Билибин иван яковлевич

16 мая

Ольга Фёдоровна Берггольц (3 (16) мая 1910 года, Санкт-Петербург — 13 ноября 1975 года, Ленинград) — русская советская поэтесса, прозаик и драматург, писательница и военный журналист. В 1938 году репрессирована по делу «Литературной группы», реабилитирована в 1939 году.

Игорь Северянин ((дореф. Игорь-Сѣверянинъ); настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарёв; 4 (16) мая 1887, Санкт-Петербург, Российская империя — 20 декабря 1941, Таллин) — русский поэт «Серебряного века».

Максимилиан Александрович Волошин (фамилия при рождении — Кириенко-Волошин; 16 мая 1877, Киев, Российская империя — 11 августа 1932, Коктебель, Крымская АССР) — русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, литературный критик.

20 мая

Борис Акунин (настоящее имя Григорий Шалвович Чхартишвили, груз. გრიგორი შალვას ძე ჩხარტიშვილი; род. 20 мая 1956 года, Грузинская ССР) — русский писатель, учёный-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель.

Михаил Иосифович Веллер (род. 20 мая 1948, Каменец-Подольский, Украинская ССР) — русский писатель.

Оноре де Бальзак (фр. Honoré de Balzac; 20 мая 1799 — 18 августа 1850, Париж) — французский писатель: романист, драматург, журналист и издатель; один из основоположников реализма в европейской литературе.

Николай Петрович Майоров (20 мая 1919 — 8 февраля 1942) — русский поэт, поэт-фронтовик.

Иосиф Моисеевич Ливертовский (20 мая 1918 — 10 августа 1943?) — советский поэт и переводчик. Участник Великой Отечественной войны, гвардии младший сержант.

Виктор Васильевич Афанасьев (монах Лазарь) (20 мая 1932, Москва — 5 марта 2015) — монах, поэт, прозаик, литературовед, церковный писатель.

15 интересных цитат из творчества Улицкой

Одна из самых известных и влиятельных русских писательниц современности, кавалер Ордена Почетного легиона, первая женщина, получившая премию «Русский Букер», Людмила Улицкая (род. 21 февраля 1943) — автор более двух десятков книг, которые переведены на все основные европейские языки. В ее произведениях удачно сочетаются захватывающий сюжет и сложные философские идеи, так что диапазон поклонников ее творчества крайне широк. Отчасти это объясняется образованием Людмилы Ильиничны: она закончила биофак МГУ и долгое время проработала в Институте общей генетики РАН.

Мы отобрали 15 цитат из ее замечательных книг:

  • Чем более послушен человек, тем менее ценна его личность. «Казус Кукоцкого»
  • Так, совершенно случайно, Шурик открыл самый тайный и великий закон любви: в выборе сердца недостатки имеют более притягательную силу, чем достоинства — как более яркие проявления индивидуальности. «Искренне ваш Шурик»
  • Я раньше думал, глупость не грех, а несчастье. Теперь переменил мысли. Глупость — большой грех, потому что содержит в себе самоуверенность, то есть гордыню. «Казус Кукоцкого»
  • Ни к одному пороку в нашей стране не относятся так снисходительно, как к пьянству. «Казус Кукоцкого»
  • И что такое ревность, как не вид жадности… «Медея и ее дети»
  • Это она умела — любить жизнь и принимать ее такой, какая она есть, а опыт страданий научил ее быть терпимой к людям: она действительно умела никого не осуждать — и это такая драгоценная и редчайшая добродетель. «Поэтика. Книга о памяти: Наталья Горбаневская»
  • Война — самая большая мерзость из тех, что выдумали люди. «Зеленый шатер»
  • Я поздравляю тебя с собой, а себя — с тобой. «Казус Кукоцкого»
  • Идеология, ставящая себя выше нравственности, неизбежно становится преступной. «Даниэль Штайн, переводчик»
  • …Всем нужны были ее заботы и труды, ее старание, никому — ее любовь и она сама. «Медея и ее дети»
  • Уходя, оглянись, чиста ли твоя совесть… «Медея и ее дети»
  • Каждый человек должен искать свой собственный путь к Богу. Этот путь — личный, иначе мы составляем не общину добровольцев в Господе, а армию с генералом во главе. «Даниэль Штайн, переводчик»
  • Антисемитизм находится в обратной зависимости от культурного и интеллектуального уровня. «Даниэль Штайн, переводчик»
  • У Каина и Авеля были одни и те же родители. Почему один был кроткий и добрый, а второй убийца? Каждый человек есть плод воспитания, но главный воспитатель человека — он сам! А педагог открывает нужные клапаны личности, а ненужные — закрывает. «Искренне ваш Шурик»
  • Литература — лучшее, что есть у человечества. Поэзия — это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке. Это единственная пища для души. «Зеленый шатер»

Зоя Воскресенская

Зоя Воскресенская. Изображение: Pub­lic Domain

Зоя Воскресенская была знакома советским школьникам рассказами о пионерах и деятелях коммунистического движения — её произведения были включены в учебную программу. Например, «Девочка в бурном море», «Секрет» и «Сердце матери» о семье Владимира Ленина.

Воскресенская начала писательскую деятельность, когда вышла на пенсию. С 1962 по 1980 год её произведения были опубликованы общим тиражом 21 миллион 642 тысячи экземпляров. Но не все знают, какой путь прошла Воскресенская, прежде чем стала писательницей.

Зоя родилась в 1907 году в Тульской губернии. С 14 лет работала в частях особого назначения, в 17 лет стала политруком трудных подростков. Затем Воскресенская стала частью внешней разведки Советского Союза и оставалась ей на протяжении почти 25 лет. Рабочий позывной Зои был «Ирина Ярцева».

Каждое новое задание заставляло женщину играть новую роль: то баронессы, то представительницы ВАО «Интурист». С заданиями она часто справлялась блестяще: один раз даже избежала провала операции, закатив скандал руководству отеля за то, что в номер к такой знатной даме ворвалась полиция. Под шум скандала разведчица исчезла.

В 90‑е годы с личности Воскресенской сняли статус секретности, и она смогла написать биографические заметки об опыте внешней разведки — «Под псевдонимом Ирина: заметки разведчицы».

Демон сидящий. 1890

Именно в Москве под впечатлением произведения Михаила Лермонтова была написана самая известная картина Врубеля.

Сидящий в окружении необычных цветов, Демон, скрестив руки, смотрит печально вдаль. Работая над иллюстрированием произведений М. Лермонтова, Врубелю удалось точно передать образ литературного героя. В его Демоне воплотились человеческие черты, внутренние противоречия, сила духа и постоянное сомнение.

Кажется, образ Демона, выполненный на холсте, окончательно подтверждает, что сомневающийся мастер нашёл свой особый стиль.

Для любителей подземного мира и путешествий — наш материал Подземные приключения: самые интересные пещеры мира.

Девочка на фоне персидского ковра. 1887

Вернувшись в Киев после поездки в Италию, Врубель снова с головой погрузился в творчество, и один из киевских предпринимателей заказал ему написать портрет дочери.

Врубель, как всегда, основательно подошёл к делу, и выполнил портрет в манере, который специалисты назвали «портрет-фантазия». И здесь противоречивость натуры художника — в руках девочки красивые розы, а рядом острый кинжал. По мнению редакции topcafe, это одна из самых красивых картин великого мастера.

Летом 2018 года Укрпочта выпустила марку номиналом 5 гривен, на которой изображена эта картина живописца и подпись: «Врубель Михайло Олександрович».

Елена Чижова

Елена Чижова. Фото: Svk­limkin / Wiki­me­dia Commons

Елена Чижова родилась в Санкт-Петербурге в 1957 году. Она поступила на экономический, позже пробовала себя в бизнесе и выпустила свой дебютный роман «Крошки Цахес» только в 2000 году. Сюжет произведения разворачивается в престижной советской школе.

В работе Елена предпочитает «длинные дистанции» — пишет романы, где изображает советское время: революцию, Гражданскую войну, Великую Отечественную, послевоенную жизнь. Центром событий везде становится человек, подавленный системой, который мечтает как можно скорее уехать из Советского Союза.

В каждом произведении Елена Чижова рисует яркие женские образы. Роман «Время женщин» описывает нелёгкие судьбы трёх разных поколений женщин. Исторический фон — Советский Союз конца 50‑х годов, когда страна пытается встать на ноги после долгой войны. Лимитчица Антонина рожает дочь после случайной связи с питерским «стилягой» и скоро умирает. Воспитанием девочки занимаются соседки по коммунальной квартире: старухи, пережившие революцию и две войны, которые так и не признали советские порядки. 

Елена Чижова занимает пост директора ПЕН-Клуба в Санкт-Петербурге. Главная цель организации  — борьба за свободу слова.

Биография

Своим появлением на свет во время войны Людочка осчастливила семью евреев. Произошло это в небольшом башкирском городе Давлеканово. Семейство Улицких-Гинзбург было весьма образованным и интеллигентным. Папа Людочки – Евгений Улицкий до 89 года являлся признанным в своих кругах доктором наук. Он ввел множество новшеств, рационализатор, изобретатель и автор произведений, посвященных современным технологиям. Евгений Улицкий – знаменитый в Советском Союзе ученый, прославившийся в сфере сельхоз технологий.

Мама – Марианна в девичестве Гинзбург – также человек науки. Она до войны и после нее работала в НИИ детских болезней. По образованию Марианна Борисовна биохимик. Отцы родителей Людочки – Яков Улицкий и Борис Гинзбург были сначала арестованы, а потом репрессированы. В Давлеканово Улицкие-Гинзбург были эвакуированы во время ВОВ, а после Победы все переехали обратно в столицу. В Москве Людочка и выросла.

Детство и юность

Школу будущая писательница закончила с отличием, ведь не зря же ее окружали ученые-родители. Людочка была хоть и единственным ребенком у четырех взрослых, особенно ее не баловали. Поэтому все время она посвящала учебе. А после выпуска решила пойти в МГУ по стопам матери на биофак.

Именно здесь Люду, по словам будущей писательницы, научили мыслить, созерцать и видеть. Ее наставник – выдающийся ученый-генетик Владимир Эфраимсон – стал для юной Улицкой примером безупречной репутации и нравственности. А получив диплом, Люда пошла в НИИ общей генетики.

Живопись

Первой победой трудолюбивого ученика стало получение малой серебряной медали за академический рисунок «Обручение Марии с Иосифом». Подсветка сепией позволила добиться тончайшей градации в передачи света и тени, создав тем самым живую, просветленную атмосферу особой одухотворенности, которую испытывали изображенные на полотне люди. Знака отличия удостоилась и работа «Пирующие римляне», на которой были изображены молодые повесы, иронично посмеивающиеся над захмелевшим Патрицием.

Автопортрет Михаила Врубеля

Осенью 1883 года профессор Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. В городе, увенчанном головами древних храмов, и началась самостоятельная художественная жизнь Михаила. В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Врубель проводил много времени в соборах и музеях, впитывая в себя опыт великих деятелей эпохи Возрождения.

Картина Михаила Врубеля «Принцесса Греза» в Третьяковской галлерее

Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель». Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов, изображенных им на своде, плотью и кровью. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».

Картина Михаила Врубеля «Девочка на фоне персидского ковра»

Какой бы важной и духовно наполненной ни была работа в Кирилловской церкви, Михаилу было тесно в рамках канонизированных задач. Его темперамент и страсть живописца требовали выхода накопившейся цветовой энергии

В 1886 году свет увидели портрет с натуры «Девочка на фоне персидского ковра» и картина «Восточная сказка». Произведения дышали жизнью, полностью отражая пристрастие Врубеля к тонким нюансам цвета и прорисовке деталей.

Картина Михаила Врубеля «Тамара и демон»

В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Данный сюжет отсутствует в Евангелии и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. Примечательно, что самостоятельные работы Врубеля, в которых он впервые явил миру образ демона, были отвергнуты. Более того, иконописные дерзания вызвали недоумение у Адриана Викторовича, и в 1889 году он отстранил художника от работы.

Картина Михаила Врубеля «Демон сидящий»

Не принятые церковными служителями творения Михаил везет в Москву. Картина «Демон сидящий», на которой изображен падший ангел с израненной человеческой душой, стала символом наступающей эпохи. Этой работой Михаил Александрович разрушил застывший в непроницаемом консерватизме живописный уклад, став объектом для нападок и порицаний.

Картина Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь»

Личная жизнь

У Людмилы Улицкой была весьма насыщенная личная жизнь. Но она факты о ней и не скрывает. Людмила три раза выходила замуж. Первый брак был непродолжительным, так как сочетались браком молодые, еще будучи студентами. Юрий Тайц впоследствии стал известным океанологом, а в книге Людмилы «Веселые похороны» был прототипом Алика. Брак не сложился не по причине недостатка средств, а из-за сильных характеров. Каждый в семье отстаивал свое первенство, а этого брак не выдержал.

Второй муж Улицкой – Михаил Евгеньев – генетик, ученый с мировым именем, доктор биологических наук, был более спокойным и. Человек он спокойный и рассудительный, а потому брак должен был бы быть более удачным. У Улицкой тоже прошла пора максимализма. Однако, не судьба. Людмилу в те годы как раз уволили с работы, и она находилась в поиске себя.

Тем не менее, от второго мужа Людмилы родила 2 сыновей – Алексей и Петр. Первый сын стал успешным предпринимателей, а второй пошел в творчество. Он играл в джазе, а сейчас трудится синхронистом.

Сначала Людмила в браке занимала вторую роль, так как была домохозяйкой, а муж являлся знаменитым ученым. Но позднее, когда она занялась творческой деятельностью, супруги отдалились друг от друга, и брак постепенно распался.

Сейчас бывшие супруги общаются, ведь них есть два общих внука от старшего сына, а недавно родилась дочь у младшего. Бабушка и дедушка души не чают в детях. Улицкая еще и наверстывает упущенное. А также она планирует сделать 4 книги по «Детскому проекту», в которых будет рассказываться о доброте, взаимоуважении и дружелюбии по отношению к окружающим.

После второго развода Людмила потеряла работу, как известно. И вот в театре она встретилась со скульптором Андреем Красулиным. В браке с ним детей нет, но зато пара живет вместе до сих пор.

Ольга Славникова

Ольга Славникова. Фото из личного архива

Ольга Славникова родилась в Екатеринбурге в 1957 году. Она окончила факультет журналистики Уральского государственного университета, а после работала в местных журнале и газете. Славникова начала писать примерно в тогда же и публиковала небольшие рассказы в локальных сборниках, которые потом называла «братскими могилами». Разочарование в литературной деятельности привело её в книжную торговлю.

В 90‑е Ольга попробовала снова войти в русскую литературу — ворвалась с объёмным романом «Стрекоза», который сразу вошёл в шорт-лист премии «Русский Букер».

В произведениях Славниковой реальное сталкивается с мистическим и образует фантасмагорический мир. Как, например, в романе «2017», который вышел в 2005 году. The Guardian включил его в список 10 лучших романов, действие которых происходит в России. Сюжетная основа — эпоха нового кризиса сознания в государстве: эпидемия неизвестной болезни, гражданская война, экологическая катастрофа. В романе удивительно сплетаются образы сказок и антиутопические картины возможного будущего России.

«2017» проводит параллель с революционными событиями 1917 года и пытается осмыслить магическую, роковую дату в истории России. Как сказала сама писательница, она хотела «заговорить» время от повторения страшных событий прошлого. 

27 мая

Андрей Георгиевич Битов (27 мая 1937, Ленинград — 3 декабря 2018, Москва) — русский советский писатель, поэт, сценарист, педагог. Один из основателей постмодернизма в русской литературе.

Александр Николаевич Башлачёв (27 мая 1960, Череповец, Вологодская область — 17 февраля 1988, Ленинград) — советский рок-музыкант, поэт, автор-исполнитель. Один из известных представителей советского андеграунда, входил в Ленинградский рок-клуб. За свою жизнь написал чуть более 100 стихотворений, создав наиболее известные свои произведения в течение двух лет.

Елена Александровна Благинина (27 мая 1903, Орловская губерния — 24 апреля 1989, Москва) — русская советская поэтесса и переводчик.

Яна Вагнер

Яна Вагнер. Фото: Rusi­naS / Wiki­me­dia Commons

Яна Вагнер родилась в 1973 году в Москве. По её словам, она никогда не хотела становиться писательницей. Сначала работала на радио, затем занималась транспортной логистикой. Но в 2009 году села и написала рассказ без названия, загрузила его в «Живой журнал» и получила неожиданно большое количество положительных откликов. Читатели просили продолжения. Так и сложился целый роман «Вонгозеро».

События романа разворачиваются в мире, который поразила эпидемия. В центре истории группа людей, которая пытается спастись от заражения, — компания бежит в Карелию, чтобы укрыться посреди безлюдного острова. В экстремальных условиях начинают проявляться их положительные и отрицательные черты.

«Вонгозеро» был номинирован на две крупные литературные премии — «НОС» и «Национальный бестселлер». Роман перевели на 11 языков, а в 2019 году экранизировали — события легли в основу сериала «Эпидемия», который попал в топ сериалов на Net­flix и получил положительную оценку Стивена Кинга.

В 2013 году выходит своеобразное продолжение романа «Вонгозеро» — «Живые люди». Следующую книгу издали только в 2017 году — «Кто не спрятался. История одной компании». На этот раз Яна попробовала себя в классическом детективном жанре.

Работа над одним произведением занимает у писательницы несколько лет: например, роман «Кто не спрятался» она писала четыре с половиной года. По словам самой Яны, мир каждой новой книги затягивает её, делает своей частью, поэтому выбраться из него быстро — почти невозможно.

Награды и звания

  • 2002 — лауреат конкурса драматургии «Купалавы далягляды» (пьеса «Последние гастроли Агасфера»);
  • 2004 — лауреат премии «Залаты апостраф» журнала «Глагол» (роман «Золото забытых могил»);
  • 2011 — лауреат премии Франциска Богушевича (роман «Подземелье Ромула»);
  • 2011 — Лауреат премии Белорусского союза журналистов «Золотое перо-2011» за лучшую работу в художественно-публицистических жанрах;
  • 2013 — номинация на премию имени Ежи Гедройца (роман «Авантюры Прантиша Вырвича, школяра и шпиона»);
  • 2017 год — лауреат Национальной литературной премии, в номинации «Лучшее прозаическое произведение» — за роман «Авантюры Прантиша Вырвича, предателя и конфедерата»

«Демон поверженный» 1902

Это одно из самых трагических произведений художника. В ней раскрыта его биография. Демон, низвергнутый с высот и распростертый на горных кряжах, еще жив. Его руки сломаны, заостренные пальцы впиваются в тело, в гневных глазах горит огонь протеста.

Горы, покрытые вечным льдом, освещены последними остывающими лучами заката.

Темная красочная гамма передает душевное истощение героя. В этом образе воплощена трагедия сломленной личности. Разочарованный художник, не растративший до конца свой огромный творческий потенциал, от предчувствия близкой трагической гибели впадает в агонию. Ему трудно осознать свою страшную судьбу, так как он не исполнил до конца своих грандиозных замыслов.

Рекомендации родителям:

Расскажите ребенку о последних годах жизни художника. У художника умер сын.  Эта трагедия стала причиной душевной болезни Врубеля. Гений потерял покой в борьбе с безумием и непрерывно работал.

Мнения исследователей о значении творчества Врубеля в русском и мировом искусстве расходятся. По словам Н. А. Дмитриевой, место художника в истории искусства «исключительно и обособленно».

Врубель создал более 200 различных произведений: картины, портреты, иллюстрации, декоративные панно, эскизы театральных занавесей… Он делал витражи, писал фрески, создавал книжные знаки, театральную декорацию, занимался прикладным искусством, архитектурой…
Благодаря разносторонности Врубеля в русском искусстве впервые утвердилось новое понятие — художник-универсал.

Познакомиться подробнее с биографией и творчеством Михаила Александровича Врубеля, самого фантастического художника конца ХIХ — начала ХХ века, можно прочитав увлекательную книгу Веры Михайловны Домитеевой «Врубель» из серии «Жизнь замечательных людей».

Уважаемые родители! Учите детей понимать, сопоставлять, оценивать, анализировать, высказывать свою точку зрения и эмоционально воспринимать настоящее искусство.

Людмила Целиковская детство и юность

Родилась будущая актриса в 1919 году в городе Астрахани. Ее семья была артистичной и музыкальной, там все пели и играли на музыкальных инструментах. Отец – выдающийся дирижер, а мама – знаменитая оперная певица. Маленькой Людочке не подошел климат Каспия и их семья в 1925 году переехала в Москву.

Родители прочили дочери карьеру профессиональной пианистки, она училась в музыкальной школе, прекрасно пела и играла на пианино. Но связывать свою жизнь только с музыкой она не собиралась. Люда любила театр и грезила о сцене. Будущая актриса с детства была выдумщицей, все время представляла разные сценки и сама в них играла. Однажды она переоделась в нищенку и просила милостыню на главной улице Москвы. Ей верили и подавали.

Ее мама первой обратила внимание на способности дочери к перевоплощению и желание все время играть любую роль. Друг семьи артист театра им

Вахтангова Рубен Николаевич Симонов прослушал девочку и тоже посоветовал ей идти в театральный. Так Людмила Целиковская в 1937 году, преодолев невероятный конкурс, стала студенткой театрального училища им. Щукина. Ее лучистые глаза и золотые кудряшки, умение рассмешить и детская непосредственность просто покорили приемную комиссию.

Возвращение домой

В 1936 году иллюстратор вернулся на родину. Теперь его город назывался Ленинград. Возвращение было опасным и рискованным, ведь его могли ждать репрессии со стороны советской власти. Многие художники, поэты и писатели, другие творческие личности пострадали после приезда из-за границы. Но в биографии Билибина было много заслуг перед государством, поэтому его оставили в покое.

Он приобрел квартиру и вместе с семьей поселился в Ленинграде. Как и прежде, Иван много времени посвящал творчеству. На родине художник продолжил свою деятельность. Он создавал декорации для театральных спектаклей, работал над костюмами актеров, а также иллюстрировал новые книги. Только теперь это были не сказки, а баллады, былины и даже романы. Билибин пытался придерживаться своего стиля, хотя советская власть строго ограничивала его.

Помимо творческой деятельности Иван Яковлевич стал преподавать во Всероссийской Академии художеств. Он жил в Ленинграде на улице Гулярной в доме № 25. Сейчас на этом здании висит мемориальная доска, посвященная художнику.

Умники и умницы

Владимир Боровиковский. Безбородко с дочерьми

Зинаида Серебрякова. Автопортрет с дочерьми

? С. 158– Вы поняли, какая семья жила в 18 веке, а какая – в 20 веке? – спросил Михаил Потапович.

? А ты понял(а)? Что же помогло тебе догадаться? Как изменился внешний облик людей за два столетия?

Похожи ли сёстры на свою мать на каждом портрете? Видно ли, как они к ней относятся? Как можно назвать то чувство, которое связывает людей и на портрете Владимира Боровиковского, и на портрете Зинаиды Серебряковой? ? Сможешь ответить на эти вопросы?

Глядя на одежду и причёски изображённых на портретах людей, мы можем догадаться, какой портрет написан в XVIII, а какой в XX веке. На портрете Боровиковского изображена графиня Анна Ивановна Безбородко со своими дочерьми: Любой (слева) и Клеопатрой (справа). На портрете Серебряковой изображена сама художница Зинаида Серебрякова с дочерьми: Катей (слева) и Татой, Татьяной (справа).

Девочки на каждом портрете похоже одеты (у сестёр Безбородко одинаковые фасоны платьев; у сестёр Серебряковых одинаковые тельняшки): так во все времена принято одевать сестёр.

На портрете Боровиковского между дочерьми и матерью видно фамильное сходство. Позы, жесты, наклон головы старшей из сестёр на этом портрете – всё это выражает нежную привязанность матери и дочерей друг к другу

Можно обратить внимание на медальон, который находится на длинной нитке жемчуга и который нежно держит младшая девочка. Эту нить жемчуга держит мать, пропускает между пальцев Любочка и, наконец, сам медальон оказывается в руках у Клеопатры

Таким образом, все изображённые члены семьи оказываются связанными между собой и с 20-летним братом девочек и сыном графини – Андреем, который изображён на медальоне. Андрей в этот момент находится далеко.

На портрете Серебряковой также бросается в глаза, насколько три изображённых человека близки друг другу: взаимным переплетением рук они составляют единое целое. Нежное лицо матери излучает любовь, во взгляде есть теплота и трогательная застенчивость. В лице Кати чувствуется какая-то напряжённость, возможно, обидчивость и ранимость. Лицо Таты более открытое и жизнерадостное. В целом видно, насколько мать – близкий девочкам человек.

Таким образом, делается понятно, что людей на обоих портретах связывают самые нежные, родственные чувства.

– Чем нам интересны люди на портрете 18 века? – спросил Михаил Потапович. – Неужели только тем, как они одевались и как причёсывались? ? Ты можешь ответить на этот вопрос?

Нас интересуют отношения между людьми, их взаимные привязанности, их внутренний мир. А это как раз то, что сохраняется в людях независимо от того, в какую эпоху они живут.

– Можно ли сказать, что с течением времени всё меняется: одежда, причёски, чувства? – решил уточнить Михаил Потапович. – Что всё-таки остаётся неизменным, несмотря на то, какой век за окном: 18-й или 20-й? ? Как ты ответишь на этот вопрос?

С течением времени не всё меняется! Чувства людей, их любовь и привязанность к близким, желание заботиться о своих родителях и детях, тревога за них – это то, что остаётся неизменным.

– Давайте послушаем музыку Сергея Прокофьева – фрагмент из второго акта балета «Золушка», который называется «Большой вальс», – предложила Анишит Йокоповна.

? О чём же рассказывает музыка: Золушка уже попала на бал или ещё нет?

Музыка вводит нас в роскошный мир начавшегося бала.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.

4.7 / 5 ( 29 голосов )

Работа с литературой

Художник познакомился с поэтом Пушкиным, который предложил ему работу — проиллюстрировать сборник его сказок. Билибину понравилась эта идея, и он создал множество рисунков. Его наброски отражали содержание произведений. Сказки с иллюстрациями Ивана:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Сказка о царе Салтане»;
  • «Сказка о золотом петушке»;
  • «Руслан и Людмила».

Билибин тщательно работал над архитектурой, костюмами и внешним видом героев. Благодаря этим сказкам он смог поэкспериментировать со своим стилем. Некоторые иллюстрации напоминают картины Хокусая, другие похожи на лубочные изображения. Впоследствии Третьяковская галерея выкупила все рисунки, созданные для «Сказки о золотом петушке».

Книжки с иллюстрациями художника раскупали быстро. Они нравились читателям своей красочностью и многообразием рисунков. Но работа давалась ему тяжело. Каждая иллюстрация была создана в несколько этапов:

  • создание наброска;
  • перевод на кальку;
  • отрисовка на бумаге;
  • обводка контуров тушью;
  • цветная заливка акварелью.

Портрет Брюсова. 1906

Появился этот портрет благодаря тому, что уже окончательно потерявшему связь с реальностью Врубелю разрешили рисовать в недолгие минуты просветления.

Художнику по утрам позировал сам русский поэт, а чуть позже в больничную палату приходил художник Валентин Серов, и рисовал вечерами портрет самого Врубеля.

Так и вышло в одно время из-под кисти двух великих русских художников два портрета — поэта Валерия Брюсова и живописца Михаила Врубеля.

  • К образу Демона Врубель приступил ещё во время росписи Кирилловской церкви. В этом и проявилась противоречивая натура художника. Вырисовывая светлые образы ангелов на иконах, он в мастерской рисует эскизы демонов.
  • Во время работы над произведением художник часто менял первоначальный замысел. Так, на картине «Жемчужная раковина» появились образы морских царевен.
  • Скорее печальный факт, но душевные терзания и жизненные трагедии, в конечном счёте, привели Врубеля в психиатрическую больницу. Он начинал творческий путь с росписи Кирилловской церкви, стоящей на территории больницы, в больнице и закончил свой жизненный путь.
  • Картина «Демон поверженный» уже висела в галерее, а художник приходил и переписывал своего поверженного демона заново.
  • При жизни его не признавали как художника, над его работами посмеивались. Но однажды его друзья художники сделали большую выставку его картин… Врубеля признали, но было поздно, он уже был к тому времени тяжело болел.
  • Вечером перед смертью Врубель открыл окно и, вдыхая морозный воздух, произнёс «Едем в Академию!» На следующий день в Академии художеств началась панихида прощания с художником, а по округу разносился надгробный плач.

Врубель умер в 1910 году, а учёные и искусствоведы до сих пор ведут спор о его месте в отечественном и мировом искусстве. Но ясно одно — Михаил Александрович Врубель, словно комета, пронёсся по жизни, оставив свой неповторимый и яркий след на небосклоне российской и мировой культуры.

Окружённый людьми, он всю жизнь оставался одинок, проделав путь от отшельника-алхимика к пророку, своим творчеством намного опередив своё время, предсказав в своих картинах некоторые события своей жизни.

Цветы в синей вазе (1886)

Кстати, на topcafe.su вы можете посмотреть фотографии самых красивых синих цветов, которые легко могут украсить ваш сад или огород.

Дуэль Печорина с Грушницким (1891)

На этом мы заканчиваем нашу статью о самых знаменитых картинах Врубеля. Редакция TopCafe всегда рада вашим комментариям. Пишите ваши мысли о творчестве этого великого художника.

Биография Художника Ивана Билибина

Иван Яковлевич Билибин известен как талантливый художник, иллюстратор и создатель блестящих театральных декораций. Его творческий почерк отличается необычайной самобытностью и имеет много последователей.

Иван Яковлевич Билибин родился рядом с Петербургом, в селе Тарховка, 4 августа 1876 года. Его предками были купцы, родом из Калуги, патриоты и меценаты. Но отец, Яков Иванович выбрал профессию врача и служил на военном судне, затем возглавлял госпиталь и инспектировал императорский флот. По достижении 12 лет, Иван поступил в гимназию, с блеском её закончил и стал студентом юридического факультета в Петербурге.

Молодой человек учился старательно, успешно освоив курс, однако тайной его страстью всегда было рисование. Он не прекращал занятий живописью ни находясь в гимназии, ни позже, в университете. Даже ездил на втором курсе в Мюнхен, чтобы взять уроки у профессора Ашбе. С 1898 года учился у Репина и в этом же году окончательно определился с выбором своей живописной манеры, посетив выставку работ художника Васнецова. Впоследствии он только развивал и совершенствовал свой стиль, родившийся из романтического направления с национальными мотивами, основа которого — чёткий контур, динамичный рисунок с подробно выписанными деталями, яркая цветовая гамма.

С 1899 года Иван Билибин становится деятельным участником «Мира Искусства» Дягилева.

Иллюстрации к русским сказкам, которые вышли в свет в 1901 году, сразу же сделали его знаменитым, но ещё больше талант Билибина раскрылся в иллюстрациях к сказкам Пушкина, изданных следом и немедленно приобретённых Третьяковкой и Русским музеем.

Находясь в расцвете своих творческих сил, Билибин продолжал рисовать иллюстрации, создавать театральные костюмы и декорации, которые становились событиями в культурной жизни, занимался преподаванием.

После революции 1917 года уехал в Крым и далее в Египет, где даже расписывал православный храм. Будучи за границей, Билибин оформлял спектакли, иллюстрировал сказки, русские и французские, выполнял частные заказы. Его узнаваемые произведения в «стиле рус» были необыкновенно популярны.

В 1936 году художник решил вернуться на родину. Его окружили почётом, приняли в качестве профессора в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде и скоро дали степень доктора искусствоведения.

Умер Иван Яковлевич Билибин в 1942 году, 7 февраля, не пережив блокады.

Творчество

Людмилу Целиковскую еще студенткой зачислили в труппу театра Вахтангова. Ее дебютом стала работа в спектакле «Слуга двух господ». Затем снялась в фильме «Молодые капитаны». Эти роли прошли незаметно для зрителей, но режиссер Юдин пригласил молодую актрису в свою комедию «Сердца четырех» на роль Шурочки. Здесь она играла саму себя, как признавалась позже актриса. Это была ее самая любимая роль. Война помешала премьере фильма, на экраны он вышел в 1944 году. Картину зрители встретили с восторгом.

Почти одновременно молодая актриса снималась в картине «Антон Иванович сердится» в главной роли. Затем была работа в комедиях «Близнецы», «Мы с Вами где-то встречались». Во всех картинах она сама прекрасно пела и играла на пианино. Партнеры были в восторге от артистки, с нею легко и интересно работалось.

В «Повести о настоящем человеке» ее драматическая роль Зиночки стала поворотной в карьере. Это была работа творчески зрелого мастера.

В 1955 году вышел фильм «Попрыгунья». Ее работа была отмечена призом Венецианского кинофестиваля.

За работу «Иван Грозный» все артисты получили Сталинскую премию, кроме Целиковской. Власти ее наградами не отмечали, считали второстепенной актрисой.

В дальнейшем от ролей наивных барышень артистка отказывалась. Ее главным местом служения стал театр.

Она блистала в спектаклях «Мадмуазель Нитуш», «Великий государь», «Глубокие корни». Только в 1963 году актриса получила официальное звание Народной артистки.

Людмила Васильевна была верным, преданным и смелым другом. Когда началась травля Пастернака за роман «Доктор Живаго», она не побоялась публично его поддержать.

Всенародно любимая актриса скончалась в 1992 году.

Когда открывали памятник на ее могиле, на небе появилась радуга, как будто она улыбнулась всем своей лучезарной улыбкой. Вот такая она была, Людмила Целиковская, которая смогла пережить все трудные времена с улыбкой на лице и песней в душе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: