Василий кандинский: жизнь и творчество художника

Детство и юность

     Будущий живописец родился в Красноярске 24 января 1848 года. Отец Сурикова служил регистратором, мать была домохозяйкой.

   Из Красноярска семья перебралась в село Сухой Бузим. Начальное образование Василий получил в приходской школе. После завершения учебы в уездном училище краевого центра поступил на работу в управление губернии. Получение дальнейшего образования оказалось парню недосягаемо: отец умер, жизнь стала тяжелой.

  С раннего детства у мальчика проявился интерес к рисованию. Его наставником по живописи стал учитель Н.Гребнев.

  Картина «Плоты на Енисее» – его первая осознанная работа. Написал ее подросток в 1862 году.

  Рисунки будущей знаменитости случайно заметил военный губернатор Красноярска П.Н. Замятнин. Он нашел покровителя, согласившегося оплатить обучение Василия в художественной Академии. С первого раза сюда он не попал, поступил на курс рисования в Санкт-Петербурге.

  Следующей осенью стал вольным слушателем Академии. В группе П.П.Чистякова, куда перевели его через год, талантливый юноша успешно проучился 6 лет. Здесь Суриков осваивал сложнейший вид изобразительного искусства – композицию.

Самые дорогие картины Кандинского

Василий Кандинский входит в топ-3 самых дорогих русских художников за последние 20 лет. Суммарный оборот продаж его картин с крупных аукционов за этот период составляет 644 млн долларов, а число проданных картин — 744. По обороту его опережают только Марк Ротко (оборот 1,45 млрд долларов) и Марк Шагал (оборот 1,2 млрд долларов). Подробнее о его рекордах в сравнении с другими художниками русской живописи можно почитать в статье «Топ-10 самых дорогих русских художников». А здесь мы рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих продаж его картин.

Самой дорогой картиной Василия Кандинского, уходившей с аукционов за последние два десятка лет, является работа «Картина с белыми линиями». Она относится к тому плодотворному 1913 году, когда художник создал знаменитые композиции VI, VII и другие известные работы. Как раз в этом году представители нового искусства организовали в Нью-Йорке выставку, призванную продемонстрировать закостенелость академической школы и познакомить зрителя с новыми живописными идеями. Упомянутая работа Кандинского вошла в число таких неформатных работ, была широко обсуждаема общественностью и в конечном итоге признана одной из самых значительных в живописи двадцатого века. В 2017 году этот шедевр попал на торги аукционного дома Sotheby’s и был продан за 41,8 млн долларов. Эта продажа сразу подняла мастера на третью строчку самых дорогих уходов картин русских художников.

В.В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.

Следующий рекорд установила картина «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». Эта работа принадлежит циклу картин, повествующих об окрестностях городка Мурнау Германии, где художник плодотворно трудился в течение нескольких лет (см. раздел о картине «Осень в Мурнау»). Эта значительная работа выполнена в 1908 году и уже содержит в себе все признаки перехода от предметной детальной живописи к абстрактному искусству художника. Это проявляется через условность контуров, широкие мазки, высокую контрастность и яркость красок. Картину по достоинству оценили на торгах, после которых она перешла в частную коллекцию за 26,4 млн долларов. Продажа состоялась на Sotheby`s в 2017 году.

В. Кандинский. «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». 1909 г.

Еще одна интересная работа называется «Негнущееся и согнутое» или «Прямые и кривые». Эта работа считается одной из самых значительных из серии картин парижского периода, которые когда-либо появлялись на аукционах. Написана она была в 1935 году, а в последующие десятилетия неоднократно представлялась на выставках и печаталась в изданиях, посвященных деятельности Кандинского. По словам самого художника, на создание такого сюжета его вдохновил Париж, который напомнил ему дождливые дни на родине. Особенностью этой работы является использование более светлой палитры и техники масла с добавлением песка. Все это было характерно для его парижского периода творчества. Картину продали в 2016 году на торгах Christie’s за 23,3 млн долларов.

В. Кандинский. «Негнущееся и согнутое». 1935 г.

В диапазоне около двадцати миллионов долларов уходили и другие работы художника. Например, это «Белый звук» (23 млн долларов), «Импровизация 8. Этюд» (23 млн долларов), «Этюд к импровизации 3» (21 млн долларов), «Фуга» (20,9 млн долларов). Такая высокая стоимость говорит о большой востребованности работ художника на рынке живописи. За последний год с января 2020 по январь 2021 года оборот продаж Кандинского составил 10,7 млн долларов за 28 работ. Самой дорогой картиной за последний год стала Einige Spitzen, ушедшая с молотка аукциона Bonhams в 2020 году за 3,2 млн долларов.

В. Кандинский. Einige Spitzen. 1925 г.

Помимо перечисленных картин у Василия Кандинского есть много других замечательных работ. В свое время они произвели огромное впечатление на многих людей, породив целую плеяду русских художников-абстракционистов и зарубежных коллег. Так как его раннее творчество и абстракции по-разному воздействуют на зрителей, то каждый находит в его живописи свои любимые произведения. Оценить всю силу его холстов поможет знакомство с оригиналами, так как многометровые текстурные холсты, безусловно, создают куда более мощное впечатление, чем маленькие электронные копии.

Интересные факты о творчестве Василия Перова

  • Перова иногда называют певцом народной скорби. В глазах персонажей на его картинах можно увидеть беспросветную тоску и горький упрек. Чаще всего художник изображал на своих произведениях простых крестьян, их жен, детей и скромный быт. Это отчетливо заметно в таких работах как «Проводы покойника», «Гитарист-бобыль», «Сцена у железной дороги».
  • Василий Григорьевич написал множество картин. Чаще всего он писал «жанровые» картины. Они изображают сцены из повседневной жизни, например «Отпетый» и «Тройка». Также неоднократно получали признание работы Перова в религиозном жанре, среди которых самой скандальной стала «Сельский крестный ход на Пасхе». Большой популярностью у знати пользовались портретные работы художника — из под его кисти вышли портреты Достоевского, Тургенева, Даля. В последние годы своей жизни он стал все больше внимания уделять историческому жанру — «Плач Ярославны», «Христос и Богоматерь у житейского моря».
  • Еще в студенческие годы Перов успел себя зарекомендовать как талантливый живописец. В арзамасском художественном училище действовали строгие правила —ученики младших классов не имели права рисовать кистью. Однажды руководитель училища А.В. Ступин нашел втайне написанную Василием картину, и разрешил тому раньше срока начать рисовать масляными красками.
  • Художник при жизни удостоился двух почетных званий Императорской академии художеств. В 1866 году он получил звание академика, а в 1870 — профессора.
  • В своих работах Перов трижды изображал Пугачева. На всех картинах его образ получился совершенно разным. Художник каждый раз был недоволен результатом. Он изображал Пугачева как лихого казака, как плюгавого пройдоху, а в третий раз как жестокого бунтаря. Только третья редакция картины увидела свет. Живописец планировал четвертый раз переписывать ее, но его планам не суждено было сбыться.
  • В 1862-1864 годах художник был командирован Императорской академией художеств в Европу. Он стал первым из всех русских живописцев, который просил вернуть его досрочно, а не продлить срок командировки. Сам Перов называл ее «ссылкой».
  • Василий Григорьевич был одним из создателей «Художественных передвижных выставок», которые вели в стране активную просветительскую деятельность. Он участвовал в московских выставках и был одним из руководителей группы на протяжении семи лет, с 1869 года. Так, впервые увидел свет именно на передвижной выставке портрет Ф.М. Достоевского, вышедший из-под кисти Перова.
  • Василий Григорьевич Перов и его творчество навсегда останутся в памяти жителей нашей страны. О знаменитом художнике помнят по сей день. Так, было организовано 3 выставки, посвященные памяти художника. В годы Советского Союза было выпущено 3 почтовые марки. В 2009 году в России вышло еще почтовые марки, на одной из которых изображен автопортрет Перова.

Москва

Окончившему в 1875 году Академию Сурикову через некоторое время пришлось переехать в Москву – здесь строился храм Христа Спасителя, художник получил заказ на фрески. Начал работу в Петербурге, продолжил с 1877 года непосредственно на месте строительства. Покончив с этой работой, решил больше не брать заказов, а посвятить свою жизнь творчеству, подчинившись собственным стремлениям и интересам.

Здесь, в Москве, мировоззрение Сурикова окончательно сформировалось и определился стиль его живописи, главный предмет которой русская история. Повлиявшим на начальных этапах своего творчества сам Суриков считал художника Александра Иванова.

Жил по квартирам и меблированным комнатам, заводил знакомства и друзей, с которыми посещал оперу – очень любил музыку, пение, сам учился играть на гитаре. Летом выезжал на родину.

Карл Брюллов и мертвая рука Крылова

Карл Брюллов, известный представитель классицизма и романтизма в русской живописи, взялся как-то раз за портрет Ивана Андреевича Крылова. Вообще-то, люди у Брюллова получались на славу: «Последний день Помпеи», «Итальянский полдень», «Всадница»… Но в случае с портретом баснописца что-то пошло не так. Брюллов писал, писал, писал…

Крылов замучился позировать и даже пошутил, что не доживет до конца работы. И как в воду глядел.

Брюллову с горя расхотелось заканчивать портрет, на котором осталось написать одну лишь руку. Завершить произведение мастера взялся его ученик и в будущем известный художник Фаддей Горецкий. Картина была закончена. Жаль только, руку критики не оценили и назвали «мертвой».

К. П. Брюллов «Портрет И. А. Крылова» (1839)

Разработка декораций для постановок

Помимо живописи и книжной иллюстрации, Васнецов занимался созданием декораций для спектаклей. Самым ярким выражением дара художника в декорации, изображающей Берендееву палату. Он настолько точно передал колорит и формы во внутреннем убранстве теремов, что невозможно было поверить в то, что это на самом деле декорации.

Несмотря на кратковременность его деятельности как декоратора, он успел создать свои лучшие декорации к драме «Чародейка» и опере «Русалка». И даже сегодня знаменитый рисунок удивительной декорации подводного мира в «Русалке», потерпев лишь незначительные изменения, используется в современной постановке оперы.

Личная жизнь

Портрет Матери

В начале 1878 года Суриков женился на Елизавете Шаре (Шарэ), француженке-дворянке. Это был союз по большой любви. Василий всегда подсознательно стремился к семейственности – искренне любя мать, сестёр, брата, и здесь, вдали от них, вспоминая вечера в отчем доме, в далёкой Сибири с родными людьми, он хотел создать свою семью и свой очаг, подобный родному.

Елизавета родила двух дочерей, Ольгу и Елену. Уклад был замечательный: отец самозабвенно и продуктивно работал, мать занималась детьми.

Летом 1887 года всей семьёй вместе съездили в Красноярск. На родине художник написал портрет матери (он в Третьяковке).

Зимой 1888 года Елизавета, здоровье которой с рождения не было крепким, заболела, в апреле умерла.

Краткая биография Василия Кандинского

Василий Кандинский родился 16 декабря (4 декабря ст. ст.) 1866 г. в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832–1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, получает также художественное и музыкальное образование. В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета, где изучал экономику и право. В 1889 г. прервал учебу по состоянию здоровья, участвовал в этнографической экспедиции в Вологодской губернии.

В 1893 г. В.Кандинский окончил юридический факультет. Работал художественным директором Кушнерёвской типографии в Москве (1895).

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. В 1896 г. он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 г.

С 1897 г. обучался живописи в частной студии А. Ашбе.

В 1900 г. поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нем школу, в которой сам же и преподавал.

С 1900 г. Кандинский много путешествует, посетив Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвовал в выставках Московского товарищества художников.

В 1910 и 1912 г. также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи.

В 1909 г. Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 — альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.

В 1914 г. художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами.

Москва. 1916. Третьяковская галерея

После революции 1917 г. Кандинский активно занимался общественной работой.

В 1918 г. он участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал свою автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918).

В 1918—1919 г. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919—1921 г. — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, почётным профессором Московского университета. Кандинский также был избран вице-президентом РАХН. Продолжал он и писать — в этот период, в частности, созданы декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919).

В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию он уже не вернулся.

В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.

В 1928 г. художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 г. к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию.

С 1933 по 1944 г. он жил в Париже, активно участвуя в интернациональном художественном процессе.

В 1939 г. Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер Кандинский 13 декабря 1944 г. в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен.

Интересные факты

  • Ему с детства было сложно заучивать цифры и стихотворения, запоминать имена и даты. В гимназии он с трудом освоил таблицу умножения. Чтобы сдать экзамены он использовал зрительные образы и ассоциации.
  • Культовое кресло Марселя Брёйера «Василий» получило свое название в честь Кандинского. Иронично, что кресла этой модели стояли в Баухаузе повсюду, за исключением дома самого художника.
  • Единственный сын Василия и Нины Кандинских умер в трехлетнем возрасте. Художник так не оправился от этой потери, и тема детей навсегда стала для него запретной.
  • Духовные поиски привели Кандинского к религиозно-мистическим учениям: теософии и антропософии. В них художник нашел подтверждение собственной системе мировосприятия, которая и была основой его творчества.
  • Главной целью своего искусства Кандинский видел попытку духовно-нравственного спасения человечества.
  • По заказу Кандинского, поддавшегося московскому строительному буму 1910-х годов, был построен шестиэтажный доходный дом на улице Бурденко. Предпринимателем художник был недолго: после революции здание было конфисковано.
  • Кандинский был близок к тому, чтобы сменить гражданство в третий раз. Опасаясь угрозы немецкой оккупации Франции, он всерьёз подумывал о возможной эмиграции в Америку.

Интересные факты из биографии художника

  1. Василий Григорьевич родился в семье древнего рода, берущего начало в XIV веке. Его отец — барон Крюгенер служил губернским прокурором, а позже управляющим поместьем семьи Языковых. Несмотря на принадлежность к роду, будущий художник не получил ни фамилии отца, ни его титула. Мальчик был рожден вне брака, и даже то, что его родители позже все же узаконили отношения, не дало ему право на наследство.
  2. Так и осталась неизвестной точная дата рождения знаменитого живописца. В одних источниках указывается 2 января, в других — 4 января 1834 года. По старому стилю датой рождения считается 21 декабря либо 23 декабря 1833 года.
  3. Перов имел очень плохое зрение. Причиной тому стала перенесенная в детстве болезнь. В 1842 году семья Крюгенеров переехала в село Саблуково, мальчик переболел оспой. Но это печальное событие не помешало его дальнейшей творческой деятельности.
  4. По законам Российской империи, незаконнорожденный младенец не мог получить родовую фамилию своего отца. Семья мальчика была вынуждена дать ребенку фамилию его крестного. Так Василий Григорьевич получил фамилию Васильев. Но спустя годы вся империя будет знать его как Перова. Эта фамилия произошла из детского прозвища живописца. Первый учитель Василия заприметил его талант к рисованию, и прозвал Перовым, после чего прозвище прочно прикрепилось к мальчику.
  5. Будучи учеником в художественной арзамасской школе, Перов сильно повздорил с сокурсником. Он объявил, что не намерен терпеть оскорбления, и покинул стены учебного заведения, не доучившись в нем до конца. Жизнерадостный вначале своего жизненного пути, художник становился с каждым годом все более угрюмым и замкнутым, что отчетливо можно увидеть в его творчестве. Василий Григорьевич все же закончил художественное образование, но уже позже, в Московском училище живописи и зодчества.
  6. Перов дважды вступал в брак. Первая его жена Елена Шейнс скончалась уже через пять лет брака, вместе с двумя сыновьями. Через пять лет художник вновь женился, на Елизавете Другановой, с которой и провел остаток жизни.
  7. Несмотря на то, что после смерти первой жены Перов снова вступил в брак, он пронес ее образ с собой сквозь все последующие годы. Черты Елены можно увидеть в некоторых женщинах, изображенных на его работах. Девочка из картины «Тройка» и девушка с картины «Дворник-самоучка» — самые яркие и очевидные тому примеры.
  8. У художника остался единственный сын от первого брака. Владимир Васильевич так же, как и отец, посвятил свою жизнь искусству. Он обучался рисованию у Василия Григорьевича, а позже окончил то же Московское училище живописи, что и его родитель. Работы Владимира Васильевича сохранены в коллекциях Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.

Homo Universale

Философия универсального человека, или «homo universale», вертелась за всем этим творческим великолепием. Это не мужчина, не женщина, не вещь, не явление, но всегда нечто большее. Таким образом он репродуцировал своё восприятие гештальта. Характерно, что на одной из выставок, в качестве экспоната, он представлял самого себя. И это не следует рассматривать в качестве чудачества. Он на самом деле не имел понимания чётких человеческих границ личности, мог относиться к себе в качестве предмета, даже делать из этого тип поведения.

Он был гомосексуалистом, который никогда этого не скрывал, но это вовсе не означает, что ему был нужен именно секс с мужчинами. Скорее — он стремился к обмену энергией и вполне допускал платоническую привязанность. Так, он водил дружбу с уличным художником Жаном-Мишелем Баския, но невозможно сказать однозначно, что они были «сладкой парочкой». Энди Уорхол и Баския даже организовали совместную выставку, которая хоть и была воспринята в штыки критиками, но многое значила для Баския. Но это ни о чём не говорит, поскольку истые любовники Уорхола всем известны, но Баския включить в эту среду трудно. Границы личности Уорхол стирал вместе с Джоном Джорно, Билли Неймом,  Джедом Джонсоном, Джоном Гулдом и Китом Харингом. Хотя последнее — не точно, не исключено, что и отношения Кита и Энди были более платоническими, хотя сам Кит никогда не скрывал, что является гомосексуалистом.

Какие архивы могут помочь узнать данные о своих предках до революции 1917 года без регистрации

Поскольку до революции российское общество имело сословный характер, то это налагает свой непосредственный отпечаток на проводимые исследователем поиски. Если ваш предок был из дворянского сословия, то данные о нём стоит искать в специальном Российском государственном историческом архиве https://rgia.su, расположенном в городе Санкт-Петербурге (бывшей столице РИ).

В Москве вы можете обратиться в Российский государственный архив древних актов http://rgada.info. Здесь вы можете найти архаичные документы предков периода Смутного времени и ранее.

Также в Москве расположен Российский государственный военно-исторический архив http://ргвиа.рф. В котором можно искать информацию о своих предках до революции по их имени и фамилии. База данных электронной описи архива доступна в тестовом режиме на его сайте бесплатно и без регистрации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: