Фридрих Каспар Давид. «Двое, созерцающие луну», (1819–1820 год)
Философия перехода от затемнения к свету встречается у очень немногих художников разных поколений в работах так называемого «завещательного» характера. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. Тайна движения человеческой души подчас делает пейзажи художника возвышенно-фантасмагорическими. «Двое, созерцающие луну» – асимметричная композиция, где в контрракурсном лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями. Гофмановская сказка, которая «приходит к людям только ночью», позволяет в каком-то новом образе увидеть горный склон и стоящих на нём людей.
Двое, созерцающие лунуФридрих Каспар, (1819–1820 год) |
«Единственным подлинным кладезем искусства является наше сердце. Оно говорит на языке чистой детской души. То произведение, которое не вылилось из этого источника, может быть только фокусничанием. Каждое настоящее произведение искусства замысливается художником в час просветления и затем счастливо рождается (часто совершенно бессознательно) в неудержимом сердечном порыве». (Фридрих Каспар Давид)
§ Ещё одну картину Фридриха Каспара смотрите на зелёной страничке «Качественные задачи по физике (тепловые явления)».
Ван Гог (Van Gogh) Винсент – голландский живописец.
Лунная ночь в Риме
Колизей в лунную ночьЧернецов Никанор Григорьевич1842 год | Рим, вид от церквиТринита-деи-МонтиRome, from the Trinita di MontiКарл Линдеманн-Фроммель1871 год | |
Чернецов Никанор Григорьевич (21.07.1805–11.01.1879) – русский художник-пейзажист, академик пейзажной живописи.Карл Линдеманн-Фроммель (Karl August Lindemann-Frommel; 1819–1891) – немецкий художник-пейзажист, гравёр.Рим – столица Италии – один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи.Колизей (амфитеатр Флавиев) – памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.Тринита-деи-Монти, также Santissima Trinita al Monte Pincio – титулярная церковь в Риме, на вершине Испанской лестницы.Испанская лестница (Испанские ступени) – грандиозная барочная лестница в Риме. Состоит из 138 ступеней, которые ведут с Испанской площади (Piazza di Spagna) к расположенной на вершине холма Пинчо церкви Тринита-деи-Монти.
Афанасий Афанасьевич Фет
*** ———Как призрак дня, ты, бледное светило,
Восходишь над землёй.
И на тебя как на воспоминанье
Я обращаю взор…
Смолкает лес, бледней ручья сиянье,
Потухли выси гор;
Лишь ты одно скользишь стезёй лазурной;
Недвижно всё окрест…
Да сыплет ночь своей бездонной урной
К нам мириады звезд.
1853
Иван Алексеевич Бунин
«Октябрьский рассвет»
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Чёрный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.
1887
*** ———Багряная печальная луна,
Висит вдали, но степь ещё темна,
Луна во тьму свой тёплый отблеск сеет
И над болотом красный сумрак реет.
Уж поздно – и какая тишина!
1902
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЦВЕТ И РАЗМЕР ЛУНЫ НА НЕБОСВОДЕ?
Вопрос первый: Какого цвета Луна?
Надеюсь, вы обратили внимание, что описания Луны, в приведённых выше поэтических отрывках, довольно сильно разнятся
У Ахматовой «из перламутра и агата, из задымлённого стекла» – Луна дымчатого серого цвета. У Пушкина «луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела», «меж ими луна золотая» – Луна жёлтая, золотая
У Есенина «рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани» – Луна рыжая. У Блока «белой ночью месяц красный» и Лермонтова «ярка без света и красна, всплывает из-за них луна» – Луна красная. И наконец, у Лермонтова, в другом стихотворении «лик луны туманный, как он кругл, как он бел, точно блин с сметаной» – Луна ослепительно белая. Поясните, откуда в описаниях Луны возникает такая богатая палитра красок Почему Луна меняет цвет?
§ Подсказку к ответу на этот вопрос можно найти на зелёной страничке «Плавание по синему цвету». Перевод «рэлеевского рассеивания солнечного света» на русский язык.
§ Чарующая магия лунного света в интегрированном сборнике качественных задач по физике на зелёной страничке «Физика и художественная литература: Оптика (Лунный свет)» – Можно ли при свете полной луны читать книгу?
§ Информацию об изменчивости и непостоянстве цвета неба вы можете найти на зелёной страничке «Шкатулка качественных задач по физике: Световые явления (Оптика)» К некоторым задачам даны развёрнутые ответы
Вопрос второй: От чего зависит видимый размер Луны на небосводе?
Обратите внимание на пейзажи Орловского и Гримшоу, на них Луна явно различается по размеру.
«Украинский пейзаж» Орловского – Луна похожа на большую головку знатного козьего сыра или… на солнце, которое сбросило свою позолоту…
«Дорога домой» Гримшоу – Луна похожа на маленькую золотую монетку. Поясните, откуда такая разница в представлениях о видимых размерах Луны
От чего зависит видимый размер Луны на небосводе?
Ответ на этот вопрос можно найти на зелёной страничке «Луна в живописи»
Вопрос третий: КРИК ДУШИ!!!
Это какой такой бессовестный вредитель вычеркнул из школьной программы астрономию? Мало того, что этот предмет весьма интересен и важен сам по себе, так в нём ещё было заложено основательное повторение и закрепление курсов физики и математики! Даже в ходе нашей сегодняшней прогулки по лунной поэзии и живописи мы в итоге пришли к вопросам, затрагивающим фундаментальные законы физики!ЧТО ТВОРИТСЯ С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ?
Ответ на этот вопрос слишком очевиден: БЕСПРЕДЕЛ!!!
преподавателям астрономии и неугомонным созерцателям ;-)Stellarium – свободный виртуальный планетарий, с открытым исходным кодом. Он отображает реалистичное небо в 3D таким, каким вы видите его невооружённым глазом, в бинокль или телескоп. Доступен в соответствии с GNU General Public License для платформ Linux, Mac OS X и Microsoft Windows.
Скачать дистрибутив программы можно на официальном сайте Stellariumhttps://stellarium.org/ru/
В заключение, чтобы отвести душу…, предлагаю читателям зелёных страничек совершить небольшое путешествие в древнегреческую мифологию
Для любознательных: Селенография – раздел астрономии, занимающийся изучением Луны. По мере развития новых методов исследований Луны термин «Селенография» вытесняется терминами «селенодезия», «селенология».
Последний период творчества
В 1928 году после окончания работы над «Славянской эпопеей», Муха работает над созданием официальных банкнот независимой Чехословакии и коллекции марок. Всю свою жизнь художник не уставал учиться новому, искал себя и стремился к самовыражению, все его начинания были «обречены на успех», благодаря самобытному таланту и неустанному труду.
С приходом к власти фашистов и пропаганде расистских теорий, интерес к творчеству Мухи падает. Его объявляют панславянистом, его патриотизм идет вразрез с пропагандой расизма, а картины, воспевающие красоту родной природы, не вписываются в пропаганду насилия и жестокости.
Художник был объявлен врагом Третьего Рейха, и посажен в тюрьму. Хотя его вскоре выпустили, но здоровье его было подорвано, и в 1939 году Альфонс Муха скончался. Перед смертью художник успел издать мемуары, и по завещанию был похоронен в Чехии на Вышеградском кладбище.
ИЛЛЮЗИЯ ЛУНЫ
Кстати – о видимых размерах Луны. Если Вы станете расспрашивать своих знакомых, какой величины представляется им Луна, то получите самые разнообразные ответы. Кто-то скажет, что Луна величиной с большущую головку сыра, но будут и такие, которым она покажется величиной с яблоко или мелкую серебряную монетку. Откуда такая разница в представлениях о величине «ночного светила»?
Диск Луны, когда он находится ближе к горизонту, кажется для наблюдателя больше размером, хотя на самом деле, он меньше примерно на 1,5 % по сравнению с тем, когда Луна находится в зените. Объясняется этот феномен оптической иллюзией. По теории «относительного размера», которая в данное время принята большинством учёных, визуальный размер объекта наблюдения зависит в первую очередь от размера других объектов, которые мы наблюдаем одновременно. Таким образом, когда мы наблюдаем Луну близко к горизонту, в поле нашего зрения попадают и другие объекты, на фоне которых, Луна и кажется больше, чем она есть на самом деле.
Иллюзорность этого явления подтверждают результаты измерений поперечного диаметра лунного диска при разных его положениях относительно горизонта. При отсутствии угломерных инструментов можно воспользоваться, например, спичкой, отмеряя тот её отрезок, который на расстоянии вытянутой руки точно соответствует диаметру Луны.
Левитан Исаак Ильич – русский живописец-пейзажист.
Биография Альфонса Мухи
Альфонс родился в Моравии в небольшом провинциальном городе Иванчице в 1860 году. Именно конец ХIХ века наложил отпечаток на все его творчество, даже в середине ХХ века он не утратил поэтичности и мечтательности, стараясь в бурное неспокойное время, отобразить в своих произведениях душу народа.
Его отец Онджей, портной по профессии, небогатый человек остался вдовцом с несколькими детьми и вступил во второй брак (скорее всего по расчету) с дочерью зажиточного мельника Амалией, которая впоследствии стала матерью известного художника.
Амалия рано умерла, но Онджей был лучшим из отцов для своего многочисленного семейства и все его дети, даже девочки, что в то время было удивительным, получили среднее образование.
Альфонс до 17 лет учился в Славянской гимназии небольшого польского города Брно, а затем его отец сумел устроить юношу в Академию художеств города Прага. Так Альфонс стал студентом, но нужно сказать, что далеко не лучшим из студентов. Он безбожно прогуливал занятия, в том числе, и закона Божьего, что считалось недопустимым, а получал отличные отметки только по рисованию и пению.
Студент вскоре был отчислен из Академии по причине «всякого отсутствия таланта к художеству» и становится писарем в городском суде Иваничица. Спустя два года, случайно наткнувшись на объявление о вакансии декоратора в Венской фирме, производящей театральный реквизит, он устраивается туда художником по декорациям. Но в 1881 году фирма разоряется, и Альфонс вновь остается не у дел.
Благодаря хлопотам отца, он перебирается в южный город Микулов, где занимается чем придется: немного рисует театральные декорации, занимается миниатюрой, портретами, плакатами и порой за неимением другой работы, малярничает.
И тут художнику повезло: его попросили расписать замок грушованского графа Куэна, где он расписывал потолки в принятом тогда стиле итальянского Ренессанса. После этого его направили к брату графа в замок Гандегг в далекой Тиролии. Здесь он не только расписывал комнаты, но также и написал портрет графини и всего семейства. В свободное время, которое выпадало нечасто, художнику удавалось выбраться на природу, где он жадно рисовал с натуры.
В гости к графу приезжает венский профессор живописи Край, он заинтересовался произведениями молодого художника и убеждает его продолжить образование. Довольный граф выступает меценатом Альфонса и за свой счет отправляет его в Академию художества города Мюнхен. Так, в 1885 году художник продолжил свое профессиональное образование. Через два года он переводится в Академию искусств в Париже, причем сразу на третий курс.
Это лучшее время в его учебе, но оно скоро оканчивается: граф прекратил выплату стипендии, и юноше пришлось рассчитывать только на свои силы. В некоторых мемуарах Альфонс Муха намекает на периоды лишений и невзгод, но уже в 1891 году он устанавливает прочные связи с издателем Арманом Коллином, а также пишет плакаты для спектаклей с участием Сары Бернар. Великой актрисе так понравились работы молодого художника, что она заключает с ним шестилетний контракт на все новые произведения.
Таким образом Альфонс вступает в период достатка и известности: с большим ажиотажем проходят выставки его работ во многих крупных европейских городах и изменчивая Фортуна, наконец постучала в дверь к художнику.
Творчество и работы Альфонса Мухи
Живопись Альфонса Мухи, за исключением эпических полотен «Славянская эпопея», немногочисленна и практически неизвестна широкой публике. В основном это камерная жанровая и портретная живопись:
- «Женщина в красном
», 1902 - «Мадонна в лилиях
», 1920 - «Зимняя ночь
», 1920 - «Портрет Ярославы
», 1930 - «Женщина с горящей свечой
», 1933
Цикл работ «Славянская эпопея»
Над живописным циклом «Славянская эпопея» Альфонс Муха работал с 1910 по 1928. 20 грандиозных полотен были переданы в дар Праге. Художник считал работу над этим циклом главным делом своей жизни. Часть картин из цикла:
Литографии, афиши и плакаты
Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. С её помощью он достигал неповторимой игры фактур усиливающей художественную выразительность произведений, известных сегодня всему миру. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.
- Афиши к спектаклям театра «Ренессанс», 1894-1900
- » 1897
- », серия 1896
- », серия 1898
- », серия 1900
- », 1911
Ювелирные украшения
Создавая афиши для спектаклей, где блистала Сара Бернар, Альфонс Муха изображал на них необычные ювелирные украшения. В поиске новых форм, он изучал историю, фольклор.
Эти невиданные украшения привлекли внимание Жоржа Фуке, парижского ювелира. В результате счастливого сотрудничества двух талантливых художников на свет появились абсолютно новаторские произведения ювелирного искусства
Самое известное произведение ювелирного искусства, созданное по эскизу Мухи в 1899 – «Роза руки
», золотой браслет в виде змеи, украшенный россыпью драгоценных камней. Впервые эскиз этого браслета появился на афише к спектаклю «Медея
»
Примечательно, что хотя Альфонс Муха по праву считается признанным мастером модерна, сам художник не признавал своей близости этому искусству. Он был категорически против того, чтобы его запомнили только по великолепным декоративным произведениям.
Работая над «Славянской эпопеей», он надеялся донести до сознания людей свою духовную составляющую, патриотизм, обеспокоенность будущим своего народа. Однако в истории искусств Альфонс Муха навсегда остался мастером совершенных форм.
Айвазовский: Лунная украинская ночь
Ночь на Украине1871 год | Украинский пейзаж ночью1870 год | |
Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) – всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.
Анна Андреевна Ахматова
*** ———
Когда лежит луна ломтём чарджуйской дыни
На краешке окна, и духота кругом,
Когда закрыта дверь, и заколдован дом
Воздушной веткой голубых глициний…
1944«Явление Луны»
Из перламутра и агата,
Из задымлённого стекла,
Так неожиданно покато
И так торжественно плыла, –
Как будто «Лунная соната»
Нам сразу путь пересекла…
1944
Вильям Шекспир
«Ромео и Джульетта»
– Клянусь тебе священною луной,
Что серебрит цветущие деревья…
– О, не клянись луной непостоянной,
Луной, свой вид меняющей так часто,
Чтоб и любовь твоя не изменилась…
1594-1595
Иоганн Вольфганг Гёте
«К луне»
Света первого сестра,
Образ нежности в печали,
Вкруг тебя туманы встали,
Как фата из серебра.
Поступь лёгкую твою
Слышит всё, что днём таится.
Чуть вспорхнёт ночная птица,
Грустный призрак, я встаю…
1769
Славянская Эпопея
Сегодня все критики в один голос твердят, что именно этот период конца ХIХ- начала ХХ века стал самым ценным в творчестве художника. Он смог создать собственный стиль и свое направление в искусстве.
В наши дни считается, что именно произведения этого цикла и являются самым ценным вложением художника в сокровищницу мирового искусства. Гораздо позже в «Парижский период» Альфонс Муха возродил и приумножил свои удачные находки и подарил нам новые творения.
Любовь к Родине, ее природе, ее истории и ее традициям – неотъемлемая часть работы настоящего художника. Поэтому уже будучи зрелым творцом Альфонс Муха задумывает создать серию картин, посвященных истории славян. Эта идея не родилась в один момент, он долго ее вынашивал, путешествуя по славянским странам, в том числе и по России. Работа над эпопеей, принесшей художнику всемирную известность, длилась 20 лет, и написано было двадцать огромных полотен, отображающих кульминационные моменты истории.
Все произведения художника чрезвычайно оптимистичны – они несут огромный заряд веры в свою страну и ее народ. Всю коллекцию картин он принес в дар любимому городу Праге. В 1963 году, после смерти художника, публика получила доступ к всему собранию полотен и по сей день любоваться удивительным даром настоящего патриота Альфонса Мухи.
Пейзажи с полной луной
деревенский пейзажУкраинский пейзажОрловский Владимир Донатович1880-е | городской пейзажДорога домойДжон АткинсонГримшоу1874 год | морской пейзажНочь в ВенецииАйвазовский Иван Константинович1880-е | ||
Владимир Донатович Орловский (1842–1914) – украинский художник-пейзажист.Джон Аткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw, 1836–1893) – английский художник, мастер лунных пейзажей.
§ Городские пейзажи с полной луной – улицы ночного Парижа в исполнении Константина Алексеевича Коровина на
Михаил Юрьевич Лермонтов
*** ———
Люблю я цепи синих гор,
Когда, как южный метеор,Ярка без света и красна
Всплывает из-за них луна,
Царица лучших дум певца
И лучший перл того венца,
Который свод небес порой
Гордится, будто царь земной.
На западе вечерний луч
Ещё горит на рёбрах туч
И уступить всё медлит он
Луне – угрюмый небосклон…
1832«Беглец (горская легенда)»
…И скрылся день; клубясь туманы
Одели тёмные поляны
Широкой, белой пеленой,
Пахнуло холодом с востока
И над пустынею пророкаВстал тихо месяц золотой…
1838
*** ———
Посреди небесных телЛик луны туманный,
Как он кругл, как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный.
Видно, там на небесах
Масленица вечно!
1840
Фёдор Иванович Тютчев
«Рим ночью»
В Ночи лазурной почивает Рим…
Взошла Луна и – овладела им,
И спящий Град, безлюдно-величавый,
Наполнила своей безмолвной славой…
Как сладко дремлет Рим в её лучах!
Как с ней сроднился Рима вечный прах!..
Как будто лунный мир и град почивший –
Всё тот же мир, волшебный, но отживший!..
1850
Айвазовский: Константинополь при лунном свете
Вид Константинополяпри лунном свете | Константинопольс моря при лунном свете | |
Константинополь – название Стамбула до 1930 года. Византийский Константинополь, находящийся на стратегическом мосту между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи – наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.
Александр Иванович Одоевский
«Луна»
Встал ветер с запада; седыми облаками
Покрыл небес потухший океан.
Сквозь тонкий видишь ли туман,
Как, увлекаемый волнами,Челнок летает золотой?
Вот он исчез… блеснул… вот скрылся за волной,
Вот снова он и выплыл, и сияет,
И ангел светлых звёзд кормилом управляет.
1824
Джордж Ноэл Гордон Байрон
«Солнце бодрствующих»
О солнце тех, кто бодрствует в ночи!
Ты, как потоки слёз, струишь лучи.
Но не рассеять им ночных теней.
В твоём сиянье – тьма ещё темней.
Не такова ли память прежних лет?
Лишь леденит, не греет этот свет.
Минувшего лучистая тоска,
Ты так ясна, но вечно далека…
1815
Александр Александрович Блок
*** ———Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.
Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таится,Красный месяц, тихий шум?
1901
Несправедливо забытый
Единственный музей Альфонса Мухи открыт в Праге. По инициативе его детей и внуков был открыт в 1998 году. Именно здесь можно увидеть изменившую жизнь мастера афишу к спектаклю «Жисмонда». В музее хранятся экспонаты, сопровождающие жизнь художника и освещающие его творчество.
Многие выставленные здесь предметы переданы в дар музею семьей художника, из них можно узнать о его личной жизни и характере, привычках и отношениях в семье.
Знаменитые полотна «Славянской эпопеи» расскажут о понимании мастером своей истории и значении патриотизма в жизни каждого человека.
К сожалению, очень немногие знают творчество этого удивительного мастера, ценителя красоты и народного творчества, тонко передающего настроение и чувства в своих полотнах, посвященных женщинам и природе.
Селена – богиня Луны в древнегреческой мифологии
Селена (др.-греч. Σεληνη, лат. Luna) – богиня Луны в древнегреческой мифологии – дочь титана Гипериона и Тейи – богини света, сестра Гелиоса – Солнца. Коварные титаны из зависти истребили всё семейство Гипериона, но боги спасли Селену и Гелиоса и превратили их в светила. Селену в Луну, а Гелиоса в Солнце.
Каждую ночь, окрылённая Селена с золотым венцом на голове мчит по небу в колеснице, заряженной парой белоснежных коней, скрываясь по утрам в океане. Однажды заметила она на Земле прекрасного юношу – охотника Эндимиона – и полюбила его нежно и страстно. Узнав об этом, Зевс предложил юноше выбрать себе судьбу. Бессмертия и вечной юности попросил Эндимион. «Это судьба богов, а ты всего лишь смертный, – ответил Зевс, но из любви к Селене я исполню твою просьбу. Одно лишь будет отличать тебя от богов – бессмертие и юность сохранишь ты в непробудном сне!» С тех пор уже много лет спит Эндимион в укромном уголке горах Карии. Каждую ночь приближается к спящему Селена и, очарованная, молча любуется красотой юноши…Тоскует Селена, и печален свет её, который льёт она на землю…
Селена и ЭндимионSelene and EndymionВиктор Флоренце Поллет | Селена и Эндимионфрагмент росписи потолкав Карлсбергской Глиптотеке | |
Виктор Флоренце Поллет (Victor Florence Pollett, 1811–1882) – французский живописец.
Глиптотека (Glyptothek) – собрание античной скульптуры и глиптики. Понятие «глиптотека» ввёл в обращение библиотекарь баварского короля Людвига I, образовав слово от греческого «glyptein», что означает «резать камень» по аналогии с понятием «пинакотека», образованным от «pinax» (картина). «Glypton» по-гречески означает скульптура.
Творческое домашнее задание по астрономии:
1. Описание Луны в поэтических произведениях – совершите самостоятельное путешествие в мир лунной поэзии – подберите свой эпиграф к уроку астрономии.
2. Луна в живописи – скомпонуйте свою собственную «лунную галерею»
3. Изображение Луны на государственных флагах (Алжир, Коморские острова, Мавритания, Мальдивская Республика, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Тунис, Турция…). Серп, какого месяца изображён на флаге – молодого или старого? Ежели есть желание, можно ещё и в геральдику загулять
Для любознательных: Мены – богини фаз луны в древнегреческой мифологии, дочери Селены. Немея (новая луна), Пандея (убывающая луна), Месомена (прибывающая луна), Мениск (полумесяц) и Мена (полная луна).
Желаю Вам успехов в самостоятельном изучении астрономии!
Карл Людвиг Доузетте – мастер лунных пейзажей
Лунный светнад верфью Барта | Зимний пейзаж,полная луна | Бодден,пейзаж с полной луной | ||
Луис, Карл Людвиг Доузетте (Louis, Carl Ludwig Douzette, 1834-1924) – немецкий живописец, мастер лунных пейзажей.Бодден (Bodden) – название многих береговых озёр и бухт на Балтийском море.
Александр Сергеевич Пушкин
«Сражённый рыцарь»
Последним сияньем за рощей горя,
Вечерняя тихо потухла заря,
Темнеет долина глухая;
В тумане пустынном чернеет река,
Ленивой грядою идут облака,
Меж ими луна золотая.
1815
*** ———
Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;Как привидение, за рощею сосновойЛуна туманная взошла…
Всё мрачную тоску на душу мне наводит…
1824
*** ———
На небесах печальная луна
Встречается с весёлою зарёю
Одна горит, другая холодна
Заря блестит невестой молодоюЛуна пред ней, как мёртвая, бледна…
1825«Бесы»
…Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
1830