Биография сальвадора дали

Гойя. Глубокий и смелый.

Висенте Лопес Портанья. Портрет Франсиско Гойи. 1819. Музей Прадо, Мадрид.

Гойя начал свой творческий путь с юношеской пылкостью и идеализмом. Даже стал придворным художником при испанском дворе. Но вскоре пресытился жизнью, увидев алчность мира, тупость, ханжество.

Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.

Только взгляните на его групповой «Портрет королевской семьи», где Гойя даже не пытался сгладить пустые выражения лиц и отталкивающее высокомерие монаршего семейства.

Гойя создал множество полотен, отображающих его гражданскую и человеческую позицию. И мир знает его прежде всего как смелого художника-правдолюба.

Доказательством может служить просто невероятное произведение «Сатурн, пожирающий своего сына».

Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына. 1819-1823. Музей Прадо, Мадрид.

Это хладнокровное, максимально честное толкование мифологического сюжета. Именно так должен был выглядеть спятивший Кронос. Который до смерти перепуган тем, что может быть свергнут своими детьми.

Юность

Подростку было всего 14, когда его работы уже выставлялись в родном Фигерасе. Спустя три года, в 1921 году, не стало матери – 17-летний юноша тяжело переживал утрату – они были очень привязаны друг к другу. Отвлечься помогает то, что пришло время учиться всерьёз. Отец хотел для сына земной профессии, но тот выбрал рисование. К этому же времени относится первый автопортрет Дали «С рафаэлевской шеей», написанный с отсылкой к кумиру, великому художнику эпохи Возрождения Рафаэлю Санти.

В том же, 1921 году, Сальвадор поступает в Академию изящных искусств в Мадриде. Здесь амбициозный и целеустремлённый студент раскрывает свои незаурядные способности, которые стремительно развивались благодаря исключительной работоспособности и упорности юноши. В его времяпрепровождении не было походов в кино, кафе, по друзьям, как у других студентов – после занятий Дали спешил уединиться в своей комнате, чтобы усердно работать, постигая и себя, и искусство. По воскресеньям пропадал в Прадо, и в целом вёл почти отшельнический образ жизни.

Замкнутость и сосредоточенность на творчестве не помешала познакомиться с неслучайными людьми в богемном обществе – Федерико Гарсиа Лорка, литератор, станет другом художника на всю жизнь, а Луис Бунюэль, режиссёр, ещё и соавтором в кинематографе. Сальвадор Дали в юношеские годы максимализма и исканий увлекается Фрейдом – вероятно, в психологических исследованиях учёного он ищет объяснения собственным причудам и раскрытия секретов внутреннего мира и личности вообще.

Стили живописи Сальвадора Дали в годы учёбы самые разные: импрессионизм, кубизм, дадаизм. Всё модернистское его невероятно захватывает. Несмотря на то, что живопись была вожделенной целью Дали, в 1926 году его отчислили из Академии – консервативное руководство не желало видеть и признавать уникальный авангардизм студента, который обладал яркой индивидуальностью и, в свою очередь, вступал с преподавателями в открытое противостояние.

Ничуть не расстроившись, уверенный в себе художник едет в Париж, столицу свободных нравов и центр притяжения творческой молодёжи.

Образы Галы

Любимой моделью Дали была его жена Гала. Многие считали, что она подавляет Дали своей феноменальной энергетикой. Её первым мужем был поэт Поль Элюар, говоривший, что Гала «способна сверлить взглядом стены». Позже острословы заменили «стены» на «банковские сейфы», намекая на умение Галы жёстко и хватко вести финансовые дела. Дали писал не только узнаваемые, почти реалистичные образы Галы, как например, на «Портрете Галы с лангустом», 1949 года, но помещал её лицо и в картины религиозного содержания, и в полуабстрактные композиции — такие, как «Апофеоз доллара», 1965 год и «Галатея со сферами», 1952 год.

Работы художника

Постоянство памяти

Это одна из самых известных работ Дали. Художник, рассказав об истории её создания, не дал ключей к пониманию смысла картины. Интерпретируют эту работу по-разному. Одни считают, что в ней выражена мысль о безжалостной природе времени. Другие полагают, что картина воплотила страхи Дали перед импотенцией. Как бы то ни было, художник добился главного: сумел создать незабываемое полотно, ставшее классикой сюрреализма.

Искушение святого Антония

Картина появилась благодаря конкурсу, объявленному кинопродюсером Альбертом Левиным. Для фильма требовался образ искушаемого святого. Святой Антоний жил в XV веке и был отшельником. Он видел страшные образы, которыми испытывалась его вера. В конкурсе участвовало одиннадцать художников. Дали не стал победителем. Но Дали не был бы Дали, если бы классическая история не породила на его полотне странный мир с загадочными символами.

Метаморфозы Нарцисса

Этот сюрреалистический шедевр является великолепным примером «параноидально-критического» метода Дали и его «точных образов иррациональности». Сюжет картины о Нарциссе, юноше, завороженном своим собственным отражением, который отверг любовь женщины и превратился в цветок, получивший его имя. Благодаря своей виртуозной технике, Дали удалось создать ряд двойных образов, поражающих своей фотографической точностью.

Портреты

Дали не слишком известен как портретист, но есть у него опыты и в этом жанре. Молодой Дали писал портреты своих родных и друзей — например, «Портрет Марии Карбона», 1925. Переехав в Нью-Йорк, художник обнаружил, что заниматься портретом очень выгодно. Он продолжал выполнять заказы такого рода и в послевоенные годы — во время своих визитов в Америку. «Портрет миссис Джек Уорнер», 1945 — из этого ряда. Американские успехи Дали-портретиста, с одной стороны, были обусловлены снобизмом богатых американцев, кичившихся тем, что для них работает всемирно известный художник, а с другой, объяснялись умением Дали создавать лестные для заказчика образы.

Макс Зорн

Русского человека упоминание изоленты наводит в первую очередь на мысли об исключительно прикладном применении этого удобного приспособления для скрепления всего и вся. Так и скотч во всем мире воспринимается в качестве того, чем удобно заклеить коробку или что-то где-то зафиксировать. Однако голландец Макс Зорн подошел к этому вопросу с фантазией и нашел липкой ленте лучшее применение.

Житель Амстердама создает удивительные картины, которым не мешает выглядеть потрясающе даже скромная цветовая гамма, диктуемая главными инструментами художника: оргстеклом, заменяющим привычный холст, отточенным скальпелем и скотчем. Напротив, благодаря игре света и тени, которую мастерски создает автор, сюжеты произведений, будь то тропический пейзаж в картине «Парус» или портрет Джона Леннона, приобретают характерный неповторимый налет нуара.

15.

Моаи, авторство неизвестно
Статуи Моаи – это массивные каменные монолиты, обнаруженные на острове Пасхи в Тихом океане, Западная Полинезия. Изваяния также известны как Головы острова Пасхи, но на самом деле у всех у них есть тела, скрытые под землей. Статуи Моаи датируются примерно 1400 – 1650 годами и предположительно были вытесаны из камня аборигенами, жившими когда-то на острове Рапа-Нуи (Rapa Nui, местное название острова Пасхи). Всего в этом районе обнаружено около 1000 таких исполинских шедевров древности. Загадка их перемещения по острову до сих пор остается неразгаданной, а самая тяжелая фигура весит около 82 тонн.

ТВОРЧЕСТВО САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Примерно в 1923 году Дали начал свои эксперименты с кубизмом, часто даже запираясь в своей комнате, чтобы рисовать. В 1925 году Дали написал еще одну картину в стиле Пикассо: «Венера и моряк». Она вошла в число семнадцати картин, экспонировавшихся на первой персональной выставке Дали. Вторая выставка работ Дали, состоявшаяся в Барселоне в галерее Делмо в конце 1926 года, была встречена с еще большим энтузиазмом, чем первая. 

В 1929 году Дали написал картину «Великий мастурбатор», одну из наиболее значительных работ того периода. На ней изображена большая, похожая на восковую голова с темно-красными щеками и полуприкрытыми глазами с очень длинными ресницами. Огромный нос упирается в землю, а вместо рта нарисован гниющий кузнечик с ползающими по нему муравьями. Подобные темы были характерны для работ Дали 30-х годов: он питал необыкновенную слабость к образам кузнечиков, муравьев, телефонов, ключей, костылей, хлеба, волос. Дали сам называл свою технику ручной фотографией бетонной иррациональности. Она была основана, как он говорил, на ассоциациях и интерпретациях не связанных между собой явлений. Как ни удивительно, но и сам художник отмечал, что понимает не все свои образы. Хотя творчество Дали было хорошо воспринято критиками, прочившими ему большое будущее, все же успех мгновенной пользы не принес. И Дали дни напролет колесил по парижским улицам в тщетных поисках покупателей для своих оригинальных образов. Ими, например, служили женская туфля с большими стальными пружинами, очки со стеклами величиной с ноготь и даже гипсовая голова рычащего льва с жареным чипсами. 

Между 1936 и 1937 годом Дали работает над одной из самых знаменитых своих картин «Метамарфозы Нарцисса», тут же появляется одноименная книга. В 1953 году в Риме проходи большая по своим размахам выставка. Он выставляет 24 картины, 27 рисунков, 102 акварели.

Тем временем, в 1959 году , посокльку отец больше не хотел пускать Дали,он с Галой устроились жить в Порт-Льигате. Картины Дали уже пользовались огромной популярностью, продавались за большие деньги, а сам он был знаменит. Он часто общается с Вльгельмом Теллем. Под впечатлениями он создает такие работы как «Загадка Вильгельма Телля» и «Вильгельм Телль».

Последняя работа «Ласточкин хвост» была закончена в 1983 году.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Леонардо да Винчи был итальянским художником, скульптором, математиком и изобретателем, а так же занимался изысканиями в архитектуре, науке, музыке, инженерном деле, астрономии, геологии и многих других областях. Именно поэтому он получил имя “Человек эпохи возрождения”, так как обладал знаниями практически во всех областях, доступных в то время. Вероятно, самым известным его полотном можно назвать “Мону Лизу” (1503-1506), которая считается самой посещаемой, узнаваемой и пародируемой картиной за свою историю.

Причиной её популярности является неуловимая загадочность, таинственная улыбка изображённой на портрете девушки. Многие историки, впервые увидев эту картину, описали её как нечто, чего ни одна фотография не могла бы запечатлеть. Считается, что на портрете изображена Лиза дель Джокондо, жена Франческо дель Джокондо. Итальянское название “Моны Лизы” — “La Gioconda”, что означает “jocund” (счастливый или живой, что можно считать игрой слов с фамилией семьи – Giocondo. Французское название картины, “La Joconde”, имеет то же значение).

Творчество

Несмотря на то, что в школе он вел себя вызывающе и плохо учился, отец отдал его на уроки живописи к местному художнику Рамону Пичоту. В 1918 году в родном Фигерасе состоялась первая выставка работ юноши. На ней были представлены пейзажи, на создание которых Дали вдохновили живописные окрестности города. До последних лет Сальвадор останется большим патриотом Каталонии.

Уже в первых работах молодого художника видно, что он с особой старательностью осваивает техники письма импрессионистов, кубистов и пуантилистов. Под руководством профессора художественных искусств Нуньенса Дали создает картины «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе», «Сумеречный старик» и другие. В это время молодой художник увлекается европейским авангардом, он читает труды Фрейда, Ницше. Сальвадор пишет и иллюстрирует небольшие рассказы для местного журнала. В Фигерасе он приобретает определенную известность.

Когда юноше исполняется 17 лет, его семья переживает большую утрату: от рака груди на 47 году жизни умирает мать. Отец Дали до конца жизни не снимет траур по своей супруге, а характер самого Сальвадора станет и вовсе несносным. Едва поступив в этом же году в Мадридскую Академию художеств, он тут же начнет вести себя вызывающе по отношению к педагогам и студентам. Выходки заносчивого франта вызывали возмущение среди профессуры Академии, и Дали два раза выгоняют из учебного заведения. Однако пребывание в столице Испании позволило молодому Дали завести нужные знакомства.

Его друзьями становятся Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Пикассо и Луис Бунюэль, они существенно повлияли на художественный рост Сальвадора. Но не только творчество связывало молодых людей. Известно, что Гарсиа Лорка не стеснялся своей нетрадиционной ориентации, и современники даже утверждали о его связях с Дали. Но Сальвадор так и не стал гомосексуалистом, даже несмотря на свои странности в сексуальном поведении.

Скандальное поведение и отсутствие академического художественного образования не помешали Сальвадору Дали уже спустя несколько лет получить мировую известность. Его работами этого периода стали: «Порт-Альгер», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Женская фигура у окна», «Автопортрет», «Портрет отца». А произведение «Корзинка с хлебом» даже попадает на международную выставку в США. Основной моделью, которая постоянно позировала художнику для создания женских образов в это время, становится его родная сестра Ана Мария.

Детство и юность

Мать младенца Фелипе Доменеч сразу начала опекать и баловать сына, тогда как отец оставался строг к своему отпрыску. Мальчик рос капризным и очень своенравным ребенком. Узнав в 5 лет правду о своем старшем брате, он стал тяготиться этим фактом, что еще больше повлияло на его неокрепшую психику.


Сальвадор Дали

В 1908 году в семье Дали появилась дочь Ана Мария Дали, которая в дальнейшем стала близкой подругой своего брата. Мальчик с раннего детства увлекся рисованием, и это у него неплохо получалось. В подсобном помещении Сальвадору соорудили мастерскую, где он часами уединялся для творчества.

Биография Сальвадора Дали

Сальвадор Дали появился на свет 11 мая 1904 года в испанском (каталонском) городе Фигерасе. Он рос и воспитывался в семье состоятельного нотариуса Сальвадора Дали-и-Куси и его супруги Фелипе Доменеч. У него была сестра Анна Мария и старший брат, умерший от менингита в 2-летнем возрасте.

Детство и юность

В детские годы Сальвадор был сообразительным, капризным и заносчивым ребенком. Когда ему чего-то хотелось он мог при всех закатать громкую истерику, делая все возможное для достижения своей цели.

Кроме этого, Дали часто прибегал к симуляциям, желая привлечь внимание к своей персоне и выделиться на фоне других людей. Он страдал от множества комплексов и фобий

К примеру, он панически боялся кузнечиков.

В связи с этим, Сальвадору было сложно находить общий язык со сверстниками и просто учиться в школе. Тем не менее, нуждаясь в общении с детьми, он старался своеобразным образом подружиться с ними, используя для этого самые странные способы.

Дали имел репутацию странного и эпатажного ребенка, который часто делал все наперекор другим. Если ему не удавалось вжиться в детский коллектив или он проигрывал в играх с ровесниками, мальчик вел себя так, будто победил, начиная торжествовать.

Биографы Сальвадора Дали отмечают, что периодически он мог без причины затевать драки с товарищами. В итоге, его поведение раздражало одноклассников, которые в отместку запугивали его кузнечиками. Нередко дети закидывали ему за шиворот саранчу, чем доводили будущего художника до истерики.

Еще в начальных классах Сальвадор начал проявлять живой интерес к рисованию. В итоге родители отдали его в художественную школу. В подростковом возрасте он начал изучать современное искусство, которое приводило его в восторг.

Творчество

Несмотря на то, что в школе он вел себя вызывающе и плохо учился, отец отдал его на уроки живописи к местному художнику Рамону Пичоту. В 1918 году в родном Фигерасе состоялась первая выставка работ юноши. На ней были представлены пейзажи, на создание которых Дали вдохновили живописные окрестности города. До последних лет Сальвадор останется большим патриотом Каталонии.

Уже в первых работах молодого художника видно, что он с особой старательностью осваивает техники письма импрессионистов, кубистов и пуантилистов. Под руководством профессора художественных искусств Нуньенса Дали создает картины «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе», «Сумеречный старик» и другие. В это время молодой художник увлекается европейским авангардом, он читает труды Фрейда, Ницше. Сальвадор пишет и иллюстрирует небольшие рассказы для местного журнала. В Фигерасе он приобретает определенную известность.

Когда юноше исполняется 17 лет, его семья переживает большую утрату: от рака груди на 47 году жизни умирает мать. Отец Дали до конца жизни не снимет траур по своей супруге, а характер самого Сальвадора станет и вовсе несносным. Едва поступив в этом же году в Мадридскую Академию художеств, он тут же начнет вести себя вызывающе по отношению к педагогам и студентам. Выходки заносчивого франта вызывали возмущение среди профессуры Академии, и Дали два раза выгоняют из учебного заведения. Однако пребывание в столице Испании позволило молодому Дали завести нужные знакомства.

Его друзьями становятся Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Пикассо и Луис Бунюэль, они существенно повлияли на художественный рост Сальвадора. Но не только творчество связывало молодых людей. Известно, что Гарсиа Лорка не стеснялся своей нетрадиционной ориентации, и современники даже утверждали о его связях с Дали. Но Сальвадор так и не стал гомосексуалистом, даже несмотря на свои странности в сексуальном поведении.

Скандальное поведение и отсутствие академического художественного образования не помешали Сальвадору Дали уже спустя несколько лет получить мировую известность. Его работами этого периода стали: «Порт-Альгер», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Женская фигура у окна», «Автопортрет», «Портрет отца». А произведение «Корзинка с хлебом» даже попадает на международную выставку в США. Основной моделью, которая постоянно позировала художнику для создания женских образов в это время, становится его родная сестра Ана Мария.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Дали активно работал до 70 лет, но после 1975 года его здоровье сильно пошатнулось. Болезнь Паркинсона мешает Дали рисовать. Его последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей. Несмотря на это, его картины продаются с аукционов за рекордные суммы, благодаря чему он становится одним из самых высокооплачиваемых при жизни художников. А в 1982 году он получает от короля Хуана Карлоса титул маркиза.

В этом же году в весьма почтенном возрасте (под девяносто лет – точная цифра тщательно скрывалась) умирает Гала и Дали впадает в глубочайшую депрессию. Он перебирается жить в замок Галы Пуболь и там стремительно угасает от тоски по возлюбленной. Бед художнику добавляет пожар, в котором он получает ожоги пятой части тела, но даже это он смог пережить. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. До этого случая, возможно, Сальвадор планировал, чтоб его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке, однако после пожара покинул замок, чтобы никогда больше туда не возвращаться. Дали с возрастом становится подозрительным и нелюдимым. Последние годы он проводит в затворничестве в башне Галатеи в Фигерасе, рядом с учрежденном им самим Театром-музеем имени себя.

Там он пишет несколько последних работ, но седой, растрепанный, с трудом передвигающийся старик уже мало напоминает того самоуверенного эксцентрика, каким помнила его публика. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросал в медсестёр то, что подворачивалось под руку, кричал, кусался. Скончался Дали 23 января 1989 года в возрасте 84 лет от сердечного приступа.

Сюрреалистическая полемика

Интересной в биографии Сальвадора Дали является история его исключения из группы сюрреалистов. В 1929 году в рядах приверженцев сюрреализма произошел раскол. Две образовавшиеся в итоге группы были возглавлены художниками Андре Бретоном и Жоржем Батаем. В начале 1934 года Дали, причисленный после раскола к первой группе, ощутил на себе всю силу осуждения Бретона и его сторонников. Будучи поклонником коммунистических идей, Бретон был возмущен образом обнаженного Ленина в картине испанца «загадка Вильгельма Телля». К тому же ему не нравилось увлечение Сальвадора образом Гитлера.

Группа устроила разбирательство, на которое Дали явился в теплой одежде и с термометром во рту. Под предлогом, что у него жар, художник начал раздеваться и в полуголом виде заявил, что имеет право на любой творческий эксперимент, так как суть сюрреализма и есть полная свобода. Он признался Бретону, известному гомофобу, что если бы хоть на минуту мечтал заняться с ним любовью, то не преминул бы изобразить это в самых мельчайших подробностях. Так эпатажный провокатор обескуражил самих провокаторов.

Дали подозревал, что на самом деле Бретона раздражали успех и признание, которыми испанский художник пользовался в США, оставляя других сюрреалистов в своей тени. Правильно будет сказать, что сюрреализм до Дали и сюрреализм после Дали — это совершенно разные понятия. «Сюрреализм — это я», — заявил художник и навсегда покинул группу Андре Бретона.

Христос Святого Иоанна Креста

Эта картина известна как Христос Святого Иоанна Креста, потому что ее дизайн основан на рисунке испанского монаха 16-го века Иоанна Креста. Композиция состоит из треугольника, который образован руками Христа и горизонтали креста; и круг, который образован главой Христа. Треугольник можно рассматривать как ссылку на Святую Троицу, в то время как круг может представлять единство, то есть все вещи существуют в трех.

Хотя картина является изображением распятия, она лишена гвоздей и крови. По словам Дали, вдохновение картины пришло к нему через космический сон, в котором он был убежден, что изображение гвоздей и крови портит его образ Христа. Христос Святого Иоанна Креста был избран любимой живописью Шотландии в 2006 году, и многие считают, что это величайшая религиозная живопись двадцатого века.

9

Новый ты мог бы родиться сегодня: Сантьяго Карузо

Произведение, входящее в рейтинг самых страшных картин художников, отличается сложной композицией. Это одна из многочисленных вариаций на тему рождения и происхождения человека на земле.

Новый ты мог бы родиться сегодняСантьяго Карузо

Странные мистические существа в напряженных позах, зловещий колорит и мрачная атмосфера — все это говорит о своеобразной трактовке аргентинским художников основных принципов художественного направления сюрреализм. Карузо — достойный продолжатель идей Сальвадора Дали, но в своих экспериментах с формой и композицией он зашел намного дальше. Это полотно мастера — своеобразное философское размышление о жизни, о месте человека в ней.

Детские и школьные годы

Отец с матерью дали детям самое достойное образование, на которое только были способны, учитывая своё материальное положение. В 1910 году мальчика отдали в начальную школу «Непорочного Зачатия» Христианских братьев.

Дали рос очень умным ребёнком, но по непонятным причинам сам утверждал обратное. Он был неуправляемый и заносчивый. Однажды, будучи с матерью на торговой площади, Сальвадор устроил целую истерику из-за леденца. Лавка со сладостями закрылась на время сиесты, но мальчик так орал, что проходившие мимо полицейские упросили хозяина-торговца открыть лавку и продать ребёнку злосчастный леденец

Сальвадор добивался своего любыми методами: капризничал, симулировал, привлекал к себе внимание посторонних

Из-за такого характера в школе подружиться с ребятами у Дали не получалось. К тому же вести обычную школьную жизнь ему мешали всяческие фобии и комплексы. Ещё со школьной скамьи у него стало проявляться какое-то раздвоение личности. Он играл с ребятами в азартные игры, но когда проигрывал, вёл себя, как победитель. Так и не смог он найти общие грани с одноклассниками и завести симпатию или дружбу хотя бы с одним из них. Странный, чудаковатый ребёнок вызывал у ребятни соответствующую реакцию. Когда дети узнали, что Дали до ужаса боится кузнечиков, они стали ловить этих насекомых и кидать ему за шиворот. У него начинались дикие истерики, что детей забавляло. Одним единственным ребёнком, с кем у Сальвадора сложились хоть какие-то похожие на человеческие отношения, был будущий футболист «Барселоны» Хосеп Самитьер.

Религиозные темы

Дали, достигнув средних лет, последовал примеру своего отца, отрёкшегося от атеизма и ставшего примерным католиком. Начиная с 1949 года, художник пишет картины на религиозные темы. В том же году он удостоился аудиенции у Папы Пия XII. В Испании существуют давние и сильные традиции религиозной живописи. Дали видел себя их продолжателем, однако трактовал знакомые темы — Распятие Христа, Тайную вечерю, Деву с младенцем — очень необычно. Это вызывало разноречивые толки. Американский коллекционер Честер Дейл, выставлявший в нью-йоркском музее Метрополитен картину Дали «Распятие», 1951 год, назвал её «очень честной и по-настоящему великой». Американский критик Джон Кэнедей, напротив, посчитал это полотно «вульгарным проявлением нездорового эротизма». Точно так же он охарактеризовал и «Тайную вечерю», 1955 год.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.

В 1961 году Сальвадор Дали нарисовал для Энрике Берната, основателя испанской компании производящей конфеты на палочке, логотип «Chupa Chups», который в несколько измененном виде сегодня узнаваемый во всех уголках планеты.

В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.

Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.

В разное время Дали объявлял себя то монархистом, то анархистом, то коммунистом, то приверженцем авторитарной власти, то отказывался ассоциировать себя с каким бы то ни было политическим течением. После Второй мировой войны и возвращения в Каталонию Сальвадор поддерживал авторитарный режим Франко и даже написал портрет его внучки.

Дали отправил румынскому лидеру Николасу Чаушеску телеграмму, написанную в свойственной художнику манере: на словах он поддерживал коммуниста, а между строк читалась едкая ирония. Не заметив подвоха, телеграмму опубликовали в ежедневной газете Scînteia.

Известная ныне певица Шер (Cher) и ее муж Сонни Боно, будучи еще молодыми, посетили вечеринку Сальвадора Дали, которую он утроил в Нью-Йоркском отеле Plaza. Там Шер случайно села на подложенную хозяином мероприятия ей на кресло сексуальную игрушку странной формы.

В своей жизни Дали сам полностью завершил работу только над одним фильмом, «Впечатления от верхней Монголии» (1975), в котором он рассказал историю об экспедиции, которая отправилась на поиски огромных галлюциногенных грибов. Видеоряд «Впечатлений о Верхней Монголии» большой частью основан увеличенных микроскопических пятнах мочевой кислоты на латунной полоске. Как вы можете догадаться, «автором» этих пятен был маэстро. В течение нескольких недель он «рисовал» их на кусочке латуни.

Совместно с Кристианом Диором в 1950 году Дали создал «костюм для 2045 года».

Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он, одним августовским жарким днем, разглядывал кусок сыра «Камабер».

Впервые образ слона появляется на полотне «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Помимо слонов, Дали часто использовал на своих картинах образы других представителей царства животных: муравьев (символизировали смерть, распад и, в то же время, огромное сексуальное желание), улитку он связывал с человеческой головой (см. портреты Зигмунда Фрейда), саранча в его работах связана с отходами и чувством страха.

Яйца на картинах Дали символизируют пренатальное, внутриутробное развитие, если посмотреть глубже — речь идет о надежде и о любви.

Седьмого декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда (ovocypede): устройства, которое придумал Сальвадор Дали и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Овосипед — прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека. Этот «транспорт» стал одним из устройств, которое Дали успешно использовал для того, чтобы шокировать публику своим появлением.

Боди-арт иллюзии

www.ignant.de

Рисованием не теле в течение многих веков занимались буквально все. Даже древние египтяне и майя пробовали в этом свои силы. Однако боди-арт иллюзии поднимают эту древнюю практику на совершенно новый уровень. Как следует из названия, боди-арт иллюзия подразумевает использование человеческого тела в качестве холста, но на холсте этом создаётся нечто, способное обмануть наблюдателя. Иллюзии на теле могут варьироваться от людей, раскрашенных как животные или машины, до образов дыр или ран, зияющих в теле.

www.telegraph.co.uk

Наиболее ярким представителем этого вида искусства считается художник из Японии Хикару Чо который известен своими необычными, «мультяшными» иллюзиями.

www.lostateminor.com www.telegraph.co.uk www.huffpost.com www.lostateminor.com

Рождение и семья

В северо-восточной части Испании, неподалёку от Барселоны, есть небольшой городок Фигерас. В самом начале ХХ века, 11 мая 1904 года, в этом местечке появился на свет будущий гений – Сальвадор Дали. Семья его на тот момент состояла лишь из родителей – отца дона Сальвадора Дали-и-Куси и матери доньи Филипы Доменеч. Позже у Сальвадора появилась сестрёнка Анна-Мария.

До этого в семье был уже один сын, но он умер от менингита в 1903 году, немного не дожив до двух лет

Когда будущему художнику было всего 5 лет, во время посещения могилы брата родители имели неосторожность сказать, что Сальвадор – его реинкарнация. С этого момента у Дали появилась навязчивая идея, что родители любят вовсе не его, а старшего умершего брата в лице Сальвадора

Идеи подобного рода будут свойственны гению всю жизнь.

Но родители на самом деле очень любили и Сальвадора, и его младшую сестру. Семья была среднего достатка, папа – зажиточный государственный нотариус, мама занималась хозяйством и воспитанием детей. Отец был атеистом, мать же, наоборот, ─ непоколебимая католичка, благодаря её настоянию дети регулярно посещали церковь.

Жираф в огне

«Жираф в огне» (1937). Это полотно художник написал практически перед отправкой в эмиграцию В США. Эта работа явно демонстрирует борьбу художника против политики своей страны. Себя Сальвадор Дали называл аполитичным человеком. В этой картине отображается и предчувствие живописца скорой войны. Основной персонаж полотна непосредственно сам горящий план находится на втором плане и собственно символизирует предчувствие военных действий, которые развернутся в ближайшее время в государстве. На первом плане художник предпочел изобразить двух женщин, конструкция которых поддерживается костылями. Таким образом мастер пера выразил человеческое подсознание.

ЛЮБОВЬ И ВДОХНОВЕНИЕ

В том же 1929 году Дали познакомился с женщиной, ставшей его музой. Это была Гала Элюар, жена Поля Элюара, одного из самых значительных французских поэтов XX века. Гала и Дали испытали сильное влечение друг к другу, и очень скоро между ними начался бурный роман. Гала оставила Элюара в 1932 году. Именно эту женщину Дали писал на своих картинах на протяжении всей жизни.

К моменту знакомства с Галой Дали жил в Кадакесе, рыбацком портовом городке на побережье Средиземного моря. В 1930 году художник купил крохотную хижину без всяких удобств на окраине Кадакеса — в Порт-Льигате.

В последующие годы Дали и Гала не раз возвращались сюда. Дали быстро становился знаменитым (пусть и скандально) художником, и этот успех был связан не только с собственно живописью, но с его умением эпатировать публику. Не стоит сбрасывать со счетов и незаурядные способности Галы, исполнявшей, по существу, функции менеджера Дали. В 1934 году он сумел организовать несколько персональных выставок. Их география была обширной — Нью-Йорк, Барселона, Лондон.

Одна из самых известных публичных выходок Дали случилась в 1936 году на Международной сюрреалистической выставке (Новые галереи Берлингтона, Лондон). Дали решил прочитать здесь лекцию в водолазном костюме. Поначалу удивлённая публика сидела спокойно, хотя и в полной тишине — сквозь стекло водолазного шлема не проникало ни звука. Но вскоре Дали стал задыхаться. Отчаянными жестами он попросил снять с него привинченный шлем, однако присутствующие сочли это за шутку и ответили художнику громким смехом. К счастью, всё обошлось, и гаечный ключ вовремя нашёлся.

К концу 1960-х отношения Дали с Галой перестали быть безоблачными. У каждого из них появилась своя личная жизнь: у нее – вереница молодых любовников, на которых художник закрывал глаза, у него – большая платоническая любовь в лице модели Аманды Лир. В конце концов Гала настояла на покупке отдельного жилища, и Сальвадор по своему эксцентричному обыкновению приобрёл для нее целый замок, посещать который ему разрешалось только по предварительному письменному уведомлению.

Нетрадиционные методы

Дали утверждал, что ряд необычных техник помог ему найти вдохновение для его сюрреалистических мотивов. В одной из них он засыпал, держа в руках оловянную тарелку и ложку. Шум ложки, падающей на тарелку, будил его как раз вовремя, чтобы он вспомнил свой сон.

В другой он стоял на голове, пока не падал в обморок, вызывая полуосознанное состояние. Которое повлияло на известные произведения, такие как “Постоянство памяти”, 1931.

Дали также развил свой “параноидально-критический” стиль. Где чувство беспокойства было передано в его работах через оптические иллюзии, странные умножения и искаженные частей тела или костей. Которые символизировали подсознательные фрейдистские значения. Его “Метаморфоза Нарцисса” 1937 года является классическим примером.

Пейзажи

В самом начале своего творческого пути Дали написал серию пейзажей своей родины. Позже он отказался от общепринятых в живописи правил, однако испанские ландшафты часто присутствовали и на его сюрреалистических полотнах. В «Горном озере», 1939 полоса воды списана с озера возле Рекесенса в Пиренеях, а скалы напоминают мыс неподалёку от Кадакеса. Телефон намекает на телефонные переговоры между Адольфом Гитлером и британским премьер-министром Невиллом Чемберленом, закончившиеся Мюнхенским соглашением 1938 года. Позже пейзажи Дали стали совсем фантастичными — пример тому «Сюрреалистический пейзаж», 1968.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: