Художник петр козьмин: «нужно оставаться русским художником, сохранить свою душу»

ПРИНЦИП ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ — PROСЦЕНИУМ Петербургская городская театральная газета

Среди профессионалов кинокритиков давно предпринимались попытки постичь и оценить работу  художника в кино. Но  как  только   речь  заходит о той, или иной  картине, разговор, как правило, уходит в сторону режиссера, оператора, актеров. Между тем, история  кино знает  имена художников, которые создавали  и умножали  славу отечественному и мировому кинематографу. Заглянув в справочники по кино, вы можете узнать о соавторстве удивительных  мастеров. Таких, например, как  Григорий Козинцев и  Евгений Еней,  Никита Михалков и Александр Адабашьян, Владимир Бортко и Владимир Светозаров.

Недавно в Петербурге на базе СПбГУ появилась новая образовательная программа для будущих художников кино и телевидения. Об этом и о многом другом мы беседуем с директором Программы «Киноискусство», художником Петром  КОННИКОВЫМ.Петр Конников и его ученики

— Вы долгое время  преподавали  рисунок  и живопись  театральным художникам  на факультете  сценографии в Театральной  Академии. Как  возникла  идея  организовать эту образовательную программу?

— Идея возникла случайно, но в этом есть своя закономерность. Художник кино – профессия редкая. Выпускал художников кино только художественный факультет ВГИК в Москве. На Ленфильме таких специалистов единицы, а потребность в профессионально обученных кадрах существует уже давно. И вот представился реальный шанс. Идею поддержал Иван Уралов – директор Института искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Мало кто знает, что уже несколько лет в СПбГУ по примеру европейских и американских Университетов стали обучать творческим профессиям. Образовательных программ, связанных с искусством, в СПбГУ стало так много, что возникла необходимость в создании нового факультета – Факультета искусств. Впереди у нас новые наборы. Программа «Киноискусство» быстро развивается. Каждый год прибавляется по одной мастерской.

— Сегодня на Ленфильме  работают художники, окончившие Театральную   Академию. Есть ли различие в обучении художника  театра  и художника кино?

— Разница в специфике профессии, в языке и природе таких близких, но очень разных видов искусств, конечно же, есть. Камера исследует каждый миллиметр видимой поверхности, на мир смотришь, как в огромную лупу. В театре это же пространство, как в перевернутом бинокле — на все смотришь издалека. В кино костюм можно делать, только погрузившись в характер, во внутренний мир персонажа, исследовав его судьбу. Тогда костюм станет живой сутью человека. Театральный костюм, напротив, не должен быть столь подлинным. Достаточно знаковой условности, узнаваемости. Концептуальность — главное качество театрального эскиза. Эскизы художника кино предельно объективны. Правда жизни — главная ценность. В этом и состоит основное отличие в обучении художников театра и кино. К сожалению, не всегда выпускники Театральной Академии находят себе применение в театре, Считается, что художник с театральным образованием без проблем справится с работой в кино. Это распространенное заблуждение. У театральных художников и кинохудожников совершенно разное восприятие и мышление, разное осмысление пространства.

— Вы сами часто ходите в кино? Что вам нравится в современном кинематографе?

— Чаще  смотрю кассетные варианты. Сейчас модно эксплуатировать негативные темы. Как и во все времена, художнику  приходится выбирать – или сиюминутная выгода, или вечные ценности. Юрий Норштейн 20 лет делает гоголевскую «Шинель». Мне удалось увидеть отрывок: сопереживаешь так, что всю душу пронизывают чувства стыда, отчаяния, страдания. Это прекрасно. Величайшая планка,  неимоверная отдача художника. Или еще пример — не кинематографический, из жизни художника Михаила  Соколова. 10 лет он провел в сталинских лагерях. Изредка удавалось рисовать на спичечных коробках и клочках бумаги. Они чудом сохранились. Думаете, он изображал ужасы лагерной жизни?  В это трудно поверить, но он рисовал прекрасных дам. Красота победила смерть.  Есть  над  чем задуматься в наше  конъюнктурное  время.

— Петру Конникову-педагогу удается  работать  как художнику и выставляться?

— Организовать  выставку  сегодня  не просто. Но я работаю много. Это  не только помогает,  без этого  я не смог бы  и преподавать. Это меня  стимулирует,  так  я  чувствую  себя  в профессии.

Беседовала  Людмила  ВарначеваPROсцениум, 11-12 (91-92), июнь 2010. Полоса 11

Биография Петра Кончаловского

Петр Петрович Кончаловский родился 9 февраля 1876 года в Славянске в семье видного литератора. Самые ранние годы он провел в Харьковской губернии, в имении родителей. Однако вскоре отец был арестован за участие в революционной деятельности и сослан в Холмогоры. Имение конфисковали.

Когда семья переехала в Харьков, Петр уже с восьми лет начал посещать школу живописи Раевской. В 1889 году все перебрались в Москву. Именно в это время отец предпринял издание сочинений Лермонтова, а потом и Пушкина с иллюстрациями лучших художников — Сурикова, Поленова, Репина, Айвазовского, Серова, Васнецова, Шишкина, Врубеля…

В Москве Петр Кончаловский начал посещать вечерний класс Строгановского училища. Но отец уговорил его поступить на естественный факультет Московского университета. Однако живопись неудержимо влекла Петра. И вместе с Коровиным Кончаловский попросил своего отца отпустить его в Париж. Там с 1896 по 1898 год он занимался в академии Жулиана. По возвращении домой Петр Кончаловский сразу поступил в Академию художеств и в 1907 году получил звание художника.

Картины его хвалили, ему предсказывали большое будущее, а он сам чувствовал, что еще не нашел в творчестве чего-то очень важного. И, недовольный, часто смывал свои картины с полотна

Ранние годы

Художник Петров-Водкин, биография которого интересна современному поколению, стал одним из самых популярных творцов в советский период. Сложно ли было ему пробиться через социальный барьер? На удивление легко. Вырос Кузьма Сергеевич в бедной семье. Его отец был лучшим сапожником на деревне, но, как известно, труд ремесленников всегда плохо оплачивался. Мать художника работала домработницей у богатых соседей. Так как ее занятость требовала постоянного присутствия, семье пришлось перебраться жить во флигель купеческого дома.

Кузьма Петров-Водкин, биография которого насыщена всякими знаками судьбы, был, видимо, рожден под счастливой звездой. Именно поэтому, несмотря на финансовые неурядицы родителей, будущий художник мало в чем нуждался. Его опекали родственники, которые и поспособствовали тому, чтобы у ребенка было счастливое детство.

Личная жизнь

Казалось бы, идеальная внешность актера и его востребованность в кино не оставляет шансов на одиночество. Но Петр Рыков до сих пор не нашел свою вторую половину. Ходили слухи о его романах с Марией Малиновской и Анной Чиповской, но они не повлекли серьезного продолжения, жены и детей пока нет.

Актер признался, что не готов к созданию семьи и пока не видит рядом человека, с которым он способен проводить 24 часа в сутки.

Интроверт по натуре, Петр нелегко сходится с людьми и не видит смысла обременять себя общением, если собеседник неинтересен. Девушки не исключение. Актер признался, что ему достаточно полчаса, чтобы определить, что общего может быть с девушкой и «старается не влезать» в такие отношения.

Единственное существо, которое спасает актера от одиночества – его кошка Гертруда. Хотя, как и всякий представитель сильного пола, Петр Рыков неравнодушен к красивым женщинам. Любовь к северной природе отразилась на его предпочтениях во внешности: женский идеал – блондинка скандинавского типа.

Детство и юность

Петр Петрович Кончаловский родился в городе Славянске Харьковской губернии 9 февраля 1876 года. Его отец происходил из дворянского рода и был успешным переводчиком и издателем. Раннее детство будущего художника прошло в родительском имении, но так как Кончаловский-старший оказался причастен к революционной деятельности, вскоре обстоятельства жизни переменились.

Автопортрет Петра Кончаловского

Отца художника арестовали и сослали в Холмогоры, имение при этом было конфисковано. Позже Кончаловские уехали жить в Харьков, где 8-летний Петя начал обучаться в художественной школе.

В 1889 году семья вновь переехала, на этот раз в Москву, где мальчик, сильно увлекшийся живописью, стал посещать вечерние курсы Строгановского училища. По настоянию отца Петр чуть не изменил искусству и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако оставить живопись не сумел и, уговорив отца, уехал в Париж – продолжать обучение.

Автопортреты Петра Кончаловского

2 года, с 1896-го по 1898-й, Петр Кончаловский учился в академии Жулиана и за это время окончательно понял, что хочет быть только художником. Работы молодого человека во Франции получили положительные оценки. Вернувшись в Россию, он поступил в Академию художеств, в которой в итоге выбрал мастерскую живописца-баталиста Павла Ковалевского.

Впрочем, батальные картины Петра не интересовали, и он подолгу сидел в ботаническому саду, зарисовывая природу. Диплом Академии художеств Кончаловский получил в 1907 году.

Картины, в которых мы узнаем себя: в Петербурге открылась выставка работ Петра Конникова

Художник Петр Конников ушел из жизни в 2017 году, пройдя уникальный творческий путь, на котором не было места компромиссу и конфронтации. Он просто делал свое дело, никогда не оглядываясь на то, чем заняты коллеги по цеху, и вообще, что творится вокруг.

Конников жил в своем очень одиноком мире, населенном Коломбинами и Пьеро, гротескно изображенными зверями и птицами. От того и его ретроспективная выставка, которая открылась в Музее искусства Петербурга XX-XXI веков, названа «Одинокий странник». Анна Лесина расскажет подробнее.

Обычное дело: художник уходит, а его картины продолжают быть светом угасшей звезды. Петр Конников был человеком скромным, и большинство работ, попавших на ретроспективную выставку, миру в свое время так и не показал. Живопись была его личным пространством, миром грез, меланхоличного молчания и неиссякаемой энергии.

«Мы с ним ездили в Италию, были там две недели, выставку сделали, всего восемь художников. Мы сделали по восемь картин, он написал 35. Картины всегда выверенные у него, точные, но он их переписывает много раз. Тени он оставляет, а цвет переписывает, наслаивает, переписывает, в итоге получается некое дребезжание, наслоение цветовых пятен».

Его работы — картины-сны, картины-ощущения, тоска из-за невозможности счастья, художник с супругой — это грустный Пьеро и его верная Коломбина. Их всегда сопровождают собаки с человеческими ликами — верные спутники, заменившие им детей.

«Он создал свою художественную школу, это новая художественная школа, которая обрела приют в стенах государственного петербургского университета. Он свои искания передал студентам, которые стали живыми продолжателями этого пути странников. Они также выстроились в эту колонну, идут за горизонт, плывут в этих корабликах, которые мы видим на картинах».

Автопортрет художника порой едва угадывается, но везде включен в контекст. Он примеряет на себя образ задумчивого странника и, не найдя спокойствия на земле, парит над пустым городом беззащитной птицей. Глубоко автобиографичный, так или иначе он говорит о себе и обо всех. Всеобщая трагичность звучит, как хорал, противиться воздействию которого практически невозможно.

«Путешествует ли Конников или живет в Петербурге, он всегда говорит о жизни вообще, о мире вообще. Вот, например, полотно, рядом с которым мы стоим. Я думаю, что оно создано после его путешествия по Италии. Но ведь это не какой-то конкретный город, это нечто ирреальное, это метафизическое состояние людей, которые собрались на этой площади, и часы, которые отбивают каждую минуту, напоминают о скоротечности жизни».

Но в то же время в каждом полотне Петра Конникова прослеживается надежда: пока человек жив, стремится к чему-то возвышенному, его лицо озаряется солнцем. Ощущение обреченности преобразуется в нечто прекрасное. Почему эти гротескные сюжеты так притягательны? Может, потому что мы узнаем в них себя.

Библиография

  • Иванов Вс. Лермонтов Кончаловского // «Литература и искусство», 1943, 18 апр.
  • Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства: История создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Вакар Ирина. Пётр Кончаловский: взгляд из нового века // Наше наследие. — 2011. — № 99.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , 

Пётр Кончаловский: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Пётр Кончаловский: жизнь и творчество художника
3.7 (73.78%) 74 голос(ов)

Пётр Конников. Одинокий странник | МИСП

15 марта – 29 апреля | 2018

Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков открывает первую ретроспективную выставку известного петербургского художника Петра Конникова (1955–2017) «Одинокий странник». Проект продемонстрирует уникальный художественный путь мастера, представив весь спектр его творчества с конца 1980-х по 2010-е годы  — более 100 живописных произведений, арт-объектов, графических работ, архивных фотографий, ранее не выставлявшихся.

Название выставки — «Одинокий странник» — связано с одной из главных тем в творчестве мастера и одновременно раскрывает образ самого автора, его место в художественной среде Санкт-Петербурга. Конникова никогда не волновал вопрос, современно ли его искусство. Оно всегда развивалось обособленно от общих тенденций времени. Порывистая и стремительная сила художника словно искала отклика в сокровенных тайниках его души. Произведения Конникова всегда были глубоко личностными и потому легко узнаваемы.

Путешествующие странники, грустные Пьеро, мечтающие Коломбины, птицы и звери —маленькие фигурки с гротескно увеличенными головами — эти образы, всегда загадочные и печальные, размноженные в вариациях «грез», созданы в едином эмоциональном ключе. Оригинальные темы художника возведены в ранг всеобщих: визуализируются тончайшие метафизические миры, наполненные меланхолией, тревогой и даже драмой чувств. Кисть художника,  носитель его экспрессивной энергии, вовлекает зрителей в мир сказочных персонажей. Цвет в полотнах Конникова характеризует не просто окраску предметов, но обретает духовно-иносказательный смысл. Очевидно, поэтому сиюминутность изображения получает в искусстве Конникова сферическую широту охвата и многоплановость обзора.

Обобщения подобного типа свойственны целой серии работ художника: «Золотой век» (1991), «Птицы» (1996), «Путники» (2002), «Подарок» (2006). Действие во всех этих работах парадоксально. Порой автор включает в контекст свой собственный портрет. Он едва угадывается, но в нем обретают плоть воспоминания, размышления художника, словно он представляет своего рода живописную притчу, где на равных правах выступают образы прошлого, мечтания и конкретная жизненная сцена. Это и есть путь одинокого странника к постижению высшей простоты жизненных истин. Умение видеть глубинное и неочевидное  за горизонтом обычных страстей и забот.

В рамках выставки впервые состоится показ фильма о Петре Конникове, снятого в 1993 году (режиссер Альберт Мартыненко, продюсер Ада Ставиская).

Фоторепортаж с открытия выставки

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков набережная канала Грибоедова, 103

Время работы: 

вторник: 14:00 — 20:00среда: 14:00 — 21:00четверг — пятница: 14:00 — 20:00суббота — воскресенье: 12:00 — 20:00выходной: понедельник

312-25-54, 314-98-94

http://www.mispxx-xxi.ru

https://vk.com/museumxx_xxi

https://www.instagram.com/misp_spb

#мисп #misp

Лучшие произведения

Художник Петров–Водкин, биографию которого мы рассмотрели выше, был очень талантлив.

  • «Купание красного коня» – это самая известная работа Петрова-Водкина. Сюжет, ракурс и стиль – все необычно и ярко. Вдохновением для написания полотна Кузьме послужили древнерусские иконы, именно поэтому все фигуры на картине вытянуты и выполнены в непривычном развороте.
  • «Сон» – наиболее скандальная картина художника. Нельзя сказать, что самая яркая, но именно благодаря этому полотну фамилия Петрова-Водкина не сходила с уст интеллигентных граждан более полугода. Картина для того времени была слишком откровенная, и не все ее смогли оценить по достоинству.
  • «Портрет Анны Ахматовой». Художнику очень нравилось творчество поэтессы, стихи которой читали на любом собрании в любой компании. Но как человек, Анна живописцу не нравилась никогда. Ее портрет, несмотря на самобытность, пронизан холодом и отчуждением, хотя и выполнен с достоверной точностью.

Любимая натурщица и муза

Картина «Всадница» была написана в 1832 году. На ней изображены воспитанницы Самойловой – Джованина и Амация. Поскольку Брюллов любил графину, он не мог не полюбить ее девочек. Они были частью мира художника. По задумке Карла, «Всадница» должна была стать большим портретом, который должен был украсить парадный зал. Картину заказала сама графиня. Она часто говорила, что хочет украсить работами любимого все стены.

Графиня Самойлова сыграла важную роль в жизни Брюллова. Их даже можно было бы назвать идеальной парой. Художник был для нее идеалом для преклонения, а она для него – музой. Познакомились они в Италии. В то время они уже были состоявшимися людьми. Самойлова была аристократкой, а Брюллов – художником. До этой встречи графиня регулярно увлекалась мужчинами и нисколько не стеснялась этого. Но Брюллов стал для нее особенным человеком. Пара хоть и расставалась несколько раз, но потом вновь возобновляла отношения.

Петр Конников. «Одинокий странник» — Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков открывает первую ретроспективную выставку известного петербургского художника Петра Конникова (1955–2017) «Одинокий странник». Проект продемонстрирует уникальный художественный путь мастера с конца 1980-х по 2010-е годы, представив весь спектр его творчества – более 100 живописных произведений, арт-объектов, графических работ, архивных фотографий, ранее не выставлявшихся.

Название выставки «Одинокий странник» связано как с одной из главных тем в творчестве мастера, так и с образом самого автора, с его местом в художественной среде Санкт-Петербурга. Конникова никогда не волновал вопрос, вписывается ли его живопись в современный процесс искусства или нет. Его творчество всегда развивалось обособленно от общих тенденций времени. Порывистая и стремительная сила художника словно искала отклика в собственных сокровенных тайниках души. Его произведения всегда были глубоко личностными и потому легко узнаваемыми.

Путешествующие странники, грустные пьеро, мечтающие коломбины, птицы и звери с гротескно увеличенными головами и маленькими фигурками – эти образы, всегда загадочные и печальные, размноженные на вариации «грез», созданы в едином эмоциональном ключе. Личностные темы художника возводятся в ранг всеобщих, визуализируя тончайшие метафизические миры, наполненные меланхолией, тревогой и даже драмой чувств. Кисть художника, полная накала и экспрессивной энергии, вовлекает зрителей в мир сказочных персонажей. Цвет в полотнах Конникова характеризует не просто окраску предметов, но обретает духовно-иносказательный смысл. Очевидно, поэтому сиюминутность изображения получает в искусстве Конникова сферическую широту охвата и многоплановость обзора.

Обобщения подобного типа свойственны целой серии работ художника – «Золотой век» (1991), «Птицы» (1996), «Путники» (2002), «Подарок» (2006). Действие во всех этих работах парадоксально. В контекст автор включает порой свой собственный портрет. Он едва угадывается, но в нем обретают плоть воспоминания, размышления художника, словно он представляет своего рода живописную притчу, где на равных правах выступают образы прошлого, мечтания и конкретная жизненная сцена. Это и есть тот путь одинокого странника к постижению высшей простоты жизненных истин. Умение видеть глубинное и неочевидное, прячущееся за горизонтом обычных страстей и забот. В экспозицию выставки вошли произведения из коллекции Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков и мастерской художника.

В рамках выставки впервые состоится показ фильма о Петре Конникове, снятого в 1993 году (режиссер Альберт Мартыненко, продюсер Ада Ставиская).

Петр Рыков сегодня

Актер живет в Москве в уютной двухкомнатной квартире, но со временем мечтает переехать в Санкт-Петербург. Из-за плотного съемочного графика ему редко приходится бывать дома. По его подсчетам, за полгода – от силы три недели.

Петр Рыков на театральной сцене

Неизменную компанию Петру составляет кошка Гертруда, считающая себя в доме полноправной хозяйкой. Кроме привычных игрушек и когтеточки, полосатая любимица облюбовала себе кресло и огромную кровать, где может растянуться и послушать музыку.

На почетном месте в комнате стоят гитары – под настроение в вечернее время Петр сочиняет тексты. Также есть книжная полка с полным собранием книг Стругацких. В мечтах у Петра – жить в собственном большом доме с огромной библиотекой.

Пётр Ильич Чайковский. Музыкальная карьера

В 21 год юный Пётр Чайковский еще не думал о музыкальной карьере, а музыку считал лишь своим увлечением. Всё перевернуло открытие в Санкт-Петербурге новой консерватории, руководителем которой стал сам Антон Рубинштейн. Пётр Ильич Чайковский твёрдо решил туда поступать. Это ему удалось, он стал одним из первых студентов по классу компощиции и окончательно бросил юриспруденцию.

Впоследствии Пётр Ильич преподавал в Московской консерватории и даже сам переводил обучающую литературу для своих студентов. В Москве же начался подъем его творческой карьеры. В 1873 году Чайковский написал другое свое знаменитое произведение – симфоническую фантазию «Буря», снова начал путешествовать, учиться и искать вдохновение.

В 1870-ые годы родились другие великие произведения классика:

  • балет «Лебединое озеро»,
  • опера «Опричник»,
  • Концерт для фортепиано с оркестром,
  • Вторая и Третья симфонии,
  • фантазия «Франческа да Римини»,
  • опера «Евгений Онегин»,
  • фортепианный цикл «Времена года» и многие другие.

Пётр Ильич Чайковский путешествовал с концертными гастролями, дружил со знаменитыми музыкантами Европы, перенимая их опыт. Незадолго до своей кончины он переехал в Клин, где много занимался благотворительностью. В 1885 году он помогал бороться с пожаром, из-за которого в городе сгорело несколько десятков домов.

Даже на закате жизненного пути Чайковский продолжал заниматься музыкой. В этот период он написа:

  • балет «Щелкунчик»,
  • оперу «Пиковая дама»,
  • увертюру «Гамлет»,
  • оперу «Иоланта»,
  • Пятую симфонию.

Пётр Ильич Чайковский получил международное признание. В 1892 году его избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году – почетным доктором университета в Кембридже.

Чайковский скончался 6 ноября 1893 года от холеры. Его отпевали в Казанском соборе, а похоронили в Некрополе мастеров искусств.

Личная жизнь

Рассматривая краткую биографию Ершова стоит отметить, что личная жизнь поэта складывалась весьма непросто. Его первой супругой стала вдова Серафима Лещева, у которой уже было четверо детей. После пяти лет брака женщина умерла при родах.

Петр Павлович женился во второй раза на Олимпиаде Кузьминой, но и этот брак завершился смертью супруги.

Ершов не терял надежды обрести счастье в супружеской жизни, и в третий раз ему повезло. С женой Еленой Черкасовой он прожил до конца жизни. В общей сложности Петр Павлович стал отцом пятнадцати детей, но только четверо из них дожили до совершеннолетия.

Скончался Петр Павлович Ершов 30 августа 1869 года, в возрасте 54 лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: