Наследие [ править ]
Мемориальная доска в Донецке, где работал Гроссман в начале 1930-х годов.
Впервые « Жизнь и судьба» была опубликована на русском языке в 1980 году в Швейцарии, благодаря коллегам-диссидентам: физик Андрей Сахаров тайно сфотографировал черновики страниц, сохраненные Семеном Липкиным , а писатель Владимир Войнович контрабандой вывез фотопленки за границу. Два диссидента-исследователя, профессора и писателя, Ефим Эткинд и Шимон Маркиш перепечатали текст с микрофильма с некоторыми ошибками и неверными прочтениями из-за плохого качества. Книга была наконец издана в Советском Союзе в 1988 году после того , как Михаил Горбачев инициировал политику гласности.. Текст был снова опубликован в 1989 году после того, как после первой публикации появились новые оригинальные рукописи. «Все потоки» также было опубликовано в Советском Союзе в 1989 году и переиздано на английском языке с новым переводом Роберта Чендлера в 2009 году. For a Just Cause впервые было опубликовано на английском языке в 1985 году; пересмотренный перевод на английский язык Роберт Чандлер был опубликован в 2006 году и широко хвалили, описывается как «Второй мировой войны войны и мира .
«Жизнь и судьба» отчасти считается автобиографическим произведением. Роберт Чендлер написал в предисловии к изданию Harvill, что его главный герой, Виктор Штрум, «является портретом самого автора», отражающим, в частности, его страдания по поводу убийства его матери в Бердичевском гетто. Глава 18, письмо от матери Штрума, Анны, была инсценирована для сцены и фильма как «Последнее письмо» (2002) режиссера Фредерика Уайзмана с Кэтрин Сэми в главной роли . Чендлер предполагает, что аспекты характера и опыта Штрума основаны на физике Льве Ландау . Поздний роман Все течет, в свою очередь, особенно известен своим тихим, непринужденным, но в то же время ужасающим осуждением советского тоталитарного государства: работой, в которой Гроссман, освобожденный от забот о цензуре, честно говорил о советской истории.
Некоторые критики сравнивают романы Гроссмана с творчеством Льва Толстого .
Краткая биография Дмитрия Григоровича
Григорович Дмитрий Васильевич (1822—1900), писатель.
Родился 31 марта 1822 г. в селе Черемшан (ныне в Ульяновской области).
Отец Григоровича был помещиком, отставным гусаром, мать — французской аристократкой, дочерью погибшего на гильотине роялиста. Отец рано умер (1830 г.); до восьми лет мальчик воспитывался дома, следующие четыре года— в Московском французском пансионе Монигетти. Затем Григорович учился в петербургском Главном инженерном училище (1836—1840 гг.), а разочаровавшись в точных науках, некоторое время занимался в Академии художеств.
Служил в Дирекции императорских театров.
В училище Григорович познакомился с Ф. М. Достоевским, что сказалось на пробуждении в нём тяги к литературе. В 1844 г. он жил на одной квартире с Достоевским и был первым читателем повести «Бедные люди».
В середине 40-х гг. XIX в. Григорович принял участие в издаваемых Н. А. Некрасовым альманахах «Физиология Петербурга» и «Первое апреля».
Опубликованная в 1846 г. в журнале «Современник» повесть «Деревня» сразу создала Григоровичу литературное имя, а другая повесть — «Антон-Горемыка» (1847 г.) сделала его знаменитым. Оба произведения написаны в духе так называемой натуральной школы: в них выражены критическое отношение к дворянству, любовь к крестьянам и протест против их угнетённого положения.
После успеха писатель продолжил сотрудничать в «Современнике» и рассказывать о народной жизни: повести «Капельмейстер Сусликов» (1848 г.), «Похождения Накатова, или Недолгое богатство» (1849 г.), «Свистулькин» (1855 г.); роман «Просёлочные дороги» (1852 г.) и др. В 1855 г. Григорович выступил против Н. Г. Чернышевского (повесть «Школа гостеприимства»); в 1860 г. он вышел из состава редакции «Современника».
В 1858—1859 гг. по поручению Морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в цикле очерков под общим заглавием «Корабль „Ретвизан”» (1859— 1863 гг.).
В начале 60-х гг. Григорович практически прекратил собственную литературную деятельность и занимался делами Общества поощрения художников, секретарём которого он был.
Благодаря его энергии при Обществе возникла рисовальная школа, художественный музей, библиотека, мастерские. За долголетние труды Дмитрий Васильевич получил чин действительного статского советника и пожизненную пенсию.
В 1883 г. после долгого перерыва вышла повесть «Гуттаперчевый мальчик» о трагической судьбе маленького акробата. Ценный мемуарный материал содержат «Литературные воспоминания» Григоровича, созданные в 1892—1893 гг.
http://greatrussianpeople.ru/info4287.htmlhttp://www.syl.ru/article/331764/grigorovich-dmitriy-vasilevich-biografiya-i-foto-samyie-izvestnyie-proizvedeniyahttp://citaty.su/kratkaya-biografiya-dmitriya-grigorovicha
Дуа Липа
Карьера Дуа еще даже не подошла к пятилетнему рубежу, но это не значит, что она не может быть одной из самых популярных певиц Европы. Ее первый альбом Dua Lipa вышел в 2017 году. Безусловно, это был успех. Он сразу занял третье место в чарте альбомов Великобритании, возглавил чарт синглов Великобритании, даже выиграл несколько премий Brit Awards. Успешно зарекомендовав себя в музыкальной индустрии, Дуа до сих пор выпустила только два альбома. Второй альбом Future Nostalgia добился международного успеха в 15 странах. Дуа получила за свой второй альбом премию Грэмми за лучший вокальный поп-альбом. Восходящая звезда выпустила несколько хитов в ушедшем 2021 году.
Литература
Находясь на университетской скамье, Василий Семенович (псевдоним Иосифа Соломоновича) взялся за чернильницу и перо и начал сочинять рассказы и небольшие произведения. Незадолго до окончания учебного учреждения Гроссман начал свою творческую биографию, опубликовав летом 1928 года две небольшие статьи в «Нашей газете» и «Правде».
Писатель Василий Гроссман
В жизни Василия Семеновича случилось так, что ему пришлось выбирать между научной деятельностью и литературой, но молодой человек детально выразил свою позицию в письме отцу, в котором объяснил, почему отдает предпочтение писательскому труду.
Рассказ о Гражданской войне под названием «В городе Бердичеве» (1934) стал дебютной художественной публикацией Василия Семеновича. Далее начинающий литератор заручился поддержкой знаменитого автора пьесы «На дне» Максима Горького и издал повесть «Глюкауф», повествующую о шахтерах Донбасса.
Василий Гроссман в кабинете
Лавры почета, которые достались Владимиру Семеновичу, только укрепили веру в его творческое дарование, поэтому мастер слова начинает трудиться в ускоренном режиме. Таким образом, с 1935 по 1937 годы издавались сборники рассказов Гроссмана, а немного позже свет увидела знаменитая эпическая трилогия о Первой мировой войне «Степан Кольчугин» (1940).
В 1952 году Василий Семенович Гроссман работает над дилогией «За правое дело», а с 1950 по 1959 годы начинает трудиться над романом в жанре соцреализма «Жизнь и судьба», который рассказывает о кровавых событиях Великой Отечественной войны.
Книга Василия Гроссмана
Примечательно, что в этой книге Гроссман рассматривает не только столкновение двух стран, но и повествует о конфронтации человеческой доброты и ненависти к врагам, внушаемой властью.
Например, Василий Семенович описывает, как немцы, относящиеся к советским гражданам как к людям второго сорта, попав в окружение под Сталинградом, становятся такими же голодающими и замерзающими смертными, и одна из героинь произведения неожиданно для себя делится кусочком хлеба с немецким офицером.
Но стоит сказать, что подобное развитие сюжета, а также резкая критика сталинизма (роман был написан после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина) позволили вышестоящим инстанциям признать произведение Гроссмана антисоветским. В 1961-м году рукопись Василия Семеновича и все черновики были изъяты из его квартиры Комитетом государственной безопасности. Мастер слова, пытаясь спасти свое детище, написал письмо Никите Сергеевичу Хрущеву, в котором просил вернуть свободу своей книге:
Но все попытки Гроссмана были обречены на фиаско, ибо Михаил Андреевич Суслов, даже не прочитав романа, заявил, что в ближайшие 200-300 лет о публикации не может быть и речи. И только в 1980-м году книга «Жизнь и судьба» благодаря публикации в Швейцарии смогла выйти из — за беспросветного политического занавеса.
Конфликт с советской властью [ править ]
Гроссман участвовал в собрании Черной книги , проекте Еврейского антифашистского комитета по документированию преступлений Холокоста. Послевоенное подавление Черной книги советским государством потрясло его до глубины души, и он начал сомневаться в собственной лояльной поддержке советского режима. Сначала цензоры приказали внести изменения в текст, чтобы скрыть антиеврейский характер зверств и преуменьшить роль украинцев, которые работали с нацистами как полицейские . Затем, в 1948 году, советское издание книги было полностью списано. Семен Липкин писал:
Гроссман также подверг критике коллективизацию и политические репрессии в отношении крестьян, приведшие к трагедии Голодомора . Он писал, что «Указ о хлебозаготовках требовал, чтобы крестьяне Украины , Дона и Кубани были умерщвлены голодом, умерщвлены вместе с их маленькими детьми».
Из-за преследований со стороны государства при его жизни было опубликовано лишь несколько послевоенных работ Гроссмана. После того, как он представил для публикации его опус , роман Жизнь и судьба (Жизнь и судьба, 1959), то КГБ совершили налет на его квартиру. Были изъяты рукописи, копии, записные книжки, а также копии машинисток и даже ленты для пишущих машинок . Руководитель идеологии Политбюро Михаил Суслов заявил Гроссману, что его книга не может быть издана в течение двух-трехсот лет:
Гроссман писал Никите Хрущеву : «Какой смысл мне быть физически свободным, когда арестовывают книгу, которой я посвятил свою жизнь … Я не отказываюсь от нее … Я прошу свободы для моей книги». Однако « Жизнь и судьба» и его последний крупный роман « Все течет» (Все течет, 1961) посчитали угрозой Советской власти и остались неопубликованными. Гроссман умер в 1964 году, не зная, будет ли когда-либо его величайшее произведение прочитано публикой.
Упоминание книг автора:
- Рекомендации профессора Е. В. Жаринова Подборки
- Список запрещенных книг или цензурная история мировой литературыПодборки
- Исторические книги, которые стоит прочитатьПодборки
- Непопулярные книги о Великой Отечественной войнеПодборки
- ТОП-10 книг о Второй Мировой ВойнеПодборки
Цитаты из книг автора
Жизнь и судьба
•<p>Нужно задуматься над тем, что должен пережить и испытать человек, чтобы дойти до счастливого сознания скорой казни. Об этом следует задуматься многим людям, особенно тем, кто склонен поучать, как следовало бороться в условиях, о которых, по счастливому случаю, этот пустой учитель не имеет представления.</p>
Все течет…
•<p>Если хочешь называться царём вселенной, то надо научиться уважать даже вот этого дождевого червя.</p>В. Гроссман «Тиргартен»
Все течет…
•<p>В свободе — богатство жизни, она отличается от нищеты рабского существования, как просто неба отличается от решётчатого куба оцинкованной решётки.</p>В. Гроссман «Тиргартен»
Все рецензии
Детство и юность
Будущий писатель появился на свет 14 сентября 1905 года в историческом городе Бердичеве, что в Житомирской области. Эта местность была богата мебельными фабриками, сахарными и кожевенными заводами. Гроссман часто вспоминал Бердичев и отзывался о городе как о месте, которое не утратило атмосферы добродушия и наивности, несмотря на тесноту, грязь и голод.
Иосиф Соломонович (настоящее имя литератора) рос и воспитывался в интеллигентной семье еврейского происхождения. Родители писателя с самого рождения хотели «закодировать» своего отпрыска на успех, назвав его именем Иосиф, которое носит сакральный характер и буквально переводится «Бог да воздаст». Но в доме ребенка называли ласково Йосей, а позже это имя превратилось в Васю, что впоследствии и стало творческим псевдонимом автора повести «Все течет…»
Василий Гроссман в детстве с мамой
Главный кормилец в доме Соломон Иосифович был выходцем из семьи хлеботорговца, в 1901 году окончил Бернский университет, который находится в столице Швейцарии. Получив образование, отец писателя трудился инженером-химиком. До 1906 года Гроссман-старший состоял во фракции меньшевиков, сменил не одно рабочее место, трудился на многих шахтах страны, в том числе и в Донецком угольном бассейне.
Его супруга Екатерина Савельевна и по совместительству мать Иосифа преподавала в местной школе французский язык, прививая своему чаду любовь к литературе Пятой республики. Поэтому неудивительно, что Гроссман знал наизусть произведения Мюссе, Мопассана и Доде.
Василий Гроссман в молодости
К сожалению или к счастью, отец и мать писателя решили пожить порознь и подали на развод, а маленький мальчик остался на попечении Екатерины Савельевны (однако в 1921-м жил у отца в Киеве). В 1912 году Иосиф вместе с матерью уехал в Швейцарию, получал начальное образование в средней школе, находящейся в Женеве.
Через год небольшое семейство перебралось в Лозанну, а в 1914 году Гроссман оказался в Киеве, где юноша поступил в Киевское реальное училище 1-го общества преподавателей и учился там до 1919 года. Далее, в 1921-ом, Иосиф Соломонович продолжил постигать азы науки и стал студентом Киевского института народного образования, однако через два года выбрал нетворческую стезю и перевелся на химическое отделение физмата МГУ.
Василий Гроссман
Поскольку семья Иосифа не обладала средствами, молодой человек рано узнал каково это – зарабатывать на хлеб тяжелым трудом. Например, будучи студентом, Иосиф Соломонович подрабатывал репетитором, воспитателем в трудовой колонии беспризорников и даже работал пильщиком дров. Студент Гроссман жил со своим приятелем в многолюдной квартире на Садово-Триумфальной улице. По воспоминаниям современников, в той комнате всегда собирались товарищи Иосифа Соломоновича и устраивали дружеские посиделки.
Краткая биография Дмитрия Васильевича Григоровича
Родился писатель 31 марта 1822 года в Симбирской губернии. Семья, в которой рос Дмитрий Васильевич Григорович, отличалась в обществе своим положением: отец был богатым помещиком, а мать – прекрасной женщиной, имеющей французские корни.
Фото Дмитрия Васильевича Григоровича нельзя найти, поскольку писатель не застал технологического прогресса, однако его портреты представлены в данной статье.
Писатель рано потерял отца. Дмитрия воспитывали мать и бабушка. Они дали ему прекрасное образование. Однако мальчик плохо говорил по-русски, потому что и мама, и бабушка были чистокровными француженками, что сильно повлияло на разговорную речь Григоровича. Постепенно осваивая русский язык, писатель еще очень долгое время говорил с явным французским акцентом.
Публикации [ править ]
- Во имя правого дела (1956), первоначально назывался Сталинград . Опубликовано в Советском Союзе на русском языке в 1952 году. Английский перевод с дополнительными материалами из неопубликованных рукописей Гроссмана Роберта и Элизабет Чендлер, опубликованных под оригинальным названием Сталинград издательством New York Review Books, июнь 2019 года, ISBN 9781846555794 .
- Жизнь и судьба (1960) ( ISBN 0-00-261454-5 — первое издание перевода на английский язык, другие издания ISBN 0-09-950616-5 ; ISBN 1-59017-201-9 ; ISBN 1-86046-019-4 ) Роман был оценен как шедевр в переводе Чендлера 2006 года.
- Люди Бессмертные , перевод Элизабет Доннелли (1943), Москва, Издательство Иностранных Языков (издано в США как No Beautiful Nights , Нью-Йорк, Дж. Месснер (1944) и в Великобритании как Люди Бессмертные , Лондон: Hutchinson International Authors ( 1945))
- Юность Кольчугина: Роман , перевод Розмари Эдмондс (1946), Hutchinsons International Authors Ltd
- Forever Flowing (европейская классика — ISBN 0-8101-1503-4 )
- Черная книга: безжалостное убийство евреев немецко-фашистскими захватчиками во временно оккупированных регионах Советского Союза и в польских лагерях смерти во время войны 1941–1945 годов. Василий Гроссман и Илья Эренбург ( ISBN 0-89604-031-3 )
- Все течет , перевод Роберт и Элизабет Чендлер (2010), Харвилл Секер и New York Review Books ( ISBN 978-1-59017-328-2 ).
- Дорога, рассказы, журналистика и эссе , переведенные Робертом и Элизабет Чендлер с Ольгой Муковниковой, комментарии и заметки Роберта Чендлера с Юрием Бит-Юнаном, послесловие Федора Губера, Нью-Йорк, New York Review Books, 2010, ISBN 1- 59017-361-9
- «На войне» и другие рассказы . Транс Андрей Гликин-Гусинский. Sovlit.net
- (на русском языке ) публикации Гроссмана на lib.ru
- Писатель на войне: советский журналист в Красной Армии, 1941-1945 гг. Отредактировал и перевел Энтони Бивор и Люба Виноградова из записных книжек Гроссмана военного времени. Нью-Йорк: Vintage Books, 2013 ISBN 9780307424587
- Армянский альбом для рисования (написан в 1962 году). Перевод Роберт Чендлер. New York Review Books Classics, 2013, ISBN 1590176189 .
Ранняя жизнь и карьера [ править ]
Родился Иосиф Соломонович Гроссман в Бердичеве , Украина, Российская Империя, в эмансипированной еврейской семье, он не получил традиционного еврейского образования . Его отец Семен Осипович Гроссман был инженером-химиком, а мать Екатерина Савельевна преподавала французский язык. Русская няня превратила его имя Йося в русское Вася ( уменьшительное от Василий ), которое было принято всей семьей. Его отец имел социал-демократические убеждения, примкнул к меньшевикам и был активным участником революции 1905 года ; он помогал организовывать мероприятия вСевастополь . С 1910 по 1912 год он жил со своей матерью в Женеве после того, как его родители разошлись. Вернувшись в Бердичев в 1912 году, он переехал в Киев в 1914 году, где, живя со своим отцом, он учился в средней школе, а затем в Киевском высшем институте советского образования. Молодой Василий Гроссман идеалистически поддерживал надежду на русскую революцию 1917 года .
В январе 1928 года Гроссман женился на Анне Петровне Мацук; их дочь, названная Екатериной в честь матери Гроссмана, родилась двумя годами позже. Когда ему пришлось переехать в Москву, она отказалась уйти с работы в Киеве, но в любом случае она не могла получить разрешение на пребывание в Москве. Когда он переехал в Сталино, она точно не захотела ехать; у нее начались романы. Их дочь отправили жить к его матери в Бердичев.
Гроссман начал писать рассказы, изучая химическую инженерию в МГУ, а позже продолжил свою литературную деятельность, работая над химическими испытаниями на угледобывающем предприятии в Сталино в Донбассе , а затем на карандашной фабрике
Одним из первых его рассказов, «В городе Бердичеве» ( В городе Бердичеве ), привлек благосклонное внимание и поддержку от Максима Горького и Михаила Булгакова. На основе этого четырехстраничного рассказа основан фильм « Комиссар» (режиссер Александр Аскольдов ), снятый в 1967 году, запрещенный КГБ и выпущенный только в октябре 1990 года
В середине 1930-х годов Гроссман оставил работу и полностью посвятил себя писательству. К 1936 году он опубликовал два сборника рассказов и роман « Глюкауф» , а в 1937 году был принят в привилегированный Союз писателей . Его роман « Степан Кольчугин» (опубликован в 1937-40) был номинирован на Сталинскую премию , но сам Сталин исключил из списка якобы меньшевистские симпатии.
Первый брак Гроссмана распался в 1933 году, а летом 1935 года у него завязался роман с Ольгой Михайловной Губер, женой его друга, писателя Бориса Губера . Гроссман и Ольга начали жить вместе в октябре 1935 года, а поженились в мае 1936 года, через несколько дней после развода Ольги и Бориса Губера. В 1937 году во время Великой чистки Борис Губер был арестован, а позже арестована и Ольга за то, что не объявила своего предыдущего мужа « врагом народа ». Гроссман быстро зарегистрировал себя в качестве официального опекуна двух сыновей Ольги Борисом Губером, что спасло их от отправки в детские дома. Затем он написал Николаю Ежову , главе НКВД., указав, что Ольга теперь его жена, а не Губера, и что она не должна нести ответственность за человека, с которым она рассталась задолго до его ареста. Друг Гроссмана, Семен Липкин , прокомментировал: «В 1937 году только очень храбрый человек осмелился бы написать такое письмо главному палачу государства». Удивительно, но Ольга Губер была освобождена.
Интересные факты
- Каждый раз, когда Дмитрий Шостакович собирался жениться, непременно вмешивалась его мама. Так, она не позволила ему связать свою жизнь с Таней Гливенко, дочерью известного лингвиста. Не нравилась ей и вторая избранница композитора – Нина Вазар. Из-за её влияния и своих сомнений он не появился на собственной свадьбе. Но, к счастью, через пару лет они помирились и вновь пошли в ЗАГС. В этом браке родились дочь Галя и сын Максим.
- Дмитрий Шостакович был азартным карточным игроком. Он сам говорил, что однажды в молодости выиграл крупную сумму денег, на которую потом приобрел кооперативную квартиру.
- Перед смертью великий композитор болел много лет. Врачи не могли поставить точный диагноз. Позже оказалось, что это была опухоль. Но лечить было уже поздно. Умер Дмитрий Шостакович 9 августа 1975 года.
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
-
/10
Вопрос 1 из 10
Юность
Юный Дмитрий все своё время и силы посвятил занятиям музыке. О нем отзывались, как об исключительном даровании. Он не просто сочинял музыку, а заставлял слушателей погружаться в неё, переживать её звуки. Особенно им восхищался директор консерватории А. К. Глазунов, который впоследствии, после скоропостижной смерти отца выхлопотал для Шостаковича персональную стипендию.
Однако материальное положение семьи оставляло желать лучшего. И пятнадцатилетний композитор поступил на работу музыкального иллюстратора. Главной в этой удивительной профессии была импровизация. И он прекрасно импровизировал, сочиняя на ходу настоящие музыкальные картины. Начиная с 1922 и по 1925 годы, он сменил три кинотеатра, а этот бесценный опыт остался с ним навсегда.
Значение творчества писателя
Главным образом творчество Григоровича определялось его повестями «Антон-горемыка» и «Деревня». Произведения, рассказывающие о нелегкой судьбе крестьян, о трудностях, происходящих в жизни просто народа, стали известны на весь мир. Такие писатели, как Салтыков, Толстой и многие другие, открыто заявляли о том, что произведения Григоровича имеют огромное значение для всей русской культуры.
Именно Дмитрий Васильевич стал первым писателем-дворянином, который описывал жизнь простых людей в своих произведениях. Рассказывая читателям о бытовой жизни крестьян, Григоровичу удалось воспроизвести все житейские проблемы и трудности с достоверностью. Как уже позже отмечали литературные критики, ему удалось это сделать даже удачнее, чем Тургеневу. Произведения Григоровича были способны по-настоящему оставить незабываемое впечатление у читательской аудитории. Творчество писателя было запоминающимся. Он идеализировал крестьян, создавал добрые образы, описывал природу с тем обожанием, которое присуще только поклонникам своей родины.
Несмотря на все это, в 1860 году этот жанр литературы стал терять свое значение и актуальность. Новые взгляды, которые стали поддерживаться в обществе, исключали возможности печатания произведений Григоровича.
Дальнейшая деятельность
С 1864 года о Дмитрии Васильевиче Григоровиче не было ничего слышно. Писатель будто исчез: больше не было ни новых произведений, ни публикаций. Однако Дмитрий попал в творческий кризис – людские взгляды менялись так быстро, что писатель просто не видел никакой связи с современностью.
Оставив литературную деятельность, он активно содействовал развитию «Общества поощрения художеств». Связано это было с тем, что писатель на протяжении очень долгого времени работал в нем главным секретарем. За долгие годы работы писатель был награжден чином действительного статского советника. Писателю была начислена хорошая пенсия.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Кости Бердичева: Жизнь и судьба Василия Гроссмана , Джон Гордон Гаррард, Кэрол Гаррард ( ISBN 0-684-82295-4 )
- Василий Гроссман: Происхождение и эволюция русской Heretic по Frank Ellis ( ISBN 0-85496-830-X )
- Писатель на войне: Василий Гроссман с Красной Армией, 1941-1945 гг . Антони Бивор и Люба Виноградова (Пантеон, 2006 — ISBN 0-375-42407-5 ) — По материалам записных книжек Гроссмана, военных дневников, личной переписки и статей.
- Между иконой и идолом. Человек и современное государство в русской литературе и мысли — Чаадаев , Соловьев , Гроссман Артура Мровчинского-Ван Аллена, (Cascade Books, / Theopolitical Visions /, Eugene, Or., 2013). ISBN 978-1-61097-816-3 .
- Миф о Сталинграде в советской литературе, 1942-1963 гг., Доктор философии (Университет Торонто, 2018), Ян Гарнер
- Попофф, Александра. 2019. Василий Гроссман и советский век . Издательство Йельского университета.
- Василий Гроссман: мифы и контр-мифы Юрий Бит-Юнан, Роберт Чендлер