«будущие летчики» александра дейнеки

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118524380 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016. https://wikidata.org/Track:Q27302″>https://wikidata.org/Track:Q304037″>https://wikidata.org/Track:Q256507″>https://wikidata.org/Track:Q170109″>https://wikidata.org/Track:Q36578″>
  2. 123 Дейнека Александр Александрович // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

    https://wikidata.org/Track:Q17378135″>

  3. SNAC — 2010. https://wikidata.org/Track:P3430″>https://wikidata.org/Track:Q29861311″>
  4. Берлинская академия художеств — 1993. https://wikidata.org/Track:Q414110″>https://wikidata.org/Track:P4114″>
  5. Могила А. А. Дейнеки на Новодевичьем кладбище
  6. Художник недели: Александр Дейнека (неопр.) . artinvestment.ru (30.07.2013). Дата обращения 22 января 2014.
  7. Эротика кисти Дейнеки бьет рекорды — BBC Русская служба (рус.). BBC Русская служба. Дата обращения 13 октября 2020.
  8. Юлия Логинова. «Возвращение Дейнеки». // Независимая газета. 21.04.2001 г.
  9. Денисов М. Е. А. Дейнеки» Архивная копия от 6 февраля 2020 на Wayback Machine // deinekagallery.ru, 2007.
  10. База данных JPL НАСА по малым телам Солнечной системы (9514) (англ.)

Описание полотна

На картине описан летний крымский пейзаж, дышащий солнцем и яркими красками. Невысокие волны с белыми барашками омывают гранитный парапет, на котором сидят трое загорелых мальчиков. Они смотрят в высокое безоблачное небо, по которому летит белый гидроплан. Вдалеке как символ будущего виднеется белый корабль.

Полотно наполнено спокойствием и умиротворением. Художник размещает персонажей спиной к зрителям. Он дает возможность представить восторг на их лицах и блеск детских глаз. Старший мальчик показывает рукой на большую машину, которая заходит на посадку. Он со знанием дела что-то объясняет ребятам.

Мальчики помладше внимательно слушают его. Кажется, что позы ребят выражают их неподдельный интерес к происходящему. Таким образом Дейнека создает собирательный образ молодых людей, родившихся при советском строе, полный надежд и веры в светлое будущее. Рассказ можно использовать для читательского дневника или сочинения в 6 классе.

Лирика на полотнах этого периода

Совершенно беззащитный образ мальчугана, который заснул и свернулся клубочком рядом с вазой с васильками. Это совсем другой Дейнека Александр, полный нежности к беспомощному ребенку. «Крымские пионеры» (1934) – это тоже светлое безоблачное детство, которое напоено у подростков ароматами моря. Ярчайшее солнце обесцветило все краски, оставив одну – радость и полноту жизни.

Глаза мальчиков на полотне светятся умом и пытливостью. Это светлый и здоровый мир, за которым будущее и который противопоставлен старому, уходящему. Эти дети сродни образам Гайдара, которые уверены в своей стране, как в самой светлой из всех существующих. В те годы Дейнека Александр создает много произведений, связанных с утверждением здорового образа жизни, который приведет к созданию совершенного человека. В 1935 году написана «Парижанка».


Как всегда, цветовое решение лаконично, и все работает на создание поэтичного образа молодой изящной женщины. Ее наряд и шляпка изысканно просты. Тронуты алой помадой губы, в глубокие тени погружены глаза. Модель задумалась и не обращает внимания на то, какой эффект она производит. Ей это сейчас безразлично. Эта одухотворенная молодая женщина полна душевной чистоты.

Другой Дейнека

Другой Дейнека мало изучен, но он вне всяких сомнений есть. Художник Дейнека – это не «про политику», это, в первую очередь, мощный заряд энергии, это сила, торжество жизни. Его спортивные, подтянутые, как на подбор, крепкие юноши и девушки заставляют вспомнить античных героев, Древнюю Грецию с ее культом тела. На картинах Александра Дейнеки это тело не аристократическое, а пролетарское, не изнеженное, а закаленное в труде. Но, как у эллинов, – бессмертное. Вот только бессмертие героев Дейнеки особого рода. Ему в вину нередко ставят отсутствие индивидуальности у его «счастливых советских». Действительно, на большинстве картин эти спортсменки-комсомолки-красавицы, как и трудящиеся или состязающиеся мужчины рядом с ними, лишены индивидуальных черт. Замечание во многом справедливое (хотя есть и исключения), но, во-первых, не будем забывать, что в Стране Советов роль личности сводили к «винтику и шурупику», а во-вторых, здесь и таится разгадка бессмертия героев Дейнеки. Оно – не в бесконечном увеличении отдельной человеческой жизни и уж тем более не в божественном происхождении персонажей, а именно во взаимозаменяемости этих сильных, здоровых, крепких тел. Некоторые современные искусствоведы (например, Наталья Александрова) считают, что творчество Дейнеки стоит определять как модернизм, искусство глубоко личностное, направленное от человека к человеку. «Другой Дейнека» писал лирические пейзажи (серия «Сухие листья»), не «советских социалистических» обнаженных натурщиц, богоподобных рыбачек и рисовал советские плакаты, которые хоть сейчас ставь на обложку американских журналов. Собственно, в 1936 году на обложке январского выпуска Vanity Fair красовался рисунок Дейнеки. А разве эти рисунки не украсили бы, к примеру, The New Yorker (, , , )? Он же, этот напрочь надежный советский гражданин и товарищ, в 30-е годы писал в письме жене: «Я всё вижу, я всё понимаю, а если бы не ты, – я бы пустил себе пулю в лоб». О чем это? Что именно он видел и понимал?.. Его же великий Анри Матисс называл самым талантливым из советских художников и «ушедшим вперед в своем художественном развитии». И действительно разве могли Матиссу не понравиться эти юноши? И разве не очевидна связь между ними или футболистами Дейнеки и легендарным «Танцем» Анри Матисса?

Перечисление званий и наград художника Александра Дейнеки составило бы целый реестр: там и Ленинская премия, и Герой Социалистического труда, и действительный член Академии художеств СССР и прочая, прочая. Он был любим и обласкан властью, его упрекали в модернизме, он был модернистом, он был советским художником, он был гораздо больше, чем советским художником. Сила, энергия, страсть – явления, актуальные при любом политическом строе. Наверное, именно поэтому дорога в бессмертие, которую Дейнека проложил для героев своих картин и плакатов, не прервалась вместе с породившим соцреализм общественным строем.

Художник Александр Александрович Дейнека: биография и творчество

Александр Дейнека, уроженец г. Курска, появился на свет 20 мая 1899 г. в семье рабочего железной дороги. Мальчик с детства увлекался живописью и техникой. Продолжая дело отца, он поступил в железнодорожное училище, но уже спустя год уехал в Харьков, чтобы получить художественное образование.

После революции 1917 г. занятия прекратились. Александр трудился фотографом в угрозыске, руководил секцией изобразительного искусства Губнадобраза, выпускал плакаты и постеры, оформлял агитпоезда, участвовал в театральных постановках. Затем последовала двухлетняя служба в армии, где будущий живописец возглавлял художественную студию.

После службы Дейнека был направлен в Москву, здесь он продолжил учебу на отделении полиграфии ВХУТЕМАСа. С самого начала художника увлекало изображение человеческих фигур, создание сюжетных работ. Также живописец иллюстрировал басни Крылова. Своеобразная авторская манера уже ярко прослеживается в картине «Футбол», где Александр Дейнека представил полуобнаженных атлетов как мощное единство.

В молодом советском искусстве художник открыл эстетику техники, архитектуры производства. В его работах появляются физически крепкие и сильные духом рабочие на фоне инженерных конструкций.

В 1928 г. Александр Дейнека всего за неделю написал знаменитую «Оборону Петрограда». Картина сделала живописца настоящей звездой.

В 1930-х гг. Дейнека сосредоточился на теме спорта. Сам он с юных лет занимался гимнастикой, волейболом, боксом, плаванием, бегом. Это помогало художнику мастерски передавать в своих работах динамику и пластику атлетов. Он много времени проводил на стадионах, где делал эскизы сложных ракурсов.

Изображая физическое совершенство спортсменов, живописец подчеркивал их силу духа. В 1932 г. Дейнека создает известное произведение «Бег», а спустя год — плакат «Физкультурница».

В военный период культ здоровья и спорта в творчестве живописца временно отошел на второй план. Александр Дейнека создал серию московских пейзажей того времени, произведения с батальными сценами.

После войны художник вернулся к излюбленным сюжетам, был очень востребован. В 1947 году он написал картину «Эстафета по кольцу «Б»», где с репортажной точностью воссоздал атмосферу спортивного праздника: солнечный день, сосредоточенные бегуны, восторженные зрители.

Теме спорта Дейнека также посвящал скульптуры, создавал эскизы для мозаик, украсивших станции столичного метрополитена. Долгие годы живописец занимался преподавательской деятельностью: сразу после войны он получил звание академика Академии художеств СССР.

Скончался знаменитый советский художник 12 июня 1969 г. в Москве.

Избранные работы

«Оборона Петрограда», 1928 г.

«Оборона Севастополя», 1942 г.

«Хоккеисты», мозаика, 1959 — 1960 гг.

  • Три женские фигуры, 1920-е гг.
  • Кабаре, 1921
  • Перед спуском в шахту, 1924
  • Футбол, 1924
  • После дождя. Курск, 1925
  • Весна, 1925
  • Лыжники, 1926
  • Теннис, 1926
  • На стройке новых цехов, 1926
  • Ода весне, 1927
  • Механизируем Донбасс! (плакат), 1930 г.
  • Китай на пути освобождения от империализма (плакат), 1930 г.
  • Надо стать самим специалистами (плакат), 1930 г.
  • Книжная обложка, 1931
  • Наемник интервентов, 1931
  • Кросс-кантри гонки, 1931
  • Девушка у окна. Зима, 1931
  • Мама, 1932
  • Полдень, 1932
  • Футболист, 1932
  • В воздухе, 1932
  • Ночной пейзаж с лошадьми и сухой травой, 1933
  • Девушки плавание, 1933
  • Сухие листья, 1933
  • Отдыхающие дети, 1933
  • Коммунисты на допросе, 1933
  • Физкультурница / Работать, строить и не ныть! (плакат), 1933 г.
  • Без работы в Берлине, 1933
  • Пирс, 1933
  • Гонка, 1933
  • Лыжники, 1934
  • Пейзаж со стадом, 1934
  • Крымские пионеры, 1934
  • Парашютист над морем, 1934
  • Quirinal Place, Рим, 1934
  • Испанские лестницы, 1934
  • Итальянский мотив, 1935
  • Парк, 1935
  • Портрет С.И.Л. с соломенной шляпой, 1935
  • Тюильри, 1935
  • Набережная Сены, 1935
  • Негритянский концерт, 1935
  • Скука, 1935
  • , 1935
  • Обед в Донбассе, 1935
  • Первая пятилетка, 1936
  • Модель, 1936
  • Стахановцы, 1937
  • Женщина в красном, 1939
  • Сирень
  • Никитка — Первый российский летчик, 1940
  • Левый марш, 1941
  • Подмосковье. Ноябрь 1941 г.
  • Площадь Свердлова в декабре 1941 г.
  • Вечер. Патриаршие пруды, 1941 г.
  • Сгоревшая деревня, 1942
  • Эвакуация колхозного скота
  • Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах в Москве
  • Ремонт танков на прифронтовом заводе
  • Танки идут на фронт
  • Наступление началось
  • Оборона Севастополя, 1942
  • Сбитый с ног туз, 1943
  • Обнаженная женщина, сидящая, 1943
  • Под оккупацией, 1944
  • Простор, 1944
  • Над разрушенным Берлином, 1944
  • Берлин. День Декларации, 1945
  • Стадион в Берлине, 1945
  • Под Курском. Река Тускор, 1945
  • Эстафета (скульптура), 1945 г.
  • Боксер (скульптура), 1947 г.
  • 100-метровый забег (скульптура), 1947 г.
  • Окно студии, 1947
  • В Севастополе, 1947
  • Автопортрет, 1948
  • Пространство застройки под Москвой, 1949
  • Лыжники (мозаика)], 1950 г.
  • Футболисты (скульптура), 1950 г.
  • Перед забегом (скульптура), 1951 г.
  • Обнаженная девушка, 1951
  • Дачный поселок Кратово, 1951
  • В Севастополе, 1947
  • На катке в Кратово, 1951
  • Снегурочка, 1954
  • Лежащая женщина с мячом, 1954
  • Натюрморт. Клубника, 1955
  • Обнаженная модель, 1955
  • Футболисты (скульптура), 1955 г.
  • Тракторист, 1956
  • В Севастополе, 1956
  • Положить выстрел (скульптура), 1957 г.
  • Голова парашютиста (мозаика), 1957 г.
  • Доброе утро (мозаика)], 1959–1960 гг.
  • Хоккеисты (мозаика)], 1959–1960 гг.
  • Октябрьские лозунги мира у Нарвских ворот, 1960
  • Доярка (мозаика), 1962 г.
  • Красный гвардеец (мозаика), 1962 г.
  • Вилла в Риме, 1965
  • Молодой дизайнер, 1966
  • На юге (деталь), 1966 г.
  • Летнее приволье
  • Бегущая спортсменка (скульптура)
  • Кот и повар

Жизнь и карьера

Дейнека родился в Курск и учился в Харьковское художественное училище (ученик Александр Любимов) и в ВХУТЕМАС. Он был одним из основателей таких групп, как OST и Октябрь, и его работы широко экспонировались на крупных выставках. Его картины и рисунки (самые ранние часто бывают монохромный из-за нехватки художественных принадлежностей) изображают как жанровые сцены, так и труд, а часто и спорт. Позже Дейнека начал писать монументальные произведения, такие как Защита Петроград в 1928 году, которая остается его самой знаковой картиной, и В Севастопольская битва в 1942 г., Подмосковье. Ноябрь 1941 г. и The Shot-Down Ace. Его мозаика являются особенностью М. Маяковская в Москве. Он в высшей категории «1А — всемирно известный художник».Единый рейтинг художников».

Дейнека похоронен в Новодевичье кладбище в Москве.

↑ Направление, стиль и тематика произведений

В отличие от более старшего поколения советских художников, Дейнека не успел вобрать в себя распространенные начале XX века идея модерна. Начав свой путь художника сразу во время революции, Дейнека не вкладывает много символизма в свои работы, как например Юон. Наоборот Дейнека является ярким представителем социалистического реализма. Его картины не редко посвящены революционной тематике и деятельности советских организаций.

А.Дайнека. картина Полдень фото

В тридцатых годах его задевает тема авиации. Появляются такие картины, как «Молодые Летчики» и «Через полюс в Америку». Во время войны тематика меняется на историческую, военную если точнее. Советский художник делает свой вклад в победу над нацизмом. При этом картины отличаются большим драматизм и пафосом. Особенно это заметно в одной из наиболее известных его произведений «Оборона Севастополя».

А.Дайнека. картина Оборона Севастополя фото

Однако среди его картин находят свое место трагедии. Так желая показать разрушительные последствия Великой войны, Дейнека рисует полотно «Сгоревшая деревня».

«Будущие летчики»

Перед нами три мальчика на Севастопольской набережной, у самого моря. Они повернуты к нам спиной и мы, не видя их лиц, только хрупкие юношеские спины, понимаем, что художник рисует собирательный образ молодого советского поколения, детей, на которых не лежит условное «проклятие прошлого». Но подростки заворожены отнюдь не морем, они наблюдают за полетом гидроплана. Один подросток, явно постарше, самый загорелый, не просто смотрит и обсуждает с другими то, что видит, но рассказывает им о чем-то со знанием дела, жестикулируя. Очевидно, он уже изучает или собирается изучать летное дело; из всей троицы он ближе всего к осуществлению своей мечты – стать летчиком.

Колорит картины поразительно светоносный, радостный. Такая оптимистическая палитра станет почти обязательной для раннего соцреализма. Но у Дейнеки это не программный пункт, а находка, его собственный творческий почерк. И это не размытый, дрожащий свет, как у импрессионистов, которые первыми догадались впустить свет в европейскую живопись. Энергия этих цветов напоминает о солнце Греции, она так идет к культу молодости, прекрасного юного тела, культу здоровья и социального оптимизма. Нельзя не заметить искренности, с которой все написано.

Отдельно нужно отметить искусно выстроенную композицию, необычный ракурс, благодаря которому пространство в полотне видоизменяется. Как правило, в море, лежащем перед взглядом зрителя на картине, нет никакого фокуса – это безбрежное, бесконечное пространство. Однако Дейнека четко задает вектор, энергию движения, устремленности именно благодаря гидроплану. В одну линию слились линия горизонта, самолет и сидящие мальчики. Почти у самого горизонта мы видим маленький белый корабль, похожий на один из барашков на волнах или на облако в небе. И даже скала справа, выступающий утес, тоже напоминает корабль. Здесь все устремлено к чему-то радостному и будущному.

Отметим также, что врожденная любовь художника к графику, к рисунку дала многое его живописи – линии в этой картине поют, живописец явно наслаждается своей властью над пространством.

Полотно написано в 1938 году и в любом описании картины Дейнеки «Будущие летчики» отмечается этот удивительный контраст, который существует для современного зрителя – между радостным, светлым настроением этой Севастопольской набережной и героическим, мужественным другой севастопольской картины художника, посвященной ее защитникам. Но даже сегодня, когда мы знаем, как страшно могли сложиться судьбы этих ребят, ожидающих от завтрашнего дня только радости и счастья, мы поддаёмся настроению этого полотна и отбрасываем все скорбное, все трагичное.

Люсьен Фрейд

автопортретАвтопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет — во французском прочтении — portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше

,,,(,,,,,,,,,,,,,,,,,,Дэвид Хокни,,,

Жизнь и карьера

Дейнека родился в Курске, учился в Харьковском художественном училище (ученик Александра Любимова ) и во ВХУТЕМАСе . Он был одним из основателей таких групп, как « ОСТ» и « Октябрь» , и его работы широко экспонировались на крупных выставках. Его картины и рисунки (самые ранние часто монохромные из-за нехватки художественных принадлежностей) изображают жанровые сцены, а также труд и часто спорт. Позже Дейнека начал писать монументальные произведения, такие как «Оборона Петрограда в 1928 году», которая остается его самой знаковой картиной, и « Севастопольская битва 1942 года», «Подмосковье». Ноябрь 1941 года и The Shot-Down Ace . Его мозаики — визитная карточка станции метро «Маяковская» в Москве. В « Объединенном арт-рейтинге » высшая категория «1А — всемирно известный художник ».

Дейнека похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Дейнека и молодость

Многие картины Дейнеки живописуют молодость, юное и здоровое тело, ставшее для художника символом счастливого будущего, которое строит весь советский народ. Особенно хорошо удавались ему спортсмены и спортсменки. Еще в 1924 году он создал свой «Футбол», которым сам, впрочем, остался не вполне доволен. Как замечательный рисовальщик он понимал, что нужна особая, новая композиция, чтобы передавать динамизм спортивных игр. И он ее изобрел…

Дейнека даже общался с футболистами, чтобы понять законы движения в игре. Так на его полотнах появляются динамичные позы, фигуры в полете («Вратарь»). При этом Дейнека избегает ненужной детализации, обходясь минимумом дополнительных акцентов. Тело человека достаточно выразительно, чтобы передать весь замысел живописца.

Прославился Александр Дейнека умением точно схватить позу спортсмена в матче: для этого он ходил на стадион с блокнотом и карандашом, делал свои «снайперские зарисовки». Обнаженное тело на картинах художника полно силы и целомудрия до такой степени, что его даже называли «спартанцем». Культ человеческого здоровья – душевного и телесного, вот что такое его «спартанство». Энергией и бодростью пышут такие его полотна, как знаменитое «Раздолье», «Эстафета», «Юность» и другие.

Неудивительно, что Александр Дейнека до сих пор остается едва ли не самым востребованным советских живописцем на всех биеналле и выставках, в музеях и среди частных коллекционеров. Его искусство прошло проверку временем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: