Гуго манизер: «у репина украли кисти, у чапаева увели пулемет»

Абстрактные 70-е

В 70-е поиски нового продолжились. Герхард Рихтер начал эксперименты с воздействием цвета на зрителя, обратившись к традициям абстракционистов. Был создан цикл картин под общим названием «Серое». Это были полотна с различными оттенками серого цвета, ставшего для художника любимым.

В цикле картин «Цвета» эксперименты продолжились: к серому цвету как основе Рихтер стал примешивать цветную палитру. В итоге им было получено свыше 4000 тонов, которые легли в основу серии полотен «Абстрактная живопись». В 1972-м Герхард стал триумфатором Венецианской биеннале, а спустя год прошла первая выставка в США.

Биография и творчество Герхарда Рихтера

Будущий художник появился на свет 8 февраля 1932 года в Дрездене. Глава семьи Герхарда Рихтера, учитель по образованию, в силу причин состоял в национал-социалистической партии. Трудно сказать, что молодой отец разделял взгляды Третьего Рейха, но, судя по всему, мужчина чувствовал вину за происходившее по вине его народа во время Второй Мировой войны и внушил это неприязненное чувство подрастающему сынишке. Позднее тема нацизма и войны будет прослеживаться в полотнах Герхарда Рихтера. А пока он просто подрастал на радость родителям Хильдегарде и Хорсту. В 1936 родители Герхарда Рихтера подарили мальчику сестричку Гизелу.

Герхард Рихтер в юности

Перебравшись на остров Райхенау, подальше от восточногерманских страстей, родители Герхарда Рихтера посвятили себя всестороннему образованию сына и дочери: отец обучал мальчика точным наукам, а мама погружала ребят в волшебным мир литературы. Задатки творческой одаренности Герхарда чувствовались уже в школьные годы. А после получения аттестата парень освоил специальность художника рекламы и декораций и устроился подмастерьем к художнику-оформителю.

Герхард Рихтер в молодости

Счастья поступить в Дрезденскую академию художеств с первого раза Рихтеру не представилось. Его работы сочли чрезмерно «буржуазными».

Мало-помалу начинающий художник начал осознавать, что его картины не смогут быть понятыми в нынешней политической обстановке. Ему попросту не давали возможностей для профессионального роста и самореализации.

В 1957, уже будучи женатым, Герхард Рихтер попросил политического убежища по другую сторону «стены» и переехал с женой в Дюссельдорф. Здесь для перспективного дарования открылись новые перспективы: он совершенствовался в живописи и фотографии, много путешествовал в поисках вдохновения, заводил интереснейшие знакомства, общался с коллегами, набираясь опыта.

Герхард Рихтер

К тому периоду относится его активность в сфере проб разных видов художественных техник: от откровенного поп-арта и абстракционизма до экспрессионизма и экспериментов с цветом.

Кадр из фильма о Герхарде Рихтере

Здесь особенно стоит обратить внимание читателя на целый проект под названием «Серое» состоящий из нескольких полотен, который возымел небывалый успех в среде истинных ценителей искусства

Цикл работ «Серое»

Позже появились серии видов на облака, горы, город, монохромные пейзажи и знаменитые «48 портретов» интеллектуалов.

Ретроспектива «48 портретов»

Переехав в Кельн, Герхард Рихтер подарил местному собору роскошный пиксельный витраж из мозаики.

Мозаичный витраж в Кельнском Соборе

Тогда же Рихтером были написаны наиболее известные работы «Чтение», «Бетти», «Мориц».

«Чтение»

Связь с Родиной

В творческом наследии этого художника Дрезден занимает особое, почетное место. Еще в 2006 году Герхард завещал свой архив государственным музеям Саксонии. В дополнение к двум залам в «Галерее новых мастеров», полностью отведенным под работы Рихтера, архив располагает полным собранием книг, каталогов, статей и рецензий, а также неопубликованных материалов художника. Это уникальное хранилище имеет право совместно с другими музеями организовывать выставки работ немецкого мастера.

Сегодня Герхард Рихтер — это… понятие. Искусствоведы дружно поклоняются его картинам, ценители искусства готовы платить за его работы миллионы, а молодые художники завидуют и его богатству, и тому перфекционизму, с которым он подходит к своему делу.

Герхард Рихтер

Родился в 1932 году в Дрездене. В возрасте 29 лет сумел эмигрировать в Западную Германию, успев, правда, отучиться в дрезденской Высшей школе изобразительного искусства («Hochschule für Bildende Künste Dresden»)

После эмиграции он начал экспериментировать в духе поп-арта с рекламными объявлениями и дорожными знаками, итог этих творческих поисков он и его соратники по творчеству называли «капиталистический реализм». Затем Г. Рихтер начал работать на стыке живописи и фотографии.

По данным справочника «Artindex 2014» Герхард Рихтер обладает рекордом в области личных прижизненных выставок — 1 256 экспозиций по всему миру. Нынешняя ретроспектива в Швейцарии в городе Риен (Riehen bei Basel) была организована известным швейцарским куратором Гансом Ульрихом Обристом (Hans Ulrich Obrist).

Фрагмент картины Г. Рихтера «Череп и свеча» размещен на обложке альбома «Daydream Nation» рок-группы «Sonic Youth». Художник отказался взимать с музыкантов деньги за использование его работы. Оригинал полотна находится в рабочей студии «Sonic Youth» в Нью-Йорке.

В рассказе американского писателя Дона Делилло «Looking for Meinhof» описывается встреча двух незнакомцев в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке «МОМА» у картины Г. Рихтера «October 18, 1977». Полотном Герхарда Рихтера обладает один из героев фильма «Список контактов» («Deception», 2008 г.).

В 2011-2012 годах была организована его обширная, но довольно мрачная ретроспектива под названием «Gerhard Richter: Panorama» в лондонском музее «Tate Modern».

Затем эта экспозиция была показана в берлинской «Новой Национальной галерее» («Neue Nationalgalerie») и в парижском «Центре Жоржа Помпиду» («Centre Georges Pompidou»). Нынешняя выставка в Швейцарии носит куда более светлый характер.

Семья

Отец — Генрих Матвеевич Манизер (1847-1925), российский художник

Брат — Манизер Генрих Генрихович, (1889-1917) , российский этнограф и языковед. Основные труды по этнографии и языкам индейцев Юж. Америки, собрал богатые этнографические коллекции.

Жена — Янсон-Манизер Елена Александровна (1890–1971), советский художник и скульптор.

Сын — Гуго, российский художник.

В честь скульптора назван завод художественного литья «Монументскульптура» (Санкт-Петербург, Растанный проезд, 1)

В 1965 году на киностудии «Центрнаучфильм» был создан фильм-портрет «Призвание скульптора» о Манизере (режиссёр Томберг, Владимир Эрнестович).

Биография

В — учился в Центральном училище технического рисования Штиглица, в — — в Рисовальной школе Общества передвижных выставок, в — — в Академии художеств. С  — на преподавательской работе.

С  — член Ассоциации художников революционной России.

Памятник Шевченко в Харькове () Манизера. Считается лучшим в мире памятником поэту

В — — председатель правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР.

Создал ряд памятников монументальной скульптуры, в том числе В. Володарскому на пр. Обуховской Обороны, «Жертвам 9 января 1905 года» на кладбище памяти жертв 9 января (бывшем Преображенском православном), Д. И. Менделееву во дворе Технологического института на Московском проспекте, памятник В. И. Ленину в Петрозаводске (арх. Ильин Л. А.), барельеф Пушкина на месте его дуэли, барельеф «Рабочий» на здании Петровского пассажа в Москве и другие.

Барельеф «Рабочий» на стене Петровского пассажа

С жил в Москве.

В 40-е годы скульптором была выполнена статуя А. С. Пушкина для нового здания вокзала в городе Пушкин (станция Детское село).

Большие монументальные работы Манизер осуществил для Московского метрополитена. Наиболее известна станция «Площадь Революции» (1939), где в низких углах арочных проходов размещены большие фигуры с атрибутами различных родов деятельности — пограничник с собакой, птичница с курицей, молодой рабочий с шестеренкой и т. д.

Умер М. Г. Манизер в 1966 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Надгробный памятник М. Г. Манизеру на Новодевичьем кладбище.

Во время Великой Отечественной войны передал присуждённую ему Сталинсккую премию в Фонд обороны:

«Атлас»

Под таким названием выставляются работы особенной выставки Рихтера. «Атлас» — это географическое собрание отображений земли для ориентации, которое между строк подразумевает ориентацию в многолетнем творчестве художника.

На выставке представлены эскизы, фотографии, газетные вырезки и рисунки, послужившие Герхарду источниками вдохновения, основой для его работ. «Я вижу 100000 ландшафтов, фотографирую лишь один из них, а рисую только несколько из ста сфотографированных», — так описывает Рихтер свою работу с обширным материалом и ограниченные возможности искусства.

Свои хранившиеся в многочисленных ящиках фотографии Рихтер впервые решил выставить в 1972 году в Голландии. С тех пор каждый последующий «Атлас» комплектуется и выставляется по-новому, в измененной форме. Выставка включает в себя более 700 мотивов, разбитых по темам и картинам и подготовленных к выставке собственноручно автором.

«Атлас» действительно помогает сориентироваться в творчестве мастера, а многим — понять, за что же специалисты так ценят его работы. По расположенным рядом друг с другом фотографиям легко проследить ход мысли художника-перфекциониста в его вечных поисках совершенства. Видя, как долго, как интенсивно он готовится, какую немалую работу проделывает для создания картины, поневоле проникаешься глубоким уважением к его творчеству.

definition — Манизер_Матвей_Генрихович

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Манизер, Матвей Генрихович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Матве́й Ге́нрихович Ма́низер (5 марта — 27 декабря ) — скульптор, народный художник СССР (), действительный член Академии художеств СССР (), вице-президент Академии художеств СССР (—), лауреат трёх Сталинских премий (), (), (). М. Г. Манизер создал ряд произведений, ставших классикой соцреализма. Член ВКП(б) c 1941 года.

Автор посмертной маски Сталина.

Биография

В — учился в Центральном училище технического рисования Штиглица, в — — в Рисовальной школе Общества передвижных выставок, в — — в Академии художеств. С  — на преподавательской работе.

С  — член Ассоциации художников революционной России.

Памятник Шевченко в Харькове () Манизера. Считается лучшим в мире памятником поэту

В — — председатель правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР.

Создал ряд памятников монументальной скульптуры, в том числе В. Володарскому на пр. Обуховской Обороны, «Жертвам 9 января 1905 года» на кладбище памяти жертв 9 января (бывшем Преображенском православном), Д. И. Менделееву во дворе Технологического института на Московском проспекте, памятник В. И. Ленину в Петрозаводске (арх. Ильин Л. А.), барельеф Пушкина на месте его дуэли, барельеф «Рабочий» на здании Петровского пассажа в Москве и другие.

Барельеф «Рабочий» на стене Петровского пассажа

С жил в Москве.

В 40-е годы скульптором была выполнена статуя А. С. Пушкина для нового здания вокзала в городе Пушкин (станция Детское село).

Большие монументальные работы Манизер осуществил для Московского метрополитена. Наиболее известна станция «Площадь Революции» (1939), где в низких углах арочных проходов размещены большие фигуры с атрибутами различных родов деятельности — пограничник с собакой, птичница с курицей, молодой рабочий с шестеренкой и т. д.

Умер М. Г. Манизер в 1966 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Надгробный памятник М. Г. Манизеру на Новодевичьем кладбище.

Во время Великой Отечественной войны передал присуждённую ему Сталинсккую премию в Фонд обороны:

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1941) — за памятник В. И. Ленину в Ульяновске
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за скульптуру «Зоя Космодемьянская»
  • Сталинская премия второй степени (1950) — за памятник академику И. П. Павлову в Рязани

Семья

Отец — Генрих Матвеевич Манизер (1847-1925), российский художник

Брат — Манизер Генрих Генрихович, (1889-1917) , российский этнограф и языковед. Основные труды по этнографии и языкам индейцев Юж. Америки, собрал богатые этнографические коллекции.

Жена — Янсон-Манизер Елена Александровна (1890–1971), советский художник и скульптор.

Сын — Гуго, российский художник.

В честь скульптора назван завод художественного литья «Монументскульптура» (Санкт-Петербург, Растанный проезд, 1)

В 1965 году на киностудии «Центрнаучфильм» был создан фильм-портрет «Призвание скульптора» о Манизере (режиссёр Томберг, Владимир Эрнестович).

Манизер Матвей Генрихович. Биография и творчество художника на Artonline.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: