Казимир Малевич
Родившийся в Киеве Казимир Малевич провел большую часть своего становления в уголках Украины. Малевич, изолированный от культуры, поглотил традиции сельской жизни, которые, как говорят, остались с ним на протяжении всей его жизни. После смерти своего отца в 1904 году он переехал в Москву, где учился в Московском училище живописи, скульптуры и архитектуры. Он был современником Владимира Татлина, часто выступая с ним на выставках. Переломным моментом в его стиле стало открытие в 1913 году крупной выставки работ Аристарха Лентулова в Москве. Говорят, что он открыл ум Малевича к кубистским формам и принципам, которые он начал включать в свои произведения. Основной вклад Малевича в историю искусства пришёл в 1915 году, когда он написал свой манифест «От кубизма к супрематизму». Супрематизм должен был стать его фирменным стилем и оказать влияние на будущих художников. Принципы супрематизма ценятся до сих пор – и даже послужили основой туристической айдентики России.
Литература
- Муратов А. М. С. К. Зарянко (1818—1870). Жизненный путь. // Ступени. — СПб, 1995. — ISSN 0869-1371
- Муратов А. М. Теория искусства и педагогическая деятельность С. К. Зарянко. // Ступени. — СПб, 1995. — ISSN 0869-1371
- Муратов А. М. Сергей Константинович Зарянко художник, педагог, теоретик искусства. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — 260 с. — ISBN 5-86007-378-X
- Муратов А. М. Сергей Зарянко. — М.: Белый город, 2004. — 48 с. — ISBN 5-7793-0829-2, ISBN 978-5-7793-0829-8. — Серия: «Мастера живописи. Русские художники»
- Муратов А. М. Школа Сергея Константиновича Зарянко // Художественная школа. — 2004. — №1(2). — С. 28—32.
- Stites, Richard (2005). Serfdom, society, and the arts in imperial Russia: the pleasure and the power. — Yale University Press. — P. 324,329,377,415,484,534. — ISBN 0-300-10889-3.
Короткие жизненные истории
Родился в 1889 году в Тверской губернии в старообрядческой семье. Мать родила его в лесу, когда пошла за малиной. Положила сына в корзинку, накрыла фартуком. Жила семья очень бедно.
Родное село известно мастерами-башмачниками. Каждый дом – маленькая мастерская. Родители Сергея тоже шили обувь и носили пешком продавать ее в столицу почти за 100 верст. Также пешком возвращались домой с деньгами.
Детьми родителям заниматься было некогда, поэтому их воспитывали дед с бабкой. Дедушка – человек сильно верующий. Постоянно уходил из дома, чтобы молиться. Не находился дома по полгода. Странствовал, ремонтировал обувь. Выполнял мелкую работу за еду. Бабушка одна справлялась с хозяйством. Она ездила на лошади за дровами и говорила, что умрут они вместе с конем. Так и вышло: обоих раздавил поезд.
Все родные люди будущего писателя были добрыми, чуткими к чужому горю. Раздавали нищим продукты, муку, творог, яблоки из сада, хотя сами нуждались. Отец часто выпивал, но ограничивал себя, когда домой приезжал Сергей. Мать заботилась о доме одна, подорвала свое здоровье, в старости страдала нервным заболеванием.
Клычковы жили на краю деревни, возле самого леса. Однажды к ним забрел странник и сказал, что здесь скоро будет великий человек. Считают, что он произнес пророческие слова. Жилище потом сгорело. Семья построила новый каменный дом. Сумели стать зажиточными крестьянами.
С детства мир будущего писателя наполняется разными мифическими существами: лешими, кикиморами, чертями. Сказки о них рассказывала бабушка. Рано стал интересоваться иконами, церквами, обрядами. Любил бывать на службах, слушал пение. Нравились хороводы на гуляньях, лес, речка. Он разговаривал с животными, понимал их. Его даже пчелы не кусали. Все детские впечатления найдут потом отражение в его произведениях.
Вначале учился в приходской школе, которую окончил хорошо. Отец решил отдать сына в московское училище. Сергей испугался и не сдал экзамены. Родитель выпорол его прямо в городском саду. Эту сцену увидел директор учебного заведения. Он пожалел мальчика, разрешил сдать экзамены. Так Клычков стал студентом реального училища, где проучился 6 лет.
Первые стихотворения написал, когда ему исполнилось 18 лет. Их сразу заметили маститые поэты того времени, напечатали в литературных журналах. Темы произведений – родная деревенская природа, родина. Стал писать о домовых и лешиях, нечистой силе
На их народность обратили внимание знаменитые литераторы Бунин и Вересаев.
Через год поступил в Московский университет, хотел стать историком и филологом. Потом сделал в занятиях перерыв, слушал лекции в народном университете
Много ходил пешком по Центральной России, посещает храмы, монастыри. Путешествовал босиком, с заплечным мешком, продолжал писать. Один за другим выходили сборники его стихов.
С начала Первой Мировой войны оказался на фронте. По военным впечатлениям написал большую повесть. Писатель понимал бессмысленность событий, чувствовал себя опустошенным. Сергей отравился газами, получил контузию, недоедал, сидел в окопах.
Революцию принял с восторгом. Выступал со своими стихами перед матросами и солдатами, посещал митинги. На юге два раза белогвардейцы его приговаривали к расстрелу.
Дружбы с революцией не получилось. Лирическая поэзия оказалась не нужной новой власти. Его стихи рассматривались как реакционные. Об этом заявлял Горький. Клычков стал писать романы о деревне. Три больших произведения показались интересными читателям. Выступал против войны, разрухи, гибели людей. Считал, что человек не должен убивать себе подобных.
С 30-го года на писателя началась травля. Его обвинили в содействии кулакам, старой власти. С этого времени почтине творил.. Обидные карикатурные изображения Клычкова напечатали сатирические журналы. В 37-ом году поэт написал свои последние стихи. В них много боли, страдания. В этом же году был арестован, обвинен в преступлениях против власти и расстрелян.
ТВОРЧЕСТВО
Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.
Он стремится в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.
Разумеется, эмоционально-лирическую стихию невозможно воплотить прямолинейно, протокольным воспроизведением натуры, определенностью бытового сюжета. Мироощущение и особый строй образов раскрываются в жанровых, колористических и композиционных поисках, в обращении к языку иносказаний.
Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Задача штудирования обнаженной натуры, изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности, используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. В застывшей в неудобной позе детской фигурке видится не напряженность натурщика, а самозабвенная поглощенность игрой. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа.
Полотно «Гармония» (1900) было важной вехой в формировании художественной системы мастера. Он пытался в нем передать согласно звучащую красоту искусства, человеческого творчества и красоту природы в самом сюжете (дамы в парке слушают кавалера, декламирующего стихи)
Созданная в 1902 году картина «Водоем» знаменует вступление Борисова-Мусатова в пору зрелости и расцвета. Этим же годом датирован «Портрет дамы», в котором убедительно передана индивидуальность модели и вместе с тем в кем ощутим проникновенный лиризм.
Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». В этюде переданы очаровательная непосредственность, застенчивая милая неуклюжесть, даже некоторая простоватость юной девушки. Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество. Красивая, легкая гамма этюда, строящаяся на сочетании зеленого с розово-сиреневым и золотисто-желтым, в картине становится строже, архитектоничнее, но и сложнее, обогащаясь фактурной аранжировкой.
Важную страницу творческой биографии художника занимает работа над эскизами неосуществленных панно на тему «Времена года», предназначавшихся для украшения интерьера частного дома. Как и другие листы цикла, «Летняя мелодия» свидетельствует о мастерстве акварелиста, о его большом декоративном даре, музыкальном чувстве ритма.
«Венки васильков» — последний замысел художника. Его помешала осуществить преждевременная смерть. Над эскизами к этой картине художник работал летом 1905 года в Тарусе. Венки и гирлянды, по-видимому, были для него эмблемой печали, утраты. Но образ произведений Борисова-Мусатова всегда многозначен. Звучная цветовая гамма — яркая синева цветов, ослепительная белизна облака — знаменуют преодоление скорби, растворение ее в восторге перед вечной красотой природы.
Зрелые годы
- На протяжении всего обучения Сергей вплотную занимается своим творчеством.
- Кроме того, он принимал участие в беспорядках 1905 года, а после этого несколько месяцев прятался в родном доме на чердаке, опасаясь ареста.
- В 1906 году в альманахе «На распутье» издаются его стихотворения «Вихрь», «Гимн свободе».
- В 1907 году в издании «Вестник общества. Самообразование», а также в альманахах под названиями «Сполохи» и «Белый камень» также были опубликованы его произведения.
- В 1908 году он с помощью своего товарища Модеста Чайковского едет в Италию, где знакомится с Максимом Горьким.
- В этом же году Клычков поступает в Московский университет. Вначале он учится на историко-филологическом факультете, а затем – на юридическом.
- В 1909 году начинает путешествовать по России подобно своему деду, который половину жизни провёл в странствиях. В этой дороге у Сергея рождается много стихов и рассказов.
- В 1911 году он издаёт своё первый стихотворный сборник «Песни». Происходит это при содействии Модеста Чайковского. Сборник хорошо принимают и критики, и коллеги по творческому призванию.
- В 1913 году выходит второй сборник стихов Клычкова, который называется «Потаённый сад».
- Своё обучение в университете он так и не оканчивает. В этом же году Клычкова отчисляют.
- Параллельно он знакомится с Сергеем Есениным, дружба с которым продлится долгие годы. Позже они станут соавторами такого произведения как «Кантаты», а также вместе напишут киносценарий «Зовущие зори».
Сергей Клычков и Сергей Есенин
- В 1914 году, когда начинается Первая мировая война, Сергей уходит на фронт. Все то, что происходило там, он потом опишет в своём произведении «Сахарный немец». Войну оканчивает в звании прапорщика.
- После революции в 1918 году Клычков начинает работать в Пролеткульт, в канцелярии.
- Затем Сергей вместе с другими товарищами, которые также писали стихи, организует издательство. Оно называется «Московская трудовая артель художников слова». Вместе они издают несколько литературных сборников со стихами Клычкова: «Домашние песни», «Дубрава» и другие.
- В дальнейших его произведениях прослеживаются нотки отчаяния. Он считал, что война и революция погубили духовность русского народа.
- В 1922 году Сергей работает в журнале «Красная новь», в отделе прозы. Постепенно он начинает писать романы, которые были в дальнейшем изданы: «Чертухинский балакирь», «Князь мира».
- В 1923 году пишет критические работы под названиями «Лысая гора», «Утверждение простоты», и выступает с ними.
- После того, как умирает Сергей Есенин, в стране активируется кампания против крестьянских поэтов. Клычков пишет статью «О зайце, сжигающем спички», в которой встаёт на защиту такой поэзии, чем также навлекает на себя гнев борцов с «кулацкой литературой».
- Сергей старался проповедовать в своих произведениях добро, он утверждал, что людям не нужно убивать друг друга. Но его неправильно восприняли, и после этого он стал изгоем не только в писательской стезе, но и как гражданин своей страны.
- В 1930 году выходит последний сборник его поэзии под названием «В гостях у журавлей». После этого Клычков пишет лишь в стол, не надеясь на то, что его вновь опубликуют.
С. Клычков, П. Орешин, Н. Клюев (1929)
Личная жизнь
Сергей Клычков был женат дважды. В первый раз он женился на Евгении Лобовой, которая была дамой его сердца более 10 лет. Но она предпочла другого и вышла за него замуж. А позже до Сергея дошли слухи, что её муж скончался. Он тут же приехал к ней и вновь предложил ей руку и сердце. Они поженились, брак длился 12 лет, и за это время Евгения подарила Клычкову дочку Женю.
С дочерью Женей
Затем, в 1931 году Сергей встретил Варвару Казанкову, и тогда же они поженились. Годом позже она родила ему сына, которого назвали Георгием. Несмотря на то, что Сергей был не богат и не слишком популярен как поэт и писатель, в семье царили покой и благополучие. Но, к сожалению, счастье и благополучие продлилось недолго и оборвалось с его смертью.
Детство и юность
Настоящая фамилия у Сергея, который в будущем станет знаменитым поэтом под псевдонимом Клычков, была Лешенков. Он родился в деревне Дубровки, которая находилась в Тверской губернии. Деревушка эта была совсем небольшой – в ней было построено всего 30 домов, в которых проживало около 130 человек.
Отца звали Антоном, а мать будущего поэта – Фёклой. Родители занимались башмачным ремеслом, которое принесло в их дом достаток. Сергей был первенцем, всего в семье было 15 детей. В живых осталось лишь 5 человек. Серёжа много времени проводил у бабушки, которая рассказывала ему много сказок и небылиц. Другая бабушка по материнской линии, Устинья Кузнецова, видела внуков лишь зимой. Серёжа часто слушал, как она поёт про разных мифических существ, которые населяли их леса.
Сергей Клычков (в фуражке) с семьей в детстве
Под впечатлением от тех знаний, которые бабушки вложили ему в голову, мальчик начал сочинять свои первые стихотворения. Кроме того, под влиянием семьи у Серёжи сформировалось особое отношение к религии. Он через всю свою жизнь пронёс веру в Бога.
После окончания приходской школы Серёже посоветовали поехать в Москву, чтобы обучаться дальше. Но он провалил вступительные экзамены. Из-за этого отец разозлился и начал его пороть, но наказание остановил директор училища, который сжалился над мальчиком и взял его на обучение бесплатно.
Сергей Клычков в молодости
Деревенские корни
Серёжа появился на свет 13 июля 1889 года в Тверской губернии в небольшой деревне Дубровки. Поселение было на 30 домов, а людей в деревне проживало около 130 человек.
Дедушка по отцовской линии, Клычков Никита Родионович, – дубровский крестьянин, кустарь-башмачник. Большую часть своей жизни дед провёл в похождениях. Когда-то он впервые отправился в Москву пешком. Там познакомился с девушкой Дусей (Евдокией Михайловной), работавшей кухаркой у польских панов. Они поженились, а в 1865 году у супругов родился мальчик Антон (папа поэта Сергея Клычкова). Позже ещё родилась дочь Анна. Однако деду в деревне не сиделось, он оставил жену с двумя детьми и отправился на богомолье.
Целый год ходил Никита Клычков по святым местам, дошёл до Афона. Останавливаясь по пути где-нибудь на ночлег, помогал крестьянам, ремонтировал обувку людям, но плату за свой труд никогда не брал.
А потом так и повелось: возвращался он в родную деревню, отдыхал от трудного пути, вёл с женой хозяйство, и снова уходил.
Сергей Клычков (в центре) с родителями и младшим братом
Бабушка, Евдокия Михайловна, была женщина сильная и волевая, сама на любимой лошадке Сивке возила лес и приговаривала: «Помрём мы с тобою вместе, Сивко». Словно напророчила себе, в 1905 году погибли они на железной дороге под колёсами поезда.
Родители
Отец поэта, Клычков Антон Никитич, в девятилетнем возрасте был отдан в ученики к петербургскому башмачнику. К двадцати годам он стал отличным мастером, женился на семнадцатилетней девушке Фёкле Алексеевне Кузнецовой. Она была родом из крестьянской семьи, отец Фёклы слыл знатным кузнецом. Жить молодые стали в Дубровках, где глава семейства выстроил деревянный дом. Будущий поэт Сергей Клычков был у родителей первенцем, мама родила его в малиннике в Дубровском лесу. Принесла крикуна домой в переднике и при этом даже корзинку с малиной не просыпала.
Родители вместе занимались башмачным ремеслом. Отец делал обувь, а мама закидывала за плечи короб с изготовленными башмаками и ближе к полуночи выдвигалась из дома. Шла больше суток пешком, под утро следующего дня приходила в Москву. Там продавала башмаки в городские магазины или палаточникам у Кремлёвской стены и обратно преодолевала сто вёрст от Москвы до Дубровки.
Своим упорным трудом родители Клычковы достигли материального достатка. Силами семьи выстроили кирпичный дом, который больше напоминал храм или замок. Кирпич для строительства изготавливали сами из местной глины, обжигая его потом на маленьком заводике.
Мама хоть и была неграмотной женщиной, но с другими всегда общалась культурно, добродушно и просто. Под праздники незаметно от семьи Фёкла Алексеевна подкладывала в чулан одиноким старушкам и очень бедным семьям муку, творог, хлеб и прочие продукты. Большой урожай яблок из своего сада мама ходила продавать в Талдом, а оставшиеся плоды всегда раздавала деревенским ребятишкам.
Дом семьи Клычковых
Отец, несмотря на то, что имел небольшую склонность к водке, тоже был очень добрым человеком, никогда никому не отказывал в помощи. Он часто угощал знакомых и соседей мёдом и помидорами. Кстати, Антон Никитович был первым, кто завёл на деревне посадку помидоров.
Академия художеств
Ф.И. Шубин. Автопортрет
Как и Ломоносов, юный Шубной после смерти отца с обозом рыбы отправился в Петербург. Зарабатывал тем, что резал табакерки, веера и др. бытовые предметы, охотно раскупавшиеся в городе. В Академию художеств юноша поступил не сразу, а только через 2 года, отработав ещё истопником при царском дворе. В ноябре 1761 г. по Высочайшему повелению Федот Шубной вносится в списки учеников Академии под именем Федота Шубина. Куратором академии был в то время И.И. Шувалов, который способных учеников отбирал в учебное заведение без всяких проволочек. Так в Академию попали Василий Баженов, Иван Старов, Федор Рокотов, Федот Шубин и др. И.И. Шувалов считал, что принимать в это учебное заведение следует только тех, кто уже проявил какие-то наклонности к определённому виду творчества. Вступившая на престол в 1762 г. Екатерина II объявила Академию Шувалова частной, куратора отправила за границу, а Академию художеств открыла вторично на новых основаниях. При Академии было организовано Воспитательное училище, в которое набирались 5-6-летние дети. Учителем Шубина в Академии был француз Николя-Франсуа Жилле, почти 20 лет своей жизни отдавший скульптурному классу петербургской Академии художеств. Он разработал собственную методику обучения, и результатом было воспитание замечательных русских скульпторов: Ф.И. Шубина, И.П. Прокофьева, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса и др. Он сумел сохранить индивидуальность каждого, при этом дав им общее понимание сути скульптуры как вида художественного творчества. 7 мая 1767 г. Федоту Ивановичу Шубину в числе других выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. За хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение трёх учеников Академии, в том числе и Шубина, отправили на 3 года во Францию и Италию «для достижения совершенства» в художествах.
Михаил Врубель
Русский художник Михаил Врубель, работал во всех жанрах искусства. Известен как автор «демонического цикла». Это серия, куда вошли картины, иллюстрации и скульптуры с изображением демона.
Врубельеще в юности увлекся рисованием. Правда, сначала ему пришлось учиться на юриста, этого хотел отец Михаила.
Первое время юноша расписывал стены церквей и даже написал несколько икон. Этим он занимался и после учебы.
«Демонический цикл» появился благодаря Лермонтову. Врубель рисовал иллюстрации для его поэмы «Демон», его очень заинтересовала эта тема.
К сожалению, жизнь художника закончилась печально. У него возникли проблемы с психикой, а потом Михаил потерял зрение.
Самые известные работы: «Царевна-лебедь», «Девочка на фоне персидского ковра», «Демон сидящий», «Демон поверженный».
В кругу передвижников
В 1891 году художник вступает в круг передвижников и начинает участвовать в передвижных художественных выставках, не имевших предшественников на территории России. Целью выставок было знакомство жителей страны с современной живописью. Сами художники желали отойти от академического изображения и создавать картины о жизни простых людей, изображать жизнь такой, какая она есть. Эта идея очень импонировала Левитану. Несмотря на восхищение импрессионистами, художник стремился показать природу России такой, какая она есть, без прикрас.
В этот период Левитан создает такие произведения, как «У омута» и «Владимирка» (сейчас обе работы находятся в Государственной Третьяковской галерее), тепло принятые на выставках.
Художник много путешествует как по России, так и за рубежом. Везде он продолжает писать пейзажи, запечатлевая природу в разных ее состояниях. Так, он создает свои известные произведения «Март» (1895, Третьяковская галерея) и «Золотая осень» (1895, там же).
Максим Куст — биография Википедия
Максим Куст – знаменитый шансонье, поэт-песенник, автор многочисленных композиций и стихотворений. Артист более десяти лет провел в местах лишения свободы, но после его ожидала всероссийская слава.
Наш герой родился в 77-м году в маленьком поселке под названием Шибец. Интерес к музыке проснулся у него в раннем детстве – первое стихотворение он написал в восьмилетнем возрасте. В дальнейшем интерес к музыке только усиливался. В сознательном возрасте молодой человек самостоятельно научился играть на гитаре. С того момента и начался творческий путь нашего героя. Он начал накладывать на свои стихи музыку, которую также писал самостоятельно.
Знакомые и многочисленные друзья музыканта считают его душой компании. Он всегда умел организовать дворовые посиделки с песнями под гитару. В родном поселке он быстро стал известной личностью. Но известность в провинции не соответствовала амбициям талантливого молодого человека. Он решил доказать миру, что способен стать настоящей звездой.
После окончания школы молодой человек поступил в училище, но интереса к учебной деятельности он не проявлял. Главной любовью парня всегда была музыка и он посвящал любимому занятию все свободное время. В дальнейшем именно музыка станет главной в жизни артиста и принесет ему заслуженную славу. В течение многих лет молодой человек оттачивал свой творческий талант.
Все свое время молодой человек посвящал музыке, писал стихи и аранжировки. В 89-м году стартовал его первый сольный диск, который он назвал «Недотрога». Однако выпустить новый диск он смог только спустя девятнадцать лет. Следующий альбом получил название «Грусть и страсть». К тому времени наш герой уже успел состояться как музыкант и был обожаем любителями шансона.
Шансонье часто приглашали на концерты. Помехой творчеству не стал даже приговор суда. Находясь в тюрьме, музыкант создал сразу три сборника. В 2015 году стартовал его новый диск под названием «Я еще живой!»
В 2020 году исполнитель вновь порадовал своих фанатов несколькими альбомами. Одной из самых ярких композиций музыканта можно считать сингл под названием «Тебя со мною нет». Эта песня пользовалась огромной популярностью и любовью отечественных меломанов. Она даже прозвучала в рамках передачи с Андреем Малаховым.
В музыкальной биографии нашего героя имеется множество хитов. Любовью поклонников неизменно пользуются композиции «Вишня», «Хулиганка» и многие другие. Как и многие исполнители, музыкант не приемлет фонограмму. Он всегда выступает вживую.
Максим Куст — причина смерти, от чего умер
Крестник Александра Розенбаума — шансонье и автор песен Максим Куст — умер в Брянске в больнице, где проходил лечение от коронавирусной инфекции. Информацию о смерти артиста подтвердил Роман Кириллов, организатор концертов Максима Куста.
Незадолго до госпитализации Максим Куст дал интервью. Он рассказал, что написал новую песню «Подари мне свою улыбку» и уже приступил к съёмкам клипа. На вопрос о главной мечте Куст перечислил три желания: «Чтобы мамулька моя была жива-здорова, собрать Кремлёвский дворец (концерт в зале Кремлёвского дворца), а также стать отцом — очень хочу дочь».
Причиной смерти стала коронавирусная инфекция.
Становление художника
Несмотря на тяжкий жизненный путь, Левитан не прекращал писать и создал достаточно большое количество пейзажных работ, таких как: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание), «Полустанок» (начало 1880-х годов, Дом-музей И. Левитана в Плесе), «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея) и другие. Благодаря продаже некоторых произведений, а также преподаванию живописи ему удалось улучшить свое материальное положение.
Однако годы нужды и лишений подорвали здоровье художника, и в 1886 году ему пришлось отправиться в Крым на лечение. Вернувшись полным новых сил, Левитан устраивает большую выставку (более пятидесяти пейзажей). После этого ему удается осуществить свою давнюю мечту: совершить поездку на Волгу. Однако из-за неудачно выбранного времени года и плохой погоды поездка оказалась неудачной. Художник совершает второе путешествие через год. Вместе со своими товарищами-живописцами Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой он открывает для себя красоту русской природы.
Наиболее важным открытием поездки становится местечко под названием Плес. Этот небольшой городок занял значимое место в биографии Левитана. Художник был настолько поражен красотой и живописностью его видов, что возвращался туда несколько лет подряд, проводя там летние месяцы и создав несколько сотен пейзажей. Одной из знаковых картин, созданных там, стало произведение «Над вечным покоем» (1894). Спокойное величие природы, выраженное в неподвижности тяжелых туч на небе, соприкасается с бренностью человеческого бытия в изображении могильных крестов рядом с небольшой часовней. И в то же время сама часовня, стоящая на утесе, открытая ветрам и буре, являет собой стойкость и непоколебимость человеческого духа.
К началу 1890 года художник отправился в путешествие по Италии и Франции. Как и многие живописцы тех лет, он поехал в Париж, который произвел на него большое впечатление. Левитана, как и его коллег, интересовали и вдохновляли новые течения живописи, зарождавшиеся именно там. Барбизонские пейзажи и полотна импрессионистов, совершивших революцию в написании света и движения воздуха, вдохновили художника на дальнейшую работу.
Выставка к столетию народного художника России Ивана Бруни
Сын известного художника Льва Бруни, семнадцатый по счету представитель знаменитой русской художественной династии, – ни в детстве, ни в юности Иван не проявлял склонности к рисованию. Свое будущее он связывал с литературой, что тоже можно было бы рассматривать продолжением семейной традиции – его дедом по материнской линии был знаменитый поэт-символист Константин Бальмонт. Иван Бруни писал лирические стихи, занимался поэтическими переводами. Его дарование ценили Самуил Маршак и Павел Антокольский.
22 июня 1941 года рядовой Иван Бруни встретил на Западной границе. Он прошел всю войну с первого до последнего дня. Начал простым солдатом-пехотинцем, в 1942 году был назначен командиром взвода разведки, в 1943 году стал кавалером ордена Красной Звезды. Трижды был тяжело ранен, контужен, чудом остался жив.