Иван семенович бугаевский-благодарный (богаевский) 1780–1860

Богаевский Константин Федорович (1872-1943)

С семи лет К. Ф. Богаевский не расставался с карандашом. Первым его художественным впечатлением была олеография «Извержение Везувия», случайно оказавшаяся у родителей.

В Феодосии юный художник брал уроки у знаменитого мариниста
И. К. Айвазовского. Правда, учеником мэтра его назвать трудно, потому что тот ограничивал преподавание предоставлением возможности копировать свои
картины.

 Богаевского не пугали трудности: с молодых лет он взял себе за правило ежедневно работать, искать формы и способ изображения, непрестанно проводя опыты на пленэре и в мастерской. Художник считал большой радостью весь день посвящать живописи.

 В 1891 г. Богаевский поступил в Петербургскую Академию Художеств, но довольно скоро выяснилось, что он не может попасть в «струю» принятой здесь методики обучения (копирование и рисование с гипсов). Не дожидаясь отчисления из Академии, он возвращается в Феодосию, но здесь молодой человек получает письмо, изменившее его судьбу, — сообщение о том, что
А. И. Куинджи заинтересовался его этюдами. Так он оказался у замечательного педагога, лелеявшего своеобразие талантов, мудрого «учителя жизни» (Н. К. Рерих), из мастерской которого вышли
А.А. Рылов,
Н. К Рерих, В.-К. Е. Пурвит, А. А. Борисов и др.

Вместе с Куинджи ученики совершают поездку по Европе.

 Первый самостоятельный творческий период Богаевского отмечен темной цветовой гаммой — палитрой мюнхенских художников. До 1904 г. он поглощен изображением трагической земли: в его пейзажах, как правило, низкий горизонт, что-то зловещее таится в старых развалинах или в земляных глыбах. Таковы «Древняя крепость» (1902), «Пустынная страна» и др. Далее полотна начинают представлять прямо-таки космические события и драмы: «Звезда-Полынь», «Генуэзская крепость» (обе 1906).

 Примерно к 1907 г. относится перелом в творчестве Богаевского. Как бы пройдя катарсис, он высветляет палитру своих полотен — они словно наполняются покоем, молитвенным состоянием духа. «Тихая равнина», «Раннее утро», «Розовый гобелен», «Страна великанов», «Жертвенники» и другие картины 1908-09 гг. отличаются светлой гармонией. Скорее всего этот перелом в творчестве и мировосприятии художника был связан с его женитьбой.

После путешествия в 1908-09 гг. в Италию и Грецию колорит картин Богаевского вновь меняется. Его переполняют впечатления от полотен итальянских мастеров — Маптеньи, Боттичелли, Беллини. Это пора зрелости художника. Многолетний повседневный труд принес свободу владения кистью. Богаевский всегда отделял работу с натуры, этюды от создания самой картины. Замысел зрел параллельно занятиям на пленэре, это был плод его раздумий, концентрация впечатлений, снов, фантазий.

Портрет великого князя Николая Павловича и великой княжны Анны Павловны в детстве. Не ранее 1825

Бугаевский-Благодарный И.С.Картон, масло35 х 28

Русский музей

Пост. в 1921 из ЭК Наркомвнешторга (Петроград); ранее — в собр. И. С. Бугаевского-Благодарного (Санкт-Петербург)

Аннотация

Копия портрета работы В. Л. Боровиковского, выполненного в 1797 и находящегося в ГМЗ «Павловск»
Николай Павлович (1796–1855) – великий князь, третий сын великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны, с 1825 – император всероссийский Николай I.
Правление Николая I характеризовалось тенденциями к централизации государственной власти. В 1826 было создано Третье отделение Собственной Е. И. В. канцелярии, призванное следить за политической благонадежностью подданных. Принятая на себя императором роль покровителя христианских народов, находящихся под властью мусульман, определяла восточное направление внешней политики. Русско-турецкая война (1828–1829) способствовала обретению независимости Греции (1830). Последние годы царствования Николая I были омрачены военными неудачами в Крымской войне (1853–1856). Военные успехи на первом этапе, главным из которых стало Синопское сражение (1853), в котором русская эскадра уничтожила турецкий флот, вскоре сменились тягостной чередой поражений, завершившейся падением Севастополя (1855).
Великая княжна Анна Павловна родилась 5 сентября 1795. Воспитание свое получила под руководством своей матери и графини Шарлоты Карловны Ливен. В 1816 была выдана замуж за принца Оранского Вильгельма, ставшего королем Нидерландским в 1840 под именем Вильгельма II. В Голландии Анна Павловна показала себя истинной дочерью императрицы Марии Федоровны: она всецело отдалась благотворительной деятельности. Для больных и раненых воинов она основала госпиталь и инвалидный дом и устроила до 50 приютов для бедных детей. Скончалась Анна Павловна 17 февраля 1865 и похоронена в православной церкви в Амстердаме, сооруженной императором Николаем I. От брака своего с Вильгельмом II Анна Павловна имела трех сыновей: принца Александра, короля Нидерландского Вильгельма III и принца Вильгельма-Фридриха-Генриха и дочь Вильгельмину-Марию-Софию-Луизу, вышедшую замуж за наследного принца Саксен-Веймарского Карла-Александра.

Биография автора

Бугаевский-Благодарный (Богаевский) Иван Семенович (Васильевич?) (1773, ? — 1859, ?)
Портретист, жанрист. В различных источниках встречается разное написание первой части фамилии и сведения об отечестве художника. С 1779 учился в ИАХ у С.С. Щукина, пользовался советами В.Л. Боровиковского. В 1822 — назначенных; в 1824 — академик за портрет профессора живописи А.И. Иванова (НИМРАХ). Писал иконы, исполнял сатирические рисунки.

Три бомбы

Богаевский остался в родном городе во время оккупации. И погиб при бомбардировке Феодосии советской авиацией 17 февраля 1943 года. Вот как описал эти ужасные события в своем дневнике феодосийский школьник Владимир Борисенко (ему тогда было 15). Итак, выдержка из дневника:

«17 февраля 1943 года. Среда.

Сегодня день особенный, траурный день…

Дома читал газету «Голос Крыма» за 13 число… Чтение было прервано сильной зенитной стрельбой. Дети подняли сильный крик.

Всего было сброшено три бомбы. Одна на базар, другая около тюрьмы, а третья на Войковой. На базаре результаты оказались особенно ужасными. Было убито около сорока человек. Вокруг разбитого балагана стояли целые лужи крови, валялись пальцы и кишки…

19 февраля 1943 года. Пятница.

Мы видели, как хоронили Богаевского… которому 17-го оторвало голову на базаре».

Феодосийский школьник не преувеличивал, художник действительно погиб такой ужасной смертью (говорят, что его голову даже найти не смогли). Константину Богаевскому было 72 года. Он не дожил до освобождения Феодосии всего два месяца…

Фото: www.tanais.info

Фото: www.tanais.info

Фото: tsvetayevs.org

Фото: www.tanais.info

Крымский календарь

13 января 1810. В Севастополе построено и спущено на воду первое боевое судно — корвет «Крым».

14 января 1922. На заседании президиума Совнаркома Крыма было принято решение о предоставлении Центральному музею Тавриды собственного помещения и о передаче здания, в котором тогда находился музей (нынешняя улица Горького), Госбанку.

15 января 1957. Скончалась Мария Павловна Чехова, сестра писателя, до последних дней жизни бессменный руководитель ялтинского Дома-музея Чехова. Похоронена рядом с матерью в Ялте на городском кладбище.

16 января 1918. В Симферополе состоялось заседание Совета рабочих и солдатских депутатов, в новом составе которого преобладали большевики и сочувствующие им. Специальной резолюцией Совет признал высшей властью в стране Совет Народных Комиссаров. Был избран новый состав Военно-Революционного Комитета во главе с Миллером. Ревком назначил комиссаров почты и телеграфа, продовольствия, банков, торговли и промышленности, санитарного отдела, по охране города.

17 января 1855. В Севастополь приехали шесть женщин, образовавших отделение сестер милосердия, во главе с Бакуниной.

18 января 1944. В Симферополе скончался академик батальной живописи Самокиш.

19 января 1781. В Финляндии в семье инспектора таможни родился Христиан Стевен, в будущем известный ботаник, садовод, доктор медицины и философии, основатель и первый директор Никитского ботанического сада.

Портреты Крыма

В советские времена Богаевского считали художником этнографическим, передавшим в работах особенности крымского пейзажа. Однако его виды Крыма не столько документ, сколько фантазия, современные искусствоведы называют Богаевского мастером «фантастического пейзажа». Эту особенность творчества художника четко обозначил еще Волошин, по сути, открывший глаза современникам на живопись Богаевского. По словам Волошина, Богаевский смог увидеть то, что снится древней крымской земле, и изобразить это на своих полотнах: «Земля, как и человек, способна видеть сны. Не растревоженная суетой современности, она неторопливо грезит о минувшем, о несбывшемся и о возможном, и сновидения ее достигают зрительной реальности миража… Неточно выражаются, когда говорят, что художник отражает и преображает пейзаж: не он изображает землю, а земля себя сознает в нем — его творчеством…

Киммерия — страна, опустошенная и печальная, каждый камень которой насыщен огромным безымянным прошлым, грезит свои фата-моргана в творчестве Богаевского».

Равнодушный к человеческой натуре Богаевский стал портретистом Крыма. И опять-таки, вряд ли кто-то сможет сказать об этом лучше, чем Волошин: «Богаевский первый стал писать Лицо Земли… Лицо Земли складывается геологически, так же, как человеческое лицо — анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем стихиями и людьми: знаками мгновений».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: