Передвижники: кто они и чем знамениты

Детство и юность

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьяле Вятской губернии. Отец, священник Михаил Васильевич Васнецов, всю душу вкладывал в шестерых детей. Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки. Но маленький Витя рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку.

Автопортрет Виктора Васнецова

С раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого Витя в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно.

Следующей ступенью в образовании для юного Васнецова стала семинария. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году. Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год. В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был Иван Крамской.

Московский период

С 1877 года Киселев со своим семейством, в котором уже было семеро ребятишек, обосновался в Москве. Чтобы содержать семью, он преподавал рисунок и живопись в женских гимназиях и давал уроки частным образом. Среди его учеников были известные художники рубежа XIX – XX веков: Остроухов, Якунчикова-Вебер, Досекин, Переплетчиков, Ярцев. Он обучал потомков известных купеческих династий, ставших впоследствии меценатами, коллекционерами, деятелями искусства: Ивана и Михаила Морозовых, Анну Боткину, Михаила Мамонтова.

Киселев много работал над своими пейзажными полотнами. Он рисовал московские окрестности и ездил по другим местам России, привозя множество этюдов. Летом семья Киселевых снимала сельскую усадьбу в живописных московских окрестностях, и за сезон художник делал до 50 пейзажных этюдов с натуры. В 1891 году, когда Киселевы гостили в Богимово, помещичьем имении Былим-Колосовского, здесь же лето проводил А.П. Чехов, который подружился с художником.

Александр Александрович постоянно выставлял работы на многих московских и петербургских выставках, регулярно участвовал в клубных собраниях, таких как «Шмаровинские среды», рисовальных вечерах у Мамонтова и Поленова. Он часто посещал симфонические концерты, спектакли в Большом и Малом театре, много общался с другими художниками и писателями, дружил с Репиным и Максимовым. Обо всем он подробно рассказывал в своем дневнике.

К концу 1880 годов окончательно сложилось его творческое мировоззрение, сформировалась индивидуальная живописная манера, тематика и характер пейзажей. Известнейшие работы московского периода: «На пруду», «Забытая мельница», «Собирание хвороста», «Перед грозой», «С горы», «Дождь».

Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857)

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.

Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактиризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».  

Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата М.И.Глинки: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»

Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

ПРИЗНАНИЕ

В июне того же года он вместе с Иваном Шишкиным (с которым познакомился годом ранее и который впоследствии женится на сестре Васильева Евгении) отправился на Валаам, где провёл почти полгода. Рисунки и этюды, привезённые с Ладожского озера, Васильев показал на выставке Общества поощрения художников. То была первая его выставка, и она принесла ему славу — правда, пока лишь в «узкопрофессиональных» кругах.

Редко бывает, что молодой талант становится понятен публике сразу. Гораздо чаще известность приходит к художнику вместе с сединами или даже после смерти. Случай Васильева — совершенно иной. Судьба как будто торопилась баловать своего питомца, зная, что час его уже слишком близок. «Гениальный мальчик» сделался любимцем и в аристократических кругах, и среди петербургской богемы. Ему покровительствовал граф Строганов, приглашая его жить в своих обширных имениях — на Тамбовщине и под Сумами. С ним носился свет, его картины раскупались лучше, чем работы кого бы то ни было из его товарищей.

Весёлый и бесшабашный по натуре, Васильев самым отчаянным образом распоряжался внезапно свалившимися на него большими деньгами: покупал гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату, какие-то умопомрачительные костюмы и шляпы себе. Вихрь богемной жизни всё больше и больше увлекал его. Увеселения так переполняли его существование, что друзья недоумевали, откуда берётся у него время работать, и работать много.

ВНУТРЕННИЙ СТЕРЖЕНЬ

Удивляла друзей манера Васильева держать себя. Разночинец по происхождению, он вёл себя так, как будто был, по меньшей мере, графом. Одному Богу известно, сколь тяжело давались художнику этот светский лоск и непринуждённость в обращении, вводившие в заблуждение тех, кто недостаточно близко знал его. Незаконный сын мелкого чиновника, он тяжело переживал свое «двойственное» состояние. Хотя его отец впоследствии и обвенчался со своей гражданской женой, старшие дети — Фёдор и Евгения — в его документах даже не были означены. «Двойственным» положение Васильева оставалось до конца его дней. Так, в 1870 году Петербургская Мещанская управа выдала ему паспорт, в котором его записали Фёдором Викторовичем, а не Александровичем. Существует, впрочем, версия, согласно которой Васильев был побочным сыном графа Павла Сергеевича Строганова (этим объясняют и последующие теплые отношения графа к живописцу), однако серьёзных подтверждений эта гипотеза не имеет.

В 1867 году Фёдор Васильев оставил занятия в Рисовальной школе. В свои семнадцать лет он был уже вполне сложившимся живописцем, чьи работы вызывали у коллег не снисходительную похвалу, а неподдельное восхищение.

Путешествие по БАМу длиной в 10 лет

В середине 70-х художника вызвали в Москву, где в ЦК КПСС ему дали задание — подготовить книгу о строительства БАМа, изобразив во всех подробностях великий подвиг строителей трассы. В столице обещали сопровождение, билеты и командировочные, но в хабаровском издательстве отказали во всякой помощи. 10 лет этот удивительный человек, считавший себя обязанным выполнить порученную работу, за свой счет путешествовал от станции до станции. За день ему приходилось преодолевать до 30 км, иногда пешком. Постепенно художник познакомился практически со всеми водителями БАМа. Он набирал в рюкзак книжки и шел голосовать на дорогу. Водители, получающие в подарок красочные книги для своих детей, охотно подвозили художника, хотя брать попутчиков на БАМе было строго запрещено.

Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».

За годы путешествия по строящейся магистрали были выполнены более тысячи рисунков, графических работ, этюдов. По результатам десятилетней работы Геннадий Павлишин выпустил 7 книг и получил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Стройка века была запечатлена в альбомах: «Навстречу времени. От Байкала до Амура», «Трасса», «В краю созидания» и других. А главное — он открыл удивительные неизведанные места Дальнего Востока, до сих пор неизвестные широкому кругу жителей России.

Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».

Александр Суворов — биография

Александр Васильевич Суворов — русский полководец, один из наиболее знаменитых военачальников отечественной истории. Будучи человеком незаурядного ума, он стоял у истоков российской военной теории. За годы своей карьеры в войсках не проиграл ни одного сражения. Всего же за период жизни принимал участие в 60 боях.

Судьба Суворова складывалась необычно. С ранних лет, еще будучи молодым человеком, полководец хорошо разбирался в тактике, усиленное изучал военные ремесла. Хотя и не мог похвастаться крепким здоровьем, частенько болел.

По задумке отца, должен был пойти на гражданскую службу. Однако с течением времени и с большими усилиями Суворов сумел поправить свое состояние и добиться желаемого.

Александр Васильевич был кавалером всех известных в России орденов того времени. По крайней мере тех, которые присуждались мужчинам. Неоднократно отмечался главами иностранных государств.

Несмотря на высокое положение, солидный чин, даже в поздние годы бережно относился к подчиненным солдатам. Стремился избежать ненужных жертв. Участвовал в разработке новой униформы, которая пришла на замену одеждам прусского образца.

«Заброшенная мельница» (1872)

Перед нами старый мельничный пруд в окружении диких зарослей кустов и деревьев. Заброшенный вид придает вся окружающая пруд обстановка.

Под высокими кривыми деревьями стоит потемневшая от времени деревянная мельница. Ее крепкая крыша еще не обветшала. Сюда долгие годы не ступала нога человека. На болотной глади отражаются розовые облака. Стоящие в воде цапли чувствуют себя здесь настоящими хозяевами.

Черная лодка, затененная камышами, напоминает зрителю о малороссийских преданиях, согласно которым в мельничных прудах топились от несчастной любви девушки, превращаясь впоследствии в русалок.

Эскизы к картине создавались до отъезда в Крым в имении графа Строганова, Хотени. Сама картина была написана в Крыму во время болезни художника. Ф. А. Васильев тяжело переносил разлуку с русской природой. Он скучал по общению с петербургскими друзьями. Ему не хватало редких встреч с коллегами, поэтому в своей переписке с ними он делится планами на будущее, рассказывает о своих картинах.

В письмах Васильева, представляющих особую ценность, даны авторские сведения о работах крымского периода. «Заброшенная мельница» относится к ряду крымских полотен, но ни в одном из писем о ней не упоминается. Видимо эта работа была очень важна для мастера. Так получилось, что на посмертной выставке, до открытия которой все картины были раскуплены, на эту картину не обратили особого внимания. Спустя время «Заброшенная мельница» была признана одной из лучших работ художника.

Живописец из глубинки

Денег у семьи не было, чтобы отправить Виктора в столицу. Нашел выход знакомый молодого человека, он устроил лотерею, на ней были распроданы первые картины юного художника. Вырученных денег хватило, чтобы отправить Витю в Петербург учиться. В 1867 году он уже сдавал экзамены в Академию Художеств.

Как бы то ни было абсурдно и глупо, но узнать результаты вступительных испытаний неуверенный в своих силах и способностях юноша не пришел. Он остался в Санкт-Петербурге, надеясь попытать счастье в следующем году, так как был уверен в собственном провале на экзаменах.

Год Васнецов провел, работая рисовальщиком в картографии и посещая школу поощрения художников, где познакомился с Крамским и Репиным. Через год полный надежд юноша вновь прибыл в Академию Художеств подавать документы. Он с удивлением узнал, что уже год мог учиться в этом заведении, так как сдал экзамены с первого раза. С энтузиазмом молодой человек принялся за учебу и на первом году уже получил серебряную медаль за свои работы.

Абрам Архипов

Абрам Архипов. Автопортрет. Частная коллекция

Архипов был выходцем из очень бедной семьи. Но мы почти не увидим у него трагичных сюжетов. К тому же он больше остальных передвижников тяготел к импрессионизму. Который волей-неволей смягчает любую драму.

Но есть у Архипова главный шедевр, «Прачки», который как нельзя лучше вписывается в концепцию передвижников.

Однажды художник случайно забрёл в подвал одного дома. И увидел бедных женщин, которые с утра до позднего вечера возятся в корытах с водой.

Он был крайне поражён их тяжким трудом. Поэтому не мог не создать своих «Прачек».

Абрам Архипов. Прачки. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пожилая женщина без сил опустилась на скамью. Ее худая, скрюченная рука кажется слишком миниатюрной для такого адского труда.

Лиц молодых прачек мы не видим. Будто Архипов даёт им надежду однажды вырваться из этой бесконечной круговерти тазов, мыла и пара.

Но все же Архипов предпочитал не грустить. И чаще изображал счастливых женщин.

В этой статье и так было много поводов для грусти. Поэтому завершу пост на более позитивной ноте. Портретом довольной и нарядной крестьянки.

Абрам Архипов. Женщина в красном. 1919 г. Нижегородский художественный музей

Товарищество передвижных выставок просуществовало 53 года (1870-1923 гг.). Уже в конце 19 века их стали все чаще критиковать. Обвиняя в литературщине и гипертрофированном трагизме.

А с возникновением моды на модерн и беспредметное искусство и вовсе перестали покупать.

Но вклад художников-передвижников в развитие русского искусства колоссальный. Живописное мастерство художников, работающих в свободной атмосфере, поднялось на невероятную высоту.

В том числе поэтому многие шедевры русской живописи созданы именно во второй половине 19 века, в пору рассвета эпохи передвижничества.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Победы в северной Италии

Яростный анти революционер, он ответил с энтузиазмом, когда был призван в феврале 1799 года, чтобы командовать русско-австрийской армией против французов в северной Италии. Серия быстрых побед (апрель-август 1799 г.) привела к тому, что он захватил Милан и почти полностью изгнал французские войска из Италии. Эти успехи сделали его героем противников Французской революции, а также вызвали опасения австрийцев по поводу российских амбиций на западе. Суворов хотел вторгнуться во Францию, но ему было приказано присоединиться к русским войскам под руководством Александра Римского-Корсакова, которым французы угрожали в Швейцарии.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.

В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.

Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года.

В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом), и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей.

Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых — «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.

Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.

В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.

Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.

Личная жизнь

Полководец был женат один раз и то по настоянию отца. Его супругой стала Варвара Прозровская. Она была гораздо младше военачальника и не отличалась большим умом. Муж и жена были полной противоположностью друг другу. В 1774 года был заключен брак. А в 1775 на свет появилась дочь, которую назвали Натальей.

Супруга Суворова не питала к нему особых чувств. Полководец долгое время пропадал на войнах, потому Варвара Ивановна не отказывала себе в удовольствии завести интрижку на стороне.


Варвара Прозровская

В 1784 на свет появился сын Суворова. Однако тот не спешил признавать его своим, справедливо полагая, что он может быть плодом измены.

В течение срока брака полководец несколько раз пытался расторгнуть союз с супругой. Но постоянно натыкался на проблемы. В результате муж и жена фактически перестали общаться, каждый продолжил жить по-своему.

Через 12 лет военачальник признал сына, Аркадий Александрович Суворов прожил совсем мало и погиб в 26. Впрочем, он успел оставить фельдмаршалу несколько внуков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: