а как только раны затягиваются, снова берутся за дело. Попадание на эту вечную арену сражений нужно было заслужить, демонстрируя презрение к боли, а  носят символический характер.

Камень эпохи викингов (Стура-Хаммарский картинный камень). Ок. VII в. Источник

Сцены на античных киликах тоже лишены психологизма. На чаше, которая хранится в Григорианском Этрусском музее, запечатлено наказание титанов, прогневивших Зевса. Атланта, держащего на плечах небесный свод, кусает змея, а орел терзает печень Прометею. Несмотря на то, что из ран последнего брызжет кровь, фигуры вписаны в форму чаши и обрамлены декоративным орнаментом. Прискорбное положение титанов должно было служить назиданием и наводить на мысли о роке (воле богов), потому мучения не показаны слишком выпукло.

Страдания Прометея и Атланта. 550 г. до н. э.

Итальянский искусствовед Константино д’Орацио объясняет это так: «Античный художник проявляет сдержанность при передаче эмоций, поскольку его цель заключается не в том, чтобы повлиять на чувства зрителя, а в том, чтобы увековечить самый значительный момент в истории героев».

Отказ от спонтанной сентиментальности соответствует античным моральным идеалам. Отсутствие страха и преодоление страдания — признак атараксии, мужества и спокойствия мудреца. Это доказывали своей жизнью и смертью многие греческие философы: Зенон Элейский, отказавшись выдать сообщников по политическому заговору, откусил себе язык и выплюнул в лицо тирану, а Сократ продемонстрировал античным мужам, с каким спокойствием нужно встречать неизбежное. Такой подход не предполагал сострадания ни к себе, ни к ближнему, а всякое непроизвольное чувство, которое всецело овладевает человеком, лишая его воли, осуждалось. Боль была несовместима с идеалом духовной и внешней красоты, калокагатией.

В отличие от античного мира, где боль (как и чрезмерное наслаждение) полагалось игнорировать, не позволяя чувственным ощущениям взять верх, христианская культура допускает позитивный аспект мучений, связанный с искуплением грехов. Первые приверженцы новой религии, которых бросали на арены ко львам и подвергали изощренным пыткам, позже описанным в житиях святых, могли надеяться, что посредством таких «страстей» войдут в Царствие Небесное. А в XIII столетии города Европы охватило движение флагеллантов, устраивавших процессии с разрешения местных муниципалитетов. Кое-где, например в Перудже, в это действо вовлекались чуть ли не все жители.

Пьетро ди Доменико да Монтепульчано. Мадонна Милосердия. 1425–1428

Средневековое изобразительное искусство на протяжении долгого времени избегало реализма. Мастера, которые сами часто оставались безымянными, не слишком интересовались личными эмоциями. Поэтому главным акцентом в репрезентации драматических событий была история как таковая. Изображения страдания выполнены в духе общей средневековой бестелесности. Рыцари могут идти в бой с легкой полуулыбкой, а разрубаемые на части святые демонстрируют удивительную в подобной ситуации безмятежность. Столь странное несоответствие между происходящим и выражениями лиц персонажей привело к сегодняшней популярности образов «страдающего Средневековья».

«Эстетика мученичества» в полной мере проявилась в картинах, написанных на сюжет страстей Христовых, но и они лишены всякой физиологичности, важен только их смысл. В раннем Средневековье чаще встречались упрощенные, недетализированные, схематические изображения Распятия. В то же время в христианстве складывалась традиция личного переживания боли и ее аффективного описания. Сочувствие Спасителю и святым ложится в основу субъективизма, который становится художественной доминантой в эпоху Возрождения.

Чимабуэ. Бичевание Христа. 1280

Еще одна группа средневековых сюжетов, связанных с телесной болью, отражена в рыцарских романах — эпических приключенческих произведениях. Их персонажи переносят тяготы героически. Например, в «Виллегальме» Вольфрама фон Эшенбаха раненный копьем в живот крестоносец подвязывает выпадающие внутренности знаменем, «не проявляя никакого смятения чувств».

Миниатюра из Библии Мациевского (Библия Крестоносца). 1240–1250

Предмет

Дирк ван Бабурен , ок. 1615 г., музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид, одно из первых изображений севера .

В классических произведениях «Золотой легенды позднего средневековья» говорится: «Следующей ночью пришла христианка, чтобы забрать его тело, чтобы похоронить его, но она оставила его там». Нашла его живым и привел его домой и присматривал за ним, пока он не был в безопасности. Идентификация «христианской женщины» как Ирины, до сих пор очень неясная, происходит позже и популяризируется кардиналом Цезарем Барониусом (1538–1607), известным церковным историком и одним из ответственных писателей. уместно в искусстве Контрреформации. Его рассказ был опубликован в томе 3 его Annals Ecclesiastici , опубликованной в 1592 году Ирен была названа в качестве источника V — го  века, но его имя было забыто. Себастьян и Ирэн фигурируют в древнехристианской литературе, но подробности их жизни по большей части являются легендами.

Висенте Лопес Портанья , 1795–1800, довольно поздняя испанская версия.

Субъект, особенно в изображениях , где Себастьян тянули из дерева, имеет явные сходства с двумя другими сценами из светских итальянских эпических романсов: Angelica и Medoro от Орландо Фуриосо от Людовико Ариосто l’ (1516) и Эрминия и Танкред из. Джерусалемме Либерата по Ле Тасс (1581). В обоих случаях герой ранен в бою, и его возлюбленная заботится о нем; Сцена с кубком была особенно популярна, часто как часть цикла. В обоих случаях герои обычно изображаются лежащими и по большей части раздетыми, их доспехи часто подброшены к ним, что также характерно для некоторых картин Себастьяна.

Биография автора: интересные сведения

Тициан Вечеллио – художник, который родился в 1488 году и прожил до 1576 года. Живописец является одним из главных представителей венецианской школы эпохи Возрождения. Мастер родился в семье политического деятеля. Однако отец рано заметил умения своего сына и отправил его на обучение в Венецию.

Среди интересных фактов из жизни Тициана Вечеллио следует выделить:

  • Художник прожил 90 лет, что невероятно для той эпохи. Поскольку средняя продолжительность проживания едва достигала 40 лет.
  • Тициан Вечеллио был признан королем живописцев, а также считался художником королей, поскольку многие короли и вышестоящие чины хотели, чтобы их портрет был написан именно этим мастером.
  • Художник считается основателем психологического портрета, поскольку он первый, кто сумел отобразить не только внешность своей модели, но и передать через полотно ее душу и характер.
  • Тициан Вечеллио стал первым художником, который обрел популярность в качестве мастера цвета: творец достигал в своих работах широкого разнообразия цветовых гамм, оттенков и переходных компонентов.
  • Мастером была разработана новая манера написания картины, которая предполагала накладывание краски на холст, используя кисть, шпатель или палец.

Сны разума Нового времени

Стоило начать вглядываться в бездну — и процесс оказался необратимым: предметом пристального интереса художников Нового времени становятся ментальные страдания.

Там обитают чудовища, которых , оттуда приходят ночные кошмары.

Генри Фюзели. Ночной кошмар. 1781. Источник

Если Караваджо дал голове Медузы Горгоны заглянуть в зеркало, то художник Антуан-Жозеф Вирц пошел еще дальше. Прежде чем изобразить сцену декапитации, он попросил гипнотизера ввести его в транс возле эшафота, чтобы проникнуть в ощущения казнимого преступника. Художник уверял, что прикоснулся к неизведанному и невыразимому. Результатом такого «опыта умирания» стала работа «Что видит голова гильотинированного в секунды после отсечения».

Интерес ко всему таинственному и темному приводит к появлению в XIX веке мрачных картин, представляющих собой художественное исследование пограничных состояний, а в литературе — готического романа. Разрабатываемые там темы и сюжеты: жестокие преступления, восстание мертвецов, призраки, чудовища, болезни — выражают интерес к иррациональному и дикому. Постепенно формируется жанр ужасов, который исторически служит для человечества зеркалом потаенных страхов. Романтики в поисках архаической эмоциональности обращаются к древним легендам и .

Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына. 1819–1823. Источник

На смену изображениям физической боли приходят страх безумия и боязнь потерять себя. Одна из самых популярных мрачных фантазий эпохи, погребение заживо, отражает ужас перед затянувшейся агонией, которую после эпохи Просвещения трудно превозмочь молитвой. Вампиры и воскрешенные кадавры пугают не только потому, что способны нанести героям произведений вред, но и тем, что покушаются на разум человека. Персонажи Эдгара Аллана По то и дело ощущают подступающее сумасшествие. Впоследствии в произведениях Говарда Филиппса Лавкрафта кошмар достигает такой концентрации, что превращается в «неименуемое» — единственным спасением для героев оказывается финальное отсутствие означающих, которое избавляет от необходимости осмыслять нестерпимый опыт.

Уильям Блейк. Навуходоносор. 1805. Источник

Распространение методов химического обезболивания способствует тому, что религиозные моральные обоснования физических страданий начинают казаться всё менее убедительными. Зачем сохранять стойкость, если можно принять морфин или лауданум? Боль остается частью мистических практик (инициации, добровольного мученичества из духовных соображений), но подобный подход всё больше маргинализируется. Теперь, надев вериги и власяницу, человек мог скорее попасть в сумасшедший дом, чем прослыть святым.

Как защитник от чумы

Святой Себастьян ходатайствует за пораженную чуму (вверху),Хосе Лиферинксе, 1497–1499, Художественный музей Уолтерса

Вера в то, что святой Себастьян был защитой от чума был средневековым дополнением к его репутации, что во многом объясняет огромное увеличение его значения в позднем средневековье. Однако связь мученического выстрела со стрелами с чумой не является интуитивной. В греко-римском мифе Аполлон, бог-лучник, иногда уничтожает своих врагов, стреляя чумными стрелами с небес, но также является избавителем от мор; фигура Себастьяна Христианизирует это фольклор ассоциация. Подобные метафоры божественного неудовольствия встречаются в Еврейская библия.

Обнадеживающий пример того, как Себастьян смог оправиться от своего «первого мученичество»(или» стреловидность «, как ее иногда называют) тоже было актуально, и раны от стрел могут напоминать бубоны это были симптомы бубонной чумы. Визуально «раны от стрел взывают к Богу о милосердии к нам, как симптомы непоколебимого призыва к жалости от прохожего», как Молан положи это.

В летописец Павел Дьякон рассказывает, что в 680 г. Рим был освобожден от бушующей эпидемии. В Золотая легенда передает эпизод великой чумы, поразившей Лангобарды во времена короля Гумбурта, что было остановлено возведением алтаря в честь Себастьяна в церкви Святого Петра в Провинция Павия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: