Николай новиков

Личная жизнь

Времени на личную жизнь у писателя почти не было, да и желания тратить время на сердечные дела тоже. С будущей женой Новиков познакомился в доме старого друга Николая Трубецкого. Александра Егоровна Римская-Корсакова приходилась хозяину дома племянницей. Брак был заключен быстро, но оказался не особенно счастливым, так как любви между супругами не было. В 1791 году Александра умерла, оставив Николаю Ивановичу троих детей.

Портрет Николая Новикова

Все потомки пары страдали от падучей (эпилепсии). Она открылась у всех детей одновременно после очередного обыска, когда ворвавшиеся в дом гусары перевернули все вверх дном и забрали отца.

«ПЕРЕДВИЖНИКИ» И ВЛИЯНИЕ И. КРАМСКОГО

Между тем в русском изобразительном искусстве в это время происходили знаменательные события. Еще в 1863 году группа молодых живописцев реалистов во главе с И. Крамским с большим шумом («дело 14-ти»), отказавшись писать картину на заданную тему, покинула Академию в знак протеста против засилья мертвого академизма. «Бунтовщики» основали Артель художников. С этой Артелью Шишкин в конце 1860-х годов сблизился. «Громче всех, — вспоминал Репин, — раздевался голос богатыря Шишкина. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит все изящней и блистательней».

Из Артели в 1870 году и выросло Товарищество передвижных художественных выставок, ставшее символом новой художественной эпохи. Шишкин был одним из его учредителей. Идеалам передвижничества он не изменял никогда, до самого смертного 1898 года участвуя в каждой передвижной выставке. Особенно близкие отношения сложились у художника с И. Крамским, одним из активнейших «рекламистов» творчества Шишкина. Шишкин всегда говорил, что Крамской оказал на него самое благотворное влияние.

Именно Крамской сказал о Шишкине точнейшие слова: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему: это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Крамской даже предоставил Шишкину собственную мастерскую, когда тот готовил для академической выставки свою работу «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869), с которой,собственно, и началась слава художника. Это была первая шишкинская картина, приобретенная П. Третьяковым. Автор получил за неё 300 рублей.

Шишкин часто бывал на родине, где собирал материалы для новых своих произведений. Так, например, поездка в Елабугу в 1871 году подвигла его к написанию знаменитой картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872).

Смерть

К 1772 году неугомонный издатель окончательно истощил запасы терпения Екатерины II. Все началось с запрета на аренду типографии, закрытия издательства и поиска в статьях Новикова «ереси и крамолы», потом последовали вызовы на допросы и, наконец, заключение в Шлиссельбургскую крепость.

Спустя 4 года Павел I освободил ученого, но запретил ему издаваться и участвовать в общественной деятельности. Впоследствии положение Николая Ивановича не улучшилось, и постепенно о нем, лишенном права голоса, начали забывать.

Тихвинский храм, у которого похоронен Николай Новиков

После освобождения из крепости опальному издателю сообщили страшную новость: пока он был в тюрьме, все принадлежавшее ему имущество продали с аукциона. С помощью друзей и многочисленных писем в инстанции Новиков вернул себе имение Авдотьино, однако постройки пребывали в таком плачевном состоянии, что все оставшиеся деньги и силы пришлось бросить на ремонт.

Образовались крупные долги, и мучительной головной болью писателя стало погашение процентов по закладным. Каждый год в декабре ему приходилось буквально наскребать нужную сумму и постоянно жить в страхе, что имущество пойдет с молотка.

Мемориальная доска на доме Николая Новикова в селе Авдотьино

1817 год выдался для Новикова особенно трудным – долг едва удалось оплатить в последний момент. От сильного волнения его разбил инсульт, сопровождавшийся потерей памяти и ставший 31 июля (12 августа) 1818 года причиной смерти.

После кончины Николая Ивановича его семья осталась в плачевном финансовом состоянии. Николай Михайлович Карамзин даже подал императору прошение, где отмечал вклад покойного в дело русского просвещения, призывал сжалиться и оплатить долги Новикова, но Александр I отказался, и заложенное имение было продано на публичных торгах.

Учёба

в Москве

С 1852 года Московское училище живописи и ваяния на четыре года стало вторым домом Ивана Шишкина. Обучался под руководством Аполлона Мокрицкого, первого своего преподавателя рисунка, научившего строить формы.  Академик предъявлял высочайшие требования к точности изображения предмета. Этот принцип стал основным в творчестве Шишкина, который был нацелен на максимально возможное сближение с природой.

Со временем сокурсники и преподаватели начали отмечать удивительную красоту простых, казалось бы, видов, изображённых Шишкиным. Его этюд студенческих лет «Сосна на скале», выполненный маслом на картоне, сегодня экспонат Государственного Русского музея.

В Санкт-Петербурге

После окончания училища в 1856 году Шишкин отправился в Санкт-Петербург, где с лёгкостью поступил в Императорскую Академию художеств. Здесь с первых занятий в классе Сократа Воробьёва зарекомендовал себя как блестящий ученик с выдающимися способностями. Натура – вот что манило Шишкина, который с увлечённостью следопыта исколесил все окрестности столицы, не раз побывал на Валааме

Стремясь на природу, он с вниманием учёного всматривался в стволы и кроны деревьев, сучки и веточки, травы, камни и мхи. Его привлекали дикие места, лишённые романтики, наполненные первобытностью и дышащие вековой неизменностью

За этюды красками и рисунки пером с Валаама в 1858 году молодой живописец получил большую серебряную медаль. Работы произвели в Академии «страшный фурор», Совет торжественно объявил, что подобного ещё не видели. Склонялись, кстати, сразу дать малую золотую медаль, но отложили до марта 1859-го. В 1860-м – максимально возможная награда: медаль, большая золотая, и пенсионерская поездка за границу. Сам художник отзывался о медали восторженно, говоря, что «это просто прелесть, но главное, на ней надпись великолепная: Достойному».

Русский Север в творчестве Нестерова

Задумав изучить православную жизнь севера России, в 1901 году Нестеров, по примеру многих художников того периода, отправляется в Архангельскую губернию. Точнее, в Соловецкий монастырь на одноимённом острове, суровые места на Белом море. Здесь родились великолепные полотна «Тихая жизнь», «Молчание», «Мечтатели» и другие. Чтобы подвести итог циклу, Нестеров задумал грандиозное полотно «Святая Русь». Закончил его только в 1906 году. Оно вызвало горячие споры критиков: художников и писателей, искусствоведов и просто неравнодушных людей. Всё было в нём прекрасно и одухотворённо: пейзаж, фигуры героев, их лица. Но русская критика сошлась в недопустимой пропасти между образом Спасителя и странниками, олицетворяющими народ России. Художественное исполнение было на высоте, но решение живописца относительно образа Христа сочли неудачным. Лишь на склоне лет Нестеров согласится с этим выводом.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Лапидус Н. Богданов-Бельский. — М.: Белый город, 2005
  • Каратаева В. Дорога к дому длиною в шестьдесят пять лет // Таганрогская правда. — 2008
  • Подушков Д. Л. (составитель), Воробьев В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. — Тверь: СФК-офис 2009

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru, , 

Николай Богданов-Бельский: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Николай Богданов-Бельский: жизнь и творчество художника
3.6 (72.94%) 17 голос(ов)

ТВОРЧЕСТВО

Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры

Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни. Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым

Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.

Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).

В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов.

На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника.

Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).

Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 — 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и многих, многих других.

Несмотря на разнообразие и характер заказов, персон, которых он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою любовь и сердце детям.

Доброта, чистота восприятия мира, искренность — эти качества в детях заложены природой. Надо быть очень светлым человеком, обладать теми же качествами, чтобы с такой любовью и непосредственностью всю жизнь изображать детей.

После назначения его действительным членом Академии художеств наступает расцвет творческих сил художника. Нет усталости в работе. Жажда новых открытий в живописи выплескивается на холст, картины наполняются новыми красками, светом, цветом. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.

Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.

Его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и множестве других. Прекрасные работы художника присутствуют на самых крупных мировых аукционах «Кристи» и «Сотбис». Успех не оставляет художника и сегодня. Спрос на его произведения стабильно высок. Многим россиянам осталось неизвестным творчество Н. П. Богданова-Бельского за последние 20 лет его жизни.

Особенности творчества

Николай Иванович работал преимущественно в жанре пейзажа. Именно природу он считал олицетворением гармонии мира. В своих работах художник преодолевает сиюминутность впечатлений. Композиции его произведений продуманно конструктивны, цвет, как правило, нежен, построен на тонких оттенках светлых тонов, краска кладется ровным, сглаженным слоем. Тающие один в другом цвета порождают поэтическую просветленность ощущений. Глубина чувства русской природы, переходящая в философское размышление о смысле человеческого существования, роднит художника с большой традицией русской школы пейзажа.

Работы Николая Ивановича по своему настроению лиричны. Его картины созданы на основе множества реальных впечатлений, таким образом, они воспроизводят полный, обобщенный образ окружающего мира. Удивительное сочетание непосредственной увлеченности натурой и вместе с тем продуманной конструктивности – характерное свойство работ Н.И. Бачинина. Кажется, что он легко и радостно пишет свои полотна, интуитивно открывая законы, на которых основан мир природы – мир чистоты и ясности. Земля поэтически воспринимается художником как идеально гармоничное пространство, где природа, люди, животные живут в радостном единении.
Мотивы пейзажей Николая Ивановича преимущественно кузбасские – Томь, ее берега, Барзас, Шория. Словно под крылом самолета, мы видим древний лик земли со складками гор, холмами, излучиной реки и приметами нового – возделанными полями, проложенными дорогами, кубиками домов, движением на трассах. Воздухом, светом, динамикой пронизаны бесконечные просторы. Среди способов композиционного решения образа в работах нужно отметить и прием изображения предмета вплотную к зрителю. Художник заставляет внимательно всмотреться во взятые крупным планом травы, цветущие кусты, ветки, окна избы, чтобы за частностью увидеть большое бытие мира, где любовное созерцание детали перерастает в рассуждение о смысле жизни.

Казавшиеся вчера достаточно обыкновенными пейзажи сегодня вдруг цепляют непоказной, тонкой душевностью, а странности в поведении художника наполняются особым смыслом.

Потрясающее владение тоном – основа живописной силы пейзажей Николая Ивановича. Излюбленная гамма – холодная, нежная, тонкая. Она определяет построение пространства, передачу воздуха, света. Искусство владения тональной системой живописи также сближает художника с традицией русского пейзажа.

Неожиданная смерть

В 1980 году Николай Львович решил уехать обратно, во Францию. Там он снова женился, на этот раз на француженке. Чета обосновалась на Северо-Западе страны, в одном из замков Нормандии. Через 28 лет в этом же замке Двигубский покончил с собой. 25 октября 2008 года художник дождался, когда его супруга уедет по делам, включил Рахманинова и ушел в мир иной.

Позже в интервью изданию «Караван историй» его дочь Екатерина признавалась, что до конца понять мотивы, побудившие отца на столь отчаянный шаг, она не может. Известно, что Николай Двигубский перенес онкологическое заболевание, однако, по словам все той же Екатерины, к моменту смерти художник успешно поборол недуг.

Самые дорогие картины Шишкина

Картины Ивана Шишкина высокого ценятся на аукционах. За период с 2000 по 2020 годы на разных торгах было продано 456 его работ на общую сумму 48,7 млн долларов. Посмотрим несколько примеров дорогих уходов.

Самым дорогим в истории продаж полотен Шишкина стала картина «Сумерки». Ее выставили на лондонских торгах MacDougall’s в 2013 году. Начальная стоимость работы была заявлена в пределах 1,2-1,8 миллиона фунтов стерлингов

Конечно, картина такого уровня немедленно привлекла внимание и привела к жаркой борьбе участников аукциона. В итоге работу купили за 2 млн 158 тыс

фунтов стерлингов (3,3 млн долларов).

И. Шишкин. «Сумерки». 1896 г.

В 2016 году состоялась еще одна крупная продажа на этот раз уже на торгах Sotheby’s. Здесь выставили картину «На опушке соснового леса», которую художник написал за год до своей кончины. Любопытно, что маэстро отказал самому царю Николаю II, пожелавшему купить картину. Вместо этого он продал ее своему племяннику Стахееву. Позже полотно попало в семью художника Шарля Дефрейна, где и находилось, пока потомки не выставили его на торги. С молотка картина ушла за 1 млн 385 тыс. фунтов стерлингов, хотя начальная стоимость лота составила только 500-700 тысяч.

И.И. Шишкин. «На опушке соснового леса». 1897 г.

В 2019 году ушел с аукциона еще один пейзаж художника. Это картина «Сухостой», также написанная за год до смерти. Работа появилась на торгах Christie’s с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и была продана примерно за 1 млн фунтов.

И. Шишкин. «Сухостой». 1897 г.

Увлечение археологией

*    Однажды летом, когда Рериху шел 10-й год, в имение отца Извару приехал известный археолог Лев Ивановский. Ученому понравился смышленый гимназист и он стал брать его с собой на раскопки. Во время этих раскопок исторические события, о которых Николай Рерих читал в детстве, словно оживали в его воображении.*    «Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка» — писал впоследствии Николай Константинович.Увлечение археологией*    Николай Рерих серьезно увлекается археологией: читает книги по истории, сам проводит раскопки в окрестностях имения своей семьи, делает зарисовки древних курганов, записывает народные легенды, былины, предания.*    Все это найдет отражение в будущих картинах художника. С точностью учёного-археолога он откроет нам мир древних славян на своих полотнах.

Талантлив более других

В академии преподаватели замечают, что молодой человек самобытен, имеет свой особый почерк в живописи. Он рисовал больше и лучше своих сокурсников, преподаватели отмечали его и ставили в пример. Ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Сергей Кривонденченков говорит о Шишкине:

Перед тем как поехать в Петербург, Иван пообещал родителям, что, если по окончании академии художеств медаль не получит, то вернется домой и продолжит дело отца. Стремление молодого художника было сильно, а талант открылся очень рано, и большая золотая медаль досталась Шишкину.

И.И. Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы»,1869 годМестонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия

В ту пору Ивану уже исполнилось 28-мь лет. Для медалистов открывалась возможность стажировки заграницей. Иван отправляется сначала в Германию, а потом в Швейцарию. В Германии он получил много знаний, но стремился на родину – писать русскую природу. Сам он говорил:

Светлана Степанова – доктор искусствоведения про шишкинскую стажировку отзывается так:

Европейская практика длилась в течение трех лет. Несмотря на то, что немецкие пейзажи Шишкин не очень-то и жаловал, германские выставки охотно покупали его картины. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика художеств, которое он получил, вернувшись в Россию. Изучив в Швейцарии анималистику – технику изображения животных, Шишкин с нетерпением возвращается на родину.

И.И.Шишкин «Лесная глушь», 1872 годМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Двигубский Николай Львович. Биография: истоки

Родился он 18 ноября 1936 года в Париже. Интересно, что настоящая фамилия отца Николая — Бирюков, а вовсе не Двигубский. Его мама Галина Олеговна после революции 1917 года бежала в Париж с Двигубским — белым офицером, который стал ее мужем. Живя в столице Франции и нажив пятерых детей, Двигубский изменил жене, и она выгнала его из дома, не давая развода.

Выйдя потом замуж за Льва Николаевича Бирюкова, Галина Олеговна не стала менять фамилии, и все дети ее носят фамилию Двигубского. Будучи дворянкой, Галина Олеговна не была белоручкой, стала шить на заказ платья и вскоре продвинулась по этой стезе — стала портнихой Марлен Дитрих и других известных особ того времени. Отец Николая, Лев Николаевич, занимался авторемонтом, они жили в просторной четырехкомнатной квартире и имели четыре машины.

Во время Второй мировой войны Лев Николаевич вступил в Сопротивление и боролся против фашистов, а Галина Олеговна повсюду находила русских девушек, попавших в плен, и помогала им вернуться на родину, не ведая, что их тут же ссылали в лагеря.

Литературоведение

В 1908 году опубликованы его критические очерки о писателях Чехове, Бальмонте, Блоке, Сергееве-Ценском, Куприне, Горьком, Арцыбашеве, Мережковском, Брюсове и других, составившие сборник «От Чехова до наших дней», выдержавший в течение года три издания.
С 1917 года Чуковский принялся за многолетний труд о Некрасове, его любимом поэте. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова. Чуковский закончил работу над ним только в 1926 году, переработав массу рукописей и снабдив тексты научными комментариями. Монография «Мастерство Некрасова», вышедшая в 1952 году, много раз переиздавалась, а в 1962 году Чуковский был удостоен за неё Ленинской премии. После 1917 года удалось опубликовать значительную часть стихов Некрасова, которые либо были ранее запрещены царской цензурой, либо на них было наложено «вето» правообладателями. Примерно четверть известных в настоящее время стихотворных строк Некрасова была введена в оборот именно Корнеем Чуковским. Кроме того, в 1920-е годы им были обнаружены и изданы рукописи прозаических сочинений Некрасова («Жизнь и похождения Тихона Тросникова», «Тонкий человек» и других).

Помимо Некрасова, Чуковский занимался биографией и творчеством ряда других писателей XIX века (Чехова, Достоевского, Слепцова), чему посвящена, в частности, его книга «Люди и книги шестидесятых годов», участвовал в подготовке текста и редактировании многих изданий. Самым близким себе по духу писателем Чуковский считал Чехова.

Путешествие по БАМу длиной в 10 лет

В середине 70-х художника вызвали в Москву, где в ЦК КПСС ему дали задание — подготовить книгу о строительства БАМа, изобразив во всех подробностях великий подвиг строителей трассы. В столице обещали сопровождение, билеты и командировочные, но в хабаровском издательстве отказали во всякой помощи. 10 лет этот удивительный человек, считавший себя обязанным выполнить порученную работу, за свой счет путешествовал от станции до станции. За день ему приходилось преодолевать до 30 км, иногда пешком. Постепенно художник познакомился практически со всеми водителями БАМа. Он набирал в рюкзак книжки и шел голосовать на дорогу. Водители, получающие в подарок красочные книги для своих детей, охотно подвозили художника, хотя брать попутчиков на БАМе было строго запрещено.

Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».

За годы путешествия по строящейся магистрали были выполнены более тысячи рисунков, графических работ, этюдов. По результатам десятилетней работы Геннадий Павлишин выпустил 7 книг и получил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Стройка века была запечатлена в альбомах: «Навстречу времени. От Байкала до Амура», «Трасса», «В краю созидания» и других. А главное — он открыл удивительные неизведанные места Дальнего Востока, до сих пор неизвестные широкому кругу жителей России.

Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: