Андрей андреевич мыльников: биография

О личной жизни Серова

Жена Валентина Серова, Ольга Федоровна Трубникова, познакомилась со своим супругом в конце 80-х годов 19 века. Зимой 1889 года Валентин и Ольга обвенчались. Столь знаменитая и крупная даже по мировым масштабам личность, как Валентин Александрович Серов, решил организовать очень скромную и тихую свадьбу, о которой почти никто не узнал.

Ольга Федоровна нравилась всем. Скромная, отлично воспитанная женщина, она была прекрасна. Супруга была для Серова настоящей музой, а также надежной опорой и верой в свои силы. Современники только и говорили о том, сколь сильно любит свою жену Валентин Серов.

Дети художника, которых было шестеро, также влюбились в искусство. Причем отец бывал дома не очень часто — большую часть времени он путешествовал со своей выставкой. Ольга Федоровна, часто оставаясь одна, отлично воспитала своих детей. Каждый сын Валентина Серова смог получить качественное образование и прожить достойную жизнь.

Скончался художник в 1911 году, то есть на 46 году жизни. Причиной была обыкновенная стенокардия. Супруга художника, по словам современников, долго горевала и не могла поверить в смерть мужа. Но шестеро детей требовали внимания. Всю последующую жизнь Ольга Федоровна занималась воспитанием своих дочерей и сыновей, ставших впоследствии видными деятелями культуры.

Какие архивы могут помочь узнать данные о своих предках до революции 1917 года без регистрации

Поскольку до революции российское общество имело сословный характер, то это налагает свой непосредственный отпечаток на проводимые исследователем поиски. Если ваш предок был из дворянского сословия, то данные о нём стоит искать в специальном Российском государственном историческом архиве https://rgia.su, расположенном в городе Санкт-Петербурге (бывшей столице РИ).

В Москве вы можете обратиться в Российский государственный архив древних актов http://rgada.info. Здесь вы можете найти архаичные документы предков периода Смутного времени и ранее.

Также в Москве расположен Российский государственный военно-исторический архив http://ргвиа.рф. В котором можно искать информацию о своих предках до революции по их имени и фамилии. База данных электронной описи архива доступна в тестовом режиме на его сайте бесплатно и без регистрации.

Основные произведения

  • «Клятва балтийцев» (1946, дипломная картина, ГРМ),
  • «На мирных полях» (1950, ГТГ — Сталинская премия),
  • «Белая ночь» (1963),
  • «Тишина» (1970),
  • «Сестры» (1967),
  • «К родне» (1972),
  • «Лето» (1969, ГРМ),
  • «Мать с ребёнком» (1978),
  • «Сон» (1984),
  • «Ленинград. 1941 год» (1974),
  • «Прощание» (1975, ГРМ — Государственная премия СССР),
  • Испанский триптих: «Коррида», «Распятие», «Смерть Гарсиа Лорки» (1979, ГТГ — Ленинская премия),
  • «Тишина» (1987);
  • «Верочка» (1964),
  • «Портрет скульптора С. Т. Коненкова» (1970),
  • «Портрет М. Дудина» (1973),
  • «Венеция» (1964),
  • «Новгородский пейзаж» (1969),
  • «Весна» (1972),
  • «Гроза», «Остров» (обе 1975),
  • «Ветреный день» (1975),
  • «Голубой день» (1978),
  • «Зима» (1979),
  • «Гроза», «В парке» (1980),
  • «Берега» (1982);
  • «С зелёной кружкой» (1983),
  • «С лимонами» (1981),
  • «С синей вазой» (1984).
  • Мозаики для Театра юного зрителя имени А. А. Брянцева,
  • Мозаичные панно станций Ленинградского метрополитена «Владимирская» и «Площадь Ленина».
  • Портрет В. И. Ленина на занавесе зала заседаний Кремлёвского дворца съездов.

Юность Валентина Серова

Находясь в Москве, юный Серов решает поступить в художественную Академию. В 1880 году он успешно сдает экзамены и начинает учебу. Учителем Серова был известнейший на тот момент профессор Чистяков. Его учениками были такие гении, как Поленов, Врубель, Репин, Суриков и многие другие художники. В этом ряду оказывается и Валентин Серов.

Биография любого творца не может обойтись без упоминаний об учителях, давших азы будущим гениям. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Он обладал авторитарным стилем обучения, постоянно насмехался над любыми, даже самыми небольшими ошибками учеников. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Профессор смог многое дать Серову: он познакомил его с экспонатами Эрмитажа, заинтересовал стилем старинных мастеров. Юный Валентин многое перенял от своего наставника: здесь стоит выделить и спокойную, «вдумчивую» манеру письма, и здоровый перфекционизм, и умение грамотно обращаться с цветовой гаммой. Вскоре Серов покидает академию. Произошло это спустя пять лет после поступления. Знаменитый художник много и сильно болел, из-за чего попросту не был способен продолжать обучение дальше.

Несмотря на то что Валентин решил покинуть стены Академии, он не растерял своих друзей-сокурсников. Так, Серов постоянно участвовал в Абрамцевских культурных мероприятиях, где исполнял роли в небольших спектаклях. Аудитория любила Серова и даже дала ему ласковое прозвище «Антоша».

Серов не был задействован в одних лишь театральных представлениях. Савва Мамонтов, давний друг Валентины Бергман, обеспечивал Серова многочисленными заказами на портреты. Этим он и смог доказать, что в первую очередь Серов Валентин — художник.

Первая известность

Первое признание Васнецов получил как живописец, творящий в бытовом жанре, примеры таких картин – это «С квартиры на квартиру», «Богомольцы», «Книжная лавочка» и другие. В этот период художник примкнул к передвижникам и участвовал в их выставках. И вдруг, неожиданно, на одной из таких выставок он показывает свою картину «Витязь на распутье».

Васнецов напишет потом:

Видимо, к этой теме живописца подтолкнули воспоминания из детства. Коллеги-передвижники отнеслись к новому увлечению Васнецова очень скептически, даже обвиняли его в отступлении от передвижнической идеологии. Сам Крамской негодовал из-за смены художественной линии в творчестве Васнецова. Виктора Михайловича критиковали за отход от социально-бытовой тематики, за отдаление от жизни крестьян.

Виктор «‎Васнецов Витязь на распутье»‎, 1882 Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Думаю, все эти люди, известные живописцы и критики-искусствоведы были глубоко не правы. Ведь Васнецов вырос среди крестьян, дружил с ними, общался, знал множество народных преданий и сказок. Он не отступил, он просто подошел с другой стороны, с более позитивного и красивого ракурса. Васнецов не стал продолжать писать проблему, несправедливость, угнетение, он обратился к народному фольклору, который намного лучше и больше может рассказать об этом самом народе.

Академию Художеств Виктор не окончил, так как жизнь в столице требовала серьезных затрат, вместо учебы приходилось работать, но удостоверение о том, что слушателем курсов Васнецов был, ему выдали.

Источники [ править ]

  • Грабарь И. Дипломники всероссийской академии художеств // Творчество, 1947, №1 (94). С.20,21.
  • Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись. Каталог. Л., ЛССХ, 1948.
  • Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников // Ленинградская правда, 1947, 29 ноября.
  • Мочалов Л. Выставка без жюри. Новые работы ленинградских живописцев // Вечерний Ленинград, 1956, 11 декабря.
  • Бродский В. Жизнеутверждающее искусство // Ленинградская правда, 1957, 11 октября.
  • Бетхер-Остренко И. Художественная летопись истории // Вечерний Ленинград, 1964, 28 января.
  • Кривенко И. «Ленинград» (раздел живописи) // Художник. 1965, № 3. С.27-36.
  • Третья Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М., МК РСФСР, 1967. С.38.
  • Аникушин М. О времени и о себе // Вечерний Ленинград, 1967, 17 октября.
  • Арбузов Г. С мыслью о родине // Ленинградская правда, 1972, 10 октября.
  • Яковлева Л. Величие подвига // Вечерний Ленинград, 1975, 27 мая.
  • Губарев А. На полотнах — человек труда. Выставка «Наш современник» // Ленинградский рабочий, 1975, 11 октября.
  • Вишняков Б. Девиз: Наш современник. Заметки с V Республиканской выставки «Советская Россия» // Правда, 1975, 7 декабря.
  • Леняшин В. Думая о будущем. Время. Художник. Творчество // Вечерний Ленинград, 1976, 26 января.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки . — Л: Художник РСФСР, 1976. — с.24,86.
  • Выставка современной советской живописи. 1976. Галерея Геккосо. Каталог . Tokyo, 1976. P.82-83, 164.
  • Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября . — Л: Художник РСФСР, 1982. — с.17.
  • Дмитренко А. Человек на своей земле // Ленинградская правда, 1977, 20 ноября.
  • Леняшин В. Поиски художественной правды // Художник. 1981, № 1. С.8-17.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1987. С.89.
  • Иванов С. Инвестиции в советскую живопись: ленинградская школа // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 31. СПб, 2014. С.54-60.
Авторитетный контроль
  • ISNI : 0000 0001 0998 7196
  • LCCN : n81041934
  • NKC : js2011656631
  • PLWABN : 9810619780305606
  • УЛАН : 500028761
  • VIAF : 93407925
  • WorldCat Identities : lccn-n81041934

Биография

А. М. Герасимов. «В саду. Портрет Н. Гиляровской». 1914

Герасимов А. М. «Портрет старейших художников: Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бирули В. К., Мешкова В. Н.» 1944, ГТГ

Александр Герасимов родился 31 июля (12 августа)  года (по другим источникам — в 1880) в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в купеческой семье.

В 1903—1915 годах обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К. А. Коровина, А. Е. Архипова и В. А. Серова. В 1915 году был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. Как нестроевой солдат, служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте. После демобилизации в 1918—1925 годах жил и работал в Козлове.

В 1925 году переехал в Москву, вступил в Ассоциацию художников революционной России, преподавал в Училище памяти 1905 года. Летом 1934 года получил творческую командировку на три месяца в Германию, Францию, Италию и Турцию.

В 1939—1954 годах был председателем оргкомитета Союза художников СССР. В 1943 году передал свои личные сбережения, 50 000 рублей, в Фонд обороны.

Один из первых носителей почётного звания «Народный художник СССР», учреждённого 26 июля 1943 года, наряду с художником Борисом Иогансоном, скульпторами Сергеем Меркуровым и Верой Мухиной. С 1947 года — действительный член, в 1947—1957 годах — первый президент Академии художеств СССР.

В 1951 году стал доктором искусствоведения. Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, в 1920-е годы начал писать картины в жанре социалистического реализма. Картины написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории.

Был любимым художником И. В. Сталина. Его портреты работы художника при жизни вождя считались каноническими. Дружил с К. Е. Ворошиловым, который бывал у него в гостях в Мичуринске. Написал много портретов К. Е. Ворошилова.

Был также книжным иллюстратором («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя).

В мае 1949 год журнал «Огонёк» поместил фоторепродукции картин и скульптур крупнейших западных модернистов, в том числе Сальвадора Дали с комментариями президента Академии художеств А. Герасимова. Последний сообщал, что в полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства».

С началом правления Н. С. Хрущёва был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций.

Член ВКП(б) с 1950 года. Депутат Верховного Совета РСФСР II—IV созывов.

Александр Герасимов умер 23 июля 1963 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Награды и звания[ | код]

Памятник в Петербурге

Памятник Мыльникову А.А. город Энгельс

  • Герой Социалистического Труда () — за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР ()
  • Народный художник РСФСР ()
  • Народный художник СССР ()
  • Ленинская премия () — за живописный триптих «Испания»: «Распятие», «Коррида», «Смерть Гарсиа Лорки» (1979)
  • Сталинская премия третьей степени () — за картину «На мирных полях» (1950)
  • Государственная премия СССР () — за картину «Прощание» (1975)
  • Государственная премия РСФСР в области архитектуры (1979) — как соавтору и руководителю творческой группы, создавшей художественную экспозицию музея «Битва за Ленинград»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени () — за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени () — за большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства и многолетнюю педагогическую деятельность
  • Орден Дружбы народов () — за большой вклад в развитие изобразительного искусства, укрепление международных культурных связей и плодотворную педагогическую деятельность
  • Два ордена Ленина ( — за заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с 60-летием со дня рождения, 1990)
  • Орден «Знак Почёта» ()
  • Медаль «За оборону Ленинграда»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Диплом Совета Министров СССР () — за творческие успехи на IV Республиканской выставке «Советская Россия»
  • Грамота Главного управления культуры Ленинградского исполнительного комитета () — за картину «Прощание»
  • Почётный знак Общественного совета Санкт-Петербурга «Признательность Санкт-Петербурга»
  • Серебряная медаль Министерства культуры СССР (1958) — за картину «Пробуждение» (1957)
  • Золотая медаль АХ СССР (1981) — за триптих «Испания»: «Распятие», «Коррида», «Смерть Гарсиа Лорки» (1979)
  • Почётный гражданин Энгельса (1989).

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1990) — за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1963)
  • Народный художник РСФСР (1968)
  • Народный художник СССР (1976)
  • Ленинская премия (1984) — за живописный триптих «Испания»: «Распятие», «Коррида», «Смерть Гарсиа Лорки» (1979)
  • Сталинская премия третьей степени (1951) — за картину «На мирных полях» (1950)
  • Государственная премия СССР (1977) — за картину «Прощание» (1975)
  • Государственная премия РСФСР в области архитектуры (1979) — как соавтору и руководителю творческой группы, создавшей художественную экспозицию музея «Битва за Ленинград»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999) — за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2009) — за большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства и многолетнюю педагогическую деятельность
  • Орден Дружбы народов (1994) — за большой вклад в развитие изобразительного искусства, укрепление международных культурных связей и плодотворную педагогическую деятельность
  • Два ордена Ленина (1979 — за заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с 60-летием со дня рождения, 1990)
  • Орден «Знак Почёта» (1962)
  • Медаль «За оборону Ленинграда»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Диплом Совета Министров СССР (1970) — за творческие успехи на IV Республиканской выставке «Советская Россия»
  • Грамота Главного управления культуры Ленинградского исполнительного комитета (1975) — за картину «Прощание»
  • Почётный знак Общественного совета Санкт-Петербурга «Признательность Санкт-Петербурга»
  • Серебряная медаль Министерства культуры СССР (1958) — за картину «Пробуждение» (1957)
  • Золотая медаль АХ СССР (1981) — за триптих «Испания»: «Распятие», «Коррида», «Смерть Гарсиа Лорки» (1979)
  • Почётный гражданин Энгельса (1989).

Новый век

С началом нового столетия началась у Васнецова и новая работа, которой стал цикл картин под названием «Поэмы семи сказок». Картины «Спящая царевна», «Ковер – самолет», «Кощей бессмертный» и другие стали частью этого цикла. Новый век принес новые мировые события и порядки.

Первая Мировая война стала драмой не только общечеловеческой, но и личной трагедией художника, ведь двое его сыновей сражались на фронте. В этот период Васнецов пишет картину «Архангел Михаил», как человек верующий он верит в то, что высшие силы помогут его детям и другим сражающимся на войне вернуться живыми домой.

На события 1917 года живописец откликается картиной «Баба-яга». Расскажу подробнее про эту картину, так как она очень хорошо показывает отношение Васнецова к революции.

Виктор Васнецов «Баба-Яга», 1917 Местонахождение: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия

Человек он был патриархального уклада, царский режим уважал, а вот новый социалистический строй, возникающий на родине, не принимал и относился крайне негативно. Посмотрите на эту картину, Баба-яга изображена довольно страшной и злобной старухой, она символизирует новый режим, красный цвет её юбки, соответственно, символ социализма, а маленький мальчик, которого уносит злая баба – это всё то, с чем художник связывает разрушенный имперский уклад жизни.

Несмотря на неприятие большевизма и новой власти Васнецов не уезжает из страны, оставаясь верным своей родине. Живописец продолжает писать сказочные сюжеты, но теперь в них больше мрачных тонов, чаще встречается красный фон. В картинах чувствуется сопереживание художника к страданиям родины.

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» – одна из картин, на которых видно отчаяние. Васнецов понимает, что красная машина социализма сметает всё на своем пути и возврата к мирной жизни при царе уже не будет.

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1913 годМестонахождение: Дом-музей В.М. Васнецова, Москва, Россия

Картину «Спящая царевна» художник пишет около 20-ти лет до самой своей смерти. Это были сложные времена, в стране был кризис, порой не было красок, не всегда удавалось отапливать помещения, но Васнецов работал даже в этих условиях. Покинул этот свет художник 23 июля 1926 года, так и не завершив последнюю свою работу – портрет друга – художника Михаила Нестерова.

Виктор Михайлович Васнецов, помимо написания своих чудесных картин, множество которых купил Павел Третьяков, оформил фасад Третьяковской галереи, расписал не один храм и создал множество эскизов зданий. Конечно, в памяти человечества он запомниться более как гениальный живописец, но нельзя отрицать и умалять его вклад, помимо русского искусства, в русскую культуру в целом.

Биография художника Иванов Александр Андреевич

Живописец, график

Сын известного живописца А. И. Иванова; первоначальное художественное образование получил под руководством отца. В 1817–1828 состоял «посторонним» учеником ИАХ в классе исторической живописи, занимался под руководством отца и А. Е. Егорова.

В 1824 за программу «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» был награжден малой золотой медалью, в 1827 за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» и картон со слепка «Лаокоон с детьми» — большой золотой медалью из средств Общества поощрения художников, в 1828 получил звание классного художника.

В 1830 отправлен пенсионером ОПХ в Италию; по пути посетил Германию, Австрию, города Северной Италии, Флоренцию. В 1831 прибыл в Рим.

В 1830–40-х неоднократно предпринимал путешествия по Италии, с целью «изучить характер всех школ»: в 1834 путешествовал по Северной Италии (Болонья, Венеция, Падуя, Виченца, Верона, Брешия, Бергамо, Милан, Парма), в 1839 — по Средней и Северной Италии, в 1846 посетил Палермо, в 1847 — Флоренцию, Ливорно, Геную, Милан; неоднократно бывал в Неаполе.

Создавал произведения на библейские сюжеты; обращался к пейзажу, выполнил множество жанровых зарисовок и акварелей. В 1831 по заданию ОПХ копировал фрески Микеланджело «Сотворение Адама» в росписях потолка Сикстинской капеллы.

В 1836 за присланную в Совет ИАХ картину «Явление Христа Марии Магдалине» был удостоен звания академика.

С 1833 работал над эскизами к картине «Явление Христа народу», в 1837 приступил к исполнению картины, Работал с перерывами до начала 1850-х, выполнив за этот период более 400 подготовительных этюдов.

В 1851 получил книгу Д. Штрауса «Жизнь Христа», послужившую основополагающим источником в разработке плана и системы росписей на библейские сюжеты на стенах задуманного художником особого храма. В 1851–1857 воплотил идеи росписей в серии «библейских эскизов».

В 1857 совершил поездку в Вену и Интерлакен для лечения, в сентябре того же года посетил Лондон. В мае 1858 возвратился в Петербург, где состоялась выставка картины «Явление Христа народу» с этюдами к ней, вызвавшая противоречивые оценки критики (приобретена Александром II и пожертвована в Московский Румянцевский музей после смерти художника).

Ретроспективные выставки творчества Иванова проходили в Москве (1897, 1898, 1926, 1956, 1981–1982) и Ленинграде (1956).

Иванов — выдающийся русский художник первой половины XIX века.

Его ранние работы («Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», 1824; «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару», 1827; «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», 1829; «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», 1831–1834) в целом отвечают классицистической традиции; им свойственны уравновешенность композиции, равномерное распределение масс на плоскости, фигур и предметов по планам, плавный контурный рисунок, локальный колорит. Произведения зрелого периода («Явление Христа народу», эскизы к картине, цикл «библейских эскизов», 1837–1857) тяготеют к эстетике позднего романтизма, что выразилось в ощущении глубинности пространства, динамики форм, стремлении к эмоциональной выразительности. Характерной особенностью зрелого творчества мастера является ярко выраженный религиозно-философский, нравственный характер работ.

Подготовительные работы к «Явлению» составляют самостоятельную область художественной деятельности Иванова. Демонстрирующие достижения в изучении натуры (постижении пространства, воплощении в персонажах определенных качеств и состояний), они вместе с тем отличаются философской глубиной ее восприятия.

Особенно выразительны выполненные на пленэре пейзажные этюды, в которых Иванов стремился объективно передать все многообразие жизни природы, познать основные законы ее развития и основные элементы: воду, землю, растительность, небо.

Этюды голов и фигур, напротив, представляют собой сложный синтез работы с живой натуры и по образцам классического искусства.

Произведения Иванова находятся в крупнейших музейных собраниях России — Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: