Биография попкова кратко самое главное

Версия 1: разбойное нападение

Инкассаторов задержали, но они чуть было не вышли сухими из воды. Арестованные пытались убедить следствие и суд в том, что на них якобы было совершено разбойное нападение. Стрелявший повторял, что всего лишь выполнял предписания инструкции. Возможно, движения и голос пьяного Попкова действительно могли показаться угрожающими. Участники трагедии утверждали, что он даже «бросался на капот» автомобиля.

Стоит учесть, что 1974 год выдался неспокойным для советских инкассаторов. В январе произошло нашумевшее на весь СССР ограбление в Риге. А всего за два дня до инцидента с Попковым, 10 ноября, в Севастополе преступники напали на инкассаторскую машину и убили двоих инкассаторов. После этого всем сотрудникам ведомства была дана инструкция: немедленно стрелять на поражение в случае опасной ситуации.

Творчество

В историю российского искусства Виктор Попков вошёл стремительно и ярко, его творчество сразу заметили и оценили. Три дипломные работы художника сразу же приобрела Третьяковская галерея.

Для рубежа 1950-1960 гг. в реалистической советской живописи был характерен «суро́вый стиль», представителем которого стал в том числе и Виктор Попков. Суть этого стиля – в воспевании судеб современников, «героики трудовых будней». Технически он отличался обобщённостью и лаконичностью изображений, линейностью контуров фигур, большими плоскостями цвета. Пример – картина В. Попкова «Строители Братской ГЭС» (1960). 

Став одним из основоположников «сурового стиля», он одним из первых и покинул его – ему было тесно в его пределах. Но он не мог покинуть то «суровое» в отношении живописи время, и мужественно делал своё дело. В то время считалось, что живопись исчерпала себя. Началась эпоха инсталляций, авангардных акций, аукционов, пёстрой продукции «второго авангарда», перепевания чужих сюжетов, поиска смысла в бессмысленных изображениях и т.д. А Попков писал детей, старух, деревенских вдов, простых мужиков-работяг, обычных горожан. Это было искреннее творчество, но не модное в то время. Но В. Попков не стеснялся этого. В 1972 г. он создал картину «Шинель отца», затем «Мезенские вдовы», «Мать и сын», «Хороший человек была бабка Анисья» – это были настоящие шедевры. У него был свой герой – житель окраины, отец, муж, трудовой человек.

Экспертиза и продажа картин Попкова

Как оценить картину Попкова

Ранее мы выяснили, что произведения художника могут стоить более полумиллиона долларов. Учитывая стоимость его полотен, рекомендуем проводить оценку в экспертных центрах. В ходе экспертизы картины Попкова специалисты не только докажут ее подлинность, но и при необходимости проведут в лаборатории полное исследование всех материалов, изучат все живописные слои и доступную в музейных, выставочных каталогах и иной литературе информацию. Нередко в ходе комплексного изучения открываются сведения, которые значительно повышают ценность холста.

Особенности продажи картин

Выясним, где и как продать картину Попкова. Ответ на второй вопрос зависит от того, где именно продается холст. Так, при продаже на аукционах есть свои нюансы, связанные с подготовкой, представлением, транспортировкой произведения, расходами и пр. При реализации на выставках или в магазинах также есть свои особенности.

Мы вам предлагаем представить картину нашим посетителям сайта, которые целенаправленно ищут картины и готовы заплатить за них крупные суммы. Чтобы выгодно продать им свой холст, вам нужно описать всю его ценность (участие в выставках, историю продаж, награды, отнесение к известному циклу работ и т.д.) и прислать фотографии.

Вы также можете продать произведение живописи непосредственно нам за часть его стоимости и при этом получить деньги в кратчайшие сроки (подробнее о реализации картин Попкова).

По всем вопросам обращайтесь по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Трагедия на улице Горького

Роковым днём для Попкова стало 12 ноября 1974 года. В тот день, по одной из версий, художник поздно возвращался домой из мастерской, рассчитывая попасть на Киевский вокзал.

По другой версии, Попков вышел из ресторана. Там он отмечал с друзьями подписание очередного договора с Комбинатом живописного искусства. Сначала Попков пировал вдвоём со знакомым художником, потом к попойке присоединилась ещё пара человек. К 11 часам вечера компания была уже изрядно навеселе, но Попков предложил отправиться в его мастерскую на Брянской улице, чтобы «продолжить банкет».

На улице перед рестораном художник увидел «Волгу», и попросил водителя подвезти его. На беду, Попкову попалось не такси, а инкассаторская машина. Дело в том, что в советское время инкассаторы не имели собственного транспорта и брали автомобили в таксопарке. Путанице способствовала темнота на улице. В ответ на просьбу Попкова один из инкассаторов без всякого предупреждения выстрелил в него в упор. Когда Попков упал, машина тут же уехала с места. Растерявшиеся друзья попытались прислонить раненого художника к дереву.

Тем временем, одна из жительниц дома, на первом этаже которого располагался ресторан, увидела всё произошедшее в окно и вызвала милицию. Пришедший постовой приказал положить раненого, а затем остановил проезжавшую карету «скорой помощи». Оказалось, что Попков ранен в сонную артерию. По некоторым сведениям, пуля вошла между подбородком и кадыком и вышла в районе затылка. Одни источники утверждают, что Попков скончался по дороге, другие – что он умер уже в больнице.

Смерть живописца шокировала художественное сообщество – многие просто не могли поверить в случившееся.

Биография[ | код]

Родился 9 марта 1932 года в Москве в семье рабочего.

Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (—) у Е. А. Кибрика. Жил в Москве. Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Посетил Иркутск, Братск и другие города и области Сибири, где в это время осуществлялись крупные строительные проекты. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля» — «Строители Братска» (1960—1961; также известна как «Строители Братской ГЭС»).

К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. После официального искусства сталинской эпохи, выражавшего государственную идеологию, именно в произведениях Попкова вновь зазвучал авторский голос. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. В его творчестве нашла отражение тема несостоявшейся судьбы поколения, ставшего жертвой Великой Отечественной войны (цикл «Мезенские вдовы», 1966—1968). Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создаёт собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). Живопись Попкова оказала влияние на формирование творческих принципов молодых мастеров 1970-х годов, в том числе Т. Г. Назаренко. Посмертная персональная выставка его работ, состоявшаяся в Государственной Третьяковской галерее, стала событием в художественной жизни.

Художник погиб 12 ноября 1974 года в результате несчастного случая: он был убит выстрелом инкассатора в упор, когда подошёл к инкассаторской машине и попросил водителя подвезти его. Впоследствии инкассатор утверждал, что действовал по инструкции.

Похоронен на Черкизовском кладбище.

Произведения

Основные произведения Виктора Ефимовича посвящены советскому быту его времени:

  • «Строители Братска» (1960—1961), Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
  • «Северная песня» (1968), ГТГ
  • «Семья Болотовых» (1968), ГТГ
  • «Бригада отдыхает» (1965), ГТГ
  • «Шинель отца» (1972), ГТГ
  • «Двое» (1966), ГТГ
  • «Хороший человек была бабка Анисья» (1973), ГТГ
  • «Воспоминания. Вдовы» (1966)
  • «Одна» (из цикла «Мезенские вдовы», 1966—1968), Национальная картинная галерея Армении.
  • «Автопортрет» (1963)
  • «Осенние дожди. Пушкин» (1974), ГТГ, неоконченная.

Несколько работ Попкова вошли в собрание Института русского реалистического искусства.

Картина Виктора Попкова «Бригада отдыхает» стала символом Матча за звание чемпиона мира по шахматам, который в мае 2012 года прошёл в Инженерном корпусе ГТГ.

Версия 3: операция КГБ

Ещё одна версия предполагает, что Попков стал жертвой советских спецслужб. О том, что «КГБ убило известного художника», уже через несколько часов после трагедии сообщила радиостанция «Голос Америки». Дикторы отметили, что в Москве по этому поводу ожидаются «волнения». Протестные настроения могло подогреть то, что Попков погиб через 40 дней после смерти кинорежиссёра Василия Шукшина, вокруг которой также ходило много слухов.

Опасаясь скандала, власти едва не запретили гражданскую панихиду по Попкову. Но она всё-таки состоялась в выставочном зале на Кузнецком мосту, при большом стечении людей. Похоронили художника вовсе не там, где он хотел, а на погосте близ подмосковной станции «Тарасовская».

Важно было показать, что убитый не был оппозиционером. Этим отчасти объясняются почести, посмертно оказанные Попкову

По ходатайству Союза Художников в 1975 году ему была присвоена Государственная премия – её получили вдова и сын покойного.

Прямых доказательств «кагэбэшной» версии не существует. Однако весной 1975 года писатель Владимир Войнович беседовал с полковником Пассом Смолиным, начальником 1-го отдела 5-го управления КГБ. Тот изложил обстоятельства трагедии так:

«Попков пьяный ловил такси. Остановил машину, полез внутрь, а там инкассатор и тоже под мухой. Он с перепугу выстрелил.<…> А потом говорят, мы убили Попкова. Чуть что – и на нас. Мы убили. А это не мы».

«Суровый стиль» в картинах Виктора Попкова

Виктор Ефимович пришел в этот мир в 1932 году. Он родился в Москве в небогатой семье, в 9 лет потерял на войне отца и долгие годы жил в нужде.

Мать рано разглядела талант сына и всячески поддерживала его интерес к живописи. В 16 лет юноша поступил в столичное художественно-графическое училище, а в 20 лет учился у советского живописца Е. Кибрика в МГАХИ им. Сурикова.

Еще в годы учебы Попков начал путешествовать по стране, посещая строящиеся объекты и внимательно наблюдая за обыденными вещами

Он не гонялся за сенсационными сюжетами, а сосредоточил свое внимание на том, что происходило каждый день в стране: на энергичных тружениках, на влюбленных или разводящихся людях, на сценах учебы и иных повседневных моментах. В это время родился ряд картин в так называемом суровом стиле с характерным минимализмом красок и лаконичностью деталей

Одним из центральных произведений этого стиля считается полотно «Строители Братской ГЭС».

Позже появились циклы «Размышление о жизни» и «Мезенские вдовы», в которых художник обращается к трагической судьбе людей, их умению пройти сквозь жизненные трудности. За цикл «Размышления о жизни» мастера посмертно наградили Государственной премией СССР, а на парижской Биеналле за ряд картин этого же цикла ему вручили почетный диплом.

Виктор Ефимович мог бы написать еще много замечательных картин, но в самом расцвете лет погиб в ходе трагической случайности. Не поймав на улице такси, он подошел к «Волге», намереваясь просить о поездке. Однако в автомобиле оказались инкассаторы, принявшие его за грабителя и выстрелившие в него. Так художник ушел из жизни в 42 года, не завершив все творческие замыслы, но успев подарить миру свои оригинальные картины.

Картины художника Виктора Васнецова

Именно в «Абрамцево» (где художник долгое время жил) зародился первый цикл сказочных картин Васнецова. Цикл открывали три картины, которые были написаны по заказу Мамонтова: «Три царевны подземного царства», «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке».

Три царевны подземного царства

Алёнушка

Иван-Царевич на Сером Волке

Картины со сказочными сюжетами Васнецов писал всю свою жизнь. При всем их разнообразии (и даже неравноценности) все картины объединяет, в первую очередь, желание раскрыть внутреннее содержание русской сказки, создать атмосферу реальную и одновременно фантастическую. Сказочную. С особым пониманием добра и зла. И верой в справедливость и торжество добра.

Ковёр-самолёт

Витязь на распутье

Уже в первых работах художника видна большая любовь к народному костюму и внимание к его деталям. Именно в этот период участники Абрамцевского кружка начинают заниматься углубленным изучением старинного народного костюма, форм и орнаментики

И полученные знания Васнецов использует в написании своих картин.

Спящая царевна

Снегурочка

Ярким примером увлечения народным костюмом стал этюд художника «В костюме скомороха».

В костюме скомороха

В 1881 году Васнецов пишет одну из лучших своих сказочных картин — «Аленушка». Эту картину он пишет в Абрамцево. Там же, в Абрамцево, художник приступил к художественному оформлению спектакля «Снегурочка».

Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере

Спектакль изначально был поставлен в доме Мамонтова, а в последствии, перенесен на профессиональную сцену.

При всем успехе «Аленушки» самым грандиозным замыслом восьмидесятых годов стали «Богатыри». Эту картину художник писал почти двадцать лет (1881-1898). Нужно сказать, что за этот период Васнецов написал несколько больших и очень значимых работ.

Картина-фриз «Каменный век» (1882 – 1885) для Московского Исторического музея — 16 метров в длину, состоящая из трех частей: первая посвящена жизни и быту древних людей, вторая – это сцена охоты на мамонтов, третья – «Пиршество».

Именно благодаря «Каменному веку» художник получил подряд на роспись Владимирского Собора в Киеве.

Эскизы для росписи Владимирского собора. Княгиня Ольга и Нестор-летописец

В 1891 году работы по росписи были почти закончены и художник, вместе с семьей, возвращается в Москву. К этому периоду материальное положение семьи настолько улучшилось, что Васнецовы смогли купить небольшую усадьбу в Абрамцево и построить в Москве небольшой дом с мастерской. Именно в этой мастерской художник возобновляет работу над «Богатырями» и, одновременно, начинает писать картину «Царь Иван Васильевич Грозный» (с этой картиной в 1897 году художник в последний раз выступит на выставке передвижников).

Царь Иван Васильевич Грозный

В 1899 году в Москве открывается первая персональная выставка художника. И центральным произведением выставки становятся «Богатыри».

Три богатыря

В последние годы XIX века Васнецов находится на пике славы: о художнике хорошо и много пишут отечественной и зарубежной прессе, его мастерскую посещают известнейшие музыканты, художники и писатели. Третьяков в своей галерее (уже переданной в дар Москве) строит специальный зал для произведений Васнецова.

В это период художника, вдруг, увлекла архитектура. Много лет назад в Абрамцево по эскизам художника были возведены две небольшие постройки: домашняя церковь и «Избушка на курьих ножках». Позднее – фасад Третьяковской галереи и несколько частных домов в Москве.

Умер Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 года в Москве.

Гусляры

Направление деятельности

Картины в «суровом стиле»

«Суровый стиль» появился в советской живописи в 1950-60-х годах в противовес пропагандируемому властями искусству беззаботной и счастливой жизни советского человека. Представители нового стиля поставили перед собой задачу говорить о человеке правду, какой бы жесткой она ни была.

Вдохновение на работу в таком стиле Попков черпал в ежегодных творческих поездках по стране. Изучая крупные стройки, проживая вместе со строителями, художник все более всматривался в молодых людей, работавших в самых суровых природных условиях, демонстрирующих силу и характер при встрече с трудностями.

Одной из лучших картин Попкова в «суровом стиле» считается работа «Строители Братской ГЭС», благодаря которой его относят к числу лучших представителей этого стиля. Художника столь поразило грандиозное строительство ГЭС в Братске, на котором он побывал в 1960-м году, что он без отдыха рисовал этюды к задуманному эпическому полотну, причем много работал в ночное время, так как изначально выбрал для будущей картины темный фон. Оригинальное изображение героев как бы на сцене на темном фоне, перемещение внимания со стройки на характеры самих героев принесло художнику значительный успех и славу, а найденные приемы в дальнейшем многократно копировали другие художники.

Рассказ правды о жизни выражался и в том, чтобы показать трагическую судьбу человека, его умение проходить через жизненную драму. Особую популярность Попкову принесли циклы работ «Мезенские вдовы» и «Размышления о жизни». В них входят такие картины, как «Ожидание», «Старость», «Двое», «Шинель отца», «Семья Болотовых».

Автопортреты

На многих полотнах художника мы можем встретить его самого. Его появление в своих работах можно расценить как то, что он считал себя центром построенной им самим образной системы. Так, в картине «Мать и сын» подчеркивается образ матери, которая учила сына верить в себя, любить, сопереживать, помогла ему открыть в себе художника, всячески поддерживала. В работе «Шинель отца» подчеркивается преемственность поколений, которые помнят о тех, кто отдал за них свою жизнь на войне.

В конце 1960-х годов автопортреты стали появляться в числе работ художника все чаще. Он снова и снова всматривался в себя, пытаясь разобраться со своей жизнью, своими принципами и ценностями. Так, например, родилась работа «Мой день», в которой художник изобразил себя по центру, слева от себя он представил образ пожилой женщины, символизирующей его картины о старости, а справа — молодой, как символ работ о молодости. По его словам, после завершения идеи тех и других картин покидали его, оставляя один на один с необходимостью искать ключ к новому произведению.

Отметим, что Виктор Попков создал довольно большое количество автопортретов. Среди них кроме названных выше есть такие работы: «Три художника» (см. ниже), «Художник в деревне», «Воскресенье», «Отражение в окне» (см. ниже), «Весна идет», «Работа окончена», «Мне 40 лет» и множество других полотен.

Предчувствие смерти

Несмотря на то, что Виктор Попков дожил до 42 лет, он довольно часто рисковал жизнью. В 1961 году художник предпринял попытку суицида. Возможно, какая-то связь с потусторонней реальностью у него оставалась с той поры. В последний год жизни художник ощущал, что скоро покинет мир. Незадолго до смерти он передал другу пластинки с музыкой, которая, по его словам, должна была прозвучать на его похоронах. Другому знакомому Попков назвал место похорон – село Велегож Тульской области.

Той же теме была посвящена последняя законченная работа Попкова: «Хороший человек была бабка Анисья». На этой картине, изображавшей деревенские похороны, художник нарисовал в толпе и самого себя.

Рекорды продаж, уходы, цена картин Попкова

В годы своей жизни художник нередко переживал тяжелые времена и нужду. Однако сегодня его работы ценятся очень высоко. Выясним, сколько стоят картины Попкова на рынке живописи. Для этого рассмотрим уходы его произведений с известных аукционов.

Рекордная продажа произведений Попкова относится к 2010 году. Тогда в торговом доме Sotheby`s выставили живописную картину «Семья в июле», по своему стилю напоминающую известную работу «Двое». Работа «Семья в июле» была написана в 1969 году и тоже считается одной из лучших в копилке мастера. В 1992 году она экспонировалась на выставке советской реалистической живописи в Англии, а в 2000 и 2002 годах в США. В аукционном доме произведение оценили в 200-300 тысяч долларов, но в ходе торгов цена взлетела до 842 тысяч.

Следующей крупной продажей считается уход картины «Три художника» с аукциона MacDougall`s в 2016 году. Работа поступила от владельца, купившего ее непосредственно у семьи художника. В 2014 году оригинальное полотно, на котором Попков запечатлел себя и своих коллег, экспонировалось на выставке в Лондоне. Эстимейт холста составил 80-120 тысяч фунтов стерлингов, но в ходе торгов цена выросла до 190 тысяч фунтов (276 тысяч долларов).

На этом же аукционе ушли по меньшей цене и другие работы Попкова: «Жена художника у зеркала» (продана за 17 тыс. долларов), «Поздно для школы» (1,7 тыс. долларов), «Осень в Моравском лесу» (3,4 тыс. долларов).

Еще одна продажа состоялась в MacDougall`s в 2010 году. В июне там выставлялась картина «Отражение в окне», созданная художником в 1963-м году. В разные годы холст экспонировался на выставках в Миннеаполисе. На аукционе его оценили в 15-20 тыс. фунтов и продали за 72 тысячи фунтов (106 тыс. долларов).

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Попкова сегодня. Эти и другие данные о продажах холстов позволяют сделать выводы, что его искусство на рынке достаточно востребовано и оценивается с разбросом от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов. Далее мы обсудим, где и как продать картину Попкова с наименьшими хлопотами.

Произведения[ | код]

Основные произведения Виктора Ефимовича посвящены советскому быту его времени:

  • «Строители Братска» (1960—1961), Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
  • «Северная песня» (1968), ГТГ
  • «Семья Болотовых» (1968), ГТГ
  • «Бригада отдыхает» (1965), ГТГ
  • «Шинель отца» (1972), ГТГ
  • «Двое» (1966), ГТГ
  • «Хороший человек была бабка Анисья» (1973), ГТГ
  • «Воспоминания. Вдовы» (1966)
  • «Одна» (из цикла «Мезенские вдовы», 1966—1968), Национальная картинная галерея Армении.
  • «Автопортрет» (1963)
  • «Осенние дожди. Пушкин» (1974), ГТГ, неоконченная.

Несколько работ Попкова вошли в собрание Института русского реалистического искусства.

Картина Виктора Попкова «Бригада отдыхает» стала символом Матча за звание чемпиона мира по шахматам, который в мае 2012 года прошёл в Инженерном корпусе ГТГ.

Биография

Жизнь этого замечательного художника была тяжёлой, а смерть – трагичной и нелепой.

Виктор Ефимович Попков (1932-1974) родился в многодетной крестьянской семье в Смоленской области. Через некоторое время семья переехала в г. Мытищи Московской области.

В 1941 г. отец ушёл на фронт и в этом же году погиб. Мать одна вырастила четверых детей.

Способности к рисованию у мальчика проявились рано, и он самостоятельно записался в художественную школу. Уже в детстве он понял, в чём его истинное призвание.

В 1948 г. в Москве открылось Художественно-графическое педагогическое училище, и юноша стал его студентом. После окончания училища он поступил в Суриковский институт, но был зачислен на факультет графики, хотя мечтал о живописи. Во время учебы посетил многие «стройки века»: Братскую и Иркутскую ГЭС, целину Казахстана и др.

Подойдя с просьбой подвезти его, был убит выстрелом в упор шофёром инкассаторской машины.

Биография

Родился 9 марта 1932 года в Москве в семье рабочего.

Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (—) у Е. А. Кибрика. Жил в Москве. Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Посетил Иркутск, Братск и другие города и области Сибири, где в это время осуществлялись крупные строительные проекты. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля» — «Строители Братска» (1960—1961; также известна как «Строители Братской ГЭС»).

К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. После официального искусства сталинской эпохи, выражавшего государственную идеологию, именно в произведениях Попкова вновь зазвучал авторский голос. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. В его творчестве нашла отражение тема несостоявшейся судьбы поколения, ставшего жертвой Великой Отечественной войны (цикл «Мезенские вдовы», 1966—1968). Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создаёт собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). Живопись Попкова оказала влияние на формирование творческих принципов молодых мастеров 1970-х годов, в том числе Т. Г. Назаренко. Посмертная персональная выставка его работ, состоявшаяся в Государственной Третьяковской галерее, стала событием в художественной жизни.

Художник погиб 12 ноября 1974 года в результате несчастного случая: он был убит выстрелом инкассатора в упор, когда подошёл к инкассаторской машине и попросил водителя подвезти его. Впоследствии инкассатор утверждал, что действовал по инструкции.

Похоронен на Черкизовском кладбище.

Выставка: Виктор Попков (1932-1974) / К 75-летию художника

21.10.2007

Выставка посвящена 75-летию со дня рождения Виктора Ефимовича Попкова (1932 – 1974), творчество которого было знаковым в системе развития советского искусства 1960-х – начала 1970-х годов.

Окончив в 1958 году Художественный институт им. В. Сурикова, Попков оказался младшим, но вполне равноправным в среде тех, кто творил новую, демократичную атмосферу в советском искусстве во второй половине 1950-х. Имена их известны: Г. Коржев, А. Васнецов, Н. Андронов, П. Никонов, В. Иванов, П. Оссовский. Они стали создателями мировоззренческого стиля, позднее названного «суровым», с его прямым взглядом на современную действительность, с героями, найденными в будничной и жесткой атмосфере великих строек Сибири и на целине. С середины 1960-х, когда публицистичность прямой речи «суровых» становится неактуальной, Попков стремительно эволюционировал от правды факта к напряженности и философской неоднозначности образа, от рублености остовской формы к ее слегка гротесковому изяществу, от простоты локального колорита к утонченности и одушевленности цвета. За неполные 20 лет творчества художник выполнил немало крупных полотен, проникнутых чувством сопричастности к жизни страны и людским судьбам, гражданской ответственностью за собственное дело. Среди них давно признанные этапными «Строители Братска», цикл «Мезенские вдовы», «Шинель отца», «Работа окончена», «Хороший человек была бабка Анисья», «Осенние дожди (Пушкин)».

Возможно, работы Виктора Попкова более «камерных» форматов не так широко известны, как названные, и менее оценены, но в них явственно ощущаются те же «этапы движения» мастера, тематико-эмоциональные и живописные. К этой линии примыкает курская коллекция, включающая в себя шестнадцать произведений живописи и графики, исполненных Попковым между 1960-м и 1974-м годами. Пятнадцать работ приобретены у вдовы автора, московского графика К.И. Калинычевой, «Балкон мастерской» подарен галерее другом Попкова, известным живописцем П.Ф. Никоновым. В отличие от живописи, давно знакомой любителям искусства, графика до настоящей выставки не покидала фондохранилища и оставалась «terra incognita», что привносит в настоящую экспозицию элемент «интриги» и сближает ее с параллельной выставкой новых поступлений.

Зрительному ряду выставки особый смысл придавала работа И.А. Попова «Автопортрет, начатый 12 ноября 1974 года», день смерти Виктора Попкова. Начатый и оставшийся незавершенным…

Память[ | код]

Москва, Молочный переулок, дом 5. На этом месте стоял деревянный дом Таля, построенный в 1824 году (в 1901 году надстроен с изменением фасада архитектором П. П. Щекотовым). В 1959—1969 годах в доме жил и работал художник В. Е. Попков. Несмотря на охранный статус в 2005 году дом снесли и на его месте выстроили новодел, на фасаде которого разместили снятую с подлинного особняка доску, сообщающую об охранном статусе здания; и поставили памятник.

  • В Мытищинском историко-художественном музее есть памятная комната художника, хранятся эскизы его картин, графические работы, зарисовки, фотодокументы.
  • 18 декабря 2013 года в Москве открылась первая за 40 лет выставка Виктора Попкова. Экспозиция выставки-ретроспективы «Виктор Попков. 1932—1974» выстроена не хронологически, а структурно — по важнейшим для Попкова темам жизни, смерти, искусства.
  • 22 мая 2014 года в Лондоне открылась выставка работ Виктора Попкова. В экспозиции «Виктор Попков: гений русской души» представлены 40 самых значимых произведений художника. Эти картины были доставлены в британскую столицу из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, а также ряда региональных музеев России.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: