Сансеполькро и тайны синего цвета
Синий цвет в Римской империи и Византии, предшественницах средневековых итальянских государств, был почти не распространен. Он считался цветом траура, скорби, ассоциировался с варварами-германцами – это они носили синие плащи и мазали себя синей краской. Кроме того, синюю краску просто неоткуда было взять. С Востока, из далекого Афганистана караванным путем привозили драгоценные куски ультрамариновой ляпис-лазури (лазурита), но это было очень дорого и неблизко.
Лазурит
С распадом Римской империи и легализацией христианства синий цвет стал использоваться как цвет покровов Богоматери, символизируя ее чистоту и непорочность. А также — ее душевную теплоту и сердечность как главной Заступницы грешного человечества перед Иисусом Христом на грядущем Страшном суде. Заметим: синий цвет не считался в те времена «холодным», как сейчас, такой цветовой градации тогда еще не существовало. Стоимость ляпис-лазури с ее устойчивым ярко-синим ультрамариновым пигментом, которым писали одежды Богоматери, была прямо эквивалентна золоту.
Ляпис-лазурь
Это был самый ценный и дорогой пигмент из всех существовавших в те времена. Секрет его изготовления арабы, доставлявшие ляпис-лазурь на рынки Южной Европы, хранили в строжайшей тайне. Дело в том, что после измельчения природного лазурита порошок быстро приобретал серый цвет, и только арабы владели технологией сохранения его великолепного ярко-синего оттенка. Кроме того, после обработки 100 граммов камня получалось только 3 грамма красочного пигмента. Арабы монополизировали рынок сбыта синего красителя и на века установили на него заоблачные цены.
Лазурит был настолько дорогим, что им писали только облачения Богоматери, хитон Иисуса Христа или покровы ангелов (как это сделал Андрей Рублев на своей иконе «Троица»). Художники и в средневековой Европе, и иконописцы на Руси, использовали его только на заказ, и лишь тогда, когда заказчик заранее оплачивал затраты на драгоценный пигмент. Конечно, ни о каком окрашивании тканей с помощью такого ультрамарина речи не шло. Еще лазуритовый ультрамарин применялся при написании миниатюр в заказных рукописных книгах – хрониках или Евангелиях – для правящей элиты и римских пап.
А как же тогда, спросите вы, синие одежды германцев. Эту синюю окраску немцы получали из листьев травянистого кустарника вайды, повсеместно растущего в Европе. Впервые рецепт изготовления «немецкого ультрамарина» появился в VIII века в Тюрингии, и его центром стал древний Эрфурт. Правда, синяя краска из вайды значительно проигрывала лазуриту, ее светоносность была в тридцать раз ниже ляпис-лазури.
Вайда
Процесс изготовления синей краски из вайды был трудоемким и противным. Листья и стебли вайды измельчали, заливали человеческой мочой с добавлением винного спирта. Настаивали ее в течение некоторого времени. Причем, моча использовалась только пьяного человека. Представляете, какой запах стоял в это время в красильнях! Но и это не всё. Синюю краску готовили в воскресенье. Для получения «составляющих» красильщики напивались до бессознательного состояния. С тех пор и появилось выражение «напиться до посинения» и «синяк» – как воспоминания о далеком прошлом.
Эстафету изготовления «немецкого ультрамарина» из вайды подхватили французы, в частности, в провинции Лангедок. А главный город Лангедока Тулуза – стала центром европейского производства «синьки» из вайды. За Альпами, в Италии, первыми новшеством воспользовались в Ломбардии с ее «шелковичным» бумом, а в Центральной Италии главным стал маленький Сансеполькро. На этом он значительно разбогател.
Но в конце XV века, после того, как португалец Васка да Гама привез из Индии местную синюю краску «индиго», дело ремесленников из Европы оказалось под угрозой. Дошло дело до того, что император Священной Римской империи запретил использовать индиго под страхом смертной казни. Но индиго был красивее, ярче, устойчивее к свету и стирке, французская знать перешла на платья, окрашенные индиго, а скромная синька из вайды стала цветом одежды простолюдинов.
Индиго
А потом траву индиго испанцы огромными партиями стали привозить из Нового Света – в Америке этого добра оказалось навалом. Трудоемкое и вонючее производство синьки из вайды стало ненужным. Сансеполькро лишился рынка сбыта и быстро превратился в заштатную тихую провинцию. Присоединение Сансеполькро к Флоренции так же негативно сказалось на благосостоянии городка – тосканским герцогам не было никого дела до его славной истории. И только в конце XIX века с возобновлением его древних традиций и народных промыслов городок возродился. Сюда потянулись толпы туристов.
Энциклопедия «искусство» — пьеро делла франческа. Пьеро делла франческакартины и биография
на заре нового искусства
Из документа следует, что художники заняты росписью церкви Сант-Эджидио. До наших дней она не сохранилась, тем не менее, эта работа считается началом карьеры Пьеро.
Пьеро уже не мальчик и вряд ли подмастерье. Ведь в платежных документах указывались только важные фигуры. Возможно, Пьеро уже был самостоятельным художником и партнером Доменико Венециано.
Молодой Пьеро был во Флоренции в самые важные годы, когда она представляла собой кузницу эпохи Возрождения. Здесь он знакомится с идеями Филиппо Брунеллески в области построения пространства, Мазаччо и Донателло дают ему представление о пластике фигур, он вместе с Паоло Уччелло увлечен законами перспективы, видит сияющие краски Беато Анджелико, перенимает натурализм у художников Фландрии.
Позже, когда Пьеро станет настоящим мастером живописи, в его творчестве проявится мощная объединяющая сила всего лучшего, что существовало в искусстве Италии в первой половине XV века. Он, как никакой другой художник, сумел довести до высшей степени развития основы флорентийской живописи, сочетать ее с приемами нидерландской школы и способствовать распространению в значительной части Италии принципов нового искусства.
Крещение Христа — евангельский сюжет, типичный для раннего Возрождения, но в случае с Пьеро — нетипична форма. Уже первая работа погружает нас в уникальный мир Пьеро.
Этот удивительный шедевр пронизан светом и источает свет. В центре — фигура Христа, своей неподвижностью она напоминает статую из мрамора или слоновой кости и перекликается со стволом дерева. Этот же ствол и ноги Христа, Иоанна Крестителя и ангелов слева задают произведению торжественный ритм. А небо отражается в прозрачной воде.
В глубине изображена еще одна фигура человека, снимающего одежду. Возможно, это сам Иисус некоторое время назад, а возможно и человек, ожидающий принятия крещения.
Мир Пьеро напоминает мир Мазаччо: все тот же аскетичный пейзаж, дневной свет, прохлада и все та же особая наполненность каким-то прозрачным воздухом, который бывает, кажется, только в Тоскане.
Есть в Крещении и параллели с важными историческими событиями
Обратите внимание на персонажей, сгруппированных справа. Их восточные одежды и головные уборы позволяют опознать византийских священников
И это неслучайно.
Вторая половина тридцатых годов XV века время проведения Ферраро-флорентийского собора, на котором произошло важное для всей Европы событие. В ходе этого собора было утверждено единство римской и византийской церквей
Будучи в Флоренции в 1439 году, Пьеро стал свидетелем того, как весь город встречал Папу Римского, кардиналов, византийского императора Иоанна VIII Палеолога и самых важных людей своего времени, собравшихся для участия в соборе.
На единство церквей указывает и группа ангелов слева. Традиционно в сцене крещения ангелы держат одежды Христа. Но в данном случае ангелы пожимают руки друг друга, словно утверждая согласие.
Задний план
Как ни странно, доминирующий персонаж картины — властный герой, который виден зрителю… со спины. Одетый в белое, его фигура резко контрастирует с образом бичуемого Христа. Остальные действующие лица кажутся замершими на месте, словно время для них остановилось. Чтобы понять всю грозную силу закутанного в одежды персонажа, надо напомнить о величайшем страхе средневековой и ренессансной Европы перед мощью Османской империи
Обратите внимание на его тюрбан. Экзотический наряд выдает в нем турка
Именно этот хладнокровный и бессердечный персонаж дает зрителям подсказку для вскрытия тайны новозаветного сюжета в свете гуманизма Ренессанса. Сдержанность турка балансируется его непреклонной волей, уверенностью и властью над всем происходящим. С его молчаливого согласия происходят страшные действия стражников.В сцене слева, намеренно отодвинутым вглубь сцены, изображен Иисус, бичуемый под безучастным и безжалостным взглядом Понтия Пилата. Одетый в восточный наряд (символ нравственного заблуждения и слепоты), Пилат выражает поразительное спокойствие.
Ряд историков искусства выдвинули довольно любопытную теорию о том, что шедевр делла Франческа является аллегорией страданий Константинополя в 1453 году. Это было захват столицы Византийской империи турками-османами под предводительством султана Мехмеда II. С этой точки зрения, двое мужчин, наблюдающих за бичеванием, — Мурад II (исламский султан, который вел многолетнюю войну против Христианство) и византийский император Иоанн VIII (против которого велась эта война). Таким образом, три загадочных мужчины на переднем плане могут представлять дворян, которые были безучастны и позволили уничтожить христианский народ.
Мурад II и Иоанн VIII
Сансеполькро: немного истории и фактов
В Раннее Средневековье, а конкретнее – в X веке, пилигримами, возвращавшимися из Святой земли, бенедиктинскими монахами Аркано и Эдитно, здесь, между горной грядой Апеннин и долиной Тибра, была основана бенедиктинская обитель (santuario). Она сразу обрела ореол святости и славу по всей Центральной Италии, поскольку паломники привезли с собой части Священного Гроба Господня для хранения и почитания. В 1012 году обитель сделалась аббатством (badia), вокруг которого стал строиться город. Ныне на месте аббатства стоит Кафедеральный собор Св. Иоанна Богослова. В нем – совершенно замечательное распятие времен Каролингов и фреска Пьетро Перуджино «Вознесение».
Дуомо Сансеполькро
В Сансеполькро (в переводе это означает «Святое Захоронение») потянулись люди мирские и блаженные, преимущественно «нищенствующие», т.е. давшие обет добровольной бедности: францисканцы, августинцы, сервиты, те же бенедиктинцы – перечень немалый. И все они находили здесь приют и искреннее почитание.
Городок рос и достиг своего наибольшего расцвета в XV веке. Но не благодаря святым отшельникам, а исключительно — практической сметке горожан. Дело в том, что в городе начало массово развиваться производство остродефицитной синей краски для окраски тканей и нужд живописи из неброского местного кустарника под названием «вайда», в обилие произраставшем в окрестностях Сансеполькро. И вот на этом надо остановиться поподробнее.
Описание
Работа повреждена из-за трех длинных горизонтальных трещин и незначительной потери цвета. У основания трона слева написано OPUS PETRI DE BURGO SCI SEPULCR , то есть «работа Пьеро де Борго Санто Сеполькро » (его город), подпись автора.
Справа, под персонажами на переднем плане, по крайней мере до года, по словам Пассавана, можно было прочитать текст convenerunt in unum («Они сошлись»), отрывок из Псалма 2 , ii в Ветхом Завете . Это является частью Службы Страстной Пятницы , относящейся к Страстям ХристовымAdstiterunt reges terrae et principes convenerunt in unum adversus Dominum et adversus Christum eius . Этот текст цитируется в Книге Деяний 4:26 и относится к Пилату, Ироду и евреям.
Таблицу можно считать разделенной на две прямоугольные области: слева от столбца в центральной зоне — область, в которой представлено бичевание, и от столбца до крайнего правого — область, занимаемая тремя символами в первое место. Плоский: две области поддерживают золотое сечение друг к другу . Сюжет картины – бичевание Христа римлянами во время его Страстей . Библейское событие происходит в открытой галерее посередине, а три фигуры справа на переднем плане явно не обращают внимания на события позади них.
Идея двух временных рамок в композиции проистекает из того факта, что сцена порки освещена справа, а якобы «современная» внешняя сцена освещена слева.