Ярлыки
1 апреля — день смеха
(1)
70 лет победы в Великой Отечественной войне
(11)
Абаза
(1)
Аверченко
(3)
актеры
(3)
Акунин
(2)
Асадов Э.
(2)
афоризмы. цитаты. крылатые выражения
(15)
Ахматова
(1)
Байрон
(1)
Белое движение
(4)
библиоклуб
(2)
библионочь
(1)
библиотека
(6)
библиотечный урок
(2)
блог
(2)
Блок
(1)
Большой этнографический диктант
(3)
Бронте
(2)
Брусилов
(2)
буктрейлер
(6)
Булгаков
(1)
Бунин
(2)
В.Распутин
(1)
Великая Отечественная война
(10)
вера
(18)
Вербное Воскресенье
(2)
Вертинский
(1)
Винничук Ю.
(1)
виртуальная выставка
(15)
виртуальное путешествие
(3)
ВМФ России
(2)
Врангель
(3)
Всемирный день здоровья
(1)
Всемирный день книги
(2)
Всемирный день кошек
(3)
Всемирный день поэзии
(2)
Всероссийский День трезвости
(1)
Гагарин
(2)
георгиевская лента
(1)
Гоголь
(3)
год литературы
(8)
Год экологии 2017
(2)
гражданская война в Испании
(2)
Гумилев
(1)
Дед Мороз
(2)
декупаж
(2)
День воинской славы России
(2)
День города
(2)
день защитника Отечества
(1)
День защиты детей
(1)
день космонавтики
(2)
День Матери
(1)
день молодого избирателя
(1)
День народного единства
(3)
День окружающей среды
(2)
день Петра и Февронии
(4)
День Победы
(5)
День России
(3)
День русского языка
(3)
день семьи любви и верности
(4)
День славянской письменности
(6)
День флага России
(2)
Джек Лондон
(1)
Достоевский
(1)
Есенин
(2)
женщина
(6)
Зощенко
(1)
И. Гаспринский
(4)
из новых поступлений
(2)
инсталляции
(1)
интересное
(22)
Иосиф Бродский
(1)
искусство
(27)
Исход Русской Армии из Крыма
(5)
Казарский
(1)
календарь знаменательных дат 2015
(2)
Карамзин
(1)
Клокачев
(2)
книги
(17)
Книжная выставка
(16)
князь Владимир
(4)
Короленко
(1)
короткие рассказики
(6)
Крещение
(3)
Крещение Руси
(5)
Крошицкий
(3)
Крым
(7)
Крымская война
(1)
крымские татары
(3)
Куприн
(1)
Курков А.
(1)
Леонардо да Винчи
(3)
Лермонтов
(3)
Лесков
(1)
Малахов курган
(1)
Мандельштам
(2)
Масленица
(4)
мастер-класс
(5)
Маяковский
(1)
медовый Спас
(2)
Международный день Земли
(3)
Международный день мира
(1)
Международный день памятников и исторических мест
(1)
мероприятия для читателей
(55)
море
(1)
Москва
(3)
Неделя детской и юношеской книги
(1)
Непорент
(2)
Нестеров
(1)
Николай Заболоцкий
(1)
Новый год
(12)
обычаи
(31)
ореховый Спас
(5)
осень
(4)
памятники
(1)
Партенит
(1)
Пасха
(14)
Первая мировая война
(1)
Первомай
(2)
писатели
(49)
поэзия
(16)
правополушарное рисование
(5)
праздник
(23)
Праздник Белых журавлей
(1)
про еду
(5)
проект «Мозаика ремесел»
(14)
Пушкин
(6)
Региональный центр межкультурных коммуникаций
(17)
реклама чтения
(1)
Ремесленная палата Севастополя
(6)
Рерих
(3)
Рождество
(9)
Россия
(6)
русская весна
(3)
русский язык
(11)
Салтыков-Щедрин
(1)
Санкт-Петербург
(1)
Санта-Клаус
(2)
Святой Николай
(1)
Севастополь
(25)
Севастопольская делегация на Международном фестивале мастеров искусств «Мир Кавказу»
(1)
Серафим Саровский
(1)
символика России
(1)
советуем прочитать
(12)
Спас
(9)
стихи о грибах
(1)
стихи о женщинах
(3)
стихи о любви
(2)
страстная неделя
(1)
Толстой Л.
(4)
Троица
(1)
Тургенев
(1)
уникальные личности
(12)
фотоискусство
(2)
цветы
(3)
Чернобыль
(3)
Черноморский флот
(6)
Чернышевский
(1)
Чехов
(3)
шоколад
(1)
экология
(7)
Ю. Рахимов
(2)
Яблочный Спас
(3)
Чарушин Евгений Иванович художник-анималист и детский писатель
Отец Евгения, известный архитектор того времени, передал своему юному отпрыску любовь к искусству, большой интерес к отображению мира посредством рисования, и незаурядные способности, определившие становление сына, как художника, изображавшего животных.
Иллюстрация Е.И.Чарушина к рассказу В.Бианки Первая охота
Евгений Иванович иллюстрировал рассказы Бианки, много работал над другими книгами, создавал портреты животных для детей.
Как детский писатель, Евгений попробовал себя в создании многих произведений, таких как сказки и рассказы о животных. Особенностью его творений была необычайная динамичность, передача действия глаголами (в рассказе «Лисята»), точное считывание повадок обитателей, населявших животный мир.
Впоследствии сочинитель отошел от простых предложений, однако в его текстах можно встретить очень много звукоподражаний животным, что делает их неподражаемыми для восприятия ребенком.
Великая Отечественная война
Когда началась война, Анохина вместе с институтом экспериментальной медицины экстренно эвакуировали в Томск. В этом сибирском городе он возглавил отделение нейрохирургии, занимался вопросами периферической нервной системы.
Ему удалось систематизировать результаты своих довоенных теоретических исследований, а также важного и уникального нейрохирургического опыта. Все эти работы он объединил в монографию под названием «Пластика нервов при военной травме периферической нервной системы», которая увидела свет в 1944 году
Также им было продолжено исследование теории нервного рубца, первоначально сформулированной ранее.
При этом в Москву Анохин вернулся уже в 1942 году, получив назначение на пост заведующего физиологической лабораторией. Его новым местом работы стал институт нейрохирургии. Тут он продолжает лично оперировать и консультировать других врачей, а также совместно с Бурденко проводит уникальные для того времени исследования хирургического лечения военных травм нервной системы.
Итогом этой деятельности стала статья, посвященная особенностям нервов и их хирургического лечения, которую Анохин написал вместе с Бурденко. Тогда же его избрали профессором на кафедру физиологии Московского университета.
Анохин Юрий Николаевич
Учёная степень: кандидат медицинских наук
Ученое звание: доцент
Профессор
Научное направление: Медицинские науки
Регион: Калужская область
Рейтинг: 21 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)
СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии «Известные Ученые»
Анохин Юрий Николаевич- 1951 года рождения, город Орел,русский, женат, имеет двух дочерей, трех внуков. Кандидат медицинских наук(1980), доцент(1990), профессор РАЕ, почетный доктор Международной Академии Естествознания РАЕ, заслуженный работник науки и образования РАЕ, кавалер Ордена Александра Великого, награжден Золотой медалью имени В.И.Вернадского -2021 год.
ОБРАЗОВАНИЕ:
1968-1974 гг. 2-й Московский медицинский институт имени Н.И.Пирогова, специальность врач-биофизик
1974-1976 гг.- аспирантура на кафедре иммунологии 2-го Московского мединститута им.Н.И.Пирогова
Опыт работы в атомной отрасли(радиационной медицине)-45 лет( 1974- по настоящее время:
Еще во время учебы в мединституте стал работать в Онкологическом Научном Центре АМН СССР( Москва) в отделе лучевой терапии лаборантом. После зашиты диплома по радиобиологии и учебы в аспирантуре во 2-м Московском мед.институте был распределен в НИИ медицинской радиологии АМН СССР.
1976-2016 гг.- научный сотрудник НИИ медицинской радиологии АМН СССР, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, г.Обнинск Калужской области. Работал с источниками ионизирующего излучения – для дистанционной лучевой терапии “Агат”,”Рокус”,”Гаммацелл”, радиоизотопами и радиофармпрепаратами на основе 125-I,131-I,35-S,75-Se,111m-In,51-Cr, 60-Cо.
Специализация – радиоизотопная диагностика, онкология, медицинская радиология.
1976-1993 г- работа по совместительству референтом-переводчиком, научным редактором в ВИНИТИ, Центральной медицинской библиотеке по тематикам радиобиологии, медицинской радиологии, радиоизотопной диагностики- г.Москва.
2000-2019 г- доцент Института атомной энергетики Минобразования, зав.кафедрой ядерной медицины НИЯУ МИФИ.
2019-настоящее время –эксперт по международной деятельности Технической Академии ГК Росатом, г.Обнинск по тематикам применения радиационных и ядерных технологий в медицине и центров ядерных наук и технологий.
ДОСТИЖЕНИЯ:
1) 1981 г-защита диссертации канд.мед.наук
2) 1991г- присвоение ученого звания” доцента”
3) 2006 г – присвоение звания профессора Российской Академии естествознания
4) 2008 –присвоение звания” Почетный доктор Европейской Академии Естествознания”
5) Автор более 180 публикаций в научных российских и зарубежных научных изданиях, соавтор 5 патентов на изобретения, автор 8 учебных пособий для высшей школы
6) Принимал участие в организации и работе большого количества российских и зарубежных конференций, съездов, симпозиумов по радиационной медицине.
7) Научный руководитель 30 студенческих дипломов и 16 магистерских диссертаций
по ядерной медицине, медицинской физике и лучевой терапии.
Научный руководитель 1 Госконтракта ГК Росатом(2014 г) и 1 гранта Минобразования(2013 г)
Научные публикации:
Более 180 публикаций в научных российских и зарубежных изданиях, в том числе и в изданиях РАЕ.Соавтор 5 патентов на изобретения, автор 8 учебных пособий для высшей школы
Анохин Юрий Николаевич имеет награды:
Почетное звание «Заслуженный работник науки и образования РАЕ» | |
ПОЧЕТНАЯ СТЕПЕНЬ DOCTOR OF SCIENCE, HONORIS CAUSA | |
Награда «Орден Александра Великого «ЗА НАУЧНЫЕ ПОБЕДЫ И СВЕРШЕНИЯ» | |
Медаль имени В.И. Вернадского Золотая |
Живопись
За океаном Святослав оттачивал художественное ремесло, взявшись за графические произведения и иллюстрации к книжным изданиям, начал проводить собственные выставки. Позднее на филадельфийской экспозиции критика не осталась равнодушной, признав его полотно лучшим среди ста работ-конкурсантов.
Embed from Getty ImagesСвятослав Рерих и Михаил Горбачев
Однако Рерих на то и Рерих, чтобы не заниматься чем-то одним — увлечение театральным искусством привело его к постановке балета. В Индии, где он оказался вместе с домашними, молодой живописец собрал коллекцию предметов восточного искусства. К сожалению, она полностью исчезла после его смерти.
Когда родители и старший брат отправились в свою знаменитую экспедицию по Центральной Азии, Святослав вернулся в Соединенные Штаты, где продолжил работу организаций, созданных отцом и матерью.
В 1931-м Рерих-младший вновь прибыл в Индию, где, помимо активного участия в культурной жизни страны, отдавал все силы любимому делу. Из-под пера автора, помимо пейзажей, вышел ряд портретов, среди которых особенно выделялся отцовский.
Святослав Рерих — «Иаков с Ангелом» / Каталог картин Николая и Святослава Рерихов
В 1940-м в США открылась персональная экспозиция «Картины Индии», способствовавшая росту популярности художника. В то же время появился и знаменитый «Иаков с Ангелом».
Выставке предшествовала работа над триптихом («Куда идёт человечество», «Распятое человечество» и «Освобождение»), оконченным в 1942-м и по праву окрещенным пророческим. Пояснение к творению создатель оставил такое:
Святослав Рерих — Триптих «Распятое человечество» / Каталог картин Николая и Святослава Рерихов
Известно, что оба сына Николая Рериха подавали прошение на участие в Великой Отечественной войне, но им в постоянной просьбе было отказано. Братья на этом не успокоились и помогали родной стране сбором средств и пожертвований, призывными выступлениями на радио.
Картины Святослава Николаевича представлялись взору посетителей во многих странах мира. Не обошлось, конечно, и без родного Советского Союза. Впервые индивидуальная экспозиция открылась на родине в 1960-м в Пушкинском музее и в Эрмитаже.
Классовый разрыв
«Фидий вместе с нами!» — писал скульптор Сергей Конёнков в статье «Думы скульптора» в 1956 году i . В этом возгласе старейшины советского искусства видится и неосознанная отсылка к «Двенадцати» Блока («В белом венчике из роз / Впереди — Иисус Христос»), и новое понимание художественного труда, возникшее в годы оттепели. Обновление художественной индустрии с помощью античности и сопутствующего ей культа молодости можно рассматривать как частичное и довольно робкое отражение дебатов о роли искусства и труда в первые годы революции. Некоторые темы вернулись в полном объёме, некоторые остались за пределами внимания как официальных, так и неофициальных художников.
Взаимодействие искусства и промышленности с самого начала было важнейшим нервом советской изобразительной культуры, но к середине 1950‑х понимание профессий художника и рабочего сильно изменилось под влиянием экономических факторов. «Около 1960 года произошли три не самых заметных, но важных для страны события. Первое — это её окончательное превращение в промышленную и городскую. Второе — вступление самой индустрии в новую стадию развития. Третье — перестройка внешней торговли» i . Макроэкономическая ситуация привела к тому, что возвращение к радикальным точкам зрения на индустриальный и художественный труд было уже невозможно: попытки выстроить новое общество через слияние с производством потеряли актуальность в контексте окончательно оформившегося разрыва между классами — рабочим и, так сказать, креативным. Использование сравнительно недавнего термина Ричарда Флориды для среды советских художников может показаться натяжкой. Но эта среда имела все признаки отдельного класса — особое отношение к средствам производства и продуктам своего труда (отчуждение с сохранением авторства), отдельная система образования и поощрения, наконец, полуофициальная форма владения недвижимостью, предполагавшая, например, передачу мастерских по наследству в художественных династиях или сдачу их внаём за ненадобностью.
Детство и юность
Кажется, что каждый, кому посчастливилось носить родовое имя Рерих, отмечен особым даром. Вслед за талантливыми и глубоко образованными родителями преуспели каждый в своем деле оба сына Николая Константиновича и Елены Ивановны.
Октябрь в этой семье — время особенное. В начале второго осеннего месяца праздновал день рождения отец. А затем, 23 числа (по новому стилю) 1904-го, в Северной столице России пришел в этот мир и Святослав — спустя 2 года после рождения старшего брата Юрия.
С ранних лет мальчик впитывал в себя удивительную атмосферу, располагающую к поиску новых знаний и творчеству, интересовался животным миром. По собственным воспоминаниям, его неравнодушие к биологии и орнитологии всячески поощряли родители. Мать лично выискивала и отбирала необходимые книги, приобретала птичьи чучела, коллекционировала насекомых и самоцветы.
Параллельно с этим Святослав, как и глава семейства, тяготел к живописному искусству. Взрослые и здесь поддержали ребенка, отдав его в соответствующее учебное заведение. Рерих-младший пробовал себя и как декоратор, самостоятельно мастерил все необходимое для семейных спектаклей. Также отец допускал сына до помощи ему в серьезной работе — создании театральных эскизов.
В 9 лет Святослав оказался зачисленным в гимназию, где продолжил заниматься изо уже под надзором опытных преподавателей. Параллельно с этим Николай Константинович устраивал сыну практический ликбез в области археологии: брал с собой в соответствующие поездки в Псковщину, Новгородскую и Тверскую губернии, где тот делал зарисовки с натуры.
В 1916-м вместе с семьей Рерих перебрался в Финляндию, затем в Великобританию, где продолжил образование в Королевской академии искусств. Первые его работы удостоились высокой похвалы и восторженной оценки отца-художника. Тот внимательно следил, чтобы талантливое чадо искало свой стиль письма, а не занималось слепым подражанием. Позднее в список учебных заведений добавились и три американских вуза.
Кстати, Николай Константинович в своей знаменитой «Шамбале» не забыл упомянуть и сына:
Творчество Николая Рериха
В 1897 году Николай оканчивает Академию художеств, представив на диплом картину «Гонец», которую потом купит Третьяков для своей галереи. В 1890-е годы Рерих пишет много картин, среди которых: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне» и многие другие, написанные в историческом жанре живописи.
Картины Рериха явно выделяются на фоне его коллег-художников, они наполнены особым смыслом и красками. К 24 годам Николай стал помощником директора музея и помощником редактора журнала одновременно.
В Императорском Обществе поощрения художников талантливый художник продвигается по службе, в результате чего дослужившись до титулярного советника, получает право принять личное дворянство. Несмотря на полученное дворянство, Рерих продолжает рисовать быт славян, изучать историю и заниматься археологией.
Николай Константинович Рерих «Гонец», 1897 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Продвигается он и по службе, получает весомую должность и становится известным и уважаемым человеком. Его творчество высоко оценивают критики-современники. И всего этого он достиг к тридцати годам.
1902 и 1904 года ознаменовались для четы Рерихов появлением сыновей Юрий и Святослав. Николай Константинович много путешествовал по России и до женитьбы, а после неё уже вместе с женой совершил большое путешествие по России, особенно, по историческим местам. Они изучают корни русской культуры, архитектуру, делают фотографии, а Николай создает целую серию картин.
Рерих был удивительно талантливым человеком, сотрудничал с архитекторами, например, известным Щусевым, создавал театральные декорации, работал в журнале. Он создавал оформления для “Русских сезонов” Дягилева, проходивших в Париже.
Николай Константинович Рерих «Заморские гости», 1901 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
С 1905 года Николай Константинович начинает работать в живописи на восточную тематику. Появляются такие работы как: «Девассари Абунту», «Границы царства», «Лакшми-победительница», «Индийский путь», «Заповедь Гайатри» и другие.
Семья Рерихов изучает культуру Древнего Востока и Древних славян, находя в них много общего. Николай Константинович изучает труды восточных мыслителей, знакомится с творчеством индийских литераторов, самым известным из которых был Рабиндранат Тагор. Рерих планирует экспедицию в Индию и открытие музея индийской культуры в столице.
Предчувствую военные настроения в мире, накануне Первой Мировой войны художник пишет картины, призывающие к миру. В это время Николай Константинович призывает к охране и сохранению исторического и культурного наследия человечества, что выльется затем в Пакт о защите культурных ценностей.
Рерих «Сан-Джиминьяно», 1906 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Будучи серьезно болен воспалением легких в 1916 году, художник вынужден выехать в Финляндию для восстановления после болезни, которая на тот момент являлась частью Российской Империи.
В 1917 году, когда произошла революция, Финляндия стала независимым государством и семья Рерихов оказалась за границей сама того не желая. Пребывание за границей оказалось для талантливого Николая Константиновича плодотворным временем, его картины выставляли на выставках в Финляндии, Швеции, Дании, он пишет повести, пьесы, статьи, создает новую серию картин, посвященных Карелии.
Святослав Рерих «Профессор Николай Рерих», 1937 годМестонахождение: Государственный музей искусства народов Востока, Москва, Россия
В Финляндии его избирают членом Художественного общества, а в Швеции награждают королевским орденом «Полярной Звезды» 2-й степени. Также Рерих ездит в бывшую и переименованную столицу Петроград, занимаясь защитой культурного наследия России, участвует в кампании против большевиков.
В Скандинавии Рерихов не покидает желание о поездке в Индию. Младший сын Святослав вспоминает:
Рерихи предполагают, что индийская и древнерусская культуры имеют один корень, это они и хотят исследовать в стране специй.
Николай Константинович Рерих «Матерь Мира»,1924 годМестонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Личная жизнь
В юности Юрий Владимирович был настоящим донжуаном. Родители все его детство то сходились, то расходились, а бабушка из-за знаменитого дворянского происхождения полжизни провела в лагерях и даже готовить толком не умела. Поэтому из своей семьи он не мог почерпнуть образец примерной ячейки общества и не спешил жениться.
В итальянских и французских фильмах он видел большие семьи со щедро накрытыми столами и мечтал о такой же. Приходу конкурентов, которым талант заменяли громкие фамилии родителей и толстые кошельки спонсоров, сопутствовали появившиеся в конце 80-х в его жизни сомнительные компании и алкоголь. Постепенно он стал терять форму, а с этим и поклонниц, которые уходили к более успешным знаменитостям. Наконец, в 1993 году он однажды подумал, что гибнет. И тогда на горизонте возникла Анна,
С Анной
Аня была моложе на 12 лет. Обладая хорошеньким лицом и непосредственностью, она могла бы стать очередной жертвой артиста. Но при встречах с нею он ловил такие теплоту и позитив, которых ему тогда и не хватало. Он не только влюбился, но и женился. Анна его единственная супруга более 20 лет, их союз по-прежнему держится на любви, хотя они время от времени бурно выясняют отношения.
В 1994 году родилась дочь Наталья, а через 8 лет – сын Роман. Юрий погружен в свое творчество, но находит время и на совместные разговоры и занятия с детьми. Наталья пошла по стопам отца, поет сама и преподает вокал в студиях.
С женой и детьми
Иллюстрации к классике
В советские годы художник проиллюстрировал произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник». Поэма «Медный всадник» была задумана иллюстратором как законченный книжный ансамбль, так как именно такой подход был принят у мирискусников.
Бенуа выбрал для этого цикла сдержанную цветовую гамму, да и сами графические средства были довольно скупыми: художник избегал мелких деталей, но дал волю фантазии. Иллюстрации точно воссоздают мрачную атмосферу пушкинской поэмы. Безумный Евгений, словно тень, бродит по сумрачному мистическому Петербургу, его преследует призрак конной статуи. Этот цикл стал своеобразным синтезом экспрессионизма и модерна.
Институт физиологии
Важным вкладом Петра Анохина в развитие науки стала работа в отделе физиологии нервной системы, который был сформирован в 1944 году на базе только что появившегося института физиологии. Ключевую роль в этом сыграла Академия медицинских наук. В тоже время он исполнял обязанности директора института, а ранее заместителя, который курировал научную работу.
После окончания войны многие работы и исследования Анохина подверглись критике. В 1950 году состоялась известная резонансная сессия, на которой обсуждались проблемы физиологического учения, которое пропагандировал Павлов. На нем резкой критике были подвергнуты многие ученые, в том числе Бериташвили, Орбели, Сперанский и многие другие. В частности, многие оказались недовольны теорией функциональных систем, автором которой был Анохин.
Например, на этой сессии профессор Асратян отмечал, что понятно, когда с критикой Павлова выступают советские исследователи, которые никогда с ним не работали и не знакомы с самим духом науки. Но особое возмущение научной общественности вызывало то, что достижения Павлова критиковал один из его самых известных учеников Анохин. Героя нашей статьи обвиняли в лженаучных и идеалистических взглядах и теориях, которые, по их мнению, формировались под влиянием буржуазного Запада.
Художник Пименов Юрий Иванович: биография и творчество
Живописец, нацеленный на агитацию, заботился о том, как технологическими приёмами станковой живописи показать видимость света, объёма и тот завораживающий феномен сопереживания, который позже явился его индивидуальным почерком.
В 1925 году под руководством преподавателя Давида Штеренберга было организовано общество станковистов (ОСТ), к которому присоединился Юрий Пименов. Революционная атмосфера, интерес единомышленников к современным формам нашли отражение в его творчестве.
В 1931 году ОСТ распалось, часть членов создала объединение «Изобригада», к нему примкнул и Пименов. Однако реализовать творческие планы «Изобригаде» не удалось в связи с государственным Постановлением, наложившим запрет на деятельность художественных организаций. В этом же году Юрий Пименов заключил брак с Натальей Бернадской. Молодой человек трепетно относился к супруге и часто изображал её на картинах.
В 1932 год — непростой период в биографии художника. Он часто подвергался критике, болел. Но со временем жизнь наладилась, исчезли резкие линии и темные краски из картин, появились лирические сюжеты.
В период Великой Отечественной войны Юрий Пименов совместно с художником-ОСТовцем Владимиром Васильевым трудился над «Окнами ТАСС», создавая серии малотиражных плакатов с призывами к защите Родины. В 43-ем он был отправлен на Северо-Западный фронт, позже в Ленинград. В это время написаны сюжеты о жизни в тылу.
После войны художник был приглашен во ВГИК в качестве преподавателя. Совмещая преподавательский труд с творчеством, он принимал участие в работе над кинофильмом «Кубанские казаки», оформлял театральные постановки, иллюстрировал книги и увлечённо рисовал городские пейзажи послевоенной Москвы и натюрморты.
За театральные декорации художник дважды удостаивался государственной премии — в 1947 и 1950 годах. С середины 50-х годов прошлого столетия он получил возможность посещать зарубежье, написал цикл очерков и картин. В 1954 году Пименов был приглашён в АХ СССР, а в 1962 избран академиком. На склоне лет получил звание народного художника СССР (1970) и высокую награду Советского Союза — орден Ленина (1973). Талантливый живописец ушёл из жизни 6 сентября 1977 года.
Детство и юность
Мастер малых литературных форм родился 8 августа 1927 года в Москве. Детство и отрочество Юрия прошли в 15-метровой комнате в коммунальной квартире, расположенной в доме № 30 на Арбате.
Родители писателя — выходцы из крестьян Смоленщины, но, по семейному преданию, прабабушку Юры по материнской линии за красоту взяли горничной в барский дом, где девушку соблазнил князь Мещерский. Если легенда правдива, то прозаик приходился дальним родственником Николаю Карамзину.
Отец Павел Гаврилович подростком перебрался в Москву и начал трудовую биографию учеником наборщика, однако впоследствии работал плотником и сантехником. Мужчина был добрым и рукодельным человеком, оторвавшимся от крестьянских корней, но страдающим пристрастием к алкоголю.
Юрий Казаков в молодости / Тамара Судник-Казакова, Российская газета
В начале 30-х годов XX века Павла Гавриловича на 3 года высылали из Москвы в Вятскую губернию: выпивший Казаков в компании упомянул о бунте на Тамбовщине. После войны отец семейства жил в Солге — поселке при железнодорожной станции в Архангельской области, лишь иногда гостя у жены и сына в Москве.
Мать писателя Устинья Андреевна до революции работала в Москве няней в господских домах, затем была подсобной рабочей на заводе и, наконец, выучилась на медсестру. В отличие от мужа, женщина осталась верной смоленскому говору и сельским суевериям. В семье Устинья верховодила, а когда ее племянница осиротела, взяла девочку жить в единственную комнату. От приезжавших в Москву братьев матери Юра слушал рассказы про крестьянскую жизнь и как будто не узнавал что-то новое, а вспоминал давно забытое.
Устинья Андреевна гордилась музыкальностью единственного сына. Еще в детсадовском возрасте мальчик, услышав песню по радио, без труда подбирал мелодию на балалайке. Позже он овладел баяном.
Мать поощряла музыкальные упражнения сына, полагая, что это всегда обеспечит парня куском хлеба. К чтению и сочинительству Устинья относилась как к пустой трате времени. С книгами Юрий в детстве знакомился в читальных залах библиотек. Особенно мальчику нравились рассказы и повести об охоте, которая в зрелом возрасте стала настоящей страстью писателя.
Во время войны мать и сын соглашались на черную работу — чистили лед на Крымском мосту, разгружали баржи с картофелем и капустой на Москве-реке. Юра тушил «зажигалки» на крышах. При взрыве бомбы в соседнем дворе подростка контузило, и всю оставшуюся жизнь Казаков заикался. По другой версии, обнародованной в документальной повести Игоря Кузьмичева «Жизнь Юрия Казакова», писатель стал заикаться в 6 лет: провожая отца в ссылку, испугался агрессивного лая овчарки.
С 1942 года Юрий начал учиться в музыкальной школе по классу виолончели, но вскоре перешел на требующий меньшей гибкости пальцев контрабас. В 1944-м юноша поступил в Московский архитектурно-строительный техникум, а в 1946-м — в музыкальное училище имени Гнесиных.
По свидетельству многолетней музы Юрия Павловича — переводчицы Марины Литвиновой, Казаков не окончил общеобразовательную школу, а купил аттестат на рынке в Мытищах.
Получив диплом «Гнесинки», Юрий стал контрабасистом оркестра Театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Подрабатывал и в джазовых коллективах, но вскоре понял, что музыка — не его колея. 20 ноября 1952 года он уволился из оркестра. В 1953-м экс-музыкант поступил в Литературный институт, выдержав конкурс 100 человек на место.