Московские типографии
- В 1779 году Николай Иванович переехал в древнюю столицу России, где взял в аренду на десять лет типографию, принадлежащую Московскому университету.
- Энергично взявшись за дело, Новиков в течение первого года издал 54 книги (пьесы, переводы и различные познавательные статьи).
- К 1782 году издатель увеличил выпуск до 80-ти книг в год, некоторые из которых были двухтомными. В 1783 году, после выхода указа императрицы, разрешающего работу частных типографий, Николай Иванович оборудовал ещё два печатных стана.
- С 1783 по 1785 годы в новых типографиях издатель организовал выпуск четырёх журналов и газеты «Московские ведомости», которая выходила тиражом четыре тысячи экземпляров. Также выпускались несколько серий художественных и познавательных книг.
- Императрица Екатерина II была обеспокоена растущей популярностью издательства Новикова. Все книги и периодика, выходящие с печатных станов просветителя, подвергались жёсткой цензуре.
- 1786 год выдался для крестьян особенно неурожайным, в деревнях начинался голод и Новиков на личные средства и пожертвования своих друзей закупил зерно и организовал его раздачу, в более чем ста селениях.
- В 1787 году Екатерина II запретила Московскому университету продлевать договор аренды типографии с Николаем Ивановичем, а также выпускать книги религиозного содержания вне стен церкви. Были произведены обыски в книжных лавках Москвы, после чего многие книги, изданные Новиковым, и попавшие под действие Указа, были отправлены на костёр.
- Уставший и больной от постоянных преследований властей, просветитель уехал в Авдотьино. В его отсутствие издательская работа в Москве быстро пошло на спад, и в итоге типографии были проданы на торгах.
Жизнь в Авдотьино
- В своё имение Новиков вернулся дряхлым и больным старцем. В годы его заключения всеми делами управлял брат – Алексей. Николай Иванович решил не вмешиваться в управление хозяйством и занялся садоводством.
- После смерти брата в 1799 году управление имением вновь оказалось в руках Николая Новикова. В первую очередь он занялся обновлением и строительством крестьянских изб, стараясь при этом увеличить доходы от продажи сельскохозяйственной продукции.
- В 1805 году, изрядно устав от жизни в глуши, просветитель попытался взять в аренду типографию Московского университета, чтобы возобновить давно оставленную им издательскую деятельность, но получил отказ.
Увлечение археологией
* Однажды летом, когда Рериху шел 10-й год, в имение отца Извару приехал известный археолог Лев Ивановский. Ученому понравился смышленый гимназист и он стал брать его с собой на раскопки. Во время этих раскопок исторические события, о которых Николай Рерих читал в детстве, словно оживали в его воображении.* «Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка» — писал впоследствии Николай Константинович.Увлечение археологией* Николай Рерих серьезно увлекается археологией: читает книги по истории, сам проводит раскопки в окрестностях имения своей семьи, делает зарисовки древних курганов, записывает народные легенды, былины, предания.* Все это найдет отражение в будущих картинах художника. С точностью учёного-археолога он откроет нам мир древних славян на своих полотнах.
Ранние годы
Писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 по новому стилю в селе Сорочинцы, которое располагалось на территории Полтавской губернии, ныне входит в состав независимого государства, Украины. Однако на тот момент эта местность была частью Российской Империи.
Происхождение Николая Васильевича остается вопросом довольно запутанным даже спустя много десятилетий плотного изучения его биографии и генеалогии.
Изначально молодой человек носил фамилию Гоголь-Яновский. Писатель происходил из среды дворянства. Известно, что основателем рода стал дед литератора, Афанасий Демьянович.
По мужской линии практически все в семье писателя были священнослужителями. И это было проблемой для предка литератора. Духовенству путь в ряды дворянства был заказан. Афанасий Демьянович благополучно скрыл свое происхождение, назвав предками польскую шляхту.
Отца будущего литератора звали Василием Афанасьевичем. Мужчина служил коллежским асессором. А после выхода в отставку увлекся театром. Оказалось, что он обладает недюжинными литературными способностями и талантом. В последние годы своей жизни Василий Афанасьевич писал пьесы.
Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, отец писателя
О матери Гоголя известно не так много. Ее звали Мария Ивановна. Она была дочкой почтмейстера, женщиной простой, невероятно суеверной, и при этом наблюдательной.
Мария Ивановна Гоголь-Яновская, мать писателя
От своего отца Гоголь Николай Васильевич унаследовал интерес к театру, писательству и литературный талант. У матери — мистический взгляд на вещи, суеверность, а также природную наблюдательность, которая так нужна людям искусства, мастерам слова.
Николай не был первым ребенком в семье. До него родилось двое детей, однако оба умерли практически сразу. Известно, что будучи беременной, мать литератора усердно молилась Николаю Чудотворцу. Когда писатель появился на свет, его назвали в честь этого святого. Всего же в семье литератора было 12 детей.
Все детство Н. Гоголя, ранняя жизнь прошли на территории Малороссии. Полтавская губерния отличалась своими контрастами. Тут находилось место и панскому образу жизни с его кичливостью и роскошью, и простому крестьянскому быту. В условиях такого разнообразия и рос писатель.
Литературой Николай Васильевич увлекался с ранних лет. Отец всячески поощрял интерес сына, помогал ему на творческом пути. Не удивительно, что свои первые произведения молодой человек начал писать очень рано, когда ему не исполнилось и 6-и.
Первый портрет Н. Гоголя, неизвестный художник, 1826 г.
В 1811 году пришла пора начинать учиться. Формальное образование Николай Васильевич получал в Полтаве. Сначала у частного преподавателя, а затем в местной гимназии. Формальный подход молодому человеку не нравился, поскольку сковывал любознательность будущего литератора.
В школьную пору Гоголь не был особо прилежным учеником. Скорее напротив. Однако молодой человек отличался потрясающей памятью.
Гимназия на момент поступления писателя только открылась и еще не могла похвастаться высоким уровнем. Было полно проблем.
Предметы преподавали методом простого заучивания, молодым людям запрещалось читать современных поэтов и писателей, учителя смотрели в прошлое и видели эталон в литературе прошлого века. В гимназии практиковали телесные наказания. Гоголю попадало розгами не раз и даже не два.
Портрет Н. Гоголя в юности, литография с гравюры А. Г. Венецианова, 1834 г.
Ученики старались компенсировать недостаток знаний собственными силами. Николай Васильевич был одним из генераторов идей, среди сверстников он слыл главным активистом.
Гимназисты выписывали литературные журналы, знакомились с новинками. А затем начали выпускать свое собственное издание, пусть оно и было кустарным, рукописным.
В тот же период по инициативе Гоголя товарищи по гимназии организовали свой театр. Николай Васильевич лично готовил декорации, выбирал репертуар и участвовал в репетициях.
По воспоминаниям друзей-гимназистов, все думали, что он станет артистом. Уж больно умело литератор выступал на импровизированных подмостках.
Карл Брюллов
Карл Брюллов — выдающийся русский живописец.
Карлу повезло больше, он родился в творческой семье, его отец занимался художественной резьбой. Он заметил, что у мальчика есть способности и отправил его обучаться рисованию в Академию Художеств.
Брюллов успешно закончил обучение, а картина «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» принесла ему золотую медаль и возможность отправиться за границу за казенный счет.
Карл уехал в Италию, там он написал несколько картин. «Последний день Помпеи» — самая знаменитая работа Брюллова, но по-настоящему популярным его сделали портреты. Он рисовал представителей итальянской знати и своих соотечественников.
Также его интересовали исторические темы, чуть позже он увлекся религиозной тематикой. В последние свои годы в России он расписывал Исаакиевский собор, по настоянию врачей покинул страну.
Художник дожил до 52 лет, смерть была внезапной.
Самые известные картины: «Последний день Помпеи», «Всадница», «Одалиска».
Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)
Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.
Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.
Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».
Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.
Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович
Творчество русских композиторов конца 19-го — первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим именилась концепция подхода к «национальной» принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.
Творчество Николая Рериха
В 1897 году Николай оканчивает Академию художеств, представив на диплом картину «Гонец», которую потом купит Третьяков для своей галереи. В 1890-е годы Рерих пишет много картин, среди которых: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне» и многие другие, написанные в историческом жанре живописи.
Картины Рериха явно выделяются на фоне его коллег-художников, они наполнены особым смыслом и красками. К 24 годам Николай стал помощником директора музея и помощником редактора журнала одновременно.
В Императорском Обществе поощрения художников талантливый художник продвигается по службе, в результате чего дослужившись до титулярного советника, получает право принять личное дворянство. Несмотря на полученное дворянство, Рерих продолжает рисовать быт славян, изучать историю и заниматься археологией.
Николай Константинович Рерих «Гонец», 1897 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Продвигается он и по службе, получает весомую должность и становится известным и уважаемым человеком. Его творчество высоко оценивают критики-современники. И всего этого он достиг к тридцати годам.
1902 и 1904 года ознаменовались для четы Рерихов появлением сыновей Юрий и Святослав. Николай Константинович много путешествовал по России и до женитьбы, а после неё уже вместе с женой совершил большое путешествие по России, особенно, по историческим местам. Они изучают корни русской культуры, архитектуру, делают фотографии, а Николай создает целую серию картин.
Рерих был удивительно талантливым человеком, сотрудничал с архитекторами, например, известным Щусевым, создавал театральные декорации, работал в журнале. Он создавал оформления для “Русских сезонов” Дягилева, проходивших в Париже.
Николай Константинович Рерих «Заморские гости», 1901 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
С 1905 года Николай Константинович начинает работать в живописи на восточную тематику. Появляются такие работы как: «Девассари Абунту», «Границы царства», «Лакшми-победительница», «Индийский путь», «Заповедь Гайатри» и другие.
Семья Рерихов изучает культуру Древнего Востока и Древних славян, находя в них много общего. Николай Константинович изучает труды восточных мыслителей, знакомится с творчеством индийских литераторов, самым известным из которых был Рабиндранат Тагор. Рерих планирует экспедицию в Индию и открытие музея индийской культуры в столице.
Предчувствую военные настроения в мире, накануне Первой Мировой войны художник пишет картины, призывающие к миру. В это время Николай Константинович призывает к охране и сохранению исторического и культурного наследия человечества, что выльется затем в Пакт о защите культурных ценностей.
Рерих «Сан-Джиминьяно», 1906 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Будучи серьезно болен воспалением легких в 1916 году, художник вынужден выехать в Финляндию для восстановления после болезни, которая на тот момент являлась частью Российской Империи.
В 1917 году, когда произошла революция, Финляндия стала независимым государством и семья Рерихов оказалась за границей сама того не желая. Пребывание за границей оказалось для талантливого Николая Константиновича плодотворным временем, его картины выставляли на выставках в Финляндии, Швеции, Дании, он пишет повести, пьесы, статьи, создает новую серию картин, посвященных Карелии.
Святослав Рерих «Профессор Николай Рерих», 1937 годМестонахождение: Государственный музей искусства народов Востока, Москва, Россия
В Финляндии его избирают членом Художественного общества, а в Швеции награждают королевским орденом «Полярной Звезды» 2-й степени. Также Рерих ездит в бывшую и переименованную столицу Петроград, занимаясь защитой культурного наследия России, участвует в кампании против большевиков.
В Скандинавии Рерихов не покидает желание о поездке в Индию. Младший сын Святослав вспоминает:
Рерихи предполагают, что индийская и древнерусская культуры имеют один корень, это они и хотят исследовать в стране специй.
Николай Константинович Рерих «Матерь Мира»,1924 годМестонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Не такой как все
В семье Николай был особенным ребенком, непохожим на других своих братьев и сестру. Всего детей осталось четверо, остальные из десяти умерли в младенчестве. Николай не был близок со своими родственниками, он отличался особым мировоззрением, его не понимали.
Он хотел всё знать, изучать, был впечатлительным мальчиком. В доме часто бывали известные гости, как, например, Дмитрий Иванович Менделеев. Юный Николай часто присутствовал при интересных разговорах, что ещё больше разжигало в мальчике тягу к знаниям.
Он научился читать в раннем детстве, его увлекали разговоры взрослых о дальних путешествиях, литературе. Большую часть детства Николай проводит в семейном поместье в деревне Извара.
Супруги Рерих Николай Константинович и Елена Ивановна
Получать образование Николай начал в гимназии Карла Мая, а в 1893 году поступает в Петербургский университет, где учится на юридическом факультете.
Обучался он и в художественном училище, занимаясь в студии уже известного тогда художника Куинджи. С 1892 года Николай Константинович начинается заниматься археологическими раскопками.
Со своей будущей женой он познакомился в гостях у князя Путятина. Шел 1899 год, своими познаниями в истории молодой человек очаровал всех. После того, как знакомство Елены и Николая перешло в чувства, родственники девушки были против её пары из-за неравного социального положения.
Ведь в её родословной по материнской линии были такие знатные фамилии как Голенищевы-Кутузовы, Мусоргские и Шаховские. Это не помешало двум влюбленным создать крепкую семью в будущем. В 1901 году состоялась их свадьба. Хочется привести слова биографа Николая Рериха Л.В. Шапошниковой:
Николай Константинович Рерих «Грядущее» (эскиз для «Красного Всадника»), 1927 годМестонахождение: Международный Центр-Музей им. Н.К.Рериха, Москва, Россия
Последняя любовь, последняя картина
Ещё в 1877-м году Шишкин пишет картины «Полдень» и «Лесная глушь», за которую ему присуждают звание профессора академии художеств. Шишкину завидую, много критикуют, пишут о нем в газетах, но он продолжает творить в своем неповторимом стиле.
Одна из учениц художника, Ольга Лагода, стала его второй женой. Пейзажиста как будто преследует злой рок в личной жизни, молодая жена вскоре умирает, успев родить дочь Ксению.
Опять художник находится в глубокой печали, спасаясь лишь творчеством. Он интересуется новым веянием – фотографией. Именно с фотографии он затем пишет свою последнюю картину «Корабельная роща».
И.И.Шишкин «Корабельная роща»,1898 годМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
В 1889-м году появляется знаменитое «Утро в сосновом лесу», эту картину ещё при жизни художника разместили на обертках конфет. Считается, что медведей на полотне посоветовал разместить художник Константин Савицкий. Тем не менее воплощению в жизнь картина обязана именно Ивану Шишкину.
В 1898-м году «Корабельная роща» едет на выставку без автора, у Шишкина наблюдаются проблемы с сердцем. Он не перестает работать и 8 марта умирает у холста с кистью в руках, Шишкину было 66-ть лет.
Сегодня в доме уникального пейзажиста Шишкина в родном городе Елабуга находится музей. Большое количество картин этого художника находится в Третьяковской галерее, о чем позаботился ещё Павел Третьяков в 19-м веке. Всю жизнь великолепного творца терзали сомнения по поводу своих же работ. Он думал о том, понравятся ли его картины культурному обществу, купят ли их, был глубоким самокритиком, хотя уже давно доказал на что способен.
Иван Иванович Шишкин – «царь леса» в русской живописи / livemaster.ru
Среди пейзажей Шишкина и вырос русский человек, они близки и знакомы с детства. Картины Ивана Ивановича понятны всем, не нужно ломать голову над тем, что хотел сказать художник своим творчеством. Живопись Ивана Шишкина – это светлый теплый луч солнца, согревающий душу.
Потомок Шишкина по линии его первой дочери Лидии, праправнук Сергей Лебедев, так сказал о своём знаменитом родственнике:
9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)
Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер.
Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.
Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять.
Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.
Цитата С.С.Прокофьева:
«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»
«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»
Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин
Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.
Начало издательской деятельности
- В период военной службы Николай решил попробовать свои силы в издательском деле. По его заказу в академической типографии был напечатан каталог книг, продаваемых в одной из местных книжных лавок. К его изумлению, все четыреста экземпляров реестра были успешно проданы.
- В 1766 году императрица Екатерина II созвала комиссию, депутаты которой должны были подготовить проект «Нового Уложения». Для помощи собранию были откомандированы ряд офицеров, в число которых попал и Новиков. Ему поручили вести записи в Комиссии и Большом собрании.
- К своим новым обязанностям Николай отнёсся серьёзно. Вникая в важные вопросы российской жизни, он формировал вопросную базу для будущей издательской и просветительской работы.
- В 1769 году Новиков в звании поручика вышел в отставку. К этому времени в Санкт-Петербурге издавалось уже несколько журналов нравоучительного, познавательного и сатирического характера. В их числе было издание – «Всякая всячина», в котором печатались статьи, вышедшие из-под пера самой императрицы.
- Николай внимательно изучил всю издаваемую в столице периодику и решил попробовать свои силы в издании сатирического журнала, назвав его «Трутень».
Портрет Н. Новикова (худ. Д. Левицкий)
Последние годы
- Николай Иванович, до конца своих дней живший в Авдотьино, не был похож на местных богачей, проводящих своё время в праздности. Он всегда заботился о просвещении и нуждах крестьян.
- В 1812 году бывший узник проявлял милосердие к пленным солдатам наполеоновского войска, давая каждому приведшему к нему в дом француза, денежное вознаграждение. Также он никому не позволял творить в их отношении беззаконие.
- В 1813 году Новикову с трудом удалось сохранить своё имение, заложенное за долги. Его выручили друзья, спасшие его семью от разорения.
- К 1817 году здоровье просветителя совсем расстроилось, он уже почти не ходил. 31 июля 1818 года, после длительной болезни он умер, и был похоронен на местном церковном кладбище.
Журналистская деятельность до Октябрьской революции
С 1901 года Чуковский начал писать статьи в «Одесских новостях». В литературу Чуковского ввёл его близкий гимназический друг, журналист В. Е. Жаботинский. Жаботинский также был поручителем жениха на свадьбе Чуковского и Марии Борисовны Гольдфельд.
Затем в 1903 году Чуковский, как единственный корреспондент газеты, знающий английский язык (которому обучился самостоятельно по «Самоучителю английского языка» Олендорфа), и соблазнившись высоким по тем временам окладом — издатель обещал 100 рублей ежемесячно — отправился корреспондентом «Одесских новостей» в Лондон, куда выехал с молодой женой. Кроме «Одесских новостей» английские статьи Чуковского публиковались в «Южном обозрении» и в некоторых киевских газетах. Но гонорары из России поступали нерегулярно, а затем и вовсе прекратились. Беременную жену пришлось отправить обратно в Одессу. Чуковский подрабатывал перепиской каталогов в Британском музее. Зато в Лондоне Чуковский основательно ознакомился с английской литературой — прочитал в оригинале Диккенса, Теккерея.
Вернувшись в Одессу в конце 1904 года, Чуковский поселился с семьёй на улице Базарной № 2 и окунулся в события революции 1905 года. Чуковский оказался захвачен революцией. Он дважды посетил восставший броненосец «Потёмкин», кроме прочего приняв письма к близким у восставших моряков. В Петербурге начал издавать сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. После четвёртого номера его арестовали за «оскорбление величества». Его защищал знаменитый адвокат Грузенберг, добившийся оправдания. Чуковский находился под арестом 9 дней.
В 1906 году Корней Иванович приехал в финское местечко Куоккала (ныне Репино, Курортный район (Санкт-Петербург)), где свёл близкое знакомство с художником Ильёй Репиным и писателем Короленко. Именно Чуковский убедил Репина серьёзно отнестись к своему писательству и подготовить книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В Куоккале Чуковский прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) — название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.
В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский стал влиятельным критиком, насмешливо отзываясь о популярных в то время произведениях массовой литературы: книгах Лидии Чарской и Анастасии Вербицкой, «Пинкертоновщине» и других, остроумно защищал футуристов — как в статьях, так и в публичных лекциях — от нападок традиционной критики (познакомился в Куоккале с Маяковским и в дальнейшем с ним приятельствовал), хотя сами футуристы далеко не всегда были ему за это благодарны; вырабатывал собственную узнаваемую манеру (реконструкция психологического облика писателя на основании многочисленных цитат из него).
В 1916 году Чуковский с делегацией Государственной думы вновь посетил Англию. В 1917 году вышла книга Паттерсона «С еврейским отрядом в Галлиполи» (о еврейском легионе в составе британской армии) под редакцией и с предисловием Чуковского.
После революции Чуковский продолжал заниматься критикой, издав две наиболее знаменитые свои книги о творчестве современников — «Книга об Александре Блоке» («Александр Блок как человек и поэт») и «Ахматова и Маяковский». Обстоятельства советского времени оказались неблагодарны для критической деятельности, и Чуковскому пришлось этот свой талант «зарыть в землю», о чём он впоследствии сожалел.
Научная деятельность
После окончания обучения Вавилов завершил учение об иммунитете растений, открыл закон гомологических рядов.
Работая преподавателем на сельскохозяйственных курсах, Николай Иванович продолжил изучение злаковых растений, издал книгу по злакам Юго-Востока.
В 1920 году он собрал Всероссийский съезд по селекции и семеноводству, на котором выступил с докладом, воспринятым биологами так же, как таблица Менделеева в химии.
В дальнейшем Вавилов стал заведующим Отделом прикладной ботаники и селекции Петрограда, преобразовав его в институт растениеводства, руководил ГИОА, продолжал изучать проблемы выращивания сельскохозяйственных культур, создал способы борьбы с вредителями.
Первое время происхождение учёного не играло особой роли. Однако в дальнейшем отрасль науки, которую исследовал Николай Иванович, на долгое время стала считаться лженаукой. Побеждала идея, которую развивал выскочка из крестьянской среды неграмотный Трофим Лысенко.
Николай Иванович принял участие в различных международных конференциях по борьбе с вредителями злачных растений, организовал множество отделений Отдела прикладной ботаники.
Во время поездок в США, Канаду, Европу, знакомился со многими генетиками и селекционерами, вёл огромные переписки с учёными мира, делал необходимые закупки экспериментального материала.
По возвращении в Россию учёный-селекционер использовал накопленные знания для нужд своей страны.
Был избран членом-корреспондентом академии наук СССР.
По инициативе учёного создано множество селекционных станций для изучения и проведения испытаний свойств полезных растений.
8. Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)
Игорь Фёдорович Стравинский — один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал «зеркалом» музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.
Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным — серия трёх балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.
В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский — космополит, вынуждено сменив несколько стран — Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода — «русский», «неоклассический», американский «серийного производства», периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому «почерку».
Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.
Последнее высшее достижение Стравинского — «Реквием» (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.
В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость», недаром его называли «композитором тысячи одного стиля», постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета — каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.
Цитата И.Ф.Стравинского: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе»
Цитата о И.Ф.Стравинском: «Стравинский — истинно русский композитор… Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного… » Д.Шостакович
Интересный факт (байка):
Однажды в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.
— Вы не родственник композитора? — спросил он у шофера.
— Разве есть композитор с такой фамилией? — удивился шофер. — Впервые слышу. Впрочем, Стравинский — фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой — моя фамилия Россини…