Александр Николаевич Скрябин
Александр Николаевич Скрябин творил на фоне трудных и горьких событий начала XX века. Пережил он и личную трагедию — его мать умерла рано, а отец служил послом в Персии и не мог уделять сыну достаточно времени и внимания. Отдушиной юного Александра Скрябина стала музыка.
Когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения, стало ясно, что в русской классической музыке появились новые шедевры.
Величайшей новаторской работой того времени стал «Прометей» («Поэма огня»), в которой Скрябин отступил от традиционной тональной системы.
«Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его», — говорил Александр Скрябин.
Биография
Александр Борков окончил художественно-графический факультет Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (1982-1987). После окончания института, начиная с 1987 года, Борков участник примерно в 250-ти групповых и персональных выставок России и за рубежом. С 1991 года являлся членом Санкт-Петербургского Союза художников по секции живописи; в 2015 году Борков вышел из состава СХ по принципиальным соображениям.
Продолжительное время, вместе со своей женой Лидией Семеновой, жил, работал как художник и преподавал в провинции Квебек (Канада, 1992-1996).
Преподавательская работа: общеобразовательная школа № 33 (СПб, 1987-1990); заведующий эстампной мастерской РГПУ им. Герцена (1999-2009); школа рисования для взрослых «Артишок» (с 2012 по настоящее время).
Художник в мастерской в процессе печати тиража для проекта Город как субъективность художника. 2019
Более тридцати лет художник активно занимается печатной графикой, создал множество циклов и ряд изданий в формате книга художника, в числе прорчего, является одним из участников крупного группового проекта (и серии выставок) в формате книги художника — Город как субъективность художника, для которого Борков сделал цветную линогравюру «Рюмка водки» (Санкт-Петербург, 2020).
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Великие русские композиторы
Русская классика — это важная часть мирового культурного наследия. Она самобытна и прекрасна, ее отличает особый характер и неповторимое величие. Русские композиторы писали свои произведения вне времени. В XXI веке они по-прежнему звучат мощно и современно. Мы составили список великих русских композиторов, которыми можно гордиться.
- Михаил Иванович Глинка (1804—1857)
- Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887)
- Модест Петрович Мусоргский (1839—1881)
- Пётр Ильич Чайковский (1840—1893)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908)
- Александр Николаевич Скрябин (1872 — 1915)
- Сергей Васильевич Рахманинов (1873 — 1943)
- Игорь Федорович Стравинский (1882-1971)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 — 1975)
Иван Петрович Пожалостин(06.06.1837 — 25.12.1909)
Русский художник, гравер. Родился в с. Еголдаево Ряжского уезда Рязанской губернии. Учился у Н.С. Иванова в Рязани, затем в Академии художеств. В 1868 году получил звание классного художника 1-й степени за гравюру «Филарет, митрополит московский», в 1871 — академика за гравюру «Несение креста» с оригинала Л. Караччи.
В 1883-1894 годах преподавал в Академии художеств. С 1892 года — профессор.
Один из последних в русском искусстве мастеров резцовой гравюры на меди, которую он дополнял новыми механическими приемами гравирования. Наиболее интересные произведения, кроме названных: «Птицелов» с картины В.Г. Перова и целая галерея портретов, в том числе Г.Р Державина, К.П. Брюллова, В.А. Жуковского, И.С. Тургенева и др.
Произведения И.П. Пожалостина хранятся во всех крупных музеях страны. Наиболее полное собрание — в Рязанском художественном музее, который носит имя И.П. Пожалостина,
С 1897 года постоянно жил в Солотче под Рязанью, где в 1992 году был открыт мемориальный Дом-музей академика И.П. Пожалостина. Похоронен на территории Спасского монастыря в Рязанском кремле. Его именем названа одна из улиц г. Рязани.
Лит.: Русская старина. СПб., 1881. Авг., сент., окт.; Чугунов С. Академик из народа Гордость земли Рязанской. М., 1973. С. 293 — 297.
Константин Эдуардович Циолковский(17.09.1857 — 19.09.1935)
Великий ученый-мыслитель, основоположник теории межпланетных сообщений, разработавший основы ракетодинамики и космонавтики.
Родился в селе Ижевском Спасского уезда Рязанской губернии, в семье лесничего. В 1858 году семья Циолковского переехала в Рязань (здесь после скарлатины Циолковский почти полностью потерял слух). С 1868 по 1873 годы жил в Вятке, с 1869 года обучался в Вятской гимназии. Жил в Москве (1873-1876), занимался самообразованием, а с 1876 по середину 1878 года — снова в Вятке, где работал репетитором. Летом 1878 года переехал в Рязань для сдачи экстерном экзамена в губернской гимназии на звание учителя уездных училищ. О Рязани, городе своего детства и юности, всегда с теплотой вспоминал и говорил: «Корни-то мои в Рязанской земле. В этом краю прошли едва ли не лучшие годы. Чего там только не испытал: и грамоте мать научила, и первые смелые мысли пришли». Рязань в творческой деятельности К.Э Циолковского занимает особое место. На одном из чертежей орбит планет солнечной системы, хранящемся в Академии наук, есть его надпись: «8 июня 1878 года. Воскресенье. Рязань. С этого времени стал составлять астрономические чертежи». Живя в Рязани, К.Э. Циолковский строит специальную центробежную машину — прообраз тех, на которых тренируются космонавты в наши дни.
Рязань К.Э. Циолковский покинул в возрасте 23 лет, имея опыт научной работы и твердое решение посвятить жизнь науке и человечеству.
С 1880 года по 1892 год жил в Боровске Калужской губернии, где преподавал арифметику и геометрию в уездном училище.
В 1880-е годы начал заниматься вопросами воздухоплавания. По результатам исследовательской работы в 1886 году появилась рукопись «Теория и опыт аэростата», хотя первые знаменитые рязанские тетради («Грезы о Земле и небе») написаны им еще в 1879 году.
В феврале 1892 года переехал в Калугу, где преподавал арифметику и геометрию в уездном училище (1892 — 1900), а с 1899 по 1918 — в Калужском женском епархиальном училище. Окончательно оформил свои математические мысли о ракете как реактивном приборе для исследования мировых пространств.
Написал около 600 работ по воздухоплаванию, авиации и аэродинамике, а также по философии, астрономии, ракетной технике и межпланетным сообщениям.
К.Э. Циолковский — гениальная личность. Этот человек дал русской и мировой науке столько оригинальных, пролагающих новые пути мыслей и открытий, что имя его бессмертно в истории цивилизации.
Рязанцы увековечили память о своем знаменитом земляке, назвав именем Циолковского одну из центральных улиц города, на которой в 1982 году открыт памятник ученому (скульптор O.K. Комов). На его родине, в селе Ижевском, в 1967 году открыт музей К.Э. Циолковского.
Лит.: Гусев Е.Б. Исторический аспект значимости личности К.Э. Циолковского Рязанская областная краеведческая конференция. 1990; Курышев В.И., Гусев В.Б., Муртазов А.К. Наблюдения ИЗС на родине К.Э. Циолковского Земля и вселенная. 1988. №4. с.44-46; Радченко Г. «Корни мои в Рязанской земле» Рязанский комсомолец.1982.16 сент.
Сергей Васильевич Рахманинов
Сергея Васильевича Рахманинова называли самым русским композитором. Но он был не только композитором, а еще талантливым пианистом и дирижером.
Рахманинов родился в Новгородской губернии, с четырех лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевелся в Московскую консерваторию и окончил ее с большой золотой медалью.
Слава пришла к нему быстро, но не обошлось и без творческих кризисов. Провал «Первой симфонии» помог переосмыслить творчество и Рахманинов смог писать музыку, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.
«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность», — считал Сергей Васильевич Рахманинов.
Сергей Сергеевич Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев был одарен с раннего детства. С 5 лет он писал музыку, а уже в 9 создал две оперы. В 13 лет он сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н. А. Римский-Корсаков.
Несмотря на то, что в начале карьеры музыкальный мир встретил его творчество резкой критикой, он придерживался модернистского стиля. Гениальный парадокс его музыки состоял в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам.
Самыми яркими его произведениями стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…», — говорил Сергей Прокофьев.
Александр Куприн — биография
Александр Куприн — видный представитель отечественной литературы, писатель, переводчик, в течение всего периода творческой деятельности работавший в жанре реалистической прозы.
Ему были чужды идеи романтизма, в своем творчестве он старался максимально точно отразить быт и нравы современного ему общества. Критический реализм стал тем жанром, который прославил писателя на века.
Мужчина старался искать сюжеты для своих произведений в реальной жизни. У него получалось описать события, которые происходили на самом деле в усеченном и художественно переработанном виде так, чтобы передать все оттенки ситуации в деталях. В этом был основной талант прозаика и его признавали многие современники. Хотя реальная слава пришла к Куприну гораздо позже.
Несмотря на природный талант, жизнь А. И. Куприна нельзя назвать простой. У прозаика была трудная судьба. Большую часть своей истории он провел в пути, странствиях.
После того, как случилась революция, которая перевернула все с ног на голову, Куприн был вынужден уехать. Но жизнь за границей не принесла ему ничего кроме нищеты и безвестности. Даже после возвращения ситуация не изменилась. Проблемы были и в личной жизни.
Настоящая известность к писателю пришла уже после смерти. Сейчас прозаик считается одним из наиболее влиятельных и интересных литераторов российского происхождения.
↑ Первые самостоятельные работы
Художник Антропов работал в стиле барокко, это стиль был популярен в те годы, однако, уже в своих ранних работах он вносил в свои произведения черты реализма, чем во многом опередил свое время.
Первой самостоятельной работой Антропова становится роспись храма, построенного в честь Андрея Первозванного. Храм этот был построен в Киеве. Особенно выделяется фреска «Тайная вечеря», которая сочетает в себе как традиции итальянской живописи эпохи Возрождения, так и традиции русской иконописи.
В 1752 году художник приезжает в Москву, где происходит его знакомство с покровителем искусств Иваном Шуваловым. Благодаря своим талантам и покровительству мецената, Антропов становится преподавателем «живописного мастерства» при Московском государственном университете. Позже он переезжает в Петербург, где основывает собственную частную школу живописи.
Этот период становится самым плодотворным в жизни художника: именно в эти годы он пишет наиболее известные свои портреты влиятельных людей того времени. Художник прожил долгую жизнь, он скончался в 1795 году и был погребен в Петербурге, в Александро-Невской лавре.
Арка́дий Алекса́ндрович Рыло́в (1870-1939)
А. Рылов. Автопортрет с белкой (1931). Бумага, тушь, итальянский карандаш. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Русский и советский живописец-пейзажист, график и педагог. Самой известной его картиной является «Ленин в Разливе».
А. Рылов «В.И. Ленин в Разливе в 1917 г.» (1934). Холст, масло. 126,5 × 212 см. Государственный Русский музей (Петербург) Это одно из лучших произведений художника в его поздний период творчества. В этой картине художник соединяет пейзаж с историческим жанром. Пребывание Ленина в Разливе летом 1917 г. – один из основных сюжетов ленинской темы в советском изобразительном искусстве. В пейзаже и в динамичной фигуре вождя чувствуется волнение и напряжённость момента. По небу несутся облака, ветер гнёт могучие деревья, в борьбе против этих природных сил фигура Ленина устремляется навстречу ветру с твёрдой решимостью одержать победу во имя будущего. Бурное озеро и тревожное небо символизируют бурю. На землю опускаются сумерки. Ленин, ничего этого не замечая, напряжённо всматривается вдаль. Такая трактовка образа вождя – идеологический заказ советской эпохи. Активно развивается в этот время советский портретный жанр, в котором ярче всего проявляют себя Пётр Кончаловский, Игорь Грабарь, Михаил Нестеров.
П. Кончаловский. Портрет композитора Сергея Сергеевича Прокофьева (1934). Холст, масло. 181 x 140,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
П. Кончаловский. Портрет В.Э. Мейерхольда (1938). Холст, масло. 211 x 233 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва) В период массовых репрессий, незадолго до ареста и гибели Мейерхольда, П. Кончаловский создал портрет этого выдающегося театрального деятеля. 7 января 1938 г. Комитет по делам искусств принял постановление о ликвидации Государственного театра имени Мейерхольда. Конфликт личности с окружающей действительностью художник передал через сложное композиционное решение. На холсте изображен не мечтатель, а человек, чья судьба висит на волоске, и он это знает. Через сопоставление яркого ковра, густо покрытого орнаментом, и монохромной фигуры режиссера Кончаловский раскрывает трагический образ режиссёра-реформатора.
И. Грабарь. Портрет академика Н.Д. Зелинского (1935). Холст, масло. 95 x 87 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
И. Грабарь. Портрет Владимира Ивановича Вернадского (1935)
Участвующие художники [ править ]
В крупнейшем отделе живописи были выставлены художественные работы 167 авторов. Были Таисия Афонина , Петр Альберти , Евгения Антипова , Генрих Багров, Леонид Байков , Всеволода Баженова , Николай Баскаков , Злата Николаевна Бызова , Ольга Борисовна Богаевская , Лев Богомолец , Николай Галахов , Владимир Горб , Абрам Грушко , немецкий Егошин , Алексей Григорьевич Ерёмин , Канеев , Мария Клещар-Самохвалова , Борис Корнеев ,Александр Петрович Коровяков , Виктор Коровин , Елена Костенко , Николай Костров , Анна Кострова , Котьянц , Михаил Козелл , Марина Козловская , Ярослав Крестовский , Борис Лавренко , Иван Иванович Лавский , Олег Ломакин , Дмитрий Маевский , Владимир Малевский , Алексей Можаев , Евсей Моисеенко , Николай Мухо , Андрей Мыльников , Петр Назаров , Вера Назина ,Михаил Давидович Натаревич , Невельштейн , Обозненко , Сергей Осипов , Лия Остров , Пакун , Варлен Pen , Борис Петров , Николай Позднеев , Степан Приведенцы , Валентина Rakhina , Ротницкий , Мария Рудницкая , Владимир Саксон , Александр Самохвалов , Иван Савенко , Александр Семёнов , Арсений Семенов , Юрий Шабликин , Борис Шаманов, Александр Шмидт , Елена Скуин , Александр Соколов , Александр Столбов , Виктор Тетерин , Николай Тимков , Юрий Тулин , Борис Угаров , Иван Варичев , Ростислав Вовкушевский , Вечеслав Загонек , Рубен Захарян , Елена Жукова и другие выдающиеся художники ленинградской школы .
В отделе скульптуры были выставлены работы 44 скульпторов. Кафедра графики представила работы 84 художников.
«Жалоба»
Когда в театре шла постановка трагедии Сумарокова «Синав и Трувор», случилась настоящая трагедия. Был организован провал спектакля самим главнокомандующим Москвы Салтыковым.
Не выдержав позора и гонений, практически обнищав, Сумароков пустился в запой и постоянные загулы.
В это трудное время он написал стихотворение «Жалоба», где без стеснения открыл душу читателю.
Ниже мы представляем фрагмент одного из стихов Александра Сумарокова о горестной участи писателя:
В октябре 1777 года после непродолжительной болезни писатель скончался. Так случилось, что денег у него совсем не было. Поэтому похороны с панихидой были организованы на собранные средства актеров Московского театра.
Похоронен деятель культуры на кладбище Донского монастыря.
Минули годы. Лишь в XX веке получило заслуженное признание творчество Александра Сумарокова. Память об огромном вкладе писателя в развитие русской литературы не только жива, но и получила новое осмысление.
Анна Семёновна Голубкина(16.01.1864 — 07.09.1927)
Русский советский скульптор. Родилась в г. Зарайске Рязанской губернии. Училась в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества (1891 — 1894) и Петербургской Академии художеств (1894), в парижской академии Коларосси (1895 — 1896). В 1897 — 1898 годах работала в мастерской в Париже, получала уроки мастерства у знаменитого французского скульптора О. Родена.
В первой своей скульптурной работе «Молящаяся старуха», сделанной во время учебы в Москве, и во всем последующем творчестве Голубкина выразила свою любовь к народу.
Анна Семеновна обладала замечательными качествами педагога. Она начала работать учителем в 1901 году, преподавала скульптуру в Московском коммерческом училище.
В 1913 — 1914 годах Голубкина вела класс скульптуры на вечерних Пречистенских курсах рабочих. Она отдавала своим ученикам не только богатый опыт художника, но и часть своих скудных денежных средств.
Итогом двадцатилетней творческой деятельности А.С. Голубкиной была ее персональная выставка, открытая в Москве в Музее изящных искусств в 1914 году.
В 1923 году выходит книга А.С. Голубкиной «Несколько слов о ремесле скульптора», в которой она изложила свои взгляды на искусство и работу скульптора.
Ее работы представлены в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее и Рязанском областном художественном музее.
Лит.: Лукьянов С. Жизнь А.С. Голубкиной. М., 1975; Каменский А.А. Анна Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура. М., 1990; Добровольский О.М. Голубкина. М., 1970.
Из биографии
Л. Бакст. Портрет А. БенуаАлександр Николаевич Бенуа (1870-1960) родился в семье русского дворянина французского происхождения Николая Бенуа, который был главным архитектором Петергофа, и Камиллы Кавос, дочери итальянского архитектора Альберта Кавоса. Старший брат Александра – Альберт – был акварелистом, брат Леонтий – архитектором. Оба преподавали в Академии художеств. Сестра Екатерина вышла замуж за скульптора Евгения Лансере. Ее дети, художники Николай и Евгений Лансере, и дочь, известная художница Зинаида Серебрякова, приходились Александру Бенуа племянниками. Целая художественная династия! Художественные и эстетические взгляды сформировались у него в раннем детстве, т.к. он жил в атмосфере искусства.Александр Бенуа был женат на младшей сестре жены своего брата – Анне Кинд, которая стала его верной подругой и любимой женщиной на всю жизнь.В Академии художеств он проучился всего четыре месяца, т.к. осознал, что живописи нельзя научиться, слушая лекции. Далее Бенуа поступил на юридический факультет Петербургского университета, но при этом искусство не оставил: занимался живописью, иллюстрированием, оформлением театральных постановок, а также писал искусствоведческие статьи.В 1896 г. А. Бенуа, Л. Бакст и К. Сомов приезжают во Францию для изучения истории французского искусства, т.к. они уже разочарованы в реализме. Но и новое искусство воспринято им неоднозначно: Бенуа привлекают импрессионисты Моне и Дега, но «символисты и декаденты потерпели банкротство, обещали кучу, дали какие-то поскребушки», – считает он. Но зато на всю жизнь художник был очарован Версалем. Он изобразил его на многих своих полотнах.
Личная жизнь
Александр Иванович был женат несколько раз. Его первой супругой стала Мария Карловна Давыдова. В браке на свет появилась дочь Лидия Куприна. Век девушки был недолог. Она скончалась в возрасте 21-го года.
Супружеская жизнь продлилась 5 лет. После чего закончилась разводом.
Мария Карловна Куприна-Иорданская (урожд. Давыдова) с дочерью Лидой
Вскоре мужчина встретил Елизавету Морицовну Гейнрих. С ней писатель долгое время жил без официальной регистрации. Пара сочеталась браком только в 1909 году. От этого союза на свет появились дочери Зинаида и Ксения. Первая умерла в ранние годы от инфекции. Вторая же пошла по творческому пути и прославилась как актриса и модель.
А. Куприн с дочерями Зинаидой и Ксенией
Пару разлучила смерть Куприна. Спустя несколько лет в блокадном Ленинграде погибла и сама супруга писателя. Она не выдержала тягот военного времени и покончила с собой.
На момент Великой Отечественной и ее завершения род Куприна практически прервался.
Елизавета и Александр Куприн
Единственным потомком писателя был Алексей Егоров, который умер от полученных ранений в одном из госпиталей. Детей у него не было, что и поставило точку в истории рода писателя.
Наследие
В музее «Малая Третьяковка», который активно поддерживался не только самим Григорьевым, но и другими живописцами, сегодня можно увидеть подлинные картины знаменитого русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, не менее известного художника Руфина Гавриловича Судковского (также мариниста) и многих других живописцев России. Работы же самого Александра Григорьева можно увидеть как в Малой Третьяковке, так и в музеях других городов России. Также они выставлены в галереях Англии, Франции, Италии и ряда других стран.
Сегодня в Республике Марий Эл присуждается муниципальная премия в области изобразительного искусства имени Александра Григорьева. Также его имя носит Козьмодемьянский историко-художественный музей (та самая «Малая Третьяковка»).
Биография художника Александра Бенуа
Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.
Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.
И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.
В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Публика была в полном восторге, а критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного художника.
Прогулка короля
Купальня маркизы
Фантазия на Версальскую тему
Представление султанше
Людовик XIV кормит рыб
Король прогуливается в любую погоду
Прогулка короля
Прогулка короля
В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.
Ораниенбаум
Аллея
Картины Петербурга
Парад при Павле I
Карнавал на Фонтанке
Ораниенбаум. Японский сад
Китайский павильон. Ревнивец
С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.
Водный партер в Версале
Пруд в Версале
Фонтаны Версаля
Версаль
Версаль под дождём
Версаль. У Курция
Каштаны весной. Версаль
Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.
Беседка в парке. Павловск
Петергоф
Петергоф
Большой дворец. Петергоф
В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».
Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.
Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.
А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!
Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Декорация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы»
Эскиз декорации к «Соловью» Стравинского
Итальянская комедия
Итальянская комедия
Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.
С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.
С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…
И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.
Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.
Сергей Зарянко
В Третьяковской галерее хранится несколько выразительнейших портретов XIX века кисти Сергея Зарянко. Он родился в селе Ляды Могилевской губернии (нынешний агрогородок Ляды Дубровенского района Витебской области) в семье крепостного крестьянина. Вскоре семья будущего художника получила вольную и переехала в Санкт-Петербург.
Отец поступил на службу к князю Голицыну. Сергей начал учебу в Третьей гимназии, в которой учились дети разных сословий. В 1833 году скончалась мать Сергея, отец уехал из Санкт-Петербурга с новой женой. На попечении пятнадцатилетнего мальчика оказались братья и сестры. Гимназию пришлось бросить, чтобы содержать семью.
В 1834 году Зарянко в качестве вольнослушателя стал посещать Императорскую Академию художеств. Одновременно он учился у Алексея Венецианова. В 1838 году Зарянко получил звание свободного художника. В возрасте 25 лет ему было присвоено звание академика, а в 32 года он уже был профессором исторической и портретной живописи.
Сергей Зарянко преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников – Василий Перов («Охотники на привале»), Илларион Прянишников («В ожидании шафера»), Василий Пукирев («Неравный брак»), братья Маковские, Владимир Шервуд (архитектор Исторического музея на Красной площади в Москве) и другие.
Портреты Зарянко очень хорошо передавали сходство. Художник мастерски показывал объем благодаря светотени. Эта, как мы бы сейчас сказали, фотографическая точность производила большое впечатление на современников, и потому работы Зарянко пользовались успехом у заказчиков. За время своей творческой деятельности он написал более ста портретов. Наиболее примечательные из них – портрет цесаревича Николая Александровича и великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III.
В 1860-е годы слава Зарянко стала меркнуть. В это время на арену художественной жизни пришло новое поколение художников. Возникла и новая эстетика критического реализма, но Зарянко не захотел менять свою живописную манеру. Его новые произведения критиковали за натуралистичность и ремесленный подход. Разочарованный холодным приемом критики и публики, переживший свою славу, Зарянко скончался в Москве в возрасте пятидесяти двух лет.
Русский авангард
Новое искусство не избегало в абсолютной мере старых традиций. Живопись, в первые послереволюционные годы, впитала влияния футуристов и авангарда в целом. Авангард со своим презрением к традициям прошлого, что так близко было к разрушительным идеям революции, нашёл себе приверженцев в лице молодых художников. Параллельно с этими течениями в изобразительном искусстве развивались реалистические тенденции, жизнь которым дал критический реализм XIX в. Эта биполярность, назревшая в момент смены эпох, сделала жизнь художника того времени особо напряжённой. Два пути, которые наметились в послереволюционной живописи хоть и являлись противоположностями, тем не менее, мы можем наблюдать влияние авангарда на творчество художников реалистического направления. Сам реализм в те годы был разнохарактерным. Работы этого стиля имеют символический, агитационный и даже романтический облик. Совершенно точно передаёт в символической форме грандиозную перемену в жизни страны произведение Б.М. Кустодиева — “Большевик” и, наполненная патетическим трагизмом и неудержимым ликованием “Новая планета” К.Ф. Юона.
Большевик. Кустодиев. 1920
К.Ф. Юон. Новая планета. 1921
Живопись П.Н. Филонова с его особым творческим методом – “аналитическим реализмом ” — являет собой сплав двух контрастных художественных течений, который мы можем увидеть на примере цикла c агитационным наименованием и значением “Ввод в мировой расцвет”.
П.Н. Филонов Корабли из цикла Ввод в мировой расцвет. 1919 ГТГ
Беспрекословность общечеловеческих ценностей, непоколебимых даже в такое смутное время выражает образ прекрасной “Петроградской мадонны” (офиц. название “1918 год в Петрограде”) К.С. Петрова-Водкина.
1918 год в Петрограде (или Петроградская мадонна). К.С. Петров-Водкин. 1920 ГТГ
Позитивным отношением к революционным событиям заражает светлое и наполненное солнечной, воздушной атмосферой творчество пейзажиста А.А. Рылова. Пейзаж “Закат”, в котором художник выразил предчувствие пожара революции, который разгорится от возрастающего пламени судного костра над минувшей эпохой, представляет один из воодушевляющих символов этого времени.
Закат. А.А. Рылов. 1917
Вместе с символическими образами, организующими подъём народного духа и увлекающими за собой, подобно одержимости, существовало и направление в реалистической живописи, с тягой к конкретной передаче действительности. По сей день произведения этого периода хранят искру мятежа, способную заявить о себе внутри каждого из нас. Многие работы, не наделённые такими качествами или противоречащие им, уничтожались или были забыты, и никогда не представятся нашему взору. Авангард навсегда оставляет свой отпечаток в реалистической живописи, но наступает период интенсивного развития направления реализма.