Художник николай зауервейд не раз в своём творчестве обращался к теме войны

Взятие Нарвы

Из истории мы знаем, что в первом сражении за крепость Нарва в 1700 году русские войска потерпели поражение от шведов. Пётр I в том сражении не участвовал лично и тяжело переживал провал. Реванш он взял четыре года спустя, когда под своим командованием повёл войска на шведскую крепость и взял Нарву.

Перед приступом Пётр отдал строгий приказ, чтобы по взятии города не было в нём убийств и грабежей. Но распалённые боем и разъярённые сопротивлением солдаты в пылу схватки позабыли о нём. Они никого не слушали, не щадили безоружных стариков, женщин, детей и грабили всё, что попадало под руку…

Очевидцы утверждают, что заметив подобные бесчинства, Пётр в гневе ворвался в толпу с обнажённой шпагой, убил наиболее озверевших солдат, отнимая у них пленников и награбленное имущество. Более того, обскакав верхом все улицы и восстанавливая везде порядок, распорядился немедленно поставить караулы ко всем церквям и лучшим зданиям, а затем отправился в ратушу, где собрались нарвские граждане, с трепетом ожидавшие своей участи.

Вот как об этом рассказывают историки: «Встретив здесь коменданта Горна, царь в порыве гнева воскликнул: «Не ты ли один виновник, что так много и бесполезно пролито крови? Ты не имел никакой надежды на помощь и никакого средства к спасению города, и при таких обстоятельствах разве ты не мог сдаться, как того требовали правила войны?» И Пётр I, ударив по столу своей шпагой, показывая её Горну, сказал: «Смотри! Эта шпага покрыта не шведской, а русской кровью; я убил ей моих собственных солдат, чтобы удержать их от грабежа и убийств, и спасти от крайнего разорения бедных жителей»…

Эпизод установления царём порядка после взятия шведской крепости и изобразил Николай Зауервейд на картине «Пётр I усмиряет ожесточённых солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году».

Северная война

Северная война длилась 20 лет с 1700 по 1721 год между Шведским королевством и коалицией государств Северной Европы, в которую входили Саксония, Русское царство, Датско-норвежское королевство, Речь Посполитая и другие, за обладание прибалтийскими землями и господство на Балтийском море и его побережье. Война шла с переменным успехом, но закончилась поражением Швеции, навсегда утратившей статус великой державы.

По окончании войны Российское государство возвратило себе выход к Балтийскому морю, утраченный по условиям Столбовского мирного договора со Шведским королевством от 27 февраля (9 марта) 1617 года, получила Эстляндию с островами и Лифляндию, установила протекторат над Курляндией.

В итоге, в 1721 году в Европе возникла новая империя — Российская, преобразованная из Российского царства и обладающая мощной регулярной армией и флотом. Столицей Российской империи стал город Санкт-Петербург, расположенный у впадения реки Невы в Балтийское море.

Николай Устинов / Выставки

  • 1961 год — выставка дипломных работ в Российской Академии художеств.
  • 1965 год — выставка к 40-летию журнала «Мурзилка». Выставочный зал на ул.Горького.
  • 1973 год — выставка на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе.
  • 1974 год — выставка к 50-летию журнала «Мурзилка». Москва-Ленинград.
  • 1972 год — выставка к международному совещанию по детской книге. Выставочный зал на Гоголевском бульваре.
  • 1977 год — выставка Ю. Копейко, Г. Макавеева, Ю. Молоканова и Н. Устинова. Выставочный зал Союза Писателей.
  • 1979 год — книжная выставка в Сокольниках.
  • 1980 год — Всесоюзная книжная выставка в ЦДХ, Крымский вал.
  • 1980 год — выставка Советской детской книги в г. Дакаре, Сенегал.
  • 1987 год — персональная выставка в г. Штутгарт, ФРГ.
  • 1997 год — персональная выставка в Российской государственной детской библиотеке (совместно с Юлией Устиновой).
  • 2000 год — персональная выставка в «Нашем наследии».
  • 2002 год — выставка анималистов Москвы и Санкт-Петербурга. Манеж,Санкт-Петербург.
  • 2002 год — персональная выставка к 65-летию народного художника РФ Николая Устинова. РГДБ, Москва.
  • 2007 год — персональная выставка к 70-летию народного художника РФ Николая Устинова. РГДБ, Москва.
  • 2010 год — персональная выставка «Андерсен» в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), Москва.
  • 2012 год — персональная выставка к 75-летию народного художника РФ Николая Устинова. РГДБ, Москва.
  • 2018 год — персональная выставка «Никола Летний» в РГДБ к 80-летию народного художника РФ Николая Устинова.

Биография

Получил образование в Дрезденской академии и пользовался уже некоторой известностью в Германии. В 1812 г. в бытность в Париже
рисовал для Наполеона его лошадей. Во Франции
Зауервейд оставался до 1814 г., до торжественного входа русских войск в Париж. В это время художник, уже заслуживший почетную известность мастерским изображением лошадей, был представлен императору Александру І и приглашен им возвратиться на родину со специальною задачею, вместе с другим иностранным художником Ладюрнером, нарисовать и издать «рисунки обмундирования русских войск». К этой главной задаче вскоре присоединились еще и другие — обучение рисованию детей великого князя Николая Павловича, а затем и детей великого князя Михаила Павловича, великих княжон Марии и Елизаветы Михайловны. Таким образом, Зауервейд обучал рисованию и наследника престола, впоследствии императора Александра II. Близость ко двору сыграла значительную роль в жизни Зауервейда и на второй год царствования императора Николая І, 27 сентября 1827 года, Зауервейд был избран в почетные вольные общники Академии Художеств. 10 февраля 1831 г. в заседании совета Академии Художеств было постановлено присвоить Зауервейду преподавательское жалованье. С1831 г. узаконена была его преподавательская деятельность; 24 сентября 1836 г. он был избран профессором 3-й степени, а в 1842 г. — был пожалован в профессоры 2-й степени, каковым он и оставался до своей смерти, не обладая в то же время никакой академическою степенью. В течение 15-ти лет через класс Зауервейда прошел многочисленный ряд учеников. В это время «баталическая живопись» играла значительную роль, что видно хотя бы из слов императора Николая I к художнику Моллеру (творцу «Поцелуя» и «Русалки»): «Я люблю баталическую живопись, и она очень нужна; у нас есть довольно того, что можно передать потомству — подвиги на Кавказе и много другого, а с тех пор, как не стало нашего Зауервейда некому этого поручить». Этою близостью к императору Зауервейд пользовался для покровительства начинающим художникам. Так, когда, вследствие интриги французского художника Таннера против своего ученика Айвазовского, картина последнего по особому Высочайшему повелению была снята с академической выставки и карьере Айвазовского, как казалось, наступил конец, Зауервейд воспользовался подходящим моментом и убедил императора Николая І в невиновности Айвазовского. Характерны слова Зауервейд на вопрос императора Николая І, почему Зауервейд не говорил ему раньше об Айвазовском: «Ваше Величество, — так передает слова Зауервейда один из современников, — во время бури маленьким лодочкам небезопасно приближаться к линейному кораблю, да еще стопушечному… в тихую погоду можно». Точно также Зауервейд хотел выхлопотать милости и К. Брюллову, но последний, будто бы, не явился в мастерскую, когда в ней ожидали императора Николая Павловича. Первое произведение, с которым Зауервейд выступил перед русскою публикою, была картина под названием «Горский наездник», появившаяся на выставке 1827 г. «Взятие Варны», появилась на академической выставке 1833 г. и изображающая собою эпизод из русско-турецкой войны 1827 — 1828 гг., Весьма понятно, что картина «Взятие Варны» при своем появлении вызвала всеобщую похвалу и одобрение. Затем появилось «Кульмское сражение» и, наконец, «Лейпцигское сражение»; последняя картина не была окончена художником вследствие смерти, и 17 ноября 1844 г., по приказанию императора Николая Павловича, был вызван «художник 14 класса Вилевальде для окончания начатых покойным профессором Зауервейдом работ». Картина «Лейпцигское сражение» появилась на академической выставке 1845 г. и затем была помещена в Александровском зале Зимнего Дворца. Еще одна большая картина Зауервейда «Прейсиш-Эйлауская баталия» в тридцатых годах XIX столетия находилась в Митаве, в городском музеуме, куда она поступила, как дар автора. Большое историческое значение имеют рисунки Зауервейда к изданиям военного министерства:

  1. собрание мундиров гвардии,
  2. собрание мундиров армии,
  3. собрание мундиров 1-го кадетского корпуса;

Также интересны его многочисленные до сих пор малоизвестные рисунки придворной жизни. Зауервейду принадлежит иллюстрация басни И.А. Крылова «Конь и Всадник» в издании 1826 года. Кроме картин, Зауервейд оставил после себя массу рисунков, выполненных акварелью и пером. Мастерски владея гравировальной иглой, он воспроизвёл многие из своих композиций в аквафортах.

Николай Зауервейд баталист?

Всего Николай Зауервейд написал восемь картин на тему военную тему: «Выезд князя Репнина в Ригу по взятии города 4 июля 1700 года» (1860 год), «Казаки стаскивают на петле часового в лунную ночь» (1857 год), «Сражение при Курюк-Даре», «Сражение при Нарве или Пётр І при Нарве», «Штурм редута Шварца» и «Этюд сражения при Ольтенице». Таким образом, Зауервейд вдохновлялся военными подвигами Петра І и эпизодами только что окончившейся Крымской эпопеи.

По всей видимости, молодой мастер оставался не удовлетворён одними баталиями. Поэтому параллельно пишет на совсем другую тематику и вскоре выставляет картину, так сказать, чистого жанра «Скромный переезд с квартиры на квартиру».

Затем он начинает сотрудничать с журналами, где печатают его рисунки, пишет акварельные иллюстрации к роману графа Алексея Толстого «Князь Серебряный». Последней работой талантливого художника стал «Портрет г-на Барри».

Искусствоведы по сей день спорят, какой жанр в итоге выбрал бы художник, работай он дальше: стал бы, как отец, баталистом или же, поддавшись моде, перешёл в ряды обличителей-жанристов, каким был его коллега по творческому цеху Павел Федотов.

Николай Устинов / О жизни и творчестве

  • Богатырёва, Н. Рыцари детской книги / Н. Богатырёва // Читаем вместе. — 2008. — №8–9. — С. 42.
  • Богатырёва, Н. Лучше книг могут быть только книги : о российских писателях и художниках, включённых в Почетный Список IBBY — 2016, в том числе Н. А. Устинове / Н. Богатырёва // Читаем вместе. — 2016. — № 10. — С. 2.
  • Герасимова, Н. Хозяин зелёного слона : художнику Н. А. Устинову — 75 лет / Н. Герасимова // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 7. — С. 59–64.
  • Линкова, И. Юрий Коваль. Полынные сказки : о книге Юрия Коваля «Полынные сказки» с иллюстрациями Николая Устинова Электронный ресурс — Режим доступа: Открытый доступ — (Дата обращения: 19.06.2019).
  • Малая, С. Николай Устинов: о природе, о людях, о себе Электронный ресурс — Режим доступа: Открытый доступ — (Дата обращения: 19.06.2019).
  • Орлова, Е. О. Детская книга: включение школьника в диалог писателя и художника / Е. О. Орлова // Начальная школа. — 2019. — № 2. — С. 45–50. — (Современное языковое и литературное образование).
  • Погудина, Т. Художник-иллюстратор детской книги Николай Устинов / Т. Погудина // Детская роман-газета. — 2012. — № 12. — С. 17–20.
  • Почётный диплом IBBY : наши соотечественники в Почётном списке — 2016 Международного совета по детской и юношеской книге // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2016. — № 11–12. — С. 32. — Ил. — Фот. — (Остров сокровищ) (Вахтенный журнал).
  • Устинов Николай Александрович Электронный ресурс — Режим доступа: Открытый доступ — (Дата обращения: 19.06.2019).
  • Устинов, Н. А. Хозяин зелёного слона : художнику Н. А. Устинову — 75 лет / Н. А. Устинов ; беседу вела Н. Герасимова // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 7. — С. 59–64. — Портр. — Ил. — (Чтение художественной литературы).
  • Чижиков, В. А. Удивительный художник и человек : Н. А. Устинову — 80 лет / Виктор Александрович Чижиков ; материалы подготовлены Н. Герасимовой // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 7. — С. 42–45. — Ил. — Фот. — (Речевое развитие).
  • Шеваров, Д. Рассказать, что солнце встало! : об открытии в Российской государственной детской библиотеке юбилейной выставки одного из самых блистательных иллюстраторов русской поэзии Николая Устинова / Д. Шеваров // Российская газета. — 2012. — 1 нояб. — С. 30. — Портр.
  • Шульгин, А. Сказочные будни Николая Устинова : письмо другу / А. Шульгин // Юный художник. — 2015. — № 7. — С. 34–35.— Ил.
  • Юбилей художника. «Воздух и свет». Интервью с Николаем Устиновым Электронный ресурс — Режим доступа: Открытый доступ — (Дата обращения: 19.06.2019).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: