Пейзажная лирика
Художественный талант А. Н. Майкова наиболее ярко проявился в стихотворениях о природе («Сенокос», «Ласточки», «Под дождем» и др.). Он видит красоту в казалось бы самых обыденных вещах: в падающих каплях летнего дождя, в полёте резвой ласточки, в осеннем увядании сада, в долгожданном наступлении весны. Пейзажной лирике Аполлона Николаевича присущи напевность, созерцательность, проникновенность, умиротворение, акварельная тонкость красок и удивительная точность описаний.
В творчестве А. Н. Майкова почти нет любовных стихов. Все его чувства и переживания связаны с природой. Некоторые лирические произведения поэта положены на музыку П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова.
Детство и юность
Родился будущий поэт 23 мая (4 июня) 1821 года в Москве в дворянском семействе. Родители Аполлона были представителями творческой интеллигенции: отец, Николай Аполлонович, был академиком живописи, а мать, Евгения Петровна, — писательницей и поэтессой.
Аполлон и четверо его братьев воспитывались в атмосфере искренней любви и интереса к искусству. Гостеприимный дом Майковых часто посещали известные художники и литераторы. Подобная обстановка способствовала раннему проявлению творческих задатков Аполлона, который уже в раннем детстве начал рисовать и писать стихи.
Интересный факт: юный Майков был одинаково одарён и в живописи, и в литературе, однако из-за прогрессирующей близорукости был вынужден отказаться от занятий изобразительным искусством.
В 1834 году семейство Майковых переехало в Петербург, где начальным образованием старших сыновей, Аполлона и Валериана, занимались лучшие преподаватели. Под их чутким руководством Аполлон всего за 3 года прошёл семилетний гимназический курс и в 1837 году поступил на юридический факультет Императорского Московского университета.
Личная жизнь
Маковский был личностью обаятельной и жизнелюбивой. Талантливый, веселый и благодушный, он был любимцем женщин и баловнем судьбы, а потому личная жизнь его складывалась бурно. Интересен факт, что первую дочь Наталью художник нажил еще до брака. Несмотря на то, что жила и воспитывалась девочка в семье отца, дворянского звания она не получила. Первый брак Константина оказался недолгим: он женился на актрисе Елене Бурковой в 1866 году, а 6 лет спустя супруга умерла от чахотки. Не прожил и года родившийся в браке сын Владимир.
Год спустя 35-летний вдовец встретил на балу 15-летнюю красавицу Юлию Леткову и едва дождался ее совершеннолетия, чтобы жениться на обворожительной брюнетке, которая стала героиней множества его работ. Счастливый брак продлился 20 лет, и в нем родились трое детей, Сергей, Елена и Владимир. В творчестве Маковского их портреты также занимают значительное место.
Несмотря на то, что дом художника был полной чашей, где присутствовала атмосфера любви, радости и искусства, в 1898 году состоялся развод. Причиной стала новая любовь Константина Егоровича, встреченная им в Париже в 1891-м. Мария Матавтина была моложе художника на 30 лет, что не помешало их страстному роману, плодом которого стал внебрачный сын Константин. Юлия Павловна не простила мужу измену, и тот ушел жить к новой возлюбленной, ставшей после развода официальной женой. К тому моменту у пары родились уже трое детей, а после заключения союза в семье появился сын Николай.
С прежней семьей Маковский оборвал связи, поскольку бывшая супруга была против его общения с детьми, к тому же требовала у живописца солидную сумму на их содержание. Страсти и романы поглощали много внимания и сил художника, который признавался:
художественные особенности
Искусный портретист, Мокрицкий писал и пейзажи. Он пользовался большой популярностью и имел множество заказов. Его итальянские портреты и пейзажи хорошо продавались и со временем стали экспонатами многих российских музеев.
Его портретные работы являются образцом типичных представлений и тенденций сентиментально-романтических художников. В то же время эти картины интересны тем, что содержат в себе некоторые следы реализма. В то же время Мокрицкий — один из многих художников XIX века , чье творческое образование во многом попало под влияние формально-академической художественной школы. Галерея портретов современников — Гоголя, Гребинки, Кольцова и Кукольника — лучшее из творческого наследия художника.
Детство и отрочество
Будущий поэт родился 23 мая (4 июня по н. с.) 1821 года в патриархальной дворянской семье Николая Аполлоновича и Евгении Петровны Майковых. Как справедливо замечал Плетнёв, род Майковых – это «фамилия талантов». Прадед поэта был выдающимся литератором Екатерининской эпохи, дед служил директором Императорских театров и занимался стихосложением, отец прославился как необычайно талантливый художник-самоучка, удостоенный звания академика живописи, мать занималась писательством и переводами. Младшие братья Аполлона Николаевича – в будущем тоже известные деятели культуры: Валериан (Валерьян) – публицист и литературный критик, Владимир – писатель и публицист, Леонид – историк русской словесности, член академии наук.
Детство Аполлона проходило в Москве и в подмосковном имении неподалёку от Троице-Сергиевой лавры. Развитию творческих талантов у младших членов семьи способствовала особая атмосфера, царившая в богатом родительском доме. С визитами к хозяевам приезжали художники, поэты, писатели, композиторы. В гостях у Майковых бывали самые замечательные люди своего времени: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, В. А. Солоницын, И. А. Гончаров, И. И. Панаев, В. Г. Бенедиктов.
На лето дети уезжали к бабушке, в помещичье имение в деревне Чепчиха. Здесь и происходит близкое знакомство будущего поэта с природой родной земли, с её раздольем и тишиной. Юный дворянин без всякого чванства охотно общается с крестьянскими детьми, с интересом наблюдает за жизнью простого народа.
Художественно и литературно одаренный юноша не сразу смог определиться с выбором призвания, колеблясь между поэзией и живописью. Однако по причине развивающейся близорукости чаша весов склонилась всё-таки в пользу поэзии. Первые шаги в литературе А. Н. Майков делает под влиянием творчества В. Жуковского, А. Пушкина, К. Батюшкова. Из его первых стихотворений, а также из сочинений брата Валериана в родительском доме создаются целые рукописные книги (журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи») , которые потом с гордостью показываются гостям. Официальным дебютом 13-летнего поэта в печати считается стихотворение «Орел», опубликованное в 1835 году в «Библиотеке для чтения».
Третья любовь. Последние годы жизни
На выставке в Париже в 1889 году любитель женщин и покоритель их сердец познакомился с Марией Матавтиной, которая была моложе Юлии на 10 лет. Завязались отношения, через некоторое время Мария родила Константину сына, причём назвала его в честь обожаемого мужчины Костей. Наверное, это впечатлило художника, и он ничего не стал скрывать от жены, та подала на развод. Пока длился изматывающий для художника бракоразводный процесс (в моральном и материальном плане), у Марии родилось ещё двое детей, а после оформления официального брака с Маковским, в 1900 году, четвёртый ребёнок. Счастливый ли был этот союз художника? По воспоминаниям Сергея, его сына от Юлии, Маковский, тогда уже пожилой и не совсем здоровый, был не удовлетворён жизнью с третьей женой, не доволен её отношением и воспитанием детей. Но возможно Сергей так говорил, потому что, по собственному признанию, не простил отца за то, что он покинул семью. По другим источникам, в распаде второго брака виновата сама Юлия, излишне меркантильная и капризная, из-за чего Маковскому и не хотелось возвращаться домой из Парижа… Как бы там ни было, с Марией художник узаконил всех детей – эту семью он также обожал, много писал. Чудесные картины – очевидное доказательство его любви. Счастье, длившееся 17 лет, оборвалось в 1915 году в трагическом дорожном происшествии: извозчик коляски, в которой сидел Маковский, не удержал лошадь, испугавшуюся звона трамвая, тогда ещё редкого на улицах. Пожилого художника выбросило из перевернувшейся коляски. Травмы оказались не совместимы с жизнью.
Заграничные путешествия
Император Николай Первый выдал Майкову пособие, которое позволило поэту совершить длительное путешествие за границу. Сначала он поехал в Италию, где побывал во многих городах, посещал музеи и выставки, занимался живописью и по-прежнему – поэзией. Потом был Париж, где Майков прослушал цикл лекций по искусству и мировой литературе. Путешествуя по Европе, поэт побывал в Дрездене, Праге и других городах с той же целью – поближе познакомиться с мировой культурой.
В 1844 г. Аполлон Майков вернулся в Россию. Устроился работать в Румянцевский музей помощником библиотекаря. Он много писал и подготовил к изданию свой второй поэтический сборник «Очерки Рима», посвященный впечатлениям от поездки в Италию (1847). В эти же годы Майков сблизился со многими известными литераторами: Белинским, Тургеневым, Некрасовым, Достоевским, Плещеевым, регулярно посещал «пятницы» в кружке М. Петрашевского. Он не в полной мере разделял многие их идеи, но все же определенное влияние они оказывали на его поэтическое творчество. Об этом свидетельствует появление поэм «Две судьбы», «Машенька», «Барышня» (1845 – 1846), которые, в отличие от предыдущих его стихов, содержали гражданские мотивы.
Художник-виртуоз
Самому дорогому в России художнику своего времени Константину Маковскому удивительно легко давалась работа: кисть, казалось, сама порхает над полотном, оставляя мазки в единственно нужных местах. Часто портреты были готовы через два часа позирования заказчика, и Маковскому приходилось хитрить, отдавая работу через месяц. Заказчик был доволен, что мастер усердно потрудился, и баснословная цена за работу не так пугала. При таком редком даровании стоит ли удивляться обширной галерее художника?
В конце жизни Маковский признавался и сожалел, что слишком много в жизни обращал внимания на роскошь, и, если бы не излишнее пристрастие к комфорту и богатству, картин могло бы быть гораздо больше.
Наиболее известные произведения К.Е. Маковского:
- «Убийство Фёдора Годунова в 1605 году» (1862);
- «Дети, бегущие от грозы» (1872);
- «Дети художника» (1882);
- «Боярский свадебный пир в XVII веке» (1883);
- «Под венец» (1884);
- «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем» (1886);
- «Минин на площади Нижнего Новгорода» (1896);
- «Иван Сусанин» (1914);
- «Гадание» (1915) и другие.
«Любуйся и запоминай!» – твердил отец Константину Маковскому с детских лет, говоря об окружающем его мире. Обращаясь к сегодняшнему зрителю, хочется сказать то же самое, добавив «и изучай», ведь полотна Маковского – отражение ушедшей эпохи и воссоздание жизни предков, простых людей и царственных особ, мифических и реальных – история, одним словом.
Биография Константина Коровина
Дети, бегущие от грозы К. Маковский
Биография художника Константина Андреевича Сомова
Последние годы жизни
В своём последнем крупном произведении, философско-лирической драме «Два мира» (1880), поэт размышляет о трагедии высшего общества, утратившего единство с простым народом, о высокодуховных ценностях «христианского царства», о главной особенности русского характера – религиозном смирении. Эту трагедию, удостоенную в 1882 году Пушкинской премии, Аполлон Николаевич называет главным плодом своей жизни.
В последние годы Майков почти не уделяет внимания стихосложению. На вопрос о том, почему он так мало теперь пишет, поэт отвечает: «…а потому, любезнейший, что я на своём веку довольно согрешил пером, надо знать и честь – недаром же я отпраздновал свои литературныя имянины. Не в многоглаголании – спасение; не в том заслуга поэта, чтобы пополнять томы своих сочинений количественно; надо радеть, чтобы в каждом новом издании прежния вещи появлялись «по мере сил» в лучшем законченном виде! Если бы не мой издатель – Маркс, я бы кажется, добрую толику выбросил за борт; но, чтобы его не огорчать, я и полирую, и шлифую слабыя вещи, а это требует немало времени и труда…».
В 1894 году «Русский вестник» печатает стихотворение «20 октября 1894 года», а спустя два года выходит в свет «Молитва» – «лебединые песни» поэта.
27 февраля 1897 года Майков имел неосторожность выйти из дома, будучи весьма легко одетым, и сильно простудился. 8 марта (20 марта по н
с.) 1897 года он скончался. Аполлона Николаевича похоронили на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Прекрасный поэт, счастливая судьба! Аполлон Николаевич жил в достатке и в гармонии с самим собой, не имея социальных и бытовых проблем. Его любил читатель и уважала критика, лишь изредка упрекая в консерватизме и чрезмерном патриотизме. Символист Д. С. Мережковский впоследствии напишет: «…Судьба сделала жизненный путь Майкова ровным и ясным. Ни борьбы, ни страстей, ни врагов, ни гонений. Путешествия, книги, стихи, семейные радости, мерцание не бурной, но долговечной славы…».
Личная жизнь. Первый брак
Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.
Начало творческого пути
В 1834 году Майковы переезжают в Петербург, где учителем латинского языка и русской словесности для старших сыновей становится И. А. Гончаров. С 1837 по 1840 гг. Аполлон Майков учится на факультете юриспруденции Петербургского университета, но своих опытов в стихосложении не оставляет.
Весной 1838 года, когда большинство стихотворений юного поэта ещё опубликовано, именитые профессора А. В. Никитенко и С. П. Шевырёв знакомят аудиторию с литературными работами талантливого студента: Шевырёв читает по рукописной тетрадке в Москве одно из антологических сочинений, Никитенко в Петербурге – «Венеру Медицейскую» и «Гнев Божий».
После окончания юридического факультета Петербургского университета А. Н. Майков устраивается в Министерство финансов и представляет широкой публике свое творчество. В «Одесском альманахе на 1840 год» печатаются две пьески: «Сон» и «Картина вечера». Спустя год поэт издает свой первый сборник антологических произведений «Стихотворения», продолжив традиции К. Батюшкова и Н. Гнедича. Книга была тепло встречена читателями и получила от критиков самые положительные отзывы. По словам Белинского «…Поэзия Майкова – это всегда картина, которая блещет истинными чертами и красками природы…». За первый сборник теперь уже общепризнанный молодой поэт получил от Николая I щедрое денежное пособие.
Детство и юность Константина Маковского
Автопортрет
Константин Егорович Маковский родился в Москве в 1839 году, в семье Егора Ивановича Маковского, известного в Москве финансиста, художника-любителя и деятеля искусств, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской улице – впоследствии этот класс развился до знаменитого Училища живописи и ваяния, а с 1865 года училище было переименовано в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В семье будущего художника царила атмосфера поклонения искусству, и художественному мастерству в особенности в доме Маковских бывали многие известные деятели культуры и искусства того времени. В частности, Карл Брюллов и Василий Тропинин.
Много лет спустя Константин Егорович писал:
По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и остальные дети (публика сегодня знает только Константина и ) Вот только самая младшая дочь Мария не пошла по семейной стезе и стала актрисой.
Константин поступил в училище живописи будучи двенадцатилетним подростком и окончил училище в 1857 году и уехал в Петербург, где успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств – дело в том, что Константин Маковский, как один из лучших учеников художественного училища был награждён, за выдающиеся успехи, Малой серебряной медалью Академии художеств.
В академии очень быстро заметили и начали отмечать молодого одарённого художника и уже в 1862 году Маковский получил Малую золотую медаль за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова»
Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова
А в 1863 году четырнадцать учеников Академии, в число этих четырнадцати входил и Маковский, обратились к руководству Академии с просьбой разрешить выпускникам академии, которые претендуют на Большую золотую медаль, самостоятельно выбирать тему для своих работ, а не писать картины на тему скандинавских мифов. Администрация академии ответила отказом и 14 молодых художников, в знак протеста, покинули стены академии с дипломами художников 2-й степени.
О «бунте четырнадцати» доложили императору Александру и молодые бунтари были определены под надзор полиции.
А «четырнадцать бунтарей» в скором времени основали «Товарищество передвижных выставок».
Творчество художника Константина Маковского
Оказавшись вне стен академии, молодой художник с головой окунулся в работу и уже в 1867 году за картины «Селедочница», «Бедные дети» и три портрета, получил звание академика.
Селедочница
А ещё через год Константин Маковский представил на суд публики просто невероятную по сложности картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
И был удостоен звания профессора Академии живописи.
В 1876 году художник отправился в поездку по Балканским странам и на ближний Восток, где пишет картины, которые стали одними из лучших в его творческом наследии: «Дервиши в Каире», «Болгарские мученицы», «Арабские мальчик с апельсином», «Каирец» и «Египетский воин».
Болгарские мученицы
К концу девятнадцатого столетия Константин Маковский – уже известный и востребованный художник. В этот период художник создаёт достаточно большое количество эффектных исторических полотен из жизни русского боярства семнадцатого века, которые были очень хорошо встречены публикой, коллегами и критиками. Тут можно вспомнить и уже упоминавшийся выше свадебный боярский пир, и «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», и «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)».
Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем
Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)
В это же время живописец пишет целую череду великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия». И огромное количество портретов боярышень.
Боярышня у окна
Предвидя грандиозный успех картины «Боярский свадебный пир», Константин Маковский, который прежде регулярно участвовал в выставках передвижников, в 1883 году отказался выставить «пир» на очередной выставке, а в 1884 году вышел из числа участников «Товарищества передвижников», и организовал персональную выставку в Петербурге, потом повёз «Боярский пир» в Москву, Париж и Лондон.
На всемирной выставке 1885 года, которая проходила в Антверпене, за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.
Константин Егорович за свою жизнь трижды женился, воспитал нескольких детей, и в преклонные годы вспоминая свою жизнь писал, что не зарыл данного ему Богом таланта в землю, но и не сумел этот талант применить в полную силу, поскольку слишком любил эту жизнь и много времени, увы, потратил на удовольствия.
Великий русский живописец умер в возрасте 76 лет, в 1915 году.
биография
Мокрицкий родился в августе 1810 года в городе Пирятине , расположенном в бывшей Полтавской губернии современной Украины . Он был одним из пяти детей Миколы Таволги-Мокрицкого, почтмейстера, и его матерью была Ульяна Григорович. Начальное художественное образование он получил в Нежинском государственном университете им. Гоголя под руководством мастера Капитона Павлова, после чего в 1830 году отправился в Санкт-Петербург, где в сентябре продолжил обучение в Императорской Академии художеств. до 1839 года, с Алексеем Венециановым, а затем с Карлом Брюлловым . Через год после окончания ученичества он начал работать на Украине, а затем в 1841 году посетил Италию.
Он предпочитал работать в портретной живописи, представляя «бидермейерскую школу безудержного реалистического искусства с романтическим подтекстом». Примером этого стиля является жена художника . Другие включают портреты поэта Евгения Гребинки (1840 г.), писателя Николая Гоголя , автопортрет (1840 г.) и многочисленные итальянские пейзажи.
Он известен важной ролью, которую он сыграл в жизни Тараса Шевченко , национального поэта и художника Украины, который родился крепостным , с которым он подружился, когда они были в Императорской Академии. Он познакомил Шевченко с русской и украинской интеллигенцией: художниками Карлом Брюлловым и Алексеем Венециановым, поэтом Василием Жуковским , писателем Евгением Гребинкой; интеллигенты Пантелеимон Кулиш, Василий Григорьевич и другие
Эти люди интересовались судьбой Шевченко и способствовали его освобождению от крепостной зависимости в 1838 г. Мокрицкий оставил дневник (1975 г.), содержащий много материалов о Шевченко.
С 1849 года профессор Московского высшего училища живописи, ваяния и зодчества . Среди его учеников: Константин Маковский , Василий Перов , Илларион Прянишников, Иван Шишкин . В 1850 году он был назначен «академиком живописи» в том же учреждении. Аполлон умер от пневмонии в Москве в 1870 году в возрасте 60 лет.
Идейная направленность
По возвращении в Россию, Майков устраивается в Румянцевский музей на должность помощника библиотекаря. Свои впечатления о европейском вояже он изложил в сборнике «Очерки Рима», изданном в 1847 году. В этот период Аполлон Николаевич посещает литературные «пятницы» Петрашевского, сближается Тургеневым, Некрасовым, Плещеевым, Достоевским, Белинским. Огульную критику петрашевцами правительственной политики Майков не поддерживает, но гражданские мотивы все же прослеживаются в поэмах «Машенька», «Две судьбы», «Барышне». Вскоре поэт окончательно покидает круг своих прежних приятелей, назвав их убеждения вздорными и эгоистичными. О возвращении на консервативные позиции заявлено в стихотворениях «Арлекин» и «Коляска», в циклах «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни», а также в поэме «Клермонтский собор» и поэтическом сборнике «1814 год».
В 1852 году А. Н. Майков переводится в Комитет иностранной цезуры, где за 45 службы сумеет подняться от рядового цензора до председателя, сменив на этом посту своего друга и покровителя Ф. Тютчева. В 1853 году Аполлона Николаевича избирают членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности Петербургской АН и почетным членом Киевского университета.
Переходная или «средняя» эпоха в творчестве А. Н. Майкова совпадает по времени с событиями Крымской кампании. Поэт пытается «…осязательно нарисовать тот идеал России, который будет ощутителен каждому». Вышедший на волне всеобщего патриотического воодушевления сборник «1854 год. Стихотворения А. Н. Майкова» принят неоднозначно. Одни видят в нем «произведение даровитого поэта», другие называют «задним двором русской литературы».
На крестьянскую реформу 1861 года об отмене крепостного права поэт восторженно откликается стихотворениями «Картинка», «Нива», «Поля». В 70-е пишет ряд исторических трудов: «Ломоносов», «Москва – третий Рим», «Кто он?», «Завоевание Сибири», «У гроба Грозного» и др. С 1866 по 1870 гг. занимается поэтическим переводом «Слова о полку Игореве». Выступает также с переводами А. Мицкевича, Г. Гейне, Г. Лонгфелло.
Счастливое детство
Родился 2 июля 1839 года в Москве. Константин был старшим из сыновей (первой была дочь). Всего в интеллигентной, творчески разносторонней, счастливой семье воспитывалось пять детей. Отец, Егор Иванович, по профессии был бухгалтером, но по призванию однозначно художником: с увлечением изучал дворцовую живопись, своими руками создавал чудесные миниатюры из кости, с удовольствием выполнял административную и организационную работу в той же сфере. Так, он был членом комиссии по возведению Храма Христа-Спасителя, одним из учредителей этюдного (натурного) класса, расположившегося в центре Москвы и положившего начало городскому Училищу живописи и ваяния. Мать, Любовь Корнилиевна, умница и красавица, была душой семьи и любимицей общества: обладая дивным сопрано, она успешно выступала и давала уроки.
Дети в семье с рождения попадали в атмосферу красоты и искусства. К этому располагали частые литературные, художественные и музыкальные вечера в квартире с видом на Кремль, гости, именитые композиторы, писатели и живописцы, но, в первую очередь, талантливые и любящие родители. Благодатная атмосфера способствовала творческому развитию всех детей: младшие братья Константина Николай и Владимир, а также старшая сестра Александра выбрали художественную стезю, младшая Мария стала певицей. Сам Константин много позднее подчёркивал исключительную роль отца в становлении себя как художника.
Собственный выбор
Маковский стремится к другому признанию – в светских кругах и за щедрое вознаграждение. Он всё чаще получает заказы от аристократов и знаменитостей на портреты, начинает выставлять свои произведения отдельно от собратьев по кисти. А побывав за границей в середине 1870-х, окончательно сформировал для себя направление работы, которое удовлетворяло бы его по всем параметрам: живопись, известность и деньги. Работу свою он оценивал очень высоко. Примером может послужить курьёзный случай с заказом московского предпринимателя Пороховщикова полотна «Славянские композиторы». Маковский запросил 25 тысяч рублей, а Репин в итоге исполнил за полторы тысячи. Даже Павел Третьяков редко покупал картины Маковского. Да, великолепные, но слишком дорогие, считал он.
Наследие
Произведения Майкова делают его одним из известнейших русских поэтов. Его стихи, посвященные красоте русской природы «Летний дождь», «Нива», «Сенокос», «Ласточки», «Весна», «Гроза» неизменно включают в сборники для детского чтения. Многие его работы положены на музыку такими известными композиторами как П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков.
В отличие от многих поэтов того периода, в основном в его стихах нет социальной направленности, в них нет и намека на какой-либо протест, они представляют собой чистую поэзию свободную от проблем человеческих взаимоотношений.
В советские годы его произведения не пользовались особой популярностью, в основном из-за его открытой поддержки монархического строя, однако в настоящее время его стихи получили широкое признание и являются классическим образцом описания природы.
Самые известные стихотворения Майкова: «Колыбельная», «Рассвет», «Возвышенная мысль», «Тарантелла», «Весна, выставляется первая рама», «В чем счастье», «Приданое», «Журавли», «Искусство», «Точно голубь светлою весною».
Пейзажная лирика
Но особенно ярко проявился талант Майкова в пейзажной тематике. Природа родной земли всегда волновала поэта. Каждая пейзажная картина для него полна красоты, естественной гармонии, ощущения родства и особой теплоты. Он видел в природе невероятные творческие силы. Его волновали совсем обычные явления, знакомые всем: наступление весны, увядание осени, полет ласточки, летний дождь. В его стихах о русской природе есть задушевность, акварельная тонкость красок, напевность, зоркая наблюдательность.
Среди лучших стихотворений пейзажной лирики Майкова можно назвать «Сенокос», «Ласточки», «Весна», «Осень», «Летний дождь». Многие стихи Майкова когда-то вдохновили некоторых великих композиторов на создание романсов (Чайковский, Римский-Корсаков и другие). Но в отличие от пейзажной лирике А. Фета, стихотворения Майкова не отличаются тем утонченным «психологизмом», которым прославился выдающийся лирик – Фет.
В общем поэзия Майкова останется одним из крупных и интересных явлений русской литературы. Умер Аполлон Майков 8.03.1897 в г. Петербурге.
Могила Аполлона Николаевича Майкова на Новодевичьем кладбище
В печати первые стихотворения Майкова («Сон» и «Картина вечера») появились в «Одесском Альманахе» на 1840 г.; за ними последовал ряд стихотворений в «Библиотеке для Чтения» и «Отечественных Записках», а в 1842 г. «Стихотворения Аполлона Майкова» вышли отдельною книжкою (СПб.). Но поводу восточной войны Майков написал ряд стихотворений, тогда же вышедших особою книжкою, под заглавием: «1854 год». В 1858 г. «Стихотворения Аполлона Майкова» издал гр. Г. А. Кушелев-Безбородко, в 1879 г. — князь В. П. Мещерский. «Полное собрание сочинений А. Н. Майкова» — 1884 и 1893 г.
Краткая биография
- В 1837 Майков пошел учиться в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. В годы учебы проявлял интерес к истории и культуре Древней Греции и Рима, планировал пойти по стопам отца и заняться живописью. Однако хорошие отзывы о его поэтических произведениях, а также проблемы со зрением убедили его заняться написанием стихов.
- В 1940 году он опубликовал два стихотворения «Сон» и «Картина вечера» в ежегоднике «Одесский альманах на 1840 год». После окончания учебы устроился на госслужбу в Департамент казначейства.
- В 1842 году напечатал сборник своих работ «Стихотворения Аполлона Майкова». Общественности его стихи понравились, положительный отзыв о них оставил известный литературный критик В.Г. Белинский. Император Николай I, ознакомившись с его стихами, выделил молодому поэту пособие, которое позволило ему отправиться в путешествие по Европе.
- Майков пробыл в Европе 2 года, посетив Италию, Францию, Австрийскую империю и Саксонию. Вернувшись в 1844 году в Россию, работал в Румянцевском музее на должности помощника библиотекаря, написал кандидатскую диссертацию об истории права славян.
- В 1846 году опубликовал стихотворение «Машенька», отличающееся от остальных его работ более реалистичным стилем.
- В 1947 году он выпустил сборник произведений «Очерки Рима», созданный на основе впечатлений от пребывания в Европе.
- Также в этот период поэт пробовал себя в прозе, написав серию коротких рассказов, среди которых выделяются «Воля дяди» (1847) и «Старуха — фрагменты из записок добродетельного человека» (1848).
- В конце 40-х Майков стал интересоваться идеями петрашевцев, сблизившись с Ф. Достоевским и А. Плещеевым, посещая их собрания. Однако, после разгона данного движения, преследования со стороны властей ему удалось избежать, ввиду его не особо активного участия. В дальнейшем, он заявлял, что его увлечение идеями вольнодумцев-петрашевцев было ошибкой молодости. До конца жизни придерживался консервативных взглядов на общественное устройство.
- В 1852 году устроился работать в Российский комитет иностранной цензуры, где проработал 40 лет, дослужившись до должности председателя, возглавив это ведомство.
- События Крымской войны вдохновили его к написанию стихотворения «Клермонтский собор» (1853 г.), посвященного роли России в борьбе с монгольским нашествием.
- Годом позже издал сборник стихов, отличавшихся монархическими и реакционными настроениями, чем вызвал критику множества литераторов.
- После завершения Крымской войны, которая была не особо удачной для России, взгляды Майкова изменились, что нашло отражение в критике действующей системы в стихах «Война окончена. Подлый мир подписан …», «Вихрь» (1856), «Он и она» (1867).
- В 1858 году совершил путешествие к берегам Греции и Италии в составе корвета «Баян». После этого путешествия выпустил сборники «Альбом Неаполя» и «Песни современной Греции». «Альбомы Неаполя» первоначально были приняты читателями без восторга, но позже, в них был найден скрытый смысл. В сценах и текстах итальянской жизни, читатель мог угадать те комментарии к Российской действительности, которые нельзя было открыто публиковать.
- В 1870 году издал научно прокомментированный перевод с древнеславянского «Слова о полку Игореве», который по сей день считается одним из лучших переводов.
- С 1874 года и до последних дней был членом особого отдела Учёного комитета Министерства народного просвещения.
- В 1888 года получил чин тайного советника.
- В последние годы жизни поэт купил небольшой дом-дачу недалеко от Санкт-Петербурга на станции Сиверская и провел там остаток своей жизни. Он способствовал постройке там церкви, школы библиотеки, которую назвали его именем.
- Умер поэт от простуды 20 марта 1897 года. Могила его находится на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.
Незадолго до смерти