Андрей рублев. о чем и как просят святого в наши дни

Роспись Успенского собора

Историки предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 года в средней полосе России — возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества. При крещении ему дали другое имя — Андреем нарекли позднее, при монашеском постриге. Мнения историков о происхождении иконописца противоречивы. С одной стороны, «рекло» — прозвище, прообраз современной фамилии — носили в то время только знатные и образованные люди. С другой, прозвище Рублев произошло от слова «рубель» — так в старину называли приспособление для выделки кож. Получить «рекло» от названия инструмента мог только человек из семьи ремесленников.

О детстве и юности Андрея Рублева также не сохранилось достоверных сведений. Вероятно, учиться живописи он начал, еще будучи мальчиком: в то время детей старались отдавать в обучение как можно раньше. Около 1405 года иконописец постригся в монахи. Это произошло в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре, настоятелем которого был тогда игумен Андроник.

Первое упоминание Андрея Рублева в исторических документах относится к 1405 году. В «Троицкой летописи» среди событий этого года есть сведения о росписи домовой церкви московского князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. «А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев», — сообщал летописец. По традициям того времени последним в списке мастеров упоминали самого младшего из артели. Однако сам факт, что Рублеву доверили такой почетный заказ и привели его имя в летописи, говорит о том, что к этому времени он уже считался опытным мастером. Иначе его произведения остались бы анонимными, как это произошло с работами большинства древнерусских художников.

Искусствовед Борис Дудочкин на основе текста летописи предположил, что Рублев работал в Москве или ее окрестностях довольно долго, еще до того, как принял постриг.

В мае 1408 года, согласно той же «Троицкой летописи», Андрей Рублев и Даниил Черный приступили к росписи Владимирского Успенского собора, построенного в XII веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. К началу XV столетия храм сильно пострадал от ордынского нашествия, и по указу московского князя Василия I началось его восстановление.

От работ Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе сохранились фрагменты настенных фресок и часть иконостаса — одного из самых больших в России. Роспись Успенского собора во Владимире — единственная сохранившаяся работа Андрея Рублева, год создания которой точно известен.

Иконы деисусного ряда, на которых изображен Христос, достигают в высоту 3,4 метра. Рублев опирался на византийские художественные традиции и московскую иконописную школу Феофана Грека, однако во многом отступал от них и по-своему трактовал образы Христа, Богоматери и святых. Из фресок особенно интересен фрагмент с изображением Страшного Суда: Рублев написал не мрачную сцену наказания грешников, а праздник справедливости и вечной жизни, которая, по христианским представлениям, ожидает праведников.

Сейчас сохранившиеся иконы и фрагменты фресок хранятся в отреставрированном Успенском соборе, который входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Канонизация

Канонизирован был лишь в 1988 (тысячелетие Крещения Руси) в чине преподобного, но, несмотря на это в русских летописях его издавна, вместе с Даниилом Черным, изображали с нимбами, что свидетельствует об их почитании как святых.

День памяти преподобного Андрея празднуется 17 июля, он – покровитель всех иконописцев!

Это интересно: С какой целью проводилась коллективизация?

Симон Ушаков (1626 — 1686)

Русский иконописец и график Симон Ушаков родился и жил в Москве. Состоял на службе в Оружейной палате, его творчество нравилось царю Алексею Михайловичу, поэтому у него никогда не иссякали заказы, он был почитаем при дворе.

До нашего времени сохранилось немало работ, написанных мастером, но многие из них подверглись реставрации. Иконы, созданные его кистью, свидетельствовали о том, что он был очень талантливым человеком, отлично владел техниками рисования тех времен.

Его кисти принадлежат следующие работы:

  • «Христос Эммануил»;
  • «Христос – Великий Архиерей»;
  • «Богоматерь Елеуса Киккская»

и некоторые другие.

Это интересно: Санкт-Петербург: краткая история города

Техника рублевской иконописи

Ранние образцы рублевской иконописи соответствуют общим правилам, которых придерживались мастера того времени. На православных образах XIV–XV веков принято было изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами. Мастера использовали в основном сдержанные, темные цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.

Ранние работы Рублева иконописец и реставратор начала ХХ века Василий Гурьянов описывал так: «…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т.е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью».

В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками — золотисто-желтой, светло-голубой, розовой. Лики на его иконах приобрели славянские черты — мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых ликах появились чуть заметные улыбки. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.

Иконописец часто пользовался приемом лессировки — поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали. Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета.

Работы Рублева

Кроме росписей на стенах храмов, до наших дней сохранились и некоторые иконы. Им были написаны 9 образов деисусного чина, но сохранились всего три, которые найдены невероятным образом: в 1918 г. была отправлена экспедиция для поиска старинных икон, которые искали в сараях, подвалах и других постройках вблизи храмов. И вот в одном из таких сараев, под наколотыми дровами были обнаружены три большие черные доски. Реставратор, очистивший часть иконы, чуть не потерял сознание, поняв что найдены работы Рублева. Это иконы Спаса, Архангела Михаила и апостола Павла (предполагается, что этот образ мог написать Даниил Черный, так как стиль письма этой иконы более строг). Неотразимой является его величайшая работа – икона Троица (1420 г.), где не видно никаких разделений между ипостасями Бога – все равны, едины. На ней изображены трое ангелов, сидящие за столом с жертвенной чашей и ведущие между собой безмолвный разговор. Нет четкой привязанности к ветхозаветному преданию. Она является образом утешения, надежды и радости, образом жертвенной любви Бога к людям. Византийские богословы связывали образ Троицы с понятиями веры, надежды и любви. Этим творением Рублев так же выступает глубочайшим богословом!

Дымом писанные цвета, не знающие четких контуров, дышащие и светящиеся изнутри, несущие любовь и утешение – таков стиль работ гениального и святого иконописца, преподобного Андрея Рублева!

Всеобщее признание

В произведениях Андрея Рублева отражается его мироощущение

Для того времени был характерен культурный прогресс, повышенное внимание к нравственным вопросам. Творчество живописца отражало новое видение духовной красоты и нравственности, оно стало известным и почитаемым не только на родине, но и далеко за ее пределами

Работы Рублева являются чрезвычайно ценными, их сохранилось очень мало. Многочисленные исследования выявляли его произведения по уникальному стилю. Икона «Троица» – это единственная уцелевшая работа, которая, безусловно, принадлежит кисти Рублева. В настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Мало споров вызывает факт принадлежности мастеру, состоящего из трех икон Звенигородского чина. В нем прослеживается новый для творчества Рублева драматический след, возможно связанный с событиями того времени (междоусобица на Руси).

Большинство ученых приписывает авторству Рублева «Владимирскую Богоматерь», несколько миниатюр «Евангелия Хитрово». Помимо этих произведений на протяжении последнего столетия выдвигалось множество предположений в пользу кисти Рублева. Теперь все эти работы считаются произведениями школы прославленного мастера. В середине XVI века его иконопись была признана образцом к подражанию, и многие художники испытывали сильнейшее влияние творчества Рублева. Его произведения несут глубокое духовное содержание и эмоциональность в сочетании с лаконичными и красивыми образами.

В 1947 году на земле Спасо-Андроникова монастыря открыт заповедник, в 1985 – музей древнерусской культуры в честь Андрея Рублева. В 1988 году Рублев был канонизирован в лике преподобных святых. Фамилию художника носят улицы нескольких российских городов, ему посвящены памятники, о Рублеве сняты фильмы. Также в честь художника назвали кратер на Меркурии.

Основные сцены

Согласно канонам, на такой иконе должны быть изображены «светлые» сюжеты:

  1. Христос как судья мира с предстоящими ему просителями за людей — Богоматерью и Иоанном Предтечей.
  2. Первые люди на земле — Адам и Ева.
  3. Апостолы с книгами в руках со стоящими за их спинами ангелами.
  4. Господь Саваоф. Иконы «Страшный суд» — единственные в православии образа, на которых изображается Бог-Отец в виде старца.
  5. Изображение престола, на котором лежат риза Христа, Евангелие и гвозди.
  6. Жители небес — ангелы со свитком, означающим конец земной истории.
  7. Круг с Даниилом и толкующими его пророчество ангелами.
  8. Шествие в рай ветхозаветных праведников, возглавляемое Петром и Павлом.

Также обязательными являются «темные» сцены:

  1. Змей, олицетворяющий грех. Иногда его заменяют на огненную реку с горящими в ней душами.
  2. Антихрист. Может изображаться стоящим или сидящим, в черных или алых тонах. В руках у антихриста иногда рисуется душа Иуды.
  3. Четыре погибельных царства в отдельном круге (именно им на смену придет Царствие Небесное).

И нейтральные:

  1. Праведные и грешные, восставшие на суд. Первые представляются по чинам святости в два ряда. Грешники изображаются в этнических костюмах, что символизирует многие народы.
  2. Рука в полукруге с весами. Символизирует собственно сам суд, грехи и праведные дела людей.
  3. Несколько сцен единоборства ангелов и бесов.
  4. Темный круг с изображением Земли с гробницей и моря с кораблем как символ воскрешения мертвых. Фигурки животных и рыб, выплевывающих съеденных ими людей.
  5. Изображения рая и ада.
  6. Милостивый блудник, привязанный к столбу. Этот человек не попал ни в ад, ни в рай.

Также на иконе «Страшный суд» обычно изображаются такие дополнительные элементы, как:

полуобнаженная женщина;

  • белый заяц (только на русских иконах);
  • серый заяц.

Толкование отдельных элементов иконы такое: женщина — Земля, белый заяц — правда, серый — ложь.

Где можно дома повесить икону «Спас в силах»

В доме христианских верующих святые образы непременно должны размещаться в домашнем красном уголке. В случае, когда красный уголок не установлен в жилище, но все равно иконы не рекомендуют размещать возле иных предметов интерьера.

Не советуют ставить икону и на книжные шкафы, а также в стеклянные дверцы шкафчиков, возле косметических средств, сувениров, фотокарточек, картинами и иными деталями интерьера.

Строго запрещается вешать и ставить икону возле красочных плакатов знаменитых артистов, мастеров спорта, политических деятелей и других кумиров.

Святой лик не является «накопителем» божественной милости. Божественная милость опускается на просящих не от образа, а через него. Благодать даруется Господом тем людям, кто верит в Него.

Преклонение к иконе без настоящей веры в Господа, в его силы и с нечистыми помыслами лишено смысла. Но искренняя вера и надежда на поддержку дарят верующим избавление, помощь и благодать. Кроме того, нужно осознавать, что икона — это не талисман, который характерен язычеству. Она не избавляет чудесным образом от скандалов, бед, не представляет оберег от нечисти.

Христианская вера направляет людей по жизни Божиим Словом. Именно поэтому образам Иисуса отводят главнейшее место в церковном иконостасе и домашнем.

Икона преподобного Андрея Рублева

Есть множество святых, которых почитают за вклад в развитие православия. Святой живописец Андрей Рублев не является исключением, и ему молятся для укрепления веры.

Андрей Рублев прославился своим умением писать лики святых. Его кисти принадлежат чудотворные иконы, фрески и росписи в храмах и церквях. Православная церковь почитает святого и ежегодно служит торжественную литургию в память о святом живописце.

История иконы

Сам Андрей Рублев появился на свет приблизительно в 1360 году. Его семья отличалась образованностью и мудростью, а мальчик рос в любви и рано обратился к духовному искусству. Жизнь преподобного живописца была связана с Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем, где он принял постриг в иноки. Святой подвижник всю жизнь посвятил Господу и неустанно трудился, помогая православию распространиться по всей Руси.

После кончины преподобного Андрея Рублева началось его почитание. В шестнадцатом веке появились первые миниатюрные иконы, изображающие его в нимбе. Интерес к персоне святого угас и возродился лишь в 20 веке, когда иконописец получил международное признание. В 1988 году Андрея Рублева причислили к лику святых, и иконы с его изображением постепенно получили распространение во многих храмах, церквях и монастырях.

Описание иконы

Чаще всего Андрея Рублева изображают почтенным старцем. Он держит в руках одно из своих главных творений — икону Живоначальной Троицы. Пронзительный взгляд преподобного словно читает мысли и говорит верующим о необходимости следовать заветам Господа. Изображен Андрей Рублев в монашеском одеянии, над головой его нимб — символ святости и безгрешной жизни.

В каких храмах находится икона Андрея Рублева

Списки с икон можно найти практически в каждой церкви. Самые известные из них находятся в Троице-Сергиевой лавре и Спасо-Андрониковом Московском монастыре. В следующих городах и селах можно найти фрески, памятники и иконы преподобному:

  • Москва, памятник у входа в Спасо-Андроников монастырь;
  • Вёшки, Мытищенский район, церковь мученика Уара;
  • Пвловский Посад, образ Андрея Рублева на звоннице церкви-школы Николая Чудотворца.

В чем помогает икона преподобного Андрея Рублева

Православные верующие молятся перед ликом святого, чтобы попросить о помощи в работе, раскрыть свои способности. Молитвы преподобному помогают укрепиться в вере, избавиться от сомнений и преодолеть трудности в работе.

Молитва перед святым ликом

«Преподобный Андрей Рублев, прими молитвы искрение и помоги рабу Божьему (имя) справиться с трудностями житейскими. Укрепи веру в Господа во мне и дай сил бороться с любым лихом. Избави меня от робости, сомнений и алчности на пути к счастью. Аминь».

Дата почитания иконы

26 июня (13 июня по старому стилю) и 17 июля (4 июля по старому стилю) совершаются торжественные литургии. Во время службы каждый верующий может обратиться с молитвенными словами к преподобному старцу и попросить у него помощи.

Поддержка Высших Сил необходима каждому человеку, поэтому помолиться святым вы можете в любое время и в любом месте. Не бойтесь просить помощи у Небес, живите в мире с окружающими людьми и верьте в лучшее. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Примечания

  1. 123456Осташенко Е. Я. Звенигородский чин // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2008. — Т. XIX. — С. 741—744. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9.
  2. 1 2Дудочкин Б. Н. Рублёв Андрей //Кочетков И. Словарь русских иконописцев. — М.: Индрик, 2003. — ISBN 5-85759-213-5.
  3. Ещё одним Рублёвым одарили // Коммерсантъ : газета. — 27.6.2017. — № 113. — С. 1.
  4. Эксперты: Андрей Рублёв не является автором «Звенигородского чина». Colta.ru. Проверено 28 июня 2021.
  5. 12Седов Д. А. Открытие памятников древнерусской живописи эпохи Андрея Рублёва в Звенигородском Успенском соборе в 1918 году // Художественное наследие. — № 21 (51). — 2004.
  6. Грабарь И. Э. В поисках древнерусской живописи / О древнерусском искусстве. — М., 1966. — С. 43.
  7. ОР ГТГ. Ф. 67. Д. 375. Л. 21.
  8. 123Кавельмахер В. В. Заметки о происхождении «Звенигородского чина» // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV—XV вв. — СПб., 1998. — С. 196—216.
  9. 1234Дудочкин Б. Н. Андрей Рублёв. Биография. Произведения. Источники. Литература / Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV — начала XX веков. Сборник статей в честь Г. В. Попова. — М., 2002. — С. 300—421.
  10. 123Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — С. 102.
  11. 1234Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — С. 366.
  12. Ильин М. А. К датировке «звенигородского чина» // ДРИ. — М., 1963. XV — нач. XVI вв. — С. 83—92.
  13. Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 29.
  14. «У многих исследователей наметилась склонность датировать чин 1410-ми годами после Владимира и перед работами в Троицком монастыре в 1420-х годах. Такой вывод не входит в противоречие с построениями исторического характера». — Сергеев В. Н. Рублёв. — М.: Молодая гвардия, 1986.
  15. Брюсова В. Г. Исследования первоначального вида алтарной преграды Звенигородского собора и атрибуция Звенигородского чина / Фрески Успенского собора на Городке гор. Звенигорода: Дис. … канд. искусствовед. — М., 1953. — С. 157—166.
  16. 1234 Андрей Рублёв // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2001. — Т. II. — С. 380—387. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  17. Сергеев В. Н. Рублёв. — М.: Молодая гвардия, 1986.
  18. 123Алпатов М. В. Андрей Рублёв. — М.: Изобразительное искусство, 1972. — С. 74, 87.
  19. Дёмина Н. А. Черты героической действительности XIV–XV веков в образах людей Андрея Рублёва и художников его круга. // Труды Отдела древнерусской литературы. — 1956. — С. 319.
  20. Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва: (Некоторые проблемы) / Древнерусская живопись как исторический источник. — М., 1974. — С. 91.
  21. Lebedewa J. A. Andrei Rubljow und seine Zeitgenossen. — Dresden, 1962. — S. 73. (нем.)

Заключение

Творчество Рублева отличают две традиции: византийская гармония, возвышенный аскетизм и мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Именно эта мягкость, а также сосредоточенная созерцательность выделяют его произведения среди других живописных работ того времени. Персонажи Рублева чаще всего изображены в состоянии умиротворённого покоя или молитвенного состояния. Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека. С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Эта тишина присутствует и в колорите – неярком, спокойном; и в округлостях фигур; и в гармонии линий, похожих на тихую мелодию. Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом. Поэтому совсем не удивительно, что искусства Рублева воспринимается как идеал церковной живописи.

Это интересно: Житие Арсения Мацеевича, митрополита Ростовского — объясняем по порядку

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: