Послевоенное творчество
Берггольц принимала участие в создании радиофильма, посвященного защите Ленинграда. Именно ее слова выгравированы на мемориальном памятнике, где были похоронены погибшие в годы страшной блокады. За свои литературные заслуги она получила медаль «За оборону Ленинграда». Несмотря на то, что на одном из партийных пленумов ее творчество было подвергнуто критике, книги поэтессы продолжали пользоваться популярностью среди читательской аудитории. После войны она выпустила несколько новых книг, среди них – цикл стихотворений о Сталинграде.
В это же время она пишет пьесу «Они жили в Ленинграде», которая была поставлена в театре. В 1960-1970-е годы произведения Берггольц распространялись через самиздат, выходили ее поэтические сборники: «Узел», «Память» и другие.
2 жены Герхарда Рихтера
О личной жизни Герхарда Рихтера сведения довольно скупы. Маэстро никогда не проявлял и не высказывал чувств к своим женщинам и женам на публику, да и, казалось, в принципе считал, что не только романтические чувства способны наделить художника вдохновением.
Герхард Рихтер
Впервые Рихтер женился на Марианне Ауфингер. Женщина стала для него и музой, и группой поддержки и прислугой по дому. Именно она стала прототипом знаменитой картины «Эма» или «Женщина, спускающаяся по лестнице».
«Эма»
Шедевр был нарисован по старой полароидовской фотографии. А позже именно эта работа стала толчком к развитию творческой биографии Герхарда Рихтера: он был награжден особой премией «Молодые таланты Запада» как перспективный начинающий художник 1967 года, ему открылись двери выставочных залов.
Маэстро за работой
В семье Герхарда Рихтера и Марианны на свет появилась чудесная малышка Бетти. Свою дочь Герхард Рихтер изобразил на одноименной картине «Бетти».
«Бетти»
В 1981 уже после развода художник посвятил бывшей супруге еще одну картину «Айсберг».
«Айсберг»
Переживая болезненный разрыв с женой и дочерью, Герхард Рихтер сблизился с женщиной-скульптором Изой Генцкен, которая вскоре стала второй женой художника. Их браку было отведено 11 лет. Потом две сильные творческие личности просто устали друг от друга и развелись без публичного выяснения отношений и ссор.
В середине 90-х личная жизнь Герхарда Рихтера вновь окрасилась яркими красками.
В его душе вновь поселились теплые чувства, объектом которых стала его ученица и последовательница, которой он представляет, как Сабин Мориц-Рихтер.
Герхард Рихтер и Сабин Мориц
Достоверно неизвестно, оформлен ли официально брак престарелого мэтра и его молодой соратницы, но семья Герхарда Рихтера уже пополнилась двумя детишками, дочерью и сыном.
Сабин, жена Герхарда Рихтера
Дружное семейство сейчас живет в Роденкирхен, фешенебельном квартале Кельна. Поблизости от их особняка располагается мастерская художника. Молодая жена Герхарда Рихтера помогает маэстро продвигаться в творческих порывах, организовывает его выставки.
Герхард с женой
Интересные факты о творчестве
Питер Брейгель никогда не писал заказных портретов и обнажённых фигур, несмотря на то, что регулярно получал такие предложения от богатых заказчиков.
Больше всего художника волновали пейзажи, яркие типажи сельских жителей, библейские персонажи. Питер Брейгель, творчество которого стало новаторским для своего времени, героями своих полотен выбирал представителей сельских низов. Никто из художников ранее не писал полотна на подобные темы.
Благодаря картинам Брейгеля можно узнать особенности крестьянского быта и гардероба того времени. Особенно полно это демонстрируют полотна «Крестьянская свадьба» и «Фламандские пословицы».
К наиболее значимым работам Питера Брейгеля относят картины «Триумф смерти», «Вавилонская башня», «Поклонение волхвов», а также цикл полотен под названием «Картины месяцев и времён года». Из 12 полотен, вошедших в этот цикл, сохранились только 5 работ, из которых наибольшую популярность получили «Охотники на снегу» и «Жатва».
На сегодняшний день признано лишь 45 работ, достоверно принадлежащих кисти Питера Брейгеля Старшего. Они хранятся в частных и музейных коллекциях в разных странах мира, но наиболее значимые из них собраны в Музее истории искусства в Вене.
Война
Муж Ольги Берггольц отправился на фронт, хотя имел инвалидность. В январе 1942-го у Молчанова обострилась эпилепсия, он попал в госпиталь и 29 января скончался. Весной 1942 года отца Ольги Берггольц назвали социально опасным элементом (причиной стала немецкая фамилия) и выслали в Красноярск. У поэтессы диагностировали дистрофию, друзья переправили ее в Москву, спасая жизнь. Женщина вернулась через 2 месяца. Она работала на радио, ее голос для изможденных ленинградцев стал родным.
Радиопередачи Берггольц, олицетворявшей мужество жителей города на Неве, после войны вошли в сборник «Говорит Ленинград». В «Ленинградской поэме» перед читателями вставал образ осажденного города. Это лишь одно из нескольких десятков произведений о блокаде Ленинграда, наиболее пронзительное. Под пером Ольги Федоровны в те страшные годы родились поэмы «Февральский дневник» и «Памяти защитников».
После войны Берггольц написала книгу «Дневные звезды» — философский дневник, обобщивший пережитое. Наконец страна оценила заслуги литератора, осыпав Ольгу Берггольц орденами и медалями. Но главной наградой стала народная любовь и звание «ленинградской Мадонны». Известные всем строчки поэтессы высекли на мемориале Пискаревского кладбища:
Но трудности в жизни Ольги Федоровны не прекратились и после Победы. Ей вменяли в вину дружбу с Анной Ахматовой, книгу «Говорит Ленинград» изъяли из библиотек. Зимой 1948 года не стало отца поэтессы. Совокупность пережитых страданий сказалась на израненной трагедиями психике женщины: Берггольц попала в лечебницу для душевнобольных.
После выхода из больницы Ольга Федоровна писала пьесы, которые ставились в театрах Ленинграда. Тогда же появилось стихотворение «Ничто не вернется», строки которого были пропитаны отчаяньем:
Дневники Берггольц после смерти писательницы конфисковали, опубликованы они были гораздо позже — в трехтомнике сочинений в 1990 году. В них Ольга Федоровна безжалостно бичевала власть, допустившую страшные людские жертвы в войне.
Детство и юность
Родилась О.Ф. Берггольц 16 мая 1910 года старинном доме на окраине Петербурга, в районе Невской заставы, в семье военно-полевого хирурга. Отец, Федор Христофорович, долгие годы лечил заводских рабочих. Мать, Мария Тимофеевна, была женщиной образованной. Вместе с гувернанткой занималась воспитанием дочерей Ольги и Марии.
Ольга Берггольц в детстве
Спокойная жизнь семьи закончилась, когда началась Гражданская война. Перед отправкой на фронт доктор Берггольц позаботился о том, чтобы семья не осталась в голодном Петербурге. Жена с дочерьми поселились в маленьком провинциальном городке Углич. Они жили в холодной, сырой келье монастыря, стойко перенося голод и нищету.
Вернувшись с фронта, отец перевез семью в родной город. Старшая Оля пошла учиться в трудовую школу № 117. Здесь она стала пионеркой, вступила в комсомол, впервые начала писать.
После окончания школы девушка устроилась курьером в «Красную газету».
В юности
В 1926 году счастливый случай свел ее с группой «Смена». Это были молодые, творческие, талантливые люди. Общаясь с ними, Ольга начала раскрывать свой поэтический дар. Ее стихи пользовались успехом и одобрением у молодых поэтов. На одном из вечеров начинающая поэтесса познакомилась с Борисом Корниловым, будущим мужем.
Мечта получить высшее литературное образование привела Берггольц в Ленинградский институт. С 1930 года она стала студенткой филологического факультета.
Для прохождения преддипломной практики, будущая выпускница уехала во Владикавказ. Там она работала в газете «Власть труда». Осетия произвела на девушку сильное впечатление. Особенно покорила природа Кавказа. Она принимает решение вернуться сюда после окончания ВУЗа. Но жизнь внесла свои коррективы.
По распределению Ольга была направлена в Казахстан. Начинающая поэтесса назначена на должность корреспондента в издание «Советская степь».
Фильмы
По главной книге Берггольц — автобиографической повести «Дневные звезды» — в 1966 году Игорь Таланкин начал снимать одноименный фильм. Премьера состоялась лишь через 2 года, но, будучи урезанной цензурой, лента все равно попала «на полку». Однако позже на 30-м Венецианском кинофестивале работа получила «Золотую медаль участия».
Гран-при 42-го Московского международного кинофестиваля получила лента о войне «Блокадный дневник», основанная на воспоминаниях поэтессы.
В сюжет картины «Седьмая симфония», вышедшей осенью 2021 года, тоже была вплетена история жизни Ольги Федоровны, а ее образ на экране воплотила Виктория Толстоганова. К премьере артисты, занятые в ленте, записали ролик на стихи поэтессы.
О судьбе «блокадной Мадонны» была снята документальная лента «Как невозможно жили мы».
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.
Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.
В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.
В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.
В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).
В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.
В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.
В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.
«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.
Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.
Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.
Биография мастера
Точное время, так же как и точное место рождения этого художника неизвестны. Исследователи его творчества называют период между 1525 и 1530-м годами, а местом рождения считают город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта.
Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда и было принято, от названия поселка, но его сыновья получили его уже как полноценную фамилию.
Каким образом и при каких обстоятельствах он попал в Антверпен неизвестно, но достоверно известно, что он учился живописи в мастерской у Питера Кука ван Альста, известного живописца того времени, который пользовался расположением самого короля и писал для королевской галереи.
В 1551 году появилась первая запись, упоминающая о вступлении Питера Брейгеля в гильдию живописцев имени Святого Луки. В это же время он поступил на работу к граверу и живописцу Иерониму Коку, занимавшемуся печатанием и распространением гравюр.
Через год молодой живописец отправился в Италию, поскольку, только посетив эту страну и прослушав курс лекций у итальянских художников можно было считаться полноценным мастером. Там он должен был создать серию гравюр, посвященных итальянским пейзажам и античным памятникам.
Но на юного живописца красоты Италии не произвели особого впечатления, он практически не встречался с художниками, кроме Джулио Кловио, известного миниатюриста, поразившего Питера своими работами, и уже через год вернулся в Нидерланды.
Вскоре после возвращения (1555-1558) он предлагает широкой публике свое первое большое полотно «Падение Икара». Картина изображает гибнущего молодого Икара в пучине морской, ее можно рассматривать как предупреждение о ом, что человек не может совершить то, что доступно лишь Богу.
Падение Икара
На картине Брейгеля стоят и смотрят на падение героя пастух, рыбак и крестьянин. Но они не восхищаются смелостью и удалью мифологического персонажа, они полностью поглощены своими делами.
В творчестве и молодого, и более зрелого Брейгеля будет постоянно прослеживаться вопрос: люди – слепы и глухи к чужим страданиям или они полностью подчинены воле Бога и не могут мыслить и действовать самостоятельно? Это время Питер продолжает работать в граверной мастерской «Четыре ветра», где по его эскизам были создано много известных доныне гравюр. Но хозяин мастерской не гнушался мошенничества, он подделывал подписи знаменитых художников под своими произведениями. Так, например, под гравюрой, выполненной по рисунку Брейгеля «Большие рыбы поедают малых», был поставлен автограф самого Иеронима Босха.
Большие рыбы поедают малых
Здесь же в 1557 году мастер создает свою знаменитую подборку гравюр «Семь смертных грехов», изображающих проявления этих людских пороков в безобразном и отталкивающем виде.
В 1563 году Питер сочетается браком по самой страстной любви с дочерью своего учителя ван Альста — Марии или Майкен, как ее называли, и с молодой женой они переселяются в Брюссель.
Здесь в 1565 году Питер нарисовал серию картин для календаря, посвященных разным месяцам года. От этой серии до наших дней сохранилось только пять полотен, на которых запечатлены пейзажи, посвященные разным временам года.
Питер Брейгель был уже состоявшимся художником, когда в Нидерланды вошла армия под управлением герцога Альбы, и на его Родине воцарился террор и страх перед властью и жестокими иноземцами. Альба за время своего правления приговорил к позорной казни через повешение более сорока тысяч еретиков. Все приговоры суда строились на слухах и доносах.
В это время Брейгелем пишется картина «Сорока на виселице», в которой он прямо указывает на свое желание уничтожить всех болтливых «сорок», которые своими словами привели людей к смерти.
Умер живописец, не дожив до старости, в 1569 году там же, где и жил, в Брюсселе, там он и похоронен в церкви Нотр Дам де ла Шапель.
Более трети сохранившихся полотен Питера Брейгеля Старшего находятся в музеях Вены. В нашей стране полотен этого художника нет.
В годы войны
Ольга Берггольц, биография которой неразрывно связана с тяжелым военным временем, осталась в блокированном Ленинграде, где работала на радио. В это время умер ее второй муж, которому она посвятила отдельную книгу. По признанию поэтессы, это произведение было ее самым сильным сочинением. В эти страшные годы она создает свои лучшие образцы военной лирики. В 1942 году она пишет знаменитую «Ленинградскую поэму».
В ней автор в поэтической форме пересказала трудные дни ожидания жителями города хлеба. Поэтесса показала страшный военный пейзаж, проезд машины с хлебом по замерзшему заливу, горе и отчаяние матерей. Ольга Берггольц, стихи о Ленинграде которой правдиво передают страшные картины голода, отчаяния и опустошения, в своих военных произведениях всякий раз подчеркивала силу духа и мужество бойцов и простых жителей.
В поэме «Февральский дневник», написанной в 1942 году, звучит мысль о том, что уже само проживание в блокадном Ленинграде было настоящим подвигом. Автор показывает, как каждый житель города представлял собой единое целое с простыми солдатами, которые с оружием в руках отбивались от врагов. Поэтесса показывает контраст между ужасными картинами разрухи и боевым духом населения и бойцов армии.
Ранние произведения
Первыми литературными работами автора были стихотворение, посвященное Ленину, и небольшой рассказ, которые были напечатаны в газете и журнале. Молодая девушка увлеклась художественной литературой и вступила в объединение молодых авторов, а также посещала курсы при Институте искусств. К 1930 году Ольга Берггольц была уже состоявшимся автором: она публиковалась в популярном журнале «Чиж», а также выпустила свою книгу.
Она поступила в Ленинградский университет, однако продолжила свою литературную карьеру. Девушка писала не только стихи и прозу, но и публицистические произведения. Так, она посвятила некоторые очерки строительству крупных народно-хозяйственных объектов в стране.
В годы войны
Ольга Берггольц, биография которой неразрывно связана с тяжелым военным временем, осталась в блокированном Ленинграде, где работала на радио. В это время умер ее второй муж, которому она посвятила отдельную книгу. По признанию поэтессы, это произведение было ее самым сильным сочинением. В эти страшные годы она создает свои лучшие образцы военной лирики. В 1942 году она пишет знаменитую «Ленинградскую поэму».
В ней автор в поэтической форме пересказала трудные дни ожидания жителями города хлеба. Поэтесса показала страшный военный пейзаж, проезд машины с хлебом по замерзшему заливу, горе и отчаяние матерей. Ольга Берггольц, стихи о Ленинграде которой правдиво передают страшные картины голода, отчаяния и опустошения, в своих военных произведениях всякий раз подчеркивала силу духа и мужество бойцов и простых жителей.
В поэме «Февральский дневник», написанной в 1942 году, звучит мысль о том, что уже само проживание в блокадном Ленинграде было настоящим подвигом. Автор показывает, как каждый житель города представлял собой единое целое с простыми солдатами, которые с оружием в руках отбивались от врагов. Поэтесса показывает контраст между ужасными картинами разрухи и боевым духом населения и бойцов армии.
Послевоенный период
Война закончилась, но судьба не была благосклонна к Ольге Федоровне. Уходили друзья. Давило одиночество. Не было сил. Но она писала, создавая новые шедевры. Среди них пьеса «Они жили в Ленинграде», цикл стихотворений о Сталинграде. Не все публиковалось, так как время было тяжелым, неблагоприятным для произведений, раскрывающих правдивую реальность.
В конце мая 1945 года на X пленуме Союза писателей творчество Ольги Федоровны Берггольц было подвергнуто несправедливой критике. Ее и других авторов обвиняли в том, что в стихах не раскрывается тема народного страдания, а сами произведения далеки от проблем трудящихся. На это нелепое обвинение А.Прокофьева поэтесса ответила рядом захватывающих работ: поэмой «Первороссийск» (отмеченной Сталинской премией), трагедией «Верность», книгой «Говорит Ленинград».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.
Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.
Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.