Ракета Р-2 и секретарь комсомольской организации
В 1950 году окончил высшие инженерные курсы при МВТУ имени Баумана без отрыва от производства. Он принимал участие в разработке ракеты Р-2. Был избран секретарем комсомольской организации НИИ-88. В это время строили шоссейную дорогу до филиала НИИ. Это поручили комсомольской организации. В. П. энергично, с задором взялся за это дело. Условия были не из легких. Дорога шла через заболоченные места, поросшие мелким кустарником. Все сделали в срок.
Два года проработал инструктором отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ. Работа была связана с командировками в различные уголки страны по производственным и организационным вопросам.
В 1952 году занимался организационной работой среди спортсменов сборной СССР по вольной и классической борьбе, выезжал с этой командой в Болгарию и в Хельсинки на Олимпийские игры 1952 года, но аппаратная работа (отчеты, доклады) его тяготила, и он попросил освободить его от работы в аппарате ЦК.
В 1952 году вернулся в ОКБ-1 (особое конструкторское бюро) Королева и был назначен ведущим специалистом по ракете. Сотрудники называли его «маленьким Королевым». Начало морской ракетной техники на флоте было положено Королевым. С 1947 года СКБ-385 занимался освоением серийного производства ракет ОКБ-1. Макеев участвовал в создании оперативно-технической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11 ФМ.
ПРЕДАННОСТЬ ИСКУССТВУ
Шишкин много ездил по России: писал этюды в Крыму, в Беловежской пуще,на Волге, на Балтийском побережье, в Финляндии и нынешней Карелии. Постоянно выставлялся — на персональных, академических, передвижных, торгово-промышленных выставках. В 1894—95 годах возглавлял пейзажную мастерскую в Академии, оказавшись на удивление «толерантным» педагогом, — застылой «партийностью» Шишкин не бравировал, на первое место в оценке художника ставя талант, а не верность тому или иному направлению.
Шишкин и умер за работой. 8 марта (20 марта— по новому стилю) 1898 года он с утра рисовал в мастерской. Потом навестил родных. Потом, пожаловавшись на недомогание, вернулся в мастерскую. В какой-то момент помощник увидел, что мастер падает со стула. Подбежав к нему, он увидел, что Шишкин уже не дышит.
Результаты поездки в Париж
Вернувшись из путешествия, Виктор чувствовал себя художником, который нашел себя в искусстве. Определился он и с темами своих картин: это были девушки в красивых платьях, старинные здания, мечты о прекрасном. Когда его спрашивали о том, какая эпоха изображена на его картинах, он говорил: «А это, знаете ли, просто красивая эпоха». Борисов совершенно не увлекался прошлым. Описание картин Борисова-Мусатова – это мечты, грезы о Прекрасной Даме, тонкие, изящные символы любви и чистоты.
Поездка в Париж очень сильно повлияла на творчество художника. Он отказался работать маслом, полностью перешел на темперу.
Ценнейшее наследство
Сегодня можно сожалеть, что позиция и подходы Макеева по «твердому и жидкому» ракетным топливам не были приняты. Еще больше следует сожалеть о результатах твердотопливного направления, получаемых в современных российских условиях. Российский «Тополь-М» и его разновидности по своим боевым свойствам (дальность стрельбы, забрасываемый вес и боевая нагрузка, траекторные параметры и т.д.) соответствуют зарубежному аналогу «Минитмен-3А», уступая последнему одну треть в стартовом весе и на 20 лет по сроку завершения разработки. Такое незавидное положение является в том числе следствием утраты достижений Советского Союза в создании высокоэнергетических компонентов твердых топлив, которые производились в странах теперь ближнего зарубежья.
Ныне стратегическое сдерживание обеспечивается Россией жидкостными ракетами Макеева, Челомея, Уткина более чем на 90% (по количеству развернутых боезарядов). Процитируем сведения, помещенные одним из авторов в Интернете: «Когда я писал статью в «Красную звезду», то задавался вопросом о позиции министра обороны СССР Д.Ф.Устинова по вопросу перевооружения на твердотопливные носители. Отдавая отчет в верности позиции в этом вопросе В.П.Макеева, все же не мог избавиться от червя сомнений – мимо мнения Устинова не пройдешь. И оставалось только надеяться, что Д.Ф.Устинов изменил бы свою первоначальную позицию по жидкостным ракетам с появлением РСМ-54, названной за рубежом (в Отечестве, как обычно, пророка нет) шедевром морского ракетостроения. Но вот совсем недавно довелось услышать о свидетельстве министра общего машиностроения СССР С.А.Афанасьева. Будучи в Миассе в 1999 году на открытии памятника В.П.Макееву, рассказывал о своем посещении Д.Ф.Устинова в больнице и одних из его последних слов: «А он все-таки был тогда прав…» – «Кто прав, Дмитрий Федорович?» – «Макеев. Не надо было заставлять его делать твердую ракету. Не готовы мы были к ней».
Тем не менее задача была решена и создан мощнейший фундамент для дальнейшего развития твердотопливного морского ракетостроения, опережающего мировой уровень.
Тем более неприемлемо положение дел с ракетой «Булава», которая будет (в лучшем случае) уступать зарубежному аналогу «Трайдент-1» по сроку более чем на 30 лет, по количеству боезарядов – на 25% при 15-процентном проигрыше по стартовому весу и таком же выигрыше по дальности стрельбы, не говоря о массе других показателей боевой эффективности. С нашей точки зрения, данный комплекс вообще находится на грани утраты стратегических качеств, что обусловлено как изначально совершенно необоснованным выбором класса массы (эффективная морская ракета суть ракета 50-тонного класса), так и пороками в проектировании и отработке.
Обсуждение данной проблемы далеко выходит за рамки статьи и ее открытого характера. Укажем лишь на системную причину происходящего – разрушение созданной Виктором Макеевым кооперации, забвение ее принципов. В результате произошло скатывание с высочайшего организационного уровня на недопустимо низкий.
Из ловушки все же можно выбраться, опираясь на менее пострадавшее жидкостное направление и обоснованно и грамотно перестроив работы по твердотопливной тематике. Отдав себе отчет в том, что потраченные деньги и время выброшены по большому счету на ветер, точнее – на подрыв собственного потенциала, и продолжение затеи с «Булавой-30» столь же бессмысленно, как и ее начало.
Утверждения об отсутствии альтернативы, ссылки на то, что раз понесены огромные затраты, то надо тратить дальше до победного конца, чем-то похожи на игроманию. Когда проигравшийся в пух и прах готов заложить последнее ради призрачного шанса отыграться и избежать ответственности. Но чудес на свете не бывает, наука и техника не поле для игр.
Генеральный конструктор Виктор Петрович Макеев – создатель стратегического ракетно-ядерного оружия – оставил богатое наследство в виде высокоэффективного вооружения, выдающейся кооперации творческих и производственных коллективов, огромного научно-технического задела и ярчайшего примера честного и бескорыстного служения делу защиты Родины.
Конечно, этому наследию нанесен огромный ущерб. Но вспомним слова: «Успех – преходящ, поражение – не окончательно: значение имеет лишь мужество продолжать».
Использованы материалы – «Независимое военное обозрение», Роман Никифоров, Александр Макеев.
Первые картины в жанре исторической живописи
Приняв решение оставить академию, в 1876 году Васнецов уезжает с друзьями за границу, где продолжает писать, и параллельно участвует в выставках. Посетив мастерскую своего друга Василия Поленова, в Париже, Васнецов создает первый эскиз известной картины «Богатыри», ставшей первым произведением по мотивам русских былин.
Прожив за границей около года, художник возвращается в Москву, где знакомится со знаменитым на то время коллекционером Павлом Третьяковым. Находясь в его компании, Васнецов часто бывает на многочисленных музыкальных вечерах, которые устраивала семья Третьяковых.
Московский период ознаменовался для художника написанием полотен с сюжетами из знаменитых русских сказок, первым из которых стала картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». Именно это полотно впоследствии экспонировалось на 8-й выставке передвижников.
В это же время Васнецов знакомится с меценатом Саввой Мамонтовым, и становится участником Абрамцевского кружка. После предложения Мамонтова написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги, художник создает полотна – «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства». Однако заказ не принимается членами правления, в результате чего картины выкупает сам Савва Мамонтов и его брат.
Написание картины «Три царевны подземного царства»
В основе сюжета полотна – русская народная сказка о подземных царевнах, однако художник привносит в нее небольшие изменения. Васнецов вводит в картину нового персонажа – Черную царевну (уголь). Для художника царевны являются олицетворением богатств русской земли, поэтому он изображает их в дорогих одеяниях и украшениях.
Композиция построена вокруг трех похищенных царевен подземных Царств. По их внешнему виду можно понять, что у них не только разные характеры и темпераменты, но и отношение к своей судьбе. Гордая «золотая» царевна скрывает свои истинные эмоции под равнодушной маской, в то время как «медная» царевна с любопытством изучает мир, и выглядит гораздо «живее» своей сестры.
«Угольная» царевна скорбит по утраченному дому. Растерянный и напуганный взгляд говорит о ее нежелании даже смотреть на новый мир. Она единственная из всех сестер скорбит по своему, теперь уже навсегда потерянному царству. Возраст сестер здесь также неслучаен: старшая – «Медная», средняя – «Золотая» и младшая – «Угольная». Именно в такой иерархии люди осваивали земные богатства.
После отказа членов правления Донецкой железной дороги приобрести картину, Васнецов пишет еще одну версию полотна, и привносит в композицию и колорит некоторые изменения. В новой версии меняется положение рук царевны каменного угля, теперь они опущены вдоль тела, придавая фигуре спокойствие.
Создание полотна «Аленушка»
За время пребывания в усадьбе мецената – Абрамцеве, Васнецов пишет портреты членов семьи Мамонтова. Пейзажи усадьбы появились и на других полотнах художника, где он красочно изображает березовые рощи, овраги и пруды. Именно в это время была написана знаменитая «Аленушка». По словам самого живописца, образ «Аленушки» он увидел в местной девушке, которую он однажды встретил в Ахтырке. От нее будто веяло каким-то особым русским духом, а в глазах ее прочитывалась печаль.
Настроение Аленушки на картине передается через пейзаж: грусть девушки перекликается с мрачностью природы. Темнота и глубина омута – отражение горя, поселившегося в карих глазах Аленушки. Слезы, капающие с ее глаз, находят поддержку в медленно летящих золотых листьях. Окрас осенней листвы по тону близок к цвету волос девочки. Ритмичная композиция вносит некую певучесть в картину, которая, как родная народная песня, хорошо знакома и понятна зрителю.
Женские образы произведений
Картины Борисова часто изображают женские образы. Где же он брал натурщиц? Художнику был чужд ветреный образ жизни, девушки легкого поведения его не привлекали. Чаще всего изображал он трех женщин:
- младшую сестру, Лену;
- жену, Елену Александрову-Сковороду, с которой художник познакомился еще в Московском училище;
- жену своего друга, Владимира Станюкевича, Надежду Станюкевич.
Но на картинах можно встретить и первую любовь художника, Анну Воротынскую на полотне «Гобелен», и Ольгу Корнееву, жену его друга Федора Корнеева.
Встретив Елену Александрову еще в училище (она тоже была художницей), Виктор безнадежно влюбился в нее, но в 1895 году, сделав ей предложение, получил отказ.
Леонов Николай Иванович
Биография этого писателя содержит несколько важных моментов:
- родился в 1933 году в Москве;
- работал 10 лет в Московском уголовном розыске;
- служба оперативника была нелёгкой, ему приходилось задерживать карманников, сторожить чемоданы иностранных граждан на привокзальных площадях, отслеживать краденые вещи на толкучках столицы;
- дослужившись до звания капитана милиции, он с уверенностью заявлял, что знать «улицу» должен каждый настоящий сыщик независимо от ранга;
- в 1963 году Леонов занялся литературой, начал писать детективные произведения.
Он стал очень известным автором. Популярность романов и повестей Николая Леонова обусловлена его практическим опытом, оказавшимся бесценным источником, из которого можно было черпать интересные сюжеты и характерные типажи. Кроме того, душевная отзывчивость, сохранённая в ежедневном столкновении со злом и жестокостью, наложила на все произведения Николая Леонова неповторимый отпечаток истинного человеколюбия.
Самым известным из его произведений стал цикл повестей о полковнике Гурове. Последний роман писатель завершил в конце 1998 года, а в 1999 году в январе Николай Иванович скончался. А книги с его именем публикуются до сего дня, правда, рядом с основным автором появилось имя, напечатанное мелким шрифтом «Макеев Алексей».
Василий Михайлович Головнин(08.04.1776 — 30.06.1831)
Выдающийся мореплаватель, ученый-исследователь, писатель, вице-адмирал. Родился в селе Гулынки Пронского уезда Рязанской губернии, в семье отставного гвардейского офицера, асессора Рязанской казенной палаты. Рано осиротел. В 12 лет зачислен в Морской кадетский корпус. Гардемарином участвовал в 3-х морских сражениях во время русско-шведской войны 1788 — 1790 годов. В 1796 — 1799 годах участвовал в боевых действиях Балтийского флота против наполеоновской Франции. В 1802 — 1806 годах проходил стажировку на британском флоте.
В 1806 году составил свод морских сигналов для русского флота. В 1807 — 1809 годах, командуя шлюпом «Диана», совершил плавание из Кронштадта на Камчатку для изучения Тихого океана. Описал Курильские острова. При обследовании о. Кунашир был захвачен японцами и находился в плену в 1811-1813 годах.
В 1818 — 1819 годах В.М. Головнин совершил кругосветное путешествие на шлюпе «Камчатка». В 1818 году избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1821 году стал помощником директора Морского кадетского корпуса.
С 1823 года В.М. Головнин — генерал-интендант флота, возглавлял кораблестроительный и артиллерийский департаменты. Под его руководством построено свыше 200 военных судов, в том числе 10 первых отечественных пароходов. В 1830 году произведен в вице-адмиралы. Его перу принадлежит ряд научных трудов и увлекательные записки о своих путешествиях.
На родине адмирала у ключа между с. Гулынки и д. Асатово установлена стела с парусником и надписью: «В память о знаменитом вице-адмирале, путешественнике, мореплавателе В.М. Головнине, уроженце с. Гулынки».
Лит.: Давыдов Ю. Головнин. М., 1968; Дивин В. Повесть о славном мореплавателе. М., 1976; Жизнеописание Василия Михайловича Головнина: Разные сведения о роде его и собрание фамильных актов дворян Головниных. СПб., 1851; Панкова Т. Василий Михайлович Головнин К неведомым землям. М., 1989; Лебеденко А. Шелестят паруса кораблей. Л., 1974.
Алексей Силыч Новиков-Прибой(12.03.1877 — 29.04.1944)
Писатель-маринист. Автор исторической эпопеи «Цусима», романов и повестей «Подводники», «Женщина в море» и др.
Родился в семье крестьянина, отставного солдата в с. Матвеевское Тамбовской губернии (ныне Сасовский район Рязанской области). До 22 лет жил в родном селе. Возникшая под влиянием рассказа моряка еще в детстве мечта о море приводит будущего писателя на флот и определяет его жизненную дорогу и творчество.
Участвовал в звании баталера броненосца «Орел» в Цусимском бою. Находясь в японском плену, начинает собирать материалы о трагическом поражении русского флота в Цусимском проливе.
После возвращения из плена с марта 1906 года живет в с. Матвеевском. Здесь под непосредственным впечатлением пережитого создает первые фрагменты будущей эпопеи. Однако основные материалы, собранные им в плену, были, как он считал, утеряны. Лишь 4 мая 1928 года племянник писателя обнаружил в колоде старого улья спрятанные Новиковым-Прибоем от жандармов еще в 1906 году документы о Цусимском сражении. Этот день для писателя стал началом активной работы над «Цусимой».
К 100-летию со дня рождения Новикова-Прибоя 24 марта 1977 года в Матвеевском был открыт дом-музей. Его именем названы улицы в Рязани и Сасове, Сасовская центральная библиотека, набережная в Москве.
Лит.: Красильников В. А.С. Новиков-Прибой: Жизнь и творчество. М., 1966; Бать Л. Г. Море бушует: Повесть о писателе А.С. Новикове-Прибое. М., 1967; А.С. Новиков-Прибой в воспоминаниях современников. М., 1980.
Личная жизнь Васнецова
Художник был женат на девушке из купеческой семьи — Александре Рязанцевой
Она стала, пожалуй, самым важным человеком в жизни Васнецова (в биографии художника этому уделяется особое внимание). Невеста была без приданого, а у Васнецова далеко не всегда были заказы
Однако, несмотря на скромную жизнь, брак художника был очень счастливым, и коллеги любили бывать в гостях у Васнецовых, по-доброму завидуя другу. Супруги прожили вместе сорок девять лет, у них родилось пятеро детей (сыновья Михаил, Борис, Владимир, Алексей и единственная дочь Татьяна). Жили скромно, но весело. Дети унаследовали творческую жилку отца, часто устраивали спектакли, домашнее чтение стихов и прозы. Жена и дети были главным стимулом для художника, чтобы работать больше и все лучше и лучше.
Васнецов очень долго мечтал о собственном доме. В его представлении это должен был быть деревянный терем, как в сказках. И живописцу удалось воплотить его: прямо в центре Москвы он построил деревянный дом, сделанный по образу древнерусского терема. К сожалению, полностью дом не сохранился, сейчас он частично перестроен. Сегодня в нем находится дом-музей Виктора Васнецова. На втором этаже художник обустроил себе мастерскую. Теперь он был абсолютно счастлив. Сам он любил повторять, что успокоение человек может найти только в семье.
Наследие Виктора Петровича
Признание научных заслуг В. П. Макеева выразилось в последовательном присуждении ему степеней кандидата (1959 г.) и доктора технических наук (1965 г.), избрании его членом-корреспондентом в 1968 г. и действительным членом Академии наук СССР в 1976 г. В 1974 г. Виктор Петрович получил самую дорогую для него академическую награду—Золотую медаль имени С. П. Королева.
Еще до начала официальной конверсионной кампании В. П. Макеев много делал для внедрения достижений ракетостроения в народное хозяйство как председатель Научного совета АН СССР по механике конструкций из композиционных материалов, которым он был назначен Президиумом академии в 1977 г. Основные достижения научно-технического направления, руководимого ,В. П. Макеевым, воплотились не только в созданных ракетных комплексах, в опыте воспитанного им коллектива, но и в многочисленных трудах и изобретениях
Не меньшее внимание, чем научной работе, уделял В. П
Макеев подготовке и воспитанию кадров для своего и смежных предприятий. Начав преподавательскую работу в 1960 г. в качестве доцента Челябинского политех.нического института (ныне Технического университета), он создал там и на этапе становления возглавлял кафедру конструирования и проектирования летательных аппаратов, затем был ее профессором, а в 1981 г. встал во главе совместной кафедры проблем энергомашиностроения Московского физико-технического института и КБМ.
Большая важность и высокая эффективность .организационной и научно-технической работы В. П
Макеева сделали его крупным государственным деятелем. Он был депутатом Верховного Совета СССР 7—10-го созывов, делегатом пяти последних партийных съездов и с 1976 г.—членом ЦК КПСС.
Хотя в последние годы Виктора Петровича все чаще стало беспокоить здоровье, его смерть в 61-й день рождения в расцвете творческих сил была совершенно неожиданной и невосполнимой утратой для отечественной науки и основанной Макеевым конструкторской школы, в делах которой продолжает жить его творческая энергия. Работникам ракетно-космической отрасли, всему нашему народу еще предстоит во всей полноте узнать и оценить наследие Виктора Петровича Макеева.