Введение
Борис Израилевич (Бер Срулевич) Анисфельд (2 октября (14 октября) 1878, Бельцы, Бессарабия — 4 декабря 1973, Уотерфорд (шт. Коннектикут), США) — российский и американский художник, сценограф.
Родился в местечке Бельцы Бессарабской губернии в семье с достатком, родители хотели его видеть скрипачом.
1895—1900 — без особой подготовки поступил в Одесскую рисовальную школу, где учился у Г. А. Ладыженского и К. К. Костанди, которую закончил в числе лучших.
1901—1909 — как выпускник Одесской школы, был без экзаменов принят в Петербургскую Академии художеств, где был определён в класс батальной живописи профессора П. О. Ковалевского, известного также мастерски исполненными изображениями лошадей, где пробыл недолго. Затем, опять же недолго, обучался в мастерских И. Е. Репина и в конце концов оказался у Д. Н. Кардовского, блестящего рисовальщика.
1901 — член объединения «Мир искусства», участвовал также в выставках «Союза русских художников».
Библиография
- Коненков, Анисфельд, Сорин, Фешин и я в Америке; Ван Розен Роберт. Русские художники в Америке: (Итоги за 25 лет) // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1935.— 14 апреля (№ 8111).— С. 22.
- Анненков Ю. Значение русских художников в искусстве сценического оформления спектаклей балета, оперы и драмы // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1967.— 28 мая (№ 19802).— С. 18: ил.
- Бенуа А. Художественные письма // Речь. . № 4.
- Воинов Вс. Б. И. Анисфельд // Новая студия.— .— № 3 (21 сентября).— С. 17—18.
- Выставка Бориса Анисфельда в Чикаго // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1958.— 22 июня (№ 16430).— С. 3 (Хроника).
- Грабарь И. Письма. М., . Т. 2. С.116.
- Давыдова М. В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства. М., . С. 151.
- Дягилев С. Письмо в редакцию: // Новое время.— 1909.— 3 (16) ноября (№ 12086).— С. 5.
- Завалишин Вяч. «Декоративный идеализм Бориса Анисфельда»: // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1968.— 17 апреля (№ 20127).— С. 3. Поправки к статье см.: Завалишин Вяч. Письмо в редакцию // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1968.— 23 апреля (№ 20133).— С. 4.
- Завалишин Вяч. Памяти Бориса Анисфельда // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1974.— 13 января (№ 23208).— С. 4.
- Игнатьева М. Борис Анисфельд на двух материках // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1996.— 30 декабря (№ 30398).— С. 18: ил.
- Лант Ст. Чикагская мозаика // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1982.— 9 января (№ 25714).— С. 4; 1983.— 26 января (№ 26041).— С. 6.
- Левинсон А. Русские художники декораторы // Столица и усадьба. СПб., . № 57. С.14.
- Нестеров М.В. Письма. М., . С.175.
- Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XX века. Каталог. А—В. Т.8. СПб., Palace Edition, 1997. С.28-30.
- Самоубийство жены художника Бориса Анисфельда // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1933.— 18 мая (№ 7417).— С. 3.
- Скончался художник Борис Анисфельд // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1973.— 8 декабря (№ 23173).— С. 3 (Хроника).
Рекомендации
- Борис Анисфельд, Каталог Raisonné, стр.11
- Национальный архив Республики Молдова, Кишинев, деп. 152, индекс 1, д. 269 (47)
- Государственный архив Одесской области, отд. 368, индекс 1, д. 58
- Российский государственный исторический архив, Санкт-Петербург (РГИА), зам. 472, индекс 43 (501/2733), д. 116; деп. 497, индекс 8, д. 195; деп. 789, индекс 12, дело И-22 (личное дело); деп. 789, индекс 13, д. 22
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, деп.1, индекс 27, д. 890, 894, 896
- Выставка Бориса Анисфельда. 1918–1919–1920. С представлением и каталогом картин Кристиана Бринтона, 1918 г.
- Борис Анисфельд. Галерея Kingore, Нью-Йорк, 1919 год.
Библиография
Лингенаубер / Сугробова-Рот (2011). Борис Анисфельд. Дюссельдорф: Издание Libertars. ISBN 978-3-9812434-0-6..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}
Театральные работы
Наиболее органичным способом самовыражения стало для него искусство театра. Дебютировал как сценограф, оформив спектакль «Свадьба Зобеиды» по Г.фон Гофмансталю (, театр В. Ф. Комиссаржевской, режиссёр В. Э. Мейерхольд).
— работал для «Русского балета» С. П. Дягилева, исполняя декорации по эскизам Л. С. Бакста и других мастеров.
Самостоятельно оформил балеты:
- «Подводное царство» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (, постановка М. М. Фокина, труппа Русский балет Дягилева),
- «Исламей» М. А. Балакирева (, Мариинский театр, балетмейстер М. М. Фокин),
- «Прелюды» Ф. Листа и «Семь дочерей Горного Короля» А. А. Спендиарова, балетмейстер М. М. Фокин (1912—, антреприза Анны Павловой в Берлине),
- «Египетские ночи» А. С. Аренского (1913—, антреприза М. М. Фокина в Берлине и Стокгольме),
- «Видение розы» на музыку К. М. Вебера
- «Сильфиды» на музыку Ф. Шопена (, антреприза В. Ф. Нижинского в Лондоне) и ряд других.
Биография Борис Израилевич Анисфельд
Карьера: Художник
Дата рождения: 14 октября 1878, знак зодиака весы
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Получил известность живописными образами сказочных грез и феерий (Восточная легенда, 1905, Третьяковская галерея; Волшебное озеро, 1914, Русский музей, Петербург); стремился к особой, ирреальной звучности цвета.
АНИСФЕЛЬД, БОРИС ИЗРАИЛЕВИЧ (наст. имя Бер Срулевич) (1878–1973), российский художник, сценограф.
Родился в местечке Бельцы (Бессарабская губерния) 2 (14) октября 1878. Учился в Одесской рисовальной школе у Г.А.Ладыженского и К.К.Костанди (1895–1900). Занимался ещё в петербургской Академии художеств (1901–1909), в мастерских И.Е.Репина и Д.Н.Кардовского. Был членом «Мира искусства» (с 1910), участвовал в выставках «Союза русских художников».
Получил известность живописными образами сказочных грез и феерий (Восточная сказка, 1905, Третьяковская галерея; Волшебное озерко, 1914, Русский музей, Петербург); стремился к особой, ирреальной звучности цвета. Наиболее органичным способом самовыражения стало для него искусство театра. Дебютировал как сценограф, оформив спектакль Свадьба Зобеиды по Г.фон Гофмансталю (1907, театр В.Ф.Комиссаржевской, режиссер В.Э.Мейерхольд). С 1909 работал для «Русского балета» С.П.Дягилева, исполняя декорации по эскизам Л.С.Бакста и других мастеров. Самостоятельно оформил балеты Подводное царство на музыку Н.А.Римского-Корсакова (1911, «Русский балет» С.П.Дягилева), Исламей М.А.Балакирева (1912, Мариинский театр, балетмейстер М.М.Фокин), Прелюды Ф.Листа и Семь дочерей Горного Короля А.А.Спендиарова (1912–1913, антреприза Анны Павловой в Берлине), Египетские ночи А.С.Аренского (1913–1914, антреприза М.М.Фокина в Берлине и Стокгольме), Видение розы на музыку К.М.Вебера и Сильфиды на музыку Ф.Шопена (1914, антреприза В.Ф.Нижинского в Лондоне) и строй других. Самобытно воплотил характерную для «живописного театра» модерна тенденцию к превращению сценического действа в бессюжетно-красочное, «чисто музыкальное» представление.
В 1917 Анисфельд выехал сквозь Сибирь и Дальний Восток в Японию, а с 1918 обосновался в Нью-Йорке. Плодотворно сотрудничал с театром «Метрополитен-опера», а с 1921 – и с Чикагской оперой. Переехав в Чикаго (1928), вплоть до 1957 преподавал в местном Художественном институте. Активно работал и как станковист, создавая полотна в духе декоративно-лирического экспрессионизма, в 1940–1950-е годы осуществил цикл картин на евангельские темы. Умер Анисфельд в Уотерфорде (шт. Коннектикут) 4 декабря 1973.
биография
Анисфельд родился в Бессарабии в богатой еврейской семье, которая хотела сделать его скрипачом . Однако между 1895 и 1900 годами он учился в Школе изящных искусств (рисования) в Одессе , где блестяще следил за учением Ладизенского и Костанди. Он без экзаменов поступил в Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге и поступил в класс военной живописи Павла Ковалевского. Он там недолго пробыл, потом учился в мастерской Репина и, наконец, у Кардовского .
С 1901 года Анисфельд был членом « Мир искусства », а также выставлялся в Союзе художников России. Дягилев высоко оценил свои картины на выставке «Мир искусства» в 1906 году, которые также были замечены критиками и Нестеровым . России выставка была проведена также в Осеннем салоне в Париже усилий Дягилева и Анисфельд одного из них. По возвращении Третьяковская галерея купила ему натюрморт с цветами, и коллекционеры начали интересоваться им.
В 1905 году, в начале русской революции 1905-1907 годов, он участвовал в создании обзора Joupel , обложка первого номера которого была копией одного из его рисунков под названием Monsters Marching on Cadavers, иллюстрирующего красный цвет. воскресенье из9 января 1905 г..
Анисфельд также является сценографом и дебютирует в спектакле «Женитьба Зобейда » Гуго фон Хофманнсталя в 1907 году в театре Веры Комиссаржевской по постановке Мейерхольда . Он написал занавес « Русских сезонов» ( в частности, для « Шахерезады» ) по карикатурам на Серова в 1908 году в Парижской опере . Он также работал по рисункам Бакста в сезоне 1909 года для балетов Дягилева в Париже.
Анисфельд работал над своими собственными рисунками для русских балетов в 1911 году и в 1912 году для Мариинка ( в частности , для Исламей по Фокина ), а также для Les прелюдии ( Лист ), Семь дочерей горного короля ( Alexandre Spendarian , 1912-1913 ) в Берлине , египетские ночи из Аренского (Фокина, в Берлине и Стокгольме , 1913-1914), Призрак розы ( Вебер ) и т.д.
В 1917 году он получил приглашение от Бруклинского музея в Нью-Йорке сделать выставку. Поэтому его семья получила разрешение добраться до Соединенных Штатов через Сибирь и Японию незадолго до начала Октябрьской революции . Это первая персональная выставка художника, которая проводится в начале 1918 года. Она окончательно остается в этой стране, сотрудничает с Метрополитен-опера , затем с 1921 года с Чикагской оперой .
Позже он преподавал в Институте изящных искусств в Чикаго с 1928 по 1958 год. В конце 1920-х некий доктор Бернштейн направил его к подростку, которого он был наставником и который, по его мнению, был одарен рисованием: Орсону Уэллсу .