Виллем калф

Виллем Кальф, «Роскошный натюрморт с сахарницей Гольбейна». Кто сделал сахарницу?

Его первые картины — «сельские», сценки в амбарах, традиционные для голландских художников того времени. Написанные им тогда же натюрморты стали началом серии «банкетных», одновременно с такими же, выполненными Питером Клэшом, Виллемом Хеда и другими художниками. Эти картины получили свое развитие в виде роскошных полотен с богатейшими красками и дорогими предметами.

Одно из таких созданий так и называется: «Роскошный натюрморт». На первом плане — часы с крышкой и корпусом из хрусталя и подвешенным на ленточке ключом, фарфоровая тарелка с персиками, на заднем плане просвечивает бокал из раковины наутилуса. В центре композиции — богато украшенная сахарница. И все это лежит на цветном ковре.

Все ли на этой картине «всамделишное»? Однозначно «да» — персики, тарелка, стол, ковер, нож (выглядывает из-под подноса).

А остальные предметы — существовали и списаны с натуры или их придумал художник? Что касается часов — нет сомнений, что художник их видел: аналогичные сегодня есть в коллекции Британского музея (и не только).

Кубок из раковины наутилуса — не редкость в музеях мира, но обнаружить точно такой же не удалось.

Как бы в тени стоит сахарница, у которой есть собственное имя — «сахарница Гольбейна». Это совершенно необычная вещь, она как бы предназначена для сервировки стола, но в то же время настолько богато украшена, что поставить ее на чайный стол мог только обладатель несметных богатств.

Начнем с ее основания. Оно отражается в поверхности серебряного блюда, как в зеркале.

Поставленные один на другой усеченные конусы украшены жемчужинами, закрепленными лапками, просматриваются красные и розовые кристаллы (возможно, гранаты и кораллы).

«Юбка» под стеклянным сосудом поблескивает зелеными вкраплениями (либо расцвеченное золото, либо мелкие изумруды). В самом центре — эмалированная табличка с текстом «Гольбейн».

Крышка, точнее, ее основание, покрыта зернью с вкраплениями мелкого жемчуга. На ней выделяются рогатые розеточки, и по всему периметру — шесть круглых вставок, по всей видимости, живописных миниатюр.

Венчает это сооружение навершие крышки: стеклянные вставки перемежаются поясками металла, жемчуг — до самой вершины.

Все это великолепие можно было бы отнести на счет фантазии художника, если бы не надпись «Гольбейн*». Поиски привели в государственный музей искусств Дании, в Копенгаген.

Вот что написано на сайте этого музея: «Ваза из горного хрусталя, отделанная золотом, с вычурной крышкой, называемая „вазой Гольбейна“, принадлежала Генриху VIII (король Англии) и его потомкам до 1649 года, а Кальф мог видеть ее в какой-либо из амстердамских коллекций.**»

Остается открытым вопрос о надписи. То, что это не автограф Гольбейна — ясно из рисунка Ганса Гольбейна Младшего. Весьма вероятно, что ювелир вписал в картуш имя художника этой богатой сахарницы — как знак почтения к мастеру. Может быть, Виллем Кальф, зная об авторстве изделия, встроил картуш и написал имя Гольбейна как знак преклонения перед талантами великого художника.

Где сахарница сегодня — установить не удалось

Важно то, что она существовала в действительности, что она была сделана по рисунку Гольбейна, что это изделие не постигла участь многих других остаться без имени автора

*Ганс Гольбейн Младший (1497−1543) — один из величайших художников, был портретистом, миниатюристом, гравером, художником для ювелиров.

** Имя ювелира, сотворившего это произведение, неизвестно.

Ранние работы

Около 1928 года де Кунинг начал рисовать натюрморты и рисунки, но это было незадолго до того, как он увлекся более абстрактными работами, на которые явно повлияли такие личности, как Пабло Пикассо и Хуан Миро. Будучи молодым художником, он получил непревзойденную возможность в 1935 году, когда стал художником федерального художественного проекта для WPA (Управление прогрессом работ), с помощью которого он создал ряд фресок и других работ.

В 1936 году работа де Кунинга была частью экспозиции Музея современного искусства (MOMA) под названием «Новые горизонты в американском искусстве», что стало первым событием в карьере, но в следующем году его работа в WPA внезапно завершилась, когда он был вынужден уйти в отставку, потому что он не был американским гражданином. Вскоре после этого де Кунинг начал серию мужских фигур, в том числе «Сидящая фигура» (классический мужчина) и «Два стоящих мужчины». Также в течение этого периода де Кунинг нанял ученицу Элейн Фрид, и она стала женщиной для таких работ, как «Сидящая женщина» (1940). Это будет первая главная картина художника, изображающая женщину, и он будет известен главным образом своими многолетними работами по изображению женщин на своих картинах. Женившись в 1943 году, де Кунинг и Фрид прожили огненную, пропитанную алкоголем жизнь вместе, прежде чем расстаться в конце 1950-х годов. В середине 1970-х они воссоединились и остались вместе до ее смерти в 1989 году.

Виллем Кальф, Натюрморт с оружием. А только ли с оружием?

Labels:
Виллем Кальф,
живопись

Виллем Кальф (нидерл.Willem Kalf, 1619, Роттердам — 31 июля1693, Амстердам) — один из самых известных голландских мастеров натюрморта. Сочные краски, набор дорогих и красивых предметов в разных
сочетаниях (кубки из наутилуса, вычурные кувшины, большие позолоченные блюда с
искусной чеканкой и резьбой, карманные часы с корпусами изхрусталя), детально выписанные картины сделали
его очень популярным. Один из несколько необычных натюрмортов – «Натюрморт с
оружием», написанный им – предположительно – в 1643-1645 годах.

Виллем Кальф, Натюрморт с оружием, 1643, 200х170 см, Tesse
Museum,  Франция

Перед нами,
кажется, полное снаряжение далеко не бедного военного. На полу лежит щит с
золотой бахромой, поверх него богато украшенная сабля, налокотники (один виден
хорошо, второй прикрыт белой не то скатертью, не то накидкой), на втором плане
– пистолет и нагрудник от лат. 

На обитом красным бархатом и украшенном
серебряной бахромой кресле – труба с серебряными кистями, шлем с фигуркой
дракона. На мраморном столе, прикрытом голубой скатертью, стоит блюдо
внушительных размеров (видимо, позолоченное), стоит кираса, сосуд неизвестного
назначения, лежит кувшин, кинжал с золотой по виду цепью и медалью на этой
цепи, кубок из раковины наутилуса. 

Позади стола – большое зеркало, в котором
отражается портьера, кружка, кираса и блюдо.

Виллем Кальф, Натюрморт с оружием, фрагмент «Латы и
зеркало»

Виллем Кальф, Натюрморт с оружием, фрагмент «Шлем и
труба»

Виллем Кальф, Натюрморт с оружием, фрагмент «Щит и
оружие»

Как бы все
говорит о том, что картина – военная. Но есть пара деталей, которые опровергают
это предположение. Самое первое, что бросается в глаза, – кусок белой ткани с
серебристой бахромой. Он никак не вяжется с набором предметов. Второе – возле
зеркала, на которое сверху спускается бархатная портьера с золотой бахромой, лежит коробочка с небольшими предметами, очень похожими на
женские украшения.

Виллем Кальф, Натюрморт с оружием, фрагмент «Шкатулка»

При всем
богатстве обстановки треснувшая мраморная плитка на полу под креслом намекает
на то, что в этом доме нет хозяйки. Тогда для кого украшения? И почему у
военного все его причандалы набросаны так, как будто владелец куда-то очень
спешил?

Возможно, к
нему пришла дама? Раз она у него – явно, она дала ему понять, что… Он, в свою
очередь, продемонстрировал свою щедрость – коробочка с украшениями. Про
богатство говорить нечего, его не надо было демонстрировать – вся посуда и до
этого стояла на столе, вряд ли ее куда-нибудь убирали.

А вот как
объяснить беспорядок? Скорее всего, они пришли вместе. Коробочка уже была на
столе. Потом он начал спешно разоблачаться и покидал все, как попало. Видимо, в
спешке он задел скатерть, она съехала со стола (хорошо, что ничего не упало). А
потом он помог своей гостье снять накидку – и так же в спешке бросил ее на
стол. Ну, уже было не до порядка.

Другой
вариант — он пришел домой с военной добычей. И с дамой. Быстренько
разложил все на столе: блюдо, кувшин, кубок, открыл коробочку с украшениями.
Спешил так, что некогда было поставить нормально упавший на бок кувшин. Ну, а
дальше — по первому варианту: быстренько снял с себя снаряжение, побросал
его как попало на стол и на пол, потом помог гостье снять накидку и бросил ее
на стол. Наводить порядок — да было уже не до того… 

Третий вариант —
художник собрал вместе все самые интересные вещи, которые у него были, и разложил
их, как Бог на душу положит. А потом нарисовал картину. 

В любом случае Виллем
Кальф донес до нас красоту окружавших его предметов. Это и кубок из раковины
наутилуса, и шлем с фигурой дракона, и богато украшенные цветными камнями сабля
и кинжал, и вычурный кувшин. Сегодня невозможно сказать, эти предметы —
плод фантазии художника или они на самом деле существовали. Нам остается только
гадать и любоваться картиной.

Read More

Биография[ | код]

Виллем Кальф был шестым ребёнком в семье состоятельного роттердамского торговца сукном и члена городского совета Роттердама. Отец Виллема умер в 1625 г., когда мальчику было 6 лет. Мать продолжила семейное дело, но без особых успехов. Не сохранилось данных о том, у кого из художников учился Кальф; возможно, его учителем был Хендрик Пот из Харлема, где проживали родственники Кальфов. Незадолго до смерти своей матери в 1638 г. Виллем покинул родной город и переехал в Гаагу, а затем в 1640-41 гг. поселился в Париже. Там, благодаря своим «крестьянским интерьерам», написанным во фламандской традиции, близкой к творчеству Давида Тенирса и других художников XVII в., Кальф быстро завоевал признание

На его деревенских интерьерах человеческие фигуры находились скорее на заднем плане, а всё внимание зрителя концентрировалось на хорошо освещённых, красочных и искусно выложенных фруктах, овощах и разных предметах домашнего обихода.

Ещё в Париже Кальф сумел создать на основе так называемых банкетных сцен (banketjes), известных по картинам Питера Класа, Виллема Класа Хеды и Яна де Хеема 1630-х гг., новую форму искусно сгруппированного натюрморта с дорогими, богато украшенными предметами (большей частью бутылями, тарелками, бокалами) из отражающих свет материалов — золота, серебра, олова или стекла. Это мастерство художника достигло своей вершины в амстердамский период его творчества в завораживающих «роскошных натюрмортах» (pronkstilleven). Самое известное (и при высоте в 2 м самое большое) произведение Кальфа парижского периода — натюрморт с драгоценными сосудами, доспехами и оружием, выполненный в 1644-45 гг. предположительно по заказу маршала де Тессе и хранящийся ныне в Музее де Тессе в Ле-Мане.

В 1646 г. Виллем Кальф на некоторое время вернулся в Роттердам, потом переехал в Амстердам и Хоорн, где в 1651 г. женился на Корнелии Плувье, дочери протестантского священника. Корнелия была известным каллиграфом и поэтессой, дружила с Константином Хёйгенсом, личным секретарём трёх штатгальтеров молодой Голландской республики, уважаемым поэтом и наверное самым опытным знатоком мирового театрального и музыкального искусства своего времени. В 1653 г. семейная пара переехала в Амстердам, где у них родилось четверо детей. Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом. Он часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым. В амстердамский период в свои натюрморты Кальф стал включать экзотические предметы: китайские вазы, раковины и до этого времени не виданные тропические фрукты — полуочищенные апельсины и лимоны. Эти предметы привозили в Нидерланды из Америки, они были излюбленными предметами престижа достигшего благоденствия бюргерства, выставлявшего свою зажиточность напоказ. Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности — «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи

Кальфу однако было важно другое. Всю свою жизнь он испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах, начиная с текстуры шерстяных ковров, яркого блеска металлических предметов из золота, серебра или олова, мягкого сияния фарфора и разноцветных раковин и заканчивая таинственным мерцанием граней красивейших бокалов и ваз в венецианском стиле

Продуманная до мелочей композиция натюрмортов Кальфа обеспечивается не только специфическими правилами, но и уникальной и сложной режиссурой света. Как и на его ранних крестьянских интерьерах, отдельные, очень красочные предметы залиты светом из невидимого источника (например, сияюще-красный омар с «Натюрморта с рогом амстердамской гильдии стрелков Св. Себастьяна, омаром и кубками»). Другие ценные предметы — гранёные, часто наполовину наполненные вином кубки, проступают из темноты фона постепенно, через некоторое время. Часто их форма лишь удивительным образом угадывается в отражении лучей света. Никому кроме Кальфа не удалось так реалистично показать проникающий через раковину наутилуса свет. Кальфа называют «Вермером натюрмортной живописи», и кое-где Кальф его превзошёл.

С 1663 г. Кальф писал меньше, он занялся торговлей предметами искусства и стал востребованным экспертом по искусству. В частности он наряду с другими художниками (в том числе Яном Вермером) участвовал в оценке пресловутой итальянской коллекции поддельных картин, которую в 1672 г. предложили купить «Великому курфюрсту» Фридриху Вильгельму.

Виллем Кальф умер в возрасте 74 лет, получив травму вследствие падения по дороге домой, возвращаясь из гостей.

Работает

Картины во Франции
  • Интерьер кухни (1642–1644), дерево, масло, 27 × 32  см , Музей Метрополитен , Нью-Йорк  ;
  • Кухонная утварь (ок. 1642–1646), цвет, холст, 13 × 16  см , Лувр , Париж  ;
  • Натюрморт с вазами и фруктами на столе (1643), 73 × 58  см , холст, масло, Musée de Tessé , Ле-Ман  ;
  • Большой натюрморт с оружием и доспехами (1643-1645), холст, масло, 200 × 170  см , Musée de Tessé, Ле-Ман;
  • Интерьер фермерского дома с женщиной, сбивающей масло (ок. 1645 г.), холст, масло, 31 × 23,5  см , Музей Боймана ван Бёнингена , Роттердам  ;
  • Натюрморт с перевернутой тыквой (около 1645 г.), холст, масло, 68 × 60  см , Музей изящных искусств , Руан  ;
  • Интерьер фермерского дома с человеком на коленях (1645 г.), дерево, масло, 28,2 × 40  см , Музей Боймана ван Бёнингена , Роттердам  ;
  • Интерьер кухни (1646 г.), дерево, масло, 27 × 32  см , Музей Фабра , Монпелье  ;
  • Интерьер кухни , масло на дереве, 27,1 × 35,2  см , Musée de Tessé, Ле-Ман
Амстердамские натюрморты
  • Натюрморт с рогом корпорации лучников Сан-Себастьяна, омаром и очками (ок. 1653 г.), холст, масло, 86 × 102  см , Национальная галерея , Лондон
  • Десерт с высокой чашкой Аугсбурга (1653-1654), холст, масло, 105 × 87  см , Эрмитаж , Санкт-Петербург
  • Натюрморт со стеклянным кубком и фруктами (ок. 1655), холст, масло, 65 × 56  см , Государственные музеи Берлина  ;
  • Натюрморт с серебряным кувшином (1655–1657), холст, масло, 73,8 × 65,2  см , Рейксмузеум , Амстердам  ;
  • Натюрморт с серебряной чашей, бокалами и фруктами (1658), холст, масло, 48,5 × 59  см , Музей Вальрафа-Рихарца , Кельн  ;
  • Натюрморт с фруктами, стеклом и глиняной посудой (1659 г.), холст, масло, 58 × 51  см , Метрополитен-музей, Нью-Йорк;
  • Натюрморт с фарфором и наутилусом (1660), холст, масло, 64 × 56  см , Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид
  • Натюрморт (ок. 1660 г.), холст, масло, 64,4 × 53,8  см , Национальная художественная галерея , Вашингтон  ;
  • Натюрморт с акваманилами, фруктами и наутилусом (ок. 1660 г.), холст, масло, 111 × 84  см , Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид  ;
  • Натюрморт со стеклом и фарфоровой чашей (1662 г.), холст, масло, 64 × 53  см , Gemäldegalerie , Берлин  ;
  • Натюрморт с наутилусом (1662 г.), холст, масло, 79 × 67  см , Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид  ;
  • Натюрморт с лимоном, апельсином и бокалом вина (1663-1664), холст, масло, 36,5 × 30,8  см , Staatliche Kunsthalle Karlsruhe , Карлсруэ  ;
  • Натюрморт с китайской вазой (1669), холст, масло, 77 × 66  см , Художественный музей Индианаполиса
  • Натюрморт с чашей Гольбейна, чашкой Nautilus, стеклом и чашей для фруктов, (1678) SMK Copenhagen

Кем был Виллем де Кунинг?

Родившийся в Роттердаме, Нидерланды, в 1904 году, Виллем де Кунинг уехал в США в 1926 году и поселился в Нью-Йорке. Работая в коммерческой сфере, де Кунинг также развивал свой художественный стиль, исследуя как фигуральную живопись, так и более абстрактные предметы до 1930-х годов. К 1940-м годам эти две основные тенденции, казалось, прекрасно слились, особенно в «Розовых ангелах». Де Кунинг стал известен своим изображением женщин, и женщины будут доминировать в его картинах на протяжении десятилетий. Позднее де Кунинг исследовал пейзажи и даже скульптуру, прежде чем болезнь Альцгеймера сделала невозможным продолжение. Он умер в 1997 году в возрасте 92 лет.

Траектория

Биография его погрязла в вопросах. Родился в Роттердаме в богатой семье, его отец был торговцем текстилем. О его художественном образовании известно мало. Считалось, что он был учеником Хендрика Геррица. Горшок в Харлеме , который в настоящее время исключен. В 1642 году его цитируют в Париже, в районе Сен-Жермен-де-Пре, месте встречи фламандских художников, где он в основном создавал большие натюрморты и несколько небольших бытовых сцен в интерьерах, с которыми он имел большой успех. и пришел, чтобы указать высокие цены во Франции.

В 18 веке такие художники, как Жан Симеон Шарден и Франсуа Буше , покупали его работы, иногда переделывая их. В то же время во время своего пребывания в Париже он посвятил себя созданию «роскошных» натюрмортов (Pronkstilleven), изображающих кусочки серебра, фарфора, стекла и драгоценные восточные ковры (Виллем, несомненно, был знаком с работами Яна Давидс де Хем в Амстердаме). Этот новый живописный жанр, малоизвестный во Франции, становился все более популярным, и слава Кальфа росла настолько, что многие художники делали копии его картин.

Натюрморт с фарфоровой вазой, позолоченным кувшином и бокалами LACMA

После больших успехов, достигнутых во Франции, в октябре 1646 г. Кальф решил вернуться в Голландию. Сначала он отправился в Роттердам, а затем в Хорн , где в 1651 году женился на Корнелии Плювье, гравёре и поэтессе, которая родила ему четверых детей. С момента его возвращения домой мы ничего не знаем о его творческой деятельности до 1653 года, когда он поселился в Амстердаме, городе, полном художников, арт-дилеров и богатых клиентов. В этом городе Кальф возобновил свою работу. Его картины становятся меньше, и отмечается прогрессирующее улучшение живописного качества. Его композиции становятся все более интимными, а количество света менее интенсивным. Считается, что его художественная деятельность закончилась после 1680 года (последняя датированная работа), но он занимался торговлей произведениями искусства до последнего дня своей жизни. Мало что известно о его личной жизни. Он не был собственником домов, в которых жил, и сведений о наследстве нет. Вероятно, он мало работал и не стремился к богатству. 31 июля 1693 года в возрасте 74 лет он споткнулся и упал возле своего дома. Он мучительно дотащился до дома и лег в постель, где и умер.

владыка света

Его производство относительно невелико. Среди его наиболее заметных работ: Интерьер кухни ( Музей Лувр в Париже ), Натюрморт с серебряным кувшином ( Рейксмузеум в Амстердаме ), Натюрморт с чашкой Наутилуса ( Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид ) и Китайская фарфоровая ваза в Музей Индианаполиса.

Несмотря на высокую похвалу и известность, которыми он пользовался при жизни, в течение которой он был высоко оценен современниками (включая Жерара де Лересса ), к 19 веку его работы канули в безвестность. Но после реставрации многих его картин он вернулся в центр внимания в следующем столетии настолько, что был признан одним из величайших героев натюрморта своего времени. В 2007 году музей Бойманса в Роттердаме дал ему заслуженное признание, выставив сорок одну из его лучших работ в залах музея Зурмондта в Аахене .

Он достиг пика своего художественного творчества после 1660 года, когда показал, что он не только очень искусный художник в игре теней и отражений света, но и что он абсолютно уверен в использовании цвета, как можно видеть. в своем натюрморте с рогом для питья, выставленном в Национальной галерее в Лондоне . Если Ян де Хем может считаться более законченным художником, то Кальф должен быть признан обладающим экстраординарной способностью создавать световые эффекты, подобно великому иллюзионисту кисти.

биография

Он работал в Париже между 1642 и 1646 годами, в этот период он разработал представление интерьеров ветхих амбаров и обычной кухонной утвари.

Он вернулся в Нидерланды и сначала жил в Хоорне. Он переехал в Амстердам в 1653 году, женившись на образованной молодой женщине из хорошей семьи. Именно там он начал писать натюрморты, которые по-голландски называют пронкстиллевансами («церемониальные натюрморты» или «показные»). Эти картины, отражающие фламандское влияние, состоят из предметов роскоши, таких как столовое серебро, китайский фарфор, восточные ковры, драгоценные очки и экзотические продукты питания. Кажется, что они не имеют никакого символического значения, но в то время должны были символизировать богатство Голландской республики, мощь ее флота и эффективность ее торговой сети. Эти предметы в его зрелых работах расположены сдержанно, контрастируя с пышностью фламандских натюрмортов. Его картина, обильно нанесенная питательной пастой, моделирует эти большие формы и умудряется передать ощущение, вызванное различными текстурами. Качество его работ сравнивает его с Иоганнесом Вермеером (1632–1675) по плавности передачи материалов.

В 30 июля 1693 г.Кальф участвует в аукционе картин в Heeren Logement, прежде чем навестить своего друга, гравера и арт-дилера Яна Питерса Зомера  ; Последний рассказывает в биографии Арнольда Хоубракена, что по дороге домой Калф упал головой вперед, лег спать, чувствуя себя очень больным, и умер на следующий день.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: