Забвение длиною в 300 лет
“Рождение Венеры” далеко не всегда была признана шедевром. До середины 19 века Боттичелли считали второстепенным мастером. Никто не толпился у ног прекрасной светловолосой богини.
Тогда все художники страдали рафаэлеманией. У Боттичелли был младший современник Рафаэль. Который создавал не менее прекрасных Мадонн. И у него было два больших преимущества перед Боттичелли.
Рафаэль создавал свои шедевры масляными красками. Вслед за Леонардо да Винчи. Тончайшие лессировки (полупрозрачные слои краски) делали его героинь более живыми.
В то время, как Боттичелли ещё работал по старой технологии, темперными красками. Они быстро сохли, поэтому накладывались одним слоем. В результате образы получались сухими, безжизненными.
Свою “Венеру” Боттичелли смог лишь слегка оживить за счёт румянца и развивающихся волос.
Слева: фрагмент картины Рафаэля “Сикстинская Мадонна”.
А второе преимущество Рафаэля заключалось в композиции.
Боттичелли иногда критикуют за коллажность его работ. Да, композиция не была его сильной стороной. Порой его герои просто стоят в ряд. Как, например, на знаменитой картине “Весна”.
Сандро Боттичелли. Весна. 1482 г. Галерея Уфицци, Флоренция
Рафаэль же создавал сложнейшие композиции. И в сочетании с красивыми и живыми образами стал образцовым мастером. Которому стремились подражать многие поколения художников.
Рафаэль. Святая Цецилия. 1513-1516 гг. Национальная пинакотека Болоньи, Италия
И вот когда уже каждый жест с полотен Рафаэля был тысячекратно повторен в картинах других художников, часть из них сказали “Хватит!”
И решили посмотреть, как работали художники до Рафаэля. И открыли для себя “Рождение Венеры” и “Весну” Боттичелли.
Так возникло движение прерафаэлитов. То есть тех, кто перенимал техники художников, творивших до Рафаэля.
У них мы видим невероятно красивых и чувственных женщин. Так же, как у Боттичелли, это были музы. Например, Россетти всю жизнь изображал Элизабет Сиддал. А Уотерхаус – Мюриел Фостер.
Слева: Данте Габриэль Россетти. Блаженная Беатриса. 1864-1870 гг. Галерея Тейт, Лондон. Справа: Джон Уильям Уотерхаус. Борей. 1903 г. Частная коллекция
Известные работы художника
- Автопортрет (1847), Национальная портретная галерея (Лондон).
- «Юность Девы Марии» (англ. The Girlhood of Mary Virgin), 1848, галерея Тейт, Лондон.
- «Благовещение» (лат. Ecce Ancilla Domini), 1850, галерея Тейт, Лондон.
- Two Mothers, 1852, Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.
- Carlisle Wall или The Lovers (1853), галерея Тейт, Лондон.
- «Годовщина смерти Беатриче» (англ. The First Anniversary of the Death of Beatrice) или «Данте рисует ангела» (Dante drawing an angel) (1853)
- Elizabeth Siddal (1854), музей Делавэра.
- Found (1854), Вилмингтонское общество изящных искусств, Делавэр.
- Arthur’s Tomb или The last meeting of Launcelot and Guenevere (1855), галерея Тейт, Лондон.
- Dante’s Vision of Rachel and Leah (1855), галерея Тейт, Лондон.
Arthur’s Tomb
Dante’s Vision of Rachel and Leah
Two Mothers
- The Passover in the Holy Family: Gathering Bitter Herbs (1855-56), галерея Тейт, Лондон.
- Dante’s Dream at the Time of the Death of Beatrice, 1856, галерея Тейт, Лондон.
- «Надписи на песке» (англ. Writing on the Sand), 1857-58, Британский музей, Лондон.
- Sir Galahad at the Ruined Chapel (1859), Бирмингемский музей и художественная галерея.
- Dantis Amor (1860), галерея Тейт, Лондон.
- Bocca Baciata (1860), Музей изящных искусств Бостона.
- Лукреция Борджиа (Lucrezia Borgia), 1860-61, 1868, галерея Тейт, Лондон.
- «Блаженная Беатриса» (Beata Beatrix) (1864), галерея Тейт, Лондон.
Биография и творчество[править | править код]
Автопортрет, 1847 Данте Габриел Россетти родился в мелкобуржуазной интеллигентской семье. Его отец Габриэль Россетти, карбонарий, бежавший в 1821 году из Италии, стал профессором итальянского языка в Кингс-колледж, его матерью была Фрэнсис Полидори. В 1850 Россетти опубликовал своё первое стихотворение «Блаженная дева» (англ. The blessed damozel), навеянное «Вороном» Эдгара По. Большинство других стихотворений Россетти относится к 1860—1870-м годам; они были изданы под общим заглавием «Ballads and sonnets» (Баллады и сонеты) в 1881. Сестра Габриела, Кристина Россетти, также была известной поэтессой.
В 1848 году, на выставке Королевской Академии художеств, Россетти знакомится с Уильямом Холменом Хантом, Хант помогает Россетти закончить картину «Детство Девы Марии», которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Дж. Э. Милле. Вместе они основывают Братство прерафаэлитов. Хант, Милле и Россетти сознательно бросили вызов общепринятым взглядам; они создали свой манифест и опубликовали его в собственном издании «Росток». Впоследствии Россетти отходит от прерафаэлитизма.
С 1854 по 1862 год он также преподавал рисунок и живопись в первом в Англии образовательном заведении для низших классов общества. При этом оказался превосходным преподавателем, и студенты его боготворили.
Beata Beatrix, 1864—1870. Портрет Элизабет Сиддал
Элизабет
Огромное влияние на его жизнь и творчество также оказали знакомство, женитьба и последующая смерть (по одной из версий — самоубийство) жены, поэтессы Элизабет Сиддал (англ. Elizabeth (Lizzie) Siddal).
Когда они познакомились, Лиззи уже была больна туберкулёзом. Она была его ученицей, моделью и возлюбленной. Россетти сделал множество зарисовок с Элизабет, некоторые из них потом послужили эскизами для его картин. Они прожили вместе почти десять лет, но поженились только 23 мая 1860 года. После рождения в мае 1861 года мёртвого ребёнка её здоровье окончательно пришло в упадок. Она начала принимать в больших количествах лауданум.
Меланхоличная и больная туберкулёзом, Лиззи умерла через два года после женитьбы (11.02.1862) от передозировки лауданума, спиртовой настойки опиума. Ей посвящено одно из лучших полотен Россетти — «Блаженная Беатрикс» (Beata Beatrix, 1864—1870). Беатрикс изображена сидящей, она пребывает в полусне, похожем на смерть, в то время как птица, вестник Смерти, кладет ей на ладони цветок мака.
Первые заказы от мецената и коллекционера предметов искусства Фредерика Ричардса Лейлэнда Россетти и Уистлер получали в период с 1864 по 1867 года. Лейлэнд собирал предметы искусства эпохи Возрождения, а также прерафаэлитов (Уистлера и Альберта Мора).
Россетти в приступе горя, терзаемый чувством вины, что отдавал слишком много времени работе, похоронил вместе с Элизабет рукописи своих поэм. В 1870 году он добился разрешения на эксгумацию трупа и достал стихи, чтобы опубликовать их в своём первом собрании сочинений. Сборник появился в 1870 году.
Последние годы жизни
В 1871 году Россетти снова влюбился. Это была жена его друга Уильяма Морриса. Они стали любовниками, и Джейн много позировала Россетти.
Со временем образ жизни поэта становится замкнутым, его видели лишь самые близкие друзья. Поздние годы Россетти отмечены все более болезненным настроением, он стал злоупотреблять алкоголем и хлоралгидратом, жил затворником.
В июне 1872 года Россетти предпринял попытку самоубийства, выпив целую бутылку настойки опиума. Он выжил, но начал страдать манией преследования и какое-то время считался безумным. Несмотря на это, Россетти продолжал работать и писать, у него было много последователей как в художественном искусстве, так и в поэзии.
Один из многочисленных портретов Джейн Моррис. «Сон наяву», 1880, Музей Виктории и Альберта, Лондон
В 1879 году Россетти написал портрет одного из своих покровителей, мецената и коллекционера предметов искусств Фредерика Ричардса Лейлэнда.
С 1881 года он начал страдать галлюцинациями и приступами паралича. Его перевезли на морской курорт Берчингтон-он-Си и оставили на попечение сиделки. Там он и умер 9 апреля 1882 года; похоронен на кладбище Церкви Всех Святых.
Творчество Данте Габриэля Россетти
Наиболее известны картины Россетти позднего периода. Их основными чертами являются эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения.
С ухудшением душевного здоровья Россетти увеличивается его зависимость от Джейн, он был одержим ею и посвятил ей огромное количество полотен, обессмертив её имя так же, как и имя Элизабет Сиддал.
Среди самых известных его работ — «Дневная греза», «Прозерпина» (1877). Кроме того, он много работал как иллюстратор и оформитель книг, выполнял (сотрудничая с У. Моррисом) эскизы для витражей и панно, обращался к фотографии, монументально-декоративной живописи.
Под влиянием этой работы Моррис написал полотно «Королева Гиневра», изобразив в роли жены короля Артура свою будущую супругу Джейн Бёрден. Моррис и Россетти много раз рисовали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой оба так восхищались. Известны также другие модели Россетти — Фанни Корнфорт, отношения с которой длились на протяжении многих лет, Алекса Уайлдинг.
В 1852 году Россетти посетил выставку фотографий.
Его увлечение нашло выход в серии фотографий Джейн Моррис, сделанных в доме Россетти в Челси в июле 1865 года. Сам фотограф неизвестен, но каждая фотография несет на себе отпечаток художественного вдохновения Данте Габриэля, который сам усаживал модель.
Красота как истина
С категоричностью, свойственной юности, прерафаэлиты утверждали, что английскому изобразительному искусству приходит конец, что академическое художественное образование на корню губит новые таланты, а вкусы публики безнадежно испорчены скучными и однообразными произведениями заслуженных «старичков». Возродить английскую живопись, по их мнению, могло только одно — возвращение к простоте, свежести и искренности раннего Ренессанса.
Интересно, что самого Рафаэля молодые бунтари причисляли к «академикам» и равняться на него не желали.
Прерафаэлиты полностью отвергли все привычные методы работы. Они писали только с натуры, в качестве моделей часто выбирали друзей и родственников или приглашали людей в буквальном смысле с улицы. Например, на картине «Юность Девы Марии» изображены мать и сестра художника Данте Россетти, а для знаменитой «Леди Лилит» ему позировала малограмотная Фанни Корнфорт.
В искусстве Средневековья и Раннего Возрождения молодых художников привлекало то, чего, по их мнению, не хватало современной английской живописи, — простота, искренность и подлинное религиозное чувство.
Члены «Братства» буквально жили в мире своих образов и вполне могли бы согласиться со словами поэта Джона Китса: «Красота есть единственная истина».
Блаженная Беатриче
Лауданум – это опийная спиртовая настойка, которую в Викторианской Англии считали панацеей от всех болезней. А прежде всего, успокоительным, обезболивающим и снотворным. Жене Данте Габриэля Россетти было 33 года, когда она приняла смертельную дозу лауданума: то ли просто превысила допустимую порцию лекарства, без которого не обходилась последние несколько лет, то ли намеренно покончила с собой. «Блаженную Беатриче» Россетти написал вскоре после смерти Элизабет Сиддал по эскизам и рисункам, которых за время их совместной жизни он сделал сотни. Элизабет работала в шляпном магазине, когда ее увидел художник Уолтер Деверелл, зашедший в лавку случайно вместе с матерью. После этой встречи он рассказывал Холману Ханту и Россетти: «Она как королева: великолепно высокая, с прекрасной фигурой, величественной шеей, нежным лицом, плавный переход линий от висков к скулам в точности напоминает скульптуру богини Фидия… Подождите, я еще не закончил! У нее серые глаза, а волосы похожи на сверкающую медь и переливаются, когда она их распускает». Художники-прерафаэлиты нашли идеальную модель, словно сошедшую с ранних ренессансных фресок – Милле писал с нее Офелию, Хант – Сильвию. Потом Лиззи познакомили с Россетти – и она стала его личной натурщицей, любовницей, а вскоре и ученицей. 10 лет они прожили вместе – темпераментные, страстные, вспыльчивые, талантливые, оба поэты и художники. Данте писал ее одержимо, ежедневно, ее лицо смотрело с каждого наброска и полотна в его матерской. Элизабет была больна туберкулезом, частые приступы укладывали ее надолго в постель, через какое-то время искривленный позвоночник начал вызывать приступы невралгии – тут-то в ее руках и оказалась настойка опия. В 1860 году, когда состояние девушки было критическим, отчаявшийся Россетти решил на ней жениться. Он чувствовал себя виноватым, потому что не решался сделать этого раньше, да и верностью в этих 10-летних отношениях не мог похвастать. И вдруг смысл всей его жизни, его любимая, его модель, его Беатриче – при смерти.
Элизабет Россетти почувствовала себя лучше после свадьбы, но прожила в браке всего два года. Это были уже совсем не безоблачные отношения музы и вдохновенного поэта, омраченные, к тому же, выкидышем, бессонницами, наркотической зависимостью. В 1862 году Лиззи приняла смертельную дозу лауданума – то ли желая облегчить невыносимую боль, то ли решившись избавиться от боли навсегда. И овдовевший художник задумал «Блаженную Беатриче», над которой будет работать 6 лет.
Беатриче – это образ, безраздельно принадлежавший Лиззи в творчестве Россетти. Она позировала для «Встречи Данте и Беатриче в раю», «Сна Данте о смерти Беатриче», «Приветствия Беатриче». И теперь Россетти пишет ее в момент расставания с миром – в блаженном и смиренном принятии конца. Голубь опускает ей в раскрытые ладони мак – символ смерти. За ее плечами ангел любви, одетый в красное, держит догорающий огонь – символ угасающей жизни. Вторая фигура – это сам Россетти в образе Данте, уже не способный удержать возлюбленную на земле. В одном из писем художник рассказывал, что стремился не изобразить смерть, а заменить ее неким состоянием транса, в котором Беатриче переносится с земли на небеса.
Джон Рёскин сказал о необычном свойстве света в работах Россетти в 60-е годы: «Его свет – это не сам солнечный свет, а солнечный свет, рассеянный сквозь цветные стекла». Первое впечатление от «Блаженной Беатриче» именно такое: свет излучает вся фигура девушки, ее руки и подол платья, ее сияющие волосы светятся изнутри, а не подсвечены внешним источником, солнцем из далекого города.
После смерти Элизабетт Россетти не смог жить в их общем доме – и переехал. «Блаженную Беатриче» он повторит еще несколько раз (в основном, получая заказ именно на это изображение). С каждой новой репликой свет в руках и волосах Беатриче будет все более неуверенным и тусклым, как и воспоминания об Элизабетт, вытесняемые из жизни Россетти новыми женщинами, опиумом и виски.
Беата Беатрикс
Беата Беатрикс (Beata Beatrix)
Годы создания: 1864-1870 год
Описание: «Beata Beatrix» (Беатриче Благословенная, Блаженная Беатриса) — картина Данте Габриэля Россетти, английского художника-прерафаэлита, над которой он работал в течении 6 лет, с 1864 по 1870 год.
В 1862 году умерла Элизабет Сиддал, английская поэтесса и супруга художника. Россетти тяжело переживал смерть жены, даже переехал с одного конца Лондона на другой. В этот период он снова возвращается к технике масленой живописи, до этого он долгое время работал только с акварелью. Художник проиллюстрировал «Новую жизнь» Данте Алигьери. Россетти представил Элизабет в образе Беатриче в момент ее смерти. Себя же он ассоциирует с Данте, который оплакивал свою утрату.
Образ Беатриче существенно отличается от характерных для Россетти образов чувственных женщин. Сам художник указывал на то, что он хотел изобразить не смерть, а некий транс, в котором Беатриса, парящая на балконе над всем городом, неожиданно возносится на Небо.
На картине множество символов: солнечные часы говорят о проходящем времени, птица на ладони Беатриче — это вестник смерти, она кладет цветок мака — Элизабет умерла от передозировка лауданума (настойки опия). Из двух фигур на заднем плане одна — ангел любви с пылающим сердцем, вторая — сам Россетти. Фигуры с размытыми контурами отсылают к фотографиям Джулии Камерон, работами которой восхищался художник.
Возможно именно «Beata Beatrix» стала одной из предпосылок появления работ художников-символистов, которые часто обращались к теме пограничного состояния между жизнью и смертью.
Dante Gabriel Rossetti. Beata Beatrix, 1864-1870. Образ блаженной Беатрис кардинально отличается от чувственных женщин, характерных для творчества Данте Габриэля Россетти со времени создания Bocca Baciata
«Глядя на эту картину, важно помнить о том, что она призвана не изображать смерть, но заменять её формой транса, в состоянии которого Беатриче, словно парящая на балконе над городом, неожиданно оказывается вознесённой с Земли на Небо». — Из письма Россетти У
Моррису. Тяжело переживая смерть своей жены и натурщицы Элизабет Сиддал, Россетти оставляет дом на Чэтэм-плейс. В течение нескольких лет, снова обратившись к технике масляной живописи, он создает памятник Элизабет — картину, в которой представил её в образе Беатриче из «Новой жизни» (La Vita Nuova) Данте. Беатриче изображена в момент смерти, сам же Россетти ассоциирует себя с оплакивающим свою утрату Данте. Солнечные часы обозначают проходящее время, две фигуры на заднем плане — ангел любви с пылающим сердцем в руке и сам Россетти. На ладонь героини птица (вестник смерти) кладёт цветок мака (Сиддал умерла от передозировки настойки опия).
1870-е годы
Изображение | Имя | Год | Текущее местоположение | Ссылка |
---|---|---|---|---|
Миссис Уильям Моррис | 1870 г. | Поместье Уайтвик, Вулверхэмптон, Великобритания | ||
Мариана | 1870 | Художественная галерея Абердина, Шотландия | ||
Тишина | 1870 | Бруклинский художественный музей, Нью-Йорк | ||
Ла Донна делла Финестра | 1870 (пастель) | Брэдфордская художественная галерея, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ | ||
Пандора | 1871 | частная коллекция | ||
Сон Данте во время смерти Беатрис | 1869–1871 | Художественная галерея Уокера, Ливерпуль | ||
Водяная ива | 1871 | Художественный музей Делавэра, Уилмингтон, Делавэр | ||
Бауэр Луг | 1872 | Художественная галерея Манчестера | ||
Вероника Веронезе | 1872 | Художественный музей Делавэра, Уилмингтон, Делавэр | ||
Blanzifiore | 1873 | Коллекция Эндрю Ллойд Уэббер | ||
Ла Гирландата | 1873 | Художественная галерея Гилдхолл, Лондон | ||
Бархатцы или же Bower Maiden или же Fleurs de Marie или же Дочь садовника | 1873 | Ноттингемский замок-музей и художественная галерея | ||
Прозерпина | 1874 | Тейт Британия, Лондон | ||
Дама Святилища Граэль | 1874 | коллекция Эндрю Ллойд Уэббер | ||
Роман Вдова или же Dîs Manibus | 1874 | Museo de Arte de Ponce, Пуэрто-Рико | ||
Ла Белла Мано | 1875 | Художественный музей Делавэра, Уилмингтон, Делавэр | ||
Смерть леди Макбет ‘ | 1875 (стирка пером и сепией) | Ашмоловский музей, Оксфорд, Великобритания | ||
Astarte Syriaca или же Венера Астарта | 1876–77 | Художественная галерея Манчестера | ||
Мнемозина или же Лампа памяти или же Ricordanza | 1876–1881 | Художественный музей Делавэра, Уилмингтон, Делавэр | ||
Заклинание моря | 1877 | Художественный музей Фогга, Гарвардский университет | ||
Мария Магдалина | 1877 | Художественный музей Делавэра, Уилмингтон, Делавэр | ||
Бруна Брунеллески | 1878 | Музей Фитцуильяма, Кембридж, Великобритания | ||
Видение Фиамметты | 1878 | Коллекция Эндрю Ллойд Уэббер | ||
Пандора | 1878 (мелки) | Художественная галерея леди Левер, Порт Санлайт, Великобритания | ||
Беатрис | 1879 | Чарльз Батлер | ||
Ла Донна делла Финестра или же Дама жалости | 1879 | Художественный музей Фогга, Гарвардский университет |
История
Работа была приобретена в 1886 году Джозефом Растоном на распродаже коллекции Уильяма Грэма, принадлежавшей Christie’s , была куплена в 1898 году сэром Джеймсом Россом на распродаже коллекции Джозефа Растона, также принадлежавшей Christie’s, которая позже организовала распродажу. из коллекции Растона в 1927 году, картина стала собственностью Кроала Томсона, который в том же году продал ее Художественной галерее Гилдхолла.
Работа была впервые выставлена в 1883 году в Королевской академии художеств в Лондоне ; в павильоне Венского сецессиона в 1927 году; в Мемориальном зале Картрайта Брэдфорда в 1930 году; и в Художественной галерее леди Левер в Порт-Санлайт в 1948 году.
Анализ
Эта работа представляет собой одну из многочисленных картин с изображением женщин, играющих на музыкальных инструментах, которые Россетти изображал между 1871 и 1874 годами. Интенсивное использование цвета отражает меланхоличную атмосферу, а символизм картины, вероятно, отражает эмоциональное состояние художника в то время. Со своей стороны, жимолость и розы, расположенные на вершине арфы, указывают на эротическое влечение, а сама арфа представляет собой музыку, распространенную метафору любви.
Уильям Майкл Россетти, брат Россетти, упомянул тот факт, что цветы, изображенные внизу работы, вероятно, были ошибочными:
1850-е годы
Изображение | Имя | Год | Текущее местоположение | Ссылка |
---|---|---|---|---|
«Хист!», — сказала королева Кейт. | 1851 | Итонский колледж | ||
Ecce Ancilla Domini или же Благовещение | 1850 | Тейт Британия, Лондон | ||
Борджиа | 1851 | Дом-музей Тулли и художественная галерея, Карлайл | ||
Две матери | 1852 | Sudley House, Ливерпуль | ||
Карлайл Уолл или же Любовники | 1853 (акварель) | Тейт Британия, Лондон | ||
Первая годовщина смерти Беатрис или же Данте рисует ангела | 1853 (акварель) | Ашмоловский музей, Оксфорд | ||
Элизабет Сиддал | 1854 | Художественный музей Делавэра, Уилмингтон | ||
Найденный | 1854 | Художественный музей Делавэра, Уилмингтон | ||
Паоло и Франческа да Римини | 1855 | Тейт Британия, Лондон | ||
Благовещение | 1855 (акварель) | Галерея Агнью, Лондон | ||
Могила Артура или же Последняя встреча Ланселота и Гвиневеры | 1855 (акварель) | британский музей, Лондон | ||
Видение Данте Рахили и Лии | 1855 | Тейт Британия, Лондон | ||
Пасха в святом семействе: собираем горькие травы | 1855–56 | Тейт Британия, Лондон | ||
Голубой шкаф | 1856–57 | Тейт Британия, Лондон | ||
Сон Данте в день смерти Беатрис: 9 июня 1290 г. или же Сон Данте во время смерти Беатрис | 1856 | Тейт Британия, Лондон | ||
Мария в доме святого Иоанна | 1858 | Художественный музей Делавэра, Уилмингтон | ||
Дама из святилища Граэль | 1857 | Тейт Британия, Лондон | ||
Врата памяти | 1857 (акварель) | Коллекция Макинса | ||
Мария Магдалина выходит из дома пира | 1857 | Тейт Британия, Лондон | ||
Мария Назарянин | 1857 | Тейт Британия, Лондон | ||
Мелодия семи башен | 1857 | Тейт Британия, Лондон | ||
Свадьба Георгия Победоносца и принцессы Сабры | 1857 | Тейт Британия, Лондон | ||
Смерть Breuze Sans Pitié | 1857–65 (акварель) | Вирджиния Сёртиз | ||
Арфист | 1857 | частная коллекция | ||
Написание на песке | 1857–58 | британский музей, Лондон | ||
Святая Екатерина | 1857 | Тейт Британия, Лондон | ||
Часовня перед списками | 1857–64 | Тейт Британия, Лондон | ||
Рождественская песня | 1857-8 | Художественный музей Фогга, Гарвардский университет | ||
Перед битвой | 1858 | Музей изящных искусств, Бостон | ||
Золотая вода или же Принцесса Паризаде | 1858 | Музей Фитцуильяма, Кембридж | ||
Семя Давида | 1858–64 | Лландаффский собор, Кардифф | ||
Садовая беседка | 1859 | Д-р Г. Л. Литхарт | ||
Моя леди Зеленые рукава | 1859 (акварель) | британский музей, Лондон | ||
Сэр Галахад в разрушенной часовне | 1859 | Бирмингемский музей и художественная галерея | ||
Приветствие Беатрис или же Salutatio Beatricis (левая панель) | 1859 | Национальная галерея Канады, Оттава | ||
Приветствие Беатрис или же Salutatio Beatricis (правая панель) | 1859 | Национальная галерея Канады, Оттава |