Биография[ | код]
Родился в Нанте. Учился в парижской Школе изящных искусств, а также у Доминика Энгра и Ипполита Фландрена.
«Бал». 1880. Музей Орсе, Париж
В первый раз выставился в Салоне в возрасте 23 лет. В 1861 году выставил «Встречу Фауста и Маргариты», которая была приобретена государством для Люксембургской галереи
Первый период творчества художника характеризуется его вниманием к образам хорошеньких женщин, в частности, в серии работ, названной им La Femme a Paris.
Сражался на франко-прусской войне. Подозреваемый в сочувствии к коммунарам, уехал из Парижа в Лондон, где начал учиться гравюре у сэра Сеймона Хэдена, рисовал карикатуры для журнала Vanity Fair и писал многочисленные портреты и жанровые картины.
В 1870-х годах Тиссо встретил разведённую с мужем миссис Кэтлин Ньютон, которая стала его спутницей и натурщицей для многих его полотен. Она переехала в его дом и жила с ним до своего самоубийства в 1882 году в возрасте 28 лет из-за страданий от поздней стадии туберкулёза.
Художник покинул Париж, куда он вернулся после смерти Кэтлин Ньютон, и отправился в Палестину. Он обратился к основной теме своего творчества — созданию семисот акварелей, иллюстрирующих жизнь Иисуса и Ветхий Завет. В 1896 году серия из 350 рисунков по Новому Завету была выставлена в Париже, на следующий год — в Лондоне. Затем они были опубликованы парижской фирмой «Лемерсье», заплатившей за них 1 100 000 франков. Ныне коллекция из полутысячи рисунков, акварелей и картин маслом из этой серии находится в коллекции Бруклинского музея. Затем настала очередь ветхозаветных сюжетов, работой над которыми он продолжал заниматься до самой смерти.
8 августа 1902 года он скоропостижно скончался во Франции, в замке Бюйон фр. Château de Buillon — бывшем аббатстве, унаследованном от своего отца в 1888 году. Его могила находится в часовне, расположенной на территории замка.
Среди художников, формировавшихся под влиянием Тиссо, — Джордж Клаузен и Роман Сирера Рибера.
В художественных фильмах Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега для образа Ковчега Завета и Эпоха невинности для тем образа жизни картины художника послужили основой образов.
В первой половине 20-го века вновь возник интерес к его портретам модных дам, и примерно пятьдесят лет спустя они достигли рекордных цен.
Поздняя карьера
Париж-Ноэль 1886-1887
В 1885 году в Тиссо возродилась его католическая вера, что заставило его провести остаток своей жизни, создавая картины о библейских событиях. Многие из его друзей-художников скептически относились к его обращению, поскольку оно удобно совпало с возрождением французской католической церкви, реакцией на светское отношение Третьей республики Франции . В то время, когда французские художники работали над импрессионизмом , пуантилизмом и мазками тяжелым маслом, Тиссо двигался в сторону реализма в своих акварелях. Чтобы помочь в завершении библейских иллюстраций, Тиссо путешествовал по Ближнему Востоку в 1886, 1889 и 1896 годах, чтобы изучать пейзажи и людей. Его серия из 365 иллюстраций гуашью (непрозрачной акварелью), показывающих жизнь Христа, была показана критикам и восторженной публике в Париже (1894–1895 гг.), Лондоне (1896 г.) и Нью-Йорке (1898–1899 гг.), Прежде чем их купила Бруклинская компания. Музей в 1900 году. Они были опубликованы во французском издании в 1896–1897 годах и во французском издании в 1897–1898 годах, что принесло Tissot огромное богатство и известность. В июле 1894 года компания Tissot была награждена самой престижной медалью Франции — Légion d’honneur . Тиссо провел последние годы своей жизни, работая над картинами на сюжеты из Ветхого Завета. Хотя он так и не завершил серию, он выставил 80 этих картин в Париже в 1901 году, а гравюры после них были опубликованы в 1904 году.
Ранняя карьера
Круг на Королевской улице, сцена в Париже, вид с балкона отеля De Coislin с видом на площадь Согласия, 1868 год.
В 1856 или 1857 году Тиссо отправился в Париж, чтобы получить образование в области искусства. Во время пребывания у друга своей матери, художника Жюля-Эли Делоне , Тиссо поступил в Ecole des Beaux-Arts, чтобы учиться в мастерских Ипполита Фландрина и Луи Ламота . Оба были успешными лионскими художниками, которые переехали в Париж, чтобы учиться у Жана-Огюста-Доминика Энгра . Ламот обеспечил большую часть студийного образования Тиссо, и молодой художник учился самостоятельно, копируя работы в Лувре , как и большинство других художников того времени в ранние годы. Примерно в это же время компания Tissot познакомилась также с американцем Джеймсом Макнилом Уистлером., и французские художники Эдгар Дега (который также был учеником Ламота и другом Делоне) и Эдуард Мане .
В 1859 году компания Tissot впервые выставилась в Парижском салоне . Он показал пять картин со сценами из средневековья , многие из которых изображали сцены из Фауста Гете . Эти работы показывают влияние в его творчестве бельгийского художника Анри Лейса ( Ян Август Хендрик Лейс ), с которым Тиссо познакомился в Антверпене ранее в том же году. Другие влияния включают работы немецких художников Петера фон Корнелиуса и Морица Рецша . После того, как Тиссо впервые выставился в Салоне и до того, как он был награжден медалью, французское правительство заплатило 5000 франков за его изображение Встречи Фауста и Маргариты.в 1860 году, а в следующем году картина была выставлена в Салоне вместе с портретом и другими картинами.
Литература[ | код]
- Власов В. Г. Тиссо Жак-Жозеф, Джеймс // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 368. — 655 с., л. ил. — ISBN 5-88737-010-6. — OCLC .
- Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е. Германия. Англия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау. — СПб : Азбука-Классика, 2008. — С. 257, 407–408. — 480 с. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-91181-907-1.
- Tissot, James (Jacques Joseph) // Allgemeines Lexikon der bildenden Kunstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker : unter Mitwirkung von etwa 400 Fachgelehrten bearbeitet und redigiert von H. Vollmer, B. C. Kreplin, H. Wolff, O. Kellner : : in 37 Bd. / herausgegeben von Hans Vollmer. — Leipzig : E. A. Seemann, 1939. — Bd. 33 : Theodotos — Urlaub. — S. 219–220. — 600 S. — OCLC .
Биография
Художник Джеймс Тиссо родился в 1836 году в небольшом провинциальном городке Нант, на юге Франции, в зажиточной семье купца, построившего свой бизнес на продаже тканей. Отец будущего художника – Марсель Тиссо слыл человеком большого ума, и сразу заметил талант сына к рисованию. Мать Джеймса – Мари Дюран работала модельером, создавая различные фасоны дамских головных уборов, а также была вовлечена в семейный бизнес, который оказал немало влияние на будущую творческую концепцию Тиссо.
Выросший в атмосфере высокой моды и дорогих тканей, мальчик с ранних лет привык исключительно к богемному кругу общения, так как посетителями лавки отца и клиентами матери были далеко не последние люди элитного творческого круга Франции.
Ранний Джеймс Тиссо
Джеймс Тиссо до сих пор славится своими красотками в элегантных нарядах, окруженными пышной природой и мелкими собачонками.
Джеймс Тиссо. Леди в лодке. 1876. Частная коллекция.
По его картинам можно изучать моду XIX века. Пышные юбки. Эффектные шляпки. Банты и рюши.
Его работы можно смело использовать как пособие для создания костюмов к сериалу, действие которого происходит в ту эпоху.
Джеймс Тиссо. Букет сирени. 1875. Частная коллекция.
Но Тиссо не просто салонный художник. Он стремился идти в ногу со временем.
Вы обратили внимание, что его портрет в начале статьи написан Эдгаром Дега? Да, они одно время дружили. Правда потом поссорились
Тиссо дружил и с другими импрессионистами. Он тесно общался и с Клодом Моне, и с Ренуаром. И поэтому нет ничего удивительного в том, что часть его работ — это впечатления.
Он тоже останавливает мгновение, когда его героини что-то шепчут соседке или подносят ножку к камину для обогрева.
Джеймс Тиссо. Дымоход. Вторая половина XIX века.
А некоторые работы и вовсе похожи своими мотивами на картины коллег-импрессионистов.
У Тиссо есть работа «Подружка невесты». Она чем-то напоминает «Зонтики» Ренуара.
Слева: Джеймс Тиссо. Подружка невесты. 1883. Художественная галерея Лидса. Справа: Пьер Огюст Ренуар. Зонтики. 1881—1886. Национальная галерея Лондона.
А свою жену он однажды изобразил с зонтиком под необычным углом обзора — снизу. У Клода Моне есть подобный портрет первой жены Камилы.
Слева: Джеймс Тиссо. Миссис Ньютон с зонтиком. 1876. Частная коллекция. Справа: Клод Моне. На прогулке. 1876. Национальная галерея Вашингтона.
После подавления Красной Коммуны в Париже Тиссо уезжает в Англию. Он сочувствовал оппозиции, поэтому его могли за это привлечь.
В Англии его ждал оглушительный успех. Его умение показать красивую, наполненную хорошим вкусом жизнь буржуа приводила к нему массу клиентов.
Джеймс Тиссо. На Темзе. 1874. Частная коллекция.
Англичане до сих пор считают Тиссо своим художником. Гордятся им и любят его творчество. И даже размещают репродукции его работ на пачках знаменитой английской марки чая (очень популярной в России).
И вдруг… все это резко исчезает.
Судьбоносные знакомства
На занятиях, в музеях и поездках круг общения Матисса стремительно расширялся. В путешествии на остров Бель-Иль (остров Жозефины при Наполеоне I), живописное место летнего отдыха у побережья французской Бретани, Анри в 1896 году познакомился с Джоном Питером Расселом (1858-1930), художником-импрессионистом из Австралии. В следующем году знакомство укрепилось новой встречей и переросло в многолетнюю дружбу. Рассела Матисс считал своим учителем, важным на определённом этапе: он познакомил его с импрессионизмом, работами Ван Гога и, самое главное, разложил по полочкам аспекты теории цвета как основы будущих художественных предпочтений Матисса.
Старт без препонов
В 1896 году Анри Матисс предоставил пять картин в Салон Национального общества изящных искусств, покупателем двух из них стало государство, которое приобрело произведения для летней резиденции президента в городе Рамбуйе под Парижем. Это был успех, который прямиком привёл молодого живописца на должность члена-корреспондента Салона.
Из-под кисти художника в этот период преимущественно выходят пейзажи и натюрморты. Увлечённый красотами Бретани, живописец много пишет её прибрежные скалы и роскошные зелёные фермы. Выставленный в 1897 году импрессионистический «Стол с десертом» не имел особого успеха, что не повлияло на упорство художника в учёбе и стремление к профессиональному прогрессу. После смерти Гюстава Моро в 1899 году Анри покинул Школу изящных искусств и учился на курсах Каррьера, пробовал себя в скульптуре, затем нашёл ещё вечерние курсы – постоянная учёба премудростям и тонкостям художественного искусства была главным его стремлением.
Зрелая карьера [ править ]
Портрет Джеймса Тиссо Эдгара Дега, ок. 1866–67
Эмиль Перейр предоставил картину Тиссо « Прогулка по снегу» для международной выставки 1862 года в Лондоне; В следующем году три картины Тиссо были выставлены в лондонской галерее Эрнеста Гамбарта .
Джеймс Тиссо — Un Dejeuner
Примерно в 1863 году Тиссо внезапно переключил свое внимание со средневекового стиля на изображение современной жизни с помощью портретов. В этот период Tissot получил высокую оценку критиков и быстро стал успешным художником
Подобно современникам, таким как Альфред Стивенс и Клод Моне , Тиссо также исследовал японизм , включая японские предметы и костюмы в свои картины и выражающие влияние стиля. Дега написал портрет Тиссо тех лет (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), на котором он сидит под японским экраном, висящим на стене.
Все еще на вершине, 1873 г.
Tissot участвовал во франко-прусской войне в рамках импровизированной защиты Парижа, присоединившись к двум компаниям Garde Nationale, а затем в составе Парижской Коммуны . Его картина 1870 года Партия Карре» ( «Четверка» ) напоминает о периоде Французской революции. Либо из-за радикальных политических ассоциаций, связанных с Парижской Коммуной (к которой он, как полагали, присоединился в основном для защиты своего имущества, а не для общей идеологии), либо из-за лучших возможностей он уехал из Парижа в Лондон в 1871 году. В этот период Сеймур Хейден помог ему освоить технику травления. Работая карикатуристом у Томаса Гибсона Боулза , владельца журнала Vanity Fair , а также выставляясь в Королевской академии, Тиссо прибыл в Лондон с установленными социальными и художественными связями. Tissot использовала имя Coïdé в Vanity Fair с 1869 по 1873 год.
Тиссо быстро завоевал репутацию художника, изображающего элегантно одетых женщин в сценах модной жизни. К 1872 году Тиссо купил дом в Сент-Джонс-Вуд , районе Лондона, очень популярном среди художников того времени. Согласно Оксфордскому словарю искусства и художников , «в 1874 году Эдмон де Гонкур саркастически писал, что у него есть« студия с залом ожидания, где в любое время есть ледяное шампанское в распоряжении посетителей ».
Он стал членом Клуба искусств в 1873 году.
Картины Tissot очень понравились богатым британским промышленникам во второй половине 19 века. В 1872 году он заработал 94 515 франков — доход, которым обычно пользовались только представители высших слоев общества.
В 1874 году Дега попросил его присоединиться к ним на первой выставке, организованной художниками, которые стали известны как импрессионисты, но Тиссо отказался. Однако он продолжал быть близок с этими артистами. Берта Моризо посетила его в Лондоне в 1874 году, и он поехал в Венецию с Эдуардом Мане примерно в то же время. Он регулярно видел Уистлера, который оказал влияние на сцены реки Темзы в Tissot.
В 1875-186 годах Тиссо познакомился с Кэтлин Ньютон , разведенной женщиной, которая стала спутницей художника и частой моделью. Он написал ее офорт в 1876 году под названием « Портрет миссис Н.» , чаще называемый «Фрилез» . В 1876 году она родила сына Сесила Джорджа Ньютона, который считается сыном Тиссо. Она переехала в дом Тиссо в Сент-Джонс-Вуд в 1876 году и жила с ним до своей смерти на поздних стадиях чахотки в 1882 году. Тиссо часто называл эти годы с Ньютоном самыми счастливыми в своей жизни, временем, когда он мог осуществить свою мечту о семейной жизни.
После смерти Кэтлин Ньютон Tissot вернулась в Париж. Крупная выставка его работ состоялась в 1885 году в Galerie Sedelmeyer, где он показал 15 больших картин из серии под названием La Femme à Paris . В отличие от жанровых сцен с модными женщинами, которые он рисовал в Лондоне, эти картины представляют разные типы и классы женщин, представленные в профессиональных и социальных сценах. Работы также показывают повсеместное влияние японской гравюры, поскольку он использовал неожиданные ракурсы и обрамление из этой традиции. Он создал монументальный контекст в размерах полотен. Тиссо был среди многих западных художников и дизайнеров, на которых в то время оказали влияние японское искусство , мода и эстетика.
-
При полном солнечном свете , около 1881 года.
-
На Темзе, 1882 г.
-
La demoiselle de magasin
-
Вдовец, 1876 год.
-
Выздоравливающий , c. 1876 г.
-
В консерватории
-
Утомительная история
Поздняя карьера
Париж-Ноэль 1886-1887
В 1885 году в Тиссо возродилась его католическая вера, что заставило его провести остаток своей жизни, создавая картины о библейских событиях. Многие из его друзей-художников скептически относились к его обращению, поскольку оно удобно совпало с возрождением французской католической церкви, реакцией на светское отношение Третьей республики Франции . [ необходима цитата ] В то время, когда французские художники работали над импрессионизмом , пуантилизмом и масляными красками, Тиссо двигался в сторону реализма в своих акварелях. Чтобы помочь в завершении библейских иллюстраций, Тиссо путешествовал по Ближнему Востоку в 1886, 1889 и 1896 годах, чтобы изучать пейзажи и людей. Его серия 365 гуашей(непрозрачная акварель) иллюстрации, показывающие жизнь Христа, были показаны критикам и восторженной публике в Париже (1894–1895), Лондоне (1896) и Нью-Йорке (1898–1899), а затем были куплены Бруклинским музеем в 1900 году. Они были опубликованы во французском издании в 1896–1897 годах и во французском издании в 1897–1898 годах, что принесло Tissot огромное богатство и известность. В июле 1894 года Tissot был награжден самой престижной медалью Франции — Légion d’honneur . Тиссо провел последние годы своей жизни, работая над картинами на сюжеты из Ветхого Завета. Хотя он так и не завершил серию, он выставил 80 из этих картин в Париже в 1901 году, а гравюры после них были опубликованы в 1904 году.
- Иллюстрации к Библии
-
Сотворение мира , Еврейский музей (Нью-Йорк) , 1896 и 1902 годы.
-
Адам и Ева изгнаны из рая , между 1896 и 1902 годами
-
Ковчег переходит через Иордан между 1896 и 1902 годами.
-
Семь труб Иерихона, 1896 и 1902 годы
- Жизнь Христа
-
Святой Иосиф ищет жилье в Вифлееме
-
Иисус найден в храме
-
Крещение Иисуса
-
Иисус плакал
-
Наш Господь Иисус Христос
-
Распятие с креста
-
Воскресение
-
Моисей , акварель, около 1896–1902 гг.
Конец удовольствию – боль!
«Кажется, что слушаешь музыку, разъедаемую мыслями».Фрагмент из сборника рассказов «Дублинцы»
Безусловно, самой главной работой Джеймса Джойса является «Улисс» – полновесная энциклопедия модернизма, воплощенная на бумаге универсалия бытия и жизнеописание дублинского обывателя, переосмысливающее гомеровскую «Одиссею». Писатель корпел над этой книгой семь лет, с 1914 по 1921 годы. Изначальный замысел описания мирских трудностей, с которыми сталкивается ирландский буржуа и рогоносец, эволюционировал в затею о сотворении «дублинской версии Пер Гюнта», однако свой окончательный вид «Улисс» приобрел, когда Джойс впервые прочитал историю о возвращении царя Итаки домой после Троянской войны.
Смелым шагом стало использование в романе единства действия и времени: все события «Улисса» происходят в один день (ранее упомянутое 16 июня 1904 года) и проносят читателей через будни самых обыкновенных дублинских маргиналов. Без громоздких описаний, без портретных характеристик, без привычной экспозиции и диалогов. Писатель закидывает нас с места в карьер, прямиком в цепкие объятия простака Леопольда Блума, что скитается по родному городу, изрядно философствует, изрядно напивается и веселится на полную катушку.
Мэрилин Монро читает Джеймса Джойса
Двигаясь от раннего утра до глубокой (и ни разу не трезвой) ночи, герои романа косвенно повторяют путь Одиссея, а каждая из глав в весьма своеобразной манере заигрывает с разными литературными жанрами и приемами. Поначалу может показаться, что «Улисс» – крайне хаотичное произведение, однако первое впечатление, как это водится, обманчиво. Сам Джойс неоднократно подмечал, что заложил в свою книгу столько загадок, ребусов и отсылок, что искусствоведам всех стран понадобится, как минимум, сотня лет, чтобы разгадать их все.
Его «угрозы» не были лишены смысла, ибо и по сей день знатоки литературы пытаются с горем пополам структурировать «Улисса» и читают его между строк, вглядываясь в запутанный текст, порой не обремененный ни знаками препинания, ни последовательными мыслями. Стилистическая дисгармония, асимметричность повествования, лихие импровизации и непомерно огромное число интертекста сделали свое дело. Хроника дублинских попек, чьи временные и пространственные координаты остаются весьма условными, подчиняются закону аналогий, бросают вызов опостылому сюжетостроению и говорят об искусстве на языке искусства.
Последние годы
В 1941 году ухудшилось здоровье немолодого мастера. Перенеся тяжёлую операцию на кишечнике, художник мог проводить на ногах не более двух часов в день. Так прошли следующие 13 лет его жизни. Лидия, теперь помощница, сиделка и модель, всегда была рядом. Прося у доктора перед операцией ещё 3-4 года жизни, Матисс торопился, такое громадьё планов у него было. Этот период оказался очень тяжёлым: Вторая мировая война и связанные с ней дикие волнения за родных сводили с ума (к счастью, все остались живы), собственные физические страдания не давали спать. Но мэтр упорно работал, создав великолепные шедевры: иллюстрации к книге «Джаз» (1943-1947), эскизы витражей Капеллы Чёток в Вансе (1947-1951), картины. Последней работой мастера стал макет оконного витража для Нью-Йоркской церкви, который заказал в 1954 году Нельсон Рокфеллер.
Анри Матисса не стало 3 ноября 1954 года, спустя два дня после микроинсульта. Перед смертью всё понимающая Лидия Делекторская, скрепя сердце, нежно шутила, а мастер улыбался.
Академия Матисса
К тому времени у Матисса были уже поклонники, влиятельные меценаты, которые убедили художника основать свою школу живописи – знаний и умений накоплено уже предостаточно, надо ими делиться. В 1908 году Академия Матисса приняла первых учеников, французов и иностранцев. Анри давал уроки совершенно бесплатно – художник решил, что деньги могут стать препятствием, если вдруг придётся прекратить занятия временно или совсем. Число учеников росло вместе с популярностью художника, он успешно стал продавать свои творения коллекционерам. Выбирает время для путешествия в Германию, принесшее ему полезные знакомства среди ценителей искусства – теперь кроме Сары Стайн поклонниками Матисса стали Иван Морозов, Сергей Щукин. Возросший спрос на произведения Анри Матисса заставляет его сделать выбор в пользу творчества, на преподавание времени не остаётся. Летом 1910 года академия была закрыта.
Матисс завоёвывает заграницу
Выполнив заказы для русских коллекционеров, в 1911 году Матисс по приглашению побывал в Москве и Санкт-Петербурге, где его встретили очень тепло. Мастер, со своей стороны, также был тронут восторженным приёмом и в интервью журналистам признавался в особой вере в русское искусство и русский народ.
С этого времени материальные трудности забылись. Художник много путешествует по Испании, снова Германии, Марокко, начинает выставляться за границей (в 1912-м в США).
Личная жизнь
10 января 1898 года Матисс женился на Амели Парейр, с которой познакомился всего три месяца назад на свадьбе друга (Амели была подружкой невесты, Анри шафером). Амели тогда сразу влюбилась в бойкого бородача. Недолгие романтические отношения завершились бракосочетанием, причём после признания Матисса, что на первом месте для него всегда будет живопись. Ничего странного – у Амели была мечта посвятить всю жизнь чему-то возвышенному и значительному. Так и случилось – она стала надёжной помощницей, женой и другом художника, в первые же годы совместной жизни, в 1899 и 1900 годах, родила ему двух сыновей, Жана-Жерара и Пьера. Кроме того, в семью взяли Маргариту, незаконнорожденную дочь художника, появившуюся на свет в 1894 году от модели живописца Каролины Жобло.
использованная литература
Цитаты
- ^ a b c d e f g h i j k l Матияшкевич, Кристина (2011). «Тиссо, Жак Жозеф (1836–1902)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. DOI : 10.1093 / исх: odnb / 68966 . Проверено 5 июля 2014 года . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ «Джеймс Тиссо» . Тейт.
- ^ «Католическая энциклопедия: Джеймс Тиссо» . newadvent.org .
- ^ «Портрет Джеймса-Жака-Жозефа Тиссо» .
- ^ «Приобретения месяца: декабрь 2018» . Журнал «Аполлон» . 11 января 2019.
- ^ a b c d Misfeldt, Willard E., «Tissot, James» , Grove Art Online, Oxford Art Online , Oxford University Press , получено 5 июля 2014 г.
- Перейти ↑ Chisholm, Hugh, ed. (1911). «Тиссо, Джеймс Жозеф Жак» . Британская энциклопедия . 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 1015–1016.
- ^ «Джеймс Тиссо: Чай (1998.170) — Хейлбрунн Хронология истории искусств» . Метрополитен-музей.
- ^ Рой Т. Мэтьюз; Питер Меллини (1982). В «Ярмарке тщеславия» . Калифорнийский университет Press. п. 32. ISBN 978-0-85967-597-0.
- ^ «Coïdé» . ChrisBeetles.com .
- ^ 26 работ Джеймса Тиссо или после него , Art UK : см. Расширенный Оксфордский словарь искусства и биографию художников в разделе «Профиль художника».
- ^ По Жюль Claretie в своей книге L’Art français ан 1872 году и Филипп Берти (1830-1890) в Japonisme III: La Renaissance Littéraire и др artistique
- ^ «Определение японизма и перевода» . Le Dictionnaire . Дата обращения 5 июня 2014 .
- ^ «Японизм» . Dictionary.com . Дата обращения 5 июня 2014 .
- ^ «На Темзе» . Атенеум . Проверено 5 июля 2014 года .
- ^ Бруклинский музей. «Джеймс Тиссо» . Проверено 3 мая 2011 года .
- ^ Еврейский музей. «Джеймс Тиссо» . Архивировано из оригинального 18 -го сентября 2012 года.
Общие источники
- Биография Tissot с последней информацией о Кэтлин Ньютон
- Мисфельдт, Уиллард Э. «Тиссо, Джеймс » в Oxford Art Online .
- Вентворт, Майкл. «Джеймс Тиссо». Оксфорд: Clarendon Press, 1984. Печать
- Вуд, Кристофер. «Тиссо: жизнь и творчество Жака Жозефа Тиссо 1836–1902». Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1986. Печать.
- Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). Тиссо, Джеймс Жозеф ЖакБританская энциклопедия . 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
Шедевры художника-целителя
Да, сам мастер говорил, что своей живописью стремится создать, образно говоря, «удобное кресло для надорванного, изнурённого человека», измученного войной, безработицей и болезнями, чтобы подарить ему минуты счастья и гармонии с миром. Человеку и в наш век нужна такая передышка. К счастью, у художника более тысячи произведений, среди которых любой современный зритель найдёт что-то особенное для услады уставших глаз и успокоения расшатанных нервов.
Самые известные картины Матисса:
- «Женщина в шляпе» (1905);
- «Радость жизни» (1906);
- «Танец» (1910);
- «Красные рыбки» (1912);
- «Натюрморт с цветами и виноградом» (1922);
- «Парижский танец» (1931-1933);
- «Женщина в фиолетовом халате» (1937);
- «Голубая обнажённая» (1952);
- Картины разных лет, в названиях которых упоминается одалиска.
Всю жизнь художник искал настоящую гармонию, эти труды принесли яркие, как его краски, плоды: он стал всемирно известным мастером цвета, произведения которого – гордость музеев и частных коллекций по всему свету.
Откровенность яркого «Танца»
Биография художника Анри Жюльена Фелиса Руссо
Рыбки Анри Матисса
Ранние годы
Жак Тиссо родился в городе Нант во Франции.и провел там свое раннее детство. Его отец, Марсель Теодор Тиссо, был успешным торговцем тканями. Его мать, Мари Дюран, помогала мужу в семейном бизнесе и создавала шляпы. Набожная католичка, мать Тиссо с юных лет прививала будущему художнику благочестивую преданность. Молодость Тиссо, проведенная в Нанте, вероятно, способствовала его частому изображению кораблей и лодок в его более поздних работах. Считается, что участие его родителей в индустрии моды повлияло на его стиль живописи, поскольку он детально изображал женскую одежду. К 17 годам Тиссо знал, что хочет заняться живописью как карьерой. Его отец выступал против этого, предпочитая, чтобы его сын занимался бизнесом, но молодой Тиссо заручился поддержкой матери в выбранном им призвании. Примерно в это времяон начал использовать данное имя Джеймс. К 1854 году он был широко известен как Джеймс Тиссо; он, возможно, принял его из-за его растущего интереса ко всему английскому.
«Странные маски» (1892)
Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Джеймс Энсор. Странные маски. 1892 год
Художником масок назвал Энсора в 1908 году знаменитый бельгийский писатель Эмиль Верхарн, издавший одну из ранних монографий о живописце. Страшные личины Энсора — это диалог с испанским романтиком Франсиско Гойей. В серии Гойи «Капричос» подпись под гласит: «Свет — тот же маскарад. <…> Все обманывают друг друга, и никого не узнаешь». Кажется, что Энсор добавляет: «Да никаких людей, впрочем, и нет». Под одеждами и масками нет настоящей плоти, как будто куклы этого страшного балаганчика заменили людей. За окном развеваются штандарты — очевидно, там происходит празднество. Но эти ряженые находятся внутри странной белой комнаты. Слева узнаваемый персонаж — это Пьеро, чей образ со времен романтиков В 1846 году писатель Шанфлери опубликовал пантомиму «Пьеро, слуга смерти».и мима Дебюро Жан-Батист-Гаспар Дебюро (1796–1846) — французский мим, создатель образа современного Пьеро. стал означать надломленного и ранимого человека, который мучается от несовпадения с окружающим миром. Более того, Пьеро стал спутником смерти. Друг Энсора поэт, художник и критик Теодор Ханнон создал (с бельгийским хореографом Йозефом Хансеном) в 1886 году балет-пантомиму «Pierrot macabre» («Ужасный Пьеро»), где главный герой умирает и воскресает, как Христос. Здесь образ Пьеро скорее не трагически-печальный, а зловещий: он держит коптящую свечу, символизирующую финал — праздника, спектакля, да и самой жизни. Однако эта жизнь присутствует в красках — если посмотреть на картину издалека, то она напоминает что-то вроде яркого белья, которое сушится на веревке. Пестрота и нарядность контрастируют с жуткими масками. Праздник цвета — и смерть, все рядом. Очень в духе символизма, но и экспрессионисты с их драматическими полотнами уже близко.
Видеоэкскурсия по коллекции Энсора в Mu.ZEE, ОстендеРассказывает Мике Мелс, куратор Mu.ZEE
«Вход Христа в Брюссель в 1889 году» (1888)
Музей Гетти, Лос-Анджелес
1 / 5
Джеймс Энсор. Вход Христа в Брюссель в 1889 году. 1888 год J. Paul Getty Museum
2 / 5
Джеймс Энсор. Вход Христа в Брюссель в 1889 году. Фрагмент. 1888 год Mu.ZEE, Oostende / artinflanders.be / photo: Danny de Kievith
3 / 5
Джеймс Энсор. Вход Христа в Брюссель в 1889 году. Фрагмент. 1888 год Mu.ZEE, Oostende / artinflanders.be / photo: Danny de Kievith
4 / 5
Джеймс Энсор. Вход Христа в Брюссель в 1889 году. Фрагмент. 1888 год Mu.ZEE, Oostende / artinflanders.be / photo: Danny de Kievith
5 / 5
Джеймс Энсор. Вход Христа в Брюссель в 1889 году. Деталь. 1888 год Mu.ZEE, Oostende / artinflanders.be / photo: Danny de Kievith
Главная картина Энсора (и огромная — более четырех метров в ширину!) выглядит совершенно безумно, особенно для 1888 года. Сюжет фантастический: Христос на осле въезжает не в Иерусалим, а в Брюссель, забитый до отказа народом. Народ этот выглядит как сборище масок: там и военный оркестр, и представители власти (епископ, мэр), и политическая демонстрация, и карнавал. В этой мешанине Христа почти не видно, его замечают только монструозные существа в духе Босха, которые собрались вокруг. Это самое сложное произведение художника, и у него множество расшифровок. Здесь есть и отсылка к толпам людей на картинах Брейгеля, и политика — ведь совсем недавно, в 1886 году, состоялись восстания рабочих в Льеже, а в Брюсселе прошел социалистический марш. 1889 год — сто лет со дня Французской революции, а Брюссель — место, куда эмигрировали некоторые участники Парижской коммуны 1871 года. Друзья и соратники Энсора в это время близки анархизму; а хорошо знакомый с участниками Общества XX Эдмон Пикар, социалист и редактор авангардного журнала L’art moderne («Современное искусство»), в 1886 году пишет, что пришло время, когда интеллектуалы должны «окунуть свои перья в красные чернила».
Но на картине не революция, не марш, не религиозная процессия, а полный хаос. Маски лезут друг на друга, пространство сплющивается и изгибается, общество потеряло иерархию. Персонажи похожи на копошащихся микробов — ими, а также насекомыми Энсор заинтересовался после знакомства с семьей физика Эрнеста Руссо. Он и его жена, миколог Мариэтта Ханнон-Руссо, собирали у себя в Брюсселе общество интеллектуалов. Энсор был под большим впечатлением от дружбы с семейством, а наблюдения через микроскоп с помощью Мариэтты дали ему новый визуальный опыт.
Лозунги на картине создают дополнительные акценты: сверху написано «Vive La Sociale» La Sociale — газета Парижской коммуны., что расшифровывается как «Да здравствует социальная революция!» (или республика) — так звучал лозунг во время маршей социалистов и анархистов во Франции и Бельгии. Другие надписи: «Идеологические фанфары всегда успешны», «Да здравствует Иисус, король Брюсселя!» (настоящий король Бельгии в это время — Леопольд II, известный своей жестокой политикой в Конго). Энсор очень чуток к слову и известен своими эссе и речами, крайне эмоциональными, цветистыми и парадоксальными. Надписи и лозунги роднят картину с газетной карикатурой, здесь же есть издевка над Обществом XX, с которым у Энсора были постоянные разногласия: слева персонажи извергают нечистоты на надпись «XX». Энсор описывает состояние целого общества — «все озверели»: епископы, военные, художники, верующие. И все в этом озверении равны. Чем не тема для всего XX века?
В 2010 году в остендском Mu.ZEE появилась шпалера — копия картины, созданная по замыслу самого Энсора. Оказалось, что его плоскостное «коллажное» решение для ткачества подходит просто идеально. Картина-оригинал сопровождала художника до конца жизни, он не хотел с ней расставаться.