Творчество
Ранний период
К раннему периоду творчества, то есть к произведениям, созданным до фрески «Маэста» в Палаццо Пубблико, сегодня относят всего три работы, причём, все они не имеют точных дат создания и подписи художника. Считается, что Симоне прошёл школу обучения в мастерской Дуччо. Исходя из этого предположения, кисти Симоне исследователями была приписана «Мадонна с младенцем» («Мадонна с младенцем № 583» 1308-10 гг., Сиенская пинакотека).
Эта работа, с одной стороны, демонстрирует тесные связи Мартини с искусством Дуччо, с другой, в ней видны черты, характерные для работ Симоне Мартини. Другое раннее произведение — фреска с изображением Мадонны, открытая Энцо Карли и датированная им 1311-14 гг. От прежней «Мадонны» в Ораторио Сан-Лоренцо-ин-Понте в Сан-Джиминьяно осталась только голова. Всё остальное было переписано в 1413 г. художником Ченни ди Франческо. Однако этот лик Мадонны имеет явное сходство с ликом «Мадонны с младенцем № 583» из Сиенской пинакотеки. Третьим произведением является не так давно (и далеко не единодушно) приписанная раннему периоду Симоне «Мадонна Милосердие» (Сиенская пинакотека). Это богато выполненная картина с использованием золота, серебра и цветных камней. В ней ещё различимо влияние Дуччо в трактовке типажей и поз персонажей, и в то же время есть некоторые робкие новации. Однако вопрос о принадлежности этого произведения пока окончательно не решён.
Маэста
Зал совета в Палаццо Пубблико был отстроен между 1304 и 1310 гг. Вскоре его стены начали украшать фресками; согласно архивному документу — с марта 1314 г. Вероятно, первой фреской была «Маэста» Симоне Мартини, законченная им в первоначальной редакции к июню 1315 г. Это торжественная, полная иерархической строгости композиция, написанная, вне сомнения, под влиянием «Маэста» Дуччо. Однако во фреске Мартини можно обнаружить творческое развитие идеи по нескольким направлениям. Во-первых, это композиция, представляющая собой разорванный эллипс, в центре которого уже не на мраморном, как у Дуччо, а на золочёном, словно бы вышедшем из очень дорогой ювелирной мастерской троне восседает защитница и владычица Сиены — Мадонна с младенцем. Во-вторых, это создание иллюзии пространства при помощи красного балдахина и столбов, на которых он крепится. В третьих, это лепка фигур и лиц, особенно тех лиц, которые написаны после реставрации 1321 г. В нижнем ряду, так же, как у Дуччо, представлены святые покровители Сиены: св. Ансано, св. епископ Савин, св. Кресченций, и св. Виктор. Столбы, на коих крепится балдахин, символически поддерживают апостолы Пётр, Павел, и Иоанн Богослов, а также Иоанн Креститель. В нижней части сохранилась длинная надпись: «1315 год совершил свой поворот/ Делия раскрыла прекрасные цветы/ И Юнона воскликнула „Я возвращаюсь!“/ Рукой Симоне Сиена изобразила меня». Особенностями этой фрески следует считать то, что она выполнена не только водяными красками. Это сложный, если можно так выразиться, «полуколлаж». Симоне делал в штукатурке насечки и вставлял цветные стёклышки, чтобы придать фреске сияние, а также использовал олово. Можно только представить, каким эффектным и сияющим было это произведение в 1315 г.
← предыдущая следующая →
Страницы:
2
Творческие поиски
С 1890 года художник пишет картины с явными признаками импрессионизма, но довольно неустойчивого – видно, что художник ищет себя и собственный путь в искусстве. С 1901 года Матисс глубоко исследует работы разных авторов, даже позволяя себе покупать некоторые, особо восхитившие его. В 1902 году после выставки Матиссу удалось продать свои произведения и выручить за них так необходимые его семье средства. Каждый успех окрылял художника, но первая персональная выставка, состоявшаяся в 1904 году, не стала триумфом, прошла спокойно. После неё с неоимпрессионистами Матисс пробует освоить технику пуантилизма, в которой написан первый признанный шедевр художника «Роскошь, покой и наслаждение». Затем живописец понимает, что мелкие мазки ему не по душе, широта, размах и энергия крупных и сочных цветовых пятен влечёт куда больше.
Летние месяцы 1905 года художник проводит с друзьями-коллегами в деревне на берегу Средиземного моря. Этот период знаменателен созданием Матиссом, Дереном и де Вламинком нового стиля, названного впоследствии фовизмом. Плоскость форм, чёткость линий и цвет – вот характеристики картин Анри Матисса того периода. Осенью состоялось представление работ фовистов на Осеннем салоне. Но всё новое часто не принимается публикой и нещадно критикуется. Так случилось и теперь
Но скандал это тоже результат, ведь он привлекает внимание. Особенно после сравнения выставки с горшком краски, который художники бросили в лицо общественности
С целью высмеять живописцев критика назвала их фовистами, дикарями с французского. Название оказалось не обидным и весьма метким, оно прижилось. Скандальные отзывы привели к картинам Матисса покупателя, чему художник был несказанно рад.
Уже через год группа единомышленников и их последователей и учеников распалась, что никак не отразилось на дальнейших поисках Матисса себя в искусстве. Знакомство в 1906 году с начинающим Пабло Пикассо (1881-1973) переросло в дружбу, основанную не только на уважении друг к другу, но и на соперничестве.
Внешние ссылки
- Викискладе есть медиа-категория для Симоны Мартини .
- Работы Симоне Мартини на Artst.org
- Симоне Мартини в виртуальной художественной галерее Panopticon
- Католическая энциклопедия (1913 г.)
- Биография Симоне Мартини в жизнеописании Джорджо Вазари. Торрентина 1550
авторитетный контроль |
|
---|
- Дата : Q221043
- Мультимедиа:
Симоне Мартини — Конный портрет Гвидориччо да Фольяно
Симоне Мартини
Конный портрет Гвидориччо да Фольяно
1328-1330, Сиена, Палаццо Пубблико
Фреска. 340 * 968 см (размеры всей фрески)
В большом зале сиенского Палаццо Пубблико напротив «Маэста» Симоне Мартини изобразил — также во всю ширину стены — конный портрет прославленного кондотьера Сиены. По обе стороны портрета на фреске можно видеть две покоренные, обезлюдевшие крепости, предположительно это близкие к Сиене Монтемасси и Сассофорте, взятие которых в 1328 г. явилось славной победой Гвидориччо. Фигура целеустремленного, гордого, твердого, не терпящего возражений кондотьера — замечательный портрет характера. На синем фоне четко вырисовывается профиль его энергичного лица — один из лучших ранних образцов портретного искусства треченто. Лицо сильно подчеркнуто высоким белым воротником и белой каймой головного убора. Симоне Мартини здесь, как и на картинах ассизского цикла о св
Мартине, уделяет большое внимание правдоподобному и в то же время декоративному изображению деталей. На Гвидориччо надет блестящий панцирь, который лишь возле вытянутой в стремени ноги выглядывает из-под пышного кондотьерского плаща, украшенного мотивами его герба: ряд черных ромбов на золотом фоне, между которыми извиваются виноградные лозы с зелеными листьями
Согласно средневековому обычаю конь убран в такие же цвета. Длинная парадная попона вместе с широким шлейфом плаща величественно собирается в складки при торжественно медленном марше. Безжизненный пейзаж с большими желтоватыми, живописно моделированными пятнами голых скал и крепостей резко контрастирует с ярким, богато украшенным позолоченным убором победоносного военачальника и с динамичным ритмом очертаний. Величие триумфа подчеркивается значительно увеличенной по сравнению с задним планом фигурой Гвидориччо. Всадник не вписан в пространство пейзажа, левая передняя нога_его коня стоит уже на обрамлении картины, где написан год великой победы: «ANO DNI MCCCXXVIII», сразу после которой и была, вероятно, выполнена эта фреска.
Ниже этой фрески Симоне Мартини в 1980-1981 гг. была обнаружена ранее неизвестная фреска с изображением захваченной и опустошенной крепости, которую военачальник-победитель принимает от побежденного властителя. Эта картина написана, вероятно, тестем Симоне Мартини — Меммо ди Филиппуччо — в 1320-х гг., в это время в его более архаичной манере письма уже ощущалось влияние творчества Симоне.
В иллюзорных нишах по краям картины изображены фигуры двух святых-покровителей Сиены, св. Ансания и св. Виктора. Они написаны в 1529 г. известным мастером сиенского чинквеченто Содомой.
Симоне Мартини — Конный портрет Гвидориччо да Фольяно
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме Симоне Мартини . |
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Симоне Мартини» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Фрески Симоне Мартини в Нижней базилике в Ассизи
- Искусство Симоне Мартини
- Симоне Мартини — художник-готик
- Симоне Мартини в Национальной галерее искусств
vтеСимоне Мартини | |
---|---|
Картины |
|
Часовни | |
Связанный |
|
vтеПетрарка | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Работает |
|
||||||||
Связанные люди |
|
||||||||
Разное |
|
Авторитетный контроль |
|
---|
Происхождение и вектор жизни
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в небольшом французском городке Ле-Като-Камбрези. Вскоре семья переехала в соседний Боэн-ан-Вермандуа, где отец Эмиль Ипполит Матисс открыл лавку и успешно торговал зерном. Мать Элоиза Анна Жерар также занималась семейным делом – была помощницей мужу, кроме того она расписывала керамику. Продолжение дела семьи Анри как старшим сыном было предрешено. Но после учёбы в школе и лицее он отправился в Париж, где поступил в Школу юридических наук. Закончив её в 1888 году, возвратился в городок Сен-Кантен, где прошли лицейские годы, и получил место клерка у присяжного поверенного.
Вектор жизни меняется
Карьеру юриста, с которой смирился уже и отец, прервал приступ аппендицита, когда Анри был 21 год. Период восстановления после операции затянулся на два месяца, и, чтобы развлечь сына во время длительного заточения в больнице, мать принесла ему всё, что надо для рисования. Позже Матисс отзывался о первых попытках рисовать, как о попадании в «какой-то рай». Новое увлечение побудило Анри распрощаться с юридической практикой и попытаться стать художником. В конце концов и отец принял это решение сына, напутствовав его наставлениями учиться как следует и непременно у самого Бугро, именитого академика изящных искусств.
В 1891 году Матисс поступил в парижскую Академию Жюлиана, частное заведение, конкурирующее с Национальной высшей школой изящных искусств, куда также намеревался поступать (что впоследствии не удалось). Подготовка к вступительным экзаменам проходила под руководством Вильяма Бугро, авторитетного мастера-академиста, с которым не сложилось нормальных отношений ученика с учителем. Взаимная антипатия привела к уходу Анри из мастерской Бугро.
В 1893 году – переход в Школу декоративных искусств, который предопределил дальнейшую судьбу художника – в 1895 году он успешно сдал вступительные экзамены и был принят в Школу изящных искусств как приглашённый студент. Здесь ему посчастливилось встретить Гюстава Моро, первого в своей жизни настоящего учителя, впоследствии оказавшего существенное влияние на становление и творчество. Перед ежедневным занятием учеников, копированием классиков в Лувре для наработки техники, Моро напоминал не забывать о цвете, «мечтать» о котором всегда призывал молодых художников. Именно Моро, наблюдая в процессе обучения за своим учеником Матиссом, сделал вывод, что тот определённо «упростит живопись».
Симоне Мартини и Петрарка
Это было в 1339 году, когда художник отправился со своей женой Хуаной, братом Донато и зятем в Авиньон , где находился папский двор. В 1344 году он умер, но за те пять лет, что длилось его пребывание, он завязал дружбу с Петраркой, пока тот находился на пенсии в Вальклюзе . Восхищение между ними было взаимным, несмотря на разницу в возрасте, так как Симона была на двадцать лет старше Петрарки . Свидетельством хорошего отношения между ними является рукопись Верхилио с миниатюрами Симоны. На стене капитула Санта — Мария-Новелла, Симоне изобразил Петрарку и Мадонну Лауру, помимо своего автопортрета, так как отношения между ними были очень близкими. Согласно легенде, благодаря большому воображению Симоне, выдающемуся в его время, мессер Пандольфо Малатеста отправил его в Авиньон изобразить мессера Франческо Петрарку . Позже, во время своего пребывания, он написал знаменитый портрет Лауры, возлюбленной своего большого друга поэта, но эта картина, как и картина Лауры, так и не была подтверждена, была ли это реальная женщина или басня поэта. По этой причине она до сих пор представляет собой одну из величайших загадок в истории литературы .
Строки сонета Петрарки LXXVII прославляют утерянный портрет Лауры:
- «Конечно, мой Симон был на небесах,
- Откуда эта нежная женщина уходит;
- Там он увидел это и нарисовал в бумагах,
- Чтобы доказать ее красивое лицо здесь »
Симона Мартини запомнилась в двух сонетах Петрарки: уже упомянутом LXXVII, который начинается так,
- «Чтобы посмотреть на Поликлето в фиксированном тесте,
- С другими, имевшими репутацию этого искусства»
и LXXVIII, которая начинается словами:
- «Когда к Симону пришло высокое понятие
- Кто вложил стиль в свою руку от моего имени»
Кроме того, об этом упоминалось в одном из его интимных писем, так что слава Мартини во многом связана с поэтом.
Источники
Вазари, Джорджио; перевод Джорджа Булла (1965). Жития художников. Пингвин Классика..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}
Внешние ссылки [ править ]
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
vтеПетрарка | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Работает |
|
||||||||
Связанные люди |
|
||||||||
Разное |
|
Авторитетный контроль |
|
---|
Симоне Мартини (1284-1344)
Блистательную страницу художественного наследия треченто представляет живописная школа «нежной Сиены», которую иногда величают «обольстительнейшей королевой среди итальянских городов». Развитие живописи шло здесь по иному пути, нежели во Флоренции. Реформа
Джотто была воспринята сиенскими мастерами только частично; гораздо больше значили для них традиции
Дуччо и художников, работавших на рубеже 13 —14 веков в Ассизи. Сиенской живописи с ее лиризмом и тяготением к изысканной условности в гораздо большей мере, чем флорентийской, оказались близки также традиции готики. И в то же время некоторые новые для 14 века тенденции воплощаются в творчестве сиенских мастеров более смело и ярко.
О сиенской живописи той поры, более консервативной, но и более лирической, чем флорентийская, мы можем судить по прекрасному ее образцу — «Мадонне» Симоне Мартини (Эрмитаж). Здесь уже нет мощи и эпической монументальности
Джотто, но трудно оторваться от блестящих золотом и синевой радужных композиций, тонко очерченных небольших грациозных фигур.
Не материальной крепостью формы, не раскрепощением движения, а прелестью цвета и певучестью линий пленяют нас иконы сиенских мастеров. И великая византийская традиция, и «куртуазный» международный стиль, и позднеготическая французская миниатюра, и даже персидская миниатюра нашли в них свое отражение. И однако, законное место этих икон — в искусстве Предвозрождения.
Своеобразие и обаяние сиенской школы особенно полно выразились в творчестве Симоне Мартини (упомин. с 1315, ум. в 1344г.), самого выдающегося из живописцев 14 века. Искусство Симоне Мартини особенно далеко от флорентийского варианта треченто. Ему присуща тончайшая духовность, нередко столь возвышенно-отрешенная, что она как бы очищена от конкретных человеческих эмоций. Так, в сияющем золотом и драгоценными вишневыми, темно-зелеными, блекло-красными тонами алтаре Людовика Тулузского (Неаполь, Национальные музеи Каподимонте, 1317) фигура молодого кардинала с кротким, поистине ангельским лицом предстает как некий отвлеченный и, как ни парадоксально это словосочетание, светски-рафинированный символ святости.
В степень высочайшей духовности возведено у Симоне Мартини и поэтическое движение чувств. Таково прославленное «Благовещение» (1333, Флоренция, Уффици): являющиеся на фоне мерцания золота фигуры Марии и ангела наделены и отвлеченной красотой причудливого знака и стремительным порывом чувств, пронизывающим изощренную каллиграфию линий, легких и сильных, летящих и чеканно застывших, полных живого трепета и свивающихся в орнаментальные виньетки. В работах Мартини отточенно-элегантная линия, несущая в себе отвлеченную красоту узора и след живого, легкого движения руки мастера, играет исключительно важную роль. В то же время его привлекает сияние золота, горение эмалево-густых красок. Все это сближает станковые работы Мартини с произведениями западноевропейской готики. Больше того, Мартини, проведший последние годы жизни при папском дворе в Авиньоне, оказал несомненное влияние на формирование самого рафинированного варианта готической живописи 14 века. И в то же время его искусство не только принадлежит Италии, но и воплощает устремления, связанные с формированием элементов предренессансного и репессансного художественного мышления.
Уже первая его работа — грандиозная фреска «Маэста» (1315; 7,63Х Х9,7 м), занимающая целую стену главного зала сиенского Палаццо Пубблико, лишена иконности Дуччо, хотя и написана всего через несколько лет после одноименной композиции последнего. Сцена триумфа богоматери предстает в ней и как небесное видение, сияющее на темно-синем фоне золотом и легчайшими оттенками голубого, розового, золотистого, и как торжественная церемония, а все изображение, окаймленное широким декоративным бордюром, уподобляется драгоценному ковру. Облаченная в парчу, увенчанная короной, величавая и женственная мадонна Мартини далека от византийских прототипов; она предстает в облике царицы, а в ее свите появляются как бы сошедшие со страниц куртуазных романов белолицые и розовощекие молодые женщины и юноши с томным, нежно-задумчивым взглядом узких .