При царе
Учился в Одесском худ. уч-ще (1903–07) у К.К. Костанди, Л.Д. Иорини, Г.А. Ладыженского. В 1907, неудовлетворенный постановкой преподавания, уехал в Винницу, где занялся самостоятельной разработкой проблем живописи, начал писать портреты («Дама на балконе», 1906, «Портрет бабушки», 1908). В 1910 уехал в Париж, посещал «Свободную русскую академию» М. Васильевой (1910—11), создал свою первую картину «Еврейские похороны» (1910). В 1912 г. приехал в Петербург.
Альтман рано проявил глубокий интерес к еврейскому искусству, сохранив его на всю жизнь.
В 1913 Альтман поехал в Грицев Волынской губернии, где создал ряд графических работ. Пользовался итальянским карандашом, оправлял свои композиции в золото, что придавало им своеобразную пышность, сближающую их с роскошью восточного искусства. С 1914 в Петрограде.
Раннее творчество Альтмана разнообразно: яркие живописные пейзажи, портреты, книжная графика, карикатуры, скульптура в бронзе и гипсе, декоративные рельефы.
Файл:Akhmatova by Altman.jpeg
Портрет А. Ахматовой
В 1914 создал знаменитый «Пейзаж» и «Портрет А.А. Ахматовой», ставший сенсацией на выст. «Мира искусства» в 1915. Постепенно в творчестве Альтмана проблемы цвета заменялись проблемами объема. Художника интересовала конструкция вещей. Он начал заниматься скульптурой, строя свою работу на таком же членении объема, как в живописи, соединяя различные пластические материалы – бронзу, кованную медь, дерево («Голова молодого еврея», «Автопортрет», 1916).
Преподавал в студии М.Д. Берешитейна (1915–17). Участвовал в основании Еврейского общества поощрения художеств.
Литература
- Натан Альтман к ретроспективной выставке произведений : Живопись, Графика, Скульптура, Прикладное искусство, Театр, кино, Оформление улиц и массовых зрелищ / Сост. Э. Д. Кузнецов. — Л.: Художник РСФСР, 1968.
- Петров В. Разносторонний художник // Творчество. — 1969. — № 10.
- Эткинд М. Н. Альтман. — М., 1971
- Альтман Н. 1889—1970 : Каталог выставки / Вступительная статья А. А. Каменского. — М., 1978.
- Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XX века. Каталог. А—В. — Т. 8. — СПб.: Palace Edition, 1997. — С. 22-25.
- Шишанов В. А. Витебский музей современного искусства история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
- Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины XX века: альбом-каталог. — М.: Астрель, 2009. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.
- Большая иллюстрированная энциклопедия живописи.. — М.: ОЛМА Медиа-Групп, 2011. — 8 с. — ISBN 978-5-373-03516-3.
- Сеславинский М. В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920—1940-е годы): монография. — М.: ИД Университетская книга, 2012. — 254, с.: ил. — ISBN 978-5-454-00003-5.
- Сарабьянов А. Д. Альтман Натан Исаевич // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I: Биографии. А—К. — С. 16—18. — ISBN 978-5-902801-10-8.
1. Биография
Натан Альтман родился 10 (22) декабря 1889 г. в Виннице, в семье еврейского торговца. Рано лишился отца. С 1902 по 1907 г. учился изобразительному искусству в Одесском художественном училище, затем продолжил учёбу в парижской частной студии (1910—1911). В этот период испытал влияние модернизма, в частности кубизма.
Н. Альтман. Портрет А. А. Ахматовой, 1914, ГРМ
С 1912 г. жил в Петербурге (после переименования города — соответственно в Петрограде, затем Ленинграде). Участвовал в основании «Еврейского общества поощрения художеств». После революции 1917 г. участвовал в оформлении революционных празднеств в Петрограде (1918) и Москве (1921—1928). Проявил себя и как «придворный художник», изваяв с натуры реалистический скульптурный портрет В. И. Ленина (бронза, 1920, Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина), а также создав серию карандашных зарисовок Ленина. Наиболее известен его живописный портрет А. А. Ахматовой (1914, Русский музей).
9 апреля 1922 года в Московском государственном еврейском театре была показана премьера «Уриэля Акосты» (вторая редакция; первую в 1919 году оформлял М.Добужинский) с декорациями Н. Альтмана, который как художник сменил в театре Марка Шагала. В этом же 1922 году состоялась ещё одна премьера, оформленная Н.Альтманом, — «Гадибук» С.А. Ан-ского в театре-студии «Габима» в постановке Е. Вахтангова. Оба спектакля имели большой резонанс. Успешная совместная работа в ГОСЕТе Грановского, Михоэлса, Альтмана и композитора Пулвера натолкнула их на мысль снять вместе фильм. Сценарий был написан по Шолом-Алейхему и назывался «Еврейское счастье». Автором титров был Исаак Бабель. В 1925 съёмочная группа направилась на выбор натуры. По предложению Альтмана группа приехала в его родную Винницу, один из районов которой — Иерусалимка — сохранился в том первозданном виде, в каком подобные поселки были ещё при Шолом-Алейхеме. В этом же году Альтман вместе с Александрой Экстер, Вадимом Меллером, Соней Терк и другими художниками из СССР участвовал в Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже.
Весной 1928 Альтман выехал с Московским государственным еврейским театром (ГОСЕТ) на гастроли в Европу, после окончания которых остался в Париже до 1935 года. Вернувшись в СССР, попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошёл от станковой живописи, занявшись дизайном (эскизы почтовых марок) и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя, изд. в 1937).
Значительное место в творчестве Альтмана занимает театр: художник оформил спектакли «Мистерия-Буфф» В. В.Маяковского (1921, Московской цирк), «Гамлет» У. Шекспира (1954, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина).
Бюст Натана Альтмана в Русском Музее СПб.
Могила художника в Комаровском Некрополе
Натан Альтман скончался в Ленинграде 12 декабря 1970 года, похоронен в Комаровском Некрополе, (посёлок Комарово).
При советской власти
После октябрьского переворота 1917 г. Альтман возглавил секцию художественных работ коллегии по делам искусств и художественной промышленности. В 1918–20 гг. Альтман — профессор Свободных художественных учебных мастерских (СВОМАС). В 1920 им сделано несколько графических и скульптурных портретов Ленина. В 1920 занялся книжной графикой, создал обложки к книгам И.Г. Эренбурга, Ю.К. Олеши, И.Э. Бабеля и др., цикл иллюстраций к повести Шолом-Алейхема «С ярмарки» и т.д.
С 1921 г. Альтман — руководитель отдела изобразительного искусства при Народном комиссариате просвещения. В этот период главным в творчестве Альтмана становится работа в театре.
Файл:БюстАлтманаРусмузсж..JPG
Автопортрет
В 1922 г. он выполнил художественное оформление спектакля по пьесе С. Ан-ского «Дибук» в театре Габима. Альтман оформил спектакли «Уриэль Акоста» К. Гуцкова в Госете, 1921; «Доктор» по Шалом Алейхему, 1927; «Десятая заповедь» И. Добрушина по А. Гольдфадену, 1926, и другие.
В 1925 г. Альтман работал над эскизами декораций и костюмов к кинофильму «Еврейское счастье» (по Шалом Алейхему). В 1924–28 гг. Альтман — главный художник Госета. Живописный портрет Ш. Михоэлса (1926) относится к числу самых больших достижений Альтмана-портретиста.
В 1928–35 Альтман жил в Париже. Участник мировых выставок с 1906.
В 1933 г. Альтман создал серию иллюстраций на библейские темы («Адам и Ева», «Авраам, Сарра и служанка», «Каин и Авель», «Лот и его дочери» и другие). В 1936 г. поселился в Ленинграде. К этому времени он почти оставил живопись и занялся книжной графикой и работой в театре.
Альтман оформил спектакли «Бар-Кохба» Ш. Галкина, «Горит» И. Л. Переца (1940), «Заколдованный портной» по Шалом Алейхему (1940).
Во время Второй мировой войны Альтман, наряду с интенсивной театральной работой, уделял много времени антифашистской карикатуре.
После войны создал серию иллюстраций к повести Шалом Алейхема «С ярмарки» и его рассказам (1948, 1956), написал ряд портретов, оформил много спектаклей, выполнил театральную композицию по мотивам «Заколдованного портного» Шалом Алейхема; не связанный режиссерским замыслом, Альтман создал свободное художественно-драматургическое произведение, необычно решая проблемы пластики, композиции, ритма.
Карьера
С 1902 по 1907 год изучал живопись и скульптуру в Художественный колледж в Одесса (теперь независимый Украина). В 1906 году состоялась его первая выставка в Одессе.
В 1910 году он уехал в Париж, где пробыл один год. Учился в Свободной русской академии в Париже, работая в студии Владимир Баранов-Россини контактировал с Марк Шагал, Александр Архипенко, и Давид Штеренберг. В 1910 году он стал участником группы Союз Молодежи (Союз молодежи).
Портрет Анны Ахматовой (1914), холст, масло. В собрании Государственного Русского музея.
В 1912 году Альтман переехал в Санкт-Петербург. Его знаменитый Портрет Анны Ахматовой, задуманный в Кубист стиль, был написан в 1914 году. С 1915 по 1917 год Натан Альтман был учителем в частной художественной школе Михаила Бернштейна. После 1916 года он начал работать в качестве сценограф.
В 1918 году он был членом Совета по художественным вопросам при Отделении изящных искусств Народный комиссариат просвещения вместе с Малевич, Баранов-Россине и Шевченко. В том же году у него была выставка с группой Еврейское общество содействия развитию искусств в Москве вместе с Владимиром Барановым-Россине, Эль Лисицкий и др. В том же году он установил временное произведение архитектурной скульптуры в Дворцовая площадь в ознаменование 1-й годовщины Октябрьская революция. Впоследствии полотно было разрезано и использовано для крепления солдатских ног.
В 1920 году он стал членом Институт художественной культуры (ИНХУК) вместе с Казимиром Малевичем, Владимир Татлин и др. В том же году он участвовал в выставке. От импрессионизма к кубизму в Музее живописной культуры в г. Петроград. (ныне Санкт-Петербург). В 1921 году переехал в Москву. С 1921 по 1922 год был директором Музея живописной культуры в Петрограде.
Женщина за фортепиано (1914)
С 1920 по 1928 год работал над декорациями театра Театр Хабима и Государственный Еврейский театр в Москве. В 1923 г. вышел том его еврейской графики, Еврейская графика Натана Альтмана: Текст Макса Осборна , был опубликован в Берлине.
В 1925 г. участвовал в Выставка Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes (Арт-деко) в Париже вместе с Александра Экстер, Вадим Меллер, Рудольф Френц, Соня Делоне-Терк и Давид Штеренберг. Его первая персональная выставка в Ленинграде была в 1926 году.
Альтман переехал в Париж в 1928 году. В 1936 году вернулся в Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Работал в основном для театра, иллюстратором книг и автором очерков об искусстве.
Произведения[ | код]
Театральные работы | код
- В.Маяковский Мистерия-Буфф. Постановка на немецком языке в честь делегатов III конгресса Коммунистического Интернационала. В помещении Первого государственного цирка. Москва, 1921
- Ан-ский. Гадибук. Театр Габима, Москва. Эскизы костюмов. 30 листов ГЦТМ. Эскизы декораций. 2 листа. Бумага, акварель, графитный карандаш. СпбГТМ. 1921
- К. Гуцков. Уриэль Акоста. Московский государственный Еврейский камерный театр. Эскизы декораций, эскизы костюмов. 1922
- Шолом-Алейхем Доктор. Московский государственный Еврейский камерный театр. 1922
- К. Чапек Мать. Госеударственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр) Ленинград, 1939
- «Король Лир», ГБДТ, 1941
- «Гаянэ», 1942, Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова
- «Отелло», 1944, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина
- «Измена нации (Золотая чума)», 1953, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина
- А. П. Бородин «Князь Игорь», 1954
- «Гамлет», 1954, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина
- «Ночь в Толедо» Лопе де Веги (1959—1960) и др.
Книги, оформленные Натаном Альтманом во Франции | код
- Gogol, N. Tarass Boulba / traduction de Jarl Priel; eaux-fortes de A. Grinevsky; couverture par N. Altman. — : Éditions de la Pléiade, .
- Daudet A. Lettres de mon moulin / lithographie en couleurs de N. Altman. — Paris: Editions de Cluny, 1932.
- Lask, B. A travers les âges. Voyages d’un enfant sur un cheval ailé / avec 8 dessins hors texte et couverture illustrée en trois couleurs par N. Altman. — Paris: Impr.-édit. sociales internationales, 1933.
- François, P. Six métiers / scénario de Paul François; dessins de Nathan Altman. — Paris: Flammarion, 1935.
- Maiakovskij , V. V. Paris et poèmes divers. Maiakovski inconnu / par Georges Annenkov; portr., trad. et notes par Georges Annenkov; dessin de Nathan Altman. — Paris: P. J. Oswald,1958.
- Серия «Albums du gai savoir»
- Aymé, M. Les contes du chat perché / illustrations de N. Altman. — Paris: Gallimard, 1934. — (Albums du gai savoir).
- Aymé, M. Un conte du chat perché: L’éléphant / images de N. Altman. — : Gallimard, 1935. — (Albums du gai savoir).
- Aymé, M. Un conte du chat perché: Le Mauvais Jars / images de N. Altman. — : Gallimard, 1935. — (Albums du gai savoir).
- Aymé, M. Un conte du chat perché: Les boeufs / dessins de Nathan Altman. — : Gallimard, 1941. — (Albums du gai savoir).
Примечания и ссылки
- Клэр Ле Фолль, Художественная школа Витебска (1897-1923) L’Harmattan, Париж, 2002 ( ISBN 2-7475-2067-6 ) с. 179
- Клэр Ле Фолль, Художественная школа Витебска (1897-1923) , Париж: L’Harmattan, 2002 ( ISBN 2-7475-2067-6 ) с. 169
- Жан-Клод Маркаде, Русский авангард 1907-1927 , Париж: Фламмарион, 1995, 2007. стр. 426 ( ISBN 2-08-120786-9 )
- Камилла Грей , Русский авангард в современном искусстве , перевод с английского М. Берли-Мотли, Темза и Гудзон, Париж, 2003. с. 221 ( ISBN 2-87811-218-0 )
- Камилла Грей, Русский авангард в современном искусстве, Перевод с английского г-на Берли-Мотли, Темза и Хадсон. Париж, 2003 г., стр. 230 ( ISBN 2-87811-218-0 )
- Жан-Клод Маркаде , Русский авангард, Фламмарион, Париж, 1995, 2007, с. 219 ( ISBN 978-2-0812-0786-8 )
- Жан-Клод Маркаде, Русский авангард , Фламмарион: Париж, 1995, 2007 с. 362 ( ISBN 978-2-0812-0786-8 )
- Русское книжное искусство 1904-2005 , Европалия с. 69 ( ISBN 90-6153-622-7 )
- (Макс Осборн, Petrapolis Edition, Берлин 1923) в русском книжном искусстве 1904-2005, европалия с. 55 ( ISBN 90-6153-622-7 ) и М.Краевска, Times of Stones, Варшава, 1983 г.
- Клэр Ле Фолль: Художественная школа Витебска (1897-1923). Харматтан. Париж 2002. ( ISBN 2-7475-2067-6 ) стр. 160–161
- Издание Петраполиса, Берлин 1923 г. в русском книжном искусстве 1904-2005 гг., Europalia с. 87 ( ISBN 90-6153-622-7 ) и Л. Ланг, Konstruktivismus und Buchkunst, Лейпциг, 1990 г.
- Ньер-Шеврель, Изабель, 1941- … и Перро, Жан, 1937- … , Словарь детских книг: детская и юношеская литература во Франции , Париж, Electre-Ed. du Cercle de la Librairie, dl 2013, 989 p. , стр. 26
- Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М .: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: Ил. ( ISBN 5-85270-167-X )
- Русское книжное искусство 1904-2005, европалия с. 172 ( ISBN 90-6153-622-7 ) (Ссылки на сказки о сидящей кошке. М. Эткинд, Натан Альтман, Дрезден, 1984, стр. 117-118).
- Кристина Буррус: Русские коллекционеры, от революции к революции. Edition Chêne 1992 Saint-Amand-Montrond, стр. 84 ( ISBN 2-85108-768-1 ) .
- Кристина Буррус: Русские коллекционеры, от революции к революции. Издание Chêne 1992 Saint-Amand-Montrond. п. 88 ( ISBN 2-85108-768-1 )
- Кристина Буррус: Русские коллекционеры, от революции к революции. Издание Chêne 1992 Saint-Amand-Montrond. п. 88 ( ISBN 2-85108-768-1 )
- Кристина Буррус: Русские коллекционеры, от революции к революции. Edition Chêne 1992 Saint-Amand-Montrond, стр. 90 ( ISBN 2-85108-768-1 )
- Ирина Валентиновна Щёголева (урожд. Тернавцева, 1906–1993) в первом браке замужем за историком19 Павлевева, 1906–1993) в первом браке замужем за историком19 ПавлиПим Паввева, 1906–1993) в первом браке замужем за историком19 ПавлиПич ПанПавцева, 1906 которая сохранила имя своего первого мужа
(ru) Эта статья частично или полностью взята из статьи Википедии на русском языке под названием « Альтман, Натан Исаевич » ( см. список авторов ) .