Театр при «вок-зале»
Бенуа Н. Л. Эскизы фасада католического алтаря из малахита. Пометы об утверждении проекта заказчиком — императором Николаем I.
Тушь, акварель, карандаш, белила. 1847 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. 124, л. 3.
Бенуа Н. Л. Проект бронзовых столов для Нового Эрмитажа.
Тушь, акварель. 4 июля 1847 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 52.
Бенуа Н. Л. Проект фарфоровой тарелки с гербом по заказу Николая I.
Тушь, карандаш, акварель, позолота. 19 июля 1849 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 126.
Бенуа Н. Л. Проект дворцовых конюшен в Петергофе. Фасад.
Тушь, карандаш, акварель. .
Ф. 63, оп. 1, ед. № 70, л. 2.
Н. Л. Бенуа. Проект главных ворот дворцовых конюшен в Петергофе. Варианты (2).
Акварель, 2-й вариант на наклейке. 28 августа 1850 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 79.
Н. Л. Бенуа. Проект главных ворот дворцовых конюшен в Петергофе. Варианты (2).
Акварель, 2-й вариант на наклейке. 28 августа 1850 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 79.
Бенуа Н. Л. Проект фрейлинских корпусов в Петергофе. Фасады.
Тушь на кальке. .
Ф. 63, оп. 1, ед. № 65, л. 2.
Бенуа Н. Л. «Угловой кавалерский дом. Фасад на церковную площадь».
Тушь, акварель. Июль 1856 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. 63.
Бенуа Н. Л. Проект лазарета в Петергофе. Разрез и фасад.
Тушь, акварель. 28 августа 1850 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 61, л. 2.
Бенуа Н. Л. и Кавос А. К. Проект здания почты в Петергофе. План и фасад. Копия Н. Л. Бенуа с подлинника, подписанного А. К. Кавосом и утвержденного Николаем I.
Тушь, акварель. 18 февраля 1850 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 59, л. 1.
Бенуа Н. Л. Проект железнодорожной станции «Новый Петергоф». Вариант. Перспективный вид.
Тушь, акварель. 1854 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 54, л. 1.
Бенуа Н. Л. Лисинское учебное лесничество. Эскиз дома для практикантов. Главный фасад.
Тушь, перо. 18 марта 1853 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 34.
Бенуа Н. Л. Проект православной церкви в Лисинском учебном лесничестве. План и боковой фасад.
Карандаш, акварель.
Ф. 63, оп. 1, ед. № 36, л. 1 (фрагмент).
Бенуа Н. Л. Проект загородной резиденции «Охотничий дворец». Главный фасад.
Акварель (21 февраля 1879 г.).
Ф. 63, оп. 1, ед. № 133, л. 49.
Бенуа Н. Л. и Кавос А. К. Проект Зимнего сада перед Инженерным замком в Петербурге. Варианты. Планы, фасады, разрезы.
Тушь, карандаш, акварель. 1851-1852 гг..
Ф. 63, оп. 1, ед. 44, л. 2.
Бенуа Н. Л. Главный фасад церкви св. Марии на кладбище Выборгской стороны.
Карандаш, акварель. 1876-1879 гг..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 50, л. 1.
Бенуа Н. Л. Петровская Земледельческаая Академия. Планы и надворный фасад.
Тушь, акварель. 18 сентября 1862 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 89.
Бенуа Н. Л. Жилой дом и караульня на даче Д. Н. Шереметева в Ульянке. План и набросок фасада.
Карандаш, тушь, акварель. 1866-1868 гг..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 133, л. 30 (№ 63).
Бенуа Н. Л. Перспективный вид церкви в с. Высоком.
Тушь, акварель. 1867-1868 гг..
Ф. 63, оп. 1, ед. № 24.
Бенуа Н. Л. Проект летнего деревянного театра в Павловске. Главный фасад.
Тушь, акварель. 1876 г..
Ф. 63, оп. 1, ед. 37, л. 1.
Николай Фешин портреты
Дама в лиловом (Портрет неизвестной)
Капустница
Портрет С.Т. Коненкова
В 1910 г. Фешин совершил пенсионерскую поездку по нескольким европейским странам: Австрии, Германии, Италии и Франции. В поездке его сопровождала Н. М. Сапожникова (1877—1944) — представительница казанской купеческой династии, которая сама занималась живописью, и была моделью и меценатом Фешина. По собственным воспоминаниям, он настолько устал от новых впечатлений, что по результатам поездки не смог представить Академии отчётной работы, и был лишён пособия на следующий год. «Портрет Н.М. Сапожниковой»
В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба»(1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3,3 млн долл.) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани. С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В 1913 году он женился на Александре Белькович — дочери директора Казанской художественной школы, в 1914 году у них родилась дочь Ия.
Биография
Николай-Александр-Михаил родился в Ораниенбауме в семье известного художника Александра Николаевича Бенуа и Анны Кинд. Одновременно с обучением в гимназии К. И. Мая (1912—1919), он занимался у своего отца и театрального художника О. К. Аллегри, а в 1916—1918 годах — в Новой художественной мастерской у В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева. В 1919—1924 годах учился в ПГСХУМ (Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, бывшая Императорская Академия художеств), в 1922 году преобразованные в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН).
С 1919 года в Госактеатрах исполнял декорации по эскизам А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, Б. М. Кустодиева, В. А. Щуко. Дебютировал как сценограф в постановке пьесы «Пер Гюнт» Г. Ибсена в петроградском академическом драматическом театре. После эмиграции О. К. Аллегри в Италию в 1921 году Н. А. Бенуа стал главным художником Госактеатров. В 1923 году он дебютировал в Академическом театре оперы и балета с декорациями к балету К. Глазунова «Времена года». Участвовал в выставках «Мир искусства» 1922 и 1924 годов.
В июне 1924 года по приглашению Национальной оперы вместе со своей женой уехал в Париж. Сотрудничал в театре-кабаре Н. Ф. Балиева «Chauve-Souris». В Париже встретился с Александром Саниным, который получив в 1925 году приглашение для постановки «Хованщины» М. Мусоргского в театре Ла Скала, рекомендовал в качестве декоратора Николая Бенуа, который 22 декабря 1925 года переехал в Милан. В 1926 году в театре Ла Скала он исполнил эскизы декораций и костюмов к опере, которые очень понравились художественному директору театра А. Тосканини.
В 1927—1932 годах Бенуа жил в Риме (Виа Виченца, 31, затем — Вияле Реджина Маргерита, 287), где работал сценографом в Римском королевском оперном театре (оформил 26 спектаклей). С конца 1932 года снова жил в Милане (Виа Данте, 16, затем — Пьяцца Мария Аделаиде, 2; здесь после его смерти была установлена мемориальная доска Фондом культуры СССР и миланским муниципалитетом). В 1937 году получил итальянское гражданство; в 1937—1970 годах был директором художественно-постановочной части театра Ла Скала (126 постановок; часть оформил со своим отцом). Оформлял спектакли он также в других театрах Италии, а также в Париже, Берлине, Буэнос-Айресе; работал художником кино.
В 1964 году для гастролей театра Ла Скала в России он оформил «Трубадур» Дж. Верди и «Турандот» Дж. Пуччини. В 1965 году он сотрудничал с Б. А. Покровским в постановке оперы «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена в Большом театре. Позже, в 1978 году он снова получил приглашение в Москву, в Большой театр, для постановки «Бала-маскарада» Дж. Верди. В 1986 году он оформил для Большого театра оперу «Мазепа» Чайковского в постановке С.Ф.Бондарчука
Н. А. Бенуа развивал традиции сценографии Серебряного века. Лауреат премии «Золотого Биббиена» (1975).
Работал он также в драматическом театре и в кино; выступал как живописец и график, участвовал в выставках художников.
Бенуа и театр
Тема следующего зала — Бенуа и театр.
В Мариинском театре Бенуа совместно с балетмейстером Михаилом Фокиным осуществил постановку балета Николая Черепнина «Павильон Армиды». Сам спектакль, а также серия эскизов декораций и костюмов к нему (1907) принадлежат к высшим достижениям национального театра и оказали сильное влияние на театральное искусство Европы. С организацией Сергеем Дягилевым Русских балетных сезонов для Бенуа начался новый этап творчества, в котором театр занял главное место.
Бенуа возглавлял художественную часть «сезонов». В Париже он смог реализовать замыслы, связанные с его давним увлечением балетом. Вместе с Фокиным он создавал спектакли, дававшие удивительные образцы синтеза музыки, хореографии, цвета. Оформленные им балеты, среди которых «Петрушка» Игоря Стравинского, стали классикой мирового театрального искусства. При этом Бенуа был не только художником, но и постановщиком балетов. В России он несколько лет сотрудничал с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, оформляя и режиссируя спектакли в Московском художественном театре («Мнимый больной», 1912–1913).
После революции Бенуа сыграл огромную роль в создании спектаклей «большого стиля» в академических театрах Петрограда. В бывшем Мариинском театре он оформил и поставил свои прославленные, уже широко известные за рубежом балеты «Павильон Армиды» (1919) и «Петрушка» (1920). Последний из вариантов этого спектакля, наряду с оперой «Пиковая дама» (1920-1921), сам Бенуа считал лучшей своей постановкой. Увы, к середине 1920-х мастера всё чаще стали критиковать за «стилизаторство» и «буржуазный эстетизм», и он лишился работы в театре.
Детство и юность художника
А.Н. Бенуа родился 21.04.1870 в Санкт-Петербурге. Отец, Николай Леонтьевич, был архитектором, как и дед, отец матери, Камиллы Альбертовны. Старшие братья, Альберт и Леонтий, тоже впоследствии стали известными архитекторами. Кроме Альберта и Леонтия у Александра были еще старшая сестра Екатерина и брат Михаил, а также четыре двоюродных брата.
Николай Леонтьевич и Камилла Альбертовна с детьми
Детство Саши прошло в окружении художников. Все семейные интересы сосредоточивались вокруг искусства. Поэтому неудивительно, что мальчик с раннего возраста мечтал рисовать. Особенно его прельщала профессия театрального декоратора.
В возрасте 5 лет
Первые уроки рисования мальчик получил у своего отца, брата Альберта и скульптора Обера, который был дальним родственником Бенуа. Кроме этого, Александру привили любовь к музыке и театру.
Образование юноша получил в частной гимназии, где учился с 1885 по 1890 год. Позже была неудачная попытка окончить Императорскую Академию художеств. В 1894 Александр получил юридическое образование, окончив Петербургский университет
В это время на него уже обратили внимание как на художника
В юности и молодости
Пейзажи и портреты кисти Александра Бенуа
Последний зал экспозиции знакомит посетителей с Бенуа-портретистом и пейзажистом. Это разнообразные по мотивам и духовной наполненности пейзажи Бретани — её суровой природы, диких скал, долин, заброшенных жилищ, облик которых отражает замкнутый характер и образ жизни обитателей. В 1910-е Бенуа в Италии, Швейцарии и Испании работал над пейзажами небольших городков и деревенек («Наш сад в Монтаньоле», «Розовый дом в Кресоньо» — обе 1912). В эмиграции он остался верен жанру пейзажа. Бенуа открыл для себя Париж старинных парков и кварталов («Улица в Париже», 1924). В 1930-е годы художник создал целый ряд пейзажей Франции и Италии («Кассис. Улица», 1931).
Открытие выставки состоится в режиме онлайн 8 декабря. Выставка продлится до 9 марта 2021 года. Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Лукойл».
Редакция благодарит пресс-службу Государственного Русского музея за помощь в подготовке материала
Талантливый историк
Александр Николаевич был не только талантливым художником, но и одаренным историком искусства и критиком. Во времена его юности еще не было истории искусства как самостоятельной дисциплины. Существовала только художественная критика, представленная жанрами очерка и аналитической статьи (чаще всего это были обзоры выставок).
Вид Монплезира и Екатерининского корпуса в Петергофе
Автор рано начал пробовать себя в написании серьезных искусствоведческих текстов. Широко известен уникальный случай, когда он захотел дополнить книгу Рихарда Мутера (1860—1909) «История живописи». При издании этой книги в России Александр Николаевич добавил к ней… главу об истории русской живописи. Ему показалось несправедливым, что изобразительное искусство России не нашло отражения на страницах такого серьезного капитального издания. Текст был написан очень талантливо и выдержал соперничество с оригинальной манерой Мутера.
Фонтан
Это был беспрецедентный пример дополнения книги иностранного автора. В советское время книги западных авторов (не только искусствоведов, но и философов и литературоведов) часто снабжали огромными предисловиями и послесловиями, в которых давалась критическая оценка зарубежным эстетическим теориям. Но случаев написания отечественным автором главы как инициативного дополнения к зарубежной искусствоведческой книге больше не было. Бенуа создал уникальный прецедент. Впоследствии к этому талантливому труду прибавились другие специализированные тексты об искусстве. Некоторые работы автора публиковались в СССР даже тогда, когда он покинул страну.
После революции художник много работал как иллюстратор и сценограф. В течение нескольких лет он заведовал картинной галереей Эрмитажа. Современная эрмитажная экспозиция во многом базируется на принципах, разработанных Александром Николаевичем, и эти принципы выдержали испытания временем.
Смерть и наследие
Александр Бенуа скончался в 1960 году, не дожив нескольких месяцев до своего девяностолетия. В 1965 году в СССР вышла монография М. Эткинда о художнике. Это была едва ли не первая книга о русском художнике, чей жизненный и творческий путь завершился за рубежом.
Аполлон и Дафна, 1908
Известно, что к творчеству автора обращались кинематографисты. Его образы оживают в некоторых фильмах. Особенно это касается сцен, где действие происходит в пейзажных парках.
При воссоздании «парковых эпизодов» в кино, особенно если надо было воспроизвести Версаль, режиссеры нередко ориентировались на его произведения. В фильме Э. Лотяну «Анна Павлова», где есть сцена заседания кружка «Мир искусства», роль живописца сыграл известный актер Анатолий Ромашин (1931—2000).
Библиография
- Бенуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бурлюк Д. Д. Галдящие «бенуа» и Новое Русское Национальное Искусство (Разговор г. Бурлюка, г. Бенуа и г. Репина об искусстве); Н. Д. Б. О пародии и о подражании. СПб.: Книгопечатня Шмидт, 1913. 22 с.
- Эрнст С. А. Бенуа. П., 1921.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Александр Бенуа: жизнь и творчество художника
3.2 (64%) 5 голос(ов)
Биография художника Александра Бенуа
Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.
Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.
И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.
В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Публика была в полном восторге, а критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного художника.
Прогулка короля
Купальня маркизы
Фантазия на Версальскую тему
Представление султанше
Людовик XIV кормит рыб
Король прогуливается в любую погоду
Прогулка короля
Прогулка короля
В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.
Ораниенбаум
Аллея
Картины Петербурга
Парад при Павле I
Карнавал на Фонтанке
Ораниенбаум. Японский сад
Китайский павильон. Ревнивец
С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.
Водный партер в Версале
Пруд в Версале
Фонтаны Версаля
Версаль
Версаль под дождём
Версаль. У Курция
Каштаны весной. Версаль
Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.
Беседка в парке. Павловск
Петергоф
Петергоф
Большой дворец. Петергоф
В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».
Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.
Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.
А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!
Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Декорация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы»
Эскиз декорации к «Соловью» Стравинского
Итальянская комедия
Итальянская комедия
Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.
С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.
С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…
И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.
Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.
Творчество
В середине 1890-х, воспользовавшись тем, что дебютные картины привлекли внимание специалистов, Бенуа выступил как историк и теоретик искусства. Он написал раздел о русских мастерах для выпуска альманаха «История живописи XIX века»
Спустя пару лет Александр с друзьями посетил Францию для того, чтобы написать «Версальские серии», представлявшие собой сцены с прогулок короля Людовика Великого де Бурбона, а также его придворных, жен и детей.
В 1897-м цикл акварелей, созданный по возвращении из Парижа и предместий, заслужил восторженные отзывы знатоков живописи. Три работы после официальной выставки приобрел создатель «Третьяковки» — Павел Михайлович Третьяков.
В тот же период Бенуа стал основоположником и идейным вдохновителем творческого союза «Мир искусства». Совместно с театралом Сергеем Павловичем Дягилевым и портретистом Константином Андреевичем Сомовым он занимался пропагандой прогрессивного русского и западноевропейского искусства и выпускал тематический журнал.
Со временем участники объединения постарались привлечь внимание общественности к исконным народным промыслам, прикладному декоративному искусству, графике и архитектуре. Благодаря статьям, созданными «мирискусниками», в обиход вошли понятия «русский сезанизм» и «авангард»
В начале 1900-х Бенуа создал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина. Окружающие с первого взгляда не оценили прелесть графических изображений, поэтому зарисовки увидели свет только стараниями единомышленника — Дягилева.
Иллюстрация Александра Бенуа к «Медному всаднику» / «Наследие Александра Бенуа»
Позже Александр Николаевич в статусе признанного мастера-графика предоставлял работы для оформления классических книжных изданий, напечатанных в гостипографии имени Ивана Федорова. В 1923-м на свет появилась книга великого русского поэта с 37 рисунками Бенуа.
Запоминающимися литературно-художественным произведениями живописца и теоретика считались картина «Аполлон и Дафна», а также издания «Азбука в картинках». Образы, в основанные на греческой и русской мифологии, пришлись по душе массе людей.
В 1910-х Бенуа проиллюстрировал повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». Серия завершенных картин отличалась детальной прорисовкой костюмов и городских пейзажей. Искушенным читателям казалось, что они попали в театр.
Автору удалось вызвать сильные эмоции благодаря многолетнему сотрудничеству с антрепризой Сергея Дягилева, известной под названием «Русские сезоны». Гастролируя вместе с артистами имперской оперы и балета в статусе худрука, Бенуа сформировал особый взгляд на изобразительное искусство и сделал живопись похожей на спектакль.
После Февральского переворота, приведшего к свержению монархии, Бенуа занимался охраной памятников старинного и классического искусства. Став главой картинной галереи петербургского Эрмитажа, художник создал актуальный каталог работ.
Вкладом сына архитектора в развитие русского искусства считалось оформление спектаклей, шедших на сцене столичных театров. Красочными декорациями славились балет «Петрушка» и оперетта «Женитьба Фигаро».
В начале 1920-х Александр Николаевич завершил работу над новым альбомом акварелей. 26 картин с авторским предисловием, послесловием и подписями получили название «Версаль»
Французский дворцово-парковый комплекс неизменно притягивал внимание живописца. Мастерство в изображении изящных пейзажей заслужило море похвал
Жена и дети
Александр Николаевич женился один раз. Избранницей художника стала младшая сестра жены его старшего брата Альберта, Анна Карловна Кинд. Анна тоже воспитывалась в близкой к искусству семье. Ее отец, Карл Иванович Кинд, был музыкантом и капельмейстером.
Жена — Анна Карловна
Знакомство будущих супругов произошло на свадьбе старших брата и сестры. Правда Саше тогда было всего 6 лет, а Ане 7. Их бракосочетание состоялось в 1894 году, через 18 лет после знакомства. Супруги прожили вместе 56 лет, до самой смерти Анны Карловны. В супружестве у пары родились две дочери, Анна-Камилла-Елизавета и Елена, и сын Николай, который стал крупным театральным художником.
Известно, что Александр Бенуа уделял много времени занятиям и играм со своими детьми, племянниками и приходившими к ним в гости приятелями. «Дядя Шура», так его называли друзья сына и дочерей, всегда был рад участвовать в детских затеях. Часто сам организовывал забавы и, по свидетельству современников, никогда при этом не выказывал ни усталости, ни раздражения.
Картины
- 1896 — «Вид на лестницу и террасу в Версале»
- 1896 — «Прогулка короля»
- 1896 — «Набережная Рейна в Базеле в дождь»
- 1897 — «У бассейна Цереры»
- 1897 — «Версаль. Людовик XIV кормит рыб»
- 1898 — «Маскарад при Людовике XIV»
- 1899 — «Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге»
- 1900 — «У Монплезира в Петергофе»
- 1900 — «Петергоф. Купеческая лестница и Большом дворце»
- 1900 — «Петергоф. Фрейлинские дома»
- 1900 — «Петергоф. Львиный каскад и колоннада»
- 1900 — «Ораниенбаум. Кабинет “Обезьян” в павильоне Катальная гора»
- 1900 — «Карнавал на Фонтанке»
- 1905 — «Версаль. Аллегория реки»
- 1905 — «Служба у капеллы св. Варвары»
- 1906 — «Вечер»
- 1907 — «Парад при Павле I»
Значимые работы
В 1903 году художник создает серию иллюстраций к легендарной поэме Александра Пушкина «Медный всадник». Эти работы стали настоящим шедевром отечественной книжной графики, однако в свое время они были отвергнуты критиками как «декадентские». Но иллюстрации купил Сергей Дягилев, в последствии напечатав их вместе с поэмой в их общем детище – журнале «Мир искусства». Эти рисунки произвели настоящий фурор и были признаны знатоками и ценителями книги и искусства как уникальная графическая работа.
Это подняло дух Александра. В 1905 году он продолжил работать над иллюстрациями, развиваясь и прогрессируя в этой сфере. В дальнейшем стало выходить множество книг с графикой Бенуа, а художник стал пользоваться большим успехом.
Значимое произведение автора – вышедшая в 1904 году «Азбука в картинках». Эта работа для детей стала едва ли не самым масштабным трудом художника в тот период. Он корпел над азбукой около года, хотя стороннему зрителю может показаться, что иллюстрации были созданы за несколько минут. Но именно это, как уверены многие, и есть настоящий признак мастерства.
В 1991 году выходит издание повести Пушкина «Пиковая дама», украшенная рисунками Бенуа. Основой его замысла служили всего 6 страничных иллюстраций, через которые проходила главная сюжетная линия графического рассказа:
- Молодая русская графиня выигрывает в карты.
- Вечерний туалет постаревшей графини.
- Сцена, в которой Германн проходит через спальню мертвой графини.
- Ночное явление.
- Роковой проигрыш.
- Символическое изображение смерти.
Все иллюстрации к повести превосходно скомпонованы и выглядят как завершенные самостоятельные картины.
В 1922 года вышла крупнейшая работа автора за годы революции – альбом «Версаль». Свои акварели Бенуа сопроводил текстом. В издание альбома художник включил 26 работ, а также отпечатал вступительную статью и список приложенных рисунков. Версаль вообще был одной из излюбленных тем творца. В основу данной серии были положены его зарисовки с натуры. Версаль для Бенуа – символ единения человека, искусства и природы, что он четко отразил в своем альбоме.