Стиль
Работа вдохновлена работами фра Филиппо Липпи (такими как « Поклонение младенцу» Камальдоли ), но также демонстрирует очевидные признаки влияния фламандской живописи на живопись Флоренции: исследование и «постепенное освоение триптиха Портинари». , большая фламандская панель Поклонения младенцу , работа Хуго ван дер Гуса, привезенная во Флоренцию в 1483 году семьей Портинари для церкви Сант-Эджидио , пронизывала художественную сцену Флоренции, оказывая глубокое влияние на художников эпохи Возрождения, которые стремились понять его разнообразие и понимание его секретов, особенно в передаче света и в лентикулярном натурализме .
Внимание к деталям, где каждый объект играет точную символическую роль, и использование воздушной перспективы , пейзаж, сливающийся с дымкой вдалеке с тщательным изображением холмов и городов, является уникальным фламандским. Запрестольный образ окружен фресками двух преклоненных на коленях покровителей, которые, таким образом, присоединяются к священному поклонению, образуя своего рода смешанный триптих .
Запрестольный образ окружен фресками двух преклоненных на коленях покровителей, которые, таким образом, присоединяются к священному поклонению, образуя своего рода смешанный триптих .
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы, связанные с « Поклонением волхвов Спедале дельи Инноченти» Доменико Гирландайо . |
vтеДоменико Гирландайо | |
---|---|
Картины |
|
Связанный |
|
История [ править ]
28 октября 1485 года Франческо ди Джованни Tesori, настоятель Ospedale Инноченти , Воспитательный дом Флоренции подписали подробный контракт с Гирландайо о совершении запрестольный за высокий алтарь захваченной церкви Санта — Мария — дельи Инноченти. В качестве темы выбрали « Поклонение волхвов» , обычную тему флорентийского искусства XV века. В контракте оговаривалось, что мастер должен был его покрасить (чтобы избежать частого использования мастерской) по чертежу, утвержденному комиссаром, и с использованием драгоценных цветов. Работа должна быть завершена в течение тридцати месяцев, вознаграждение — 115 флоринов.
Деталь одного из иннокентий .
Оригинальный каркас, заказанный в 1486 году Антонио ди Франческо ди Бартоло по проекту Джулиано да Сангалло , был разрушен в 1786 году, когда был обновлен интерьер церкви и снят алтарь. Она была перенесена в картинную галерею больницы в 1917 году, а в 1971 году к ней присоединилась оригинальная пределла (которая была отделена в 1615 году).
Деталь портретов справа.
Работы Гирландайо
Портреты
Портрет мужчины , возможно, Марсилио Фичино, (ок. 1477 г.) Музей Метрополитен
Портрет старика с внуком , (ок. 1490) Лувр
Портрет Джованны Торнабуони , (1488) Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид
Портрет молодой женщины , музей Галуста Гюльбенкяна
Алтарь
Мадонна с младенцем, которой поклонялись святые Зенобий и Юстус (ок. 1483 г.), Уффици, Флоренция
Поклонение волхвов Innocenti , (1488-89), Ospedale degli Innocenti, Флоренция
Дворец Торнабуони (ок. 1490 г.), Старая пинакотека, Мюнхен
Фрески
Святой Иероним , (1480 г.), Оньиссанти, Флоренция
«Призвание апостолов» (1481), одна из серий « Жизни Христа», заказанная для Сикстинской капеллы.
Тайная вечеря , (1486) Сан-Марко, Флоренция
Подробности
Деталь Святого Иеронима в его кабинете , предметы натюрморта включают шляпу его кардинала, очки, песочные часы и печать.
Деталь пейзажа в Стигматах Святого Франциска
Деталь Тайной вечери в трапезной Сан-Марко, демонстрирующая умение Гирландайо естественным образом изображать фигуры и рисовать такие предметы, как бутылки, вишни и серебряную солонку.
Описание картины Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком». Картина старика
ГлавнаяКартиныКартина старика
Помните свое беззаботное детство? Как же нам сильно хотелось повзрослеть, чтобы появились новые возможности и перспективы, мы все время торопили время… Нам хотелось быстрее закончить садик и школу, поступить в университет и начать взрослую жизнь. И вот мы уже стали взрослыми, и на наших фотографиях часто появляются дети.
Детский портрет зачаровывает своей правдивостью, искренностью и чистотой эмоций, от него невозможно оторвать взгляд. Чаще же на наших снимках можно увидеть лица своих ровесников.
А когда последний раз вы делали фотографии стариков? Сделайте портрет бабушки и дедушки, вглядитесь в их лица… в каждую морщинку… они многое расскажут о их долгой и сложной жизни.
Связано ли это с тем, что мы подсознательно боимся старости? Мы почти никогда не задумываемся над тем, сколько времени нам отведено. В душе мы остаемся молодыми всю жизнь, а вот следы этой самой жизни можно увидеть, если посмотреть фотографии стариков.
Смотришь на эти кадры и начинаешь понимать всю мудрость, справедливость и глубину пословицы “жизнь прожить – не поле прейти”.
Останови мгновение. Я покажу тебе то, что с тобой станет через 20-30-40 лет… Ничего страшного с тобой не случится, но может быть, ты уже сейчас остановишься и посмотришь на свою пролетающую жизнь по-другому…
После фотосессии вам нужно импортировать изображения в Adobe Lightroom, убрать такие дефекты фотографии как дисторсия, виньетирование, хроматические аберрации, цифровой шум, подправить цвет, и можно смело сохранять свою работу, добавив копирайт к изображению.
А теперь идеи для вдохновения.
Фотографии стариков. Портреты пожилых людей
Если вы любите фотографию и хотите зарабатывать на этом – вам нужно знать, что такое микросток, и, конечно же, вам нужно зарегистрироваться во многих микростоках (Dreamstime, Лори, Fotolia, 123rf, Crestock, BigstockPhoto).
К сожалению, фотобанки принимают не все подряд, а только технически качественные работы, а если на фотографии изображены люди или объекты современной архитектуры, то вам нужны модель релизы, а для архитектуры Property realise.
Скачайте книгу “Бесценные советы по основам композиции”
Сделай свои фотографии красивыми — зарегистрируйся на онлайн курс “Adobe Lightroom — это просто, как 1,2,3”
Зарегистрируйся на тренинг и стань успешным “Трамплин к успеху“
lepser.ru
Описание картины Василия Андреевича Тропинина «Нищий старик (1823)»
За эту картину Василий Андреевич Тропинин получил звание академика. Художник был невероятно талантливым портретистом, жившим и работавшим в Москве.
Он писал портреты самых знатных людей столицы, к тому же, он запечатлел героев, принимавших участие в войне, произошедшей в 1812 году.
Творец создал немало полотен, на которых были изображены самые неприметные жители Москвы – обычные солдаты, рядовые жители, бедняки и пожилые люди. В каждом из них он видел неповторимую личность, что было для Тропинина неисчерпаемой темой для работы.
Он предпочитал реально смотреть на мир, что сформировало особенность его работ и получило название критический реализм. Художник предпочитал быть верным натуральности, поэтому обратился к истокам русского искусства.
В портрете нищего старика чувствуется непередаваемый колорит русской души, гармоничность и выразительность, делающая портрет живым и запоминаемым.
Художник тщательно прорисовывает каждую деталь, чтобы придать своим картинам ощущение завершённости. Он был настоящим мастером реалистических и романтических портретов. Все герои, изображённые на его полотнах, так или иначе интересовали Тропинина, и он пытался выразить их внутренний мир максимально остро и глубоко.
opisanie-kartin.com
Рождество
Рождество, день рождения Иисуса Христа, увековечено многими известными произведениями искусства, изображающими Рождество , среди которых, скорее всего, самая старая лепнина, сохранившаяся в катакомбах Присциллы в Риме, относящаяся к третьему веку. . Это раннехристианское произведение отличается своей особенностью и неканоничностью, поскольку оно изображает Марию и Иисуса в компании пророка, указывающими на звезду, символ пришествия Христа на землю. Фактически, этот способ изображения явно отличается от традиционного, в котором два столетия спустя были увековечены Богоматерь с младенцем в компании ангела, пастухов и Иосифа. Характерными примерами сказанного являются Рождество между пророками Исайей и Иезекиилем Дуччо ди Буонинсенья, Рождество Иисуса Джотто и Поклонение пастырей Рубенса. Позже, однако, различные художники, столкнувшиеся с этой темой, обогатили вышеприведенную композицию дополнительными деталями и личными интерпретациями, что продемонстрировали Мистическое Рождество Боттичелли, Поклонение младенцу Перуджино, Рождество и Поклонение пастухов Гирландайо, Рождество Эль Греко и Рождество со святыми Лаврентием и Франциском Ассизским Караваджо.
Рождество , III век. Лепнина, Рим: катакомбы Присциллы.
Дуччо ди Буонинсенья, Рождество между пророками Исаией и Иезекиилем , 1308–13011 гг. Панель, темпера, 43,8 × 111 см. Вашингтон: Национальная художественная галерея.
Питер Пауль Рубенс, Поклонение пастырей , 1608. Холст, масло, 300 × 192 см. Фермо: Пинакотека Цивика.
Сандро Боттичелли, Мистическое Рождество , 1501. Холст, темпера, 108,5 × 75 см. Лондон: Национальная галерея.
Доменико Гирландайо, Рождество и поклонение пастухов , 1485. Темпера на панели, 167 x 167. Флоренция: Базилика Санта-Тринита .
Джотто ди Бодоне, Рождество Иисуса , 1303–1305 гг. Фреска 200 х 185 см. Падуя: Капелла Скровеньи.
Критическая оценка и наследие
Гирландайо работал в основном фресками, а ряд важных работ был выполнен темперой. Вазари утверждает, что Гирландайо был первым, кто в значительной степени отказался от использования позолоты в своих картинах, изображая посредством росписи любые предметы, сделанные из золота. Это не относится ко всему его творчеству, поскольку детали некоторых картин, например, алтаря Поклонение пастырей (Сейчас в Флорентийская академия) были выполнены сусальным золотом.
Рождение Марии, Часовня Торнабуони (1485-90), кажется, представляет собой домашнюю сцену из жизни современной флорентийской знати.
Согласно с Уильям Майкл Россетти«Схема композиции величественна и благопристойна; его светотень превосходна, и особенно его перспективы, которые он мог бы создать в очень сложной шкале только на глаз; его цвет более открыт для критики, но это замечание относится к гораздо меньшей к фрескам, чем к темперным картинам, которые иногда бывают слишком широко и грубо яркими ». По словам Вазари, его чувство перспективы было настолько острым, что он рисовал древнеримские памятники, такие как Колизей в которых он работал полностью на глаз, и которые, как позже было измерено, показали математически точные пропорции и линейная перспектива.
Гирландайо считается учителем Микеланджело. Франческо Граначчи еще один среди его учеников. По словам Вазари, этих двоих Гирландайо отправил в Академию Медичи, когда Лоренцо Медичи попросил двух своих лучших учеников. Хотя Микеланджело считал себя прежде всего скульптором, в XVI веке он должен был следовать за своим мастером как живописец фресок. Сикстинская капелла.
Гирландайо получил высокую оценку Вазари: «, который благодаря своему таланту, величию и огромному количеству его работ может быть назван одним из самых важных и самых выдающихся мастеров своего времени …». В 19 веке Джейкоб Буркхардт и другие хвалили его за его композиции, его технические способности и реалистичность фигур, которые Арчибальд Джозеф Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле считали такими же новаторскими, как и фигурки Джотто был. К концу 19-го века его творчество снизилось, и только в 1994 году, когда исполнилось 500 лет со дня смерти художника, интерес к нему возродился. В это время был проведен симпозиум, а впоследствии были опубликованы подробные монографии о художнике. Розенауэр комментирует полезность картин Гирландайо как живописных записей для историка.
Екатерина Диг — Турпин: Nativite3
Художники Artmajeur также пробовали свои силы в изображении Рождества , как священного, так и мирского, как, например, очень традиционная гуашь Екатерины Диг-Турпин, которая похожа на классическую и религиозную интерпретацию той же темы, выполненную Герритом. Ван Хонтхорст, хранящийся в галерее Уффици во Флоренции. Фактически, как и флорентийский шедевр, работа Диг-Турпина, хотя и менее реалистична и детализирована, сосредоточена на фигуре ребенка, которого созерцают другие персонажи, стоящие над ним. Более того, в обеих картинах расположение и способ исполнения света создают «приглушенную» атмосферу, гармоничную и спокойную, которая прекрасно способна передать волшебство Рождества. Таким образом, гуашь Диг-Турпин идеально вписывается в образную традицию священного события, настолько, что, помимо работы Геррита Ван Хонтхорста, ее можно также сравнить с Поклонением пастухов Корреджо и Рождеством Карло Маратты.
Биография Доменико Гирландайо
Доменико ди Томмазо Бигорди родился в 1449 году во Флоренции в семье ювелира Томмазо Бигорди. Поскольку обнаруженный в архивах Томмазо ди Коррадо, родившийся в 1424 году во Флоренции от брака Коррадо ди Доффо (или Доссо) и Катерины ди Франческо Геруччи, упоминается в налоговых документах как кожевенник, мелкий торговец шёлком, торговец венками и торговый посредник, но нигде не упоминается как золотых дел мастер, ряд исследователей высказывал сомнение в том, что этот человек мог быть отцом Доменико.
Тем не менее Джорджо Вазари пишет об отце Гирландайо как об известном ювелире, а в посмертной записи в реестре усопших прихода Св. Павла сообщается: «Доменико, сын Томмазо, внук Куррадо Бигорди». Доменико был первенцем среди пяти детей ювелира Томмазо Бигорди, все сыновья которого: Доменико (род. 1449), Давид (род. 1451) и Бенедетто (род. 1457) стали художниками.
История картины «Алтарь Портинари»
«Поклонение пастухов». Центральная часть.
Хуго ван дер Гус «Алтарь Портинари». Центральная часть «Поклонение пастухов» между 1474-1478 гг. Галерея Уффици, Флоренция
Томмазо Портинари был агентом флорентийского банка Медичи в Брюгге.
Будучи искренним поклонником нидерландской живописи и располагая значительными денежными средствами, он заказал знаменитым художникам города несколько произведений: Ганс Мемлинг исполнил парные портреты Томмазо и его жены, а Хуго ван дер Гус написал для флорентийской церкви Св. Эгидия один из самых прекрасных алтарей в северном искусстве.
Центральная картина триптиха посвящена поклонению Младенцу. Исполненная благоговения и нежности Мария стоит на коленях перед своим новорожденным сыном.
Её молчаливой молитве вторят ангелы с яркими разноцветными крыльями, облачённые в богатые священнические одеяния.
Рядом в порыве простодушного восторга преклонили колени пастухи, ведомые ангелом (благовестие пастухам изображено в правом верхнем углу картины).
Художник создаёт необычную интерпретацию сакральной сцены, где соседствуют покой и эмоциональность, мистическое и реальное. Выражение благоговейной созерцательности на лицах ангелов контрастирует с непосредственной радостью и восхищением пастухов, пришедших поклониться новорожденному Спасителю.
Слева от Девы Марии видны осёл и бык, а за ними едва различим на тёмном фоне самый загадочный персонаж картины – дьявол со сверкающими глазами и когтистой лапой.
Замечательная деталь на переднем плане картины — цветы в керамической вазе и в стеклянном стакане. Они имеют символическое значение: лилии означают девственность Марии, ирисы и гвоздики – её будущую скорбь и крёстные страдания Христа, водосбор – Святой дух.
фрагмент триптиха
«Томмазо Портинари с сыновьями, со святыми Антонием и Фомой». Левая створка.
Хуго ван дер Гус «Алтарь Портинари». Левая створка «Томмазо Портинари с сыновьями, со святыми Антонием и Фомой»
На боковых створках алтаря предстаёт всё семейство Портинари вместе со своими святыми покровителями. На левой панели триптиха святой Антоний аббат (седобородый старец в монашеской рясе с традиционными атрибутами – посохом с Т — образной ручкой и колокольчиком) и святой Фома сопровождают заказчика алтарного образа Томмазо и его сыновей.
«Мария Барончелли с дочерью, со святыми Маргаритой и Магдалиной» Правая створка.
Хуго ван дер Гус «Алтарь Портинари». Правая створка «Мария Барончелли с дочерью, со святыми Маргаритой и Магдалиной».
На правой створке мы видим жену Томмазо, Марию Маддалену, и его дочь Маргериту вместе со святыми Маргаритой Антиохийской, попирающей дракона, и Марией Магдалиной, которая держит в руке свой традиционный атрибут – сосуд с драгоценным миром, которым она помазала ноги Иисуса Христа.
Живопись Алтаря Портинари пришлась по вкусу мастерам итальянского Возрождения, отдельные мотивы, заимствованные из триптиха, можно найти в картинах флорентийца Доминика Гирландайо и даже самого Леонардо да Винчи.
Доменико Гирландайо «Поклонение пастухов». 1485 год. Капелла Пацци церкви Санта Тринита. Флоренция. Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов», 1481 г. Уффици
Краткая биография
Доменико Гирландайо (1449, Флоренция – 1494, Флоренция), полное имя Доменико ди Томмазо Бигорди, наряду со своим современником Сандро Боттичелли является выдающимся мастером фрески эпохи Ренессанса во Флоренции. После обучения ювелирному делу продолжил образование у Алессио Бальдовинетти. Большое влияние на него оказало нидерландское и античное искусство и произведения Андреа дель Кастаньо, Линии и Андреа Верроккьо. Для стиля Гирландайо характерны пластичность и точные контуры
Он мастерски компонует многофигурные сцены, уделяя основное внимание тщательному изображению именитых флорентийских деятелей, а не персонажей библейских событий. В его творчестве просматриваются признаки развившейся впоследствии жанровой живописи
В мастерской Гирландайо учился Микеланджело.
Работы Гирландайо
Портреты
Портрет мужчины , возможно, Марсилио Фичино, (ок. 1477 г.) Музей Метрополитен
Портрет старика с внуком , (ок. 1490) Лувр
Портрет Джованны Торнабуони , (1488) Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид
Портрет молодой женщины , музей Галуста Гюльбенкяна
Алтарь
Мадонна с младенцем, которой поклонялись святые Зенобий и Юстус (ок. 1483 г.), Уффици, Флоренция
Поклонение волхвов Innocenti , (1488-89), Ospedale degli Innocenti, Флоренция
Дворец Торнабуони (ок. 1490 г.), Старая пинакотека, Мюнхен
Фрески
Святой Иероним , (1480 г.), Оньиссанти, Флоренция
«Призвание апостолов» (1481), одна из серий « Жизни Христа», заказанная для Сикстинской капеллы.
Тайная вечеря , (1486) Сан-Марко, Флоренция
Подробности
Деталь Святого Иеронима в его кабинете , предметы натюрморта включают шляпу его кардинала, очки, песочные часы и печать.
Деталь пейзажа в Стигматах Святого Франциска
Деталь Тайной вечери в трапезной Сан-Марко, демонстрирующая умение Гирландайо естественным образом изображать фигуры и рисовать такие предметы, как бутылки, вишни и серебряную солонку.
Критическая оценка и наследие
Гирландайо работал в основном фресками, ряд важных работ был выполнен темперой. Вазари заявляет, что Гирландайо был первым, кто в значительной степени отказался от использования позолоты в своих картинах, изображая росписью любые предметы, сделанные из золота. Это не применимо ко всему его творчеству, поскольку детали некоторых картин, например, алтарь Поклонения пастухов (ныне во Флорентийской академии ), были выполнены сусальным золотом.
Рождение Марии , часовня Торнабуони (1485-90), кажется, представляет собой домашнюю сцену из жизни современной флорентийской знати.
По словам Уильяма Майкла Россетти , «схема композиции величественна и благопристойна; его светотень превосходна, и особенно его перспективы, которые он создавал в очень сложной шкале только на глаз; его цвет более открыт для критики, но это замечание гораздо меньше относится к фрескам, чем к темперным рисункам, которые иногда слишком широки и грубо ярки ». По словам Вазари, его чувство перспективы было настолько острым, что он рисовал древнеримские памятники, такие как Колизей, в котором он работал полностью на глаз, которые, как позже выяснилось, имели математически точные пропорции и линейную перспективу при измерении.
Гирландайо считается учителем Микеланджело . Франческо Граначчи — еще один из его учеников. По словам Вазари, этих двоих Гирландайо отправил в Академию Медичи, когда Лоренцо Медичи попросил двух своих лучших учеников. Хотя Микеланджело считал себя прежде всего скульптором, в шестнадцатом веке он должен был следовать за своим мастером в живописи фресок в Сикстинской капелле .
Гирландайо получил высокую оценку Вазари: «, который, благодаря своему таланту, величию и огромному количеству его работ, может быть назван одним из самых важных и самых выдающихся мастеров эпохи …» В девятнадцатом веке века Якоб Буркхардт и другие хвалили его за его композиции, за его технические способности и за реалистичность фигур, которые Арчибальд Джозеф Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле считали такими же новаторскими, как и Джотто . К концу девятнадцатого века признание его работ снизилось, и только в 1994 году, когда исполнилось 500 лет со дня смерти художника, интерес к нему возродился. В это время был проведен симпозиум, а впоследствии были опубликованы подробные монографии о художнике. Розенауэр комментирует полезность картин Гирландайо как живописных записей для историка.
О чрезмерной натуралистичности одной картины
Доме́нико Гирланда́йо — один из ведущих флорентийских художников Кватроченто, основатель художественной династии, которую продолжили его брат Давид и сын Ридольфо. Глава художественной мастерской, где подвизался юный Микеланджело.
Во времена, когда в живописи правил реализм, на холсты к мастерам попадали все элементы эпохи, будь то прекрасное или безобразное. Одно из доказательств тому — артрит на руках рубенсовских натурщиков. Другое — ринофима, заболевание носа. Врач Алексей Водовозов делится предположительными діагнозами.
Обычно героями картин становились правители и простолюдины, города и гавани, скалы и море. Но чтобы центральное место на полотне занимала болезнь — такое в истории искусства встречается чрезвычайно редко
Один из самых известных случаев — работа Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком», немалое внимание в которой уделено ринофиме, особому обезображивающему заболеванию носа
Фрески вместо золота
Доменико Гирландайо (настоящее имя — Domenico di Tommaso Curradi di Doffo Bigordi
) родился в 1449 году.
Доменико должен был стать золотых дел мастером, как и его отец, но у мальчика очень рано обнаружился талант живописца, так что он стал родоначальником новой, художественной династии.
Гирландайо расписывал храмы Рима, одно время он руководил фресочной мастерской, где трудился юный Микеланджело Буонаротти. Фрески художника, изображавшие библейские сюжеты, отличались реалистичностью — в качестве натурщиков ему с удовольствием позировали горожане, в том числе и знатные. Его творения отличались совершенной воздушной перспективой, а также потрясающей прорисовкой портретов.
Он расписывал капеллы Сассетти и Торнабуони, работал он и в знаменитой на весь мир Сикстинской капелле.
Против правил
Доменико Гирландайо «Старик с внуком», 1490 год
Эта картина выделяется среди всех работ других мастеров Кватроченто тем, что нарушает целый свод неписанных законов изобразительного искусства того времени.
Во-первых, она слишком натуралистична. Правильные анатомические пропорции изображенных людей, тщательно прописанный пейзаж за окном, а также множество эмоциональных оттенков на лице обоих героев картины.
Во-вторых, на портрете изображен откровенно некрасивый внешне старик, который, тем не менее, просто излучает любовь и нежность. У художников того времени главенствовала концепция единства внутреннего и внешнего мира человека.
В центре внимания
Но самое главное отступление от правил — безусловным акцентом картины стала болезнь, уродующая внешность. Ринофима (от греч. ῥινός — «нос», φῦμα «нарыв» или “нарост”)— хроническое заболевание кожи носа, причина возникновения которого до сих пор не выяснена. Она поражает чаще всего мужчин в возрасте 40-50 лет.
Разрастания могут быть в виде бугров или узлов, очень непривлекательными на вид — мягкой консистенции, с блестящей сальной поверхностью и большим количеством расширенных сосудов и сальных желез, из устьев которых выделяется кожное сало. Цвет узлов варьирует от нормального «кожного» до восковидно-багрового.
Иногда всё это может озлокачествляться.
В наше время ринофиму лечат только хирургически, удаляя разрастания и даже часть здоровых тканей. А в XV веке заболевание обрекало людей на отверженность, клеймо уродства. Тем не менее, Гирландайо своей картиной ясно дал понять: важна не только внешняя красота.
Старик определенно списан с реально существовавшего человека. Не исключено, что художник был с ним очень хорошо знаком — сохранился как минимум еще один рисунок с посмертным изображением этого же персонажа.
Непростая судьба
Что было с портретом в течение 400 лет — неизвестно. Современная история картины начинается с 1880 года: берлинский Музей Боде отказался купить ее, сославшись на непрезентабельное состояние, зато Лувр оказался менее привередливым.
Действительно, доска, на которой написана работа, была вся испещрена глубокими царапинами.
А посмертный рисунок «Голова старика» хранится в Национальном музее Швеции в Стокгольме.
Доменико Гирландайо «Голова старика», около 1488 года
Судя по всему, прототип обоих произведений умер вскоре после того, как Гирландайо написал его портрет с внуком.
______________________________________
Продолжаем изучать медицину в творчестве:
Идиотизм, косоглазие и еще 4медицинских диагноза Моны Лизы
Патология в искусстве: чем болели на картинах Возрождения
Евангельская история поклонения пастухов Христу
Из всех четырех евангелистов упоминание о пастухах есть только у Луки. Ангел возвещает работавшим неподалеку пастухам о том, что родился Спаситель, которого ждали все иудеи.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем (Лк 2:8–17).
Работы Гирландайо
Портреты
Портрет мужчины, возможно, Марсилио Фичино (ок. 1477 г.) Метрополитен-музей
Портрет старика с внуком, (ок. 1490) музей Лувр
Портрет Джованны Торнабуони, (1488) Museo Thyssen-Bornemisza, Мадрид
Портрет молодой женщины, Музей Галуста Гюльбенкяна
Алтарь
Мадонна с младенцем, почитаемая святыми Зенобием и Иустом, (ок. 1483), Уффици, Флоренция
Невинное поклонение волхвов, (1488-89), Ospedale degli Innocenti, Флоренция
Пала Торнабуони, (ок. 1490), Старая пинакотека, Мюнхен
Фрески
Святой Иероним, (1480), Оньиссанти, Флоренция
Призвание апостолов, (1481), одна из серий в Жизнь Христа заказан для Сикстинская капелла
Тайная вечеря, (1486) Сан-Марко, Флоренция
Подробности
Деталь Святой Иероним в своем кабинете. Натюрморт предметы включают шляпу его кардинала, очки, песочные часы и печать.
Деталь пейзажа в Стигматы Святого Франциска
Деталь Тайная вечеря в трапезной Сан-Марко демонстрирует мастерство Гирландайо в естественном изображении фигур и росписи таких предметов, как бутылки, вишни и серебряные солонки.