Александр дюма: непревзойдённый мастер историко-приключенческих романов

Историческая школа во Франции в эпоху Реставрации

Высшая точка в развитии буржуазной исторической науки во Франции приходится на 20-е годы XIX века. В период реставрации феодальной монархии проблемы истории приобрели для французского общества небывалую актуальность и остроту.Буржуазная историческая школа эпохи Реставрации, к которой принадлежали Гизо, Тьерри, Минье и ряд других ученых историков, стремилась доказать историческую обоснованность победы буржуазного общества над феодальным. Выдвинутые ею в ту пору принципы осмысления истории, при всей противоречивости, означали шаг вперед в развитии исторической науки.Романтическое движение 20-х годов, к которому принадлежал и Дюма в начал свой творческой карьеры, сформировалось в обстановке обостренного интереса к вопросам истории. Исторические проблемы, волновавшие общественное сознание того времени, в значительной мере определили характер и направление этого движения.

Марлен Дитрих в кинематографе и музыке

Марлен часто выступала на сцене со скрипкой, иногда пела. Уроки танцев позволили ей немного подзаработать танцовщице в одном из клубов Берлина. Актерский дебют Марлен Дитрих случился на сцене Немецкого театра в пьесе «Ящик Пандоры».

В кино Дитрих появилась не без посторонней помощи. У ее дяди был хороший друг режиссер, с которым он ее познакомил. Так Марлен получила маленькую роль в фильме «Таковы мужчины». Затем актриса получила еще одну эпизодическую роль в фильме «Трагедия любви» (1923).

В связи с замужеством, Марлен сделала перерыв в актерстве на два года. В 1925 году актриса снова появилась на театральной сцене и с небольшими ролями в кино. Первую главную роль Марлен Дитрих получила в фильме «Кафе Электрик» (1927), а за ней последовала еще одна в картине «Целую вашу руку, мадам» с актером Гарри Лидтке.

Кафе «Электрик»

В 1928 году голос Марлен Дитрих прозвучал с ее первой пластинки «Это витает в воздухе».

Режиссер Джозеф фон Штернберг увидел Марлен Дитрих в одной из кинолент и предложил ей сотрудничество. «Голубой ангел» 1930 года открыл ей двери в большое кино. Кинолента снималась на двух языках – немецком и английском и готовилась для мирового проката. Марлен удалось затмить всех и стать изюминкой картины, а песни, исполненные ею в фильме, стали хитами. После выхода «Голубого ангела», Марлен уезжает в Голливуд. Там она заключает контракт с известной компанией «Paramount Pictures» и продолжает работать с режиссером Штернбергом.

Ее первой голливудской картиной стала мелодрама «Марокко». После выхода фильма на экраны, все были в шоке – на экране Марлен появилась в мужском брючном костюме. Для того времени это было настоящей революцией. Многие женщины последовали примеру киноактрисы и тоже стали внедрять в свой гардероб мужские вещи. За роль в фильме «Марокко» Марлен Дитрих получила свою единственную номинацию на премию «Оскар».

Марлен Дитрих в фильме «Марокко»

После «Марокко» Марлен и Штенберг сняли еще 5 фильмов. Все они получили хорошие оценки критиков и зрителей. Последний совместный фильм актриса и режиссер выпустили в 1935 под названием «Дьявол – это женщина».

Пока Марлен блистала в Голливуде на ее родине, в Германии начиналось правление Третьего Рейха и активная пропаганда национал-социализма. Адольф Гитлер видел в Марлен Дитрих лицо Третьего Рейха. Министр пропаганды Германии Йозеф Геббельс предложил актрисе 200 000 рейхсмарок за фильм с ее участием. Марлен сама могла выбирать какой фильм снимать и кто будет режиссером. Дитрих отказалась и подала документы на американское гражданство.

В 1937 Марлен Дитрих снялась в картине «Ангел». Фильм оказался провальным, и актриса решила сделать перерыв в карьере на 2 года.

В 1943 году Марлен Дитрих снова сделала выбор не в пользу кино. Актриса на протяжении трех лет пела для солдат Антанты вот Франции, Африке и Италии. За это Марлен Дитрих удостоилась почетных наград: медаль Свободы, звание кавалера, а затем офицера и командора ордера Почетного легиона.

После разъездов с концертами, Марлен вернулась в кино. Ее самой успешной ролью после возвращения стала главная роль в фильме «Зарубежный роман». Былая популярность Дитрих вернулась – ее голос слушали по радио, а глянцевые журналы издавали ее статьи.

В 50-х Марлен все же решила выступать, как исполнительница. Она ездила с гастролями по Америке, а затем приехала в родную Германию.

Там  артистку встретили с враждебным настроем. В ФРГ Дитрих посчитали предателем родины за то, что она так демонстративно отказалась от гражданства Германии. Марлен прошла сквозь унижения — в нее бросали яйцами во время выступления, а после одно из концертов какая-то девушка плюнула прямо в лицо певице. Зато тепло Марлен Дитрих приняли в СССР. Она приезжала с концертами в Москву и Ленинград. Во время выступления в Москве, Марлен встретилась со своим любимым писателем Константином Паустовским.

Свою последнюю роль в  кино Марлен Дитрих сыграла после 16 лет перерыва в фильме «Прекрасный жиголо, бедный жиголо». Но критики посчитали роль провальной. В 1982 году Максимилиан Шелл снял про Марлен Дитрих документальный фильм «Марлен». Актриса отказалась появляться в кадре, но согласилась на закадровое интервью.

биография

Родившаяся в 1953 году, Марлен покинула свою страну (Южную Африку) в возрасте 23 лет и в 1976 году уехала в Нидерланды , где начала художественное обучение в Ateliers ’63 в Харлеме . Затем она обратилась к психологии в Амстердамском университете , прежде чем впервые выставить свои работы в Париже в 1979 году .

Три года спустя художника пригласили участвовать в работе над документом VII Касселя , и он принял участие в выставке «От концепции к образу», организованной в Музее современного искусства де ла Виль де Пари в 1994 году. в центре внимания в рамках выставки «Féminin-Masculin, le sexe de l’art» и в галерее графического искусства Центра Помпиду в 2001 году , которая представила ретроспективу, посвященную его работам на бумаге.

Его картины и рисунки, окрашенные экспрессионизмом, исследуют такие разнообразные темы, как история искусства и литературы, сексуальность, расизм и Африка. Религия, а также понятия вины и прощения также являются повторяющимися понятиями, о чем свидетельствует серия из 21 портрета Христа «Безмятежный Иисус». Кроме того, Марлен Дюма рисует обнаженную натуру с социальной и гендерной точек зрения, а также рисует портреты больных детей или пострадавших тел, черпая как из журналов, так и из открыток. Часто обнаженные, его работы раскрывают человеческое тело во всей его поэзии и его упадке.

В 2015 году Марлен была персональной выставкой в ​​галерее Тейт Модерн.

Личная жизнь Марлен Дитрих

У Марлен Дитрих был всего один брак. На съемках фильма «Трагедия любви» Марлен познакомилась с администратором площадки Рудольфом Зибером. В мае 1923 года пара поженилась, а уже через году них родилась дочь Мария Элизабет.

Марлен Дитрих с мужем и дочерью

Отношения Марлен и Рудольфа фактически продлились всего 5 лет, после чего супруги перестали жить вместе, но так и не развелись. Они поддерживали общение, Марлен даже помогала Рудольфу материально, когда он боролся с раком. К сожалению, болезнь победила и мужчина скончался в 1976 году. Получая американское гражданство, Марлен также указала фамилию мужа — Мария Магдалена Зибер.

Дочь Марлен и Рудольфа пошла по стопам матери и стала актрисой. Во всем мире она известная как Мария Рива.

Дочь Марлен Дитрих — Мария Рива

В 1934 году Марлен познакомилась с известным писателем Эрнестом Хемингуэем. Это был настоящий роман по переписке, который продлился с первого дня знакомства до самой смерти Эрнеста в 1961 году. Трогательные строчки их писем вошли в историю.

Через 3 года у Марлен завязался новый роман, и тоже с писателем. Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих познакомились, когда актриса еще жила в Германии, но страсть между ними вспыхнула в Венеции в 1937 году. Писатель называл Марлен Пумой, дикой кошкой. Когда Ремарка лишают гражданства в Германии, Дитрих помогает ему получить американскую визу и переехать в США. Вскоре отношения Марлен и Эриха угасают. Марлен Дитрих стала прообразом Жоан Маду — героини романа Ремарка «Триумфальная арка».

Дитрих и Ремарк

В 1941 году в жизни актрисы появляется еще один мужчина — Жен Габен, французский актер. Отношения продлились 6 лет, но их нельзя назвать счастливыми, они принесли много страданий обоим влюбленным.

Марлен Дитрих с Жаном Габеном

Фредерик Стендаль


Литератор Анри Мари Бейль творил под псевдонимом Стендаль, который и стал известен на весь мир благодаря работам в жанре психологического романа.

Беллетрист и сочинитель книг, Стендаль родился в семье адвоката, но воспитывался аббатом Ральяном, что вызвало искреннюю антипатию к религии.

На взгляды литератора в первую очередь повлияли сочинения философов-просветителей, а также революционные волнения во Франции.

После поражения Наполеона в войне Стендаль уходит в отставку и впервые пишет романы «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио», выпускает 2 тома по истории итальянской живописи.

В 1823 году он публикует фундаментальный труд «Расин и Шекспир», а в период 1836-1839 гг. трудится над известным романом «Пармская обитель».

Биография

Александр Дюма (фр. Alexandre Dumas; 24 июля 1802, Вилле-Котре — 5 декабря 1870) — французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире. Также был драматургом и журналистом.

Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в Вилле-Котре. Дюма считался квартероном, так как его бабушка по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити.

Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил стать драматургом. Он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле в канцелярии при герцоге Орлеанском. Дюма принялся пополнять своё образование. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье. Вместе с Левеном Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю.

Дюма, которому надо было содержать мать, а также незаконнорожденного сына Александра, написал пьесу. Драма «Генрих III и его двор» была создана за два месяца. Актёры Комеди Франсез после читки пьесы, прошедшей в салоне Мелани Вальдор, просили принять её вне очереди. Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года, и это была победа романтиков в театре.

Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы — романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был свойственен эпохе Возрождения. Его пьеса «Антони» была вызвана к жизни личными обстоятельствами — в то время Дюма переживал страстное увлечение поэтессой Мелани Вальдор, которую вывел в образе Адель д’Эрве. Премьера драмы состоялась 3 мая 1831 года в театре Порт-Сен-Мартен.

Дюма как никто другой владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы

В июле 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди повстанцев, штурмовавших королевский дворец Тюильри.

В 1840 году женился на актрисе Иде Ферье. Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен. Дюма зарабатывал много денег, но постоянно тратил их на роскошный образ жизни. В 1847 году им был построен замок около Порт-Марли, названный Монте-Кристо.

В 1853 году, вернувшись в Париж, основал газету «Мушкетер», в которой печатал свои «Мемуары», выпустил романы «Парижские могикане», «Братья Иегу». В 1858—1859 годах писатель совершил поездку в Россию, проследовав из Санкт-Петербурга до Астрахани и дальше на Кавказ. Вернувшись в Париж и желая ознакомить соотечественников со своими впечатлениями от этого путешествия, Дюма открывает собственное издательство и с апреля 1859 года начинает публиковать газету «Кавказ. Газета путешествий и романов, издающаяся ежедневно». В тот же год «Кавказ» выходит в Париже и отдельной книгой.

Дюма провёл год в России (1858—1859), посетил Петербург, достопримечательности Карелии, остров Валаам, Углич, Москву, Царицын, Астрахань, Закавказье. О своём путешествии в России Дюма написал книгу Путевые впечатления. В России.

Три года участвовал в борьбе за объединённую Италию, был лично знаком и близок с Гарибальди. Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался через несколько месяцев.

В 2002 году прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон.

Личная жизнь Марлен Дитрих

Личная жизнь Марлен Дитрих интересует поклонников её творчества не меньше, чем её биография и творческая деятельность.

Первая влюблённость певицы привела к свадьбе. Её избранником стал Рудольф Зибер, работавший ассистентом режиссёра. Не разведясь официально, супруги через пять лет брака стали жить отдельно.

Марлен Дитрих не была постоянна в своих чувствах. Она постоянно вступала в новые романтические отношения. Они происходили почти ежемесячно, подчас встречаться начинала с несколькими мужчинами в один и тот же момент. К числу её партнёров причисляли Джона Гилберта, Джеймса Стюарта, Мориса Шевалье, Эрнеста Хэмингуэя, Джозефа Кеннеди, а также популярного писателя Эриха Марию Ремарка. Последний написал книгу «Триумфальная арка», главную героиню которой почти полностью списал со своей возлюбленной – Марлен.

Марлен Дитрих вступала в связи и с женщинами. Начало этому положило общение с Клэр Вальдофф, которая была лесбиянкой, в период работы в Лас Вегасе. Дитрих в одном из своих интервью говорила, что лучше секса с женщиной нет на свете ничего, но жить с женщиной нельзя. Ею одаривались знаками внимания Вера Зорина, Кэй Фрэнсис и Мерседес д’Акосте.

Больше всего на свете актриса любила актёра Жана Габена. Но отношения не сложились. До конца своих дней Марлен сожалела именно об этом.

История, достойная отдельного романа

Александр рано лишился отца, можно сказать, что он совершенно не знал его. Генерал Тома Александр Дюма скончался в 1806 году, а сын его родился в 1802. Так, что знали они друг друга всего четыре года. Зато неординарную внешность для француза того времени отец Александру передал. Дело в том, что в роду Дюма были темнокожие, родом с Гаити.

Бабушка по отцу была рабыней из Сан-Доминго, который был на то время колонией Франции. История этой семьи многослойна и интересна, вкратце она звучит так.

Маркиз Антуан Александр Дави де ла Пайерти (как же поэтичны французские имена) купил плантацию и несколько рабов. Среди них оказалась и будущая бабушка знаменитого писателя Мари. Хочу отметить пару немаловажных фактов из истории корней семьи Дюма:

  • Антуан Александр жил в усадьбе брата в Сан-Доминго, которая называлась “Монте-Кристо”. В дальнейшем, она досталась ему по наследству после смерти брата Шарля. Думаю, все знакомы с знаменитым произведением “Граф Монте Кристо”.
  • Бытует версия, что рабыню, в которую влюбился маркиз, звали “Мари из дома” – так раньше отличали рабов, имеющих одно имя, но работающих в разных местах. Одна Мари работала в доме, другая на плантации. Так вот по-французски звучит это как “Marie du mas”, не сложно догадаться, что это сливается в Мари Дюма.

В этом союзе родился сын Тома Александр. Братья маркиза умерли, он остался единственным наследником. Отец вскоре тоже почил и Антуан отправился во Францию вступать в наследство. При чем, свою плантацию вместе с семьей он продал, но оставил за собой право в дальнейшем её выкупить.

Olivier Pichat «Тома Александр Дюма», 1883 год

Стоит отметить, что сына потом он всё же забрал к себе, когда тому исполнилось четырнадцать лет. Его сын оставался рабом и, чтобы вывезти его с Гаити, пришлось сначала продать капитану судна, плывшему во Францию, потом выкупить и только после этого даровать свободу.

В своих мемуарах Александр Дюма пишет, что бабушка была законной женой маркиза. Возможно, писатель не знал тогда некоторых семейных подробностей, родственники вполне могли умолчать о “рабской черной полосе” в истории семьи. Также может быть, писатель умалчивал об этом специально, так как в те времена незаконнорожденные люди были не в почете и осуждались.

Александр Дюма

Тома Александр получил образование и поступил на военную службу. А как же семья на Гаити? Судьба обошлась с ними благосклонно, на Гаити произошла революция, многие рабы освободились, сестра Тома успешно вышла замуж за белого.

Во времена революции, интервенции и восстаний, он быстро сделал карьеру. Юноша женился, продолжал службу при Наполеоне Бонапарте. После смерти отца долго судился с мачехой за наследство, но всё же отсудил права на него, в том числе и права на свою семью, тем не менее, с ними он уже не виделся, история умалчивает о том, знал ли он о судьбе своих родственников вообще что-либо.

Доверенность у нотариуса на права по наследству, уже ставший генералом, Тома подписал так: “Тома Дюма Дави де ла Пайетри”. В ней он передал доверенность на управление всем гаитянским имуществом своей матери. Почему же он не поехал на Гаити? Этот вопрос остается загадкой истории.

Можно только предположить, что не позволяло, например, здоровье, подорванное войнами, раненного в голову мучили сильные головные боли. Хотя, служить он продолжал, но на предложение Наполеона поехать как раз таки в Сан-Доминго подавить восстание, почему-то отказался. Но оставим эту, хоть и интересную, но сейчас не главную историю.

Статуя генерала Томаса-Александра Дюма, разрушенная немцами во время оккупации Парижа

Автор Александр Дюма-сын

Александр Дюма родился 27 июля 1824 года в городе Париже. Сын Александра Дюма (старшего) и Катрины Лабе — простой парижской работницы, от которой Дюма унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто богемной натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. С 18 лет Дюма-сын начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился его первый стихотворный сборник, «Péchés de jeunesse» («Грехи юности»); за ним последовал ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние отца («Aventures de quatre femmes et d’un perroquet» («Приключения четырёх женщин и попугая»), «Le Docteur Servans» («Доктор Серван»), «Cesarine», «Le Roman d’une femme», «Trois hommes forts» etc.), a потом и более оригинальные романы и повести: «Diane de Lys», «Un paquet de lettres», «La dame aux perles», «Un cas de rupture» и др. Талант Дюма сказался в полном объёме только тогда, когда он перешёл к психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих блестящих драм «à thèse» («идейных», «тенденциозных» пьес) открыла «La Dame aux Camélias» (написанная первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852 году после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей представления пьесы как слишком безнравственной. В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света. Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси. На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди «Травиата». За первой драмой последовали: «Diane de Lys» (1851), «Demi-Monde» (1855), «Question d’argent» (1857), «Fils Naturel» (1858), «Père Prodigue» (1859), «Ami des femmes» (1864), «Les Idées de m-me Aubray» (1867), «Princesse Georges» (1871), «La femme de Claude» (1873), «Monsieur Alphonse» (1873), «L’Etrangère» (1876). Во многих из этих пьес Александр Дюма — не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорожденных детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и так далее. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придаёт большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам — Маргариты Готье, Marceline Delaunay и другим. Издав собрание своих драм (1868—1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны: «Princesse de Bagdad» (1881), «Denise» (1885), «Francillon» (1887); кроме того, он написал «Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin), «Les Danicheff» — с П. Корвином (подписана Р. Nevsky). Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в романах («Affaire Clémenceau») и полемических брошюрах. Из последних особенно известен памфлет «Мужчина-женщина: Ответ Анри д’Идевилю» (фр. L’homme-femme, réponse à M

Henri d’Ideville; 1872), связанный с вызвавшим широкое внимание общественности убийством: молодой аристократ застал свою жену в объятиях любовника, после чего избил её с такой силой, что она через три дня умерла; дипломат и публицист Анри д’Идевиль опубликовал по этому поводу в газете статью о необходимости прощать женщине измену и помогать ей вернуться на путь истинный, и в ответ на эту статью Дюма напечатал 177-страничный памфлет, в котором доказывал, что убить изменившую жену можно и должно. Семья, дети

Внебрачная дочь от связи с Надеждой Ивановной Нарышкиной (1825/7 — 2.04.1895) (урождённой баронессой Кнорринг): Мария-Александрина-Анриетта (20.11.1860—17.11.1907) — удочерена 31.12.1864 г. Брак с Нарышкиной (31.12.1864) был заключён после смерти её первого мужа: Дочь Жаннина (03.05.1867—1943) в замужестве де Отерив. Второй брак (26.06.1895) с Анриеттой Эскалье (урождённой Ренье).

Рождение писателя

В 1802 году 24 июля Тома Дюма стал во второй раз отцом. Мальчика назвали Александром, он родился крупным и здоровым, тоном кожи намного белее своего отца-мулата. Семья Дюма, по меркам их сословия того времени, жила не богато, отец просил повышения пенсии и выплаты компенсации за время, проведенное в плену, который сильно измотал его физически.

После его смерти, мать с сыном жили бедно, сестра училась в пансионе, помогал отец матери. У семьи Дюма были довольно обеспеченные друзья и соседи, они очень благожелательно относились к мальчику и его матери, разрешали пожить в своих домах, возились с ребенком, но денег никто из них не предлагал. Поэтому шансов на учебу в престижном заведении у Александра было очень мало.

Портрет Александра Дюма по Гуину, 1852 год

Сестра научила его читать, а друзья семьи охотно проводили время с мальчиком за чтением книг. Сам Дюма потом напишет в своих мемуарах:

Когда маленький Александр научился читать, все поняли, что у него фотографическая память, хорошо запоминал и мог пересказать целую страницу наизусть.

После смерти деда, семья жила на деньги от заклада по наследству. Жили скромно и не богато, тем не менее, когда Александр захотел учиться играть на скрипке в 9 лет, ему купили. У юного Дюма было хорошее телосложение, высокий рост, черные волосы кудрявились.

Александр занимался фехтованием и мать пыталась устроить его на стипендиальное место в Императорский лицей. Она писала самому Наполеону, но ответа не получала, пришлось отдать сына в местную церковно-приходскую школу.

Дом, где родился Дюма (музей трёх Дюма) / Pascal3012 / wikimedia.org

Воспоминания от обучения в этой школе затем вылились в роман “Анж Питу” о парне со школьной скамьи, нечаянно попавшем в нахлынувшую волну французской революции. В школе Дюма часто наказывали, как и героя его романа. Александр говорил о себе в школьные годы следующее:

Во времена юности Дюма шла война, для нас она запомнилась как Отечественная война 1812 года. В 1814 году власть Наполеона свергли, вернулась монархия, её главой стал Людовик XVIII, брат Людовика XVI, которому во времена Революции отрубили голову. В этом же году семье Дюма досталось наследство от родственников. Александру досталась стипендия в суассонской семинарии, но учиться там он не стал и вернулся домой к матери.

Nagrade

  • Thérèse Van Duyl-Schwartze Prijs, Nizozemska, 1989
  • Sandbergprijs voor beeldende Kunst, Amsterdams Fonds voor de Kunst, 1989
  • Gunther Fruhtrunk Preis, Akademieverein München, 1995
  • David Roëll Prijs Voor Beeldende Kunst, Prins Bernhard Cultuurfonds, Amsterdam, 1998.
  • Nagrada za suvremenu umjetnost Coutts 1998, Coutts Bank, Monte Carlo, 1998
  • Kunstpreis Der Landeshauptstadt Düsseldorf (Nagrada za umjetnost u Düsseldorfu), 2007.
  • Počasni doktorat Filozofski fakultet, doktor pravnih nauka Honoris Causa, Sveučilište Rhodes Grahamstown, 2010.
  • Počasni doktorat filozofije Honoris Causa, Sveučilište u Stellenboschu, 2011
  • Nagrada Rolf Schock za vizualnu umjetnost, Stockholm, 2011
  • Počasni stupanj, doktor likovnih umjetnosti, Sveučilište u Cape Townu, 2012
  • Nagrada Johannes Vermeer 2012, Delft, 2012
  • Počasni doktorat, Sveučilište u Antwerpenu, 2015
  • Hans Theo-Richter Preis Für Zeichnung und Grafik 2017, Sächsischen Akademie der Künste, Dresden, 2017.

Значение творчества Дюма

В ХIХ веке, в атмосфере реакции и жестокого унижения личности, романы Дюма с их веселыми, самоуверенными, жизнелюбивыми героями, победоносно преодолевающими препятствия, поэзия бурной в увлекательной жизни подчас воспринимаются несколько в ином свете. 

Памятник Александру Дюма в Париже (1883)

Это нашло отражение в знаменитом рассказе Максима Горького о том, как он мальчиком читал французские приключенческие романы, в том числе и произведения Дюма, и находил в них поверхностную и условную, но яркую и поэтическую картину, созвучную его смутной, но непреодолимой мечте о сильных и прекрасных людях. «Я глотаю‚ эти книги, — вспоминал позднее Горький, — быстро, одну за другой, и мне — весело».

Живой интерес к историческому прошлому Франции, мотивы патриотизма и национальной гордости, отважные герои, которых немыслимо представить вне французской истории, — это наиболее привлекательные особенности лучших романов Александра Дюма.

Личная жизнь

Вопреки расхожему мнению, самой большой страстью именитого писателя была не охота, не фехтование и даже не архитектура. Наибольшую любовь публицист испытывал к женскому полу. О амурных похождениях темпераментного драматурга в литературных салонах того времени слагали легенды.

Среди превеликого множества историй, связанных с любовницами и женами деятеля искусств, одна выделялась особенно.


Александр Дюма с Идой Феррье

Дюма в то время жил на улице Риволи с Идой Феррье – актрисой, славившейся своим легкомысленным нравом. Молодые люди были соседями: девушка занимала квартиру на втором этаже, а начинающий писатель – три комнаты на пятом.

Однажды вечером драматург отправился на бал в Тюильри. По пути на увеселительное мероприятие мужчина поскользнулся и упал в лужу. Через час раздосадованный публицист вернулся домой весь в грязи, прошел в квартиру жены и с ругательствами ворвался в спальню Иды. Дабы забыть неприятный случай, Александр с головой ушел в работу.


Александр Дюма с дочерью Мари-Александрин

Не прошло и получаса как дверь, ведущая в туалетную комнату распахнулась, и изумленный писатель увидел на пороге голого Роже де Бовуара, который сказал: «С меня хватит, я совершенно продрог!». Дюма, вскочив, с яростной бранью обрушился на любовника супруги. В оконцове именитый журналист сменил гнев на милость, заявив, что воспитание не позволяет ему выставить на улицу пусть и нежданного, но гостя.

В ту ночь супружеское ложе Дюма разделил с новым знакомым. Когда наступило утро, и все трое уже проснулись, Александр взял руку горе-кавалера, положил ее на интимное место супруги и торжественно провозгласил:


Александр Дюма и Лор Лабе Первой привязанностью историка была портниха Лор Лабе, которая жила в одном с ним доме на площади Итальянцев. Женщина была старше Александра на 8 лет. Обольстителю не составило труда покорить сердце Мари, и уже 27 июля 1824 года она подарила ему сына Александра, который известен многим по роману «Дама с камелиями». Дюма-отец признал ребенка через семь лет с момента его рождения.

26 мая 1864 года бывшие возлюбленные встретились в мэрии на бракосочетании их сына с княгиней Надеждой Нарышкиной. У Дюма-сына возникла мысль поженить престарелых родителей, но желание его не вызвало у них никакого отклика.


Александр Дюма-отец и Александр Дюма-сын

По подсчетам биографов, у творца было порядка 500 любовниц. Сам Дюма неоднократно говорил, что женщин он менял как перчатки исключительно из человеколюбия, ведь если бы пришлось ограничиваться одной барышней, бедняжка умерла бы через неделю.

Альфонсина Плесси

Осенью 1844 года в театре он увидел в ложе всеми признанную красавицу-куртизанку. Это божественное видение напоминало фарфоровую статуэтку: высокий рост, темные локоны вдоль бело-розового лица, алые вишневые губки, которые скрывали совершенные зубы, глаза, как будто сделанные из черной эмали, узкая талия. Это совершенство дополнял изысканный белый наряд из атласа, бриллианты и золото. В Париже самые блестящие мужчины обучили ее хорошим манерам и умению поддерживать разговор.


Он звала себя Мари Дюплесси и была самой элегантной женщиной столицы. Ее дом был крепостью из камелий, цветов без запаха, которыми ее заваливали поклонники. Почему богатая содержанка выбрала себе в близкие друзья нищего юношу? Он умело подобрал ключик к страдающей женской душе, и она открылась ему. Он утешал ее, когда видел под маской веселья слезы. Он уважал в ней женщину, и ради него она оставила всех богатых поклонников. Но его бедность и ее легкомысленное отношение к деньгам привело к расставанию через год.

Литература

В программу «самообразования» Александра Дюма входило регулярное посещение театров. Во многом, он это делал для того, чтобы в полном объеме овладеть искусством драматургии. В скором времени он написал водевиль «Охота и любовь», который согласились поставить в местном театре.

В молодости Дюма создал немало пьес, которые ставились на сцене и пользовались большой популярностью

Стоит заметить, что его пьесы не отличались художественным совершенством, но в отличие от других коллег, ему удавалось удерживать внимание зрителя с первого до последнего акта, придумывая эффектные концовки

Вследствие этого, парижане предпочитали посещать те спектакли, которые ставились по произведениям Александра Дюма. И все же, еще при жизни писателя пьесы начали стремительно терять свою популярность.

В середине 1830 г. Дюма участвовал в Июльской революции, выступив на стороне повстанцев. В результате, по совету приятелей он уехал в Швейцарию, где пробыл несколько месяцев. Не теряя времени, тут он работал над изданием своего первого исторического очерка «Галлия и Франция».

В последующие годы биографии Александр решил воссоздать историю Франции 15-19 веков в серии романов. Дебютной работой этой серии стала книга «Изабелла Баварская». Потом свет увидел роман-фельетон «Шевалье д’Арманталь», который издавался в местной газете.

Мало кому известен тот факт, что автором данного труда был молодой писатель Маке, но доработанный и откорректированный Александром роман куда лучше издавался под именем Дюма. То есть это было выгодно прежде всего в коммерческих целях.

За 4 года Александр Дюма совместно с «коллегой» опубликовал 9 нашумевших романов: «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Виконт де Бражелон», «Королева Марго», «Двадцать лет спустя», «Кавалеpa де ла Мэзон Руж», «Графиня де Монсоро», «Жозеф Бальзам», «Две Дианы» и «Сорок пять».

Классик любил посещать европейские страны и мечтал побывать в Российской империи. В 1840 г. свет увидела его очередная книга «Учитель фехтования», ключевым персонажем которой был декабрист Анненков. По этой причине, этот роман был запрещен в России.

Только после смерти императора Николая 1 Александру разрешили приехать в Российскую империю, где он побывал во многих ее городах. В зрелом возрасте Дюма отличался фантастической работоспособностью. Так как его литературный труд оплачивался построчно, ежедневно из-под его пера выходило порядка 24 000 букв – около 500 строк текста!

Важно отметить, что литератор писал не только об исторических или правдоподобных событиях, но также обращался к мистическим темам, описывая, например, оборотней. Нередко он намеренно задействовал в романах вымышленных второстепенных героев, чтобы увеличить количество строк, а, следовательно, и повысить свой гонорар

В 1853 г. он открыл газету «Мушкетер», на страницах которой публиковал собственные мемуары. Тогда же он начал проявлять живой интерес к творчеству русского писателя Михаила Лермонтова. В своей газете он издал перевод «Героя нашего времени», а также самостоятельно перевел несколько стихов классика.

В последние годы биографии Дюма трудился над созданием «Большого кулинарного словаря», поскольку являлся знаменитым гурманом. Этот труд был напечатан в 1873 г., уже после смерти автора. По некоторым сведениям Александр не употреблял табак, спиртное и кофе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: