Чешский художник альфонс муха и его картины

…и быстро забытый артист

Но, видимо, не славы хотел художник. Иначе почему бы он решил отправиться в Америку, а затем окончательно на родину? Его так же быстро забыли, как некогда полюбили. Вкусы общества резко сменились: Первая мировая война повлияла на художественные предпочтения, а Муха превратился в видение. То ли был артист, а то ли и нет.

«Культурная элита и художественная общественность называли Муху аутсайдером, предлагающим чужие и ненужные стране ценности, лишь недавно обретённые им самим. Его патриотизм и народность считали устаревшими, вызывающими подозрение», — пишет Рональд Ф. Липп, автор исследований о художнике.

Когда Германия оккупировала Богемию, Муху знали как борца за свободу Чехии, славянского патриота и защитника евреев. Нацисты одним из первых вызвали его на допросы, и вскоре 79-летний художник скончался. Его работы были запрещены, а серия картин о славянской истории и вовсе была признана вредной и опасной.

При советской власти у наследников Мухи тоже не было спасения. Его сына бросили в тюрьму, а семью изгнали с родины. Работы Альфонса признали декадентскими и буржуазными, их призывали предать забвению и уничтожить. Чудо, что при таких условиях хоть что-то из наследия Мухи сохранилось. Возрождение любви к мастеру произошло только в 70-80-х годах прошлого века.


Альфонс Муха «Славяне на исконной Родине» из цикла «Славянская эпопея» (1912)

Детство и юность

Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в Моравии, в Иванчице, в семье судебного чиновника и дочери мельника. Мальчик демонстрировал тягу к творчеству с малых лет. Ему нравилось петь и рисовать. Навыки он успешно проявлял в школе. Окончив гимназию, Альфонс решил поступать в Пражскую академию художеств. Сдать экзамены с первого раза юноше не удалось, поэтому отец определил его на должность писаря в суде.

Портрет Альфонса Мухи / George R. Lawrence, Википедия

Работу Муха-младший совмещал с интересом к театру. Поначалу он пробовал себя в качестве актера, но вскоре понял, что его душа лежит к изобразительному искусству, и начал заниматься графикой. В этот период из-под пера Альфонса вышли первые афиши. Он подрабатывал театральным декоратором и размышлял над тем, с каким делом хочет связать свою биографию.

В 1879-м художник устроился на работу в мастерскую театральной фурнитуры «Каутски-Бриоши-Буркхарт». Спустя 2 года она сгорела в пожаре, и Альфонс переехал в крохотный городок Микулов. Счастливая случайность стала причиной приглашения Мухи в замок графа Куэн-Беласси. Вельможа заказал художнику роспись стен и был восхищен талантом живописца. Так Альфонс обрел покровителя, который обещал оплатить его обучение в Мюнхенской академии искусств.

Отучившись 2 года, молодой человек решил податься в Париж, ставший местом сосредоточения талантливых начинающих авторов. Здесь он планировал продолжить обучение и поступил в академию Жюльена, а также в академию Коларосси.

В 1889-м скончался меценат, спонсировавший нужды Альфонса, и он остался без средств к существованию. Для написания картин требовались деньги, ведь кисти и краски стоили немало. Альфонс решил начать зарабатывать самостоятельно и стартовал с изготовления полиграфической продукции: календарей, афиш, плакатов и приглашений. Он стал оформителем.

Вторая мировая война и смерть Альфонса Мухи

Начавшаяся в скором времени война вынудила Муху спрятать свои картины, так как он понимал, что они станут одним из первых пунктов в списке уничтожения. В 1939 году, во время Второй мировой войны, немецкие солдаты, захватив Чехию, долго и мучительно пытали уже немолодого художника о месте нахождения главных полотен его жизни. Так и не выдав тайны, Альфонс Муха заболевает от перенесенных им страданий и умирает 14 июля 1939 года.

Картины, о которых так пытались узнать гестаповцы, удалось сберечь практически чудом — скатав их в свитки, их спрятал в подвале полуразрушенного музея один из его служащих. Благодаря этому дерзкому поступку, который мог стоить мужчине жизни, картины были спасены.

Начало творческой карьеры

В качестве декоратора оригинальных и ярких афиш в свою мастерскую Муху приглашает театральный мастер Бриши-Бургхардт. Согласившись работать в его мастерской, Альфонс переезжает из Бруно в Вену, где он работает ровно полтора года, пока сильнейший пожар не уничтожает мастерскую. Уволенный из-за банкротства Бриши-Бургхардта, Муха направляется в небольшой город Микулов, куда его пригласил граф Куэн-Беласси для росписи своего замка. Работа, произведенная Альфонсом, впечатлила графа, из-за чего начинающему художнику он предлагает также расписать второй замок, который был создан для его супруги Эммы Куэн-Беласси.

После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. Там он поступает в Академию изящных искусств. Тем не менее на обучение живописи в академии Альфонса хватает ровно на два года – в 1887 году художник вновь берет работу от Куэн-Беласси и какое-то время живет на получаемые от него средства. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. В данном городе его принимают на обучение сразу два престижных учреждения – Академия Жюлиана и Академия Коларосси. В это же время Муха под сильным впечатлением от работ Макарта работает над созданием своего индивидуального стиля, закладывает в него те художественные основы, которые будут отражаться в его произведениях до конца жизни.

Безоблачная жизнь в Париже резко оборачивается многочисленными проблемами, когда граф Куэн-Беласси, на чьи средства жил Муха, умирает. Художник отказывается от обучения в академии, начинает зарабатывать на жизнь росписью афиш, плакатов и даже ресторанных меню. Начав получать регулярные заказы, Альфонс Муха открывает свою маленькую мастерскую.

В 1892 году художник получает крупный заказ на оформление работы исторического содержания. Именно опыт, извлеченный Мухой при создании иллюстраций к данному труду, впоследствии лег в основу самой известной его серии картин – «Славянской эпопеи».

Музей Альфонса Мухи в Праге

дворце Кауницкого

В собрании музея представлено более 100 произведений. Живописные работы, рисунки, пастели, литографии, фотографии, личные вещи

Особое внимание уделено произведениям наиболее известного, парижского периода творчества художника. В музее работает сувенирная лавка

Стоимость посещения музея:

  • 180 крон — взрослые
  • 120 крон — дети, студенты и пожилых людей старше 65 лет
  • 490 крон — семейный билет (2 взрослых, 2 детей)

Адрес музея: Prague 1, Panská 7. Расположение на карте Праги:

Телефон: +420 221-451-333

Расписание работы: ежедневно с 10:00 до 18:00

Оцените работы художника в этой видеогалерее:

Немного биографии не помешает

Итак, южным июньским днем 1860 года в Моравском городке Иванчице, в семье судебного чиновника и дочери мельника родился гениальный мальчик. Уже с детства он хорошо рисовал, хотя и увлекался по большей части пением. Подростком он получил художественное образование недалеко от родного города – в Брно. Не поступив в местечковую художественную школу, ему одно время пришлось работать в театре: сначала актером, а затем декоратором и художником афиш.

Наконец его таланту отдали должное в Вене, и пригласили работать художником театральных декораций в мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт. Однако случившееся в 1881 году несчастье — пожар в театре и его мастерской – заставило юношу покинуть Вену. И все-таки судьба к нему благоволила, и в том же году он познакомился с графом Карлом Куэном-Беласси. Альфонс работал у графа придворным художником и оформлял для него интерьер замка в Грушовани, дворца Эммахоф, а затем и австрийского замка, который принадлежал брату графа.

Граф был восхищен мастерством юного Альфонса и даже оплатил его обучение в Академии изящных искусств в Мюнхене, где молодой человек «дорос» до главы Ассоциации Славянских художников. Через два года Альфонс Муха переезжает в город грез – Париж, и поступает там в одну за другой известные Художественные школы. Однако в одночасье молодому человеку пришлось выбирать: продолжать учебу или идти работать. Увы, но богатый спонсор покончил с собой.

Последние годы жизни художника

Критики встретили выход «Славянской эпопеи» на удивление холодно. Даже сейчас при запросе «картины Альфонса Мухи» Вы скорее увидите дизайнерские плакаты в стиле ар нуво, чем его эпические картины. Так или иначе, после выхода в свет серии, живописец притормозил в своей творческой деятельности. Сказывался и возраст, и титанический труд над «Эпопеей», после которой художнику нужен был отдых. В 1936 году Альфонс выпустил собственные мемуары. Спустя несколько лет, в 1939 году, Чехословакию захватили нацисты. Альфонс был социалистом и революционером, его постоянно задерживали и подвергали допросам. Из-за многочисленных стрессов и преклонного возраста, художник не выдержал настигнувшей его болезни и скончался в возрасте 78-ми лет.

Сара Бернар и Муха

Парижская актриса Сара Бернар (1844-1923) сыграла самую влиятельную роль в карьере художника Альфонса Мухи. Выполненная афиша к пьесе «Жисмонда» сделала его знаменитым. Муха сделал огромный скачок вперед и как мужчина, и как профессиональный художник благодаря сотрудничеству и дружбе с величайшей сценической личностью эпохи.Сара Бернар

Муха впервые встретился с Бернар в конце 1894 года. Легенда гласит, что в день Святого Стефана (26 декабря) Муха, в то время скромный иллюстратор, помог своему коллеге исправить недочеты в типографии Лемерсье. И в тот самый момент знаменитая актриса позвонила в типографию со срочной просьбой подготовить афишу для ее пьесы. Поскольку, по счастливому стечению обстоятельств, все художники были в отпуске, Муха взял эту задачу на себя. Несмотря на отсутствие опыта в создании плакатов, Муха воспользовался этой возможностью, и, к его собственному изумлению, «Божественная Сара» восхитилась результатом.

Парижский период

Поворотным в судьбе и стилистике работ моментом стал заказ на оформление премьерной афиши от известного театра. Мухе предстояло создать иллюстрацию к пьесе «Жисмонд», где одну из главных ролей исполняла актриса Сара Бернар. Восхищенный ее невероятной женственностью и утонченностью образа, Альфонс создает работу, которая тут же приковывает взгляды всех парижан к молодому художнику.

Плавность линий, мягкость очертаний и некая воздушность стиля Мухи делают его главным декоратором театра «Ренессанс». Впечатленная иллюстрацией Альфонса, Сара Бернар настаивает на ее знакомстве с ним. Их романтические отношения, стремительно вспыхнув, столь же стремительно потухли.

Некоторые факты из биографии Альфонса Мухи

Итак, начнем с того, что родился будущий великий живописец в 1860 году в Моравии (Австро-Венгрия) в совершенно «нетворческой» семье – отец его был простым чиновником в суде, мать – дочь фермера.

Творческая жилка Альфонса начала проявляться еще в раннем детстве – мальчик пел в церковном хоре. Кстати, именно это позволило ему посещать гимназию, а не простую школу. Примерно в этот же период он начинает рисовать – известна его первая акварель «Жанна Д-Арк».

После учебы в гимназии Альфонс предпринимает попытку поступить в Академию художеств в Праге.

Стоит отметить, что Альфонс Муха был исключен из гимназии за систематические пропуски некоторых предметов. А в Академию художеств в Праге его не взяли, потому что в приемной комиссии посчитали его работы безвкусицей и «полным отсутствием таланта».

После провала с поступлением отец помог юноше устроиться на службу писарем в суде. В свободное от работы время Альфонс занимался в местном театре –вначале пробовал себя в актерском мастерстве, а после «переквалифицировался» в декоратора.

К счастью, это увлечение не осталось только лишь способом «убить время» – благодаря своей работе в театре Альфонс был приглашен в Вену (1879 год), где в профессиональной художественной мастерской стал работать над созданием театральных декораций.

Но после пожара в 1881 году мастерская была уничтожена, и Муха лишился работы. Следующие 4 года он провел, расписывая стены частных домов и замков, после чего, при поддержке графов Куэн-Беласси поступил в Мюнхенскую академию изящных искусств, где в скором времени возглавил Ассоциацию Славянских художников.

Настоящую славу Альфонс Муха обрел после выполнения заказа на изготовление афиш к представлению «Жисмонда» с Сарой Бернар.

С этого момента его популярность «зашкаливает» – его имя не сходит с уст у представителей парижского бомонда, ему достается должность главного декоратора театра «Ренессанс». Работы за этот период: «Дама с камелиями», «Тоска», «Медея», «Самаритянка».

С 1898 года художник начинает весьма плодотворное сотрудничество с ювелиром Жоржем Фуке, в ходе которого была создана великолепная коллекция изящных украшений. В это же время его посвящают в масоны.

Творчество и работы Альфонса Мухи

Живопись Альфонса Мухи, за исключением эпических полотен «Славянская эпопея», немногочисленна и практически неизвестна широкой публике. В основном это камерная жанровая и портретная живопись:

  • «Женщина в красном», 1902
  • «Мадонна в лилиях», 1920
  • «Зимняя ночь», 1920
  • «Портрет Ярославы», 1930
  • «Женщина с горящей свечой», 1933

Цикл работ «Славянская эпопея»

Над живописным циклом «Славянская эпопея» Альфонс Муха работал с 1910 по 1928. 20 грандиозных полотен были переданы в дар Праге. Художник считал работу над этим циклом главным делом своей жизни. Часть картин из цикла:

  • «Славяне на исконной родине»
  • «Праздник в честь бога Свантовита»
  • «Симеон, царь Болгарии»
  • «Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле»
  • «После Грюнвальского сражения»
  • «Ян Амос Коменский — последние дни в Наардене»
  • «Отмена крепостного права в России»

Литографии, афиши и плакаты

Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. С её помощью он достигал неповторимой игры фактур усиливающей художественную выразительность произведений, известных сегодня всему миру. Техника литографии позволяет тиражирование, при этом каждый оттиск сохраняет свою художественную оригинальность. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.

  • Афиши к спектаклям театра «Ренессанс», 1894-1900
  • «Саломея» 1897
  • «Времена года», серия 1896
  • «Четыре цветка», серия 1898
  • «Драгоценные камни», серия 1900
  • «Принцесса Гиацинт», 1911

Ювелирные украшения

Создавая афиши для спектаклей, где блистала Сара Бернар, Альфонс Муха изображал на них необычные ювелирные украшения. В поиске новых форм, он изучал историю, фольклор.

Эти невиданные украшения привлекли внимание Жоржа Фуке, парижского ювелира. В результате счастливого сотрудничества двух талантливых художников на свет появились абсолютно новаторские произведения ювелирного искусства

Самое известное произведение ювелирного искусства, созданное по эскизу Мухи в 1899 – «Роза руки», золотой браслет в виде змеи, украшенный россыпью драгоценных камней. Впервые эскиз этого браслета появился на афише к спектаклю «Медея»

Работая над «Славянской эпопеей», он надеялся донести до сознания людей свою духовную составляющую, патриотизм, обеспокоенность будущим своего народа. Однако в истории искусств Альфонс Муха навсегда остался мастером совершенных форм.

Наследие

За свою карьеру Альфонс Муха создал множество картин, плакатов, рекламных объявлений и книжных иллюстраций, а также дизайны для ювелирных изделий, ковров, обоев и театральных декораций. Все эти работы первоначально считались индивидуальным стилем Мухи, а ныне известны как ар-нуво (по-французски «новое искусство»). Работы Мухи часто изображали красивых и здоровых молодых женщин в расплывчатых, неоклассических одеждах, окруженных пышными цветами. Очень часто женщины в работах Мухи окружены ореолами, словно святые. В отличие от своих коллег — производителей плакатов — Муха использовал более светлые пастельные тона.

Времена года (работа Мухи)

Времена года (работа Мухи)

Иллюстрации Мухи

Всемирная выставка 1900 года в Париже популяризовала «стиль Мухи» по всему миру. А сам Муха говорил: «Я думаю, что экспозиция внесла важный вклад в привнесение эстетических ценностей в декоративно-прикладное искусство». Среди многих других достижений Муха был также основателем чешского масонства. Масонский символизм отражен в картинах Альфонса Мухи, особенно в сборнике «Le Pater».

«Отче наш»

Личная жизнь

Сейчас можно увидеть много разных суждений о личной жизни Альфонса. Говорят, что он имел связи с самой Сарой Бернан. Некоторые так же утверждают, что он вёл аскетический образ жизни до встречи с женой. Оба утверждения являются ложными. С Сарой их ничего не связывало, кроме деловых и приятельских связей. А до первой жены, Марии Хитиловой, у художника было несколько женщин. Первую любовь он встретил в 16 лет. К несчастью, девушка рано ушла из жизни. Но память о ней не угасла: свою дочь он так же назвал Ярославной, в дань бывшей возлюбленной.

Женитьба на Марии Хитиловой

Молодая Мария заметила художника в театре. Она перехватила инициативу в свои руки, и устроила встречу с художником лично. Не смотря на большую разницу в возрасте (22 года), у пары сразу появилась романтическая привязанность. Альфонс обожествлял жену. Он всю жизнь мечтал о ласковой, неиспорченной чешке. Всех женщин, с которыми живописец имел связи до Марии, он нарекал «чужими». В 1906 году они поженились.

«Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…» – из писем Альфонса к Марушке.

Дети и влияние женитьбы на творчество

У молодоженов было всего двое детей: старшая девочка Ярослава и сын Иржи. Свою семью художник отображал не только в портретах. У «Женщин Мухи», после знакомства с Марушкой, всё чаще замечались черты лица как её, так и их дочери. Семейная жизнь в целом благосклонно повлияла на Альфонса: постепенно он отошел от «открыточного» и дизайнерского стиля к полноценным картинам в традиционной стилистике.

Переезд в Америку

В год свадьбы он переезжает в США. За время работы в Европе, Альфонс Муха обрел известность. По приезду на него посыпалась гора заказов и предложений от предпринимателей. Место Сары Бернан заняла американка Лесли Картер. Не смотря на все прелести западной жизни, живописцу в Америке не нравилось. Он устал от бесконечной дизайнерской работы. За годы, проведенные в Америке, Альфонсу удалось поработать на местного миллионера, Чарльза Крейна. Тот был ярым славянофилом и не поскупился профинансировать гениальный проект Альфонса Мухи на славянскую тематику. Именно так появилась серия картин «Славянская эпопея».

Образ La Femme Fatale

Резко изменившаяся социальная роль женщины и стремление символистов к простоте, пуританству, порождают враждебное отношение к сексуально притягательной женщине. Так создается новый женский образ − la femme fatale («роковой женщины»). Символисты, вдохновившись поэтическими образами Прозерпины, Психеи, Офелии, Леди из Шалотт, рисуют таинственных, эфемерных женщин. Но, в то же время, бросается в глаза их нервозность, часто — истеричность. Иногда они даже безобразны и отвратительны.

Разделяя общие идеи символистов, Муха сумел создать образ прекрасной, пышной, грациозной женщины. Она как будто застыла между миром людей и миром богов. Она — полубогиня, божество природы, воплощение самой Судьбы. И, вопреки тому, что сам Альфонс Муха считал главной работой своей жизни 20 монументальных полотен на историческую тематику под общим названием «Славянская эпопея», судьбоносными в его жизни стали именно «женщины». Причем, как в кавычках, так и без них. Просто женщины.

Серия Время суток: Дневной порыв, Утреннее пробуждение, Вечерняя задумчивость, Ночной отдых

«Славянская эпопея»

В 1906 году семья уезжает в США, где Альфонс Муха преподавал в Художественном институте и работал в одном из известных театров, как декоратор. Он снискал громкий успех у американцев, однако все время хотел вернуться в Чехию: американская жизнь была не для него. Тем более, что он твердо решил заняться славянской тематикой, и как только вернулся в Чехию, принялся за работу.

На воплощение грандиозного замысла художник потратил 15 лет. Однажды он даже посетил Санкт-Петербург и Москву, чтобы собрать материалы для работы. В его «Славянском эпосе» отражены переломные моменты истории славян, как:

  • «Симеон, царь Болгарии»;
  • «После Грюнвальдского сражения»;
  • «Отмена крепостного права на Руси».

В 1928 году он заканчивает свой титанический труд над «Славянской эпопеей» и дарит картины Праге. Картинным полотнищам огромных размеров место нашлось не сразу, в конце концов их отправили в Брно. Затем они долго хранились в  замке в Моравском Крумлове, хотя сам художник их завещал Праге при условии, что для них будет построена отдельная Галерея

Внук мастера обратив внимание, что воля деда так и не была исполнена, основал Фонд и стал заниматься сбором средств для строительства. Только в 2011 году картины в несколько этапов перевезли в Прагу в Национальную Галерею

Славянская эпопея «путешествует» по миру. В 2015 запланирована трехмесячная выставка артполотен в Японии, а в 2017 — в Южной Корее и Китае, после чего картины отправятся «домой».

Возвращение на родину и создание серии «Славянская эпопея»

Устав от излишка славы, современности с ее ложными материалистическими идеалами, Муха уезжает за город, где в одном из замков он начинает активно рисовать. Идеи, которые он копил в течение всей своей жизни и которые окончательно сформировались во время его проживания в Америке, дают возможность появиться на свет таким великим произведениям, как «Славяне на исторической родине», «Отце наш», «Славянская литургия» и др. Огромные полотна, подчас не вмещающиеся в помещение из-за своих размеров, отражали историю гонений славян, их праздников, развитие их культурного наследия.

Через восемнадцать лет, окончив двадцать главных произведений своей жизни, Альфонс Муха преподносит свои картины Праге, как своей первой музе и родине. Однако данные полотна не были оценены зрителями в полной мере — за долгие годы, пока Муха трудился в своем замке, произошла резкая смена как в мировоззрении, так и в сознании людей. Наступил век модерна, нежные, женственные, великие и утопические идеи арт-нуво были уже «устаревшими».

Страшный 1939

Во время работы над «Славянским эпосом» Альфонс Муха занимался разработкой эскизов государственных денежных знаков, почтовых марок, государственного герба. Работа всецело поглощала его. Однако на закате жизни Альфонс Муха перестал быть популярным, так как его творчество сочли в 30-х XX века безнадежно устаревшим и чересчур националистическим.

Кстати, именно последний пункт повлиял на то, что престарелого художника гитлеровская Германия поставила в список врагов III Рейха. В 1939, когда фашисты захватили Прагу, старика несколько раз арестовывали. Вряд ли гестаповцы милостиво отнеслись к почтенному возрасту известного человека. После ряда допросов Альфонс Муха заболел и быстро умер. Его похоронили на Вышеградском кладбище. Не правда ли, как трагически порою поступает судьба с настоящими гениями?

Сегодня вы можете познакомиться с экспозицией, которую представляет гостям Праги Музей Альфонса Мухи на улице Panska 7. Работы великого художника хранятся во многих музеях мира, но только в этом здании можно прочувствовать его индивидуальность и харизму. До сих пор считается, что высокую планку плакатной живописи, которую поднял Альфонс Муха в своих работах, так никто и не превысил.

Стиль Альфонса Мухи

Художник известен во всем мире как величайший представитель арт-нуво. Его произведения отличались особой утонченностью, практически сказочным изяществом, где свет и тень, взаимодействуя, создают воздушную дымку, отчего пространство картины кажется туманным и слегка нечетким, «расфокусированным».

На своих полотнах Альфонс Муха изображает женщин как героинь поэтической баллады — с правильными, благородными чертами лица и заманчивыми улыбками, с яркими глазами и роскошными волосами, обрамляющими их тела сплошными узорчатыми завитками, они предстают зрителям то в образе времен года, то в образе звезд, то в образе принцесс и цариц.

Более серьезные его работы, выполненные в конце жизни и вошедшие в целые серии картин, созданы с профессионализмом великого художника. В эмоциях героев появляются самые разные чувства: гнев, ярость, отчаяние, боль, страх, счастье, ликование, злорадство и т.д. Более поздние картины дают зрителям возможность насладиться не только эстетичностью изображения, но и вникнуть в глубокий психологизм, запечатленный на холсте.

К наиболее известным картинам художника можно отнести:

  1. серия «Времена года»;
  2. серия «Луна и звезды»;
  3. серия «Славянская эпопея»;
  4. серия «Отце наш»;
  5. «Мадонна с лилиями»;
  6. «Дух весны»;
  7. «Девушка с распущенными волосами» и др.

Встреча с Сарой Бернар

Наконец, Альфонс Муха под Рождество 1894 года получил судьбоносный заказ – сделать афишу на премьеру спектакля «Жисмонда», в котором играла великолепная Сара Бернар. Богиня сцены была в восхищении от работы молодого дарования, и было отчего. Муха получил заказ через владельца типографии де Бруноф, с которым отправился в театр «Ренессанс». Во время спектакля художник набросал в альбоме эскизы будущей афишы. Это было изображение главной героини Сары Бернар, одетой в длинное богатое платье с расшитыми длинными рукавами, с пышной прической, в которой красовались орхидеи. Жисмонда держала пальмовую ветвь в руке.

После спектакля художник и типографист встретились в кафе напротив, где Муха на основании увиденного и эскизов сделал окончательный набросок будущей афишы. Когда его показали легендарной актрисе, она была в восторге и возжелала лично познакомиться с художником. Впоследствии она добилась для него места главного декоратора театра «Ренессанс». А де Бруноф купил то самое кафе, где был сделал исторический набросок.

27 декабря 1894 года афиша «GISMONDA» — спектакля по мотивам пьесы великого Д.Боккаччо, была полностью готова. Это был триумф молодого художника, когда большие листы афиш украшали стены и заборы Парижских улиц. Рисунок был декоративный и исполнен в золотых тонах: над изображением страдающей, но гордой Жисмонды золотыми буквами было выведено название пьесы.

В течение шести лет Муха радовал поклонников театра афишами, среди которых наиболее известны:

  • «Дама с камелиями»;
  • «Тоска»;
  • «Медея»;
  • «Гамлет».

К слову сказать, сегодня афиши и плакаты Альфонса Мухи стоят баснословные деньги: миллионеры не жалеют за обладание ими свои миллионы.

В то время Муха с одинаковым воодушевлением выполнял сценические костюмы, аксессуары, а также декорации к спектаклям. Ходила молва, что Муха и Великолепная Сара состояли в любовной связи. Альфонс работал бесперебойно — от заказов не было отбоя. Оформить этикетки от шампанского или спичек, создать коллекцию ювелирных украшений, панно, эстампов под силу было лишь натуре, жаждущей открывать себя снова и снова и дарить миру произведения искусства и частичку своей души.

Да здравствует успех!

Изображения Мухи украшают виньетки, плакаты, открытки, игральные карты, этикетки для самых разных товаров (например,спичек и шампанского), предметы интерьера (ковры, портьеры). Этим вещам рука мастера придает особый стиль, красоту, утонченность, изящество. Альфонс Муха становится модным художником.

Ювелирные украшения Мухи — это отдельная история. Знаменитому ювелиру Жоржу Фуке бросается в глаза афиша Мухи к спектаклю “Медея”, где ослепительная Сара Бернар изображена с необычным браслетом в виде змеи. Украшение настолько усиливает эмоциональное впечатление от изображенной сцены, что ювелиру приходит в голову замечательная идея воссоздать его в реальности.

Ар-нуво Мухи и мастерство Фуке, как нельзя лучше подходят Саре Бернар, которая стремится восхищать, ослеплять, изумлять. За последующие 3 года тесного сотрудничества Муха и Фуке создадут множество шедевров. Фантазия, удивительные творческие идеи художника и умелые руки ювелира Жоржа Фуке сделают из этих ювелирные украшений произведения искусства.

Оба автора сходились во мнении, что ценность украшения состоит не в стоимости материалов, а в уникальности художественного исполнения. Именно согласие мастеров в подходе к творчеству и привело к созданию потрясающей коллекции, которая будет вдохновлять ювелиров на протяжении веков.

Браслет в виде змеи на запястье божественной Сары Бернар поразил воображение зрителей, пришедших на “Медею” и “Клеопатру”. В постановке Ростана “Принцесса Греза” эпатажная дива ошеломила театралов в тиаре с лилиями и подвеске.

Ожерелье с фуксией, кулон “Водопад”, украшение для корсажа “Крылатый дракон”… Даже при одном взгляде на их изображение, сердца трепещут от восхищения истинной красотой, гармонией, изяществом, струящимся из них светом.

Мир был бы гораздо более серым и унылым, если бы эти три великих мастера не встретились.

Но труды Мухи того времени не ограничиваются ювелиркой — художник создает серии красочных графических работ — “Деревья”, “Месяцы”, “Цветы”, “Драгоценные камни”, “Звезды”, “Искусства”. Соблазнительный образ женщины Муха дополняет причудливыми природными и фантастическими узорами. Мягкие гибкие линии окутывают женскую фигуру волшебным облаком.

Времена года: зима, весна, лето, осень.

Упорный труд дает свои плоды — произведения художника производят все больший фурор и его имя приобретает уже всемирную известность. “Шампенуа” (одно из самых известных графических издательств) заключает с Мухой эксклюзивный контракт.

Цветы: лилия, гвоздика, роза, ирис.

В 35 лет художник входит “в Салон ста” — объединение художников стиля Ар Нуво, представлявших свои произведения в одноименной художественной галерее. Эскиз плаката, который готовил Муха к 20 -ой экспозиции салона, поразил владельца галереи Леона Дюшана. В следующем году Альфонс Муха получил от него заказ на работу уже для персональной выставки. Салон не только стремился донести творения в стиле модерн до разных слоев населения. Идеи продвижения искусства в широкие массы были близки Мухе и другим символистам — Боннару, поэтам Верлену и Малларме

Муха интересуется кинематографией, участвует в опытах братьев Люмьер. Персональные выставки с ошеломляющим успехом проходят в Париже, Праге и других городах Европы. Альфонсу Мухе поручают оформление павильонов Боснии Герцеговины на знаменитой Всемирной Выставке в Париже. Популярный французский журнал La Plume посвящает художнику отдельный номер.

Зодиак

Стиль Альфонса Мухи

Художник известен во всем мире как величайший представитель арт-нуво. Его произведения отличались особой утонченностью, практически сказочным изяществом, где свет и тень, взаимодействуя, создают воздушную дымку, отчего пространство картины кажется туманным и слегка нечетким, «расфокусированным».

На своих полотнах Альфонс Муха изображает женщин как героинь поэтической баллады – с правильными, благородными чертами лица и заманчивыми улыбками, с яркими глазами и роскошными волосами, обрамляющими их тела сплошными узорчатыми завитками, они предстают зрителям то в образе времен года, то в образе звезд, то в образе принцесс и цариц.

Более серьезные его работы, выполненные в конце жизни и вошедшие в целые серии картин, созданы с профессионализмом великого художника. В эмоциях героев появляются самые разные чувства: гнев, ярость, отчаяние, боль, страх, счастье, ликование, злорадство и т.д. Более поздние картины дают зрителям возможность насладиться не только эстетичностью изображения, но и вникнуть в глубокий психологизм, запечатленный на холсте.

Этапы большого пути

Альфонс, потрясенный трагедией, уезжает из Вены, чтобы в маленьком тихом моравском городке Микулове привести в порядок свои мысли и погрузиться в работу над росписью родового замка графа Куэна-Белсси.

Закончив роспись молодой художник приступает к оформлению парадного замка Эммакофф в Грушовани и путешествует с супругами по Италии и Австрии, где получает новый заказ от брата графа. Последний был настолько впечатлен талантом Мухи, что решил стать меценатом юного таланта. Наконец-то у Альфонса появляется возможность получить профессиональное образование.

Гадальщица.

В течение двух лет Муха обучается живописи в Мюнхене. В 1887 году переезжает в Париж, где продолжает образование в самых известных художественных школах Жюлиана и Коларосси.

К сожалению, этом же году 27-летнего художника ждет тяжелое потрясение. Граф-меценат трагически уходит из жизни, Альфонс остается без средств к существованию и возвращается к ремеслу — изготовлению плакатов, визиток, афиш, меню, визиток. И в этих, казалось бы тривиальных вещах, проявляется безукоризненный вкус, утонченность стиля, индивидуальность, уникальная способность настоящего творца привносить новые идеи во все, чего касается его рука.

Альфонс Мария Муха станет символом “в квадрате” стиля модерн. Ар нуво во Франции, югендштиль в Германии, сецессион в Австрии… Плавные, гибкие линии, органичное соединение стилей (Античность и Средневековье, Япония и Западное искусство), естественные, мягкие цвета, мозаичность, неповторимость, неуемность фантазии. Все эти проявления ар нуво в полной мере присутствует в творчестве Мухи. При этом созерцательность и нега, очарование, поэтичность, “танцующие” линии”, истинная красота особенных женских образов делает произведения художника одними из самых узнаваемых в мире искусства.

Голова византийки — блондинка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: